Заседание № 24

25.04.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона о переводных и простых векселях

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1477 по 2100 из 3611
Следующий вопрос повестки дня - о проекте федерального закона о переводном и    
простом векселе. Доклад официального представителя Правительства Российской     
Федерации заместителя министра финансов Российской Федерации Сергея             
Дмитриевича Шаталова. Сегодня ему повезло больше: вчера он пять часов ждал      
своего выступления, сегодня - всего лишь час.                                   
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Дмитриевич.                                                  
                                                                                
ШАТАЛОВ С.Д., заместитель министра финансов Российской Федерации.               
                                                                                
Уважаемые депутаты! Позвольте, представляя проект закона о переводном и         
простом векселе, дать небольшую справку.                                        
                                                                                
В настоящее время на территории Российской Федерации вексельное обращение       
регулируется Положением о переводном и простом векселе, введенном в действие    
совместным Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 7 августа 1937 года и        
основанном на Единообразном законе о переводном и простом векселе,              
установленном международной Женевской конвенцией 1930 года.                     
                                                                                
Присоединение СССР к указанной Конвенции состоялось 25 ноября 1936 года.        
Российская Федерация, как правопреемник Союза ССР, должна придерживаться духа   
и буквы Женевской конвенции. Присоединившись к Женевской конвенции, Советский   
Союз (и Россия, как его правопреемник) взял на себя обязательство ввести        
единый закон на национальном языке, в точности соответствующий Единообразному   
закону. Возможны незначительные уточнения и оговорки в этом законе, но они      
тоже строго регламентируются самим Единообразным законом.                       
                                                                                
Разработка проекта федерального закона о переводном и простом векселе           
обусловлена необходимостью для России выполнить взятые на себя 60 лет назад     
обязательства и, кроме того, происшедшими изменениями в экономической сфере,    
связанными с развитием рыночной экономики, основанной на многообразии форм      
собственности, внедрением в практику хозяйствования новых форм расчетов.        
                                                                                
С принятием федерального закона о переводном и простом векселе в Российской     
Федерации появится первый законодательный акт именно на уровне закона прямого   
действия (а не на уровне подзаконных нормативных документов), регулирующий      
вексельное обращение, что в первую очередь создаст условия для усиления         
претензионной работы предприятий, повысит имущественную ответственность за      
соблюдение финансовой дисциплины и результаты хозяйственной деятельности.       
                                                                                
Хочу отметить в этой связи, что представляемый законопроект полностью           
соответствует требованиям к вексельному законодательству, предъявляемым         
Женевской конвенцией. Он разработан большой межведомственной рабочей группой,   
созданной специальным распоряжением Правительства. В состав этой группы         
входили представители Центрального банка, Министерства финансов, Министерства   
юстиции, Министерства экономики, налоговой службы и многих других               
заинтересованных министерств и ведомств. Это согласованный и одобренный ими     
законопроект. В работе над этим законопроектом принимали участие и деловые, в   
том числе банковские, круги.                                                    
                                                                                
Позволю себе обратить ваше внимание и на то обстоятельство, что редакционное    
построение законопроекта помимо соответствия его содержания требованиям         
Женевской конвенции и российской практики вексельного обращения является, на    
наш взгляд, наиболее удобным и с точки зрения участников вексельных расчетов    
- непосредственных пользователей закона.                                        
                                                                                
Закон включает в себя четыре раздела. В специально введенном в этот закон       
первом разделе дается трактовка терминов, используемых по всему тексту этого    
закона. Далее идут соответственно разделы о специфике переводного и простого    
векселя. И наконец, заключительный раздел конкретизирует сферу применения       
этого закона. Он содержит так называемые коллизионные нормы.                    
                                                                                
Особо хочу отметить, что данным разделом (это сегодня больной вопрос)           
упорядочивается использование векселей органами исполнительной власти и         
местного самоуправления. Необходимость такого регулирования вызвана             
производимой целым рядом субъектов Российской Федерации эмиссией собственных    
векселей в целях покрытия дефицита местных бюджетов (далеко не всегда           
обеспеченных). Что не только привело к вытеснению из обращения национальной     
валюты, но и создало угрозу подрыва денежного обращения в стране.               
                                                                                
Поэтому мы считаем, что этот законопроект достаточно хорошо проработан. Он      
удовлетворяет тем требованиям, которые предъявляются к вексельному обращению    
Женевской конвенцией, учитывает специфику и состояние вексельного обращения в   
России. Исходя из этого мы просим вас поддержать этот законопроект и принять    
его в первом чтении.                                                            
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 С.П.Горячева                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы закончили? Спасибо.                                    
                                                                                
