Заседание № 83
02.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 96064185-2 "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 502 по 507 из 4608
БАБУРИН С. Н., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Родина". Уважаемые коллеги, я прошу снять с повестки дня пункт 4. От фракции "Родина" с обоснованием выступит Юрий Петрович Савельев. Прошу предоставить ему слово.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 907 по 1007 из 4608
Сергей Николаевич Бабурин просит исключить пункт 4 из порядка работы, но для обоснования просит слово предоставить Юрию Петровичу Савельеву. Включите микрофон депутату Савельеву. САВЕЛЬЕВ Ю. П., фракция "Родина". Спасибо, Любовь Константиновна. Фракция "Родина" подготовила отрицательное заключение на проект федерального закона "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб". С одной стороны, фракция отмечает полезность ратификации указанной конвенции, которая будет содействовать развитию дружеских отношений между Россией и приграничными государствами. А с другой стороны, фракция отмечает неподготовленность России к ратификации конвенции ввиду строительства и ввода в эксплуатацию без надлежащего обоснования хранилища делящихся ядерных материалов близ Челябинска на производственном объединении "Маяк". Мы приводим в обоснование нашей позиции то, что это ХДМ построено без согласования и без лицензии Госатомнадзора, реализовано хранилище в самой опасной форме - оно наземное (такое хранилище единственное в мире, все остальные ядерные страны делают подземные хранилища), американские контейнеры поставляются в Россию с запретом досмотра (чем эти контейнеры начинены?), металлы - уран и плутоний - хранятся в самой опасной, металлической, форме и так далее. Мы приводим в обоснование позиции то, что, на наш взгляд, подписание конвенции без обеспечения Россией гарантий того, что, если там произойдет взрыв, он не затронет интересы да и жизни людей на огромной территории (примерно 50 миллионов квадратных километров), будет являться введением в заблуждение мировой общественности. Поэтому мы предлагаем сегодня этот вопрос не рассматривать и дискуссию по этому вопросу не проводить, а подготовить его соответствующим образом, чтобы не было замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. От комитета - Косачёв Константин Иосифович. КОСАЧЁВ К. И., председатель Комитета Государственной Думы по международным делам, фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Нам, разумеется, известно отрицательное заключение фракции "Родина". Мы рассматривали эту тему и в Комитете по международным делам, и в Комитете по экологии, и наше мнение, единодушное практически, заключается в том, что та озабоченность, та тревога, которая высказана в заключении, не подтверждается конкретными фактами. На сооружение хранилища радиоактивных материалов на "Маяке" получена соответствующая лицензия, эта лицензия проработана во всех ведомствах. И надо сказать, что данное хранилище спроектировано и построено как сооружение первой категории надежности, то есть выдерживает, условно говоря, прямое попадание авиационной бомбы. Но главное не в этом, главное в том, что логика прямо противоположная: как раз отсутствие на данный момент ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб, безусловно, позволяет предъявлять к России как к государству неограниченные финансовые претензии со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ратификация венской конвенции позволяет ограничить предел финансовых претензий определенной суммой, об этом будет доложено в ходе обсуждения данного вопроса. Комитет по международным делам просит оставить в повестке дня данный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, точки зрения за и против высказаны. По ведению - депутат Макашов. Только по ведению, Альберт Михайлович. МАКАШОВ А. М. Коротко и ясно: Косачёв обманывает Государственную Думу. Я занимался этой проблемой год тому назад, докладывал - не захотели слушать. Это так шарахнет, что половины России не будет, отделится... Весь мир, вся пресса об этом пишет. Косачёв читать не умеет или не хочет думать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за то, чтобы... По ведению - депутат Язев. ЯЗЕВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи, фракция "Единая Россия". Я хотел бы сказать по ведению. Заявление о том, что нужно делать подземное хранилище для оружейного плутония, безграмотное абсолютно, это полная безграмотность, и хотелось бы, чтобы в ходе обсуждения не приводили такие заключения. Хранят в подземных хранилищах только отработанные радиоактивные отходы малоактивные, остеклованные, а если хранить в подземных хранилищах плутоний, то, когда водой зальет, это будет готовая бомба. Такие отходы во всем мире хранят в открытых хранилищах. А наше хранилище в Челябинске сделано с полным соблюдением всех требований МАГАТЭ, имеет разумные степени защиты. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Афонасьевич. Коллеги, кто за то, чтобы поддержать предложение депутатов Бабурина и Савельева и перенести пункт 4 сегодняшнего порядка работы? Мнение комитета и депутата Язева - против. Прошу определиться голосованием. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 45 сек.) Проголосовало за 77 чел.17,1% Проголосовало против 29 чел.6,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 106 чел. Не голосовало 344 чел.76,4% Результат: не принято Не принято, вопрос остается в порядке работы.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1425 по 2062 из 4608
