Заседание № 165
07.11.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 963506-7 "О внесении изменений в статью 422 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от уплаты страховых взносов со стоимости путёвок на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста, а также занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами)".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3443 по 3547 из 4839
34-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 422 Налогового кодекса Российской Федерации (в части освобождения от уплаты страховых взносов со стоимости путёвок на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста, а также занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами)". Докладывает Михаил Викторович Щапов. Законопроект тоже рассматривается в особом порядке. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на исправление ошибки, допущенной при подготовке мер компенсации негативных последствий пенсионной реформы. Напомню, что в качестве одной из мер, которая должна была подсластить горькую пилюлю пенсионной реформы, предполагался запуск госпрограммы предоставления путёвок на санаторно-курортное лечение гражданам предпенсионного возраста. Для её исполнения в бюджет Фонда социального страхования были включены средства для финансирования путёвок на санаторно-курортное лечение работников предпенсионного возраста, приобретаемых работодателями за счёт средств фонда. Проблема в том, что по действующему законодательству средства, потраченные работодателем на санкурлечение работника, считаются доходом этого работника и с них в том числе необходимо платить взносы в Фонд пенсионного и социального страхования, а также в фонд обязательного медстрахования. Получается противоречивая ситуация: государство даёт деньги на отдых, а работодатель должен, по сути, из своего кармана платить рабочие взносы или вычитать их из дохода, снижая зарплату. Естественно, когда работодатели и сами работники поняли, в чём суть проблемы, это вызвало недовольство, и к нам поступали сотни обращений как от работодателей, так и от профсоюзов и самих граждан. Основная суть проблемы в том, что работодатели при таких условиях госпрограммы просто не хотят в ней участвовать, хотя она вполне востребована у граждан. Поэтому мы сейчас и предлагаем исправить допущенную ошибку, внести соответствующие изменения в статью 422 Налогового кодекса и освободить эти платежи от обложения взносами в фонды. Да, это потребует определённых затрат из бюджета в размере порядка 3 миллиардов рублей в год, по данным 2021 года, когда вносился законопроект, но давайте посмотрим, что мы получим взамен. Вырастет количество проходящих санкурлечение граждан, что улучшит их здоровье и качество жизни, эти цели отражены в нацпроекте "Здравоохранение". В условиях кризиса, санкций и запретов прирост количества проходящих санкурлечение поможет ещё и тем предприятиям, которые предоставляют соответствующие услуги, что укладывается в нацпроект "Туризм и индустрия гостеприимства". Наконец, освобождение от уплаты взносов поможет малому и среднему бизнесу: с одной стороны, снизит нагрузку на ФОТ, а с другой - повысит производительность труда, что укладывается в цели и задачи нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство...". Исходя из этого, на наш взгляд, в принятии данного законопроекта должно быть больше всего заинтересовано именно правительство. Вместе с тем оно в своём заключении ссылается на то, что предусмотренные законопроектом изменения приведут к уменьшению размера страховых выплат, и поэтому принимать его нельзя. Но мы принимали в этом зале десятками правительственные законопроекты, устанавливающие льготы, налоговые вычеты, расходы бюджета, и это никому не мешало. Мы, конечно, можем принять критику Комитета по бюджету и налогам в части того, что недоплаченные в фонды взносы в какой-то степени снижают гарантии страхового обеспечения граждан, однако ничего не мешает во втором чтении учесть это замечание и обозначить в качестве компенсации выпадающих доходов фондов средства из бюджета. Также мы готовы учесть и другие замечания комитета, они носят вполне конструктивный характер. В любом случае все эти замечания совершенно не мешают принять законопроект в первом чтении и впоследствии исправить его во втором. У нас есть такая практика, мы делаем это достаточно часто, и в данный момент нет каких-то критических препятствий для этого. В связи с изложенным прошу поддержать нашу инициативу. Это очень нужный и важный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович. Присаживайтесь. С содокладом от комитета выступит Ольга Николаевна Ануфриева... А, Андрей Михайлович сам готов. Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров, председатель комитета. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На самом деле не хочу отвлекать ваше внимание. Как любой законопроект такого плана, он требует денег. Всегда авторы законопроекта, когда его вносят, должны указать, откуда будут деньги, за чей счёт банкет. В данном случае авторы этого не предлагают. Кроме того, посмотрим, скажем, заключение Счётной палаты по данному законопроекту. Там указывается, что нет источника для данного законопроекта, одновременно говорится о том, что предложение о включении организаций в перечень санаторно-курортных не может быть поддержано, поскольку в указанных организациях не оказывается санаторно-курортное лечение, и, помимо этого, в законопроекте речь идёт о работающих гражданах, а не об их детях. Естественно, все эти вопросы не позволили комитету поддержать данный законопроект. Комитет предлагает его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, переходим к голосованию. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 00 мин. 41 сек.) Проголосовало за 108 чел.24,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.