Заседание № 71

17.01.1997
Вопрос:

О проекте федерального закона о ратификации Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Словения об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3167 по 3795 из 6618
Переходим к пункту 8.2 - о проекте федерального закона о ратификации            
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством           
Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и           
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы.      
Слово для доклада предоставляется Сергею Дмитриевичу Шаталову, официальному     
представителю Правительства Российской Федерации, заместителю министра          
финансов Российской Федерации.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С.Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна! (Выкрики из зала.)                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уже объявила, подождите минутку.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С.Д. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! Вашему вниманию   
предлагается достаточно стандартное соглашение об избежании двойного            
налогообложения. Подобного рода соглашения я докладывал здесь уже               
неоднократно, здесь нет никаких новых принципиальных позиций.                   
                                                                                
14 соглашений представляется. Если вы позволите, я скажу о них, обо всех        
сразу, потому что они совершенно однотипные. Цель таких соглашений - добиться   
того, чтобы резиденты одного государства, осуществляющие деятельность в         
другом государстве, не уплачивали налог дважды, чтобы налоги, уплаченные в      
одном государстве, принимались к зачету в другом государстве. Кроме того,       
решается целый ряд вопросов, связанных с налогообложением процентов,            
дивидендов, роялти, доходов по авторским правам и налогообложением имущества.   
                                                                                
Каждое из этих соглашений не ущемляет интересы России, создает симметричные     
условия для того, чтобы российские предприятия действовали в этих иностранных   
государствах, а предприятия и граждане иностранных государств работали в        
России.                                                                         
                                                                                
По некоторым из этих соглашений предлагается принять закон о ратификации с      
заявлением. Подчеркиваю: это не оговорки, они не носят принципиального          
характера. По настоянию Министерства иностранных дел Российской Федерации, в    
частности, предлагается в законе о ратификации соглашения с Израилем            
подчеркнуть, что Россия не считает такое соглашение каким бы то ни было         
основанием для того, чтобы признать оккупацию арабских земель в 1967 году.      
                                                                                
По другим соглашениям в соответствующих заявлениях говорится о том, что под     
международным правом, приверженность к которому мы подчеркиваем, имеется в      
виду, в частности, и Конвенция по морскому праву, которая только что            
обсуждалась.                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пока присаживайтесь.                             
                                                                                
Для содоклада я предоставляю слово заместителю председателя Комитета по         
международным делам Александру Ивановичу Козыреву. (Выкрики из зала.)           
                                                                                
Депутат Романов - по ведению.                                                   
                                                                                
РОМАНОВ В.С., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Я хотел бы высказать свою точку зрения. Неверна посылка первого докладчика      
относительно того, чтобы мы чохом обсуждали 14 документов. Каждый документ в    
той или иной мере затрагивает национальные интересы России. Поэтому я           
настаиваю на особом обсуждении по крайней мере первого документа.               
Аргументация дальше будет.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты! Мы так и делаем. Я сейчас             
предоставляла слово для доклада и слово для содоклада по пункту 8.2. Так мы и   
пойдем буквально по каждому документу. Хорошо, все понятно.                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОЗЫРЕВ А.И., фракция Либерально-демократической партии России.                 
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна! Уважаемые коллеги депутаты! Правительство нам      
представило на ратификацию, как говорится, двумя пакетами (по семь соглашений   
и конвенций) вот эти соглашения об избежании двойного налогообложения и         
предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и     
имущество с Израилем, КНР, Албанией, Словенией, Хорватией, Канадой,             
Югославией, Венгрией, Словакией, Монголией, Филиппинами, Швейцарией, Чехией,    
Данией.                                                                         
                                                                                
По сути своей они являются однотипными по содержанию, поскольку в их основу     
заложена утвержденная постановлением Правительства типовая модель соглашений    
об избежании двойного налогообложения. И мы с вами уже неоднократно             
рассматривали аналогичные ратификационные законы. Последний (с ФРГ) был нами    
ратифицирован в декабре прошлого года.                                          
                                                                                