Сейчас у нас с вами на повестке ратификация договора. Пункт 4, о проекте федерального закона "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб". Доклад сделает официальный представитель Президента Российской Федерации заместитель руководителя Росатома Сергей Викторович Антипов. Пожалуйста, Сергей Викторович. АНТИПОВ С. В., официальный представитель Президента Российской Федерации, заместитель руководителя Федерального агентства по атомной энергии. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Сегодня на ваше рассмотрение выносится вопрос "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб". Вообще, вопрос о гражданской ответственности за ядерный ущерб является актуальнейшим вопросом международных отношений. Этому вопросу посвящен целый ряд международных конвенций - парижская конвенция (так называемая брюссельская конвенция), венская конвенция, - ряд протоколов, объединяющих эти конвенции. Все эти акты возлагают бремя ответственности за нанесенный материальный ущерб в случае ядерного инцидента на оператора ядерной установки. В случае недостатка у оператора возможности покрыть эту ответственность ее с ним разделяет государство. Самый щадящий режим в смысле материальной ответственности предусмотрен венской конвенцией. Вопрос о возмещении ущерба России, ее физическим и юридическим лицам, нанесенного в результате инцидентов на территории других государств, сегодня не урегулирован никакими международными соглашениями, поскольку Россия пока не присоединилась ни к одному из этих актов. Россия подписала венскую конвенцию в 1996 году, но до сих пор ее не ратифицировала, то есть остается не защищенной от возможного ущерба в случае инцидента на территории наших соседей - европейских государств. С другой стороны, Россия также не гарантирует им возмещение ущерба в случае инцидента на своей территории. Это вызывает настороженность, напряженность в отношениях с нашими партнерами в ядерной области, сдерживает международное сотрудничество и приводит к необходимости решать такие вопросы практически заново в каждом отдельном случае. Венская конвенция позволяет ограничить предел ответственности внутренним законодательным актом, но этот предел должен быть не менее определенного порога. В данном случае на сегодня это примерно 60 миллионов долларов США за один ядерный инцидент. Это значительно снижает финансовое бремя, которое может лечь в случае ядерного инцидента на оператора установки, а значит, и на государство, поскольку все ядерные установки России находятся в государственной собственности. То же самое относится и к возмещению ущерба внутри страны. Сегодня этот размер определяется законом "Об использовании атомной энергии" и Гражданским кодексом и в соответствии с ними ничем не ограничен. Возможными источниками покрытия ядерного ущерба могут быть собственные средства операторов, финансовые гарантии государства, специально создаваемые фонды и страховое возмещение. У операторов, мы прекрасно понимаем, нет достаточных средств, чтобы покрыть ущерб в случае инцидента, создание специальных фондов и гарантии государства потребуют значительных отвлечений бюджетных средств, поэтому остается четвертый способ - страхование. Да, страхование гражданской ответственности потребует определенных затрат операторов, но и сегодня для получения лицензии на деятельность в ядерной области требуется предъявить лицензирующему органу страховку гражданской ответственности. Размер этой страховки определен не вполне легитимно, он определен ядерным страховым пулом и согласован с Ростехнадзором. Если мы ратифицируем венскую конвенцию, то этот размер будет определяться государством. Это приведет к увеличению страховых премий со стороны операторов в два-три раза. Но эти суммы пренебрежимо малы по сравнению с размером возможного ядерного ущерба и даже по сравнению с годовой валовой выручкой предприятий - ядерных операторов. Я приведу вам несколько примеров. Для концерна "Росэнергоатом", который сегодня эксплуатирует все атомные станции России, страховая премия составит 0,18 процента от годовой валовой выручки, для Сибирского химического комбината эта цифра будет еще меньше - 0,07 процента, для научных центров - примерно 0,3 процента от их выручки, то есть выше названной суммы, вполне реальной для ядерных операторов, и не потребует дополнительных средств из государственного бюджета. Единственным исключением являются пять научных центров, пять федеральных учреждений, которые финансируются из государственного бюджета. На обеспечение страхования их ядерных установок потребуется ежегодно примерно 10 миллионов рублей из федерального бюджета. Для того чтобы в связи с венской конвенцией был установлен верхний предел гражданской ответственности (как я уже говорил, минимальный предел может составлять 60 миллионов долларов США), необходимо в соответствии со статьей 5 конвенции зафиксировать это нормативным правовым актом государства. Это должно быть сделано в течение трех месяцев после вручения ратификационной грамоты на хранение. Нами вместе с Комитетом по экологии подготовлен (и прошел уже первое чтение) проект федерального закона о гражданской ответственности, в котором подробно описываются все эти механизмы. В завершение я хочу сказать, что ратификация венской конвенции отвечает политическим, экологическим и финансово-экономическим интересам России, и прошу вас принять решение о ее ратификации. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Содоклад сделает председатель Комитета по международным делам Константин Иосифович Косачёв. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Столь подробный доклад официального представителя президента освобождает меня от обязанности рассказывать вам содержание документа, который мы сегодня ратифицируем. Он, естественно, самым подробным образом обсуждался и Комитетом по международным делам, и соисполнителем - Комитетом по экологии. И надо сказать, что оба комитета однозначно высказались в пользу ратификации венской конвенции. На самом деле сегодня мы говорим скорее о философии нашего подхода к международному сотрудничеству. В настоящее время Российская Федерация не участвует ни в одной международной конвенции, которая налагала бы на Россию обязательства по компенсации ущерба за возможный ядерный инцидент перед зарубежными государствами и населением этих государств. И в частности, известная чернобыльская трагедия, когда Советский Союз не выплатил зарубежным юридическим и физическим лицам ни копейки, в целом стоила тем государствам, которые выплачивали своим гражданам компенсацию за ущерб, по наиболее распространенным подсчетам, примерно 1,2 миллиарда долларов. Вот примерно те параметры, в пределах которых России, как участнику международного сотрудничества в ядерной сфере, необходимо брать на себя соответствующие обязательства. Ущерб, подчеркну, не ограничен, компенсация ущерба. Это первое обстоятельство. И второе обстоятельство. Поскольку мы не являемся участниками венской конвенции и других