Заседание № 34
19.06.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 9585-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка осуществления действий членами избирательных комиссий на избирательных участках в день голосования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4424 по 5147 из 6692
17-й пункт повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Докладывает депутат Соловьёв. Вадим Георгиевич, пожалуйста. СОЛОВЬЁВ В. Г., фракция КПРФ. Уважаемый господин председатель, уважаемые депутаты Государственной Думы! Предлагаемый вам для обсуждения проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" относится к ряду аналогичных законопроектов, предложенных депутатами-коммунистами по итогам анализа недавно прошедших федеральных выборов, а также обобщения предложений граждан, высказанных ими на акциях протеста, проходивших по всей стране в течение декабря прошлого года - мая текущего года. Думаю, что не открою никакого секрета для сидящих в зале депутатов, если скажу, что, несмотря на неоднократные заявления представителей "ЕДИНОЙ РОССИИ", главным требованием почти всех прошедших за это время митингов, включая события 6-7 мая, было требование проведения честных и свободных выборов в Российской Федерации. Участие большого количества граждан в этих акциях, по нашему мнению, стало не результатом интриг западной закулисы и призывов наших радикалов, а естественным ответом на те грубые нарушения действующего избирательного законодательства, с которыми столкнулись десятки и сотни тысяч избирателей. Никаким радикалам не удалось бы вывести людей на улицу, если бы федеральные выборы прошли честно и справедливо. Так уж устроен русский человек, что он выходит на митинги только тогда, когда, как говорится, на душе накипело и хочется высказать в глаза власти всё, что ты о ней думаешь, - знаю это не понаслышке, так как не один раз был организатором и участником многочисленных акций протеста в Тверской области. Так, например, несколько лет назад в городе Ржеве глава администрации поднял расценки на услуги ЖКХ сразу на 170 процентов, в связи с чем местное отделение КПРФ подало заявку на проведение митинга. Обычно на подобного рода акции приходило двести - триста человек, а тут город просто взорвался и на митинг собралось более шести тысяч возмущённых до крайности людей, готовых на самые радикальные действия, и только оперативное вмешательство депутатов-коммунистов, заставивших мэра на митинге вовремя заявить об отмене своего незаконного решения, успокоило страсти и стабилизировало ситуацию. В отличие от вышеуказанного примера партия власти и Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, вместо того чтобы признать допущенные нарушения на выборах и привлечь к ответственности лиц, допустивших эти нарушения, пытаются переложить всю ответственность за радикализацию протестных акций на их организаторов и участников, чем только усугубляют сложившуюся ситуацию. Считая такую позицию "ЕДИНОЙ РОССИИ" и Центральной избирательной комиссии архинепродуктивной, депутаты-коммунисты предлагают другой путь, а именно тщательно проанализировать прошедшие выборы, дать им объективную оценку, привлечь к ответственности нарушителей закона и внести соответствующие поправки в действующее законодательство, направленные на пресечение фальсификаций и повышение доверия граждан к результатам выборов. Другого пути к стабилизации ситуации и восстановлению доверия граждан к действующей власти просто не существует. Уважаемые коллеги, критерии честных и свободных выборов чётко и недвусмысленно закреплены в российском и международном законодательстве, являющемся согласно Конституции неотъемлемой частью нашей правовой системы. Так, основываясь на статье Протокола № 1 к европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подписанной Российской Федерацией, Европейский Суд по правам человека, толкуя положения конвенции о свободных выборах, подчёркивает, что ничто не должно препятствовать свободному формированию и выражению воли избирателей, что свободные выборы возможны только в условиях беспристрастности со стороны государства и его органов, а беспристрастность в первую очередь касается использования средств массовой информации, права на проведение митингов и демонстраций в общественных местах, равенства финансирования партий и кандидатов, и что государство обязано пресекать любые нарушения в ходе выборов. Всё ясно и понятно. А теперь давайте посмотрим, что происходило у нас во время федеральных выборов на наших центральных телеканалах, играющих в определённом смысле ведущую роль в формировании воли избирателя и охватывающих аудиторию до 92 процентов взрослого населения страны, - были ли они беспристрастными при освещении выборной кампании, предоставляли ли они равное время её участникам, выдерживали ли они условие о запрете на предпочтение какому-либо кандидату или партии? Нет и ещё раз нет! Так, по данным газеты "Коммерсантъ" от 6 декабря 2011 года, в новостных выпусках на трёх телевизионных каналах ("Первый