Заседание № 303
08.06.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 963123-6 "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" (в части, касающейся социальной нормы потребления электрической энергии).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6899 по 7192 из 7529
Ну, наверное, успеем ещё один вопрос рассмотреть - 35-й, и после него рассмотрим законопроект по сокращённой процедуре. 35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике". Докладывает Владимир Владимирович Сысоев. Пожалуйста. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, вопрос применения социальной нормы потребления электроэнергии на всей территории России по актуальности не уступает вопросу сбора средств на капитальный ремонт. Россия велика и многообразна, поэтому то, что хорошо для Дальнего Востока, совершенно не подходит для Западной Сибири. Решение о проведении на территории субъекта такой масштабной реформы, как введение социальной нормы потребления электроэнергии, должно приниматься в регионах и зависит от множества факторов: климатических условий, продолжительности светового дня, состава населения, а лучше вообще социальную норму потребления электричества отменить. Вопросы установления и применения социальной нормы регулируются сегодня постановлением Правительства России, и на момент внесения данного законопроекта постановлением Правительства Российской Федерации № 614 от 2013 года было установлено, что расчёт размера платы с применением социальной нормы должен быть введён во всех регионах страны в обязательном порядке не позднее 1 июня 2016 года. Предлагаемый законопроект, внесённый группой депутатов фракции ЛДПР ещё в прошлом году, всё-таки сподвиг Правительство России внести изменения в названное постановление: теперь в субъектах Российской Федерации социальная норма может не устанавливаться и не применяться в отношении населения или приравненных к нему категорий потребителей по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, то есть глава региона будет определять, вводить ли социальную норму и, если да, какой она будет. Казалось бы, вопрос решён, тем не менее мы считаем, что предлагаемый законопроект не утратил своей актуальности. На сегодняшний день понятие социальной нормы введено Федеральным законом "Об электроэнергетике", однако этот федеральный закон не устанавливает обязательного применения социальной нормы. Полномочия по утверждению порядка установления и применения социальной нормы потребления электроэнергии предоставлены Правительству Российской Федерации. Напомню, что в своё время введение социальной нормы на электричество преследовало несколько целей. Во-первых, стимулировать к экономии электроэнергии, но на самом деле мы все понимаем, что социальная норма является скрытым повышением платы за электроэнергию и направлена на получение дополнительной прибыли электроэнергетическими компаниями за счёт граждан. Во-вторых, речь шла о снижении перекрёстного субсидирования промышленных предприятий. Однако, как показал опыт, в пяти из шести пилотных регионов введение социальной нормы, наоборот, обернулось увеличением расходов для этих промышленных предприятий. Также выявились дополнительные проблемы, связанные с введением социальной нормы на электричество. Пилотные регионы не сформировали и не актуализировали единую полноценную базу данных о численности семей в жилых помещениях с указанием их адресов. Кроме того, отсутствует единый подход к установлению социальной нормы: в Орловской области норма составляет 190 киловатт-часов на человека в месяц, а в Нижегородской - 50. Это как со взносом на капитальный ремонт многоквартирных домов: в одних регионах он равен 2,5 рубля с квадратного метра, а в других, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре, например, - 13,85 рубля, в Москве - 15 рублям. Где социальная справедливость? Её нет, ведь все мы являемся жителями, гражданами России. Экономический эффект от введения социальной нормы в ряде регионов может быть значительно ниже, чем затраты на её введение, а также возможны негативные социальные последствия, связанные с введением социальной нормы, и, как результат, повышение коммунальных платежей. Чтобы обеспечить возможность регулирования ситуации в сфере энергоснабжения на законодательном уровне, важно предоставить региональным властям именно через поправку в федеральный закон полномочие самостоятельно принимать решение о необходимости введения и сроках введения социальной нормы в регионе в зависимости от особенностей территориальных электроэнергетических систем, социальных, экономических и других факторов. Прошу вас поддержать предлагаемый законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Павел Николаевич Завальный, с места. Микрофон включите. