Заседание № 42

19.07.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона о внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции".

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 7469 по 8497 из 10074
Вопрос 14. О проекте федерального закона о внесении в законодательные акты      
Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального         
закона "О соглашениях о разделе продукции". Докладчик... (Шум в зале.)          
Пожалуйста, депутат Шенкарев.                                                   
                                                                                
ШЕНКАРЕВ О.А. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! Время         
сейчас уже подходит к 18 часам. Сегодня мы работали дополнительный час, и       
вчера у нас был трудный день, и позавчера. Сегодня рассмотрено 29               
законопроектов. Я не знаю, как другие депутаты, но, по-моему, рассмотрение      
дальше законопроектов в первом чтении, концептуальное, уже представляет         
определенную сложность, понимаете? Поэтому есть такое предложение: может, нам   
остановиться с рассмотрением законопроектов? Мы сейчас можем в спешке           
совершить, скажем так, какие-то не те шаги. Это очень ответственное дело. А     
сегодня предлагаю закончить наше заседание. Еще должен сказать свою речь наш    
Председатель. Может быть, какие-то постановления посмотреть, что не требует     
обсуждения, но не втягиваться сейчас в обсуждение вопросов.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Точка зрения депутата Шенкарева - проголосовать сейчас    
постановления. Депутат Медведев, пожалуйста. Потом - депутат Мельников. (Шум    
в зале.) Поспокойнее!                                                           
                                                                                
МЕДВЕДЕВ В.С. Уважаемые коллеги! Во-первых, мы с вами уже проголосовали за      
продление работы на один час. Во-вторых, для рассмотрения двух                  
законопроектов, которые идут сейчас по повестке дня, приглашены и главы         
администраций, и специалисты. Они целый день просидели здесь, прослушали наши   
иногда пустопорожние разговоры, а до рассмотрения очень существенных            
законопроектов так и не дошло. Нужно выполнять свои же принятые решения,        
поэтому я предлагаю продолжить работу по повестке дня.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мельников - по ведению. Сейчас, Владимир          
Вольфович, и вы потом - по ведению.                                             
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю., фракция "ЯБЛОКО".                                               
                                                                                
Олег Александрович, это по вашему предложению рассмотрение этих                 
законопроектов было перенесено на более позднее время. Приглашенные             
представители Правительства действительно присутствуют здесь весь день. Я       
очень просил бы фракцию Коммунистической партии поддержать рассмотрение по      
крайней мере еще этих двух законопроектов, потому что у нас кончается сессия.   
Они долго обсуждались в Государственной Думе.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Жириновский. Уважаемые коллеги, поспокойнее,      
все устали.                                                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Мы уже несколько дней никак не можем принять маленькое         
постановление о телевидении, оно готово. Это не законопроект в первом чтении.   
И тоже мы отложили. У нас 69 вопросов. Мы все это не сможем сделать. Потом      
есть жесткий Регламент. Сейчас нужно, чтобы, может быть, четыре лидера          
фракций пожелали хорошего отдыха, дали последние какие-то замечания,            
Председатель Госдумы должен сказать заключительную речь, гимн. На все это еще   
уйдет значительное время. Мы должны закончить все, мы не можем здесь сидеть     
днями и ночами. Поэтому это не основание - что кто-то в ложе сидит или там      
какие-то вопросы встают. Надо жестче соблюдать Регламент. И я предлагаю         
закончить заседание Государственной Думы выступлениями политического            
характера, пожелать нам всем хорошего отдыха, чтобы никто не занимался          
политическими провокациями во время нашего отсутствия до 1 октября. Это куда    
важнее любого закона.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Рыжков. Сейчас определимся. Рыжков   
Николай Иванович.                                                               
                                                                                
РЫЖКОВ Н.И., руководитель депутатской группы "Народовластие".                   
                                                                                
Уважаемые коллеги! Я поддерживаю предложение предыдущих депутатов, которые      
говорили о том, чтобы сегодня этот вопрос не рассматривать, люди устали.        
                                                                                
И второе, мы по этому проекту на Совете Думы неоднократно высказывались.        
Вопрос чрезвычайно серьезный, и за пять, за десять минут мы его не              
рассмотрим, поэтому (я выражаю мнение нашей депутатской группы) предлагаю       
сегодня этот вопрос не рассматривать, перенести его на следующую сессию. (Шум   
в зале.)                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На микрофон Савельева. По ведению - Никифоренко. (Шум в   
зале.) Сейчас...                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Извините, Николай Николаевич Савельев.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Савельев Николай Николаевич.                              
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н. У нас в повестке дня есть заявление фракции Компартии             
Российской Федерации. Прошу, чтобы оно было озвучено.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Мизулина, пожалуйста, Елена Борисовна. (Шум в     
зале.) Да, постановление, внесенное Губенко, мы включили, - по перемещенным     
ценностям, о моратории. Пожалуйста.                                             
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Мы с вами      
утвердили сегодня повестку дня, и, мне кажется, очень несолидно, когда дело     
доходит до принципиального вопроса, пытаться его снять под видом разного рода   
рассуждений об усталости и тому подобного. Если кто-то из членов других         
фракций против этого законопроекта - давайте обсуждать его в соответствии с     
Регламентом, и вы принципиально и обоснованно эту точку зрения выскажете.       
Иначе это просто некрасиво и неуважительно по отношению друг к другу.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Финько Олег Александрович - по ведению.                   
                                                                                
ФИНЬКО О.А. Я настаиваю на том, чтобы два наших постановления - о телевидении   
и о средствах массовой информации - прошли именно сейчас. Дело в том, что мы    
их уже проголосовали за основу и теперь нужно принять в целом.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно. Депутат Кулик.                                 
                                                                                
КУЛИК Г.В. Я прошу депутатов принять два закона. Мы приняли решение о           
повышении, индексации пенсий. Есть предложение Правительства увеличить          
отчисления в Пенсионный фонд. Наш комитет поддерживает. Мне нужно для доклада   
две минуты.                                                                     
                                                                                
И второй закон (пункт 60) - о дорожных фондах, который связан с разработкой     
бюджета на 1997 год. То же самое, одна минута.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну вот видите, все по минуте, а у нас еще 40              
законопроектов и постановлений - 40 минут как минимум.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги! Мы принимали с вами решение работать до 19 часов. (Шум в     
зале.) Как же, голосовали! Что вы говорите? Вернуться снова к голосованию?      
Депутат Башмачников предлагает снова вернуться к голосованию о нашей            
сегодняшней работе - продлить до 19 часов. До 19 часов мы голосовали. (Шум в    
зале.) Не спорьте, уважаемые коллеги, можно взять стенограмму. Мы голосовали.   
(Шум в зале.) Уважаемые коллеги, давайте пойдем по порядку, а потом примем      
постановления. Обязательно - по телевидению, которые у нас не приняты, и        
Николая Николаевича Губенко, по перемещенным ценностям. По порядку идем? Все,   
по Регламенту. До 19 часов работаем.                                            
                                                                                