договоренностей в этой сфере, мы, естественно, не можем претендовать и на компенсацию ущерба для российских граждан в случае инцидента на ядерных установках, находящихся вблизи нашей страны. Я напомню вам, что, скажем, только в Центральной и Восточной Европе атомная энергетика существует в Литве, на Украине, в Чехии и Словакии, Венгрии, Румынии и Болгарии. И понятно, что инцидент на ядерных объектах этих государств, увы, может произойти с той же долей вероятности, пусть и предельно низкой, но тем не менее с той же долей вероятности, что и на российских ядерных установках. И если мы не являемся участниками венской конвенции, то мы, соответственно, не можем предъявлять никаких претензий и к нашим соседям. И таким образом, наше участие в венской конвенции является шагом, который, безусловно, направлен на защиту интересов граждан России в подобного рода ситуациях. Что касается параметров нашего участия в венской конвенции, то еще раз подчеркну: в нынешней ситуации размер ущерба, который должна теоретически выплачивать Российская Федерация, ничем не ограничен. Ратификация венской конвенции, а вслед за этим принятие соответствующего федерального закона... Законопроект о гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении находится в работе в Государственной Думе и, по информации Комитета по экологии, может быть вынесен на второе чтение уже в ближайшие два месяца, то есть еще в тот период, когда наши внутренние процедуры по вступлению в силу венской конвенции не завершатся, мы здесь идем в четко согласованном графике. Так вот, принятие этого закона позволит нам установить верхний предел такой гражданской ответственности. Напомню, что, очевидно, он будет крутиться вокруг суммы в 60 миллионов долларов, то есть примерно соответствовать тому минимальному ущербу, который установлен венской конвенцией, что, естественно, несопоставимо ниже тех реальных сумм, требования о которых теоретически могут быть предъявлены Российской Федерации. Таким образом, ратификация конвенции, по мнению комитета, отвечает политическим, экономическим и научным интересам Российской Федерации. Замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы, существовавшие на стадии работы над документом, сейчас сняты полностью, и соответствующее заключение Правового управления у вас на руках имеется. Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать венскую конвенцию. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, у кого есть вопросы? Я прошу вас записаться. Сергея Викторовича я попрошу отвечать тогда оттуда, из ложи, а Константина Иосифовича - с трибуны. Покажите список, пожалуйста. Митрофанов Алексей Валентинович, ваш вопрос. МИТРОФАНОВ А. В. Россия является крупнейшей страной в сфере атомной энергетики. У меня вопрос представителю Росатома: что вообще происходит у нас с Ростехнадзором? До сих пор, по-моему, не назначен Малышев, является и.о., если только я не в курсе последних самых событий. И вообще непонятно, как эту службу слили с другими. Ну расскажите, что вообще происходит в этой сфере! Это чувствительно, и весь мир за этим следит. Они должны контролировать все ситуации, которые возможны в этой сфере. И кстати, они докладывать должны, как я понимаю, именно те, кто надзором занимается, а не Росатом. Ответьте, пожалуйста, на это. АНТИПОВ С. В. Ну, вы, наверное, знаете, что службу такую слитую создавал не Росатом и назначаем руководителя этой службы также не мы. Если спросят наше мнение, мы однозначно поддержим назначение и.о. Малышева на эту должность. Но, извините, вопрос не совсем по адресу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Коваля Александра Павловича. Пожалуйста, включите микрофон депутату Ковалю. КОВАЛЬ А. П., фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. У меня вопрос к господину Антипову. Скажите, пожалуйста, вот в случае принятия решения о создании специального гарантийного фонда или о выдаче государственных гарантий какой объем средств необходим для этого? АНТИПОВ С. В. Это легко посчитать. Если создавать специальный фонд, то мы должны гарантировать в случае инцидента, каждого инцидента, выплату 60 миллионов долларов. Дальше считается вероятность, сколько же таких инцидентов может произойти, и эта сумма многократно возрастает. В случае страховой схемы всего в год требуется в качестве страховых премий заплатить около 50 миллионов, это в сумме. Сегодня почти половину этой суммы и так предприятия платят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Попов Сергей Алексеевич, ваш вопрос. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. У меня тоже к Сергею Викторовичу вопрос. Сергей Викторович, скажите, пожалуйста, вот если бы в то время, когда была чернобыльская авария, действовала данная конвенция, что бы изменилось в жизни тех, кто живет вокруг Чернобыля, и что бы изменилось в жизни ликвидаторов последствий чернобыльской аварии? АНТИПОВ С. В. Выплата компенсаций за ущерб, который наносится в результате ядерного инцидента, производится в любом случае - при наличии конвенции, без наличия конвенции - по решению компетентного суда. Но если сегодня суд российский вынужден будет принимать решение о выплате компенсаций в полном объеме, потому что наше внутреннее законодательство требует этого, то венская конвенция позволяет ограничить эту выплату. И что касается пострадавшего жителя, наверное, конвенция ничего бы не изменила, потому что государство выплатило столько, сколько оно могло, не было других источников. Но речь ведь в конвенции прежде всего идет о выплате возможного ущерба третьим странам и о получении таких же компенсаций со стороны третьих стран. Эта конвенция направлена на международные отношения, на их урегулирование прежде всего, а наши внутренние отношения, как я уже говорил, нам требуется отладить путем принятия федерального закона о гражданской ответственности за ядерный ущерб. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопрос Селезнёва Геннадия Николаевича. СЕЛЕЗНЁВ Г. Н., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Сергей Викторович, у меня тоже к вам вопрос. Кто у нас в России официально определен оператором установок и на основании чего? Это законодательно определено или распоряжением правительства каким-то? Пожалуйста, ответьте. АНТИПОВ С. В. В законодательстве используется несколько иной термин - "эксплуатирующая организация". Этот термин употребляется в Федеральном законе "Об использовании атомной энергии". Но определения терминов "эксплуатирующая организация", "ядерный оператор" и по конвенции, и по нашему законодательству абсолютно идентичны. Эксплуатирующую организацию назначает федеральный орган, уполномоченный осуществлять управление в области ядерной энергии. И соответствующими постановлениями правительства такие органы определены, в том числе и Росатом для своих установок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь, пожалуйста. Коллеги, мы закончили обсуждение проекта закона о ратификации конвенции. Мы начинаем голосование. Объявляется "час голосования". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ратификации хотите выступить? Депутат Митрофанов, депутат Грачёв. Еще кто? Три руки вижу. Пожалуйста, включите микрофон для выступления Митрофанову. МИТРОФАНОВ А. В. Уважаемые коллеги, речь идет о ратификации очень важного документа. Я почти двадцать лет назад работал в Вене в секретариате атомного агентства, МАГАТЭ, когда был молодым дипломатом, так сказать. Это было, как раз тогда, когда случился Чернобыль, когда проходили все мероприятия, каскад мероприятий, связанных с Чернобылем. Я вам могу сказать, что Советский Союз всегда бился против того, чтобы входить в число участников этих конвенций, он прекрасно понимал, что его нагрузят, так сказать, "по самое не хочу" ответственностью, в том числе и по политическим основаниям, и всегда осторожно к этому относился. Вот уже двадцать лет нас тянут, так сказать, в эту удавку. Речь идет действительно об ответственности перед третьими странами. Мы являемся крупной страной, у нас стоят реакторы, есть большая атомная энергетика, поэтому вероятность каких-то ситуаций, связанных с возмещением ущерба, у нас гораздо больше, чем в тех странах, которые называл уважаемый депутат Косачёв, - Румыния, Болгария (что еще вы там называли?), или еще в каких-то других странах. Это нас будут доить, а не наоборот, понимаете?! Вероятность этого у нас совершенно другая. Верхний предел размера ущерба не определен. К тому же это основание для установления более пристального контроля над нашими ядерными объектами, что Запад давно хотел сделать. Я помню, как они в Чернобыле прыгали: пустите нас, мы посмотрим, мы хотим продовольственные цепочки посмотреть, и то, и это, ученых пустите. Все эти ученые - разведчики, половина МАГАТЭ - это были профессиональные разведчики! Это прямо видно: заходишь к ним в кабинет, они сидят там, у них совещание... они никакие не физики, они ни одной формулы не знали. Половина людей интересовалась совсем другими делами! Сейчас мы хотим больше открыть свою атомную энергетику, подставиться, так сказать, под возможные международные компенсации как подписанты венской конвенции. В этой связи мы должны понимать, что это и куда мы идем, понимать всю возможную ответственность и те риски, по которым мы принимаем ответственность на себя. И всех депутатов в этой связи я хочу предупредить о том, что мы надеваем еще один хомут на нашу страну. Не Венгрия, не Болгария и не Румыния будут нам платить компенсацию. Это мы будем платить за всё третьим странам, это нас будут доить, а у нас огромная энергетика, вы знаете, много реакторов и так далее. Поэтому, я считаю, надо проявить здесь крайнюю осторожность, видеть все риски. Прозрачность - дело хорошее, но мы сейчас идем на прозрачность в атомной области и в военной сфере, идем на большие меры контроля международного, будем так говорить, и в гражданской энергетике. Следующий этап, я вас уверяю, через пять - десять лет, если никакой динамики, обратной динамики политической в России не случится, когда из отступлений вечных мы перейдем в контрнаступление, как было под Москвой, и дальше, так сказать, погоним их к Берлину... Мы это можем сделать политическими путями, экономическими, мы можем задушить эту всю Европу, эту "свободную демократию", и американцев, и всех, так сказать. У нас есть такие методы и инструменты, которые мы быстро можем "раскочегарить". Тогда не будут покровительственно похлопывать по плечу нашего президента и называть его Владимиром, а будут, как со Сталиным, вести себя: вставать, как встали, когда он вошел в зал конференции. Если этого не будет, то через десять лет, я вас уверяю, будет международный контроль, международный мониторинг за нашими объектами, будут инспекции здесь постоянно находиться. Я это видел в Ираке, вот это несчастье. И то же самое будет происходить с атомными силами. И всё якобы в наших интересах, будут нас убеждать, это, мол, важно, это международная мера доверия, это же такой вот хороший путь, у вас же денег нет. Денег нет у страны, у которой 150 миллиардов сейчас свободных денег, 120 миллиардов резервов и 27 миллиардов Стабилизационный фонд под задом лежит! Плюс еще профицит бюджета! А всё денег нет ни на что: на то нет, на это нет. Всё ерунда! Просто не дают ни одной копейки потратить. Когда потребовалось спасти Гута-банк - по одному звонку Центробанк дал миллиард долларов, чтобы спасти банковскую систему, спасли по одному звонку. Если надо будет, и на атомные объекты дадут 10 миллиардов тоже по одному звонку, и мы это прекрасно понимаем, 10-15 миллиардов... И 5 миллионов на инвалидов, чтобы они получили по 200 долларов пенсии и радовались еще пять лет. Всё это можно сделать, но это не делается, не делается специально, чтобы страну держать всё время в таком низведенном состоянии и комплекс неполноценности воспитывать! Вот и эта венская конвенция, с которой боролись столько лет. Столько лет Советский Союз потратил, доказывая им... Ну и зачем?! Косачёв говорит: мы не заплатили за чернобыльский ущерб. А зачем нам было платить? Почему мы должны были платить третьим странам? Во-первых, никакого ущерба не было. Они там весело насчитали, какой у них там ущерб был! В Вене рекомендовали не загорать в эти дни. И что? Ну и не загорали. Это была политически задуманная паника. Они все эти компенсации будут считать весело и предъявлять претензии нам, а мы будем платить и тратить деньги не на развитие своей страны, а на выплаты каких-то компенсаций, в том числе за легкие аварии, выдуманные кем-то. Я считаю, что