канал", "Россия", НТВ) "ЕДИНОЙ РОССИИ" досталось больше времени, чем всем трём остальным парламентским партиям, вместе взятым, - КПРФ, ЛДПР и "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Кроме того, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в этих сообщениях представлялась как крутая, работающая партия, в то время как оппозиция - только болтающей и наезжающей на правящую партию. Такое едва ли можно расценивать как простую информацию, думается, что речь здесь идёт о прямой предвыборной агитации, да ещё и оплаченной из государственного бюджета, что категорически запрещено законом. Некоторые избирательные комиссии под видом информирования избирателей о выборах занимались практически предвыборной агитацией в интересах политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Так, например, Московская городская избирательная комиссия выпустила огромное количество билбордов, призывающих идти на выборы, почти не отличимых от плакатов партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по цветовой гамме и стилистике. Несмотря на резкую критику независимых СМИ, информационных агентств, "Независимой газеты", "МК" и других, а также на многочисленные жалобы оппозиции, никаких мер по соблюдению закона не было принято ни ЦИК Российской Федерации, ни московской прокуратурой. О какой беспристрастности со стороны государственных органов может идти речь, если избирательный список "ЕДИНОЙ РОССИИ" и списки её региональных групп возглавляли президент, министры, губернаторы, мэры и другие должностные лица, в связи с чем оппозиции пришлось сражаться на выборах не с общественной организацией "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а с Российским государством, с его бездонными информационными, финансовыми и кадровыми ресурсами?! О каком равенстве участников избирательного процесса может идти речь в этом случае?! Не выполнило государство свою функцию и по пресечению любых... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Георгиевич, прервитесь на секунду. Уважаемый Вадим Георгиевич, вы сможете по проекту закона доложить? СОЛОВЬЁВ В. Г. Да, безусловно, я как раз об этом и говорю... (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. СОЛОВЬЁВ В. Г. ...я как раз и перечисляю те нарушения, которые и породили наш проект закона. Так, только по линии юридической службы ЦК нами было подано девяносто две жалобы в Генеральную прокуратуру и в МВД России, но в нарушение закона ни одна из них не была рассмотрена - все были переадресованы в ЦИК Российской Федерации. Как же реагировал на эти и другие жалобы ЦИК? А никак - он вынес на рассмотрение на своём заседании только одну жалобу, а по всем другим прислал нам отписки за подписями отдельных членов ЦИК, не имеющие юридической силы. Перечень этих и других нарушений, допущенных в ходе федеральных выборов и свидетельствующих о том, что никаких честных и свободных выборов не было, можно продолжать до бесконечности. Для устранения значительной их части мы и предлагаем внести целый ряд поправок в Федеральный закон "Об основных гарантиях...". Представляемый мною сегодня законопроект касается необходимости пресечения такого позорного явления на выборах, как массовый вброс левых бюллетеней в избирательные урны. С этим явлением мы столкнулись в Тверской, Саратовской, Ростовской, Орловской областях, в Краснодарском крае и в других субъектах Российской Федерации. При этом, например, в городе Калязине Тверской области нашими наблюдателями за выборами в Государственную Думу на отдельных участках был зафиксирован вброс по два, три, четыре раза. К сожалению, чёткого механизма, как в этом случае действовать избирательным комиссиям, в законе не прописано. На практике избирательные комиссии в этом случае действуют по-разному: на некоторых участках доступ к урне для голосования, подвергшейся атаке нарушителей, прекращается и бюллетени признаются недействительными, на других в конце голосования вброшенные пачки, если их можно отличить, изымаются, но чаще всего избирательные комиссии никак не реагируют и засчитывают вброшенные бюллетени в результаты голосования. В связи с этим мы и предлагаем для устранения этого пробела наши поправки, которые звучат следующим образом. Пункт 11 статьи 64 предлагается дополнить абзацем вторым следующего содержания: "При поступлении в участковую избирательную комиссию устного или письменного подтверждённого двумя свидетелями заявления от члена комиссии об опускании одним лицом в ящик для голосования избирательных бюллетеней больше установленного количества председатель избирательной комиссии, а в случае его отсутствия - заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии незамедлительно прекращает дальнейшее использование этого ящика. Прорезь для опускания избирательных бюллетеней заклеивается и опечатывается. Председатель или секретарь избирательной комиссии объявляет присутствующим количество избирателей, которые проголосовали на данном избирательном участке в этот момент, что фиксируется в акте комиссии". В статье 68 пункт 13 дополнить