Заседание № 164

02.11.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 963511-7 "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросу добровольности дистанционного обучения".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2973 по 3111 из 4631
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 16       
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" по вопросу          
добровольности дистанционного обучения". Докладывает Олег Николаевич Смолин.    
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Вашему вниманию        
предлагается законопроект, подготовленный депутатами фракции КПРФ, о            
добровольности перевода школьников на дистанционное обучение.                   
                                                                                
Вообще-то, мне доводится много лет быть куратором экспертного совета по         
информационным технологиям, в данном случае в науке и высшем образовании. Я     
позволю себе рассказать вам, как в 2014 году вместе с председателем             
экспертного совета мы были у Дмитрия Анатольевича Медведева, тот нас            
внимательно выслушал, смеялся, когда мы приводили несусветные примеры,          
связанные с торможением развития электронных университетов в Российской         
Федерации. И мы тогда предложили Дмитрию Анатольевичу возглавить лично          
комиссию по индустрии - подчеркиваю слово "индустрия" - электронного            
обучения. Я думаю, что, если бы Дмитрий Анатольевич тогда не перепоручил эту    
задачу другим, возможно, сейчас у нас не было бы с микрочипами проблем, о       
которых, я думаю, подавляющее большинство знает.                                
                                                                                
Но при этом, коллеги, мы должны понимать, что одно дело - электронные           
университеты, которые есть во всех странах-конкурентах, и совсем другое дело    
- это перевод школьников на так называемый дистант. Я напомню вам, что и        
Президент России, и министр просвещения неоднократно заявляли, что никакой      
замены живого учителя компьютером или искусственным интеллектом в стране не     
будет. Кстати, недавно Минцифры предложило нам домашнее задание проверять       
искусственным интеллектом. Интересно, а кто будет иметь представление о         
личности ребёнка, тоже искусственный интеллект? Но это отдельная тема.          
                                                                                
Каковы наши аргументы, когда мы предлагаем запретить перевод на дистанционное   
обучение без согласия родителей?                                                
                                                                                
Первое - вред здоровью, особенно зрению и нервной системе. По данным            
физиологов, показатели зрения обычных школьников даже при обычных технологиях   
понижаются в школе примерно в 10 раз, при электронном обучении - значительно    
больше. Уважаемые коллеги, есть жёсткие нормативы СанПиНов, которые             
рассказывают, сколько времени можно детям работать с компьютером. Уверяю вас,   
во время так называемой дистанционки, во время пандемии они превышались в       
десятки раз. По оценкам крупнейшего специалиста в области охраны здоровья       
школьников Марьяны Безруких, самый большой объём работы с компьютером в         
старших классах - не более пяти часов. А при дистанционке что у нас было?       
Семь-восемь уроков плюс домашнее задание. Уважаемые коллеги, я пропущу данные   
СанПиНа, поскольку в пять минут не всегда возможно уложить столь важный         
вопрос.                                                                         
                                                                                
Второй аргумент, уважаемые коллеги, - вред интеллектуальному развитию. По       
данным специальных исследований, произошло злоупотребление информационными      
технологиями во многих странах, и это приводит к формированию так называемого   
клипового мышления, к поверхностному восприятию информации. Психологи           
рекомендуют, по крайней мере в школе, особенно начальной и основной, больше     
работать с традиционными технологиями, с книгами, чем с компьютером.            
                                                                                
Третье - ослабление воображения, формирование поверхностного эмоционального     
восприятия реальности. Восприятие готовых изображений также уступает чтению     
письменного текста, книги. Попросту говоря, люди, которые читают книги, имеют   
другой психологический тип по сравнению с теми, кто смотрит картинки. Да есть   
даже старая формула, что те, кто читает книги, управляют теми, кто смотрит      
телевизор, ну, или картинки в компьютере.                                       
                                                                                
Четвёртое - возникают трудности живого общения со сверстниками. Не              
расшифровываю.                                                                  
                                                                                
Пятое - ускоряется формирование интернет-зависимости у части школьников.        
Интернет-зависимость вообще и зависимость от компьютерных игр внесены в         
классификацию и признаются ВОЗ как один из видов психических отклонений.        
                                                                                
Чувствуя, что время заканчивается, уважаемые коллеги, добавлю к этому ещё       
усиление образовательного неравенства, которое связано с разным отношением      
детей к осваиваемому материалу.                                                 
                                                                                
И последнее - ослабление личностного влияния учителя на ребёнка.                
                                                                                
Повторяю, правительство недавно приняло постановление № 1678, которым           
предлагает родителям, которые не хотят, чтобы их дети учились в дистанционном   
формате, писать по этому поводу заявления. Наш законопроект иной - мы           
предлагаем, наоборот, требовать согласия родителей, если школа собирается       
переводить на дистанционное обучение. А если ситуация возникает, как при        
пандемии, то государство обязано обеспечить школьников всем необходимым:        
компьютерами, контентом и скоростным Интернетом.                                
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Виктор Владимирович Смирнов.                             
                                                                                
СМИРНОВ В. В. Уважаемые коллеги, прежде всего следует отметить, что             
конкретный законопроект вносился в совершенно конкретных исторических           
условиях, тогда пандемия бушевала, поэтому острота этих вопросов, очевидно,     
была не той, что сейчас. Вместе с тем, рассмотрев по существу представленный    
законопроект, Комитет Государственной Думы по просвещению обращает внимание     
на то, что с целью обеспечения непрерывности образовательного процесса          
вопросы законодательного регулирования реализации образовательных программ с    
применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в   
условиях введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации уже    
закреплены на сегодня в части 17 статьи 108 Федерального закона "Об             
образовании в Российской Федерации".                                            
                                                                                
Мы также обращаем ваше внимание, уважаемые коллеги, что предлагаемый            
законопроектом к включению в статью 16 пункт 6 не учитывает того, что           
школьники и учащиеся профессиональных колледжей обучаются в составе классов и   
учебных групп. Данное обстоятельство предполагает синхронизацию учебного        
процесса применительно ко всем обучающимся в составе класса или учебной         
группы. Ситуация, когда часть класса или учебной группы изъявила согласие на    
обучение с использованием дистанционных технологий, а часть не изъявила,        
чревата дезорганизацией образовательного процесса, на наш взгляд.               
                                                                                
Кроме того, согласно финансово-экономическому обоснованию принятие              
законопроекта не повлечёт дополнительных расходов из бюджетов бюджетной         
системы Российской Федерации, однако мы отмечаем, что в любом случае            
обеспечение техническими средствами обучения и соответствующим программным      
обеспечением при реализации образовательных программ с применением              
дистанционных технологий потребует выделения дополнительных бюджетных           
ассигнований. То есть в любом случае расчёт затрат необходим.                   
                                                                                
Счётная палата Российской Федерации, Правительство Российской Федерации не      
поддерживают законопроект.                                                      
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по просвещению предлагает     
отклонить законопроект в первом чтении. Просим нашу позицию поддержать.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Обсуждение завершено, включите режим голосования.                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              104 чел.23,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    104 чел.                                          
Не голосовало                 346 чел.76,9 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.