Здесь есть определенные особенности в том смысле, что ряд законов содержит      
заявления. Они касаются как раз вот этой Конвенции по морскому праву. Таких     
заявлений шесть. И есть заявление к законопроекту о ратификации Конвенции       
между Правительством Российской Федерации и Правительством Государства          
Израиль об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от     
налогообложения в отношении налогов на доходы вот того содержания, о котором    
нам сообщил Сергей Дмитриевич Шаталов.                                          
                                                                                
Комитет по международным делам рассмотрел все эти представленные на             
ратификацию документы. Возникли определенные сложности технико-юридического     
характера, для чего потребовалось сделать запросы в ряд ведомств, получить      
соответственно оценку и от нашего Комитета по бюджету, налогам, банкам и        
финансам. Мы рассмотрели на заседании комитета эти документы и считаем, что в   
целом они создают благоприятные для экономического сотрудничества условия,      
поскольку способствуют развитию торгового и научно-технического                 
сотрудничества между Россией и указанными государствами. Поэтому на данной      
стадии в принципе они отвечают интересам Российского государства.               
                                                                                
Но вот буквально сегодня поступило два добавления к проекту закона о            
ратификации конвенции с Государством Израиль. Они поступили от депутатов        
Госдумы Вишнякова и Кривельской. И здесь, конечно, нам надо тоже разрешить      
эту ситуацию, поскольку два этих заявления - по сути, одного содержания. Они    
касаются действия этой конвенции в отношении лиц, имеющих двойное гражданство   
- Российской Федерации и Государства Израиль. По сути, это касается только      
тех физических лиц, имеющих двойное гражданство, которые извлекают доходы как   
на территории Российской Федерации, так и на территории Государства Израиль,    
и поэтому здесь есть о чем поговорить. Это, по большому счету, вопрос,          
разумеется, и социальной справедливости в отношении лиц, имеющих двойное        
гражданство. И поскольку комитет предлагает ратифицировать в той форме, в       
какой нам представило ратификационный закон Правительство, наверное, есть       
смысл первое голосование провести по этому законопроекту, а потом уже           
рассмотреть с учетом поправки, вернее, добавления, внесенного депутатами        
Вишняковым и Кривельской.                                                       
                                                                                
Если есть вопросы ко мне, я постараюсь на них ответить.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо. Но только я еще раз напоминаю, что мы    
сейчас пока идем по пункту 8.2, не по всем остальным, а пока по пункту 8.2.     
Поэтому я спрашиваю: есть ли у депутатов вопросы к докладчику либо              
содокладчику по пункту 8.2?                                                     
                                                                                
Депутат Вишняков.                                                               
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г., фракция Либерально-демократической партии России.                
                                                                                
У меня вопрос к заместителю министра финансов Сергею Дмитриевичу Шаталову. Он   
правильно говорит, что мы подставляем стандартные решения, в частности по       
Монголии.                                                                       
                                                                                
А вопрос у меня такой. По той же Монголии. Задолженность по государственным     
кредитам, представленным ранее Советским Союзом МНР, включая проценты по        
кредитам, составила на 1 июня 1996 года около 10,5 миллиарда переводных         
рублей, что в пересчете по курсу доллара составляет 17 миллиардов долларов.     
Причем Монголия ставит вопрос о списании или о переводе в разряд                
безвозмездной помощи значительной части долга. Вот я и хочу спросить            
представителя Правительства: в чем же дело? Когда же эти проблемы будут         
ставиться на рассмотрение Государственной Думы? Куда эти 17 миллиардов          
долларов ушли? Куда? По какому направлению и как они распределены? Кто, каким   
образом эти деньги получал и тратил? Давайте все-таки попросим Правительство    
поставить и эти вопросы, тем более... (Микрофон отключен.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще 15 секунд.                                            
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Тем более, что сейчас отношения с Монголией мы переводим на       
принципы международных стандартов во время торговли и экономического            
сотрудничества, а не на уровень помощи, безвозмездных интернационалистских      
отношений, которые господствовали ранее.                                        
                                                                                
