Заседание № 289
О проекте федерального закона № 957567-6 "О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 62 и 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части регулирования порядка использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 62 и 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл экспертизы, замечаний нет - просим принять в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам нет желающих выступить? Нет. Выносим на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 62 и 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 01 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 84 чел.18,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 432 чел. Не голосовало 18 чел.4,0 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 287
О проекте федерального закона № 957567-6 "О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 62 и 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части регулирования порядка использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах; принят в первом чтении 26 января 2016 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 62 и 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В таблице поправок № 1 - шесть поправок, рекомендуемых к принятию, в таблице поправок № 2 - две поправки, рекомендуемых к отклонению. Прошу утвердить таблицы и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 59 сек.) Проголосовало за 240 чел.53,3 % Проголосовало против 66 чел.14,7 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел.32,0 % Результат: принято Таблица № 1 принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 17 мин. 24 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 73 чел.16,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 315 чел. Не голосовало 135 чел.30,0 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 48 и 54 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и статьи 62 и 68 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 20 сек.) Проголосовало за 348 чел.77,3 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Принимается.
УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо, Александр Дмитриевич. Для стенограммы: по 3-му вопросу повестки дня депутат Доронин голосовал за, и по 15-му вопросу Ушаков голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Заседание № 276
О проекте федерального закона № 957567-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части регулирования порядка использования изображений и высказываний физических лиц в агитационных материалах).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Фракцией ЛДПР внесён проект закона, который, с одной стороны, уточняет избирательное законодательство, вводит ряд ограничений, а с другой стороны, даёт ряд послаблений для участников избирательного процесса. Что касается ограничений. В поправках предлагается ограничить возможность использования в агитационных материалах - фото-, видео- и других - изображений тех лиц, которые не являются зарегистрированными кандидатами, и одновременно с этим запрещается использовать образы лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Кроме этого, сохраняется право цитировать высказывания определённых лиц, которым не запрещено участвовать в выборах в качестве кандидатов или в качестве доверенных лиц, при этом должно быть обязательно их письменное согласие, которое передаётся в избирательную комиссию соответствующего уровня. Что касается ликвидации ненужной бюрократической процедуры. Если кандидат является зарегистрированным в одномандатном округе или в списке, который выдвинут избирательным объединением, то использование его высказываний, его изображений допускается без передачи в соответствующую избирательную комиссию его письменного заявления, как это требуется сегодня. Мы полагаем, что те поправки, которые внесла фракция ЛДПР, остановят порочную практику, когда отдельные кандидаты или партии прячутся за спины известных лиц - это могут быть и президент, и председатель правительства, и спортсмены, и певцы, и другие известные личности, чьим авторитетом пользуются в агитационных материалах и таким образом привлекают дополнительные голоса избирателей. Этого больше не будет. Каждый кандидат должен самостоятельно вести свою избирательную кампанию и в рамках этой кампании использовать разрешённые материалы в соответствии с теми поправками, которые будут, вероятно, сегодня приняты, учитывая позицию Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. Фракция ЛДПР просит поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Владимира Александровича Поневежского. Пожалуйста. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В законопроекте предлагаются изменения, регламентирующие использование в агитационных материалах высказываний и изображений физических лиц. В этих целях предлагается скорректировать нормы двух федеральных законов - Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федерального закона от 22 февраля 2014 года № 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". В представленном авторами законопроекте и в докладе обозначены все новеллы, которые связаны с упорядочением использования высказываний физических лиц, не имеющих в соответствии с федеральным законом № 67-ФЗ права проводить предвыборную агитацию, лиц, не являющихся кандидатами, а также использования изображений физических лиц в агитационных материалах. Предусмотрено, что использование в агитационных материалах высказываний физического лица, на которого не распространяется устанавливаемый запрет, возможно только с письменного согласия данного физического лица. Основания, по которым представление указанного документа не потребуется, установлены и в действующем законодательстве. Предложенными нормами уточняется использование изображений кандидата в агитационных материалах в случае, если он изображён среди неопределённого круга лиц или в кругу кандидатов. Полагаем, что эти изменения повысят ответственность избирательных объединений и кандидатов за подготовку агитационных материалов, послужат повышению активности кандидатов и избирательных объединений в работе с населением и в состязательной борьбе за голоса избирателей, поскольку они уточняют требования, предъявляемые к агитационным материалам, и упорядочивают использование изображений и высказываний физических лиц в целях проведения агитационных мероприятий. Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, коллеги? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста. ТАРНАВСКИЙ А. Г. У меня вопрос к Ярославу Евгеньевичу. Ярослав Евгеньевич, сразу хочу сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддерживает настоящий законопроект, поскольку он выдержан в духе тех документов и высказываний, которые мы в последнее время видим и слышим, в частности последнего законопроекта, который мы проголосовали, о том, что дебаты должны проводиться лично участниками. Я полагаю, что то, что вы делаете, вы делаете правильно, и фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" это поддерживает. У меня вопрос больше в порядке уточнения. В законопроекте речь идёт об ограничении на использование в агитационных материалах изображений лиц, не являющихся кандидатами. Можно ещё раз пояснить: изображения кого нельзя использовать, я имею в виду, что согласно пояснительной записке есть лица, чьи изображения в соответствии с законом не могут использоваться, - о ком идёт речь? НИЛОВ Я. Е. Прежде всего спасибо за поддержку. Сегодня изображение физического лица может быть использовано в агитационных материалах, если на это есть его письменное согласие. В случае принятия наших предложений такое будет невозможно: использовать изображение физического лица для производства агитационных фото- и видеоматериалов можно будет, если только это лицо является кандидатом. Например, какая-либо партия выдвинула свой список и изображение кандидатов из этого списка используется для производства соответствующих агитационных материалов - это будет позволено, причём им не надо будет дополнительно представлять в избирательную комиссию документ, подтверждающий согласие на это. Что касается ограничений на высказывания - есть перечень должностных лиц и лиц, которые судом не допускаются до участия в выборах, и их высказывания нельзя будет использовать в агитационных материалах. При этом сохраняется право с письменного согласия лиц, которым разрешено участвовать в выборах в качестве кандидатов или в качестве доверенных лиц, использовать их высказывания в агитационных материалах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. Снялся? Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Я тоже хотел бы уточнить у Ярослава Евгеньевича. Вот ситуации, в которых мне приходилось работать: я возглавляю список областного отделения КПРФ на выборах в областную Думу, а губернатор там от "ЕДИНОЙ РОССИИ"; или выборы губернатора, на пост губернатора баллотируемся я и губернатор действующий, - а дальше начинаются отдельные вопросы, вот как у вас с ними обстоит дело, я не понял, касаетесь ли вы их? Мне, например, предоставляют время только утром, в девять утра, а губернатору - вечером: то он школу открывает и там огромное количество людей, лица крупным планом, то больницу открывает - тоже большое число лиц, и больных, и врачей, то он какую-то ленточку перерезает... А когда начинаем говорить, что нарушаются законы о равенстве участия в выборах и в агитации, включая показ лиц, ну совершенно не связанных с данным кандидатом, отвечают: он губернатор, ему можно! Вот и получается, что его и узнают больше, за него и агитируют больше, - нет равенства! Вот с какого-то боку ваш законопроект эту проблему решает?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Разделяю вашу озабоченность неравным доступом, несмотря на действующее законодательство, партий или кандидатов к средствам массовой информации. Наша новелла устанавливает справедливость: не у каждой партии есть возможность использовать в своих агитационных материалах образ президента, образ губернатора, а в случае принятия нашего закона ни одна из партий не сможет использовать образ президента или губернатора, если президент или губернатор не будет зарегистрированным кандидатом соответствующего уровня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф. Ярослав Евгеньевич, ещё один момент, требующий уточнения. Понятно, что вы уточняете: лица, зарегистрированные кандидатами в тот или иной выборный орган, имеют право между собой, как говорится, использовать высказывания и мнения, которые касаются конкретного кандидата, а высказывания государственных деятелей, которые не зарегистрированы кандидатами, использовать в агитационных материалах нельзя. Но мы прекрасно знаем, что выборы грядут в сентябре, и Дмитрий Анатольевич Медведев явно будет возглавлять список "ЕДИНОЙ РОССИИ", явно все участники этого движения будут беспрекословно использовать его высказывания, положения и так далее. Справедливо это или нет? Я думаю, что здесь какие-то... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Если Дмитрий Анатольевич Медведев, как лидер "ЕДИНОЙ РОССИИ", будет зарегистрированным кандидатом и в регионах, в федеральном центре будут использовать его изображение для производства видеороликов и других наглядных агитационных материалов, это будет расценено участниками избирательного процесса так же, как использование нами образа лидера нашей фракции, нашей партии Жириновского, а вы, вероятно, будете использовать образ Геннадия Андреевича Зюганова. У каждой партии есть свой лидер, будут свои зарегистрированные кандидаты, и в данном случае всё справедливо. Другое дело, как относятся граждане к тому или иному гражданину и какие есть возможности у того или иного зарегистрированного кандидата, но это уже другой вопрос, который не регулируется этим законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, прошу прощения, я вопрос снял, но позвольте всё-таки задать его коллеге по комитету. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, задавайте. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Уважаемый Владимир Александрович, уточните, пожалуйста, а как быть с неотъемлемым правом каждого гражданина участвовать в агитации за и против? Устанавливая подобное ограничение, не лишаем ли мы гражданина, который не является кандидатом, этого права? ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Нет, не лишаем, Сергей Владимирович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, закон, конечно, важный, мы давно говорим: последние двадцать пять лет выборов в России, по сути дела, не было. Фактически идёт формальное назначение кандидатов, которые согласованы на определённом уровне - то ли в Кремле, то ли на уровне правительства и губернатора области, - а остальное уже дело техники. Это большая беда для России, отсюда много проблем, и, я думаю, продвигаться в том направлении, чтобы выборы действительно были выборами, очень важно и нужно. Однако вот есть несколько моментов - я думаю, что ещё раз посоветуюсь с авторами и какие-то поправки внесу. Ну вот не совсем ясно следующее. Возьмём нашу партию, КПРФ, или "СПРАВЕДЛИВУЮ РОССИЮ", или ЛДПР, идут выборы в муниципальные органы областной столицы, например Рязани, или на региональном уровне, и каждая партия - именно, подчёркиваю, партия - выдвигает списки кандидатов, от губернатора до главы города, или партийный список в региональную Думу. Естественно, мы действуем в рамках одного устава, естественно, мы действуем в рамках одной программы, естественно, мы говорим, что будем действовать одними и теми же методами, - иначе мы не партии, все три. И в этом плане не совсем понятно: что, нам нельзя будет использовать выражения и изображения, скажем, Зюганова, ЛДПР - Жириновского, "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ" - Миронова? Ведь мы же единая политическая вертикаль, единая политическая команда! Если наверху одни мнения, а внизу - другие, это, в общем-то, уже не партия, и для демократической ситуации это крайне плохо. Это первое. И второй момент, вот ещё раз - фракция КПРФ выдвигала этот законопроект, но тогда он не прошёл, - если президент, Медведев, как глава правительства, губернатор выдвигаются в качестве кандидатов любого уровня, то у них должны быть обязательства, их деятельность должна быть определённым образом ограничена, то есть во время предвыборной агитации они не могут представляться как президент, глава правительства или губернатор, они должны быть на экране ровно столько, сколько и другие кандидаты. Например, когда открывают школу или больницу, сгоняют огромное количество народа и таким образом обеспечивают массовую поддержку вот этого кандидата и этой партии, это создаёт дисбаланс и приводит в итоге, в общем-то, к нарушениям волеизъявления. Мне кажется, нужна поправка: любой кандидат - от президента до главы района, - если он возглавляет какой-то список на выборах, должен быть серьёзно ограничен в своей практической, рабочей деятельности, по крайней мере освещение его деятельности в средствах массовой информации должно быть ограничено, иначе выборы снова превратятся в простую профанацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Александр Дмитриевич. Я не стал бы, конечно, брать слово, но лаконичный - краткость, конечно, сестра таланта - ответ уважаемого Владимира Александровича на мой вопрос, не лишаем ли мы кандидата права участвовать в агитации, всё-таки заставил меня немножко поразмыслить над тем, в какой же форме может человек поучаствовать в агитации, если ему запретили использовать фотографии, видеоролики и говорить, что он поддерживает "ЕДИНУЮ РОССИЮ". Ну, наверняка губернаторы будут стоять в одиночных пикетах и раздавать листовки с призывом поддержать "ЕДИНУЮ РОССИЮ"; может быть, Дмитрий Анатольевич Медведев будет, я не знаю, разъезжать на автомобиле, водителем, и говорить, мол, давайте голосуйте, будет демонстрацию устраивать, ещё что-то. Да, Владимир Александрович? Я очень сильно сомневаюсь, что они именно таким образом будут участвовать в этой агитации! Скорее всего, будет то же самое "телефонное право", те же самые угрозы, запугивание и так далее, то есть все ваши излюбленные методы. Вот я всё-таки никак не могу понять, почему вы соглашаетесь с теми предложениями, которые вносятся оппозицией? Может быть, потому, что те, кого вы планировали использовать, просто уже не хотят, чтобы вы их использовали? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства желают выступать? Нет. Ярослав Евгеньевич, пожалуйста, вам слово. НИЛОВ Я. Е. Спасибо за обсуждение. Ещё раз от фракции ЛДПР прошу поддержать нашу законодательную инициативу. Чтобы развеять сомнения, обеспокоенность депутата Федоткина, ещё раз обращаю его внимание: если Геннадий Андреевич Зюганов будет зарегистрированным кандидатом на выборах в Государственную Думу, то его изображение, его образ можно будет использовать даже без его личного согласия, которое сегодня, при действующих нормах права, необходимо передавать в избирательные комиссии различных уровней. Также вы говорили о несправедливости, о том, что одна из партий сможет использовать образ Дмитрия Анатольевича Медведева и это будет, на ваш взгляд, несправедливым, - попробуйте от имени КПРФ обратиться к Дмитрию Анатольевичу Медведеву, может быть, он станет кандидатом, который войдёт в ваш список, и тогда вы сможете использовать его изображение в своих агитационных материалах. Не беспокойтесь, для наглядной агитации изображения и высказывания и Зюганова можно будет использовать, и Жириновского (нам), и других зарегистрированных кандидатов, можно будет использовать и фото, и видео, и это, ещё раз повторю, не позволит прятаться отдельным кандидатам или партиям за авторитетными гражданами и тем самым вводить избирателей в заблуждение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
20-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 28 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 89 чел.19,8 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении.