Заседание № 189
О проекте федерального закона № 96065394-2 "О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (в части, касающейся предприятий розничной торговли и общественного питания).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, пункт 24: проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". ДИНЕС И. Ю. Уважаемые коллеги, предлагаемый вашему вниманию проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" был принят в первом чтении 21 февраля 1997 года. Законопроект предусматривает изменение порядка исчисления налога на добавленную стоимость у предприятий розничной торговли и общественного питания. С 1 января 2001 года Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" утратил силу в связи с вступлением в действие главы 21 Налогового кодекса "Налог на добавленную стоимость". В рамках указанной главы Налогового кодекса предложения, содержащиеся в данном законопроекте, полностью реализованы. Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе возвратить данный законопроект к процедуре первого чтения и отклонить его. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов нет. Ставится на голосование проект постановления о возврате данного законопроекта к процедуре первого чтения. Прошу определиться голосованием. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 18 сек.) Проголосовало за 287 чел. 63,8% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 288 чел. Не голосовало 162 чел. 36,0% Результат: принято Вернули к процедуре первого чтения. Ставится на голосование проект постановления о принятии данного законопроекта в первом чтении. Прошу определиться. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 52 сек.) Проголосовало за 26 чел. 5,8% Проголосовало против 15 чел. 3,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 41 чел. Не голосовало 409 чел. 90,9% Результат: не принято Законопроект отклонен.
Заседание № 92
О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" (второе чтение). Докладывает депутат Георгий Валентинович Боос. Пожалуйста. БООС Г.В., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию во втором чтении предложен законопроект, по которому унифицируется порядок налогообложения (по налогу на добавленную стоимость) розничной торговли, оптовой торговли и действующих предприятий производственной сферы. Как известно, сегодня в производственной сфере и в оптовой торговле действует порядок следующий: входящие товары и услуги сразу разделяются на стоимость товара и НДС (отдельно учитываются), затем производится добавленная стоимость. Затем выходящий НДС рассчитывается следующим образом: со всей стоимости товаров без учета НДС. И затем разница, подлежащая уплате в бюджет, то есть величина самого налога, подлежащего уплате в бюджет, определяется как разница между выходящим НДС и входящим НДС. В сфере розничной торговли по-прежнему сохранен старый порядок учета, когда стоимость товаров или услуг сразу ставится на учет полностью (с налогом на добавленную стоимость), определяется наценка на товар и, таким образом, сразу величина налога на эту наценку (она сразу определяется, как подлежащая внесению в бюджет), и дальше определяется цена товара. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлана Юрьевна, вы там собрали очень большой кружок, и все спинами к докладчику. Присядьте, пожалуйста. БООС Г.В. Налог, таким образом, определяется как налог на наценку и в первом, и во втором случаях (технически разных, но по сути дающих и налог на наценку, то есть налог на добавленную стоимость), но по-разному. В результате часто возникают коллизии, потому что нет сегодня ни одного предприятия оптовой сферы, ни одного предприятия производственной сферы, которые не отпускали бы что-либо в розницу своим сотрудникам или на сторону. Тогда для того, чтобы отпустить в розницу, бухгалтеру приходится делать исправительные проводки по всему циклу, по всей цепочке прохождения товара. Данный законопроект должен унифицировать эту систему. Были представлены поправки к данному законопроекту, они сведены в две таблицы (таблица поправок, рекомендованных к отклонению, и таблица поправок, рекомендованных к принятию). У меня, по сути, все. Спасибо... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли у фракций и депутатских групп вопросы по таблицам поправок? У депутатов?.. Пожалуйста, депутат Фалалеев. Потом - депутат Данилова. ФАЛАЛЕЕВ С.Н. Георгий Валентинович, будьте любезны, уточните, в какой части учтены поправки, предлагаемые облпотребсоюзами России и Центросоюзом, в части розничной торговли, на селе прежде всего. БООС Г.В. У меня к вам только просьба: вы назовите номер поправки. ФАЛАЛЕЕВ С.Н. У меня таблицы нет. Я думаю, что такие обращения были от многих депутатов. По существу, если можно. БООС Г.В. Дело в том, что в процессе работы над законопроектом ко второму чтению не было таких поправок ни от депутатов, ни от каких-либо представителей тех или иных союзов, объединений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть они поддерживают, да? БООС Г.В. Нет, я не могу сказать, что они поддержаны. Дело в том, что сегодня мне показали обращение от потребсоюза, от потребкооперации (о том, что может возникнуть проблема по отдельным видам товаров). Но нельзя сказать, что вопроса не было. Вопрос есть. Может возникнуть проблема. Мы примерно оценивали объем проблемы. Это от 1 до 5 процентов вот в этом диапазоне - от общего объема торговли, от общего объема розничной продукции. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, вы хотели по этому вопросу?.. Да? Сейчас. БООС Г.В. В связи с чем возникает этот вопрос? Если розничный магазин будет закупать у населения продукцию (по сути дела, сельскую продукцию, которая имеет льготу по НДС), то есть у неплательщика, то сам магазин плательщиком в этом случае будет являться. То есть население не является, а магазин является... Вопрос этот есть. Не учитывается... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас - депутат Данилова, потом - Кулик Геннадий Васильевич. БООС Г.