Заседание № 189

27.09.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 96025906-2 "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (в части увеличения ставки налога с дохода нотариусов, занимающихся частной практикой).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4643 по 4689 из 7501
Ставится на голосование проект постановления Государственной Думы о принятии    
данного законопроекта в первом чтении. (Выкрики из зала.) Уже голосовали.       
Значит, переходим к пункту 27. Проект федерального закона "О внесении           
дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических       
лиц".                                                                           
                                                                                
Докладывайте, Игорь Юрьевич.                                                    
                                                                                
ДИНЕС И. Ю. Данный законопроект был принят в первом чтении 13 декабря 1996      
года, он предусматривает увеличение ставки подоходного налога с доходов         
нотариусов, занимающихся частной практикой. Поскольку с 1 января 2001 года      
Закон "О подоходном налоге с физических лиц" утратил силу в связи с             
вступлением главы 23 Налогового кодекса, комитет по бюджету рекомендует         
Государственной Думе возвратиться к процедуре первого чтения и отклонить.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросов нет. Ставится на голосование вопрос о возврате   
к процедуре первого чтения проекта закона "О внесении дополнений в Закон "О     
подоходном налоге с физических лиц". Пожалуйста, голосуйте.                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              288 чел.             64,0%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    288 чел.                                          
Не голосовало                 162 чел.             36,0%                        
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись к процедуре первого чтения. Ставится на голосование проект            
постановления Государственной Думы о принятии данного законопроекта в первом    
чтении. Пожалуйста, голосуйте.                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 47 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за                2 чел.              0,4%                        
Проголосовало против            7 чел.              1,6%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                     11 чел.                                          
Не голосовало                 439 чел.             97,6%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принят. Спасибо вам, депутат Игорь Юрьевич Динес.               
                                                                                

Заседание № 55

13.11.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона о внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" (об увеличении ставки подоходного налога с доходов частнопрактикующих нотариусов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4822 по 5039 из 6140
15-й пункт: о проекте федерального закона о внесении дополнений в Закон         
Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц". О                  
частнопрактикующих нотариусах.                                                  
                                                                                
Представитель Орловской областной думы Анатолий Петрович Холодков,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОЛОДКОВ А.П., представитель Орловской областной думы.                          
                                                                                
Уважаемые депутаты! Орловская областная дума предлагает вам рассмотреть         
дополнения к статье 6 закона "О подоходном налоге с физических лиц".            
                                                                                
Согласно этой статье при годовом доходе от 48 миллионов рублей и выше           
действует ставка налога 10 миллионов 440 тысяч и 35 процентов - с суммы,        
превышающей 48 миллионов.                                                       
                                                                                
Практика показала, что отдельные категории плательщиков, например частные       
нотариусы, в 1995 году имели годовой доход от 113 до 601 миллиона рублей.       
Изъятие подоходного налога составило до 26 процентов от совокупного дохода, а   
у отдельных нотариусов всего 7-8 процентов.                                     
                                                                                
Предусмотренные Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с             
физических лиц" льготы позволяют частным нотариусам ежегодно уменьшать свои     
совокупные налогооблагаемые доходы в пределах 5000-кратного минимального        
месячного размера оплаты труда в связи с приобретением квартиры. В следующем    
году всеми частными нотариусами эти же квартиры продаются, доход от их          
реализации также в пределах 5000-кратного минимального месячного размера        
оплаты труда не облагается подоходным налогом.                                  
                                                                                
В 1995 году льготы по строительству у отдельных нотариусов составили от 99 до   
235 миллионов рублей. Имеющиеся данные по 15 частным нотариусам города Орла     
показывают, что в 1995 году их общий совокупный налог в виде тарифного сбора    
за оказанные услуги составил 4,5 миллиарда рублей. При оформлении этих          
нотариальных действий в государственных нотариальных конторах эта сумма         
полностью поступила бы в доход местного бюджета, в то время как поступившая в   
бюджет сумма подоходного налога с указанных частных нотариусов составила        
всего 681 миллион рублей, или 15 процентов от общего дохода нотариуса.          
Государственные нотариальные конторы повсеместно закрываются. Это не только в   
Орловской области происходит, но и в других регионах.                           
                                                                                
С целью исключения незаработанного дохода и увеличения платежей в бюджет        
считаем целесообразным увеличить ставку для начисления подоходного налога с     
доходов, превышающих 50 миллионов рублей, и исчислять в следующем порядке: 11   
миллионов 140 тысяч рублей плюс 70 процентов от сумм, превышающих 50            
миллионов рублей.                                                               
                                                                                
Прошу поддержать наше предложение.                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ХОЛОДКОВ А.П. 11 миллионов 140 тысяч. Да, 140 тысяч.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Петрович. Присядьте пока.               
                                                                                