нужно очень осторожно отнестись к проблеме. Я понимаю, что есть фракционная дисциплина для депутатов и так далее, но в целом и исполнительная власть... То, что происходит у нас сейчас с атомным контролем, - это вообще удивительно! Это один из важнейших органов, который исключительно важен для страны, для нас, - и его слили с техническим надзором! До сих пор не назначили руководителя, и. о. Малышев занимается тем, что лоббирует свои структуры по "Бушеру", вот этим он занят. Его это очень увлекает - менять одни структуры на другие, на свои, так сказать, структуры, работающие над безопасностью на АЭС в Бушере, потому что там живые деньги платят, конечно, это интересно. Никакой международной известности у Малышева нет. Эта фигура - атомного контролера - должна быть абсолютно публичная, известная всей стране и миру фигура. А кому известен этот Малышев? Где его вообще?.. Его имени и отчества ни один депутат не назовет. Вот сколько сидит депутатов - ни один не назовет имя и отчество Малышева, потому что он не известен никому. А это неправильно, такой человек очень важен, он нам должен рассказывать про то, что у нас всё нормально. Каждый день мы должны просыпаться, и утром на телеэкране вместо диктора, который погоду докладывает, должен появляться Малышев и говорить: с атомными объектами всё в порядке, граждане, спите спокойно, всё хорошо, энергетика работает. Это очень важно. И мы не понимаем, что происходит в этой сфере. Ну вообще не понимаем! Я спрашиваю Сергея Викторовича - он говорит: мы этим не занимаемся, не мы сливали структуры. Но я вас спрашиваю как представителя президента, а не как заместителя руководителя Росатома: что у вас происходит, вообще, так сказать, в этой сфере? А у вас там происходит вообще непонятно что: слили шахтный надзор с атомным! Ну додумались! Ну вообще! Это очень важная, чувствительная область. Здесь должны быть суперспециалисты. Это должны быть такие люди: ни одного пустого человека, ни одного резидента, который приехал, и его надо трудоустроить, приятеля там чьего-то. Это очень важная область. Вот здесь давайте действовать очень серьезно. Всех резидентов можно на нефть послать, там они заработают и будут зарабатывать, Бог с ними, так сказать. Но в атомную сферу - здесь надо очень осторожно и аккуратно подбирать людей. Каждый специалист должен быть известен, каждый специалист должен знать, что происходит. И граждане должны быть спокойны и уверены, что реально у нас в стране всё под контролем, всё хорошо и действительно предпринимаются серьезные усилия для обеспечения безопасности. А мы видим обратную ситуацию, мы видим обратную ситуацию: разгром службы контроля. Вишневский, который десять лет там сидел и которого знал президент Клинтон и сразу спрашивал, когда спускался с трапа: "Ну как у тебя там работа? Нормально?", отвечал: "Да, всё нормально, всё под контролем". Вот уровень, когда человека, так сказать, знали. А здесь как бы непонятно что происходит. Поэтому еще раз: надо подойти внимательно к ратификации этой конвенции. Предупреждаем, что, если не будет политических изменений, тенденция будет такая: контроль над атомными гражданскими и военными объектами, инспекции и раньше шли, и сейчас их число будут наращиваться, и еще будут постоянные мониторинги. Нас хотят построить по схеме Ирака, когда туда, где у них датчики, на объекты, эти представители, международные наблюдатели ужасные приезжали ночью, выгоняли каких-то сотрудниц испуганных с двумя колбами и спрашивали: "Вы производите химическое оружие?". А там у них кислота серная была... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Валентинович. От фракции КПРФ - Макашов Альберт Михайлович. МАКАШОВ А. М. Спасибо. Я тоже призываю не спешить, ну хотя бы брать пример с наших заклятых друзей в Штатах: пятьдесят три года Конгресс Соединенных Штатов Америки не ратифицировал соглашение против химического оружия. Они в открытую говорили: нам (то есть им) это невыгодно. Когда я здесь докладывал закон про уничтожение устаревшего химического оружия, правильно проголосовали. Когда нас втягивали в конвенцию по полному уничтожению химического оружия, я предлагал, требовал и просил не голосовать, иначе будут санкции. Прошло вот уже (сколько там?) семь-восемь лет, скоро будут санкции. Мы говорим: да, да, да, пытаемся угодить соседям, своим друзьям (кому там еще?), своим господам, кто получает оттуда деньги, вслух говорю. Нам это невыгодно. Не надо спешить. Ведь разговор только утром был о хранилище под Челябинском. Весь прошлый год я обращался к вам, привлекал ваше внимание: ведь это хранилище построено за американские деньги по американскому проекту! И когда американцы свои ядерные боеприпасы рассредотачивают, мы, ну, подобно дуракам, ну, подобно я не знаю кому сосредотачиваем! Ну чего же вы не хотите слушать, что контейнеры, которые поставляют нам из-за рубежа, - это контейнеры, созданные по американскому проекту, что мы их не можем вскрывать?! И в какой момент они потекут или взорвутся, мы тоже не знаем! И всё, во что мы вступаем, - извините, после этого приходится мыть сапоги. А вот товарищ Сталин, как его ни тянули, не вступал. И кто сейчас заикнется про железный занавес... Пусть бы был железный занавес, и нечего нашему трудящемуся человеку делать на Мальте или где-то там еще - картошку, что ли, туда, на Мальту, поедет продавать? Но не вытекали бы так деньги, такими бы потоками, как сегодня они текут из государства Российского. И то, что сейчас работают в Чечне различные комиссии европейских и других стран, - это открытые ставленники их разведывательных органов. Я был знаком, познакомился с представителями Красного Креста: все женщины, а про минное вооружение знают больше меня, мины, которых я не знал, они сами могут разминировать и прочее, и прочее. Это политические жулики, которые работают против нашей страны! Почему не прислушаться и не провести парламентские слушания, не пригласить сюда специалистов, а не только Косачёва и его маленький кружок?! Ну давайте мы послушаем, давайте мы действительно отложим, побеседуем, выгодно нам или не выгодно. Я за американский Конгресс, который держит кошелек. И президент может объявить войну хоть Абиссинии, и действительно так было. И не выпускник московского пехотного училища там