Заседание № 80
20.02.2013
Вопрос:
О проекте федерального закона № 9573-6 "О внесении изменения в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части установления порядка рассмотрения жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) избирательных комиссий).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4400 по 4742 из 6674
Следующий, 10-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Ольга Николаевна Алимова, пожалуйста. АЛИМОВА О. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О внесении изменения в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следующего содержания: "Жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, комиссий референдума и их должностных лиц, нарушающих избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие от политических партий, избирательных объединений и иных общественных объединений, рассматриваются на заседаниях вышестоящих избирательных комиссий в сроки, установленные в пункте 4 статьи 20 настоящего федерального закона, и решения по ним принимаются в соответствии с пунктом 14 статьи 28 настоящего федерального закона". Эта проблема не высосана из пальца, она имеет под собой реальную базу, подкреплённую конкретными примерами. Наверняка каждый из вас, являясь участником избирательного процесса в качестве наблюдателя либо доверенного лица кандидата, хоть раз в жизни, но писал жалобу в одну из комиссий - участковую, окружную, территориальную либо комиссию субъекта Российской Федерации, может быть, даже в Центральную избирательную комиссию, а может быть, и во все сразу. Те, кто обласкан властью, вряд ли смогут представить себе картину, когда их жалобу просто проигнорируют, причём несколько раз: а) пытаясь отказать её вообще принять; б) принять с оговорками; в) принять, но потерять; г) не потерять, но и не рассмотреть; д) она будет рассмотрена кем-то единолично; е) дать отписку за подписью, вернее, закорючкой ненадлежащего лица; ё) сделать вид (это самый интересный предлог), что вообще ничего не было и комиссия не рассматривает такое обращение либо жалобу. А отсутствие ответа лишает заявителя возможности обратиться в суд либо в вышестоящую избирательную комиссию с жалобой на решение коллегиального органа либо на бездействие комиссии. Возможно, так отмахиваются от жалобы частного лица, хотя и это недопустимо, но если подобное происходит с обращением политической партии, избирательного объединения или общественной организации, вошедшей в избирательный блок, выдвинувший огромное число кандидатов, с обращением, аккумулирующим все нарушения на территории, например, субъекта Российской Федерации или в целом Российской Федерации, то это уже верх цинизма. Так вот, чтобы избежать подобного, в предлагаемом законопроекте устанавливается норма об обязательности рассмотрения жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, жалоб (заявлений) политических партий только на заседании избирательной комиссии соответствующего уровня. Такой порядок не исключает предварительного рассмотрения жалоб образуемыми избирательными комиссиями вспомогательными органами, рабочими группами, при этом избирательным комиссиям не позволяется уклоняться от проведения заседания комиссии и принятия решения по данным вопросам. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, а вслед за ней и другие избирательные комиссии явочным путём изменили порядок рассмотрения жалоб и заявлений участников избирательного процесса. Применявшийся ранее механизм коллегиального рассмотрения жалоб и заявлений уже не действует. Появилась практика одобрения на заседаниях ЦИК протоколов заседаний рабочей группы по информационным спорам. Поскольку рабочая группа - временный вспомогательный орган ЦИК, а сама ЦИК одобряет протоколы её заседаний, избирательная комиссия уклоняется от принятия решения, которое можно было бы обжаловать в суд. В Саратовской области получили широкое распространение, к сожалению, все те приёмы, о которых я сказала в начале своего выступления. Такие случаи были зафиксированы на выборах президента в 2012 году в нескольких УИК, например, на участках 201, 316, 542 и многих других. Жалобы, поданные в связи с этим в ТИК, даже не рассматриваются, поскольку они не были рассмотрены в участковой избирательной комиссии. На нашу инициативу мы получили отрицательное заключение Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству. В нём ссылаются на пункт 4 статьи 20 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в котором якобы предусмотрена норма о единоличном рассмотрении членом комиссии обращений, заявлений, предложений и жалоб, поступивших в избирательную комиссию. Но ссылка на несуществующую норму закона, мне кажется, не совсем корректна. На самом деле подобной нормы нет не только в этой статье, но и в законе вообще. Действительно, в федеральном законе (пункт 13 статьи 28) специально оговорены случаи коллегиального рассмотрения жалоб, обращений, заявлений, касающихся отмены решений нижестоящих комиссий, регистрации кандидатов, списков кандидатов и обращения в суд с заявлением об отмене их регистрации, итогов голосования или результатов выборов, а также иные вопросы, да и то в свете легитимности принятия решений устанавливается, что эти вопросы рассматриваются большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса, а в пункте 14 той же статьи 28 определено, что решение комиссии по иным вопросам принимается большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса, и нигде в законе не оговаривается, что решение принимается единолично или не принимается вовсе. Однако в законе рядом норм предусмотрено, что рассматривает жалобы комиссия. Слово "комиссия" подразумевает, что это коллегиальный орган, а не один член комиссии, в противном случае подобные полномочия были бы прописаны в статье 29 "Статус членов комиссии" того же федерального