Поскольку по этому вопросу у нас есть альтернативный проект закона, то я        
предоставляю слово для оглашения этого законопроекта о переводных и простых     
векселях Олегу Павловичу Гонжарову, депутату Государственной Думы.              
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГОНЖАРОВ О.П., фракция "Наш дом - Россия".                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты! 15 апреля Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам    
рассмотрел на своем заседании вопрос о проекте закона о переводном и простом    
векселе и о проекте закона о переводных и простых векселях. Первый из           
вышеназванных законопроектов внесен в Государственную Думу Правительством       
Российской Федерации, тогда как второй - депутатами Государственной Думы.       
                                                                                
В создавшейся ситуации, когда имеется определенное заключение профильного       
комитета, мне, безусловно, трудно надеяться на дальнейшее успешное              
продвижение в Государственной Думе альтернативного проекта, внесенного          
депутатами Государственной Думы. Тем не менее позвольте изложить ряд            
соображений по проблеме разработки нового отечественного закона о векселях, а   
также дать анализ представленных в Государственную Думу законопроектов. (Шум    
в зале.)                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, пожалуйста, ведите себя спокойнее.    
                                                                                
Пожалуйста, продолжайте.                                                        
                                                                                
ГОНЖАРОВ О.П. Первое. Формальным поводом к разработке вексельного закона        
является правило статьи 815 Гражданского кодекса Российской Федерации,          
устанавливающее, что все вопросы, связанные с выпуском, обращением и            
погашением векселей, подлежат регулированию нормами специального федерального   
закона с учетом положений Гражданского кодекса Российской Федерации.            
                                                                                
Как уже было правильно сказано представителем Правительства, правовой базой     
разработки закона о векселях является Женевская конвенция 1930 года.            
Советский Союз, как было правильно отмечено, ввел ее в действие в 1936 году,    
ратифицировал ее и принял Положение о переводном и простом векселе. Поскольку   
Российская Федерация является правопреемником Советского Союза, она также       
является страной - участницей женевских конвенций.                              
                                                                                
Действие же указанного Положения о переводном и простом векселе на территории   
России было подтверждено постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР в    
1991 году. Смысл стандартизации вексельных правил в рамках международных        
конвенций весьма прост. Вексель является одним из наиболее распространенных     
инструментов платежей в операциях международной торговли.                       
                                                                                
Рассмотрение России в качестве части всего международного сообщества и          
недавнее ее вступление в Совет Европы - все это означает, что следование        
женевским вексельным конвенциям, безусловно, должно быть для нас главным,       
приоритетным в том, что касается обращения векселей.                            
                                                                                
Второе. Общую характеристику заложенных в женевских вексельных конвенциях       
правил можно кратко выразить следующим образом. Они направлены на               
максимальное юридическое оформление и ужесточение правового положения всех      
участников вексельных операций. Иначе и быть не может, поскольку вексель        
удостоверяет собой денежный долг, который безусловно должен быть уплачен. Без   
тщательной правовой регламентации всех процедур, связанных с векселями, эта     
безусловность превращается, по сути дела, в фикцию.                             
                                                                                
Третье. Опыт вексельного обращения в России последних лет содержит в себе       
очень много негативных моментов. С таким трудом преодолев хаос на рынке         
акций, мы стоим сегодня перед перспективой вступления в хаос уже на рынке       
векселей.                                                                       
                                                                                
Что же происходит в действительности?                                           
                                                                                
Многочисленные организации сегодня выпускают векселя на триллионы рублей. От    
них не отстают также и субъекты Российской Федерации. Все эти векселя           
выпускаются по крайней мере со следующими целями. Либо для привлечения          
средств населения во вклады под векселя - и здесь мы сталкиваемся с реальной    
угрозой появления скандальных операций, сходных с теми, которые имели место,    
например, в небезызвестной компании "МММ". Либо для того, чтобы предприятия     
получили возможность снизить или вообще устранить острую нехватку оборотных     
средств путем замены реальных денег на так называемые квази-деньги, то есть     
на векселя, в том числе и посредством проведения взаимозачетов долгов. Либо     
для того, чтобы местные администрации получили возможность снизить дефициты     
местных бюджетов. В последнем случае, вообще говоря, действительно возникает    
большая опасность косвенного усиления инфляционных процессов, поскольку         
экономика накачивается бумагами, за которыми не стоят реальные товары. При      
этом эти векселя принимаются в счет взаимных платежей предприятий, в счет       
уплаты местных налогов.                                                         
                                                                                
Существует и другая проблема. Массовый характер приобретают уже неплатежи по    
самим векселям. Предприятие, имея, например, уставный капитал в размере,        
скажем, 1 миллиона рублей, выпускает векселей на миллиарды рублей, то есть на   
заведомо непосильную для него сумму.                                            
                                                                                
