Заседание № 175
О проекте федерального закона № 960730-7 "О внесении изменений в статьи 44 и 157-2 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования правового регулирования предоставления коммунальных услуг; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 44 и 157-2 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Концепция законопроекта направлена на совершенствование взаимоотношений собственников помещений и ресурсоснабжающих организаций при заключении так называемых прямых договоров. Также в этом законопроекте мы предлагаем продлить на 2024 год возможность установления Правительством Российской Федерации особенностей регулирования жилищных отношений, это касается начисления пеней при просрочке оплаты жилищно-коммунальных услуг и связано с существенно повысившейся ключевой ставкой Центробанка. Ко второму чтению поступило три поправки депутатов - членов комитета, все поправки рекомендуются к принятию. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Александрович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 11 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 03 мин. 35 сек.) Проголосовало за 375 чел.83,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 375 чел. Не голосовало 75 чел.16,7 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, Сергей Александрович Пахомов. ПАХОМОВ С. А. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Законопроект полностью готов к рассмотрению Государственной Думой в третьем чтении, прошёл все необходимые согласования. Прошу рассмотреть его сегодня в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, нет возражений против того, чтобы рассмотреть сейчас? Возражений нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 04 мин. 18 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Закон принят единогласно.
Заседание № 343
О проекте федерального закона № 960730-7 "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
22-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами". Доклад Павла Рюриковича Качкаева. Пожалуйста. КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! 3 апреля 2018 года президентом был подписан федеральный закон № 59-ФЗ, который ввёл в Жилищный кодекс понятие прямых договоров. Тем самым мы решили две основные проблемы: убрали посредника между ресурсоснабжающими организациями и собственниками помещений в многоквартирном доме - управляющую организацию - и сняли с управляющей организации ответственность за долги собственников перед ресурсоснабжающими организациями, уменьшив риск банкротства управляющей организации не по своей вине. Всё это время, с 2018 года, мы вместе с ресурсоснабжающими организациями, управляющими организациями внимательно отслеживали процессы, которые стали происходить с принятием этого федерального закона, и за три года была наработана достаточно серьёзная правоприменительная практика и практика заключения прямых договоров. Данный законопроект позволяет решить ещё четыре основные проблемы, которые были выявлены в процессе анализа правоприменительной практики. Первая проблема. Сегодня перейти на прямые договоры возможно с даты, указанной в решении общего собрания. Однако достаточно часто, когда проводится общее собрание по переходу на прямые договоры, эта дата не указывается, и на практике сложно понять, когда нужно прекратить платить управляющей организации и начинать напрямую платить ресурсоснабжающей организации. В законопроекте мы устраняем эту неопределённость: если нет даты, то переход возможен по истечении 90 дней со дня получения поставщиком коммунальных услуг (это ресурсоснабжающие организации или организации по обращению с твёрдыми коммунальными отходами) копии решения общего собрания. Это изменение в статью 157-2. Вторая проблема. Сегодня если многоквартирный дом не перешёл на прямые договоры, то управляющая организация обязана заключать договор на поставку коммунальных услуг. Но к сожалению, в Жилищном кодексе такой обязанности по отношению к товариществам собственников жилья и жилищно-строительным кооперативам, специализированным кооперативам не существует. Просто, к сожалению, мы просмотрели это, когда принимали федеральный закон № 59-ФЗ. Сейчас мы предусматриваем такую обязанность для ТСЖ и ЖСК изменениями в статьи 110 и 138 Жилищного кодекса. Третья проблема. Пунктом 1 статьи 157-2 устанавливается закрытый перечень оснований для заключения прямых договоров: первое - решение общего собрания собственников помещений (это я уже назвал); второе - долги управляющей организации перед ресурсоснабжающей организацией; третье - если такое решение уже было заключено, но имело отложенный характер. В каждом из этих случаев предусматривается заключение прямых договоров, однако есть и другие случаи, предполагающие заключение прямых договоров, - это новостройка, это непосредственное управление, это отбор управляющей организации по конкурсу, но эти вопросы не были решены в Жилищном кодексе. Мы предлагаем внести изменения в часть 7 статьи 157-2, дополнив её пунктами 4, 5, 6, 7, 8, где перечисляются все эти случаи. Ну и последнее, на мой взгляд, одно из самых важных изменений, которые вносятся в Жилищный кодекс. Статью 157-2 предлагается дополнить пунктом 7-2, которым урегулируется заключение прямых договоров в случае обеспечения горячего водоснабжения с использованием крышных котельных или индивидуальных тепловых пунктов. Там есть нерешённые вопросы, которые запутывают взаиморасчёты. Единственно, в первом чтении не нашла отражения проблема оплаты подготовки ГВС с использованием крышных котельных и индивидуальных тепловых пунктов. Я думаю, что ко второму чтению мы эту проблему также устраним и внесём ясность в этот вопрос. У меня всё. Предлагаю Государственной Думе поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Ильи Владимировича Осипова. Пожалуйста. ОСИПОВ И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Павел Рюрикович очень подробно изложил суть законопроекта - в целях экономии времени я не буду повторяться. Единственно, хотел бы отметить, что комитет поддерживает инициативу и очень приветствует то, что мы через правоприменительную практику анализируем недочёты в законодательстве и стремимся их как можно более эффективно убрать. Комитет, повторю, поддерживает законопроект, при этом мы обращаем внимание на то, что ко второму чтению необходимо учесть замечания и уточнить формулировки положений законопроекта, определяющие случаи заключения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг (Павел Рюрикович говорил об этом в третьей части), ну и что касается водоснабжения с использованием крышных котельных - так уж упрощённо скажу, - то здесь то же самое: необходима дальнейшая проработка вопроса, потому что подобные коммунальные услуги не закреплены Жилищным кодексом. Правительство также поддерживает законопроект при условии учёта замечаний. Просим палату поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. Павел Рюрикович, вот такой вопрос, касающийся как раз темы ОДН, абсолютно правильно затронутой, темы небаланса, которая по-прежнему у нас пока не расшита и не отражена. Например, есть срок оплаты, условно, 25-е число. Человек платит не 20-го, а 30-го, ну, поскольку зарплату позже получил, куда-то отъезжал, мало ли, разные бывают обстоятельства. Коммунальщики, в силу их программного обеспечения, к сожалению, считают до 25-го по нормативу, а то, что человек потребил больше, - я чуть-чуть упрощаю, вы, как профессионал, понимаете, что я имею в виду, - учитывают в ОДН и не проводят коррекцию позже, при совершении уже полноценной оплаты. К сожалению, действующие штрафные санкции, очевидно, неэффективны. Как вы смотрите на то, чтобы эту ситуацию постараться расшить в рамках коррекции ко второму чтению? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Качкаеву включите микрофон. КАЧКАЕВ П. Р. Уважаемый Олег Васильевич, вообще, я в принципе могу на этот вопрос не отвечать - ОДН не относятся к теме нашего сегодняшнего законопроекта, - но всё-таки поясню. Понятно, что этот вопрос волнует не только вас, но и многих членов нашего комитета, однако этот вопрос лежит в нормативном поле 354-го постановления правительства. Работа, насколько я знаю, в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по этому вопросу ведётся уже длительное время. Более того, насколько я знаю, в правительство уже внесены предложения по расшивке. Да, такая проблема сегодня существует, и эту проблему правительство пыталось решить. Вот мы приняли, по-моему месяц назад, изменения в части штрафных санкций, об ответственности между управляющими организациями за некачественное предоставление услуг. Тем не менее этот вопрос есть, и мы им занимаемся, я думаю, что всё-таки в ближайшее время закончим, но это регулируется не федеральным законом, а нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Чернышёв Михаил Анатольевич, пожалуйста. ЧЕРНЫШЁВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вот члены Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, я