Сейчас выступает представитель Правительства заместитель министра экономики     
Владимир Викторович Коссов. 14-й пункт. Пожалуйста, возьмите бумаги.            
                                                                                
КОССОВ В.В., заместитель министра экономики Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Законопроект, который               
докладывается вам, сделан по поручению ваших же предшественников... (Шум в      
зале.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не шумите, пожалуйста!                                    
                                                                                
КОССОВ В.В. 26-й статьей... (Шум в зале, выкрики.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише! Владимир Викторович, коль такая обстановка,   
подождите секундочку. Может быть, действительно (вы видите, как усталость на    
депутатах сказывается) перенесем на другое время? (Шум в зале.) Поспокойнее!    
Я докладчика спрашиваю.                                                         
                                                                                
КОССОВ В.В. Уважаемые коллеги! Отказываясь от обсуждения этого законопроекта,   
вы элементарно нарушаете преемственность в работе ваших коллег. Ну, если вы     
полагаете, что не нужно этого... Вы же законодатели, мы всего лишь              
исполнительная власть, мы исполняем то, что решите вы. (Шум в зале.)            
                                                                                
Я очень извиняюсь, мне неловко вам говорить, но вы что-то придумали, какую-то   
ветряную мельницу и энергично с ней сражаетесь. (Шум в зале.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не спорьте!                                               
                                                                                
КОССОВ В.В. Никто никакую собственность не грабит. Закон принят вами. (Шум в    
зале.)                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да.                                                       
                                                                                
КОССОВ В.В. Я не предлагаю принимать никаких иных законов. В принятом вами      
законе, в статье 26 закона "О соглашениях о разделе продукции" Правительству    
Российской Федерации поручено выстроить единую линию, начиная от закона о       
соглашениях о разделе продукции и кончая всеми другими касающимися этого        
вопроса законами, и внести в эти законы изменения. Существо этих изменений      
связано с одним - чтобы закон о соглашениях о разделе продукции работал.        
Необходимо сделать, в сущности, простые операции. Есть закон о концессиях.      
Закон о концессиях дополнен законом о соглашениях о разделе продукции. Есть     
законы о недрах и о континентальном шельфе. В этих законах введено              
административное регулирование путем выдачи лицензий. Выдается лицензия как     
таковая, то есть право на разработку.                                           
                                                                                
Чем отличается закон о соглашениях о разделе продукции? Сначала проходит        
конкурс, на основе технико-экономических обоснований принимаются решения, а     
выдача лицензии следует уже автоматически. Лицензия не отменяется, но           
лицензия - это следствие принятого решения, соглашения о разделе продукции.     
Это замечание вводится в два закона.                                            
                                                                                
Вводятся дополнения в блок налоговых законов. Это 14 поправок в законы о        
налоге на добавленную стоимость, о налоге на прибыль, о таможенном тарифе и     
так далее. В чем существо вот этих поправок, связанных с соглашениями о         
разделе продукции? Сразу хочу подчеркнуть. Речь идет не о том, что кому-то      
кто-то какие-то льготы предоставляет. Речь идет совершенно о другом: взимание   
широкого перечня налогов заменяется роялти, то есть рентой, и налогом...        
Рента, налог на прибыль остаются, вместо всех остальных налогов государству     
передается часть добытой продукции. Эту продукцию государство реализует,        
получает деньги в бюджет и финансирует все на свете. Таким образом, это не о    
льготах, не о том, что кому-то делается какая-то уступка, а об иной форме       
получения государством дохода от разработки этого месторождения.                
                                                                                
Спрашивается: почему имеет смысл это сделать? Ответ очень прост. Трудно найти   
в российской хозяйственной жизни какую-то иную сферу, которая могла бы          
конкурировать по количеству критики с налогообложением. Любая работа,           
связанная с разработкой месторождений, извлечением из недр требует большого     
времени, большого капитала.                                                     
                                                                                
Если люди не уверены в том, что действующие налоговые правила сохранятся и      
они смогут хотя бы вернуть эти деньги, они никогда в жизни эти деньги           
вкладывать не будут.                                                            
                                                                                
Что делается вот этими поправками? Смысл поправок в том, чтобы гарантировать    
человеку стабильность правил в тот момент, когда он подпишет документ о том,    
что он будет вкладывать деньги. Больше никаких новостей в этом нет. Это (еще    
раз подчеркиваю) иная форма получения государством своего дохода.               
                                                                                
Вот собственно и все. Понимая, что вы устали, я не буду...                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, спасибо. Понятен законопроект. Пожалуйста,           
присаживайтесь, Владимир Викторович.                                            
                                                                                
Алексей Юрьевич Мельников, член Комитета по природным ресурсам и                
природопользованию. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
Потом Юрий Дмитриевич Маслюков. Я перескочил. Или кто? Пузановский? Хорошо,     
потом Адриан Георгиевич.                                                        
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. У нас сложилась такая ситуация, что по этому законопроекту       
было два главных комитета: по природным ресурсам и по экономической политике.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Юрьевич! В микрофон, пожалуйста.                  
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Если говорить о комитете по природным ресурсам, то комитет       
рекомендует этот законопроект к принятию в первом чтении. Это не означает,      
что у комитета нет замечаний по тем изменениям и дополнениям, которые           
представлены Правительством. В одних случаях эти замечания носят                
содержательный характер, в других - юридико-технический характер. Мы считаем,   
что перечень законопроектов, в которые необходимо внести изменения и            
дополнения, должен быть несколько более полным. В частности, с нашей точки      
зрения, необходимо вносить изменения и в закон о государственном                
регулировании внешнеторговой деятельности.                                      
                                                                                
Тем не менее, с точки зрения комитета, Правительство действительно выполнило    
все то, что было поручено ему пунктом 3 статьи 26 закона о соглашениях о        
разделе продукции. И данный законопроект заслуживает того, чтобы быть           
принятым в первом чтении.                                                       
                                                                                
Что касается всех замечаний, то их можно устранить ко второму чтению. Они не    
носят концептуального характера.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Адриан Георгиевич Пузановский - от    
Комитета по экономической политике.                                             
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Я хочу сначала     
констатировать, что Комитет по экономической политике в прошлом составе         
действительно работал над законом о СРП, хорошо понимая его экономическую       
значимость для новой экономики России. Мы вложили в этот закон очень много      
сил, энергии, нервов, особенно на этапе согласительных процедур, когда этот     
закон был остановлен Советом Федерации. Это была одна из сложнейших             
согласительных процедур, она отняла сил, времени и энергии не меньше, чем       
сама подготовка этого закона.                                                   
                                                                                
