Заседание № 82
07.12.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 961691-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях" (об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, достигшим возраста 75 лет; внесён депутатами Государственной Думы Я. Е. Ниловым, Д. А. Свищёвым, Б. Р. Пайкиным, а также С. Д. Леоновым в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации и И. В. Лебедевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4540 по 4812 из 4980
Теперь, коллеги, у нас два альтернативных законопроекта, пункты 28.1 и 28.2. Пункт 28.1 - это тоже приоритетный законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...". О проекте федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях". Доклад Валерия Карловича Гартунга. Пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я не стал задавать вопросов предыдущему докладчику, от комитета, о том, о какой предвыборной программе он говорил. Видимо, он имел в виду указы президента, потому что идея, которая в прошлом законопроекте была заложена, прямо взята из указа Президента Российской Федерации от 7 мая. Если вас это не устраивает, ну, как-то странно, что вы в партии власти находитесь, хотя вы не поддерживаете положения предвыборной программы Владимира Путина. Но это так, к слову. Теперь что касается этого законопроекта. Вы знаете, что у нас действует норма закона, согласно которой, когда гражданин достигает восьмидесятилетнего возраста, ему положена фиксированная выплата. Но, учитывая, что у нас до этого возраста далеко не все доживают, мы предложили эту планку снизить до 75 лет. Таким образом, учитывая, что мы индексацию пенсий в полном объёме неработающим пенсионерам не проводим, уже несколько лет мы зажимаем индексацию им пенсий, работающим вообще не проводим, учитывая: что продолжительность жизни у нас, к сожалению, сейчас не растёт и что доходы граждан снижаются, мы предлагаем всё-таки пойти навстречу нашим гражданам и хоть частично облегчить их участь - вот эту доплату, до которой большинство не доживает, всё-таки ввести с семидесятипятилетнего возраста. Вот, собственно говоря, суть нашего законопроекта. Что касается финансов, здесь всё посчитано, в нашем финансово-экономическом обосновании все цифры имеются. Цифры в разы меньше, чем Государственная Дума возвращает нефтяным компаниям в виде отрицательных акцизов каждый год, - подчёркиваю, в разы меньше. Это в 10 раз меньше, чем возвращается НДС экспортёрам сырья: экспортёрам сырья у нас около 2 триллионов в год возвращается, а здесь в 10 раз меньше нужно денег. Поэтому, я сразу забегаю вперёд: если кто-то будет говорить, мол, денег нет, но вы держитесь, то, уверяю вас... Ну вот Олег Анатольевич Нилов сказал: я найду деньги. Действительно, деньги найти легко, если реализовать те законопроекты в налоговой сфере, которые нами уже внесены в Государственную Думу. И мы найдём гораздо больше денег, чем здесь необходимо. Резюмирую. Никаких оснований не голосовать за этот законопроект я не вижу. Пенсионеры живут плохо, деньги у государства есть - стало быть, чтобы облегчить участь пенсионеров, давайте мы часть денег, которые государство собирает, но не тратит, направим на помощь тем, кому они больше всего нужны. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Альтернативный законопроект под пунктом 28.2. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях". Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Кратко расскажу о сути нашей законодательной инициативы. Сегодня лица в возрасте старше 80 лет по указу президента получают повышенную пенсию, правильно говоря, повышенную фиксированную выплату к пенсии. Также по указу президента сегодня лица, ухаживающие за детьми-инвалидами, получают 10 тысяч, а за инвалидами I группы - 1200 рублей. Так вот, поднимая вопросы с уровня указа президента на уровень федерального закона, фракция ЛДПР подготовила две отдельные инициативы. Одну, где речь шла про инвалидов, к сожалению, уже отклонили. В данной инициативе речь идёт про пенсионеров, и мы предлагаем снизить возраст получения повышенной фиксированной выплаты к пенсии с 80 лет до 75. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад по обоим законопроектам Светланы Викторовны Бессараб. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу напомнить, что в соответствии с действующим с 1 января 2015 года законодательством действительно по указу президента люди, достигшие возраста 80 лет, получают двойную фиксированную выплату к страховой пенсии. Коллеги, хочу обратить ваше внимание, что ранее пенсионное законодательство таких преференций не предусматривало, лишь инвалиды I группы, достигшие соответствующего возраста, имели право на повышенные выплаты. Понятно, почему такое решение было принято: после проведения соответствующих экспертиз, после взаимодействия с научным медицинским сообществом было установлено, что именно 80-лет - это тот возраст, это та черта, когда человек явно нуждается в посторонней помощи и уходе. И если у нас что-то изменилось, тогда действительно, наверное, стоит обратиться к медицинскому сообществу, рассмотреть этот вопрос совместно с экспертами, может быть, провести парламентские слушания и тогда уже рассмотреть всё в совокупности. Но сегодня авторы законопроектов, как одного, так и другого, утверждают, что все граждане имеют необходимость в посторонней помощи начиная с 75 лет, поскольку в основном являются недееспособными с учётом физиологических особенностей. Дорогие друзья, ну, если такова ситуация, тогда указанные граждане являются уже инвалидами, а значит, имеют право на соответствующую помощь в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, ни первая группа авторов, ни вторая не предлагают статью расходов в соответствии со статьёй 83 Бюджетного кодекса, на основании которой мы будем производить дополнительные выплаты, фиксированные выплаты в двойном размере, а мы понимаем, что это достаточно существенная, значительная часть наших пенсионеров. С учётом изложенного, а также отрицательных отзывов правительства, Счётной палаты, Комитета Совета Федерации по социальной политике Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает законопроекты отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы сразу по двум законопроектам? Нет вопросов. Хорошо. А есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Валерий Карлович, вы по второму законопроекту хотите выступать? А по своему вы и так выступить можете. Покажите список. Тогда сначала Терентьев Михаил Борисович, пожалуйста. С места. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б. Уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не сможет поддержать данный законопроект, и я вам сейчас объясню почему. Прежде всего, те пожилые граждане, у которых снижена трудоспособность, могут оформить инвалидность I группы, и они и так будут получать фиксированную выплату, независимо от того 80 лет, 75 или 70 лет им. Мы тем самым никак не ущемляем права тех, кто нуждается в уходе и в получении дополнительной фиксированной выплаты. И ещё один момент. Валерий Карлович очень ярко выступал, говорил, что можно найти средства на реализацию любой законодательной инициативы, этой инициативы, инициативы по уходу за инвалидами I группы. Но, к сожалению, при рассмотрении недавно федерального бюджета на 2023 год я что-то не увидел предложения от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", от Валерия Карловича в части вопросов, связанных с повышением выплат по уходу, вот при рассмотрении федерального бюджета, при дополнительных ресурсах, которые, как он говорит, может изыскать. Но при рассмотрении главного документа, который позволяет реализовать любую социальную инициативу, в том числе фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ...", хочу вам напомнить, голосовала против принятия федерального бюджета. И конечно, так вот легко Валерий Карлович может найти средства на эту инициативу, на прошлую инициативу... Ещё хочу добавить по поводу прошлой инициативы. Валерий Карлович, вы пытались изменить только одну часть, добавив "другие лица", но при этом вы не сказали, что другие лица также могут оформить опеку, и тогда ваша инициатива - это просто декларативная норма, которая и так может быть реализована в рамках действующего указа президента. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не будет поддерживать данные инициативы, которые и так могут быть реализованы при действующем регулировании, потому что повышенную фиксированную выплату могут получить те, кто оформит инвалидность I группы в возрасте ниже 80 лет. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста, от фракции и как автор. Заключительное слово. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Михаил Борисович, докладываю вам: чтобы внести поправку в федеральный бюджет о каком-нибудь расходовании средств, нужно сначала получить федеральный закон, на основании которого эти расходы вы будете нести. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ГАРТУНГ В. К. Нам Макаров всё время здесь говорил, понимаете? То есть получается замкнутый круг: если нет денег в федеральном бюджете, вы не можете принять закон, а когда мы говорим, что вот поправка, - нам говорят, мол, подождите, закона же нет, поэтому на основании чего вы будете эти деньги закладывать в бюджете. Так что, Михаил Борисович, не принимаются ваши претензии. Что касается того, можно ли найти деньги в бюджете. Конечно можно! Есть законопроекты, причём это, знаете, не какие-то предложения публичные, они внесены, это инициативы, которые внесены в Государственную Думу, налоговые законопроекты. Хотите, я вам их перечислю? Первое, отменить возврат НДС экспортёрам сырья - 2 триллиона рублей в год. Причём сырьевики, нефтегазовый сектор в 2021 году получил, я посчитал их прибыль, примерно 6 триллионов рублей, - 6 триллионов рублей! - а 2 триллиона мы им возвращаем ещё, понимаете? Вот не верните 2 триллиона, у них 4 триллиона ещё останется - как они сказали, с шапкой по кругу-то они не пойдут, по миру, деньги есть. И таких предложений достаточно много, у нас целый пакет законодательных инициатив. Когда бюджет здесь обсуждали, мы вам показывали нашу брошюрку - откройте и посмотрите, там все наши инициативы изложены. Поэтому ваши претензии не принимаются. Что касается финансово-экономического обоснования, мы же его привели здесь. Законопроект пролежал больше года, два года он пролежал, а если бы он был принят, то в 2021 году затраты составили бы 181 миллиард рублей, в 2022 году - 208 миллиардов, в 2023-м - 256 миллиардов (мы на трёхлетку посчитали). Даже с учётом того, что впереди 2023 год, 256 миллиардов рублей - это вполне посильная сумма. У нас ВВП страны - 130 триллионов. Получается, это сумма чуть меньше 2 процентов ВВП. Минимальная сумма! Поэтому... Извините, 0,2 процента, не 2 процента, а 0,2 процента. Коллеги, никаких замечаний, которые, ну, были бы неустранимы, высказано не было. Мы всё-таки предлагаем принять этот законопроект. Никто не отрицает, что у нас люди в пожилом возрасте имеют слабое здоровье. Вы говорите, дескать, пусть люди, которые за ними ухаживают, опекунство оформят. Опекунство - это, вообще-то, не только уход за человеком, понимаете? Гораздо более широкие полномочия опекун получает, это не всегда одно и то же. Человек, которому нужен уход, может быть с этим и не согласен, понимаете? Это две разные юридические конструкции, поэтому вот это ваше предложение, которое родилось у вас тут в зале, неприемлемо. Это если говорить о предыдущем законопроекте. Коллеги, мы предлагаем принять наш законопроект. Выплата эта, скажем так, небольшая. Если вы считаете, что эта фиксированная выплата покроет все расходы пенсионера, ну, возьмите посчитайте, какие расходы у пенсионера и какая это выплата, и вы увидите, что она ровным счётом не меняет положения дел, тем не менее она человеку помогает выжить. Она просто приближает доходы человека к тому прожиточному минимуму, который мы обязаны ему обеспечить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Полномочный представитель президента? Правительства? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в часть 1 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях", пункт 28.1. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых пенсиях", пункт 28.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь покажите результаты голосования по пункту 28.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 56 мин. 57 сек.) Проголосовало за 110 чел.24,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6 % За - 110. Покажите результаты голосования по пункту 28.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 57 мин. 24 сек.) Проголосовало за 108 чел.24,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 108 чел. Не голосовало 342 чел.76,0 % За - 108. Второй отклоняется. Ставится на голосование законопроект под пунктом 28.1. Ввключите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 58 мин. 04 сек.) Проголосовало за 110 чел.24,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 110 чел. Не голосовало 340 чел.75,6 % Результат: не принято Не принимается.