победил, а победил кошелек. Конгрессмены сказали: нет, не дадим, а вы, президент, можете воевать хоть в одиночку. Ну чего же мы не следим за своим государством, за его бюджетом и предлагаем всем что-то такое додать, кому-то раздать, что мы должны?! Я предлагаю приостановить это и пока не голосовать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "Родина" - Савельев Юрий Петрович. САВЕЛЬЕВ Ю. П. Уважаемые коллеги, фракция "Родина" согласна с теми позитивными обстоятельствами, которые возникнут после подписания венской конвенции. Дополнительно мы хотели бы отметить, что венская конвенция должна содействовать развитию дружеских отношений между различными нациями и приграничными с Россией государствами. Ядерный ущерб согласно пункту 1 статьи I конвенции может возникнуть в результате аварии на ядерной установке, под которой среди прочих объектов понимается любое место, где хранятся путем складирования ядерные материалы, и ответственность государства за ядерный ущерб в результате аварии на ядерной установке, а под этим понимается и хранилище, является абсолютной согласно статье IV конвенции. Присоединение к венской конвенции накладывает на Россию абсолютную ответственность как перед своим народом, так и перед народами окружающих стран за возможный ядерный ущерб в результате аварии на своих ядерных установках или в хранилищах. На протяжении почти десяти последних лет после заключения между Российской Федерацией и США соглашения о строительстве в России хранилища делящихся радиоактивных материалов (ХДМ) от 17.06.1992 года общественность, российские общественные организации, ученые, высшие военачальники неоднократно, сотни раз обращались с письмами в высшие административные структуры страны, а также к президентам России Борису Ельцину и Владимиру Путину, указывая на чудовищную опасность строительства наземного хранилища для расщепляющихся материалов, в котором складируются практически все запасы высокообогащенного оружейного урана и плутония, полученные в результате демонтажа боевых частей российских ядерных боеголовок. В настоящее время на территории России в поселке Озерск Челябинской области на предприятии "Маяк" в 190 километрах от государственной границы Российской Федерации - а это десять минут подлетного времени для крылатой ракеты или планирующей авиабомбы - спроектирована, построена и сдана в эксплуатацию в декабре 2003 года первая очередь огромного наземного хранилища делящихся материалов для хранения оружейного урана (по проекту это более тридцати трех тысяч контейнеров по 16 килограммов каждый, всего более 533 тысяч килограммов) и оружейного плутония (более шестнадцати тысяч контейнеров по 4-5,5 килограммов каждый, всего от 66 до 93 с лишним тысяч килограммов плутония). Проектирование, конструирование и строительство наземного хранилища для хранения более чем 600 тонн радиационно опасных оружейного урана и плутония в наиболее химически опасной форме - в виде металла, а не в форме окиси металла - проведены фактически по сговору между руководством России и США и их силовыми военно-разведывательными структурами в нарушение требований действующего в России законодательства и при отсутствии специального разрешения главного разрешительно-надзирающего органа России - Госатомнадзора, а также без достаточной экологической экспертизы. Строительство наземного хранилища проводилось в основном на деньги США: затрачено 160 миллионов долларов США против 500 миллионов рублей, затраченных Россией. По проекту было более миллиарда 200 миллионов, почему затратили 160 - это один из вопросов, который мы должны будем задать. И проводилось строительство под полным контролем Соединенных Штатов Америки. Вариант огромного наземного хранилища для радиационно опасных веществ в их самой взрывопожароопасной металлической форме полностью противоречит принятой во всех ядерных державах базовой, основополагающей концепции об обязательном подземном рассредоточении хранения ядерных материалов, а также их хранении в безопасной, окисной форме. Усугубляет ситуацию принятое Россией требование Соединенных Штатов Америки о запрещении досмотра и вскрытия контейнеров, которые поставляют США, в случае обнаружения закладок в поставляемых США контейнерах для хранения оружейного урана и плутония. Известно, что американские контейнеры марки AT-400R в хранилище информационно связаны как друг с другом, так и со спутниковой информационной связью США. Председатели комитетов Государственной Думы по обороне и по безопасности Рохлин, Илюхин, Николаев, Гуров, Владимир Абдуалиевич Васильев, многие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации выражали беспокойство по поводу сложившейся ситуации и письменно предупреждали руководство Минобороны, МВД, прокуратуры, Минатома о том, что размещение хранилища оружейного высокообогащенного урана и плутония вблизи государственной границы, а также сами условия и порядок хранения взрыво-, пожаро- и радиационно опасных ядерных веществ в наземном хранилище создают реальные предпосылки для осуществления диверсионной операции по массированному уничтожению российских извлеченных из боевого оружия ядерных веществ как со стороны международных террористов, так и - в историческом аспекте - со стороны министерств обороны ряда государств или, по крайней мере, для угрозы проведения такой операции с целью шантажа и оказания давления на политическое руководство России. К сожалению, руководство России не принимает во внимание как письма и обращения, так и то, что при определенных обстоятельствах - разрушение, например, при диверсии - хранилище несет потенциальную угрозу колоссальным по площади территориям земли (радиусом более чем 3 тысячи километров, примерно 50 миллионов квадратных километров) вследствие возможных изменений международной политической обстановки и превращения нынешних скоропалительных друзей в потенциальных врагов в течение столетнего периода предполагаемого функционирования хранилища, а это крайне недальновидно и недопустимо. В сложившейся обстановке требуется проведение тщательной международной экспертизы квалифицированными независимыми специалистами и представителями тех тридцати двух стран, которые уже подписали венскую конвенцию. По мнению фракции "Родина", без экспертизы ХДМ при ПО "Маяк" в