Мы прекрасно понимали, что этот закон не может работать без соответствующего    
обустройства целой совокупности законов путем внесения в них изменений и        
дополнений. И сегодня мы в Комитете по экономической политике прекрасно         
понимаем, что Россия нуждается в этом законе, но мы также прекрасно понимаем,   
что закон, который вовлекает в орбиту своего регулирования огромные             
территории, богатейшие недра, изменяет форму владения, пользования,             
распоряжения этими недрами, оперирует стоимостями, исчисляемыми в перспективе   
десятками триллионов рублей. Мы прекрасно понимаем, что с таким пакетом         
законов нельзя обращаться так, как мы сегодня обращаемся. От имени трех         
комитетов (14 июня подписали документ председатели комитетов по безопасности,   
по экономической политике, по промышленности) мы просили комитет по             
природопользованию, мы просили председателя комитета: "Пожалуйста, не           
торопитесь, давайте основательно подготовим этот законопроект". Нет, не         
слушал Алексей Юрьевич, провел 16 июня слушания. Кто присутствовал на этих      
слушаниях из председателей названных комитетов или их представителей? Мы еще    
раз просили о создании парламентской комиссии, потому что отдаем себе отчет в   
сложности этого закона. И на Совете Думы я просил о том, чтобы создать          
парламентскую комиссию. Сказали: нет, это не по Регламенту. По Регламенту       
справится один комитет. А мы говорили: не справится комитет.                    
                                                                                
Мы не подвергаем сомнению профессионализм этого комитета. Там талантливейшие    
люди, профессионалы. Но речь идет об ответственности. Мы не хотим, чтобы        
через некоторое время в этом парламенте с этой трибуны звучали выступления,     
подобные тем, которые только что мы слышали, но уже вслед работе по этим        
законам. Вот почему мы вновь обратились в Совет Думы и к парламенту с           
просьбой направить в Счетную палату весь пакет законопроектов с тем, чтобы      
специальный орган, Счетная палата, провела финансовую экспертизу.               
                                                                                
Отправили, но опять спешим. Куда спешим? Ведь по этим законам мы будем          
отдавать недра на 50 лет вперед. Неужели те, кто придет в Россию, не в          
состоянии подождать два-три месяца, чтобы быть уверенными в том, что            
парламент примет решение, все основательно взвесив, измерив. Кому нужна эта     
спешка и суета? Вот почему и сегодня звучало выступление о том, чтобы не        
рассматривать в оставшиеся 25 минут законы, которые касаются жизни России на    
50 лет вперед. Нет, опять оставили, не послушали.                               
                                                                                
Я, конечно, могу выступать по существу, но я еще раз обращаюсь к вам:           
уважаемые коллеги, просьба - давайте перенесем рассмотрение этих                
законопроектов на следующую сессию.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - депутат Медведев, пожалуйста.                
                                                                                
МЕДВЕДЕВ В.С. Уважаемый Геннадий Николаевич, очень сожалею, что как в прошлом   
году закон о соглашении о разделе продукции, так и в этом году вот эти два      
законопроекта стали не предметом рассмотрения, а причиной для политических      
дискуссий и противостояния. Я с уважением отношусь к Адриану Георгиевичу, но    
почему-то он так ни слова, ничего содержательного не сказал по тому             
законопроекту, который сейчас рассматривается. Либо мы превращаем этот          
разговор в политические дебаты, либо мы рассматриваем в соответствии с          
Регламентом законопроекты. Давайте идти по Регламенту.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич, законопроект рассматривается в        
первом чтении, поэтому пойдем по Регламенту. (Выкрики из зала.) Нет, ставить    
на голосование нельзя при первом чтении.                                        
                                                                                
Пожалуйста, уважаемые коллеги, при первом чтении сначала вопросы по             
Регламенту. (Шум в зале, выкрики.) Депутат Кулик предлагает снять с             
обсуждения данный законопроект. Депутат Пузановский... Пожалуйста, депутат      
Шохин.                                                                          
                                                                                
ШОХИН А.Н. В соответствии с Регламентом если фракции желают высказаться по      
проекту закона, включенному в повестку дня, то надо высказываться. Я от имени   
фракции "Наш дом - Россия" хотел бы. (Шум в зале.)                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, тише, тише! Фракции вправе.                   
                                                                                
ШОХИН А.Н. Фракции имеют право выступить до голосования. Я предлагаю            
компромиссный вариант: согласовать сейчас позицию двух комитетов и              
Правительства и резко сократить этот законопроект по перечню. Дело в том, что   
в нем есть те первоочередные месторождения, которые...                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Николаевич, мы сейчас рассматриваем первый      
законопроект - о соглашениях о разделе.                                         
                                                                                
Пожалуйста, какие предложения у фракций будут по этому законопроекту? (Шум в    
зале, выкрики.) Аграрная группа или депутат Кулик? Аграрная группа - снять с    
обсуждения.                                                                     
                                                                                
Депутатская группа "Российские регионы". Владимир Сергеевич, пожалуйста. Не     
торопитесь.                                                                     
                                                                                
МЕДВЕДЕВ В.С. Уважаемые коллеги, мы с вами имеем принятый Федеральный закон     
"О соглашениях о разделе продукции". В нем предусмотрено внесение               
соответствующих изменений и дополнений в те законы, которые должны работать в   
паре с ним. Этот проект закона подготовлен в соответствии с Регламентом,        
внесен на рассмотрение Государственной Думы.                                    
                                                                                
И я просто обращаюсь к вам: давайте мы его рассмотрим и примем. У нас есть      
рабочее время, мы с вами сейчас работаем по повестке дня. Давайте               
рассматривать этот законопроект.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мизулина Елена Борисовна, пожалуйста.                     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! В              
соответствии со статьей 107 Регламента, если мы приступили к рассмотрению       
законопроекта в первом чтении, снять его с рассмотрения не можем. Только до     
того, как началось рассмотрение этого законопроекта, можно вносить такие        
предложения. Так что, уважаемый коллега Кулик, ваше предложение опоздало.       
                                                                                
Фракция "ЯБЛОКО" возражает против того, чтобы прерывать рассмотрение этого      
законопроекта.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Давайте рассмотрим, уважаемые коллеги. Есть же            
процедура. (Шум в зале.) Подождите минуточку. Есть процедура. Сейчас я должен   
спросить: есть ли вопросы к авторам законопроекта, к докладчикам?               
                                                                                
Пожалуйста, депутат Илюхин.                                                     
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. У меня вопрос к первому докладчику, точнее, к нашему коллеге        
депутату Медведеву.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А он не докладчик.                                        
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Содокладчик.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Сергеевич - нет. Вы, наверное, имеете в виду     
Мельникова Алексея Юрьевича. Алексей Юрьевич, на трибуну, пожалуйста, чтобы     
вам удобнее было отвечать. У нас докладчики Пузановский, Мельников и Коссов.    
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Я бы хотел спросить. Я изучил данный законопроект и пришел к        
выводу, что он предполагает введение достаточно серьезных финансовых льгот      
для иностранных инвесторов. Так это?                                            
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Нет, это не так.                                                 
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Почему не так?                                                      
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Потому, что в соответствии с Федеральным законом "О              
соглашениях о разделе продукции" этот законопроект основан на национальном      
режиме. То есть он одинаков и для иностранных инвесторов, и для российских      
инвесторов.                                                                     
                                                                                