думаю, хорошо помнят, как мы принимали изменения в Жилищный кодекс, вводя возможность заключения прямого договора между собственниками квартир и ресурсоснабжающими организациями. Законопроект был очень важным и очень ожидаемым, у нас было много жалоб по данному вопросу. После принятия данного закона, коллеги, количество жалоб... ну, жалобы практически прекратились, и сегодня о проблеме, которая ещё три года назад была одной из ключевых в жилищных правоотношениях, практически больше не слышно. Развитие данного института, его модернизация в соответствии со складывающейся практикой и запросами наших граждан представляются важным вектором развития жилищных правоотношений. В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении и предлагает коллегам из других фракций также его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шеин Олег Васильевич. ШЕИН О. В. На самом деле законопроект имеет отношение к ОДН - скажу какое. До перехода на прямые договоры... Напомню, что запрет, по сути, на прямые договоры был введён с принятием Жилищного кодекса в 2004 году, и у нас ушло десять лет - вот мы с Галиной Петровной, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" всегда выступали за это - на то, чтобы вернуть право на заключение прямых договоров независимо от способа управления домом. Это право было только у тех, кто осуществляет непосредственное управление, мы добивались, чтобы оно было также у ТСЖ и жителей домов, имеющих соглашение с управляющими организациями. Десять лет мы сталкивались с абсолютным сопротивлением со ссылкой в том числе на то, что, дескать, а при чём здесь законы, это регулируется правительственными постановлениями - и привет! Но решение в итоге было принято, и впоследствии были убраны также отдельные бюрократические препятствия. Вот сегодня мы находимся в этом процессе, и законопроект, который сегодня рассматривается, уже дошлифовывает, так сказать, эту ситуацию. Однако платежи за коммунальные услуги как раз бьются на платежи за индивидуальное потребление и так называемое коллективное потребление. И если в доме стоит общедомовой прибор учёта, и при этом из-за 354-го правительственного постановления люди получают счета, где сверх того, что они реально потребляют, весь дом, и правительство долгие годы не меняет своё постановление, то, наверное, нерезонно ссылаться на то, что это не предмет регулирования ни Жилищного кодекса, ни законодательства Российской Федерации, а вот есть профильное министерство, оно этим занимается. Оно этим не занимается, и мы об этом долгие годы говорим. Ещё раз объясню на примере, что реально происходит, откуда возникают большие счета по ОДН. Вот есть дом, допустим, в нём четыре квартиры, даже три, для простоты, и там живут Павел Рюрикович Качкаев, Галина Петровна Хованская и Олег Васильевич Шеин. У нас срок оплаты - 25-е число, но Павел Рюрикович был в это время в командировке, Галина Петровна заплатила чуть позже, я заплатил совсем немного позже, и по состоянию на 25-е число коммунальщики посчитали, что дом потребил по нормативу. А то, что мы все трое заплатили спустя несколько дней, для программного продукта электрической, тепловой компании или компании по водоснабжению неважно, их программный продукт не учитывает последующую коррекцию. Идут дополнительные счета по всем домам в Российской Федерации, пачками разоряются и управляющие компании, и ТСЖ. И мы годами слышим ответ: а это не предмет законодательного регулирования, для этого есть правительственное постановление, они там работают долгое время над этим вопросом. Не работают они! Поэтому очевидно, что санкций, прописанных сегодня в законодательстве, к сожалению, недостаточно. Было бы достаточно - не было бы пачек жалоб и постоянных, десятками и сотнями, решений арбитражных судов, связанных с разорением то управляющих компаний, то товариществ собственников жилья. Переход на умные счётчики - решение вопроса. Но этого перехода в стране нет, в отличие от Азербайджана и Казахстана, а значит, требуется совершенно другая модель. И ко второму чтению мы постараемся подготовить поправки, с тем чтобы к этой дискуссии вернуться в рамках... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования предоставления коммунальных услуг ресурсосберегающими организациями и региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами", пункт 22. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 52 мин. 30 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.