Заседание № 133
О проекте федерального закона № 96436-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части наделения налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов о налогоплательщике).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к вопросу 10 повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Александр Алексеевич Носов. НОСОВ А. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект был принят во втором чтении 12 июля. Замечаний лингвистического и юридико-технического характера не имеется. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть желающие выступить от фракций по мотивам? Есть. Включите режим записи на выступления, пожалуйста. Покажите результаты. Фаррахов Айрат Закиевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие в третьем чтении внесённого Правительством Российской Федерации законопроекта, поскольку реализация данного федерального закона обеспечит выполнение Российской Федерацией принятых на себя обязательств, а также обеспечит дальнейшее совершенствование налогового администрирования в Российской Федерации, что позволит снизить количество правонарушений в налоговой сфере, а также случаев мошенничества. Фракция будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Наша фракция будет голосовать против этого законопроекта. Мы поддерживаем усилия государства по обеспечению сбора налогов в полном объёме, это правильно, вместе с тем мы считаем, что получение информации, особенно от аудиторов, должно происходить, скажем так, в определённых пределах. Дело в том, что это как адвокатская тайна: вы знаете, когда человек советуется со своим юристом, соответствующая информация не может быть получена следствием. Здесь то же самое: если компания нанимает финансового консультанта и получает определённые услуги, то соответствующая информация - это собственность компании, и мы считаем, что предоставление налоговой службе доступа к этой информации является чрезмерной мерой и может послужить основанием для злоупотреблений в отношении частного бизнеса. Поэтому наша фракция за этот законопроект голосовать не будет, более того, мы будем выступать против. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", 10-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 35 мин. 34 сек.) Проголосовало за 352 чел.78,2 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Федеральный закон принят.
Заседание № 132
О проекте федерального закона № 96436-7 "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (в части наделения налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов о налогоплательщике; принят в первом чтении 23 июня 2017 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 26, проект федерального закона "О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад члена Комитета по бюджету и налогам Дмитрия Васильевича Юркова. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В комитет поступило девять поправок к законопроекту: четыре поправки комитетом одобрены и предложены к принятию, они включены в таблицу поправок № 1, и пять поправок рекомендованы комитетом к отклонению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 15 сек.) Проголосовало за 343 чел.76,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 343 чел. Не голосовало 107 чел.23,8 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 41 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 334 чел. Не голосовало 116 чел.25,8 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 04 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 362 чел. Не голосовало 88 чел.19,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. ЮРКОВ Д. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, законопроект подготовлен к принятию в третьем чтении, просьба поставить его в порядок работы на 17 июля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.
Заседание № 52
О проекте федерального закона № 96436-7 "О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса Российской Федерации" (в части наделения налоговых органов полномочиями по истребованию у аудиторских организаций документов о налогоплательщике).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматривается проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 82 и 93-1 Налогового кодекса Российской Федерации", 35-й вопрос повестки дня. Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста, Илья Вячеславович. ТРУНИН И. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации. В проекте федерального закона предлагается снять режим аудиторской тайны с документов, которыми располагают аудиторы или аудиторские организации. Необходимость разработки этого проекта федерального закона вызвана тем, что по итогам очередного обзора состояния обмена информацией и налоговой транспарентности российского законодательства нам указали на то, что в Российской Федерации действует режим аудиторской тайны, которая не подлежит раскрытию налоговым органам, что не соответствует международным стандартам налоговой прозрачности. По итогам того обзора было сделано два замечания: первое касалось банковской тайны - напомню, что режим банковской тайны был снят для налоговых органов уже несколько лет назад, - а теперь правительство предлагает осуществить аналогичные действия в отношении аудиторской тайны. В законопроекте предусматривается, что должностное лицо налогового органа при проведении налоговой проверки вправе истребовать у аудиторской организации документы её клиента, которые послужили основанием для исчисления и уплаты налога этим клиентом. Такие документы могут истребоваться для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога соответствующим клиентом аудиторской организации. При этом в законопроекте - хочу обратить на это особое внимание - предусматривается комплекс механизмов, препятствующих злоупотреблениям со стороны налоговых органов. Ограничены случаи истребования документов: либо при проведении налоговой проверки, либо при поступлении международного запроса. Решение об истребовании должен принимать руководитель вышестоящего налогового органа или руководитель ФНС России. В законопроекте ограничивается перечень услуг, документы по которым могут истребоваться для налоговых проверок. Истребованию могут подлежать только налоговые документы, в их отношении раскрывается режим аудиторской тайны. Налоговый орган может истребовать документы только в тех случаях, когда эти документы не представил налогоплательщик. Мы полагаем, что в случае принятия закон значительно улучшит состояние налогового контроля в Российской Федерации и приведёт состояние российского налогового законодательства в соответствие с современными международными стандартами, поскольку учитывает международный опыт взаимодействия аудиторских организаций и налоговых органов. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, содоклад Дмитрия Васильевича Юркова. ЮРКОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел указанный законопроект и отмечает следующее. В законопроекте предлагается в целях налогового контроля допустить сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике, полученной от аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов. Кроме того, в случае если документы не представлены в налоговый орган в установленном порядке налогоплательщиком, налоговый орган предлагается наделить правом истребовать у аудиторских организаций и аудиторов полученные ими при осуществлении аудиторской деятельности, оказании прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг документы (информацию), служащие основанием для исчисления и уплаты налога налогоплательщиком, на основании решения руководителя (заместителя руководителя) вышестоящего налогового органа или руководителя (заместителя руководителя) ФНС России при проведении налоговой проверки или на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации. В частности, в подписанном Договоре о Евразийском экономическом союзе в статье 69 говорится о транспарентности законодательства, а статья 72 раскрывает принципы взимания косвенных налогов; в рекомендациях Организации экономического сотрудничества и развития, подписавшей Конвенцию о взаимной административной помощи по налоговым делам, Российская Федерация при ратификации конвенции определила: первое, налоги, на которые распространяется конвенция, второе, какие органы являются компетентными. При обсуждении этого проекта закона было очень много вопросов, аудиторскими организациями, компаниями, бизнес-объединениями, "большой четвёркой" высказывались критические замечания. Приведу только некоторые из них. Если истребованная документация (информация) представлена аудитором некорректно или содержит ошибочное суждение, это может быть использовано налоговой службой явно не в пользу бизнеса. Также есть опасения, что уменьшится количество компаний, которые пользуются услугами инициативного аудита, так как в соответствии со статьёй 1 Федерального закона № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" аудиторы оказывают ещё и бухгалтерское, налоговое, управленческое консультирование и, конечно же, бизнес опасается, что эта информация станет доступной. Мы провели очень подробный и внимательный анализ высказанных опасений. С целью снижения рисков предъявления необоснованных требований к аудиторским организациям комитетом излагается согласованная позиция бизнеса, аудиторов, Минфина и налоговой службы относительно того, каким образом необходимо поправить законопроект ко второму чтению, мы предлагаем следующие направления доработки. Первое. Необходимо определить, какие именно документы - и этот список должен быть исчерпывающим - вправе запрашивать налоговые органы у аудиторских организаций и аудиторов. Должны соблюдаться следующие принципы: документы необходимы для проведения налоговой проверки либо запрашиваются на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства; документы находятся или должны находиться в наличии у проверяемого налогоплательщика; документы получены аудиторской организацией или аудитором от налогоплательщика в ходе аудита в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и не являются документами с суждениями аудитора, составленными в ходе осуществления им профессиональной деятельности. При этом необходимо исключить обязанность по представлению иной информации. Второе. Необходимо урегулировать вопросы, связанные с изъятием из режима аудиторской тайны документов, полученных у аудиторской организации или аудитора. В частности, в законопроекте предлагается наделить налоговые органы правом на распространение информации о налогоплательщике, но под распространяемой информацией мы понимаем только те документы, которые были получены аудиторской организацией или аудитором в ходе аудита. Третье. Нуждаются в проработке вопросы, связанные с порядком истребования документов, в частности с оформлением требования, сроками представления истребуемых документов и содержанием требования. И конечно, абсолютно логично, что налоговый орган будет вправе обратиться к аудиторам только после того, как не смог реализовать своё право на истребование документов у налогоплательщика. Четвёртое. Вступление в силу изменений предусматривается с 1 января 2018 года без конкретизации того, за какие налоговые периоды могут быть истребованы у аудиторских организаций документы. И здесь нам необходимо предусмотреть переходный этап. На законопроект поступили отзывы от субъектов Российской Федерации: от законодательных органов - два отрицательных и двадцать девять положительных, за принятие закона высказались сорок шесть исполнительных органов власти, против - ни одного. В связи с изложенным комитет просит принять законопроект в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению с учётом изложенных замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, а вот вопрос. Вы правильно подчеркнули, сказали об отзывах из регионов, а запрашивались ли отзывы у общественных организаций, представляющих деловое сообщество? ТПП, "ОПОРА РОССИИ", "Деловая Россия", РСПП - они все поддерживают принятие этого закона? ЮРКОВ Д. В. Данными организациями представлены замечания и высказаны опасения, о которых я говорил и которые, как мы договорились, при подготовке ко второму чтению будут учтены. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нам важно, чтобы в рамках доработки законопроекта ко второму чтению представители деловых организаций приняли участие в работе над законопроектом, потому что мы говорим как раз о работе с бизнесом и о доверии бизнеса в отношении решений, которые мы рассматриваем, принимаем. Вот это крайне важно нам сделать, коллеги. Пожалуйста, вопросы. Есть вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Слыщенко Константин Григорьевич. СЛЫЩЕНКО К. Г. Вопрос докладчику. Вот налоговая инспекция запросила у аудиторской компании документы и выяснила, что есть какие-то нарушения. Скажите, пожалуйста, это является уже окончательной инстанцией или предприниматель либо организация имеют право в судебных органах оспорить, новый аудит заказать? Как это будет, поясните, пожалуйста. ТРУНИН И. В. Константин Григорьевич, процедура налоговой проверки, рассмотрение результатов налоговой проверки и вступление в силу решения налоговых органов по итогам налоговой проверки уже детально регламентированы частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. И если, по мнению налоговых органов, в действиях налогоплательщика были нарушения, в Налоговом кодексе предусмотрен весь спектр инструментов для защиты налогоплательщиком своих прав: это возражение при рассмотрении акта налоговой проверки, это обязательное досудебное обжалование решения в вышестоящие органы, если налогоплательщик не согласен, и, если налогоплательщик не согласен с решением, вынесенным вышестоящим органом, это обжалование в суд. Только по итогам истребования документов и мнения нижестоящего налогового органа решение о неправильности действий налогоплательщика по исчислению налога не принимается, если он не согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М. Илья Вячеславович, вот Вячеслав Викторович абсолютно правильно заметил, что всё-таки у профессионального сообщества неоднозначное отношение к данной проблеме. Есть два аспекта, за которые, мы видим, переживают. Существуют опасения, что снизится востребованность аудиторских услуг у среднего бизнеса. Аудиторские проверки не обязательны при небольшом бизнесе, малый и средний бизнес приходит в целях, скажем так, консультации, определения правильности исчисления и с другими вопросами, которые задаёт аудитору, а если будет риск утечки информации, то это приведёт к снижению объёмов работы для аудитора именно в этом блоке. Это первое. И второе. Вот в законопроекте у вас представлено такое понятие, как информация. Понятное дело, когда запрашиваются документы, не полученные от налогоплательщика, но ведь информация - довольно многозначное понятие, под которым могут пониматься, в частности, выводы, заключения аудиторской компании, а они не могут являться документами для принятия решений налоговой инспекцией. Ваше мнение? ТРУНИН И. В. Спасибо, Сергей Михайлович, за вопрос, он действительно важный. Я хотел бы, во-первых, отметить, что, наверное, не совсем правильно использовать в отношении представления информации аудитором налоговому органу термин "утечка", потому что всё-таки это государственный орган, который контролирует правильность исчисления и уплаты налогов. Что касается отношения аудиторского сообщества, естественно, оно будет неоднозначным. Точно так же три или четыре года назад поэтапно принималось решение о представлении налоговым органам информации, составляющей банковскую тайну. Международные стандарты, конечно же, предусматривают, что часто аудиторы и консультанты могут иметь рабочие материалы, документы, информацию, о которой вы говорите и которую не имеет или скрывает налогоплательщик. Именно для того, чтобы эти документы не были закрыты, не подпадали под понятие "аудиторская тайна", страны "Группы двадцати" одобрили этот стандарт и поручили его реализацию Глобальному форуму по транспарентности и обмену информацией, куда входит более ста стран, и были утверждены стандарты, в соответствии с которыми аудиторская тайна не может служить препятствием к получению налоговыми органами собственного государства или зарубежного, если есть соответствующее соглашение, информации и рабочих материалов аудиторских организаций, потому что все документы, которые должны быть у налогоплательщика, и так у него есть, а ничего дополнительного у аудитора не будет. Мы предлагаем принять точно такое же решение в Российской Федерации, чтобы соответствовать этому стандарту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Гладких Борис Михайлович. ГЛАДКИХ Б. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Илья Вячеславович, такой закон нужен, но в целях исключения подмены предмета договорных отношений между аудитором и предпринимателем необходимо уточнить, есть ли обязанность у аудиторов представлять информацию обо всех проводимых аудиторских проверках. ТРУНИН И. В. Борис Михайлович, такого понятия, как аудиторская проверка, строгого его определения нет. Дело в том, что аудиторы оказывают услуги по аудиту и по результатам оказания таких услуг выпускают аудиторское заключение о достоверности либо недостоверности финансовой отчётности, а также оказывают сопутствующие услуги - консультирование налоговое, бухгалтерское и так далее. Соответственно, есть обязательный аудит, есть необязательный аудит, поэтому никакой обязанности по информированию о проводимых проверках и о прочих оказываемых услугах каких-либо органов во всех случаях законодательство не содержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Нет желающих. Полномочный представитель президента? Нет замечаний. Правительства? Согласовали тоже. Нет замечаний. Заключительное слово содокладчика? Нет желания. Ставится на голосование законопроект под пунктом 35 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 41 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 21 чел.4,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.