Что же касается следующего законопроекта - о перечне участков, который мы       
будем...                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перепрыгиваете.                                           
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Я просто уточню, чтобы было понимание. В соответствии с          
дополнительной информацией, запрошенной Комитетом по природным ресурсам и       
природопользованию у Министерства топлива и энергетики, по нефтяным             
месторождениям доля иностранных инвесторов, либо работающих в форме             
совместных предприятий, либо прямых иностранных инвесторов составит всего       
лишь 4 процента. Принципиально позиция при принятии закона "О соглашениях о     
разделе продукции"... Вы, наверное, Виктор Иванович, помните, что возникла      
дискуссия по поводу законопроекта, внесенного Президентом и рассчитанного       
только на иностранных инвесторов, и законопроекта, подготовленного Думой. Я     
этот вариант тогда представлял, он был рассчитан специально на российских       
инвесторов, основан на национальном режиме. И тогда победил наш законопроект.   
Поэтому это ошибочное мнение, что только для иностранных инвесторов.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, вопросы задавайте. Депутат Гвоздева,          
пожалуйста. Только говорите кому. Можно Владимиру Викторовичу Коссову,          
Мельникову или Пузановскому.                                                    
                                                                                
ГВОЗДЕВА С.Н., фракция "ЯБЛОКО".                                                
                                                                                
У меня вопрос Пузановскому. Решением Комитета по экономической политике была    
создана рабочая группа из членов комитета по внесению поправок в действующие    
федеральные законы. Эта рабочая группа провела заседание, и на нем было         
принято положительное решение о том, что концепция предложенного                
Правительством проекта закона соответствует Федеральному закону "О              
соглашениях о разделе продукции", что в первом чтении этот законопроект         
необходимо принять, что все редакционные поправки и поправки по существу        
можно и нужно будет внести ко второму чтению.                                   
                                                                                
Это же решение было представлено на заседании нашего комитета и при             
голосовании было подтверждено членами комитета: этот проект закона необходимо   
принять в первом чтении. Решение было достигнуто общим собранием. И             
поэтому... (Микрофон отключен.)                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, депутату Гвоздевой еще 15 секунд.   
Сейчас, не нервничайте.                                                         
                                                                                
ГВОЗДЕВА С.Н. У меня вопрос.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Она - от комитета. Подождите, вопрос.                     
                                                                                
ГВОЗДЕВА С.Н. Почему господин Пузановский Адриан Георгиевич не от имени         
комитета, а от своего имени решил выступить и отклонить возможность             
дальнейшей доработки этого законопроекта, который концептуально идет в          
развитие уже принятого закона. Возможность доработки законопроекта в этот       
период есть.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Все, ваш вопрос понятен. Пожалуйста, депутату             
Пузановскому включите микрофон.                                                 
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемая Светлана Николаевна, нет никаких сомнений в том,     
что внесение изменений и дополнений в ряд законов связано с реализацией         
закона о разделе продукции. В этом никто не сомневается, и я тоже. Нет          
никакого сомнения в том, что этот закон очень актуален. Я не подвергаю это      
сомнению. Но единственное, что ставится под сомнение: достаточен ли уровень     
экспертизы принятых и предлагаемых решений при внесении изменений. Я считаю,    
что нет. Я только за то, чтобы эти изменения и дополнения были подвергнуты      
более детальному, более углубленному анализу. И для этого лучше всего отдать    
законопроект в Счетную палату, чтобы там провели специализированный,            
углубленный анализ, финансовую экспертизу, чтобы мы все были впоследствии       
уверены в том, что чистота принятых решений соответствует всем интересам.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Мельников. Мы уже путаем, по-моему,   
законопроекты.                                                                  
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Адриан Георгиевич, я хотел бы сказать, что перед тем, как        
отдавать в Счетную палату, надо сначала самим поработать над этими              
законопроектами. Вы не сказали Государственной Думе, что Комитет по             
экономической политике поддержал этот законопроект, несмотря на высказанные     
замечания Юрия Дмитриевича в отношении таможенных тарифов. Вы не сказали об     
этом, потому что вы не были на том заседании. Ко второму чтению эти поправки    
можно внести.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Юрьевич, не нервничайте!                          
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Вы не сказали, что заключение Счетной палаты готово. И в         
отношении заключения Счетной палаты есть вопросы. Оно анонимное, непонятно,     
кто его делал. Оно есть, оно имеется, оно сделано только по части               
представленных законопроектов: только по закону о недрах, только по закону об   
иностранных инвестициях и еще по одному закону - не по десяти, которые          
представлены. И я все-таки думаю, что было бы правильно, если бы мы приняли     
рекомендацию двух комитетов - по природным ресурсам и по экономической          
политике - и проголосовали законопроект в первом чтении.                        
                                                                                
А что касается второго чтения, то впереди будет еще два месяца. Можно           
получить более подробное заключение Счетной палаты. Я, например, собираюсь      
такие заключения запросить, встретиться с экспертами, которые их готовят, и     
нормально, спокойно доработать. Но мы должны двинуться вперед, сделать хотя     
бы шаг. (Шум в зале.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Маслюков Юрий Дмитриевич, рассейте туман, пожалуйста, а   
то уже депутаты перессорились.                                                  
                                                                                
МАСЛЮКОВ Ю.Д. Тумана никакого нет. Есть очень большая сложность и               
ответственность за принимаемые законы.                                          
                                                                                
Комитет по экономической политике принял решение поддержать рассматриваемый     
законопроект, за исключением тех моментов, которые есть в заключении            
согласительной комиссии, заседавшей в прошлом году. Речь идет в основном о      
налоговой системе. Вот такое решение. И доработать законопроект во втором       
чтении.                                                                         
                                                                                
Комитет по экономической политике такое решение принял. Но оба эти              
законопроекта, вообще говоря, нужно было бы посмотреть вместе.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Вишняков. Виктор Григорьевич, к кому вопрос,      
скажите. К кому? К Алексею Юрьевичу. Вы не убегайте тогда, будьте здесь.        
                                                                                
ВИШНЯКОВ В.Г. Алексей Юрьевич, 16-го числа было вывешено объявление о           
парламентских слушаниях, на которых я хотел бы присутствовать. Но, когда я      
попытался выяснить, где же эти парламентские слушания будут проходить (причем   
звонил в комитет по природным ресурсам, к вам; в течение часа мы пытались это   
выяснить), нам отвечали, что никто не знает, где же будут проходить эти         
парламентские слушания. Поэтому эта попытка каким-то образом скрыть,            
протащить, ускорить меня настораживает, откровенно говоря. Я не против этого    
законопроекта, я его внимательно изучил. Но почему надо все-таки каким-то       
образом уйти от широкого обсуждения этого вопроса? Почему нужно здесь открыто   
(со стороны, в частности, фракции "ЯБЛОКО") пытаться именно сегодня             
обсуждать, укоряя нас в том, что некрасиво, дескать, вот нам сейчас снимать     
этот вопрос и так далее?                                                        
                                                                                