Содокладчик - Александр Петрович Починок. Вы можете рядышком где-то быть,       
чтобы, если появятся вопросы...                                                 
                                                                                
ПОЧИНОК А.П. Уважаемые депутаты! Я должен честно признаться, что по этому       
законопроекту у нас есть существенная недоработка, и сейчас расскажу, как мы    
попробуем эту недоработку исправить. Прежде всего я хочу отметить, что в        
таком виде, в каком законопроект представлен, его ни в коем случае нельзя       
принимать по двум причинам. Категорически нельзя принимать.                     
                                                                                
Во-первых, нельзя вводить разные ставки налога с физических лиц в зависимости   
от пола, возраста, работы физического лица. Если мы примем этот закон, мы не    
преминем получить обращение в Конституционный Суд, которое наверняка            
обратившийся выиграет, потому что это будет дискриминация по виду               
деятельности.                                                                   
                                                                                
Во-вторых, никогда нельзя вводить налог, превышающий сам доход. Обратите        
внимание на то, что предложено при доходе в 50 миллионов с человека брать 111   
миллионов плюс 70 процентов с суммы, превышающей 50 миллионов. То есть на       
самом деле они же еще и будут платить. (Выкрики из зала.) Но там написано       
111! И более того...                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это опечатка.                                             
                                                                                
ПОЧИНОК А.П. Мы получили, я прошу прощения, около 20 документов, связанных с    
этим законопроектом. И в этих 20 документах, во всех, стояла сумма, в том       
числе в розданном, 111 миллионов 400 тысяч. Обратите внимание, документ вам     
роздан. Можете проверить.                                                       
                                                                                
Дальше. Но это не умаляет самой проблемы. То есть на самом деле закон-то        
отклонять надо, но проблему надо решать. Действительно, частнопрактикующий      
нотариус со своей деятельности получает некий доход рентного типа, связанный    
с тем, что, как только мы изменяем государственные пошлины, у него появляется   
возможность присоединить часть дохода государства. Если помните, мы пару        
недель назад об этом говорили и договорились, что мы принимаем                  
законодательство о нотариате, где вычленяем вот этот доход. И мы сейчас,        
когда попытались найти общий язык с правительственными органами, обнаружили,    
что есть ведомственные противоречия между Министерством финансов и              
Министерством юстиции. Надо, оказывается, нам было раньше их свести и           
договориться о том, что считать затратами нотариусов, с какой суммы взимать     
налог, как вычленить эту ренту. Я ручаюсь, что эту работу мы проделаем.         
                                                                                
Что же касается вопроса о квартире, то в ходе работы согласительной комиссии    
по бюджету, в ходе работы налоговой рабочей группы по законопроектам,           
внесенным Правительством по бюджету, мы однозначно договорились о том, чтобы    
указанные льготы (мы будем очень вас просить поддержать) предоставлять          
человеку один раз. Один раз. Чтобы не было действительно этой возможности       
получить эту льготу, купив квартиру, потом на следующий год еще, еще и еще.     
                                                                                
Я надеюсь, мы такое решение примем. То есть просим отклонить этот               
законопроект, имея в виду, что двумя следующими законопроектами, о которых я    
немножко сказал, мы должны такую проблему решить. Спасибо.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, какие есть вопросы к докладчику и содокладчику?      
Миронов Олег Орестович. Кому вопрос? Анатолию Петровичу Холодкову или           
Александру Петровичу Починку?                                                   
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИРОНОВ О.О. Александр Петрович! Речь идет не о том, что кто-то получает и      
зарабатывает больше другого, а речь идет о том, что государственная казна       
недополучает колоссальные суммы. Вот у меня документ Государственной            
налоговой службы Российской Федерации. Значит, доходы частных нотариусов        
согласно деклараций о доходах, которые они сами заполнили. У 2051 нотариуса     
(это 1995 год) доход от 50 до 300 миллионов рублей. У 873 нотариусов доход      
свыше 300 миллионов рублей. И в качестве подоходного налога они в госказну      
внесли 160 миллионов рублей. А государственные нотариусы внесли в казну 300     
миллиардов рублей плюс подоходный налог с заработной платы. Не кажется ли       
вам, что это ненормальное положение? Ведь заработная плата должна               
соответствовать усилиям, труду, времени. И не обедняем ли мы нашу               
государственную казну вот таким подходом? Разрушая государственный нотариат,    
давая возможность получать частным нотариусам сверхприбыли, мы получаем         
государственный бюджет с колоссальным дефицитом.                                
                                                                                
