Заседание № 127
24.10.1997
Вопрос:
О проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 87 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (об изменении порядка выплаты пенсии за выслугу лет медицинским работникам).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4228 по 4478 из 6597
Переходим к пункту 12.1. Слово для доклада - председателю Комитета по охране здоровья Николаю Федоровичу Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Уважаемые депутаты! Сегодня мы второй раз возвращаемся к законопроекту о пенсиях за выслугу лет медицинским работникам в сельской местности, в поселках городского типа. Поводом к этому явились многочисленные обращения практически всех субъектов Федерации: Башкортостана, Чувашской Республики, Амурской области, Алтайского края, Нижнего Новгорода, Волгоградской, Новосибирской, Орловской, Саратовской областей и так далее, и так далее. Практически все субъекты Федерации, практически все областные и краевые законодательные собрания обратились к нам в комитет с аналогичными законопроектами. И здесь присутствуют представители Хабаровской областной думы и Московской областной думы. С аналогичными запросами в комитет обратились депутаты Государственной Думы (я буду называть только фамилии) Смоляков, Апарина, Ларицкий, Гудима, Еньков, Садчиков, Данилова, Зеленов, Лопатин, Поляков и другие. Напомню суть проблемы. После того как был принят закон "О выплате пенсии за выслугу лет работникам образования...", был принят закон "О выплате пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения... в сельской местности". И произошло разделение: в участковых больницах врачи и медсестры получают за выслугу, а в городских поселках и райцентрах, которые обслуживают сельскую местность, не получают. А в некоторых районах вообще нет участковых больниц. В чем еще парадокс? Работает хирург, допустим, в районной больнице. Если он уйдет работать дворником, он будет иметь право на получение пенсии за выслугу лет. Если же он остается работать в больнице, он не будет иметь права на получение такой пенсии. Чем осложняется ситуация? Когда приняли закон, отменяющий распределение специалистов после окончания медицинских институтов, на село никто не захотел ехать. И буквально в последние годы во многих врачебных амбулаториях, районных больницах обвально вакантны врачебные и медсестринские должности. Нет возможности даже квартиру предоставить медработникам. Надо хотя бы этой льготой при выходе на пенсию закрыть эту брешь на селе. Конечно, могут быть и будут возражения от моего земляка, соседа из Новосибирской области, Аничкина Ивана Степановича. Естественно, первое возражение (я знаю, будет возражать и Василий Васильевич Барчук): что это потребует дополнительных средств. Я скажу, что, по расчетам, в поселках городского типа ежегодно будут уходить на пенсию около 8,5 тысячи человек. Это потребует 29 миллиардов рублей в год, или 0,01 процента бюджета Пенсионного фонда. Мы не ведем речь о врачах и медсестрах городов. Там, понятно, будут говорить: да, большие затраты, потому что основное количество врачей и медсестер работает в городах. В данном случае речь только о селе. Следующий вопрос, и об этом тоже будут говорить: если трудовые пенсии, то нужно просто доплачивать. Но в таком случае нужно вообще отменять льготные пенсии и в городах, и учителям и так далее. Там нужно отменять. У нас, в общем-то, есть комитет не только социальной защиты, но еще и по труду. Значит, если речь идет о каких-то добавках, то нужно предлагать какие-то альтернативы. Я обращаюсь к депутатам. Все вы бываете в округах. Кто бывает в округах, прекрасно знает эту проблему. Сейчас учителя получают - перессорились! Да и в тех же участковых больницах получают, а в районах не получают. Это крайне серьезная проблема, очень обостренная проблема. И кто бывает в округах, о ней знает. Предложение Комитета по охране здоровья поддержали Комитет по аграрным вопросам, Комитет по делам женщин, семьи и молодежи (Апарина), Комитет по образованию и науке. Здесь присутствуют представители Хабаровской областной думы и Московской областной думы, которые сняли свои законопроекты в пользу именно нашего законопроекта. Поэтому я убедительно прошу депутатов поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Для содоклада слово - Ивану Степановичу Аничкину. Пожалуйста, Иван Степанович. АНИЧКИН И.С. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Наш комитет считает, что сегодня Государственная Дума приняла неправильное решение, рассматривая только один законопроект, предложенный комитетом. Тем самым мы нарушили Регламент. В том письме, которое Николай Федорович показал Председателю, говорится о том, что две областные думы (Московская областная и Хабаровская областная) снимают сегодня с рассмотрения законопроекты. Но это не значит, что они отзывают свои законопроекты. Завтра они поставят этот вопрос, и мы будем обязаны рассматривать эти законопроекты. Поэтому мы считали бы правильным снять сегодня с рассмотрения этот законопроект. Если он остается, тогда я перехожу к содокладу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Степанович, если вы позволите, мы уточним сейчас у Галины Сергеевны Уткиной и Зои Федоровны Софриной, готовы ли они отозвать свои законодательные инициативы в том случае, если будет принят законопроект, доложенный Николаем Федоровичем Герасименко. Вы согласны отозвать? Вы уполномочены это сделать? Если будет принят, то вы отзываете. Все. Тогда, Иван Степанович, делайте содоклад. АНИЧКИН И.С. Уважаемые коллеги! На рассмотрение Государственной Думы (я все-таки так считаю) представлено четыре альтернативных законопроекта и еще проект Белгородской областной думы по вопросу изменения порядка выплаты пенсии за выслугу лет медицинским работникам. В соответствии с действующим законодательством при продолжении лечебной и иной работы по охране здоровья населения назначенная пенсия за выслугу лет не выплачивается, за исключением медработников в сельской местности. Этот исключительный порядок установлен федеральным законом от 18 апреля 1996 года, то есть мы с вами приняли этот законопроект, который повлек дальнейшие обращения уже по другим категориям медицинских работников, проживающих в рабочих поселках и городах. Хотя в то время, когда мы рассматривали этот законопроект, мы вам говорили, что нельзя принимать такой законопроект. На то время уже была установлена 20-процентная надбавка к тарифам врачам, работающим в сельской местности. Тем не менее вы приняли данный закон. Далее последовало следующее. Мы приняли закон по педагогическим работникам - и работающим в селе, и в городах. Таким образом мы повысили количество пенсионеров сразу на 380 тысяч человек. Люди в возрасте 40-45 лет стали пенсионерами. Естественно, все эти расходы - из Пенсионного фонда. Совершив ошибку однажды, мы не должны повторять ее вновь, несмотря на те обращения, которые приводил Николай Федорович. У нас таких обращений в комитете по другим категориям граждан по меньшей мере десятка два-три наберется. С начала реализации указанного федерального закона выявились все, связанные с ним, проблемы и противоречия. Не случайно поэтому уже в 1996 году, в ноябре, когда вступил в силу закон, Государственной Думе пришлось рассматривать, как я уже сказал, аж четыре законопроекта. В прошлом году Государственная Дума отклонила эти законопроекты, то есть мы их уже один раз рассматривали с вами, отклонили, и тем не менее вновь вносятся аналогичные законопроекты. За неполный год, прошедший после рассмотрения вопроса, в Государственной Думе появилось теперь уже четыре законопроекта. Необходимо понимать, что вопрос не о том, улучшать материальное положение медицинских работников в стране или не улучшать. Здесь двух мнений быть не может. Вопрос - о том, должны ли эти расходы возлагаться на Пенсионный фонд Российской Федерации. Ведь изменение порядка выплаты пенсий за выслугу лет и значительное увеличение численности пенсионеров, получающих эту пенсию, приводит к изменению сущности указанной пенсии. В настоящее время она воспринимается как дополнительная оплата труда или как способ закрепления и привлечения кадров, о чем говорил и сам Николай Федорович. Средства Пенсионного фонда не могут рассматриваться как финансовый источник покрытия дополнительных пенсионных льгот. Представленный на 1998 год бюджет Пенсионного фонда впервые является дефицитным, о чем я уже вам говорил, мы будем это рассматривать. Впервые в бюджете Пенсионного фонда не хватает 20 триллионов рублей. А если мы примем еще и этот закон, мы еще более усугубим ситуацию. Это при том, что Правительство расплатилось со всеми долгами, которые числились за федеральным бюджетом. Теперь нам не на кого кивать, мол, Правительство что-то должно. Мы должны теперь сами изыскивать средства, чем же платить нашим пенсионерам. Правительство для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда предлагает нам увеличить страховые тарифы с физических лиц с 1 до 2 процентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Степанович, завершайте, пожалуйста. АНИЧКИН И.