Заседание № 118

05.10.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 160965-4 "О внесении дополнения в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся ответственности за невыполнение работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3867 по 4048 из 6000
По пункту 6 докладчик Алексей Николаевич Волков здесь? Здесь. Коллеги,          
рассматриваем пункт 6. Проект федерального закона "О внесении дополнения в      
статью 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных                    
правонарушениях". Доклад Алексея Николаевича Волкова, представителя Курской     
областной Думы, депутата Государственной Думы. Пожалуйста, Алексей              
Николаевич.                                                                     
                                                                                
ВОЛКОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Курской областной Думой     
на ваше рассмотрение вынесен законопроект, посвященный вопросу, связанному с    
ответственностью за нарушение работодателем установленной квоты для приема на   
работу инвалидов. При этом санкции в виде штрафа, предусмотренные               
законопроектом, составляют для юридических лиц сто МРОТ, для должностных лиц    
- от двадцати до тридцати МРОТ.                                                 
                                                                                
В соответствии с действующим законодательством федеральными органами            
государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской    
Федерации инвалидам предоставляется гарантия трудовой занятости путем           
установления организациям независимо от организационно-правовых форм и форм     
собственности квот для приема на работу инвалидов, то есть определяется         
минимальное количество социальных рабочих мест для инвалидов. Предлагаемое      
Курской областной Думой дополнение в статью 5.42 Кодекса Российской Федерации   
об административных правонарушениях действовало до вступления в силу с 1        
января 2005 года 122-го федерального закона. До 1 января этого года в           
соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в             
Российской Федерации" предприятия численностью более тридцати человек обязаны   
были принимать на работу инвалидов или вносить плату за невыполнение условий    
квотирования рабочих мест. Размер квоты устанавливался следующий: от 2 до 4     
процентов от численности работающих. Сегодня более чем в три раза повышен       
порог численности работников предприятия для установления квот. Таким           
образом, ситуация по выполнению условий квотирования рабочих мест для           
инвалидов значительно ухудшилась.                                               
                                                                                
Вместе с тем оставалось право субъекта Федерации по созданию рабочих мест для   
инвалидов. Более того, субъекты Федерации обязаны были создавать эффективные    
правовые механизмы по квотированию и осуществлять контроль над предприятиями    
по трудоустройству инвалидов. В настоящее время в субъектах Федерации еще       
действуют региональные нормативные акты, регламентирующие вопросы               
квотирования рабочих мест для инвалидов, однако полномочий по контролю за       
отчислением указанных средств регионам не предоставляется.                      
                                                                                
Как показывает практика, эффективные меры воздействия на работодателей по       
вопросам трудоустройства инвалидов в настоящее время практически отсутствуют,   
что не соответствует принципу реализации государственной политики,              
закрепленному в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О социальной защите      
инвалидов в Российской Федерации".                                              
                                                                                
Необходимо отметить, что ранее собранные денежные средства за невыполнение      
работодателем установленной квоты расходовались органами государственной        
власти субъектов Федерации на создание специальных рабочих мест для             
инвалидов. Изменения, внесенные федеральным законом № 122-ФЗ, практически       
ликвидировали законодательную основу обеспечения занятости инвалидов и          
значительно сократили объем финансовых средств, выделяемых региональными        
органами государственной власти на создание дополнительных рабочих мест для     
инвалидов с правом работы.                                                      
                                                                                
К сожалению, высказанные аргументы не нашли поддержки в пользу данного          
законопроекта у Правительства Российской Федерации и Комитета Государственной   
Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, и   
они высказались против данного законопроекта. Заслуживает внимания замечание,   
высказанное в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы,    
которое носит общий и юридико-технический характер. Поэтому в случае принятия   
данного законопроекта в первом чтении предлагается при подготовке               
законопроекта ко второму чтению внимательно посмотреть законопроект и           
доработать, с тем чтобы синхронизировать его с действующими федеральными        
законами, то есть чтобы не возникло каких-то перекосов и противоречий           
юридического характера.                                                         
                                                                                
Учитывая, что количество инвалидов в Российской Федерации неуклонно             
возрастает, а существующие меры их социальной поддержки оказываются             
недостаточными для обеспечения достойной жизни, предлагаемое дополнение         
является весьма актуальным и заслуживает поддержки. Мы думаем, что принятие     
данного закона в дальнейшем обеспечит гармонизацию общественных интересов,      
публичных интересов с интересами частными и будет направлено на обеспечение     
гарантий трудовых прав инвалидов наравне с другими гражданами Российской        
Федерации. В этой связи представляется необходимым восстановить действие        
положений кодекса, устанавливающих ответственность за выполнение                
работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов.               
                                                                                