Не кажется ли вам, что предложение Орловской областной думы является попыткой   
каким-то образом разрешить данную проблему? А ваша ссылка на закон о            
нотариате... Он еще в первом чтении не принимался. Так давайте же мы примем     
это, а потом посмотрим, как действовать дальше.                                 
                                                                                
ПОЧИНОК А.П. Уважаемый Олег Орестович! Я с вами полностью согласен в том, что   
проблема есть, и я об этом старался сказать. Я хотел подчеркнуть, что в таком   
виде, в каком предложен этот законопроект, его принимать немыслимо. Он          
разрушает принципы налогообложения физических лиц.                              
                                                                                
У нас с вами, обратите внимание, есть четыре месяца. Потому что за 1995 год     
они налог уже уплатили, за 1996 год декларации подаются к марту.                
                                                                                
Я согласен с вами, что скорее всего нам придется готовить в спешном порядке в   
связи с принятием бюджета закон о внесении изменений все-таки в Основы          
налогового законодательства, потому что это оттуда проблема. Это не доход       
физического лица, это сверхдоход нотариуса, вызванный как раз изменениями       
государственных пошлин. И до налогообложения физического лица вычесть,          
забрать у этого нотариуса эти суммы в виде так называемого... Ну что-то типа    
рентного платежа. Эту работу мы можем сделать. Тогда это будет законно. То      
есть если мы с вами сейчас из лучших побуждений примем этот текст... Я еще      
раз говорю: он очень легко оспариваемый, он абсолютно непроходимый, он          
нарушает конституционные права человека. То есть нельзя ранжировать             
подоходный налог в зависимости от места работы. У него надо забрать эти         
деньги до подоходного налога. И это мы обязаны сделать, потому что              
действительно мы теряем большие средства.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли еще вопросы?                  
                                                                                
Гудима Тамара Михайловна. Пожалуйста.                                           
                                                                                
ГУДИМА Т.М. Я благодарна Орловской думе прежде всего за то, что этот вопрос     
поднят. Существует проблема давно. Александр Петрович, скажите, пожалуйста,     
вам не кажется, что на фоне того, что нас третий год призывают к согласию,      
комитет, в котором вы работаете, давно был просто обязан инициировать эту       
проблему в том виде, в котором вы ее сейчас хотите поставить. Есть              
сверхдоходы - должны быть сверхналоги. Это естественный процесс. С чем          
связано, что комитет все-таки не инициировал ни разу сам эту проблему?          
                                                                                
ПОЧИНОК А.П. Единственное, что я могу сказать в оправдание, это то, что,        
например, в сегодняшней повестке дня - 15 налоговых законопроектов. Честно,     
мы не успели это сделать. И руководствуясь вашим призывом к согласию,           
единственное, что я могу сделать, - дать торжественное обещание. Дайте нам      
месяц на то, чтобы подготовить не противоречащий Конституции текст и внести     
его на рассмотрение Думы!                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Честное пионерское слово дает Александр Петрович, что     
комитет по бюджету выпустит такой закон. Поверим, да?                           
                                                                                
Уважаемые коллеги! Я понимаю... (Выкрики из зала.)                              
                                                                                
Депутат Гвоздева. Пожалуйста, Светлана Николаевна, ваш вопрос.                  
                                                                                
ГВОЗДЕВА С.Н., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
Уважаемый Александр Петрович и уважаемый Анатолий Петрович! Можно ли не         
забирать деньги, а получать их, зарабатывать государственной нотариальной       
службе? Судя по тому, какие суммы переходят к частным нотариусам, мне           
кажется, что эти деньги может зарабатывать и государственная структура, и,      
наверное, если посмотреть ставки, по которым платится за все сделки,            
проводимые через нотариусов, можно было бы увеличить количество рабочих мест    
в государственной нотариальной службе и все деньги действительно собирать в     
государственный бюджет. Я предлагаю посмотреть с другой стороны, по-другому     
подойти к этому вопросу. А то мы все привыкли: где доходы появились -           
отбирать. Давайте посмотрим государственную нотариальную службу.                
Действительно, может быть, при снижении ставок все пойдут не к частному         
нотариусу, а к государственному, и все деньги тогда будут в бюджете.            
                                                                                
ПОЧИНОК А.П. Я бы с удовольствием поддержал.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, могу ли я поставить на голосование?    
                                                                                
Ставится на голосование: принять законопроект в первом чтении. Мнение           
бюджетного комитета вы знаете.                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 19 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              249 чел.             55,3%                        
Проголосовало против           32 чел.              7,1%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    283 чел.                                          
Не голосовало                 167 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
В первом чтении принимается. И вместе с Александром Петровичем Починком будут   
готовить ко второму чтению. Не знаю, что останется, но что-то подготовят. Да?   
Чтобы нам его, как вы сказали, не опрокинули.