Наряду с экономическими проблемами вексельного обращения существуют еще и       
проблемы чисто юридические. Чрезвычайно частыми стали случаи неправильного      
применения предпринимателями норм вексельного законодательства на практике,     
случаи судебных ошибок при толковании правил действующего положения о           
векселях. Если бы вы поговорили сегодня с операторами, действующими на рынке    
векселей, вы убедились бы, что ситуация там складывается очень и очень          
неоднозначная.                                                                  
                                                                                
Четвертое. Федеральный вексельный закон призван упорядочить вексельное          
обращение, тщательным образом регламентировать положение и поведение всех       
участников вексельных операций.                                                 
                                                                                
Составители и правительственного, и альтернативного законопроектов, одинаково   
исходя из правил женевских вексельных конвенций, предложили совершенно разные   
модели правового регулирования вексельного обращения.                           
                                                                                
Правительственный проект представляет, по существу, переписанный вновь с        
небольшими добавлениями текст женевских конвенций, точнее, Единообразного       
закона, который был принят в составе этих конвенций. Поскольку нам              
предлагается существующая уже 66 лет модель регулирования, это означает, что    
улучшения ситуации на рынке векселей не произойдет.                             
                                                                                
Параллельно, точнее попутно, замечу, что в 1988 году в Организации              
Объединенных Наций была принята другая конвенция - Конвенция "Юнситрал" (это    
- Организация международных наций по праву международной торговли). Но, к       
сожалению, как сказали эксперты, только семь стран-участников подписали эту     
конвенцию, а некоторые страны даже и не ратифицировали.                         
                                                                                
Это обстоятельство говорит о том, что за то время, которое прошло с момента     
принятия женевских вексельных конвенций, конечно, очень многое изменилось на    
рынке обращения векселей. Как раз это обстоятельство было учтено в рамках       
принятой в 1988 году Нью-Йоркской конвенции, которая однако же по своему        
духу, безусловно, соответствует женевским конвенциям.                           
                                                                                
Я думаю, что разработчики правительственного варианта исходили из               
определенной, на наш взгляд неверной, предпосылки, что не нарушить конвенцию    
можно только одним способом: дословно ее переписать. Есть, правда, еще один     
раздел в рамках правительственного законопроекта. Он касается прежде всего (я   
чуть позже остановлюсь на этом) ограничений, которые возникают для              
администраций субъектов Федерации и местных органов власти. При этом за         
пределами проекта остались все отмеченные мною выше проблемы, наверное, для     
того, чтобы эти проблемы потом в пожарном порядке решались задним числом        
инструкциями и указаниями Центробанка и Минфина.                                
                                                                                
Я обращаю внимание депутатов на один интересный факт. Помимо положения о        
векселях, которое было принято в 1991 году, были приняты также в 1991 году      
инструкции и рекомендации Центрального банка. По объему они сопоставимы с тем   
текстом, который представлен Единообразным законом и, соответственно,           
положением о векселях.                                                          
                                                                                
Иная модель предложена была разработчиками альтернативного варианта. Упор       
делался прежде всего на тщательное прописывание любых возможных ситуаций на     
вексельном рынке. Очень много внимания было уделено правилам о последствиях     
неоплаты векселей, о просрочках, об уплачиваемых нарушителями штрафах.          
                                                                                
Регламентация вексельного обращения в законе не может быть, на наш взгляд,      
половинчатой. При этом правила альтернативного проекта ни в чем не              
противоречат, на наш взгляд, женевским конвенциям.                              
                                                                                
Разница только одна - это не прямое переписывание того, что дается в этой       
конвенции, но детальное, не допускающее никаких неправильных и двусмысленных    
толкований раскрытие всех содержащихся в женевских конвенциях норм.             
                                                                                
Среди принципиальных отличий между данными двумя проектами следует отметить:    
                                                                                
- решение в альтернативном проекте (статья 31), вопроса о так называемой        
электронной подписи на векселе, что является очень актуальным при               
использовании в системе вексельного обращения современных коммуникационных      
систем. Известно, что даже если есть письменный документ в виде векселя, то     
та или иная организация, которая имеет этот вексель, может предъявить его,      
скажем, в случае переводного векселя, банку-плательщику. И при этом это         
делается до того, как поступит письменный документ. Все это свидетельствует о   
том, что сегодня такие формы уже действительно реально внедряются во многих     
странах;                                                                        
                                                                                
- четкие и исчерпывающие правила об определении фигуры надлежащего              
векселедержателя (статья 53), что всегда вызывает затруднения и споры при       
обсуждении любого проекта, регулирующего обращение ценных бумаг;                
                                                                                