Давайте все-таки более широко обсудим эту проблему с широким привлечением       
всех депутатов и фракций.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Виктор Григорьевич, я хотел бы сказать, что слушания проходили   
в этом зале, они были очень представительные, на них присутствовало около 180   
человек. Были они посвящены в основном закону о перечнях. А что касается        
того, как велась работа над этим законопроектом, - пожалуйста, в соответствии   
с решением Совета Думы были две согласительные комиссии, на которых             
присутствовали (на первой) председатели комитетов Юрий Дмитриевич Маслюков,     
Владимир Кузьмич Гусев, Алексей Ильич Михайлов. Остальные председатели не       
пришли. Что касается второй согласительной комиссии, то на ней присутствовали   
лишь два председателя комитетов.                                                
                                                                                
Что касается тех процедур, которые комитет по природным ресурсам должен был     
сделать, - он исполнил их. Он провел парламентские слушания. Да,                
Правительство задержало внесение поправок в Государственную Думу. Да,           
конечно, это, наверное, вина Правительства: они должны были их внести в         
первом квартале, а внесли позже. Но таково было качество того законопроекта,    
который мы, законодатели, дали Правительству. Ведь там потребовалось,           
например по закону о недрах, более подробно прописывать процедуры,              
разграничивающие административный и гражданско-правовой режим. Такое было       
качество закона о шельфе, что там пришлось вести тоже достаточно серьезную      
работу.                                                                         
                                                                                
Поэтому, мне кажется, не следует говорить о том, что этого не было, что это     
было как-то закрыто, негласно. Два головных комитета приняли решение. В         
соответствии с решением Совета Думы провели согласительную комиссию. Провели    
парламентские слушания. Кучу дополнительных материалов рассылали и раздавали    
в зале. Мне кажется, что тот, кто хотел, мог поинтересоваться. Мне кажется,     
претензии неправомерны.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гитин, ваш вопрос.                                
                                                                                
ГИТИН В.В., фракция "ЯБЛОКО".                                                   
                                                                                
Я хотел бы все-таки для себя уточнить. Правильно ли я понял, что депутат        
Пузановский, выступая от комитета, на самом деле высказал личную точку          
зрения, высказал мнение свое как депутата, а не мнение комитета? И второй       
момент. Мне кажется, что здесь происходит некое смешивание пунктов 14 и 15.     
Надо, наверное, еще раз сакцентировать внимание на том, что мы сейчас           
рассматриваем пункт 14. Он не касается самого перечня, по поводу которого и     
возникают основные вопросы.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Семаго - по ведению.                              
                                                                                
СЕМАГО В.В. Уважаемые коллеги, я прошу немножко внимания. (Выкрики из зала.)    
Я прошу прощения, если можно, не прерывайте меня. Дело в том, что Александр     
Николаевич, мой коллега по наблюдению за регламентной дисциплиной, к            
сожалению, ввел нас в заблуждение, сказав о том, что, начав обсуждение, мы      
тем самым как бы делаем возможным предложение Пузановского. Елена Борисовна     
абсолютно права, потому что Регламент не позволяет нам после начавшегося        
обсуждения ставить вопрос о снятии с рассмотрения законопроекта. Поэтому        
здесь необходимо ваше решение. Либо мы принимаем решение, что мы еще не         
обсуждаем вопрос, либо надо ставить на голосование предложение депутата         
Пузановского.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лоторев. Потом - депутаты Гуськов, Севастьянов,   
и, наверное, закончим вопросы задавать.                                         
                                                                                
Пожалуйста, депутат Лоторев.                                                    
                                                                                
ЛОТОРЕВ А.Н., депутатская группа "Российские регионы".                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Геннадий Николаевич! Я думаю, сообщение Юрия       
Дмитриевича расставило все точки, и мне кажется, что надо прекратить            
обсуждение и перейти к процедуре голосования.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, депутат Гуськов. Пожалуйста.                         
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Алексей Юрьевич, я хотел бы спросить: Комитет по проблемам Севера     
принимал участие в формировании этого законопроекта в том виде, как мы его      
рассматриваем сегодня? Это первый вопрос.                                       
                                                                                
И второй вопрос заключается в том, что у нас в комитете все-таки есть           
подкомитет по природным ресурсам Севера. Каково взаимодействие с этим           
комитетом со стороны вашего комитета?                                           
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Юрий Александрович, что касается законопроекта о перечнях,       
следующего пункта повестки дня, то комитет прислал заключение, оно              
положительное. И если мне память не изменяет (меня председатель Комитета по     
проблемам Севера Гоман поправит), то Комитет по проблемам Севера прислал        
положительное заключение и на этот законопроект.                                
                                                                                
Что касается взаимодействия. Громадный блок вопросов по Северу регулируется     
этим законодательством. Естественно, ко второму чтению мы предлагаем            
доработать это вместе с Комитетом по проблемам Севера. Ведь это вопросы         
действительно этих регионов и этих территорий.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гуськов не успел доспросить.                      
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А. Я все успел доспросить. Но меня удивляет, что на Комитете по       
проблемам Севера эта проблема никоим образом не рассматривалась. А я являюсь    
председателем подкомитета по ресурсам Севера и тоже услышал об этом только      
тогда, когда получил этот документ. Я не против этого законопроекта, поймите    
меня правильно. Но он требует глубочайшего изучения, прежде чем принимать       
решение в том виде, как его предлагают.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Депутат Илюхин и депутат Севастьянов.             
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Но я предложил бы депутату Гоману, председателю комитета, дать   
слово для ответа.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, Владимир Владимирович, депутат Гуськов ведь    
тоже в этом комитете, потом - Владимир Владимирович.                            
                                                                                
Депутат Илюхин.                                                                 
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги! Я все-таки не получил полного ответа на свой     
вопрос и думаю, что нас здесь немножко ввели в заблуждение. Я очень             
щепетильно отношусь к этому законопроекту, потому что так же щепетильно         
относятся к законопроектам, которые я предлагаю и в которых речь идет о         
формировании бюджета, о каких-то льготах.                                       
                                                                                