абзацем вторым следующего содержания: "Ящики для голосования с заклеенной и опечатанной прорезью для опускания избирательных бюллетеней вскрываются только после сортировки бюллетеней, извлечённых из всех других ящиков для голосования". И пункт 23 этой же статьи дополнить абзацем вторым следующего содержания: "Члены участковых комиссий с правом решающего голоса извлекают избирательные бюллетени из ящика для голосования с заклеенной и опечатанной прорезью для опускания избирательных бюллетеней, отдельно сортируют их и совершают другие действия, предусмотренные абзацем первым настоящего пункта, суммируют данные. Участковая избирательная комиссия проводит заседание, на котором принимает решение о признании данных, полученных с использованием ящика для голосования с заклеенной и опечатанной прорезью для опускания избирательных бюллетеней, недействительными или о суммировании полученных данных с другими данными голосования". В завершение своего выступления хочу призвать всех депутатов Государственной Думы поддержать наш законопроект, так как он направлен на укрепление прозрачности выборов, повышение доверия граждан к результатам выборов, а также на стабилизацию общественно-политической ситуации в Российской Федерации. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вадим Георгиевич. Тамерлан Кимович Агузаров. АГУЗАРОВ Т. К. Спасибо, Вадим Георгиевич. Пояснение к данному законопроекту заняло семнадцать минут, а сам законопроект вы огласили за одну минуту, поэтому я уже не буду возвращаться к законопроекту и перечислять те нормы, которые вы предлагаете внести, я сразу перейду к решению комитета, которое было принято по данному законопроекту. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев указанный законопроект, отмечает, что в нём не определён механизм дальнейшего голосования граждан на избирательном участке, на котором допущено данное нарушение и соответственно заклеен и опечатан ящик для опускания избирательных бюллетеней, что в нарушение статьи 3 Конституции Российской Федерации может привести к возникновению препятствий в проведении выборов и свободном волеизъявлении граждан. Главами IX и X федерального закона предусмотрен правовой механизм контроля за порядком голосования и проведением выборов, который в том числе предусматривает порядок обжалования решений и действий, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, и принятия решения по результатам выборов. В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 статьи 21 федерального закона Центральная избирательная комиссия Российской Федерации организует разработку нормативов технологического оборудования для участковых избирательных комиссий, утверждает указанные нормативы и осуществляет контроль за их соблюдением. Постановлением ЦИК Российской Федерации от 28 мая 2009 года "О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации" установлено количество стационарных ящиков, используемых для голосования, на избирательном участке в зависимости от числа избирателей и участников референдума. Таким образом, уменьшение количества стационарных и переносных ящиков для голосования затруднит реализацию гражданами своих избирательных прав, а на избирательных участках, где используется один стационарный или переносной ящик для голосования, предлагаемые изменения могут привести к невозможности осуществления голосования в день голосования. Авторы законопроекта также предлагают урегулировать действия членов избирательных комиссий на избирательных участках в день голосования при наличии заявлений о совершении вброса избирательных бюллетеней. Хочу сказать, что предлагаемые законопроектом изменения уже учтены в избирательном законодательстве. Так, согласно пункту 12 статьи 68 федерального закона в случае, если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой комиссии признаются недействительными, о чём составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. Кроме того, в соответствии с подпунктом "а" пункта 9 статьи 70 федерального закона соответствующая комиссия признаёт итоги голосования недействительными в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Таким образом, возможность признания результатов выборов недействительными является правом соответствующих избирательных комиссий, реализующих его в случае выявления нарушений, допущенных при проведении голосования или установлении итогов голосования, если они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. Указанный вывод подтверждён и судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации. Законопроект в соответствии с Регламентом Государственной Думы прошёл рассылку. Имеются заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы и официальный отзыв правительства, в котором данный законопроект не поддерживается. В связи с изложенным комитет не поддерживает принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы? Вопросы есть. Давайте запишемся. Прошу включить режим записи на вопросы. Покажите, пожалуйста, список записавшихся. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Тамерлан Кимович, я внимательно слушал и докладчика, и ваше выступление, и всё же хотел бы задать вопрос, и скорее не вам, а комитету в целом. Вот прошло несколько волн тяжелейших протестных акций, по пятьдесят - сто тысяч и так далее. Комитет в порядке самокритики не находит ли необходимым существенно откорректировать избирательное законодательство, действие которого весь мир наблюдал во время последних двух циклов выборов? Я имею в виду безобразия в России, которые весь мир комментирует. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон, пожалуйста, включите. АГУЗАРОВ Т. К. Уважаемый Валентин Степанович, что касается деятельности комитета, я хочу сказать, что комитет рассматривает все законопроекты, которые касаются избирательного законодательства и которые в качестве законодательной инициативы поступают в Государственную Думу, причём рассматривает эти законопроекты, приглашая на заседание комитета инициаторов законопроекта, то есть работа, которая ведётся комитетом, она открыта и прозрачна. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Вадиму Георгиевичу вопрос. Предлагаемый законопроект касается лишь одного способа фальсификации - вбрасывания избирательных бюллетеней в урны непосредственно в ходе выборов, однако существует масса других методов, о которых вы знаете и против которых этот закон окажется бессилен. Закон, конечно, надо поддержать, но не кажется ли вам, что первое, чего следует добиваться, это электронной идентификации избирателей? Государство уже идёт по этому пути, выдавая загранпаспорта с микрочипами. Если введём такие паспорта внутри страны, избиратель будет предъявлять свои документы не члену УИК, а машине, и тогда мы будем иметь моментально обратную связь: каждый избиратель в любой момент сможет узнать, был ли учтён его голос, а окончательный результат выборов станет известен с закрытием последнего участка в Калининграде. Ваше мнение? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Соловьёв. Микрофон включите, пожалуйста. СОЛОВЬЁВ В. Г. Вы знаете, исходя из опыта участия в выборных кампаниях, а я фактически восемнадцать лет занимаюсь выборами профессионально, хочу сказать, что любая техника может быть использована как в положительном плане, так и в отрицательном. Мы хорошо знаем, что атом даёт энергию, с одной стороны, для атомохода "Ленин", а с другой стороны, для атомной бомбы. Поэтому любое техническое внедрение, которое сегодня предлагается на выборах, лично у меня вызывает большие сомнения в связи с тем, что оно находится под контролем нашей Центральной избирательной комиссии. Знаете, ваше предложение интересное, но всё-таки нуждается в очень тщательной проработке, чтобы мы получили на выходе положительный эффект, а не новую "атомную бомбу" в руках Центральной избирательной комиссии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Вадим Георгиевич, вот в продолжение вашего обоснования необходимости принятия данного законопроекта хотелось бы услышать ваше мнение по такому вопросу. Очень много в последнее время говорят о том, что общество деградирует: молодёжь у нас спивается, молодёжь тупеет и морально разлагается. Вот с учётом того, что большинство членов комиссий являются учителями, как вы думаете, не являются ли те действия, которые они вынуждены совершать, порой идя на сделку с совестью, выполняя преступные желания отдельных чиновников или своего руководства, ударом в целом по системе образования в нашей стране? И как вообще в такой атмосфере и чему можно учить наше подрастающее поколение? СОЛОВЬЁВ В. Г. Ярослав Евгеньевич, я с вами абсолютно согласен, действительно, к сожалению, очень часто наши учителя втягиваются во все вот эти махинации, связанные с проведением выборов, и уже есть даже несколько уголовных дел и приговоров - руководители школ, учителя привлечены к уголовной ответственности за переписывание протоколов, вбросы и так далее. Чтобы уйти от этого, в том числе и для того, чтобы самих учителей спасти от этой системы, мы неоднократно вносили предложения об изменении системы формирования избирательных комиссий - предлагали сделать так, чтобы в их состав входили только представители политических партий, зарегистрированных в Министерстве юстиции, и не привлекались бы представители трудовых коллективов, особенно бюджетники, которые находятся в полной зависимости от администрации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виталий Сергеевич Золочевский. ЗОЛОЧЕВСКИЙ В. С., фракция ЛДПР. Уважаемый Валерий Фёдорович, вот не очень понятно, каким образом должно быть сделано, устно или письменно, заявление членом комиссии. Во-первых, устные заявления... у нас даже запросы депутатов Государственной Думы периодически игнорируются или заволокичиваются, а вы говорите: устное заявление члена избирательной комиссии. Это первое. А второе, мне непонятно, как по процедуре... То есть смотрите, в итоге закон может сработать против оппозиции: например, оппозиция будет выигрывать на каком-то избирательном участке, где будет несколько подставных лиц, может быть, даже в том числе один член избирательной комиссии, они совершат вброс бюллетеней, заявят об этом, и в итоге этот ящик опечатают, то есть из-за лишних трёх, четырёх, пяти бюллетеней, вброшенных неважно за какую партию, в итоге отменят результаты выборов. По всей стране уже используются КОИБы на многих участках, и там, где они используются, у оппозиции лучше результаты - давайте лучше к этому вернёмся. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вадим Георгиевич Соловьёв. СОЛОВЬЁВ В. Г. Ну, мне трудно предположить, как заранее, в течение дня вы можете узнать о том, какой кандидат, какая партия именно на этом избирательном участке побеждает. Как можно установить, что где-то побеждает именно оппозиция, и вот таким образом действовать? Это, с моей точки зрения, является проблематичным. А что касается КОИБов, я уже говорил о своей точке зрения на этот вопрос: чем больше техники в руках Центральной избирательной комиссии, тем больше вопросов к результатам выборов. Всё-таки обычный подсчёт голосов в определённой степени гарантирует ну хотя бы приблизительную картину, а любое внедрение КОИБов... у меня лично есть большие сомнения в их необходимости. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Олег Анатольевич Нилов. Выступление от фракции? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракций кто будет выступать? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У Олега Анатольевича выступление до трёх минут. Пожалуйста. НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, конечно, говорить о выборах нужно, тем более о выборах в России, но вот моя личная позиция такая: инициатива несколько запоздала. Когда я смотрю на список авторов, создаётся впечатление - извините, пожалуйста, уважаемые авторы, - что гора родила мышь. Я согласен с коллегами, которые говорили по поводу вбросов, что уже научились обходить эту историю: просто переписывают протоколы - и никакой реакции судов, ничего такого не происходит. Поэтому моё предложение, коллеги, следующее: нужно говорить о том, что любой гражданин, который пошёл на фальсификацию результатов голосования - вбросил ли бюллетень, переписал ли протоколы или каким-то иным способом совершил преступление, и не простое преступление, а преступление по захвату власти, - должен быть приговорён и должен получить самое суровое наказание, которое легко получают любые посягающие на захват власти другим путём, только вот в данном случае этого почему-то не происходит. Я предлагаю объединить всё это - вот сейчас у нас рассматривается несколько вопросов, - объединить их в одну, так скажем, историю и всем вот так громко и однозначно заявлять: любой преступник, посягающий на конституционное право граждан выбирать власть в нашей стране, должен привлекаться к ответственности. А отвечать за это должны, конечно, правоохранительные органы. Не мы с вами должны ловить этих нарушителей, свидетельствовать, писать заявления, а потом в судах доказывать - это должны делать наши силовые ведомства, прокуратура, они этого не делают - давайте с них спрашивать. А продолжать вот эту историю - устанавливать, как опечатывать урны, как писать протоколы, - это значит на самом деле потакать в том числе этим преступникам и, самое главное, их организаторам. Говорят: давайте мы будем их наказывать штрафами, давайте мы ещё как-то будем их тут позорить, - нет, их нужно сажать в тюрьму! И если не сейчас, то лет через десять - пятнадцать, без всякого срока давности, они должны все сесть пожизненно - вот тогда, может быть, какая-то реакция будет, уважаемые коллеги. А если нет - ну давайте будем продолжать эти дискуссии бесконечные, а Васька будет слушать да есть. Вот, к сожалению, очень многие всё это сейчас слышат и радуются, что такие не самые строгие предложения звучат от таких серьёзных... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Викторович Руденко. Выступление до семи минут. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" . Дорогие коллеги, я понимаю, что многим в этом зале неинтересно слушать как выступление докладчика, Соловьёва, так и вообще оппозицию. Почему? Потому что многие коллеги, - я вас не обвиняю - депутаты от "ЕДИНОЙ РОССИИ", из "Народного фронта", к сожалению, не присутствовали непосредственно на участках. И не губернатор этим занимается, и не главы районов, а есть специально назначенные заместители мэров районов, городов, занимающиеся как раз этой работой, которая заключается в том, чтобы организовать соответствующий процент прихода избирателей на участки и соответствующий результат, который должен быть показан. Если посмотрите концепцию данного законопроекта, она довольно-таки интересная, и наша фракция, конечно, концепцию поддержит с учётом небольших доработок ко второму чтению. Почему? Потому что опечатывать урну для голосования и таким образом не давать возможности другим избирателям проголосовать и выразить свою волю не совсем, конечно, правильно, так как у нас не все участки оборудуются двумя урнами для голосования, но если мы в законе пропишем, что этих урн должно быть как минимум две и что в случае, если будет зафиксирован какой-то вброс, необходимо опечатать одну из этих урн, тут же составить акт и выяснить, в пользу кого был произведён вброс, это будет правильно, вот это возможно. Приведу вам несколько примеров. Я буду приводить примеры по Краснодарскому краю не потому, что он такой плохой, а потому, что я избирался от Краснодарского края и практически на всех избирательных участках мои люди присутствовали. Выборы Президента Российской Федерации 4 марта текущего года, участок № 1511, 1 тысяча 850 человек проголосовали. При вскрытии урны - дорогие коллеги, прошу обратить внимание на цифры - обнаружено и зафиксировано, что было вброшено 500 бюллетеней в пользу определённого лица. Я провёл анализ: вычел эти 500 бюллетеней из 1850 - получается, что, если Владимир Владимирович Путин при использовании этих бюллетеней набрал 69 процентов голосов, то без учёта вброшенных бюллетеней он набрал бы 60 процентов. Так, коллеги, зачем же замглавы района дал команду председателю вбрасывать эти бюллетени, когда и так уже Владимир Владимирович набрал 60 процентов? Это для того, чтобы показать, что данный район очень хороший, что он набирает 69 процентов? Зачем оказывать медвежью услугу?! Или ещё. Разговаривал с сотрудниками МВД в городе Краснодаре, которые осуществляли непосредственную охрану объектов избирательных комиссий. Так вот, я уже приводил как пример, это как известный анекдот: стояла машина ГАИ, в которой был видеорегистратор, и они вели видеозапись всех, кто подъезжал к участку, кто уезжал. Сотрудники ГАИ всё видели: подъехал джип в полвосьмого вечера на один из участков, из него выскочил замглавы района с пачкой бюллетеней, побежал на этот участок - вернулся через три минуты без пачки бюллетеней. Они звонили в прокуратуру, докладывали, на что им сказали: не лезьте! Выяснилось потом, что, оказывается, перестарался замглавы района - не ту пачку схватил, то есть был участок № 2191, а он вбросил бюллетени с участка № 2190, а на участке № 2190 он вбросил пачку бюллетеней с участка № 2191. Но в итоге, когда это всё выяснилось, сказали, что количество бюллетеней соответствует действительности. Мы от оппозиции можем бесконечно приводить все эти факты и рассказывать о том, как у нас нарушается законодательство, но, господа хорошие, поверьте, на митинги на Болотную люди не выходят просто так - они же видят всё это! Я уже говорил неоднократно, что лучше, чем сарафанное радио, никто у нас не говорит о том, что происходит, то есть люди передают по сарафанному радио, если они видят, как вбрасывается бюллетени, как всё организовывается. Так давайте нормы законодательства приведём к такому уровню, чтобы не было у тех же глав или заместителей глав районов, которые активно пытаются показать, какие они хорошие и как активно проводят агитацию, даже возможности повысить процент голосования за ту или иную партию! Вот, пожалуйста, к примеру, голосование на прошедших выборах в Государственную Думу. В Санкт-Петербурге у наших коллег есть масса протоколов, данные в которых не совпадают с количеством бюллетеней, оказавшихся в урнах для голосования. В Армавире - честно вам скажу и откровенно, я это уже обжаловал, у меня остались копии и есть оригиналы документов, подтверждающих, что у КПРФ, нашей любимой партии (у них были, может быть, слабые наблюдатели), украли на каждом участке по шестьсот, пятьсот, четыреста голосов, у меня есть два протокола - один протокол нормальный, второй протокол фальсифицированный, и таких протоколов десяток по Армавиру! ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РУДЕНКО А. В. Вот Раиса Васильевна говорит, что не надо, не надо, - всё время перебивает меня! Раиса Васильевна, когда вы были последний раз на участке? Вам и не надо туда ходить: вы по списку идёте, и есть заместитель главы, какой-нибудь Иванов Иван Иванович, который сработает чётко, конкретно и всё сделает, поэтому говорить, что не надо... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) РУДЕНКО А. В. Может, не Раиса Васильевна говорила, может, ваши коллеги. Дело в том, что оппозиция пытается скорректировать наше законодательство таким образом, чтобы невозможно было сфальсифицировать результаты выборов. Я уже приводил пример, как во Франции проходили выборы президента - достаточно серьёзно и глубоко. Вы можете здесь сидеть смеяться, разговаривать, рассуждать, может, это ваша последняя пятилетка, господа коллеги-"единороссы", я к вам обращаюсь, но вы подумайте и давайте для начала сделаем так, чтобы наше законодательство всё-таки привести в соответствие с общемировыми стандартами. И давайте не будем походить на колхоз, который работает только ради показухи, как раньше, в советские времена, когда наши директора докладывали, что собрали 60 тысяч тонн зерна, потом уже райком докладывал, что 100 тысяч тонн, а обком уже докладывал, что 200 тысяч тонн, и когда до ЦК КПСС доходило, там уже до миллионов цифры вырастали. То же самое и у нас, как будто по старинке из глубинки, когда первоначальные цифры прирастают. Я ещё раз подчёркиваю, что наша фракция будет поддерживать любое улучшение избирательного законодательства. Мы будем всячески бороться с тем, чтобы у нас соблюдались конституционные законы и права граждан! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович Гартунг, трёхминутное выступление. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, безусловно, надо поддерживать этот законопроект. Да, он, конечно, не решит всех проблем фальсификаций, мы это понимаем, но это маленький шажок в направлении уменьшения возможностей для фальсификаций. Мы неоднократно в этом зале рассматривали эту проблему. Все прекрасно понимают, что массовые волнения, выходы сотен тысяч людей на улицы - это следствие грубых, неприкрытых нарушений во время избирательного процесса, которые происходили на глазах у миллионов граждан. Если 4 декабря это фиксировали только видеокамеры и наблюдатели на избирательных участках, то уже в отношении выборов 4 марта в Интернете с этим могли ознакомиться миллионы наших сограждан. И сейчас эти записи гуляют в Интернете. Возьмите последние публикации в "Новой газете" - в Подмосковье прямо зафиксировано, есть фотографии: на разных участках одни и те же люди ходят и вбрасывают, устраивают "карусели". Вот этот законопроект, который сегодня мы рассматриваем, мог бы при условии дальнейшей доработки, скажем так, ограничить такого рода возможности. Кроме того, хотелось бы сказать ещё о правоприменительной практике. Дело в том, что даже если фиксируются нарушения, то потом никаких действий правоохранительные органы по этим фактам не производят и нарушители остаются безнаказанными, а безнаказанность и вседозволенность приводят к такого рода печальным последствиям. Приведу пример. Участок № 637 - школа № 13 города Челябинска, председателем комиссии была директор этой школы Рушанина Лариса Ивановна. Я присутствовал на этом участке, когда мне позвонили кандидаты в депутаты, которых полиция просто за руки - за ноги вышвырнула с избирательного участка вместе с наблюдателями, я туда приехал и всё-таки прошёл на этот избирательный участок. Когда началась процедура подсчёта голосов, то оказалось, что на столе лежит пачка бюллетеней, сложенных аккуратненько. Всё это у меня зафиксировано на видео, прямо на видео мы зафиксировали, потребовали проверить, за какую же партию эти бюллетени, - оказалось, что все до одного бюллетени, хорошо сложенные, за "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Мало того, избирательная комиссия признала факт вброса, она фактически аннулировала эти бюллетени. Мы потребовали проверить списки избирателей, соответствие количества бюллетеней, которые подсчитываются, списку проголосовавших, потому что это первое, с чего нужно начинать, - нужно опубликовать список проголосовавших, но этого не было сделано, и на всё это никакой должной реакции правоохранительных органов не было. Поэтому мы должны не только голосовать за такого рода законы, но ещё и обращать внимание на правоприменительную практику. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Анатольевич Овсянников. До семи минут, да? ОВСЯННИКОВ В. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич, да. Я не буду устраивать плач Ярославны и перечислять все нарушения на выборах, это и так всем понятно, особенно тем, кто действительно работал и с ситуацией не понаслышке знаком, я о другом. Вадим Георгиевич сказал, что техника оставляет желать лучшего там, где мы обеспечили избиркомы техникой. Как раз наоборот: по статистике, там, где работает именно техника, то бишь КОИБы, контроль совершенно другой, результаты совершенно другие. Я могу привести пример: допустим, на одной из территорий Красноярска, где обработка шла через КОИБы, результаты показали, что практически до 30 процентов голосов было подано за представителя оппозиции, а там, где подсчёт избирательных бюллетеней шёл вручную, он едва набирал 2-3 процента. Конечно, сам закон действительно устарел в том плане, что давно уже пора переходить к техническому оснащению контроля за выборами. Машину не запугать ни административными ресурсами, ни рублём её не задарить, машина чётко выполняет поставленную задачу: проконтролировать и выдать цифры, соответствующие волеизъявлению избирателей, поэтому в этой части, конечно же, я думаю, Вадим Георгиевич не совсем прав. Что касается пропорционального представительства в участковых избирательных комиссиях, то здесь, естественно, разумное зерно есть. Всё-таки не совсем хорошо выглядит, когда для того, чтобы иметь большинство в избирательной комиссии любого уровня, искусственно создаются политические структуры, общественные объединения, надуваются, скажем так, общественные движения регионального уровня и от них идут представители по квоте в эти избиркомы. По сути, все эти общественные объединения липовые, искусственные, они сами знаете кем создаются и для каких целей, поэтому было бы правильнее установить всё-таки представительство именно парламентских партий, ну уж хотя бы тех