В. Но объем вот таких прямых закупок у населения на самом деле достаточно невелик, потому что основная часть продукции сельскохозяйственного назначения проходит оптовое звено, и там она проходит налогообложение уже по существующей схеме, которое предлагается применить теперь и к рознице. Раз. Два. Она проходит процесс переработки: это мясокомбинаты, консервные заводы и так далее. Там она тоже проходит такое налогообложение, такой порядок налогообложения, и уже она в этот механизм легко вписывается. Где еще у нас?.. Еще предпринимательская деятельность без образования юридического лица. Это сегодня уже стало даже кормушкой, я бы сказал. Потому что сегодня даже компьютерные предприятия, которые ведут торговлю компьютерами, ввезенными из-за рубежа, имеют при себе несколько таких предприятий, через которые проводят свой оборот. И в результате этот НДС кладется в карман таким предприятиям. Для них мы это прихлопываем этим законом. И оптовые рынки, которые, конечно, сегодня у нас явно "сажают" нашу торговую сеть. Торговая сеть сегодня является плательщиком налогов, всех видов налогов. А оптовый рынок, конечно, сегодня на этом фоне вольготно цветет. И не секрет, что у нас рядом оптовый рынок и магазин: в магазине - пусто, на рынке - густо. Вот для них и, пожалуй, еще для колхозного рынка. Вот по колхозному рынку и по потребкооперации, наверное, действительно надо было бы посмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Данилова, пожалуйста. ДАНИЛОВА Н.П., депутатская группа "Народовластие". Я выступаю от фракции Компартии. Поскольку предложения Волгоградского и Курского облпотребсоюзов поступили после того, как мы рассмотрели поправки, и в них есть серьезные замечания, сегодня просто так, "с голоса", трудно в них разобраться. Наше предложение: рассмотрение этого вопроса перенести на более дальний срок для того, чтобы разобраться. Потому что аргумент, который был высказан Курским областным союзом потребобществ, звучит так: введение нового порядка налогообложения неизбежно повлечет за собой рост цен до 17 процентов, снижение конкурентоспособности и объемов реализации сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения розничными торговыми предприятиями. Наше предложение: снять с рассмотрения данный вопрос. И ко второму чтению... На ближайшем заседании, после рассмотрения в комитете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, ответят на вопрос. Пожалуйста. БООС Г.В. Я не возражаю, если мы еще раз этот вопрос рассмотрим. Тут возражений не может быть никаких. Чем глубже мы изучаем вопрос, тем лучше получается закон. Но тем не менее это не мешает нам обсудить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Геннадий Васильевич, вы хотели добавить, да? Кулик, пожалуйста. КУЛИК Г.В., Аграрная депутатская группа. Я хотел поблагодарить волгоградцев и курян. И страшно ругаю себя за то, что, обсуждая этот вопрос, мы просто выпустили это из виду. Я хочу сказать депутатам: за прошлый год 37 процентов мяса куплено у населения, 38 процентов молока куплено у населения, 68 процентов картофеля. И мы так, походя, можем "махнуть" по этому вопросу таким образом, что потом будем горько плакать. Поэтому я однозначно предлагаю: не тратить сейчас времени, отложить этот вопрос. Мы их, авторов этих поправок, пригласим, пригласим и других специалистов, внимательно все посмотрим и тогда Государственной Думе доложим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Валентинович, вы не против того, чтобы отложить? БООС Г.В. Я не возражаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. И дополнительно рассмотреть все предложения, несмотря на то, что они поступили поздно. Ну давайте лучше подстрахуем себя. Пожалуйста, мы этот вопрос откладываем. Михаил Михайлович Задорнов, пожалуйста. ЗАДОРНОВ М.М. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Безусловно, комитет согласен с тем, чтобы перенести рассмотрение данного вопроса, хотя повторю: мы все сроки абсолютно выдержали на внесение поправок, на рассмотрение этого документа и так далее. Я просто хочу сразу сказать: не будет так, что этот закон хорош для всех. Он в целом для розничной торговли дает существенный выигрыш, но для отдельных категорий, скажем, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица (через которых, кстати говоря, проводится, я не говорю о сельском хозяйстве, оборот сейчас даже крупными торговыми предприятиями, занимающимися, скажем, оргтехникой или компьютерами) это будет, безусловно, минус. Но в целом для бюджета будет плюс. И для розничной торговли, для большинства предприятий, безусловно, этот закон в плюс работает. Но для отдельных категорий, конечно... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну соберитесь, пожалуйста, побыстрее комитетом, рассмотрите законопроект с учетом новых обстоятельств. Мы его готовы рассмотреть на ближайшем заседании.
Заседание № 80
О проекте федерального закона о внесении изменений и дополнений в статьи 4 и 7 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в части розничной торговли и общественного питания.
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич Шаталов, докладывайте вопрос 19. (Олег Александрович, мы успеем постановления пропустить!) Налог на добавленную стоимость в части розничной торговли и общественного питания. Пожалуйста. ШАТАЛОВ С.Д. Уважаемые депутаты! Я постараюсь побыстрее, поскольку вопрос действительно чисто технический. В налоге на добавленную стоимость у нас существуют сегодня два режима определения налоговой базы и уплаты налога в случае оптовой или розничной торговли. Возникают серьезные технические проблемы для предприятий, которые занимаются как оптовой, так и розничной торговлей. А иной раз очень трудно провести грань - где кончается розничная, а где начинается оптовая торговля. Поэтому никого не ущемляя и не меняя ничего принципиально, мы просим принять чисто технический закон, в котором устанавливается для организаций розничной торговли точно такой же порядок, как и для оптовой. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Георгий Валентинович, пожалуйста, ваше мнение. Мнение комитета. БООС Г.В. Мнение комитета: принять в первом чтении. Это ведет к унификации порядка налогообложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Есть ли желающие выступить? Ставлю на голосование: принять в первом чтении. Это первое чтение. Пожалуйста. Когда проголосуете, приготовьте повестку с постановлениями. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 41 мин. 28 сек.) Проголосовало за 321 чел. 71,3% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел. Результат: принято Принимается.