- полный перечень прав надлежащего векселедержателя, а также, что еще более     
важно, исчерпывающий перечень тех возражений, на основании которых вексель      
может быть не оплачен (статья 54);                                              
                                                                                
- эти правила составляют, собственно говоря, ядро закона о векселях;            
                                                                                
- к сожалению, правительственный проект не содержит подробных, развернутых      
положений, что, как показала практика судебных споров по проблемам векселей,    
приводит к серьезным затруднениям со стороны судей, не слишком искушенных в     
знании специфики векселей;                                                      
                                                                                
- и наконец, четкое прописывание всех действий в случае неоплаты векселей,      
начиная от опротестования векселя нотариусом и заканчивая подачей иска в суд.   
                                                                                
Пятое. При обсуждении альтернативного проекта в рамках рабочей группы, а        
также на заседаниях Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам много       
говорилось о том, что, предусматривая так называемые бездокументарные           
векселя, этот проект идет вразрез с женевскими конвенциями.                     
                                                                                
На наш взгляд, это совершенно неправильно. Возможность выпуска                  
бездокументарных векселей предусмотрена, в частности, статьей 149               
Гражданского кодекса Российской Федерации, и уже одно это означает, что от      
этой проблемы нельзя так просто устраниться.                                    
                                                                                
Также замечу, что недавно принятый Государственной Думой и одобренный Советом   
Федерации закон о ценных бумагах также предусматривает введение и               
использование бездокументарных ценных бумаг.                                    
                                                                                
Каковы же аргументы в пользу признания за бездокументарными векселями права     
на жизнь? Их достаточно много. Во-первых, конвенция говорит только о            
документе, не дополняя его определение понятием "отдельный бумажный             
документ".                                                                      
                                                                                
В 1930 году, вообще говоря, никаких иных документов, кроме бумажных, в          
действительности не существовало. Не стоит ту ситуацию, которая существовала    
66 лет назад, распространять на ситуацию нашего времени, когда понятие          
документа расширяется вплоть до записи в компьютерных реестрах. Многие          
предприятия осуществляют, например, бухгалтерский учет собственных операций     
также в компьютерной форме, и никто не может сказать, что их электронные        
балансы - не документы.                                                         
                                                                                
Во-вторых, само понятие документа не может восприниматься абстрактно. Понятие   
документа нигде не определено законодательно. Документ - это всегда             
определенный набор реквизитов, а также определенное содержание. Если такие      
реквизиты и текст могут существовать на бумажном носителе, то они равным        
образом могут существовать и на иных носителях, в том числе и в компьютерных    
реестрах.                                                                       
                                                                                
В-третьих, введение в обращение бездокументарных простых векселей не является   
препятствием к существованию традиционных бумажных векселей, которые, по всей   
видимости, и будут использоваться в отношениях с иностранными партнерами.       
Речь идет не о замене векселей вообще, но о возможности параллельного           
существования двух самостоятельных систем вексельного обращения. Поэтому        
говорить о нарушении конвенции, нам думается, нет никаких оснований.            
                                                                                
В-четвертых, вексель - это все-таки определенным образом оформленная долговая   
расписка. От того, что сведения о денежном долге будут существовать не на       
отдельном листе бумаги, а в определенном реестре, в том числе компьютерном,     
сам долг не исчезнет. Должника также можно и должно понудить к его оплате.      
При этом в альтернативном проекте конструируются специальные правила выпуска    
и обращения таких бездокументарных долгов. Эти правила не нарушают традицию,    
но существуют отдельно, они вынесены в отдельный раздел проекта. Точно так      
же, кстати говоря, сделано и в Гражданском кодексе Российской Федерации.        
                                                                                
Практический смысл бездокументарных векселей очень прост. Благодаря переводу    
массовых эмиссий векселей в электронные формы, сосредоточению вексельных        
реестров у надлежащих и подлежащих лицензированию нескольких крупных            
операторов в огромной степени может облегчиться контроль за этими массовыми     
эмиссиями. Их можно будет регулировать, заставляя эмитентов обеспечивать        
выпускаемые ими векселя своим реальным имуществом и деньгами. В случае          
выпуска бумажных векселей это сделать и проконтролировать очень сложно.         
                                                                                
Вспомним: порядок на рынке акций удалось навести во многом за счет перевода     
подавляющего числа операций в бездокументарные формы. Этот же подход            
предлагает альтернативный проект по отношению к векселям.                       
                                                                                
Я сейчас уже закончу. По регламенту 20-30 минут можно. Осталось буквально 5     
минут, даже меньше. Я заканчиваю!                                               
                                                                                
Шестое. Заканчивая выступление, нельзя не ответить на те аргументы против       
альтернативного проекта, которые содержатся в заключении профильного            
комитета.                                                                       
                                                                                
