Заседание № 293
19.04.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 962573-6 "О внесении изменений в статью 24-18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка оспаривания результатов определения кадастровой стоимости).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2760 по 2988 из 7019
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24-18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Докладывает Эрнест Абдулович Валеев. Пожалуйста. ВАЛЕЕВ Э. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Тюменская областная Дума внесла законопроект "О внесении изменений в статью 24-18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Частями двенадцатой и тринадцатой указанной статьи установлены случаи, при которых органы местного самоуправления вправе обращаться в специальную комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, которые расположены на территории муниципального образования, однако указанными нормами возможность оспаривания органами местного самоуправления результатов определения кадастровой стоимости установлена только в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности. При этом судебная практика сложилась неоднозначная, наблюдаются разные подходы к оценке права органов местного самоуправления на участие в процессе пересмотра кадастровой стоимости земельного участка, находящего в частной собственности и расположенного на территории муниципального образования: в одних случаях суды считают, что муниципальные органы имеют право оспаривать решение комиссии по участкам, которые находятся в частной собственности, в других случаях суды в праве на такое оспаривание отказывают. С одной стороны, органы местного самоуправления не являются ни участниками процесса по определению кадастровой стоимости земельного участка, ни участниками комиссий, но, с другой стороны, 100 процентов земельного налога - а кадастровая стоимость является налоговой базой земельного налога - зачисляется в местные бюджеты, поэтому в органах местного самоуправления считают, что они вправе участвовать в этом процессе, в том числе оспаривать. Кроме того, Тюменская областная Дума предлагает ещё дать право физическим лицам оспаривать результаты определения кадастровой стоимости не только в судах, но и в комиссиях, которые рассматривают эти споры, по одной простой причине: обращение в суд предполагает дополнительную финансовую нагрузку на заявителей, достигающую весьма значительных сумм, в то время как обращение в комиссию не облагается государственной пошлиной. В связи с этим Тюменская областная Дума предлагает внести изменения в статью 24-18 с предложением, во-первых, дать физическим лицам право оспаривать в комиссиях результаты определения кадастровой стоимости оценочной комиссией, во-вторых, дать право органам местного самоуправления обжаловать решения комиссий не только по тем участкам, которые находятся в муниципальной собственности, но по всем другим тоже. Я считаю, что это отвечает интересам лиц, которые участвуют в оценке и являются владельцами земельных участков. Прошу депутатов поддержать законопроект. Комитет по местному самоуправлению законопроект поддержал и призывает депутатов также проголосовать за принятие законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Эрнест Абдулович. С содокладом выступает Николай Николаевич Иванов. ИВАНОВ Н. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Эрнест Абдулович подробно доложил о мотивах, которыми руководствовалась Тюменская областная Дума при разработке законопроекта, поэтому я не буду повторяться, постараюсь коротко доложить. Действующим законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" физическим лицам предоставлено право обращаться сразу в суд, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и законные интересы. Данным законопроектом предлагается ввести для физических лиц обязательный досудебный порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Комитет не может поддержать эту поправку, поскольку принятие такой нормы повлечёт за собой не только существенное увеличение финансовой нагрузки на физических лиц, но и значительное увеличение срока такого оспаривания, а возможно, и волокиту. Законопроектом, внесённым Тюменской областной Думой, также предлагается дать право органам местного самоуправления оспаривать в суде и в комиссии результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований, независимо от формы собственности таких земельных участков. Действующей редакцией изменяемой статьи закона уже предусматривается право органов местного самоуправления обращаться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в отношении объектов недвижимости, расположенных на территории субъекта Российской Федерации или муниципального образования и являющихся их собственностью, - кстати, в каком случае? - в случае выявления недостоверных сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости. Кроме этого, органам местного самоуправления действующим законом предоставлено право ознакомления с размещёнными в фонде данных государственной кадастровой оценки проектами отчётов об определении кадастровой стоимости и внесения замечаний по ним. Наряду с этим действующим порядком предусмотрено, что с момента поступления в комиссию любого заявления о пересмотре результатов стоимости в орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект недвижимости, направляется уведомление о поступлении данного заявления и о принятии его к рассмотрению с указанием даты рассмотрения. Таким образом, органы местного самоуправления согласно действующей редакции закона имеют возможность принимать участие в работе по определению кадастровой стоимости объектов недвижимости как в качестве заказчика работ, так и в качестве лиц, имеющих право на рассмотрение проектов отчётов, размещённых в фонде данных государственной кадастровой оценки, и вносить замечания по ним. Наряду с этим - и, кстати, абсолютно правильно - в соответствии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления не наделены полномочиями по обращению в суд с заявлениями в защиту физических лиц либо об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков, находящихся