Челябинской области со стороны комиссии Международного агентства по атомной энергии ратификация Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб невозможна. Дополнительно я хотел бы обратить внимание моих коллег на полную безнравственность позиции, которая сегодня высказывалась в этом зале, и это подписано в том числе господином Румянцевым. Ведь что нам сегодня говорили? Ущерб сегодня, когда мы ничего не подписывали, ничем не ограничен, то есть мы должны заплатить, по сути дела, по факту нанесенного ущерба, а при подписании соглашения устанавливаем верхний предел примерно в 60 миллионов долларов, и всё. То есть я хотел бы обратить внимание на полную безнравственность вообще самой постановки вопроса. Скажем, в результате возможного взрыва в этом хранилище при соответствующей розе ветров будет уничтожено более двухсот миллионов жителей на территории Китая, а совокупную ответственность мы понесем в размере примерно 60 миллионов долларов. Это снижает авторитет и рейтинг России при наших каких-либо международных контактах. Я всё сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фракция "Единая Россия", Грачёв Владимир Александрович. У нас от фракций выступления по десять минут, поэтому такой роскоши - еще раз по десять минут кому-то давать - мы, наверное, сегодня не будем позволять: у нас очень большая повестка. Грачёв Владимир Александрович. ГРАЧЁВ В. А., председатель Комитета Государственной Думы по экологии, фракция "Единая Россия". Спасибо, Любовь Константиновна. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я не буду даже десять минут говорить, потому что говорить про товарища Сталина, про железный занавес надо было, наверное, лет сорок назад, а утверждать, что Челябинск находится на государственной границе - ну, тут с географией что-то неправильно. Я вам скажу, что ратификация венской конвенции была в зоне внимания экологических подразделений Федерального Собрания в течение последних десяти лет. Я шесть лет работал в комитете Совета Федерации, который занимался вопросами экологии, и пять лет уже здесь, являясь председателем Комитета по экологии. И ратификация венской конвенции, и принятие закона о гражданской ответственности, проект которого мы приняли в первом чтении в составе другой Думы, - это звенья той цепи, которая ведет нас к международному грамотному открытому сотрудничеству в деле предотвращения ядерных аварий, в деле предотвращения каких-то катастроф, в деле предотвращения вообще радиационной опасности для населения. Мы вступаем в цивилизованное законодательное поле, в котором мы и должны быть. Долгое время дискутировали по всем вопросам, о которых сегодня здесь говорили. Долгое время. Всё внимательно было изучено, и сейчас мы с полной ответственностью заявляем, что ратификация венской конвенции необходима для России. Конвенция соответствует требованиям как с точки зрения экологической безопасности, так и с точки зрения международного сотрудничества, и экологического, и экономического, что важно для нашей страны. Естественно, есть некоторые опасения в смысле пределов, но уже было сказано и одним, и вторым докладчиком, и абсолютно правильно было сказано, что необходимо установить эти пределы ответственности, необходимо разработать не существовавшие до этого в нашей стране механизмы ответственности за причиненный вред, и это надо сделать немедленно, не позднее трех месяцев, и утвердить их федеральным законом. У нас было даже такое мнение, что этот закон надо принять перед ратификацией конвенции, и мы на нем настаивали, но сейчас мы не возражаем и против того, чтобы принять закон уже после того, как будет ратифицирована конвенция. Здесь очень много говорилось о хранилище делящихся материалов на ПО "Маяк". Этот вопрос находится под пристальным вниманием Комитета по экологии, и по заданию фракции "Единая Россия" мы неоднократно подробно, всесторонне обсуждали этот вопрос. Я являюсь членом Российской академии наук, ее физико-химического отделения, и совершенно ответственно всем моим коллегам заявляю, что даже теоретически невозможен взрыв, о котором говорят уважаемые депутаты. Я думаю, они заблуждаются, просто им необходимо разобраться, более подробно с этим ознакомиться. Если хотите, мы готовы предоставить необходимые материалы (в том числе и с грифом ограниченного распространения), которые свидетельствуют о том, что даже теоретически ничего плохого там произойти не может. Это хранилище построено в соответствии со всеми требованиями, прошло все экспертизы, включая экологическую экспертизу. Утверждение о том, что Госатомнадзор не давал каких-то лицензий, абсолютно безграмотно. Надзором в этой области занимается Управление государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью Министерства обороны Российской Федерации, которое, уверяю вас, работает достаточно жестко и не собирается упускать свои возможности в пользу третьих стран, являющихся, возможно, потенциальными противниками. И наконец, подытоживая, скажу, что - я не хочу детализировать всё это, потому что нет никакого смысла - мы профессионально занимались долгие годы этим вопросом и приветствуем ратификацию венской конвенции, поскольку это шаг в экологически правильном направлении. Нас будет приветствовать вся экологическая общественность, потому что это надо делать именно так, делать так, чтобы были учтены интересы населения и нашей страны, и третьих стран, то есть полностью в соответствии с мировой практикой. Поэтому я призываю проголосовать за ратификацию венской конвенции. И могу всем желающим более подробно осветить вопросы хранилищ делящихся материалов. Мы их держим под контролем постоянно, и уверяю вас, что ничего там опасного нет. Спасибо за внимание.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2139 по 2156 из 4608
И пункт 4, коллеги, проект федерального закона "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб". Кто за? Прошу определиться голосованием. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 43 мин. 12 сек.) Проголосовало за 344 чел.76,4% Проголосовало против 45 чел.10,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 82
18.02.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 96064185-2 "О ратификации Венской конвенции о гражданской ответственности за ядерный ущерб".