Вы сказали, что этот законопроект не предусматривает абсолютно ничего -         
никаких изменений, освобождений от налогов, дополнений и прочее, прочее. Я      
читаю пункт 16 части пятой статьи 39: пользователи недр, являющиеся стороной    
в соглашении о разделе продукции, освобождаются от взаимных налогов и иных      
обязательств, платежей и так далее. Я читаю дополнение в статью 35, пункт       
"м": взимание ввозимых и вывозимых таможенных пошлин в этом случае заменяется   
разделом продукции, и пошлина не взимается. Статья 4: от уплаты налога          
освобождается выручка от реализации горюче-смазочных... и прочее, и прочее. И   
так - по всему закону. Я хотел бы вас спросить, есть ли экономическое           
обоснование Правительства в соответствии со статьей 104 Конституции? Ни один    
законопроект не может быть внесен без экономического обоснования, если он       
затрагивает бюджет, если освобождает от уплаты налогов, или вводит льготы. Я    
вот этого экономического обоснования не нашел. Считаю, что законопроект         
вообще внесен с нарушением Регламента и статьи 104 Конституции.                 
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Уважаемый Виктор Иванович! Дело в том, что те положения,         
которые вы перечислили, взяты из Федерального закона "О соглашениях о разделе   
продукции", который с 11 января этого года действует. Я хотел бы сказать, что   
здесь нет налоговых льгот. Как правильно говорил представитель Правительства,   
здесь налоговых льгот нет. Инвестор уплачивает российские или иностранные       
бонусы, роялти, рентолс, инвестор уплачивает налог на прибыль, а что касается   
взимания других налогов, то они заменяются разделом продукции при соглашении.   
Это та принципиальная позиция, на которую ссылался... (Микрофон отключен.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас представитель Правительства скажет. Владимир       
Викторович Коссов, пожалуйста.                                                  
                                                                                
КОССОВ В.В. Уважаемые депутаты! Прежде всего хочу подчеркнуть и обратить ваше   
внимание на то, что суть предложений Правительства состоит в том, что,          
выполняя ваше поручение, надо внести поправки в 10 законов. Поэтому сегодня     
может обсуждаться вопрос о том, вносить поправки в законы или не вносить        
поправки в законы. Правительство считает, что для того, чтобы закон "О          
соглашениях о разделе продукции" работал, нужно внести поправки в 10 законов.   
Суть поправок я вам назвал. Прежде всего обсуждается это, а не новый            
законопроект.                                                                   
                                                                                
Еще раз подтверждаю: никаких льгот и преимуществ никакому инвестору никто не    
дает. Докладываю, что платят: платят роялти. Роялти включает в себя ренту.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы по-русски скажите, не все депутаты понимают.           
                                                                                
КОССОВ В.В. А что я могу сделать, если это на английском языке называется       
роялти? Ну что я могу?                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Скажите по-русски, в переводе.                            
                                                                                
КОССОВ В.В. Налог на разрабатываемые месторождения. Но есть у этого термина     
просто международная кличка, имя такое.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кличка...                                                 
                                                                                
КОССОВ В.В. Второе. Любой оператор платит налог на прибыль, нормальный налог    
на прибыль, предусмотренный законодательством Российской Федерации.             
                                                                                
Вместо всех остальных налогов, включая таможенные пошлины, он отдает            
государству продукцию в натуральном виде. Все.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гоман.                                            
                                                                                
ГОМАН В.В. Уважаемые коллеги! Я вот в недоумении. Второй раз выслушиваю         
реплики своего коллеги по комитету Юрия Александровича Гуськова о том, что он   
якобы не в курсе той работы, которая проводится в Комитете по проблемам         
Севера. Вот по второму законопроекту высказываются сомнения в том, что          
комитет работает над этими законопроектами.                                     
                                                                                
Да, по данным проектам федеральных законов, которые представлены сегодня на     
рассмотрение, депутаты из нашего комитета и работники аппарата (среди них       
очень много профессионалов, специалистов в области недропользования)            
подготовили свои предложения и замечания и в целом эти проекты поддерживают.    
Все работают по данной проблематике в нашем комитете.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Кулик - по ведению. А потом ваш вопрос.           
                                                                                
КУЛИК Г.В. Я только хотел сказать депутатам. Надо быть немножко более           
откровенными, я считаю, что не очень правильную информацию дает представитель   
Правительства. Все дело в том... В чем здесь тонкость вопроса? В том, что все   
остальные налоги определяются на перспективу и определяются в договоре: какая   
часть продукции будет гаситься в счет этих налогов, как, по каким ценам,        
какова эта доля и так далее? Это тот вопрос, вокруг которого сегодня роем       
роятся.                                                                         
                                                                                
Я не хочу как-то агитировать "за" или "против", я хочу, чтобы информация была   
объективной, чтобы депутаты понимали, где есть подвох в этом вопросе.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Иванович Севастьянов давно тянет руку.            
Пожалуйста, депутат Севастьянов.                                                
                                                                                
СЕВАСТЬЯНОВ В.И. Я не буду долго говорить о том, что после приватизации -       
чековой, чубайсовской, после рынка ценных бумаг, после рынка земли сейчас с     
нас тянут вот этот самый большой и самый дорогой для нашей страны рынок -       
рынок концессий. Это самое страшное, куда нас волокут силком.                   
                                                                                
Но я задам конкретный вопрос вам. В вашей справке сказано: доход в бюджет,      
если не участвуют иностранные инвесторы, - 16 миллиардов. Если хотя бы на 4     
процента только участие иностранцев обеспечивается - доход 106 миллиардов.      
                                                                                
Я спрашиваю: на кого рассчитана эта справка: на русских дураков, которые не     
могут ничего делать и без иностранцев только 16 миллиардов получают от своего   
богатства, или на иностранных дураков, которые 4 процента... (Микрофон          
отключен.)                                                                      
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Речь идет опять, к сожалению, о 15-м вопросе повестки дня, о     
законе "О перечне...". Что же касается той справки, которую упоминает           
уважаемый коллега, я хотел бы сказать, там речь идет не об иностранных          
инвесторах. Это данные Министерства топлива и энергетики, это расчеты по        
разрабатываемым и по вновь вводимым месторождениям и расчеты по добыче нефти    
за 20 лет в условиях действующей налоговой системы и в условиях режима          
налогообложения по системе соглашения о разделе продукции.                      
                                                                                
И там же приведены две графы: доходы по действующей налоговой системе и по      
режиму системы налогообложения по разделу продукции. Если брать по составу      
тех предприятий, которые имеют лицензии на эти месторождения, то это            
российские компании в основном, на 99 процентов.                                
                                                                                
Теперь вопрос. Такая разница в доходах получается по очень простой причине.     
Дело в том, что разработка многих месторождений сейчас нерентабельна. Если вы   
посмотрите, то увидите: ноль, ноль, ноль добыча составляет. А как только мы     
меняем условия налогообложения, заменяем действующий налоговой режим на         
рентный, на гибкий, соответственно происходит увеличение добычи и увеличение    
доходов.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Кузьмич Гусев давно просит слова для вопроса.    
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Я по ведению.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ГУСЕВ В.К. Уважаемые коллеги! Уважаемый Геннадий Николаевич! Я хочу высказать   
сейчас такое мнение. При таком политическом и психологическом накале ни о       
какой совместной работе сейчас вести речь нельзя.                               
                                                                                