в собственности этих лиц. Комитет согласен с разработчиком проекта, что существующий механизм не является совершенным и требует изменений, но и предложенные нормы не будут способствовать решению имеющихся проблем в части устранения допущенных ошибок при определении кадастровой стоимости. Предлагаю от имени комитета Государственной Думе отклонить данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич. Будут ли вопросы, коллеги? Нет. Желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Чиндяскин Сергей Викторович. ЧИНДЯСКИН С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает позицию комитета и не будет голосовать за данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Викторович. Сысоев Владимир Владимирович. СЫСОЕВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, действительно, этот законопроект в достаточной степени неоднозначный. Есть положительные нормы, прописанные в поправках, где речь идёт о досудебном урегулировании, связанном в том числе с возможностью физических лиц в досудебном порядке попытаться урегулировать вопрос с кадастровой стоимостью. Но в целом законопроект направлен на то, чтобы в очередной раз за счёт простых людей косвенно увеличить налоги, снова опустошить карманы тех людей, кто сегодня владеет земельными участками. И в данном случае речь идёт не только о государственных и муниципальных землях, в данном случае речь идёт о собственниках - как о предприятиях, о фермерах, об индивидуальных предпринимателях, так и о простых гражданах. Тем самым предлагается дать возможность МСУ сегодня увеличить кадастровую стоимость так, как они считают нужным, и мы с вами прекрасно понимаем, что всё это, конечно, будет производиться именно за счёт средств граждан. И ещё один момент, который стоило бы отметить, - это, конечно, та коррупционная составляющая, которая серьёзно просматривается в этом законопроекте. Если тому или иному чиновнику понравилась земля либо не понравилась, то на своё усмотрение он будет на эту землю либо обращать повышенное внимание, либо закрывать глаза, кому-то повышая стоимость, а кому-то не повышая стоимости. И такие примеры по всей Российской Федерации сегодня у нас есть. Мы с вами прекрасно видим, что это очередной завуалированный антинародный закон, который, если будет принят, может быть направлен в том числе на очередной передел земли, способствовать рейдерским захватам земли, когда для предпринимателей, фермеров будет повышена кадастровая стоимость земли, а после этого произойдёт самое интересное: у предпринимателя не будет возможности уплатить налоги по повышенной кадастровой стоимости, он будет разорён и попадёт под процедуру банкротства. И таких случаев сегодня достаточно много, это серьёзные проблемы, и они есть не только на тех территориях, где у нас очень много сельхозземель, но и на тех, где у нас сегодня находятся мегаполисы: мы с вами видим, что у одного участка земли одна стоимость, а у соседнего участка, точно такого же, с теми же характеристиками, - совершенно другая. А если проанализировать судебную практику, то суды завалены делами об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земли. И всё это делается опять-таки для того, чтобы с простых граждан в очередной раз взыскать налоги. Фракция ЛДПР не поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Владимирович. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" также не будет поддерживать настоящий законопроект, поскольку он не улучшает ситуацию в плане организации работ по определению кадастровой стоимости земли и другого имущества и уплаты с него налогов, а, наоборот, в значительной мере ухудшает. Мы не можем не отметить - и это, наверное, сейчас общепризнано, - что ситуацию с кадастровой стоимостью необходимо менять. Здесь важно понимать, что органы власти, особенно на местах, у которых не хватает средств в бюджетах, получили право влиять на определение кадастровой стоимости, имея в виду, что чем выше кадастровая стоимость, тем больше налогов они получат в свои бюджеты. Но это не та ситуация, когда, как говорится, гаишник получил палку и пошёл зарабатывать себе на обед, использует её, как ему хочется, да? Ведь изначально говорилось, что кадастровая стоимость должна быть приближена к рыночной, но у нас сейчас получилось так, что зачастую кадастровая стоимость существенно выше рыночной стоимости, и это вообще превратилось в нонсенс. А в этом законопроекте, с одной стороны, предлагается дать ещё больше полномочий МСУ, с тем чтобы они этим процессом рулили, но, с другой стороны, создаются проблемы для граждан. Что такое обязательный досудебный порядок? Это процедура затягивания движения гражданина в сторону суда, потому что никакой досудебный порядок не приведёт к объективному решению вопроса, понятно, что это будет отказ, но будет потеряно время. Таким образом, это блок тому, чтобы гражданин быстрее пришёл в суд, хотя и суды точно так же, по-разному решают подобного рода вопросы. Кстати говоря, если я не ошибаюсь, на "прямой линии", которая была несколько дней назад, президент также говорил о том, что необходимо пересмотреть всю систему, поломать это и убрать оттуда частных оценщиков кадастровой стоимости, а это означает, что мы будем эту систему радикально менять, мы очень на это надеемся. Мотивация региональных властей, которые предложили этот законопроект, понятна, но он носит локальный характер и совершенно не направлен на защиту интересов граждан - послушных налогоплательщиков, в итоге он работает против них. В связи с этим фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" не будет этот законопроект поддерживать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Георгиевич. Эрнест Абдулович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Николай Николаевич? Тоже нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6310 по 6326 из 7019
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 24-18 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 08 сек.) Проголосовало за 2 чел.0,4 % Проголосовало против 5 чел.1,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 7 чел. Не голосовало 443 чел.98,4 % Результат: не принято Законопроект отклонён.