политических структур, которые сегодня имеют регистрацию в Минюсте, по крайней мере их, но не общественных объединений. Я могу привести пример: в Кузбассе, я знаю, есть и "Шахтёры Кузбасса", и "Матери и дети Кузбасса", и "Жёны Кузбасса", и кого там только нет! То есть полным-полно вот таких липовых объединений, созданных только для того, чтобы от них иметь представителей по квоте в избирательной комиссии, и, соответственно, как мы, оппозиция, можем, даже объединившись, в избиркоме перевалить какое-то решение в свою сторону? Ну никак! Поэтому, безусловно, ЛДПР будет поддерживать данную законодательную инициативу. Мы понимаем, что она не найдёт поддержки, идёт на отклонение по рекомендации комитета, но тем не менее вода камень точит, поэтому думаем, что это будет одна из песчинок в деле того, чтобы нам всё-таки наконец-то построить нормальное выборное законодательство и не тыкать друг другу, что вот, мол, и там опять обманули, потому что закон не позволяет провести выборы справедливо и честно, и там обманули. То есть потихоньку-помаленьку, но всё равно к здравому смыслу мы придём, поэтому ЛДПР будет голосовать за данную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. Выступление до семи минут тоже. Включите микрофон депутату Поневежскому, пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, представленным вашему вниманию законопроектом предлагается внести изменения в статьи 64, 68 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", касающиеся мер, принимаемых при поступлении в участковую избирательную комиссию заявления члена комиссии об обнаружении фактов так называемого вброса избирательных бюллетеней. Предусматривается порядок действий членов избирательных комиссий при обнаружении подобных фактов на избирательном участке. Вместе с тем законопроект не определяет механизм дальнейшего голосования граждан на избирательном участке, на котором допущены указанные нарушения. Соответственно, заклеивание и опечатывание ящика для опускания избирательных бюллетеней, что предлагают инициаторы законопроекта, - это нарушение статьи 3 Конституции Российской Федерации: это приведёт к возникновению препятствий в проведении свободных выборов и свободном волеизъявлении граждан. Вместе с тем необходимо отметить, что уменьшение количества стационарных и переносных ящиков для голосования затруднит реализацию гражданами своих избирательных прав, а на избирательных участках, где используется один стационарный или переносной ящик для голосования, предлагаемые изменения могут привести к невозможности осуществления голосования в назначенный день. В то же время следует подчеркнуть, что предлагаемые законопроектом изменения, касающиеся урегулирования порядка действий членов избирательных комиссий в день голосования при наличии заявления о совершении вброса избирательных бюллетеней, уже учтены в действующем избирательном законодательстве и корректировки не требуют. Исходя из смысла пункта 12 статьи 68 и подпункта "а" пункта 9 статьи 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав..." возможность признания результатов выборов недействительными является правом соответствующих избирательных комиссий, реализующих такую возможность в случае выявления нарушений, допущенных при проведении голосования или установлении итогов голосования, если они не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В связи с этим фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект и будет голосовать против его принятия. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента и правительства выступают? Нет. Докладчик, содокладчик? Депутату Соловьёву микрофон, пожалуйста, включите. СОЛОВЬЁВ В. Г. Я хочу выразить благодарность коллегам за участие в дискуссии по поводу нашего законопроекта и хотел бы сказать Владимиру Анатольевичу по поводу КОИБов. Дело в том, что машину действительно не запугать, но её можно запрограммировать на определённый результат - в этом вся проблема. У кого программа - того и результат, а сегодня программа в руках у Центральной избирательной комиссии. По существу нашего законопроекта. Я обращаюсь к депутатам Государственной Думы с просьбой поддержать наш законопроект, так как его принятие продемонстрирует и всему цивилизованному миру, и нашей общественности, особенно молодёжи, которая активно участвует в протестных акциях, что Государственная Дума способна слушать не только олигархов, но и голос улицы, оппозиции, молодёжи, избирателей. Законопроект направлен исключительно на то, чтобы восстановить в России честные и свободные выборы, восстановить доверие граждан и нормализовать общественно-политическую ситуацию в нашей стране, поэтому я прошу коллег поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5627 по 5644 из 6692
17-й пункт. Голосуется проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 21 сек.) Проголосовало за 211 чел.46,9 % Проголосовало против 7 чел.1,6 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 218 чел. Не голосовало 232 чел.51,6 % Результат: не принято Законопроект отклонён.