Во-первых, о том, что структура альтернативного проекта не соответствует        
структуре Единообразного закона. Главнейшим в законе является не его            
структура, а его содержание. Невозможно сохранить идущую с 1930 года            
структуру вексельного закона и одновременно тщательно описывать поведение       
участника вексельных операций. Налицо выбор: либо мы ратуем за внешнюю форму,   
за букву, либо за содержание. Я думаю, ответ очевиден.                          
                                                                                
Во-вторых, о том, что в альтернативном проекте в перечне обязательных           
реквизитов векселя отсутствует один реквизит. Это недоразумение. Простое и      
ничем не обусловленное предложение оплатить (определить) сумму никаким          
реквизитом никогда не являлось. Это само определение вексельного                
обязательства. Поэтому оно присутствует не в перечне реквизитов, но в           
определениях простого и переводного векселей (статьи 6 и 7 альтернативного      
проекта).                                                                       
                                                                                
Уважаемые депутаты! На наш взгляд, взгляд инициаторов внесения                  
альтернативного проекта и разработчиков, проект закона, представленный          
депутатами Госдумы, объективно лучше того, который представило Правительство.   
Представленный Правительством проект - это, по сути дела, Единообразный         
закон, принятый в рамках женевских конвенций. Но, как говорится в России,       
лучшее - враг хорошего. Поэтому я думаю, что с принятием правительственного     
законопроекта, наверное, надо было бы подумать о том, чтобы все-таки иметь      
возможность для более тщательного прописывания тех норм, которые сегодня        
остаются за бортом Единообразного закона.                                       
                                                                                
И последнее. Мне думается, есть еще одна пикантная ситуация, связанная с тем,   
что представленный Правительством законопроект ограничивает возможности         
субъектов Российской Федерации как участников на рынке векселей. Я думаю, что   
это противоречит Гражданскому кодексу, и это несоответствие, надеюсь, будет     
устранено в рамках второго чтения.                                              
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Савчук. Включите микрофон.                                  
                                                                                
САВЧУК В.С. Светлана Петровна, я по ведению.... Пожалуйста, призовите к         
порядку депутата Брынцалова, который прошел специально по всем и смеется тут    
на весь зал. Что здесь - клоунада? Что у нас здесь происходит? Докладчик... а   
вот он ходит и хохочет на весь зал. Что это - депутату Брынцалову все           
позволено?                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я уже делала замечания по этому поводу, просила вести     
себя немножко скромнее в зале.                                                  
                                                                                
Я предоставляю слово для содоклада председателю подкомитета Комитета по         
бюджету, налогам, банкам и финансам Владимиру Александровичу Тарачеву.          
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТАРАЧЕВ В.А., фракция "Наш дом - Россия".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, 15 апреля на заседании комитета по бюджету были              
рассмотрены два варианта: проект федерального закона о переводном и простом     
векселе, представленный Правительством, и проект федерального закона о          
переводных и простых векселях, внесенный нашим коллегой Гонжаровым.             
                                                                                
Основным критерием оценки законопроектов было их соответствие Женевской         
конвенции 1930 года. Напомню, что в ноябре 1936 года СССР присоединился к       
данной конвенции. В соответствии со статьей 1 конвенции, устанавливающей        
Единообразный закон о переводном и простом векселе, страны-участницы            
обязуются ввести в действие на своих территориях по принадлежности либо в       
одном из его подлинных текстов, либо на своих национальных языках               
Единообразный закон, составляющий приложение 1 к конвенции. В приложении 2 к    
конвенции предусмотрен исчерпывающий перечень поправок, которые могут быть      
внесены в национальное законодательство. Включение иных поправок не             
допускается.                                                                    
                                                                                
Исходя из этого можно сделать следующие заключения.                             
                                                                                
Первое. Текст законопроекта о переводном и простом векселе, представленного     
Правительством Российской Федерации, полностью соответствует вышеназванной      
конвенции 1930 года и может быть принят в первом чтении.                        
                                                                                
Второе. Текст проекта федерального закона о переводных и простых векселях,      
внесенного коллегой Гонжаровым, - не по структуре, подчеркиваю... Есть          
заключение нашего Правового управления, оно отрицательное. Правовое             
управление Государственной Думы дало отрицательное заключение на                
альтернативный проект нашего коллеги Гонжарова.                                 
                                                                                
Принятие подобного акта означает нарушение Российской Федерацией                
международных обязательств, а также общепринятого принципа добровольного        
выполнения международных обязательств, которые запрещают односторонний          
пересмотр международных договоров.                                              
                                                                                
В статье 7 Гражданского кодекса определено: преимущественная сила               
международных договоров по сравнению с национальным законодательством.          
                                                                                