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, просьба рассмотреть также 36-й вопрос, потому что этот законопроект тоже посвящён социальной норме и во многом пересекается с обсуждаемым. А по данному законопроекту коротко скажу, что установление социальной нормы является предметом ведения правительства и, соответственно, этим сегодня поручено заниматься высшему должностному лицу субъекта Федерации. Так что этот вопрос уже урегулирован и дополнительного законодательного обеспечения не требует, поэтому решение комитета отрицательное: законопроект не поддерживается. Предлагаем отклонить законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф. Павел Николаевич, хорошие ответы у вас, но ведь ребята правильно предлагают внести в закон об энергетике поправку об отмене социальной нормы. Или давайте урегулируем этот вопрос так, чтобы было по справедливости, а то, скажем, в Нижегородской области 50 киловатт-часов в месяц социальная норма, а в Орловской области (пусть они меня простят там), по-моему, 280 - разве это законно, если рассматривать на федеральном уровне подобное решение? Мы должны тогда установить одну социальную норму по всей стране. А давать наводку, так сказать, ну, не очень лояльным губернаторам - что хочу, то и ворочу - так нельзя! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павел Николаевич Завальный. ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Николай Фёдорович, спасибо за вопрос. Я почему и просил рассмотреть также 36-й пункт, который касается именно отмены социальной нормы, - чтобы более глубоко обсудить этот вопрос. В данном законопроекте речь не идёт об отмене социальной нормы, просто предлагается делегировать эти полномочия, а они уже делегированы, поэтому по данному законопроекту предложение комитета - отклонить. А когда 36-й пункт будем рассматривать, тогда этот вопрос и обсудим, я развёрнуто отвечу на ваш вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, 36-й рассмотрим, но не сегодня, потому что сегодня мы его исключили из повестки дня. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я хотел бы сказать, что фракция ЛДПР, естественно, поддержит данное предложение. Речь идёт, проще говоря, о социальных нормах на электроэнергию. И здесь основное различие заключается в том, что если в редакции того закона, поправки в который мы сегодня не будем рассматривать (об этом говорил коллега), речь идёт о том, что постановлением Правительства Российской Федерации хотят передать полномочия об установлении - вдумайтесь в эту фразу! - социальных норм потребления электроэнергии в субъекты Российской Федерации, то мы предлагаем закрепить это федеральным законом. Я считаю, что в перспективе нужно пойти на то, чтобы вовсе отменить социальные нормы, потому что, по оценкам специалистов, в Российской Федерации вырабатывается электроэнергии на 36 процентов больше, чем мы можем потребить, излишки электроэнергии мы экспортируем, вывозим за границу. И я так понимаю, что те предприниматели, те финансово-олигархические группы, которые хотят получать сверхприбыль, очень заинтересованы в том, чтобы граждане Российской Федерации получали электроэнергию по социальной норме, то есть практически по карточкам, по одной цене, а за то электричество, что люди будут получать сверх этой нормы, они будут и платить больше. Остаётся под вопросом, как всё-таки будут рассчитываться эти платежи: с какого момента стоимость электричества, получаемого по социальной норме, будет переходить в ту стоимость, по которой оплачивается то, что получено сверх социальной нормы. В принципе мы с вами пришли к выводу, что вся реформа ЖКХ провалилась и необходимо вернуть ЖКХ полностью под контроль государства. Нам давно уже необходимо рассмотреть вопрос о принятии федерального закона, в котором чёрным по белому будет прописано, сколько внутри Российской Федерации должны для граждан стоить энергоресурсы. Должно быть прописано, сколько стоит электричество, сколько стоит газ, о чём мы с вами вчера говорили, но, к сожалению, опять же парламентское большинство отклонило это предложение. Однако мы не теряем надежды, потому что вынесение фракцией ЛДПР на рассмотрение Государственной Думы даже тех поручений, которые в итоге отклоняются, всё равно даёт результат, и пример тому то, что рязанский водоканал до сих пор находится в муниципальной собственности, хотя рассматривать эти вопросы на пленарном заседании коллеги отказывались дважды. Ещё раз скажу: нам необходимо в федеральном законе прописать, сколько в Российской Федерации должны стоить электричество, газ, бензин на автозаправочных станциях, - вот тогда у нас будет развиваться экономика, вот тогда наша продукция будет конкурентоспособной и у граждан Российской Федерации появится уверенность в завтрашнем дне. Я выступаю от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, в заключение своего выступления скажу следующее. Электростанции, которые были построены в советское время на тех же самых реках, в которых на турбины течёт вода по той же самой цене, тогда генерировали электроэнергию по 4 копейки за киловатт, а сейчас генерируют электроэнергию по 4 рубля за киловатт, и сейчас столбы принадлежат одним, провода - вторым, электростанции - третьим, а сизые голуби, которые сидят на электропроводах, принадлежат четвёртым, соответственно, все эти организации очень хотят зарабатывать денежки, поэтому они пойдут на различные ухищрения, в том числе и на введение социальных норм, чтобы народ ничего не понимал, но платил как можно больше. Мы поддержим данную инициативу. Ну а на перспективу говорим о том, что никаких социальных норм на потребление энергии в Российской Федерации вводить ни в коем случае нельзя. Более того, государство должно регулировать, поддерживать самые низкие цены на энергоресурсы в мире именно в Российской Федерации, чтобы люди почувствовали, что они живут действительно в конкурентоспособной стране, в которой есть собственный газ, собственная нефть и огромное количество электроэнергии. Сегодня мы, к сожалению, приходим к совершенно другому результату. Нам ни в коем случае нельзя вводить ни социальные нормы, ни карточную систему! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Олег Васильевич Шеин. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Начнём с того, что в Российской Федерации среднее потребление электроэнергии на человека вдвое меньше, чем в Германии, в 4 раза меньше, чем в США. У нас дискомфортная для человека энергетическая среда, у нас люди потребляют меньше электроэнергии, чем в развитых странах, к числу которых правительство относит Российскую Федерацию. Если мы говорим про энергопайки, предложение о введении которых прозвучало и в правительстве года три назад, то следует обратить внимание на другое: кто же расходует львиную долю электроэнергии в стране? В целом на планете население тратит 36 процентов от вырабатываемого электричества, в Евросоюзе - 25 процентов, а в Российской Федерации - 12 процентов, то есть на самом деле львиная, абсолютнейшая, почти девяностопроцентная доля потребления электроэнергии - это потребление заводами, предприятиями. О чём говорит правительство, предлагая энергопайки? Оно предлагает, чтобы граждане сначала сравнялись по платежам с коммерческим сектором, а потом начали дотировать, поддерживать за свой счёт никелевые рудники господина Потанина и алюминиевый завод господина Дерипаски - именно об этом говорит правительство, когда предлагает, чтобы плата за электроэнергию с гражданина была больше, чем с юридического лица! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", безусловно, категорически против этого. Более того, надо понять, что на самом деле плата за электроэнергию в России выше, чем у соседей и чем в развитых странах. В некоторых штатах США она идёт от 5 центов; мы хорошо знаем, что, например, в Чили на протяжении четырёх месяцев люди получают электроэнергию бесплатно благодаря солнечной генерации в ряде провинций этой латиноамериканской страны; в Грузии это 2 рубля, а вот в моей родной Астрахани - 4 рубля, то есть всё делается наоборот. В стране не может развиваться производство, в стране потребитель не может приобщаться к современной цивилизации, потому что какие-то компании благодаря правительству зарабатывают сверхденьги, а потом мы эти сверхденьги видим в офшорах, кстати говоря, у нас и нефть, и газ во многих случаях продаются через офшорные зоны. Лично я в этом зале в своё время даже проводил, представлял парламентский запрос, касающийся того, почему же российский газ в Украину продаётся через швейцарский кантон Цуг? Но фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" категорически против всех энергопайков, против так называемых нормативов и оплаты сверх этих нормативов для населения: 50 киловатт - одна цена, 51-й киловатт, как в Нижнем Новгороде делали, - в 2 раза дороже. Мы проводили всероссийскую кампанию, с тем чтобы этого не произошло, и мы, как социальная, социалистическая партия, делаем всё от нас зависящее, чтобы никакие энергопайки не были введены, чтобы никакие агрессивные шаги против российского потребителя со стороны российской власти, правительства не были осуществлены и чтобы в стране, которая, по мнению правительства, претендует на роль энергетической сверхдержавы, эта энергия не стоила дороже, чем в неэнергетической сверхдержаве, или в Грузии, или в любой другой стране мира. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Яковлевич Есяков. ЕСЯКОВ С. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Всё хорошо, но только один момент: данный законопроект, в общем-то, имеет очень мало отношения к выступлениям от фракций. Данный проект закона предусматривает очень простую норму о том, что социальная норма устанавливается высшим должностным лицом региона, - только в этом суть законопроекта, и никакого прямого отношения к социальной норме он не имеет. Но надо сказать, что на сегодняшний день в статье 23 федерального закона № 35-ФЗ предусматривается, что социальная норма устанавливается только соответствующим органом, региональным органом. И надо иметь в виду, что в принципе - то, о чём сказал представитель фракции ЛДПР, - в феврале были внесены изменения в 614-е постановление правительства, которыми предусматривается передать это право как раз высшему должностному лицу региона, то есть фактически проблема, о которой говорится в законопроекте, решена полностью. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" выступает за то, чтобы отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 59 мин. 25 сек.) Проголосовало за 94 чел.20,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 94 чел. Не голосовало 356 чел.79,1 % Результат: не принято Законопроект отклонён.