ШАТАЛОВ С.Д. Уважаемые депутаты, мне хотелось бы отметить следующие два         
обстоятельства. Во-первых, отношения с Монголией и другими государствами в      
части задолженности того или иного государства - это очень важный и серьезный   
вопрос, но он не имеет отношения к той проблематике, которая сегодня            
рассматривается. Эти вопросы никогда не регулировались и не могут               
регулироваться соглашениями об избежании двойного налогообложения. В ходе       
переговоров с каждым из государств мы тщательно отслеживали интересы России.    
И с учетом того, что в Монголии у нас ведется большое строительство, мы         
добились, договорились и включили в соглашение об избежании двойного            
налогообложения очень важный вопрос о том, что строительная площадка без        
образования постоянного представительства будет в течение 24 месяцев. Тем       
самым мы создали новые дополнительные условия для наших промышленников,         
строителей, которые будут там работать и создавать новые объекты. Для них это   
чрезвычайно выгодное соглашение.                                                
                                                                                
Второй момент, который мне хотелось бы подчеркнуть (он был связан с вопросом    
по Израилю, но он имеет отношение абсолютно ко всем соглашениям), - это         
вопрос о гражданстве, гражданстве одной страны, другой страны или двойном       
гражданстве. Все соглашения, которые предлагаются вашему вниманию, строятся     
на принципиально иной позиции. Гражданство того или иного человека не имеет     
для налогообложения и для соглашения никакого значения, потому что за основу    
берется принцип резидентства в том или ином государстве. Резидентство           
возникает на основании проживания в том или ином государстве, а не              
гражданства. Человеку достаточно в течение 183 дней прожить в Израиле, в        
Китае, в России или в другом государстве для того, чтобы автоматически быть     
признанным налоговым резидентом этого государства и подпасть под национальное   
налоговое законодательство.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Красников.                                        
                                                                                
КРАСНИКОВ Д.Ф. Я хотел бы обратиться к Александру Ивановичу Козыреву.           
                                                                                
Конечно, мы знаем по Израилю, что у нас два гражданина имеют двойное            
гражданство - это Хазанов и Березовский, они на слуху, естественно. Но,         
наверное, не только они двое. Мне кажется, имело бы смысл этот пункт о          
двойном гражданстве включить не только в конвенцию с Израилем, но и со всеми    
странами, с которыми мы ратифицируем подобного рода соглашения. Как вы на это   
смотрите?                                                                       
                                                                                
КОЗЫРЕВ А.И. Уважаемый коллега! Авторами поправки являются депутат Вишняков и   
депутат Кривельская. Я считаю, что действительно это важный вопрос, потому      
что люди, имеющие двойное гражданство, извлекающие доходы в двух                
государствах, с точки зрения справедливости, наверное, должны были бы           
содержать и то и другое государство, поскольку они определенные привилегии      
получают, будучи гражданами каждого из этих государств. И вопрос                
действительно в том, что, если нет соглашения по избежанию двойного             
налогообложения, так и получается: они платят в этом случае в том и в другом    
государстве. Возможно, целесообразно именно для них такой порядок и оставить.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть вопросы? Нет.                                    
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь, пожалуйста.                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, я ставлю... (Выкрики из зала.) Я немножко оговорилась.      
Есть ли предложения, замечания, возражения у фракций, депутатских групп?        
                                                                                
От Компартии Российской Федерации - депутат Савельев.                           
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые депутаты! Мы сейчас рассматриваем очень важный блок экономического    
законодательства. Как правило, раньше этот блок мы проходили так, не читая,     
поскольку международному праву мы доверяем. Все предложенные конвенции - от     
первой до последней - предусматривают, что прибыль предприятия,                 
зарегистрированного, скажем, на Кипре в офшорной зоне с пониженным              
налогообложением, будет облагаться налогами на Кипре (я, к примеру, называю     
офшорную зону), если в России это предприятие работает без отдельного           
представительства - такое тоже разрешено. Это позволяет многим российским       
компаниям по договорам с такими офшорами прятать там значительные объемы из     
своей выручки и прибыли.                                                        
                                                                                
