Заседание № 164
02.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 963511-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросу добровольности дистанционного обучения".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2973 по 3111 из 4631
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросу добровольности дистанционного обучения". Докладывает Олег Николаевич Смолин. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Вашему вниманию предлагается законопроект, подготовленный депутатами фракции КПРФ, о добровольности перевода школьников на дистанционное обучение. Вообще-то, мне доводится много лет быть куратором экспертного совета по информационным технологиям, в данном случае в науке и высшем образовании. Я позволю себе рассказать вам, как в 2014 году вместе с председателем экспертного совета мы были у Дмитрия Анатольевича Медведева, тот нас внимательно выслушал, смеялся, когда мы приводили несусветные примеры, связанные с торможением развития электронных университетов в Российской Федерации. И мы тогда предложили Дмитрию Анатольевичу возглавить лично комиссию по индустрии - подчеркиваю слово "индустрия" - электронного обучения. Я думаю, что, если бы Дмитрий Анатольевич тогда не перепоручил эту задачу другим, возможно, сейчас у нас не было бы с микрочипами проблем, о которых, я думаю, подавляющее большинство знает. Но при этом, коллеги, мы должны понимать, что одно дело - электронные университеты, которые есть во всех странах-конкурентах, и совсем другое дело - это перевод школьников на так называемый дистант. Я напомню вам, что и Президент России, и министр просвещения неоднократно заявляли, что никакой замены живого учителя компьютером или искусственным интеллектом в стране не будет. Кстати, недавно Минцифры предложило нам домашнее задание проверять искусственным интеллектом. Интересно, а кто будет иметь представление о личности ребёнка, тоже искусственный интеллект? Но это отдельная тема. Каковы наши аргументы, когда мы предлагаем запретить перевод на дистанционное обучение без согласия родителей? Первое - вред здоровью, особенно зрению и нервной системе. По данным физиологов, показатели зрения обычных школьников даже при обычных технологиях понижаются в школе примерно в 10 раз, при электронном обучении - значительно больше. Уважаемые коллеги, есть жёсткие нормативы СанПиНов, которые рассказывают, сколько времени можно детям работать с компьютером. Уверяю вас, во время так называемой дистанционки, во время пандемии они превышались в десятки раз. По оценкам крупнейшего специалиста в области охраны здоровья школьников Марьяны Безруких, самый большой объём работы с компьютером в старших классах - не более пяти часов. А при дистанционке что у нас было? Семь-восемь уроков плюс домашнее задание. Уважаемые коллеги, я пропущу данные СанПиНа, поскольку в пять минут не всегда возможно уложить столь важный вопрос. Второй аргумент, уважаемые коллеги, - вред интеллектуальному развитию. По данным специальных исследований, произошло злоупотребление информационными технологиями во многих странах, и это приводит к формированию так называемого клипового мышления, к поверхностному восприятию информации. Психологи рекомендуют, по крайней мере в школе, особенно начальной и основной, больше работать с традиционными технологиями, с книгами, чем с компьютером. Третье - ослабление воображения, формирование поверхностного эмоционального восприятия реальности. Восприятие готовых изображений также уступает чтению письменного текста, книги. Попросту говоря, люди, которые читают книги, имеют другой психологический тип по сравнению с теми, кто смотрит картинки. Да есть даже старая формула, что те, кто читает книги, управляют теми, кто смотрит телевизор, ну, или картинки в компьютере. Четвёртое - возникают трудности живого общения со сверстниками. Не расшифровываю. Пятое - ускоряется формирование интернет-зависимости у части школьников. Интернет-зависимость вообще и зависимость от компьютерных игр внесены в классификацию и признаются ВОЗ как один из видов психических отклонений. Чувствуя, что время заканчивается, уважаемые коллеги, добавлю к этому ещё усиление образовательного неравенства, которое связано с разным отношением детей к осваиваемому материалу. И последнее - ослабление личностного влияния учителя на ребёнка. Повторяю, правительство недавно приняло постановление № 1678, которым предлагает родителям, которые не хотят, чтобы их дети учились в дистанционном формате, писать по этому поводу заявления. Наш законопроект иной - мы предлагаем, наоборот, требовать согласия родителей, если школа собирается переводить на дистанционное обучение. А если ситуация возникает, как при пандемии, то государство обязано обеспечить школьников всем необходимым: компьютерами, контентом и скоростным Интернетом. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич. С содокладом выступает Виктор Владимирович Смирнов. СМИРНОВ В. В. Уважаемые коллеги, прежде всего следует отметить, что конкретный законопроект вносился в совершенно конкретных исторических условиях, тогда пандемия бушевала, поэтому острота этих вопросов, очевидно, была не той, что сейчас. Вместе с тем, рассмотрев по существу представленный законопроект, Комитет Государственной Думы по просвещению обращает внимание на то, что с целью обеспечения непрерывности образовательного процесса вопросы законодательного регулирования реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации уже закреплены на сегодня в части 17 статьи 108 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Мы также обращаем ваше внимание, уважаемые коллеги, что предлагаемый законопроектом к включению в статью 16 пункт 6 не учитывает того, что школьники и учащиеся профессиональных колледжей обучаются в составе классов и учебных групп. Данное обстоятельство предполагает синхронизацию учебного процесса применительно ко всем обучающимся в составе класса или учебной группы. Ситуация, когда часть класса или учебной группы изъявила согласие на обучение с использованием дистанционных технологий, а часть не изъявила, чревата дезорганизацией образовательного процесса, на наш взгляд. Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию принятие законопроекта не повлечёт дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, однако мы отмечаем, что в любом случае обеспечение техническими средствами обучения и соответствующим программным обеспечением при реализации образовательных программ с применением дистанционных технологий потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований. То есть в любом случае расчёт затрат необходим. Счётная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не поддерживают законопроект. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по просвещению предлагает отклонить законопроект в первом чтении. Просим нашу позицию поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Обсуждение завершено, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 55 сек.) Проголосовало за 104 чел.23,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 104 чел. Не голосовало 346 чел.76,9 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.