Я предлагаю посмотреть по Регламенту, чтобы подсказали: проголосуем за то,      
чтобы прекратить вопросы, голосовать без обсуждения. Нужно выйти из этого       
тупика. Что мы делаем? Вы посмотрите, в каком мы... какие лица у депутатов!     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, уважаемые депутаты!                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет-нет, подвести черту под вопросами. Я понял ваше       
предложение так.                                                                
                                                                                
Сначала депутат Шохин - по ведению, потом Медведев.                             
                                                                                
ШОХИН А.Н. Во-первых, Владимир Владимирович неверно толкует меня и Елену        
Борисовну, у нас здесь полное единство с ней. Мы считаем, насколько я           
понимаю, что прекращать начавшееся обсуждение предложением снять с повестки     
дня нельзя.                                                                     
                                                                                
Что касается самого обсуждения. Я хотел бы еще раз...                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише, Владимир Владимирович.                        
                                                                                
ШОХИН А.Н. ...напомнить депутатам, что речь идет о коллизии, возникшей между    
действующим Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и рядом     
других законов. Это уже действующий закон. В этой связи коллизия по             
сложившейся еще советской юридической практике будет разрешаться так: более     
поздние законы имеют приоритет перед более ранними. И таким образом, в такой    
извращенной форме, через судебные процедуры и так далее, формально будет        
действовать закон "О соглашениях о разделе продукции". Но даже при таком        
толковании возникшей коллизии закон "О соглашениях о разделе продукции" все     
равно действовать не будет по одной простой причине: в нем есть отсылочная      
статья о том, что нужен конкретный перечень месторождений.                      
                                                                                
Таким образом, все политические сомнения, высказанные в основном депутатами     
из левой части зала, вообще-то говоря, сейчас не к месту. Давайте мы с этим     
пунктом повестки дня завершим, поскольку здесь нет проблемы. Два комитета       
предлагают одну схему. А тот политический накал, который есть, связан с         
неверным толкованием того, что мы обсуждаем. И после этого перейдем, решим,     
как быть со следующим законопроектом.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Медведев. По ведению тоже просит Владимир         
Сергеевич слова.                                                                
                                                                                
МЕДВЕДЕВ В.С. Нет, уважаемый Геннадий Николаевич, я вопрос задаю Алексею        
Юрьевичу.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос, пожалуйста.                                       
                                                                                
МЕДВЕДЕВ В.С. Уважаемый Алексей Юрьевич, вы сказали, что вместо всех            
остальных налогов будет платиться государству натуральный. Скажите, в этом      
законопроекте определен процент натурального налога либо это будет делаться в   
каждом соглашении по каждому отдельному месторождению?                          
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Дело в том, Владимир Сергеевич, что это очень сложная система,   
поскольку речь идет об условиях месторождений полезных ископаемых, а закон...   
(Выкрики из зала.)                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише, Геннадий Васильевич.                          
                                                                                
МЕЛЬНИКОВ А.Ю. Геннадий Васильевич, спасибо вам за совет, я отвечу так, как     
мне кажется правильным.                                                         
                                                                                
В связи с тем что Федеральный закон "О соглашениях о разделе продукции"         
регулирует инвестиции в минеральное сырье (то есть это и нефть, и газ, также    
учитываются и разные условия залегания полезных ископаемых), понятно, что в     
каждом проекте устанавливается это индивидуально. Понятно, что это              
устанавливается на основе переговоров государства, которое представляют         
федеральные органы власти, Правительство и субъекты Российской Федерации,       
исполнительная власть и инвестор.                                               
                                                                                
Что касается конкретно самой схемы распределения долей продукции, то она        
устанавливается по очень гибкой системе, в зависимости от внутренней нормы      
рентабельности по проекту. Я опять рискую, что меня обвинят в том, что я        
сложно говорю. Это гибкий показатель, который позволяет сохранять               
прибыльность проекта, его эффективность, учитывая разные факторы - и рост       
издержек, и изменение цен. Всегда гарантирует государству прибыль, и            
инвестору соответственно тоже.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, поступило предложение: прекратить      
задавать вопросы, тем более что у нас и вопросы, и обсуждение - перемешались.   
Ставлю на голосование: прекратить задавать вопросы. Кто без карточки?           
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 39 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.             98,6%                        
Проголосовало против            5 чел.              1,4%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Поддержали.                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, когда задавали вопросы и получали ответы, по-моему, шло и    
обсуждение законопроекта. Будем ли открывать прения?                            
                                                                                
Депутат Мисник.                                                                 
                                                                                
МИСНИК Б.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Откроем мы или   
не откроем прения, есть один аспект, который не затрагивался в вопросах. Я      
хотел бы выступить по обсуждаемому вопросу.                                     
                                                                                
Прежде всего должен сказать о том, что, за исключением вот этого закона, нет    
иных средств для инвестиций в горнорудную промышленность. Если вы знаете, мы    
"съедаем" сегодня свою рудную базу. И к 2000 году у нас не только там           
драгоценных металлов, но и железа не останется, не из чего будет варить         
сталь. И никаких иных средств, кроме средств государственной поддержки, чем     
именно и является закон о разделе продукции, нет.                               
                                                                                
То же самое касается золотодобычи. Вот представитель "Росзолота" сидит здесь,   
в зале, среди приглашенных. Он понимает, что без инвестиций, без закона о       
разделе не будет возможности развивать золотодобычу и тем самым решать еще и    
социальные вопросы в районах Крайнего Севера. То же самое касается и вопросов   
по Архангельску...                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Борис Григорьевич, можно считать это вашим                
выступлением? Вы поддерживаете принятие законопроекта в первом чтении.          
                                                                                
По ведению - Илюхин, пожалуйста.                                                
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. Уважаемые коллеги, я просил бы вас терпеливо отнестись к этому      
выступлению. Я предлагаю снять проект закона с рассмотрения, вернуть            
Правительству как внесенный с нарушением статьи 104 Конституции. Вчера Совет    
Федерации по письму Главного государственно-правового управления Президента     
отклонил принятый нами закон о дополнении и изменении в действующий закон о     
государственной защите судей, работников контролирующих и правоохранительных    
органов. Была единственная мотивировка: дескать, при внесении этого             
законопроекта, который действительно предоставляет льготы и предусматривает     
расходы из бюджета, не было заключения Правительства. Хотя на основной закон    
заключение Правительства было. Ссылки на то, что на основной закон заключение   
было, просто не уместны. Мы попадем с вами в такую же ловушку. Я снова          
напоминаю вам: те утверждения... (Микрофон отключен.)                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте 15 секунд.                                       
                                                                                
ИЛЮХИН В.И. ...о том, что этот проект не требует заключения Правительства...    
Заключения Правительства об экономическом обосновании нет.                      
                                                                                
Вот еще один пункт - пункт 4 статьи 6, где сказано, что от уплаты налогов       
освобождаются российские и иностранные юридические лица, выполняющие в          
качестве инвесторов работы по... И так далее. Но я... (Микрофон отключен.)      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я понял, Виктор Иванович. Я ваше предложение поставлю     
на голосование.                                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Елена Борисовна Мизулина - по ведению. Потом - депутат Рыбаков.     
                                                                                
МИЗУЛИНА Е.Б. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Позвольте      
возразить Илюхину Виктору Ивановичу. Откройте, пожалуйста, часть 3 статьи 104   
Конституции, вы увидите, что не требуется представления в письменной форме      
заключения Правительства. У нас здесь, в зале, находится официальный            
представитель Правительства, который наделен полномочиями давать устное         
заключение по этому законопроекту. Вы его все слышали, оно вошло в              
стенограмму. Откройте Конституцию - и не будем спорить. Виктор Иванович, вы     
юрист, вы прекрасно понимаете, здесь... (Микрофон отключен.)                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста, Виктор Иванович, Елена Борисовна,         
соберитесь вдвоем на две минутки. Они же его представляли, Виктор Иванович.     
Правительство представляло.                                                     
                                                                                
По порядку ведения. (Шум в зале.) Сейчас, один момент. Елена Борисовна,         
присядьте.                                                                      
                                                                                
ШОХИН А.Н. Уважаемые коллеги, обычно, когда мы принимаем законопроект,          
который требует изменений действующего законодательства, мы, как правило,       
просим - это регламентная норма - внести предложения по изменению               
действующего законодательства. И идеальный вариант, когда мы, принимая тот      
или иной законопроект во втором или третьем чтении, пакетом обсуждаем           
изменения в законодательство.                                                   
                                                                                
Здесь произошел временной разрыв: закон о разделе продукции вступил в           
действие, мы же с запозданием на полгода после его вступления в действие        
рассматриваем поправки к действующему законодательству, вытекающие из           
действующего уже закона.                                                        
                                                                                
Поэтому, строго говоря, это даже не тема статьи 104 Конституции. Это -          
приведение в соответствие, чисто юридическая чистка действующего                
законодательства. Это не предоставление новых льгот. Если даже они и            
предоставлены, то законом, вступившим в действие.                               
                                                                                
И вам, Виктор Иванович, как юристу, наверное, тоже здесь лучше...               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рыбаков.                                          
                                                                                
РЫБАКОВ Ю.А. Уважаемые коллеги! По-моему, все понятно и достаточно ясно. Я      
предлагаю прекратить дискуссию и приступить к голосованию. Этот законопроект,   
тот, что нам предлагают сейчас, - устранение препятствий на пути уже            
действующего закона и одна из немногих надежд на пополнение нашего бюджета.     
Тот, кто заинтересован в богатой и здоровой России, будет голосовать за него,   
а тот, кто против, будет голосовать против. И будет все понятно. Поименное      
голосование!                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сейчас, последний вопрос. Депутат Памфилова и все. Ну,    
уважаемые коллеги, перейдем к голосованию. (Шум в зале.) Депутаты буквально     
выпрыгивают из кресел. Тише.                                                    
                                                                                
ПАМФИЛОВА Э.А. Уважаемый Геннадий Николаевич! Мне представляется, что мы        
просто потеряли полчаса. Все эти вопросы должны обсуждаться на Совете Думы. И   
председатели комитетов между собой вместе с аппаратом и Правовым управлением    
должны решать: готов законопроект или нет. Если он вынесен на заседание Думы,   
мы не имеем права так безобразно обращаться со своим временем. Если мы так      
будем дальше работать, мы вообще предметно ни один законопроект обсуждать не    
будем.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Только, пожалуйста, без эмоций. Трижды его обсуждал       
Совет Думы, и вот такие же примерно были разговоры. И комитет предложил         
вынести на заседание палаты. На обсуждение палаты вынесли.                      
                                                                                
Пожалуйста, Екатерина Филипповна.                                               
                                                                                
ЛАХОВА Е.Ф., депутатская группа "Российские регионы".                           
                                                                                
Уважаемые члены коммунистической фракции! Председателем Комитета по             
экономической политике является ваш товарищ Юрий Дмитриевич Маслюков,           
которому вы доверили подготовку законопроектов. Он выразил мнение, то есть он   
у вас специалист по этим вопросам. Почему же вы не прислушиваетесь к тому       
мнению, которое высказал член вашей фракции, возглавляющий комитет по           
экономическим вопросам?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише. Екатерина Филипповна, а почему вы думаете,    
что они не уважают Маслюкова? Уважают.                                          
                                                                                
ЛАХОВА Е.Ф. Потому что он, как специалист, и выразил мнение.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Громов. Последний вопрос сейчас. К    
концу дня уже заговорили о том, кто кого уважает.                               
                                                                                
ГРОМОВ В.П., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Я продолжу то, что сказал Виктор Иванович Илюхин. (Шум в зале.)                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тише, тише, тише. Сейчас будем голосовать.                
                                                                                
ГРОМОВ В.П. Уважаемые депутаты! Откройте Регламент, статью 96: перечень         
необходимых условий внесения законопроекта в Госдуму в порядке                  
законодательной инициативы. Подпункт "е": финансово-экономическое               
обоснование. Это не заключение Правительства, а определенного рода документ.    
И внесение этого документа обязательно для всех, в том числе и для              
Правительства. Так разве не прав Виктор Иванович?                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. К сожалению, не прав. Пожалуйста, представитель           
Правительства Коссов.                                                           
                                                                                
КОССОВ В.В. Не законодательная инициатива Правительства, это отчет              
Правительства о проделанной работе по поручению Государственной Думы. Все.      
Дума поручила - Правительство исполнило.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование: принять       
проект данного федерального закона в первом чтении. А потом будем голосовать    
постановление.                                                                  
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Илюхин настаивает, чтобы сначала проголосовали. Но,       
Виктор Иванович, по Регламенту у нас другой порядок. Мы сначала голосуем        
постановление, предложенное комитетами. Ну как это? Виктор Иванович, это мы     
можем оспаривать долго: нарушение Регламента - не нарушение. Есть               
постановление, оно на руках у депутатов, с заключениями комитетов - принять в   
первом чтении. Ну что? Поименное голосование предлагает Екатерина Филипповна    
Лахова. Пожалуйста, в первом чтении, голосуйте. Юрий Дмитриевич Маслюков        
веское слово сказал. Пожалуйста.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, кто без карточек? Так, нет таких. Все "бескарточные" уже     
ушли.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты голосования.                                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 48 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              148 чел.             32,9%                        
Проголосовало против          150 чел.             33,3%                        
Воздержалось                    7 чел.              1,6%                        
Голосовало                    305 чел.                                          
Не голосовало                 145 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.