Национальное законодательство многих государств содержит соответствующие        
нормы (не в рамках данной конвенции, а национальное законодательство),          
ограничивающие для отечественных компаний поле таких операций с офшорами, в     
том числе по линии квотирования вывоза национального капитала.                  
                                                                                
У нас такого законодательства нет, поэтому я согласен с докладчиком лишь в      
том, что эти конвенции не ущемляют интересов Российской Федерации. А вот        
насчет симметрии права - здесь вопрос очень большой. Симметрии у нас нет. У     
нас нет таких норм ни в законе об инвестициях, ни в налоговом, ни в валютном    
законодательстве. Шесть лет наша экономика безуспешно ждет от Правительства     
важнейшего закона для рыночной экономики - о кредитном деле, который является   
основой вообще финансовых операций в любом нормальном рыночном государстве.     
Наши границы текут как решето, а Правительство предлагает концепции и делает    
вид, что концепция - это само собой, а все остальное - это удел другого         
департамента или другого ведомства. Ратификация конвенции в этой ситуации еще   
больше упрочит положение тех, кто не исполняет перед российским бюджетом свои   
налоговые обязанности.                                                          
                                                                                
Так бывает, уважаемые депутаты, что одно лекарство без другого может            
обернуться ядом. Поэтому наша фракция предлагает отложить рассмотрение и        
ратификацию всего перечня представленных конвенций и просить Правительство      
внести эти конвенции одновременно с блоком законодательных инициатив,           
позволяющих предотвратить увод доходов российских предприятий от                
налогообложения через такие конвенции.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Есть ли еще замечания, предложения, возражения у представителей других          
фракций и депутатских групп?                                                    
                                                                                
Митрофанов, фракция ЛДПР.                                                       
                                                                                
МИТРОФАНОВ А.В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам         
геополитики, фракция Либерально-демократической партии России.                  
                                                                                
Рассматривая перечень внесенных Правительством документов, видимо, стоит        
все-таки подходить штучно и действительно отложить ратификацию хотя бы          
некоторых из них. Но совершенно ясно, что некоторые страны представляют собой   
государства с устойчивым налоговым и иным законодательством и вряд ли можно     
ожидать офшорную зону в Канаде или ее создание в перспективе, скажем, в         
Швейцарии. Но вот что касается, допустим, Венгрии, то ведь здесь совершенно     
точно, так сказать, в планах - создание офшорных зон. Мы можем получить там     
второй Кипр, тем более с учетом тех связей, которые имеются. Вот с этой точки   
зрения мы предлагаем (по Венгрии, скажем) отложить вопрос. Остальные, в         
общем, стандартные достаточно вещи, стандартные договора и страны, которые      
вряд ли будут представлять опасность с точки зрения создания там офшорных       
зон.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У фракций, депутатских групп есть еще замечания и         
предложения? Депутат Райков, "Российские регионы".                              
                                                                                
РАЙКОВ Г.И. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! Здесь              
представлен целый блок законов. В общем-то, речь идет о двойном                 
налогообложении. Во всем мире двойного налогообложения не существует. И         
действительно прав представитель Правительства, говоря о том, что здесь идут    
стандартные государственные нормативы.                                          
                                                                                
И у нас есть конкретное предложение. В связи с тем что возникает вопрос о       
некоторых странах (тех, где могут быть какие-то недоразумения, допустим;        
сейчас идет речь о двух - об Израиле и о Венгрии), мы предлагаем провести по    
каждому законопроекту отдельное голосование. Там, где стандарт, - утвердить.    
А соглашения с этими двумя странами отложить на следующую ратификацию.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я смотрю, все представители фракций и депутатских групп   
выступили. Депутат Романов Валентин Степанович.                                 
                                                                                
РОМАНОВ В.С. Я полагаю, уважаемые депутаты, что четкая позиция                  
председательствующего, что мы обсуждаем пункт 8.2, тем не менее размыта с       
ходу и снова идет обсуждение законопроектов как бы пакетом. Это неверно.        
                                                                                
Несколько моментов. Первый. Документы, которые подлежат ратификации, приняты    
и подписаны правительствами соответствующих государств в разное время.          
Большая группа из них - осенью 1995 года. Тут такой временной промежуток. А     
вот первая конвенция - с государством Израиль - насчитывает почти три года.     
Она реально, видимо, применяется, и, следовательно, здесь возникают             
принципиальные вопросы.                                                         
                                                                                
