Заседание № 27
18.05.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 9574-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (по вопросу об обращении в суд избирателей, участников референдума).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5101 по 5225 из 6689
Следующий вопрос, который у нас в повестке под пунктом 41 обозначен. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Вадим Георгиевич Соловьёв. СОЛОВЬЁВ В. Г., фракция КПРФ. Уважаемый господин председатель, уважаемые коллеги! В соответствии с Конституцией Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в нашей стране является её многонациональный народ. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. К сожалению, эти основополагающие конституционные принципы были грубо нарушены в ходе прошедших федеральных выборов. КПРФ оценила эти выборы как нечестные, несправедливые и не соответствующие международным демократическим стандартам, в связи с чем по поручению Президиума ЦК юридическая служба нашей партии совместно с представителями политической партии "ЯБЛОКО" заканчивает подготовку иска в Верховный Суд об отмене результатов выборов в Государственную Думу. В ходе анализа многочисленных фактов грубейших нарушений действующего избирательного законодательства со стороны органов государственной власти, избирательных комиссий наблюдателями от КПРФ были зафиксированы многочисленные случаи, когда вместо граждан голосовали неустановленные лица. Так, например, в Тверской области уже стал ходячим анекдотом факт голосования заместителя прокурора Московского района города Твери господина Шамкина, которому избирательная комиссия попыталась отказать в выдаче бюллетеня под предлогом того, что он якобы уже проголосовал. Только после маленького скандала, ставшего достоянием СМИ, прокурор смог реализовать своё конституционное право на участие в выборах. И таких примеров я мог бы сегодня привести десятки тысяч. Массовые голосования от имени граждан были зафиксированы нами в национальных республиках Северного Кавказа, Поволжья, а также в Тверской, Ростовской, Нижегородской, Новгородской областях, других регионах. Учитывая вышеизложенное, с целью пресечь подобную практику в дальнейшем депутатами фракции КПРФ был внесён пакет поправок в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", включающих наделение граждан правом ознакомиться со списками избирателей в течение десяти дней после дня голосования. В случае обнаружения в них отметки об участии гражданина в выборах, не соответствующей действительности, предлагается наделить его правом подачи заявления в суд о признании её недействительной в течение месяца со дня голосования. По нынешнему законодательству эти списки граждан, которые проголосовали, опечатываются, складываются и только по решению суда можно взять и посмотреть, кто и как голосовал по этим спискам. Поэтому мы предлагаем наделить граждан правом самостоятельно, если они сомневаются и считают, что за них кто-то проголосовал, в течение десяти дней ознакомиться и в случае, если действительно там будет обнаружено, что за них кто-то проголосовал, обжаловать это в судебном порядке. Данный механизм действующее избирательное, гражданско-процессуальное законодательство не предусматривает, поэтому заключение правительства в этой части является юридически некорректным, по нашему мнению. Что же касается правовых последствий признания судом такой записи недействительной, то главным будет то обстоятельство, что она станет безусловным основанием для возбуждения уголовного дела по статье 142 Уголовного кодекса Российской Федерации "Фальсификация избирательных документов..." работниками Следственного комитета, ибо сегодня под самыми различными предлогами они уклоняются от возбуждения этих дел. Принятие данного федерального закона не потребует никаких дополнительных расходов из федерального бюджета, но будет способствовать повышению доверия к результатам выборов. Сегодня, как показали события 6 мая, такого доверия у многих граждан нет. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. С места. Микрофон включите, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Мы действительно не раз отмечали, что необходимо очень серьёзно и очень внимательно относиться к совершенствованию законодательства в сфере избирательных прав граждан, но тем не менее мы должны обратить внимание наших коллег на то, что существующие механизмы и, как вот я уже сегодня отмечал в своём докладе по одному из предыдущих законопроектов, существующее ныне законодательство уже позволяют в полной мере реализовать права граждан избираться и быть избранными, предусмотренные Конституцией. Это достаточно сложный и очень тонко настраиваемый механизм, и любые резкие изменения, внесение каких-либо поправок в существующий механизм может нарушить определённый баланс, который существует в настоящий момент в действующем законодательстве. Я хотел бы отметить следующее. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации предусматривает административную ответственность за выдачу членом избирательной комиссии или комиссии референдума гражданину избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, участника референдума, в том числе вместо другого избирателя, участника референдума (часть 1 статьи 5.22), а также предусматривает ответственность за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя, участника референдума (часть 2 статьи 5.22). Уголовным кодексом предусмотрена уголовная ответственность за фальсификацию подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума. Кроме того, частью первой статьи 259 Гражданского процессуального кодекса предусмотрено, что избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд. В соответствии с частью седьмой статьи 260 Гражданского процессуального кодекса заявление о неправильности в списках избирателей, участников референдума должно быть рассмотрено и разрешено в течение трёх дней со дня его поступления в суд, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день голосования - немедленно. Таким образом, уважаемые коллеги, в настоящее время законодательство Российской Федерации содержит достаточное количество механизмов защиты активного избирательного права граждан от нарушений, на предупреждение которых направлен предложенный законопроект. На основании изложенного комитет предлагает отклонить данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5885 по 6372 из 6689
Мы продолжаем обсуждение законопроекта, который был обозначен под пунктом 41 в предварительной повестке, мы его перенесли на тридцатую позицию. Вопросы. Кто хотел бы задать вопросы? Есть желающие, я увидел руки. Прошу записаться на вопросы. Покажите список. Юрий Петрович Синельщиков. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. Вопрос к Вяткину. Дмитрий Фёдорович, вот вы сказали нам о какой-то сбалансированности, которая существует нынче у нас в законодательстве и практике. Есть статья об ответственности, которую вы нам пересказали, но мы знаем прекрасно, что на практике ответственности никакой нет. Соловьёв предлагает механизм, чтобы эта ответственность работала. В чём, скажите, пожалуйста, несостоятельность предложения Соловьёва? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вяткин Дмитрий Фёдорович. Микрофон включите, пожалуйста, Дмитрию Фёдоровичу Вяткину. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Юрий Петрович, речь идёт о том, что действующее процессуальное законодательство, а также законодательство, которое устанавливает ответственность либо административную, либо уголовную, содержит исчерпывающий перечень инструментов для того, чтобы защитить избирательные права граждан в этой сфере именно в этих случаях - в случаях формирования списков избирателей, ознакомления с ними и в случаях привлечения виновных к ответственности, если в эти списки незаконно вносятся какие-либо изменения. Дело в том, что это уже есть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко. РУДЕНКО А. В. У меня вопрос к Дмитрию Фёдоровичу. Дмитрий Фёдорович, скажите, пожалуйста, а когда вы в последний раз работали в избирательной комиссии и на каком участке? Если возможно, ответьте, потому что то, что вы рассказываете, - это такая фантастика, что очень приятно из ваших уст слышать. Спасибо. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Андрей Викторович, я мог бы этот вопрос переадресовать в том числе и вам лично обратно, но согласитесь, это не имеет никакого отношения к рассматриваемому нами вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, вот у нас прибавилось избирателей на семь миллионов человек в день голосования, причём приходили люди и говорили: ещё только котлован есть, а уже под этим номером целый дом проголосовал. И проверить это невозможно даже члену комиссии. А вы говорите о наличии каких-то инструментов сегодня. Как быть? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Вяткин Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, по запросу суда могут быть предоставлены все документы, какие только необходимы для рассмотрения того или иного дела. Обращение в суд - это неотъемлемое право каждого гражданина, которое установлено Конституцией. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Давайте запишемся. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шесть человек. Пожалуйста, по ведению. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По одному от фракции. Я услышал ваше предложение. Коллеги, поступило предложение: по одному выступлению от фракции. Нет возражений? От фракции КПРФ - Николай Васильевич Коломейцев. Николай Васильевич умеет выступать кратко и лаконично. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, я прошу время посмотреть, чтобы было правильно. Спасибо. Уважаемые коллеги, вот сейчас прозвучал ответ Дмитрия Фёдоровича, он сродни утверждению Цицерона, когда тот, борясь с тиранами, сказал: себе - всё, а врагам - закон. Вот если бы вы, Дмитрий Фёдорович, хоть один раз в другом лагере пошли в суд... Я ловлю в четырёх городах переписанные протоколы, прихожу в суд, суд сначала говорит, что я кандидат, ненадлежащий истец. После того как я всё же добиваюсь рассмотрения в суде, начинается свистопляска, вы не представляете какая: все мои представления отвергаются, несмотря на их обоснованность, и даже те, в которых содержится выданная мне справка о том, что человек вместе со своим сыном уже пять лет живёт в США и в принципе не мог проголосовать, а он проголосовал. Даже члену комиссии с решающим голосом в целом ряде участков не дают ознакомиться со списками избирателей. Хотя те, кто знаком с избирательным процессом, прекрасно знают, что к документам строгой отчётности относятся в первую очередь списки избирателей, губернатор и председатель избирательной комиссии обязаны раз в полгода сдавать под личной росписью с печатью списки в Центризбирком, то есть должна быть чёткая сверка. Второй группой документов строгой отчётности являются бюллетени и голограммы, которые на них клеятся, которые от типографии и до избирательного ящика должны проходить строго по реестру, строго под роспись, точно так же, как и реестры для голосования. Но что мы имеем в наличии? В наличии у нас: подавляющая часть избирательных комиссий в принципе не ведёт реестр. Вот перед вами стоит человек, который в 16 часов приехал в Кулешовку Азовского района Ростовской области, попросил членов комиссии в моём присутствии сверку посмотреть, а на участке уже на сто бюллетеней больше, чем получили по акту на участок. Вы понимаете, в чём проблема? Мы считаем, что в данной ситуации, если мы действительно не хотим под окнами Кремля, на Болотной, на Сахарова и других площадях иметь возмущённых несправедливостью людей, надо не просто разговаривать о прозрачности выборов, а сделать прозрачным формирование комиссии, о чём я говорил раньше, и дать возможность избирателю на второй день или в течение какого-то периода - в данной ситуации предлагается десять дней после дня голосования - прийти на участок и ознакомиться, голосовал или не голосовал. Если вместо него проголосовали, бюллетень должен был выдаваться по реестру, есть фамилия члена комиссии, который якобы выдал, - но вы попробуйте его привлечь к ответственности! Ещё два с половиной года назад при выборах депутатов городской Думы Ростова-на-Дону в 7.15 на участке мы поймали триста бюллетеней за известную партию. Понимаете? Дальше в течение дня ещё шесть участков ловим. Причём, странное дело, все неиспользованные бюллетени находятся вне помещения для голосования, но выложены по пятьдесят штук, и там, где Следственный комитет проверял, чистых десять сверху и десять снизу, а тридцать внутри - опять за "ЕДИНУЮ РОССИЮ". И вот эти дела до настоящего времени в Следственный комитет, в юрисдикцию которого подпадают эти вопросы, не переданы до сих пор, хотя очевидные факты: преступник, кто получил бюллетень и нарисовал, есть, потому что на любом бюллетене две подписи членов комиссии, реестр выдачи есть, печати все есть, печать находится только у конкретного лица. Это о чём говорит? О том, что кто-то заинтересован в рисовании на выборах, заслуженный художник, понимаете? Вы не обратили внимания, а я внимательно слежу за процедурой. В этот раз всем вам где удостоверения выдавали? В избирательной комиссии, подписанные Чуровым. А на инаугурации, вы видели, Чурова и близко не было, понимаете? Почему? Стыдно было даже его показать, потому что в это время по всей стране ещё бурлила ненависть людей к несправедливости. Поэтому... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Не было его! В президиуме его не было. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Да он должен удостоверение вручать! Чего вы со мной спорите? Возьмите слово и поговорите потом. Я вас очень уважаю, товарищ генерал, но не мешайте. Поэтому я о чём хочу вам сказать? Вопрос ведь не в Чурове, кроме Чурова ещё восемьдесят три мини-чуровых есть, они в каждом субъекте Федерации, которые точно так же выполняют команды. Почему? Потому что у нас сложилось министерство рисования выборов, которое жёстко действует по вертикали, которое формируется только исполнительной властью и которое в принципе узурпировало право на конечный результат. Мы считаем, что эта ситуация долго сохраняться не может и будет дальше возбуждать общество на сопротивление. Если мы хотим видеть Россию стабильной, если мы хотим, чтобы на Кавказе не стреляли безработные, потому что там работы нет и в структуре населения молодых людей до тридцати лет примерно столько же, как в Северной Африке, и справедливости... Вот ко мне пришёл парень из Дагестана, он баллотировался в местный орган. Все его родственники живут в двух сёлах, где он баллотировался, - ему нарисовали тридцать один голос. Он говорит: "Ну кто поверит, что мои родственники голосовали против меня?" - и требует проверки. Все написали, что голосовали за него, но никакой суд этого не принимает. Вот для того, чтобы справедливость восторжествовала, и для того, чтобы хотя бы там, где родственники голосуют за человека, он мог это проверить, мы предлагаем всем честным людям поддержать наш закон. Это первая ступенька на пути восстановления объективности на выборах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Анатольевич Овсянников выступает от фракции ЛДПР. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, коллеги! Абсолютно согласен с Коломейцевым, правильно он всё говорит, но это длится уже на протяжении всех, по сути, выборов, и мы никак не можем установить для самого процесса более чистые, честные правила игры, начиная ещё, по-моему, с дебатов в Госдуме всех оппозиционных фракций при посещении Госдумы Вешняковым. Я, помню, предлагал ещё в четвёртой Государственной Думе Вешнякову наносить на палец определённый состав, который будет ультрафиолетом выявляться, чтобы не было повторного голосования. Был ответ: "Что мы будем себя вести, как индусы, как где-то в джунглях!" Слушайте, ну какие джунгли?! Во всём мире, в современной Европе, в цивилизованном европейском сообществе давно уже применяется нанесение, так сказать, идентификационных материалов на палец руки, давно применяются прозрачные урны, не то что у нас - хоронят голоса избирателей в гробиках, обтянутых красной тканью. Но суть-то законопроекта не в этом. Когда Соловьёв докладывал саму новеллу, он предлагал расширить круг субъектов, которые могут так или иначе проконтролировать честность данного избирательного процесса там или сям. То есть он говорит про Фому, содокладчик - про Ерёму. Он говорит, что мы вводим это для того, чтобы человек самостоятельно смог, не по решению суда, - вы саму-то новеллу слышали? - не по решению суда, а до решения суда ознакомиться со списком и узнать, голосовал ли он по факту или не голосовал, обманули избирателей, внеся за него подпись, или действительно графа с данными этого избирателя, который по какой-то причине остался дома, осталась пустая. Вот в чём вопрос. Послать на три буквы наш родной российский суд! Через суд - значит просто-напросто похоронить любое дело по дознанию честности и справедливости выборов. И когда нам власти постфактум заявляют: обращайтесь в суд - ну понятно, что мы никогда и нигде на территории Российской Федерации не разрулим данный вопрос. А содокладчик говорит: "Да нет, вот вы же видите, какая защищённость у нас в части обращения граждан в связи с несогласием с выборами" - и называет и объединения, и прокуроров, что было достаточно смешно слышать: прокурор, мол, может требовать объективности и честности. Да давным-давно уже пора менять и судебную систему, и всех сотрудников прокуратуры, объявить новый созыв, набрать молодых, таких вот ребят, как в нашей фракции есть, - честные, принципиальные юристы Диденко, Кропачев. Вот таких давно пора туда, и судей поменять, но вы же этим не занимаетесь. А потом начинаем удивляться: почему Болотная, почему вспыхивает то там, то сям недовольство проведением выборов? Так давайте сделаем наконец саму процедуру более-менее привлекательной для избирателей. Ведь вот это политическое быковство когда-то должно закончиться, ну ведь по-другому-то нельзя решить вопрос. Неужели действительно нельзя было избежать этих проблем с Болотной и другими площадями, где ходят с белыми ленточками? В конце концов, в любой семье бывают скандалы между мужем и женой, до битья посуды, до пощёчин, но элементарное извинение может привести к восстановлению нормальной семейной жизни. И кто мешает руководителям нашего государства принести хотя бы маленькое извинение: ну да, были шероховатости? Пачками отправляете до 1 июня в отставку всех губернаторов регионов, где "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не сможет победить на честных выборах. Ну кто мешает на них перекинуть вину? В любом случае, ему уже нет разницы, козлом отпущения он уйдёт или просто в отставку по состоянию здоровья с конфискацией имущества. Ну спишите вы на них все эти промахи избирательной кампании, двух даже избирательных кампаний, которые на ушах держат всю страну уже не один месяц, в том числе и мухлёж на выборах, - но ни слова, ни полслова не сказано. В конце концов, есть мелкие сошки, которых сегодня также губернаторы меняют: как косой выкашивают глав сельских поселений, глав муниципалитетов, заставляют их уходить в отставку, потому что дали минимальные результаты для "ЕДИНОЙ РОССИИ". Ну скиньте на них долю ответственности, им какая разница, с какой они формулировкой уйдут в отставку, всё равно же ваша судебная система их не будет доканывать до конца, добивать, никто не будет возбуждать уголовное дело. Скажите: всё, было уволено сто глав администраций сельских поселений, двести глав муниципалитетов, столько-то губернаторов отправлено в отставку. Ну вы что, не соображаете, что вот это тупое противостояние, которому нет никакого извинения, приведёт рано или поздно к сумасшедшему взрыву и возможным дестабилизационным действиям в стране?! Мы этого не хотим, заметьте, ЛДПР этого не желает ни под каким соусом. Но вы отвергаете даже вот эту, более-менее разумную инициативу депутата-коммуниста, который предлагает дать возможность участнику выборного процесса принять элементарное участие в контроле за выборами. Сегодня, что там греха таить, многие представители даже оппозиционных партий в избирательных комиссиях проданы и куплены с потрохами. И у коммунистов, и у нас есть такие мерзавцы, и у "эсэров" полным-полно, когда по спискам по предложению администрации они назначают от политической партии якобы контролировать избиркомы различных уровней. Продано всё уже давно с потрохами! В этом, кстати, и наша вина, что выборы фальсифицируются, на любой территории любого субъекта половина предателей в структурах. Действительно, жить-то на что-то надо... Вот почему продаются - потому что жизнь такая, в карманах-то ничего не прибавляется от бравурных заявлений. Поэтому и наша вина в этом есть! Ну давайте дадим дополнительно возможность хотя бы избирателю постфактум, после выборов сказать: ну вы же все смогли ознакомиться с результатами. Там, где нечестно, давайте возбуждать уголовное дело на основании заявления человека, который смог проверить в течение десяти дней, не обращаясь в суд, потому что обращение в суд, я ещё раз повторяю, ничего не решит, тем более если речь идёт о каком-то разбирательстве, связанном с выборами. Поэтому давайте поддержим разумную инициативу, не будем доводить дело до абсурда. И ещё раз хочу поддержать одного из ораторов, который здесь сказал, что на сегодняшний день гораздо важнее другие проблемы, особенно связанные с экономическими катаклизмами, которые уже плещутся у берегов нашей страны, и не сегодня завтра эти волны будут бороздить и наши просторы. Поэтому давайте займёмся экономикой, одумаемся, в конце концов, помиримся, принесём извинения, а этим мерзавцам, которых вы отправляете пачками в отставку, поставим клеймо "фальсификаторы" и на этом успокоимся. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Агузаров Тамерлан Кимович. С места. Включите микрофон. АГУЗАРОВ Т. К., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, я считаю, что автор законопроекта сам виноват в том, что сейчас эта дискуссия развернулась, потому что тот законопроект, который мы сегодня рассматриваем, и тот законопроект, о котором говорили выступавшие, - это два совершенно разных законопроекта. Причём тот, который мы сегодня обсуждаем, действительно говорит о том, что избиратель, который пришёл на выборы и в списке избирателей увидел отметку, не соответствующую действительности, напротив своей фамилии, вправе обратиться в суд с заявлением о том, чтобы признать эту отметку недействительной. Это вот тот законопроект, который мы сегодня обсуждаем. А то, о чём говорили выступавшие, - что данный избиратель вправе проверить списки проголосовавших избирателей, - этот законопроект, внесённый также фракцией КПРФ, мы рассматривали буквально вчера на заседании комитета. Вадим Георгиевич Соловьёв докладывал его вчера на заседании комитета. Мы сегодня рассматриваем законопроект о том, что гражданин имеет право обратиться в суд в случае обнаружения в списке избирателей подписи, которая поставлена не им, а другим лицом, в связи с чем и содокладчик сегодня, и я, выступая от фракции, говорим, что и административный кодекс (статья 5.22) и Уголовный кодекс Российской Федерации (статья 142-1), и Гражданский процессуальный кодекс (часть первая статьи 259 и статья 260) уже предусматривают возможность обжалования в суд тех действий, которые данный гражданин, данный избиратель считает незаконными. И мы ещё раз говорим, что в настоящее время законодательство Российской Федерации содержит достаточное количество механизмов защиты активного избирательного права граждан от нарушений, на предупреждение которых направлен предложенный законопроект, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать против данного законопроекта. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Викторович Руденко, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РУДЕНКО А. В. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Постараюсь коротко. Дело в том, что я Дмитрию Фёдоровичу не зря задал такой вопрос, он, наверное, немножечко его не понял. Дмитрий Фёдорович, вы, наверное, родились со значком депутата и с депутатским мандатом и ни разу не принимали участие в избирательных комиссиях. Вот я тот человек, который пришёл на избирательный участок и обнаружил, что вместо меня уже проголосовали, вместо моего отца, моей супруги и вместо моего сына совершеннолетнего. Когда я начал возмущаться (я ещё не был тогда кандидатом в депутаты), меня спокойненько под локоточки выпроводили и господин милиционер сказал: знаете что, молодой человек, у вас сейчас может найтись некоторое количество граммов наркотиков в кармане и так далее. Поэтому надо сначала выстроить нормальный Конституционный Суд, конституционное право, законодательно закрепить право каждого гражданина, а потом уже говорить о том, что мы можем ходить голосовать, выявлять нарушения и обращаться в суд. Да поверьте, когда пройдут все эти судебные инстанции, уже закончатся выборы, уже закончится вообще пятилетка, десятилетка и больше. Для примера приведу один анекдотичный случай у нас в Краснодарском крае. ЛДПР заметила нарушения на двух участках, 91-м и 90-м, на выборах в Госдуму: на 91-м участке была вброшена пачка бюллетеней с 90-го участка, а на 90-м - с 91-го. Ну перепутали, бывает такое, но, как выяснилось впоследствии, ни там, ни там председатели участковых комиссий не нашли нарушений, не было обнаружено отсутствие соответствующих бюллетеней. Глава Тихорецкого района Сергеев, после того как долго пытался организовать различные "карусели", просто взял и обнулил результаты по всем оппозиционным партиям на пятнадцати участках и вывел показатель "ЕДИНОЙ РОССИИ" к 90 процентам. "Карусели", те самые, про которые вы говорите, про списки. Очень много анекдотичного об этом можно рассказать. Допустим, у нас в Краснодарском крае человек, который подходил с календариком "Камеди Клаб", получал на руки пять бюллетеней от определённого члена избирательной комиссии, сидящего с определённой резиночкой, зелёненькой например. Те же самые "карусели" были организованы на президентских выборах. Я хотел бы привести в качестве примера недавние президентские выборы во Франции, вы, коллеги, наверное, наблюдали их по телевидению. Очень даже интересно и познавательно. Я хотел бы, чтобы, может быть, наших парламентариев направляли в качестве наблюдателей, чтобы они посмотрели, как на Западе проводятся выборы президента. Вот там тройной контроль, если вы видели: наблюдатели от президента, от муниципалитетов и - давайте посмеёмся вместе - от МВД Франции. И при этом у них совпадают все показатели, если и разнятся, то погрешность 0,5 процента от количества людей, пришедших на голосование. Поэтому видели, что в итоге там получилось? Показатели по выборам президента - 28 на 26. В заключение я хотел бы сказать: да, коллеги внесли очень хороший законопроект. Дело в том, что если мы права гражданина будем и дальше так ущемлять, если мы таким образом и дальше будем вести свои избирательные кампании, то мы, конечно, загоним страну в тупик, выведем её на Болотную и так далее, в Гайд-парк так называемый, создать который сегодня господин Воробьёв предложил, на Поклонную, а может быть, на Северный полюс будем ледоколами отправлять. Но я хотел бы ещё сказать следующее: если бы, не пересматривая итоги выборов 4 декабря, просто провели так называемый анализ, если бы всё-таки господин Путин вскрыл те мешки с бюллетенями, то вы увидели бы те реальные цифры, которые показали бы, сколько голосов действительно набрали партии. Я сам лично видел, как голоса ЛДПР в Анапе воровали бессовестным образом, наши наблюдатели это зафиксировали в Приморско-Ахтарске, в Армавире у коммунистов украли практически все голоса. У нас есть протоколы на руках, где зафиксировано достаточное количество голосов. И наши голоса также воровали, "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ". Мы всё это видели, всё это знаем, всё это наблюдаем, но, к сожалению, воз и ныне там. Поэтому наша фракция поддержит данный законопроект и мы будем настаивать на том, чтобы наше законодательство всё-таки приближалось к мировым демократическим стандартам. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выступили представители всех четырёх фракций. Представители президента и правительства будут выступать? Докладчик и содокладчик? Нет. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. С места, да? Вадиму Георгиевичу Соловьёву микрофон включите, пожалуйста. СОЛОВЬЁВ В. Г. Уважаемый господин председатель, уважаемые коллеги! Перед своей трагической смертью легенда советской разведки генерал Шебаршин произнёс уже ставшие историческими слова: "В России сегодня две категории жуликов: одни боятся ментов, другие - прихода к власти коммунистов". К сожалению, нас всё время отправляют в суды различного уровня, говорят, чтобы мы туда обращались, и сегодня наши коллеги из комитета по конституционному законодательству туда же нас направляют, объясняют, что все процедуры соблюдены. Но я ещё раз хочу напомнить о том, что год назад Верховный Суд Российской Федерации подтвердил факт фальсификации выборов мэра города Бийска и определил, что победу на них одержал коммунист Нагайцев. До сегодняшнего дня, несмотря на то что год уже прошёл, решение Верховного Суда блокируется региональными властями и никаких изменений в этом вопросе не происходит. Что касается заключения комитета, то представитель комитета, по всей видимости, специально вводит в заблуждение депутатов. В чём смысл законопроекта? Гражданин сегодня фактически лишён возможности убедиться в том, что его имя, его голос не были использованы для фальсификации выборов, потому что после завершения голосования списки упаковываются, опечатываются и их можно посмотреть только по решению суда. За всю мою практику - а я участвовал более чем в двух тысячах судебных процессов по России, начиная от Калининграда и заканчивая Владивостоком, по различным вопросам, связанным с фальсификацией выборов, - не было ни одного такого прецедента, чтобы суд вскрывал архивы и смотрел эти списки. Поэтому, чтобы дать возможность гражданину убедиться в том, что его голос не был сфальсифицирован, мы и предлагаем вот эту процедуру, он может прийти на избирательный участок и в этом убедиться. Вот я приводил пример: прокурор Шамкин пришёл и убедился в том, что за него уже проголосовали. А если выборы уже закончились, надо дать ему возможность в течение десяти дней - и такой проект закона мы действительно уже внесли - прийти и посмотреть эти списки. Такой процедуры - мои коллеги из комитета лукавят - нет сегодня ни в ГПК, ни в УПК, ни в законе "Об основных гарантиях избирательных прав...". Поэтому, чтобы снять все проблемы и действительно убедиться в том, что выборы честные, справедливые и прозрачные, мы и вносили этот проект закона. Хочу сказать, что Дмитрий Анатольевич Медведев нашу инициативу, нашу позицию поддерживал, когда этот вопрос поднимался, потому что она действительно разумная и направлена на то, чтобы выборы действительно были честные и справедливые. Никогда бы не вышло на Болотную площадь такое огромное количество людей, до ста тысяч человек, если бы они лично не убедились в том, что выборы были сфальсифицированы. Попробуйте по какому-то надуманному вопросу вывести на улицу сто тысяч человек - никогда ни у кого это не получится! Но, если человек сам убедился в том, что выборы были сфальсифицированы, он выйдет и будет протестовать. Так в чём мы заинтересованы - в том, чтобы выборы были честные, объективные и власть была легитимная, или в том, чтобы десятки, сотни тысяч людей выходили на улицы и устраивали акции протеста? Наш законопроект абсолютно гармонично вписывается в ту выборную систему действующего законодательства, которая сегодня существует, он снимает большинство вопросов, связанных с недоверием к выборам, поэтому я обращаюсь к разуму депутатов, к их здравому смыслу, призываю их к ответственности за судьбу нашей страны: давайте примем эти предложения и снимем проблемы, связанные с недоверием к выборам. Иначе вы толкаете оппозицию на то, чтобы постоянно поднимать эту проблему, на обжалование, на протестные акции, которые в конце концов могут закончиться совсем не так, как думает "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю на голосование данный проект федерального закона. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 56 мин. 36 сек.) Проголосовало за 198 чел.44,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 198 чел. Не голосовало 252 чел.56,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.