Предложение в проекте депутата Гонжарова ввести институт бездокументарных       
векселей фактически узаконивает серийно выпускаемые векселя, что фактически     
означает создание параллельных безналичных платежных систем, а проще говоря,    
денежных суррогатов. Кроме того, статьей 149 Гражданского кодекса, на которую   
ссылался наш коллега, предусмотрена бездокументарная форма ордерных ценных      
бумаг, но если это не противоречит особенностям фиксации прав на ценную         
бумагу. Вексельное право содержит исчерпывающий круг лиц, участвующих в         
вексельном обязательстве, и каждый из участников вексельного оборота имеет      
определенный вексельным единообразным законом статус.                           
                                                                                
Введение в вексельное обращение реестродержателя, что предлагает депутат        
Гонжаров, инородно существу векселя как ценной бумаги и фактически              
противоречит природе вексельных правоотношений.                                 
                                                                                
Что бы мне еще хотелось сказать. Дело в том, что по этому документу наш         
экспертный совет - Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам - работал    
около двух месяцев. Мы рассмотрели и тот и другой варианты. Безусловно,         
что-то здравое есть в альтернативном варианте, и это может быть учтено ко       
второму чтению.                                                                 
                                                                                
Есть, так сказать, две причины для беспокойства (я бы хотел обратить на это     
внимание всех депутатов), об этом сказал и депутат Гонжаров, и это чувствуем    
все мы. Первое - то, что сегодня нет должного контроля за выпуском векселей     
коммерческими банками. И второй момент - о выпуске векселей субъектами          
Федерации.                                                                      
                                                                                
Что комитет предлагает по этому поводу. Мне хотелось бы привести следующий      
пример. Неограниченная эмиссия векселей главным финансовым управлением и        
администрацией Кемеровской области привела к замене одной пятой части           
обращающейся в области денежной массы этими, в кавычках, ценными бумагами. В    
результате задолженность по платежам в бюджет возросла на порядок.              
Объединенная энергосистема Сибири "Сибирьэнерго" выпустила векселей на          
несколько триллионов рублей. Поскольку никакого обеспечения у этих векселей     
нет, а выпущено их намного больше, чем сама энергосистема может принять в       
качестве платежного средства, то с погашением векселей не могло не возникнуть   
проблем. Они не погашаются денежными средствами, а энергосистема отказывается   
их принять, мотивируя это тем, что норма платежей векселями уже выполнена.      
                                                                                
И по разным оценкам, уважаемые коллеги, в настоящее время совокупный объем      
эмиссий векселей, измеряется десятками триллионов рублей. Однако выпуск в       
обращение векселей довольно быстро превратился в стихийный и неупорядоченный    
процесс. А устраненность государства от определения четких правил игры на       
вексельном рынке привела к серьезным негативным последствиям.                   
                                                                                
Буквально несколько дней назад, когда присутствовал здесь, у нас, господин      
Дубинин (Центральный банк), мы с ним договорились, что до второго чтения мы     
проработаем вопрос. Первое, внесем изменения в закон о Центральном банке по     
нормативам, которые контролирует Центральный банк по выпуску коммерческими      
банками векселей (Дубинин рекомендовал нам ужесточить эти нормативы), и я       
думаю, что этот вопрос будет государством отслеживаться.                        
                                                                                
И второй момент - по поводу выпуска векселей субъектами Федерации.              
Действительно, сегодня субъекты Федерации выпускают векселя и даже порой не     
отражают их в своих бюджетах (то есть внутреннее заимствование). Это я говорю   
авторитетно, ибо до прихода в Государственную Думу я был руководителем          
комитета по бюджету Самарской областной думы. И нам приходилось                 
исполнительную власть постоянно, извините, тыкать носом в это нарушение.        
                                                                                
Значит, что комитет предлагает. На сегодняшний день в комитете работает         
рабочая группа по разработке закона о государственных ценных бумагах            
Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных ценных бумагах, где весь     
механизм по векселям субъектов Федерации мы пропишем. Поэтому комитет по        
бюджету считает, что в первом чтении представленный вами закон о переводном и   
простом векселе мы можем принять. А ко второму чтению мы доработаем все         
указанные недостатки. Спасибо.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Владимиру Александровичу? Нет. Есть     
ли вопросы с Шаталову Сергею Дмитриевичу? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста.      
Есть ли вопросы к Олегу Павловичу Гонжарову? Нет. Есть ли какие-то              
предложения, замечания, высказывания у представителей фракций и депутатских     
групп? Нет. У отдельных депутатов? Нет. Тогда в соответствии с Регламентом я    
сейчас зачитаю (потому что у нас немного принималось решений по                 
альтернативным проектам) требования статьи 108. "При вынесении более одного     
законопроекта по одному и тому же вопросу Государственная Дума рассматривает    
их в ходе первого чтения одновременно и принимает решение, какой из них         
принять за основу для дальнейшей работы, что означает также отклонение других   
законопроектов".                                                                
                                                                                