Я согласен с депутатом Савельевым, который предложил отложить ратификацию,      
согласен и с необходимостью дополнительной детальной проработки этих            
вопросов. К Комитету по международным делам у меня убедительная просьба: к      
следующему рассмотрению этих документов помочь нам, депутатам, увидеть          
цифровой анализ по применению конвенции (это, видимо, и Правительство поможет   
сделать) - число людей, структура доходов и так далее.                          
                                                                                
И наконец, принципиальный момент. Не является секретом, что невозможно          
сопоставлять объем налогообложения и вообще экономического взаимодействия,      
допустим, Албании, Дании или Словении и отдельно государства Израиль и его      
граждан, тем более граждан с двойным гражданством.                              
                                                                                
Я напоминаю, что совсем недавно весь мир был ознакомлен с откровенными          
высказываниями группы господ Березовского, Гусинского, Малкина и других на      
израильском телевидении, в которых они открыто заявили, что за последние        
несколько лет 50 процентов государственной собственности в России перешло в     
руки узкой группы крупнейших банков. Господин Малкин открыто признал, что два   
года они вообще не платили налогов. Это его слова.                              
                                                                                
Я полагаю, что на этом фоне мы не можем автоматически голосовать за             
содержание документа спустя три года после его подписания Правительством        
России (он подписан весной 1994 года). За эти три года промышленный и научный   
потенциал России продолжал слабеть, кризис нарастал, объем вывоза капитала из   
России под любым предлогом приобрел гигантские масштабы (называют от 200 до     
400 миллиардов долларов). Николай Николаевич Савельев правильно указал          
офшорные зоны как один из механизмов этого.                                     
                                                                                
И вот с учетом всего этого полагаю, что, не имея четкой аналитической           
информации о том, чем обернется применение этой конвенции, конкретно по         
государству Израиль, ратифицировать ее сегодня невозможно.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Депутат Вишняков.                                                               
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Действительно прав Митрофанов, когда говорит о том, что нужно     
конкретно подходить к тем или иным странам.                                     
                                                                                
Но вот я смотрю по Монголии: вот сейчас мы утвердим это соглашение, а уже на    
подходе соглашение о зоне свободной торговли между Россией и Монголией.         
Видимо, на подходе соглашения и с другими странами.                             
                                                                                
И действительно, когда я попытался по Монголии выяснить, выгодно нам или        
невыгодно, кому выгодно, говорят: всем выгодно. Я говорю: ну не может быть      
всем выгодно, дайте мне расчеты, какие-то аналитические материалы. Нет их.      
Никто не может ответить. Поэтому правы здесь депутаты, которые говорят:         
давайте получим такие аналитические расчеты. Конечно, где-то какие-то           
процессы идут скрытые, о которых мы не знаем. И поэтому я предлагаю             
поддержать инициативу (я не помню, от коммунистов, по-моему, это исходило, от   
Савельева) и сейчас не утверждать. Вернуться снова, не торопиться и не пороть   
горячки.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Старовойтова.                                     
                                                                                
СТАРОВОЙТОВА Г.В. Спасибо, Светлана Петровна.                                   
                                                                                
Уважаемые депутаты! Действительно, не будем, как сказал предыдущий              
выступавший, пороть горячку. Сгоряча, под влиянием каких-то эмоций, возможно    
даже ложно понятых национальных эмоций, вы сейчас готовитесь провалить          
совершенно обычное соглашение, которое действует между Россией и рядом других   
стран.                                                                          
                                                                                