Стадия рассмотрения:
Фрагмент стенограммы:
Строки с 632 по 647 из 5405
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Я предлагаю перенести рассмотрение 6-го вопроса, "О ратификации Венской конвенции...", хотя бы на март и попросить, чтобы нам подготовили материалы в соответствии с Регламентом. Данный пакет документов внесен еще в 1996 году. Можно, конечно, не прислушиваться к моей позиции, но хотя бы к позиции нашего Правового управления надо все-таки прислушиваться и учитывать ее. Необходимо обновление этих материалов, я имею в виду пояснительные записки, финансово-экономическое обоснование, и вообще, надо дать возможность депутатам Государственной Думы, как представителям высшего законодательного органа власти, объективно оценить те финансовые затраты, которые понесет государственный бюджет в связи с ратификацией данной конвенции. Прошу перенести рассмотрение хотя бы на март.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 939 по 1049 из 5405
Сергей Николаевич Решульский просит перенести рассмотрение пункта 6 на более позднее время. Пожалуйста, ваши обоснования. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я обосновываю это тем, что полученный пакет документов по этому вопросу не содержит необходимых для нас сведений. Во-первых, нет, как и отмечается в заключении Правового управления, экологической экспертизы документа. Нет финансово-экономического обоснования последствий ратификации, а, по нашим расчетам, только страховые премии после ратификации этой конвенции составят не менее 1,5 миллиарда рублей. В заключении, подписанном заместителем председателя правительства Александром Жуковым, об этом абсолютно ничего не сказано. Кроме этого, коллеги, я прошу обратить внимание на то, что сегодня в заключении Правового управления отмечены многие недоработки, и это естественно, поскольку данный пакет документов вносился в 1996 году еще предыдущим президентом - я не беру под сомнение, правильно или неправильно вносился, - но за десять лет изменились ситуация во всем мире, число стран, подписавших и ратифицировавших эту конвенцию, ряд определений, которые в этой конвенции записаны, и так далее. Я бы просил дать возможность комитету хотя бы в течение месяца получить необходимые дополнительные документы и через комитет - каждому депутату, чтобы реально оценить выгоду или, наоборот, ущерб от результатов ратификации конвенции, которую сегодня предлагают рассмотреть, я теперь понял, 8-м вопросом. Предлагаю перенести рассмотрение этого вопроса на месяц. Председательствует Председатель Государственной Думы Б. В. Грызлов ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Косачёв Константин Иосифович, пожалуйста. КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прежде всего хотел бы обратить ваше внимание на то, что Сергей Николаевич пользуется устаревшей версией заключения Правового управления. Мы, естественно, работали с Правовым управлением, и целый ряд замечаний снят, в частности о необходимости проведения экологической экспертизы, потому что это положение не соответствует нормам российского законодательства. Обновленное заключение Правового управления уже роздано в зале. В том, что касается финансово-экономического обоснования, я совершенно согласен с Сергеем Николаевичем, он занимает правильную позицию. Хотел бы просто сказать, что такое финансово-экономическое обоснование комитетом получено, но, к сожалению, только вчера и под грифом "Для служебного пользования". Мы вчера же раздали это заключение всем членам Комитета по международным делам - естественно, представителям всех фракций. Я понимаю, что, возможно, оно еще пока не дошло до других депутатов соответствующих фракций, поэтому, если у депутатов есть необходимость более тщательно поработать с этими документами, подчеркну, они все имеются, и сам документ, и материалы по ратификации к рассмотрению готовы. Но, если есть необходимость дополнительно ознакомиться с этими документами, комитет не настаивает на рассмотрении этого вопроса сегодня. Мы предлагаем перенести его на следующее пленарное заседание, которое, если я не ошибаюсь, состоится 2 марта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть на две недели. Пожалуйста, еще раз включите микрофон Решульскому Сергею Николаевичу. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я согласен, такой документ, я имею в виду финансово-экономическое обоснование, вчера поступил в Комитет по международным делам. Но хочу подчеркнуть, что это не то финансово-экономическое обоснование, которое должно представляться в соответствии с нашим Регламентом и согласно нашей действующей Конституции. Это предложения по финансово-экономическому обоснованию, по целесообразности и так далее, и подписано оно руководителем Федерального агентства по атомной энергии Румянцевым. Там сказано также, что от МИДа, Минфина России предложений не поступало. Я усматриваю в этом просто какие-то лоббистские настроения нашего Федерального агентства по атомной энергии, но не позицию российского правительства, инициатора внесения данного вопроса на рассмотрение. Мне кажется, 2 марта... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Позиция понятна, Сергей Николаевич. Пожалуйста, Косопкин Александр Сергеевич. КОСОПКИН А. С. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты Государственной Думы! На самом деле того комплекта документов, который представлен вам сегодня на рассмотрение, вполне достаточно, чтобы уже сегодня принять решение по этому вопросу. Но если есть пожелание перенести рассмотрение, если комитет поддерживает данное пожелание, то мы тоже согласимся с этой точкой зрения. Только в ответ Сергею Николаевичу я должен сказать: я не знаю, в чем вы усмотрели лоббистские устремления Росатома. Вот заключение правительства от 9 февраля 2005 года, и оно как раз и решает затронутые вами вопросы. Это свежее заключение, подписанное Жуковым, говорит о том, что все вопросы сняты и препятствий для ратификации никаких нет. Поэтому - возвращаюсь к тому, о чем я говорил вначале, - уже сегодня можно было бы смело проводить эту ратификацию, но, коли решили перенести на 2-е, мы не будем возражать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть предложение не рассматривать сегодня пункт 6 порядка работы, перенести рассмотрение на 2 марта. Ставится в такой редакции предложение на голосование. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 39 мин. 28 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0% Проголосовало против 1 чел.0,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 397 чел. Не голосовало 53 чел.11,8% Результат: принято Принимается.