Поэтому в соответствии с Регламентом я сейчас ставлю на голосование вопрос о    
принятии в первом чтении проекта закона о переводном и простом векселе,         
внесенного Правительством. Прошу вас определиться.                              
                                                                                
Кто-нибудь желает проголосовать без карточки? Пожалуйста, скажите. Алферов -    
за. Еще?                                                                        
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 56 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              166 чел.             36,9%                        
Проголосовало против           12 чел.              2,7%                        
Воздержалось                   18 чел.              4,0%                        
Голосовало                    196 чел.                                          
Не голосовало                 254 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                
Я ставлю на голосование проект федерального закона о переводных и простых       
векселях, внесенный депутатом Олегом Павловичем Гонжаровым. Прошу также вас     
определиться.                                                                   
                                                                                
Кто желал бы проголосовать без карточки? Нет.                                   
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 57 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               16 чел.              3,6%                        
Проголосовало против           71 чел.             15,8%                        
Воздержалось                   35 чел.              7,8%                        
Голосовало                    122 чел.                                          
Не голосовало                 328 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
По ведению. Морозов по ведению? Задорнов? Пожалуйста, включите микрофон         
депутату Задорнову.                                                             
                                                                                
ЗАДОРНОВ М.М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету,           
налогам, банкам и финансам, фракция "ЯБЛОКО".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Светлана Петровна! Я понимаю, что сейчас в зале    
в силу того, что идет внеочередное заседание, не так много коллег, но я к вам   
обращаюсь с убедительной просьбой.                                              
                                                                                
Представлены два альтернативных законопроекта. Почему комитет поддержал         
правительственный? По одной простой причине. Или мы остаемся в Женевской        
конвенции по вексельному обращению, к которой присоединилась вся Европа, или    
мы принимаем альтернативный законопроект и, по сути, должны будем выйти из      
этой конвенции, и наши векселя будут обращаться только у нас в стране.          
                                                                                
Доработать этот закон во втором чтении, безусловно, можно, не выходя за рамки   
конвенции. А если мы сейчас отодвигаем принятие этого закона, то мы             
практически поощряем незаконное хождение огромного количества ценных бумаг,     
от чего страдают и люди, и предприятия. Поэтому у меня просьба: вернуться к     
голосованию и поддержать законопроект, внесенный Правительством. Он очень       
необходим, учитывая то, что Президент все-таки подписал подготовленный нами     
закон о рынке ценных бумаг, это произошло два дня назад. Давайте внесем         
законодательное регулирование и в сферу вексельного обращения.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гуськов, пожалуйста.                              
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые депутаты! Мне тоже          
хотелось бы поддержать мысль, которую высказал депутат Задорнов. У меня         
предложение такое. К завтрашнему заседанию пусть поработают еще с этим          
документом те, кому следует поработать в первую очередь, учтут, может быть,     
что-то из альтернативного проекта, но закон такой принимать надо. У меня        
сомнений в этом нет, но разобраться нужно в деталях.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вернуться завтра вы предлагаете?                  
                                                                                
ГУСЬКОВ Ю.А. Завтра, да.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутату Гонжарову включите микрофон.         
                                                                                
ГОНЖАРОВ О.П. Уважаемые коллеги! На самом деле противопоказаний по проекту      
закона, представленному Правительством, никаких нет. Это абсолютное точное      
воспроизведение единообразного закона, принятого в рамках женевских             
конвенций. Другой вопрос, можем ли мы дальше двигаться сегодня? Комитет         
считает, что не можем. Мы должны действовать в рамках конвенции. Поэтому это    
определенная точка зрения, которая юридически в принципе имеет большое          
подкрепление.                                                                   
                                                                                
Я бы просил коллег все-таки поддержать сейчас правительственный законопроект.   
Там не хватило немного голосов, и переносить его на завтрашний день нет         
смысла, потому что там ничего не изменишь. Какой есть закон, такой он и         
есть...                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Спасибо.                                          
                                                                                
Тогда я поставлю на голосование вопрос... (Шум в зале.)                         
                                                                                
Включите микрофон. Пожалуйста, Юрий Михайлович Воронин.                         
                                                                                