С. Мы с вами здесь это отклонили. Либо наоборот: увеличить ставку налога на добавленную стоимость с 20 до 22 процентов и внести это в бюджет Пенсионного фонда. Я говорю о том, что это недостаток. Мы с вами приняли закон о повышении минимального размера пенсий с 1 октября и с 1 декабря 1997 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иван Степанович, я прошу прощения. У нас истекает время. Сколько времени вам требуется еще для завершения? АНИЧКИН И.С. Я две минуты прошу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Двух минут у нас уже нет. Завершайте, пожалуйста. АНИЧКИН И.С. С 1 февраля 1998 года вводится закон о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий на основе индивидуального коэффициента. Мы, принимая вот такие законы, как предлагаемый сегодня, нарушим всю пенсионную систему и не сможем внедрить вот этот закон, которого ждут. А там еще есть много серьезных недостатков. Нам нужно повышать коэффициент с 0,7 до 0,8 и так далее, нужно предусмотреть районный коэффициент, о чем северяне сейчас просят, нужно в трудовом стаже учитывать и другие периоды, кроме того, что предусмотрен данным законопроектом. Комитет по труду возражает против принятия этого законопроекта. Правительство и Пенсионный фонд возражают против принятия данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Настаивает на вопросе депутат Зеленин. Пожалуйста. (Шум в зале.) Василию Васильевичу дадим обязательно слово. ЗЕЛЕНИН В.М. Николай Федорович, во многом результат голосования сейчас будет определяться тем, как вы ответите на вопрос. По вашим расчетам, закон будет стоить 29 миллиардов, по расчетам Правительства, закон обойдется в 90 миллиардов, то есть почти в три с лишним раза дороже. Так у кого ошибка в расчетах: у комитета или завышены цифры, которые дает Пенсионный фонд? ГЕРАСИМЕНКО Н.Ф. Это Правительство. Совершенно верно, завышенные цифры дает Правительство - в три раза по численности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Василий Васильевич Барчук, пожалуйста, и будем завершать вопрос. БАРЧУК В.В. Уважаемые депутаты, вспомните историю принятия этой статьи 21. Первое. Вы когда принимали, говорили, что в селе низкая заработная плата и из села бегут. Давайте дадим пенсию за выслугу лет. Приняли. Дальше. Учителям очень плохо - маленькая заработная плата в городах, давайте увеличим пенсию. Приняли и этот закон. Но тогда Правительством был поставлен вопрос, что больше расширять категории пенсионеров по этой статье не будут. И депутаты согласились, дали тогда слово. Вспомните, вы же давали слово, что больше расширять эту статью не будем. И тем не менее сейчас опять расширяется эта статья. Причем посмотрите, в каком виде: давайте сначала в поселках городского типа. Я уверен, если вы сейчас это примете, завтра же или послезавтра пусть не Хабаровская, не Московская думы, но Госсовет Коми, это точно, внесет следующее: давайте и в городах. И вот это происходит перманентно. Мне тут бросили обвинение, что я не защищаю пенсионеров. Я защищаю именно тех пенсионеров, основную, подавляющую долю, права которых ущемляют за счет этих льгот и которым нельзя ни повысить пенсии, ни выплатить своевременно те мизерные пенсии, которые им установили. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование пункт 12.1 повестки дня, иначе у нас уже нет времени, и определимся. Мы неоднократно вопрос обсуждали. Пожалуйста, прошу голосовать. (Шум в зале.) Если мы начнем выступать по мотивам, я сейчас объявлю перерыв. Пожалуйста, определяйтесь голосованием. Я уже даже на голосование ставлю не вовремя, уже ровно 14.00. Определяйтесь голосованием. Уже неоднократно вопрос обсуждался. Позиции ясны: один комитет против, другой комитет за, Правительство против и так далее. Кто без карточки или не успел проголосовать? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 30 сек.) Проголосовало за 290 чел. 64,4% Проголосовало против 2 чел. 0,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 292 чел. Не голосовало 158 чел. Результат: принято Принимается.