Два года назад я работала в Соединенных Штатах Америки, преподавала, получала   
там зарплату. И благодаря существованию вот такого договора, который мы         
сейчас обсуждаем, платила здесь налоги. А если бы его не было, я могла бы их    
не платить и вы никогда об этом не узнали бы. И вы предлагаете просто лишить    
нашу казну сейчас больших бюджетных поступлений, отвергая почему-то этот        
договор о двойном налогообложении. Безусловно, это будет истолковано в          
западной прессе просто как проявление антисемитизма российской                  
Государственной Думой. Потому что Израиль - такая же страна, как и Монголия,    
с точки зрения налогообложения. И мы должны принять этот совершенно             
стандартный акт и вести себя цивилизованно, а не под влиянием эмоций, не        
имеющих отношения к делу. Спасибо.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лукин.                                            
                                                                                
ЛУКИН В.П. Уважаемые депутаты! Я в данном случае выступаю от фракции. Комитет   
свое мнение высказал. Мне просто совершенно непонятно: каким образом мы         
поможем нашим предпринимателям, если они будут платить налоги и у нас, и        
одновременно там, куда они экспортируют свою продукцию? Это мне просто          
неясно. Поэтому поступайте как хотите, но помочь им мы никак не сможем таким    
образом.                                                                        
                                                                                
Мы за то, чтобы принять эти законы.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Починок.                                          
                                                                                
ПОЧИНОК А.П., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском          
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты! Я хотел бы сказать только то, что задержка (а уже           
произошла по многим законам двухлетняя задержка ратификации) действительно      
ведет к убыткам как для Российской Федерации, так и для предприятий.            
                                                                                
Теперь смотрите. Те опасения, которые высказывались сегодня. Для того чтобы     
воспользоваться законом о двойном налогообложении, юридическое лицо,            
физическое лицо должны зарегистрироваться в налоговых органах, должны прийти    
и заплатить налоги. Ручаюсь вам, что ни один из тех, кто уводит капиталы за     
рубеж, никогда соглашениями о двойном налогообложении не пользуется. И          
называя вещи своими именами, я прошу простить меня за фамилии, которые могу     
назвать, но это только для примера. Вот, условно говоря, мы боимся, что этим    
соглашением воспользуется, ну, некто Березовский, имеющий паспорт России и      
паспорт Израиля, и сможет уйти. Да ничего подобного! А люди, работающие так,    
как он, уводят налоги совершенно в другие страны и совершенно другим            
способом. Как раз человек, попадающий в сферу этого закона, во-первых,          
декларирует все свои доходы, а во-вторых, платит налоги. Тут мы как раз         
вгоняем их в то русло, чтобы платить налоги. При непринятии закона налог не     
платится.                                                                       
                                                                                
Дальше - свободные зоны. Вот сейчас говорилось о Монголии. Я, вы знаете, был    
всегда убежденным противником любых свободных экономических зон, с 1990 года,   
и сейчас против. Так вот, принятие закона о двойном налогообложении между       
Россией и Монголией как раз препятствует созданию офшорных зон, потому что      
вводит нормальный налоговый порядок.                                            
                                                                                
И наоборот, я очень прошу как раз отклонять все попытки введения различных      
безналоговых дырок в нашей границе. Эти законы вводят единые налоговые          
принципы, единое налоговое пространство и учет. Поднимите все итоги             
использования договоров о двойном налогообложении, которые, кстати, Советский   
Союз заключал с момента своего возникновения, - ни по одному никогда вы не      
найдете случаев, чтобы это пошло во вред СССР, а теперь - во вред России.       
Есть договора, которые существуют по 30, по 40, по 50 лет и дают только         
плюсы. Что же мы сейчас делаем-то?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты!..                                     
                                                                                
Макашов Альберт Михайлович.                                                     
                                                                                
Сергей Дмитриевич, да вы присядьте, пожалуйста.                                 
                                                                                
МАКАШОВ А.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Господа демократы! Нам вполне понятно ваше беспокойство. Выступавшие здесь      
депутаты Лукин, Починок, Стародворская (оживление в зале) и другие, нам         
понятны ваши причины. Мы не против. Но мы, как депутаты, имеем право - вы нам   
докажите на цифрах. Если Правительство на цифрах докажет пользу этого для       
России, мы проголосуем. А сейчас, извините - мы вам помогать не будем           
разворовывать Россию. Честь имею.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, может быть, прекратим прения,         
перейдем к выступлениям?                                                        
                                                                                