ВОРОНИН Ю.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги! Михаил Михайлович Задорнов отметил одну сторону и внес       
предложение вернуться к голосованию. Он имел в виду женевские конвенции. Я бы   
обратил внимание на вторую сторону. Сегодня мы действительно в поле             
вексельных отношений создаем определенную неупорядоченность, и придет такое     
время, причем очень скоро, когда мы будем иметь огромные негативные             
экономические последствия.                                                      
                                                                                
Надо этот процесс направить в законодательное русло. Поэтому надо поддержать    
предложение Михаила Михайловича вернуться, переголосовать и все-таки            
поддержать в первом чтении законопроект Правительства. Все те недостатки,       
которые были высказаны...                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Я ставлю на голосование вопрос о том, чтобы      
возвратиться еще раз к рассмотрению законопроекта в первом чтении.              
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Депутат Алферов - за.                
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 01 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              213 чел.             94,7%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,9%                        
Воздержалось                   10 чел.              4,4%                        
Голосовало                    225 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Разве решение принято? (Шум в зале.) Совершенно верно, да, спасибо.             
                                                                                
Но меня беспокоит то, что сейчас голосовало 225 человек, как бы нам сейчас...   
Хорошо, тогда я ставлю на голосование вопрос. Или, может быть, после            
перерыва? Я боюсь, потому что голосовало всего 225 человек. Давайте после       
перерыва сразу я поставлю вопрос о принятии в первом чтении.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2123 по 2205 из 3611
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г., Аграрная депутатская группа.                                  
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Возвращаясь к голосованию    
по законопроекту о вексельном обращении, хочу обратить ваше внимание на одно    
обстоятельство. Согласно действующим нормам Конституции, нормы международного   
права имеют приоритет в отношении национального права в случае возникновения    
определенных противоречий. Но в данном случае нет противоречий, а есть крайне   
унифицированный и гармонизированный, признанный международным сообществом       
акт, регулирующий вексельное обращение.                                         
                                                                                
Здесь национальные импровизации просто невозможны или крайне ограничены. Вот    
почему я призываю вас поддержать проект, внесенный Правительством. Все, что     
касается недокументарных форм учета, можно будет добавить при подготовке ко     
второму чтению.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Я ставлю на голосование принятие в первом         
чтении проекта федерального закона о переводном и простом векселе, внесенного   
Правительством. Прошу вас определиться и проголосовать.                         
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Алферов - за. Еще? Проголосовали     
все.                                                                            
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              224 чел.             49,8%                        
Проголосовало против            8 чел.              1,8%                        
Воздержалось                   36 чел.              8,0%                        
Голосовало                    268 чел.                                          
Не голосовало                 182 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Но нам нужно 226 голосов для того, чтобы... (Шум в зале.) Давайте пойдем        
дальше по повестке. (Шум в зале.) Там посмотрим, может, потом еще будет         
желание возвратиться к этому вопросу. (Шум в зале.) Идем дальше по повестке.    
Кулик, пожалуйста. Депутату Кулику включите микрофон.                           
                                                                                
КУЛИК Г.В. Уважаемые коллеги! Я вношу предложение (может быть, мы тут еще не    
"врубились" в работу) вернуться к этому вопросу и переголосовать.               
                                                                                
От себя хочу сказать следующее. Меня, конечно, беспокоят международные          
соглашения, ими надо руководствоваться. Но, честно говоря, поддерживая этот     
законопроект в комитете, я исходил из одного: тот бедлам, который сегодня       
творится на этом рынке и который не регулируется и дает возможность нечестным   
людям зарабатывать массу денег, надо ввести в законодательное русло. Только     
поэтому. Я прошу вас это учесть. В перерыве подходили многие работники,         
которые знают этот вопрос, и просили нас именно с этих позиций подойти при      
принятии решения.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Я еще раз ставлю на голосование вопрос о том,     
чтобы возвратиться к голосованию по данному законопроекту. Прошу голосовать.    
А потом посмотрим, что у нас получится.                                         
                                                                                
Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Алферов - за. Еще?                   
                                                                                
Так, пожалуйста, покажите результаты.                                           
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              240 чел.             86,6%                        
Проголосовало против           27 чел.              9,7%                        
Воздержалось                   10 чел.              3,6%                        
Голосовало                    277 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Я прошу проголосовать принятие в первом чтении проекта федерального закона о    
переводном и простом векселе. Прошу голосовать.                                 
                                                                                
Кто без карточки и хотел проголосовать? Алферов - за. Еще без карточек есть     
кто-нибудь в зале? (Шум в зале.) Проголосовали.                                 
                                                                                
Прошу показать результаты голосования.                                          
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              237 чел.             52,7%                        
Проголосовало против           13 чел.              2,9%                        
Воздержалось                   26 чел.              5,8%                        
Голосовало                    276 чел.                                          
Не голосовало                 174 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Наконец-то мы сдвинулись с мертвой точки.