Прошу поддержать законопроект, внесенный Курской областной Думой. Спасибо за    
внимание.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич. Присаживайтесь.              
                                                                                
Содоклад Александра Николаевича Харитонова.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Александр Николаевич.                                               
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! На самом   
деле частью 1 статьи 5.42 кодекса установлено, что отказ работодателя в         
приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты влечет наложение       
административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати   
минимальных размеров оплаты труда. Таким образом, предлагаемое положение        
части 3 статьи 5.42 кодекса в определенной мере будет дублировать часть 1       
указанной статьи. Необходимо отметить, что предполагаемая часть 3 статьи 5.42   
кодекса сформулирована недостаточно четко. Согласно такой редакции к            
административной ответственности можно привлечь юридическое лицо и              
должностных лиц при отсутствии их вины в невыполнении квоты, например если      
инвалиды не обращались в организацию для трудоустройства самостоятельно или     
не были направлены службой занятости, что недопустимо для правоохранительной    
нормы.                                                                          
                                                                                
Кроме того, следует отметить, что в соответствии со статьей 1.3 кодекса к       
предмету ведения Российской Федерации относится установление административной   
ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение. А согласно статье    
21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"   
(в редакции 122-го федерального закона) субъектам Российской Федерации          
предоставлено сегодня право своими законодательными актами устанавливать        
квоты организациям для приема на работу инвалидов в процентах к                 
среднесписочной численности работников.                                         
                                                                                
Правительство Российской Федерации высказалось против данного законопроекта.    
С учетом вышеизложенного законопроект рекомендуется к отклонению комитетом по   
конституционному законодательству.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Вопрос один у             
Кармазиной Раисы Васильевны. Пожалуйста, Раиса Васильевна.                      
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Вопрос следующего характера. Скажите, пожалуйста, по            
существующей системе (я к примеру Курской области обратилась бы) сколько было   
оштрафовано предприятий? Ведь сегодня есть такая норма у нас в Кодексе об       
административных правонарушениях. Какое количество предприятий оштрафовано?     
Какая поступила сумма и как реально эта сумма штрафов повлияла на               
трудоустройство инвалидов?                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексею Николаевичу Волкову включите микрофон. С места.   
                                                                                
ВОЛКОВ А. Н. Уважаемые коллеги, 122-й закон, как вы знаете, вступил в силу с    
1 января этого года. В этом году ни штрафов, ни взысканий с предприятий за      
непринятие на работу в Курской области не было.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли еще вопросы? Нет. Желающие выступить? Раиса       
Васильевна Кармазина. С места.                                                  
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В. Уважаемые коллеги, на сегодня норма существует по отношению к   
тем работодателям, которые не исполняют 122-й закон, где четко написано, что    
им предъявляются штрафные санкции за непринятие на работу инвалида. Но, как     
мы слышали из ответа, нет таких данных, никто никого не штрафовал. Поэтому      
напрашивается вопрос: для чего еще дальше ужесточать, принимать более           
репрессивные меры по отношению и к предприятию, и к работодателю как к          
физическому лицу? Я считаю, это абсолютно не осчастливит инвалида. И еще идет   
повторение: норма уже существует в Кодексе об административных                  
правонарушениях.                                                                
                                                                                
И второе. Хочу напомнить представителю Курской области: для того чтобы          
работали инвалиды, летом мы приняли закон о внесении поправок, коррективов в    
упрощенную систему налогообложения. Мы с вами ввели патенты на шестьдесят       
видов деятельности. Это как раз и услуги, сфера обслуживания, инвалид там       
может приложить свои силы. Именно по патентам... Считаю, что данная поправка    
надуманная. И мы слышали в ответе, что таких данных нет. И предыдущие-то        
нормы не используются... Поэтому призываю отклонить данную поправку и не        
голосовать за нее.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представители президента и правительства хотели бы высказаться по данному       
законопроекту? Нет. Требуется ли заключительное слово докладчика и              
содокладчика? Не требуется. Коллеги, кто за то, чтобы принять в первом чтении   
данный законопроект? Прошу определиться голосованием. Мнение комитета -         
отклонить.                                                                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за               68 чел.15,1%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     69 чел.                                          
Не голосовало                 381 чел.84,7%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.