Депутат Пузановский, последний, может быть.                                     
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты!            
Прозвучало предложение: разделить пакет, вычленить два соглашения, остальное    
проголосовать. Прозвучало же это предложение, я его повторяю: то снять с        
рассмотрения (касательно Израиля и Венгрии снять с рассмотрения сегодня),       
оставшиеся проголосовать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я тоже думаю, что пора нам уже        
как-то определяться. Прозвучало два предложения. Первое предложение депутата    
Савельева и депутата Вишнякова - снять вообще сегодня этот блок с               
рассмотрения. Поэтому я ставлю первым это предложение на голосование. Кто за    
то, чтобы сегодня снять весь этот блок под пунктом 8? (Шум в зале.) Да, все     
под пунктом 8 снять сегодня с рассмотрения.                                     
                                                                                
До голосования - слово представителю Правительства. Пожалуйста.                 
                                                                                
ШАТАЛОВ С.Д. Уважаемые депутаты, позвольте мне прокомментировать в какой-то     
степени те выступления, которые сегодня прозвучали. Я считаю, что это важно     
перед тем, как будут приниматься окончательные решения.                         
                                                                                
Во-первых, действуют или не действуют эти соглашения, даже подписанные в 1994   
году? С уверенностью утверждаю: не действуют. Это запрещается законом о         
международных договорах, который существует в России. Кроме того, в каждом из   
этих соглашений есть специальная статья о порядке введения этого соглашения в   
действие. Суть этой статьи заключается в следующем: после подписания и          
ратификации договаривающиеся государства обмениваются ратификационными          
грамотами и только с года, следующего за днем обмена ратификационными           
грамотами, это соглашение может вступить в силу.                                
                                                                                
Второе замечание состоит в том, что с большинством из этих государств мы        
имеем другие соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные      
еще Советским Союзом. И эти соглашения значительно более неудобные и            
невыгодные для России. Потому что Советский Союз часто предоставлял             
исключительные и дополнительные права и возможность ухода от налогообложения,   
которая сейчас нынешними соглашениями перекрывается.                            
                                                                                
Хочу также отметить, что в каждом из этих соглашений есть специальная статья    
о сотрудничестве налоговых органов. И как только это соглашение вступит в       
силу, сразу появится возможность компетентным органам обмениваться              
информацией друг с другом и тем самым привлекать как предприятия, так и         
граждан этих государств к уплате налога.                                        
                                                                                
Еще одно замечание, касающееся офшоров и использования этих соглашений, для     
того чтобы уходить от налогообложения. Это проблема не соглашения об            
избежании двойного налогообложения, а проблема нашего национального             
налогового законодательства, борьбы с трансфертным ценообразованием, когда      
прибыли показываются за пределами России. В частности, понимая эту проблему,    
в проекте Общей части Налогового кодекса мы заложили несколько норм, которые    
говорят о том, что международные соглашения не могут применяться третьими       
лицами, в отношении которых они не рассчитаны, и предусматриваются новые        
механизмы борьбы с трансфертным ценообразованием.                               
                                                                                
Наконец, любая компания, зарегистрированная по законодательству иностранного    
государства, будь то компания, зарегистрированная в офшорной зоне или в         
другом государстве, в соответствии с каждым из этих соглашений, получая         
доходы от источников в Российской Федерации, автоматически признается           
плательщиком налога. И это очень важный момент каждого такого соглашения. При   
этом, если компания открывает представительство в Российской Федерации, оно     
платит налоги - все российские налоги без исключения - по российским            
правилам. И в этом случае оно получает возможность только налоги, уплаченные    
в России, зачесть в то время, когда эта компания будет рассчитываться с         
собственным бюджетом, произвести вычет. Если компания не открывает              
постоянного представительства в России, а получает доходы без постоянного       
представительства, то в соответствии с нашим национальным законодательством     
все доходы такой компании от источников в России автоматически облагаются       
налогом по ставке 20 процентов. Причем облагается налогом не прибыль, то есть   
доходы минус затраты, а валовые доходы, что для Российской Федерации            
достаточно выгодно.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты! Я смотрю, вновь поднимаются руки. Я ставлю на голосование   
предложение депутата Пузановского прекратить обсуждение. Пожалуйста,            
голосуйте.                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте проголосуем, потом я дам слово по ведению.        
Прекратить обсуждение, перейти к голосованию. Голосуем пока только за           
прекращение обсуждения.                                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Депутат Тен, вы без карточки, да? Нет.                                          
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 35 мин. 09 сек.)                 
Проголосовало за              271 чел.             97,1%                        
Проголосовало против            7 чел.              2,5%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,4%                        
Голосовало                    279 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По порядку ведения - депутат Арбатов.                                           
                                                                                
