Заседание № 297
11.05.2016
Вопрос:
О проекте федерального закона № 958325-6 "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4996 по 5100 из 6320
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Елена Юрьевна Ушакова, пожалуйста. УШАКОВА Е. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Нововведение, предлагаемое в законопроекте, внесённом Законодательной Думой Томской области, заключается в конкретизации положения статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно предлагается дополнить положение об установлении административной ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по их содержанию и воспитанию нормой об административной ответственности за допущение нахождения несовершеннолетних в ночное время без сопровождения в общественных местах с нарушением требований законодательства об основных гарантиях прав ребёнка. Почему потребовалась данная конкретизация? В настоящее время, по данным статистики МВД, к сожалению, наблюдается рост количества правонарушений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. При этом и сами несовершеннолетние совершают преступления - здесь статистика также печальная. Одним из инструментов предупреждения данных негативных ситуаций могло бы стать недопущение нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения и установление административной ответственности для родителей или лиц, их заменяющих, за допущение нахождения детей в общественных местах в ночное время. В соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" многие субъекты Российской Федерации приняли региональные законы, которые предусматривают такую ответственность. Однако Верховным Судом Российской Федерации подобные нормы были признаны не соответствующими федеральному законодательству. Верховный Суд отмечает, что меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения по своей юридической природе являются мерами по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и обязанность по их соблюдению возложена федеральным законодательством на родителей. Поскольку указанная обязанность установлена федеральным законодательством, то и установление административной ответственности за несоблюдение либо ненадлежащее выполнение этой обязанности - прерогатива федерального законодательства. Исполнение родителями данной обязанности обеспечивается административной ответственностью, установленной действующим Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, и не нуждается в подтверждении законом субъекта Российской Федерации, субъект не вправе дополнять норму собственным регулированием, в противном случае это влечёт нарушение принципа недопустимости наказания за одно и то же нарушение дважды и порождает ситуацию неопределённости при привлечении родителей несовершеннолетних к ответственности за указанные деяния. Верховный Суд также отмечает, что нахождение детей в ночное время в общественных местах без сопровождения со всей очевидностью демонстрирует ненадлежащее выполнение родителями обязанностей по воспитанию своих детей и защите их прав и интересов и, как следствие, влечёт квалификацию правонарушения по статье 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако правоприменительная практика показывает, что привлечь родителей или лиц, их заменяющих, по этой статье к ответственности практически невозможно, так как очень трудно подтвердить факт неисполнения или ненадлежащего исполнения родителями своих обязанностей, - необходим сбор обширной доказательной базы. В то же время региональные законы, которые были признаны не соответствующими федеральному законодательству, не требовали сбора обширной доказательной базы, а сам факт нахождения несовершеннолетнего в ночное время уже являлся основанием для привлечения к административной ответственности. Мы считаем, что детей в ночное время без сопровождения взрослых в общественных местах быть не должно, поэтому с учётом изложенного для защиты прав и интересов несовершеннолетних мы предлагаем конкретизировать статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и тем самым способствовать тому, чтобы родители лучше смотрели за своими детьми и не допускали их нахождения в общественных местах в ночное время. Мы просим поддержать наш законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Рустам Рифатович Ишмухаметов - содоклад. ИШМУХАМЕТОВ Р. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел данную инициативу и отмечает, что основным законодательным актом в области защиты прав и интересов несовершеннолетних детей является Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". В соответствии с частью третьей статьи 14-1 названного закона меры по недопущению нахождения детей в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей, лиц, их заменяющих, или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, вводятся субъектами Российской Федерации. Таким образом, комитет полагает, что установление административной ответственности за нарушение порядка нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах, во-первых, относится к предмету ведения субъектов Российской Федерации, а во-вторых, не может быть сведено к предмету статьи 5.35 кодекса, поскольку это привело бы к сужению перечня субъектов административной ответственности, что противоречит социальной функции соответствующих положений законодательства Российской Федерации и субъектов. На законопроект имеется отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. По проекту закона проведены правовая и лингвистическая экспертизы в Правовом управлении. Комитет предлагает законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, прервёмся на голосование, а потом продолжим обсуждение этого законопроекта. Объявляю "час голосования". Прошу приготовиться.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5515 по 5533 из 6320
Продолжаем рассматривать 21-й вопрос. Есть ли по докладу и содокладу вопросы, коллеги? Нет. Желающие выступить? Тоже нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 32 сек.) Проголосовало за 115 чел.25,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 115 чел. Не голосовало 335 чел.74,4 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.