АРБАТОВ А.Г., фракция "ЯБЛОКО".                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты! Можно соглашаться или не соглашаться с мнением других       
депутатов, можно их даже любить или не любить, но опускаться до оскорбления,    
особенно путем коверкания фамилий, мне кажется, это совершенно недостойно.      
Это не говорит о большом уме и не говорит о порядочности тех, кто так делает.   
На тему фамилии господина Макашова тоже можно очень хорошо поупражняться. Там   
первую букву "м" заменить на "к" и так далее. Но я думаю, что если мы           
опустимся до такого способа ведения дискуссий, то окончательно превратим Думу   
в балаган. Я считаю, что, как офицер и как мужчина, Макашов должен принести     
извинения депутату, которого он оскорбил. А в ином случае прошу заняться этим   
комиссию по этике.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты! Давайте прекратим обмениваться вот    
такими любезностями. Я согласна с тем, что не следует оскорблять друг друга.    
Будем взаимовежливы.                                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты! Я ставлю на голосование предложение депутатов Савельева и   
Вишнякова снять с рассмотрения весь этот блок законопроектов под номером 8.     
Их всего 14. Прошу вас определиться путем голосования.                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 37 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              194 чел.             43,1%                        
Проголосовало против          117 чел.             26,0%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    312 чел.                                          
Не голосовало                 138 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Было второе предложение депутатов Митрофанова, Райкова, мне кажется.            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. По ведению.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, одну минутку подождите.                           
                                                                                
Было предложение снять с рассмотрения несколько законопроектов - по Венгрии и   
Израилю. Я должна буду поставить это на голосование, но прежде по порядку       
ведения - слово депутату Тену.                                                  
                                                                                
ТЕН Ю.М., фракция "Наш дом - Россия".                                           
                                                                                
Уважаемая Светлана Петровна и уважаемые коллеги, когда мы сейчас                
проголосовали за предложение Пузановского, чтобы дальше не обсуждать, то        
коллега Пузановский предложил снять законопроекты по Венгрии и Израилю,         
остальные пункты проголосовать.                                                 
                                                                                
Я обращаюсь ко всем коллегам: если возник спорный, сложный вопрос, давайте      
все-таки законопроекты по Израилю и Венгрии оставим на потом для                
дополнительного обсуждения, остальные пункты проголосуем.                       
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Все согласны.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я ставлю на голосование предложение депутатов             
Митрофанова, Райкова и Пузановского: снять сегодня с голосования проекты        
постановлений по Венгрии и Израилю. Пожалуйста, определяйтесь. (Сильный шум в   
зале.)                                                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, пожалуйста, потише, потише. Выражайте свое мнение           
голосованием.                                                                   
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 38 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              228 чел.             50,7%                        
Проголосовало против           25 чел.              5,6%                        
Воздержалось                    5 чел.              1,1%                        
Голосовало                    258 чел.                                          
Не голосовало                 192 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Уважаемые депутаты, фактически мы вели обсуждение по всем подпунктам пункта 8   
нашего порядка работы. Поэтому я буду ставить на голосование, а вы уже          
определяйтесь, называя конкретно тот законопроект, который выносится на ваше    
голосование.                                                                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3838 по 3854 из 6618
Пункт 8.4 - аналогичный проект закона о Соглашении между Правительством         
Российской Федерации и Правительством Республики Словения.                      
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Прошу показать результаты.                                                      
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 26 сек.)                 
Проголосовало за              328 чел.             72,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.