закона. Хочется в качестве примера опять привести мою родную Саратовскую область. В избирательной комиссии Саратовской области расширительно трактуется само понятие "комиссия". По поручению председателя комиссии заместитель председателя областной комиссии Юрий Владимирович Брызгалин за своей подписью и по своему усмотрению отвечает на все жалобы, поступившие, в частности, в день голосования. Ответ стандартен: ваше обращение направлено в ТИК, УИК, ОИК, в прокуратуру либо в любое АБВГД, но ни одного ответа по существу! Рассмотрение комиссией жалоб в этот день просто не практикуется, хотя в пункте 4 статьи 20 федерального закона чётко прописано, что обращения о нарушении закона, поступившие в день голосования или в день, следующий за днём голосования, комиссии обязаны рассматривать немедленно, и только в случае, когда факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решение по ним принимается не позднее чем в десятидневный срок. В официальном отзыве правительства на законопроект в качестве причины для отказа в его принятии приведён такой аргумент: "...установление исключительно коллегиального порядка рассмотрения всех жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, а также жалоб (заявлений) политических партий может создать условия для злоупотребления правом на обращение в избирательные комиссии и затруднить их деятельность". И вот на таких предположениях зиждется отзыв, зато чётко прослеживается забота о комиссиях и поощряется их бездействие, хотя в полномочиях комиссий чётко прописано: не только организация и проведение выборов, но и контроль за соблюдением законодательства, своевременное пресечение нарушений, о которых сообщается в обращениях и заявлениях граждан, общественных организаций и политических партий. Аргументы, приведённые в заключении на законопроект, зачастую надуманны и юридически не обоснованы. Возможно, законопроект потребует каких-то корректировок, но это можно сделать и перед вторым чтением, поэтому ещё раз хочу обратиться к коллегам-депутатам с просьбой принять в первом чтении данный законопроект, нормы которого позволят политическим партиям, избирательным объединениям, общественным организациям и избирательным блокам получать на свои обращения и жалобы решения комиссий в установленные сроки, а уж насколько они будут мотивированными, в случае необходимости будет определять суд. Принятие данного закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия других актов федерального законодательства. Прошу поддержать нашу законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Очень предметно был представлен законопроект "О внесении изменения в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". В рамках этой предметности представления моя уважаемая коллега неоднократно останавливалась на, возможно, имевших место случаях нарушения действующего федерального законодательства комиссиями или в случае рассмотрения отдельных жалоб. Любой закон, любая норма права в той или иной степени могут нарушаться, вместе с тем возникает ли в связи с этим необходимость действительно вносить правку в эти нормы, возникает ли необходимость установления дополнительных каких-то требований? С нашей точки зрения (и на этом базировалась позиция комитета, я буду частично цитировать, может быть, нормы закона, на которые вы в данной ситуации ссылались), современное законодательство - это комплексное и очень развитое законодательство, которое предметно и точно устанавливает правила рассмотрения жалоб, кроме того, оно устанавливает возможность и судебных обжалований. Гарантии политическим партиям и другим участникам избирательного процесса предоставляются также за счёт присутствия, собственно говоря, представителей политических партий в избирательных комиссиях и с помощью других институтов, института наблюдателей например. Соответственно, и в статье 75 федерального закона во многих пунктах предметно указывается, каким образом должно происходить рассмотрение жалоб. В статье 20, определяющей систему и статус избирательных комиссий и комиссий референдума, абсолютно детально урегулированы все эти вопросы, это и пункт 4, о котором вы говорили, и пункт 5. В статье 28 "Организация деятельности комиссий" в пункте 12 указано: "Комиссия по требованию любого её члена, а также любого присутствующего на заседании члена вышестоящей комиссии обязана проводить голосование по любым вопросам, входящим в её компетенцию и рассматриваемым комиссией на заседании в соответствии с утверждённой повесткой дня". Следующий момент, пункт 14: "Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса". То есть, таким образом, законодатель постоянно моделирует и подтверждает коллегиальность принятия решений. В статье 27 в подпункте "к" пункта 6 определяются условия функционирования участковых комиссий, указывается, что комиссии рассматривают в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушения настоящего федерального закона, иных законов и принимают по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения. То есть абсолютно аналогичная норма применяется в отношении деятельности территориальных комиссий и участковых комиссий. То есть, уважаемые коллеги, весь вот этот порядок предусматривает именно коллегиальность при решении вопросов, и ссылки на то, что в целом ряде случаев деятельность комиссии определяют вспомогательные органы... конечно же, я не буду употреблять слова "являются несостоятельными", вполне допускаю, что, может быть, имеют место какие-то определённые нарушения, но тем не менее это относится именно к нарушению законодательства, которое не требует дополнительного регулирования, а все вопросы полностью урегулированы уже принятыми и действующими нормами права. Очень важно, что вы в своём выступлении обратили внимание на то, что такого рода практика функционирует якобы - давайте я употреблю это слово на всякий случай, поскольку я не знаю точно, имели ли место эти нарушения, - важно, что вы обратили внимание на возможные нарушения, но предлагаю решать проблемы не методами дополнительного законодательного регулирования. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли у депутатов вопросы? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Тамара Васильевна Плетнёва. ПЛЕТНЁВА Т. В. У меня вопрос прежде всего к Ольге Николаевне. Ольга Николаевна, если бы даже этот закон был принят сегодня, не считаете ли вы обязательным прописать и такое положение, что истец, который подаёт заявление, должен обязательно присутствовать на заседании комиссии? Иначе может подписать от имени комиссии председатель, и всё. Владимир Николаевич, вы правильно всё сказали о том, что есть в законодательстве, но нарушений, поверьте мне, масса. Почему возникло требование об обязательном рассмотрении не одним лицом, а комиссией? Потому что там есть представители всех партий, которые иногда даже не знают, что подписал председатель, и никакого заседания не было. Вот поэтому возникает это требование. И мне кажется, не будет излишним это прописать ещё раз отдельным законом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ольга Николаевна Алимова. Микрофон включите. АЛИМОВА О. Н. Спасибо за вопрос. Безусловно, для того чтобы рассмотреть жалобу, необходимо присутствие того человека, который подаёт жалобу либо заявление, иначе никто не услышит дополнительные аргументы, а в жалобе не всегда можно всё изложить. Кроме того, в ходе дискуссии всегда рождается истина. К сожалению, эта норма в законе отсутствует, и поэтому происходят нарушения и комиссии зачастую не приглашают человека, который подал жалобу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемые коллеги, действительно, норма о приглашении и присутствии заявителя, может быть, имеет право на существование, однако вместе с тем я хотел бы сказать, что это не предмет рассмотрения данного законопроекта, это совершенно иная правовая позиция, которая, ещё раз подчёркиваю, может быть отражена. Что касается данных возможных нарушений, ещё раз хочу сказать, что действующие нормы предусматривают коллегиальность. Кроме того, самое главное, избирательные комиссии формируются на основе представительства различных политических партий, что позволяет выстроить коллегиальный механизм взвешенного рассмотрения вопросов без дополнительного изменения законодательства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Григорьевна Драпеко. ДРАПЕКО Е. Г., фракция"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Владимиру Николаевичу Плигину. Скажите, Владимир Николаевич, а предусмотрено ли у нас в административном или в Уголовном кодексе наказание за умышленное нарушение вот этого нашего закона? В случае, если рассмотрение вопроса происходит неколлегиально, если председатель комиссии или секретарь комиссии без обсуждения вопроса принимает единоличное решение, каким образом можно наказать этих людей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Елена Григорьевна, я сейчас не назову вам точные размеры санкций, но тем не менее, конечно же, ответственность за нарушения предусмотрена. Мы с вами постоянно совершенствуем институт ответственности, но, что самое главное, те решения, которые приняты неправовым образом, могут быть отменены вышестоящими комиссиями, и, более того, это является основанием для судебного рассмотрения и судебного пересмотра данных решений. Таким образом, существуют механизмы противодействия незаконно принимаемым решениям. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Фёдорович, вы будете задавать вопрос? Спасибо. Кто хотел бы выступить? Нет желающих? Есть. Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 75 федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", направленных на установление обязательности рассмотрения на заседаниях избирательных комиссий жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий, жалоб политических партий, однако представляется, что существующий в настоящее время порядок позволяет оперативно реагировать на соответствующие жалобы. Федеральным законом определены случаи обязательного коллегиального рассмотрения жалоб, в ряде случаев разрешено рассмотрение жалоб единолично членом комиссии. Возможность рассмотрения жалоб (заявлений) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий на заседаниях соответствующих комиссий уже предусмотрена действующим законодательством, и дополнительного правового регулирования не требуется. Учитывая изложенное, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валерий Карлович Гартунг. ГАРТУНГ В. К. Я буду очень краток: мы поддержим этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за краткость. Владимир Анатольевич Овсянников. ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР. Ну, в грязь лицом нельзя упасть после такого яркого и короткого выступления: фракция ЛДПР поддержит. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович, не будете выступать? Докладчик и содокладчики? Пожалуйста, Ольга Николаевна Алимова. АЛИМОВА О. Н. Уважаемые коллеги, все те доводы, которые были приведены для того, чтобы не принимать законодательную инициативу, с моей точки зрения, не совсем убедительны, потому что коллеги ссылаются на то, что можно всегда обратиться в суд, получить решение комиссии, но мы в этой поправке ведём речь как раз о том, чтобы решение комиссией принималось коллегиально и чтобы все политические партии и избирательные объединения могли получить на руки решение комиссии, с тем чтобы можно было обратиться либо в вышестоящую комиссию, либо в суд. Поэтому я ещё раз прошу коллег-депутатов поддержать данную законодательную инициативу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Плигин. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, поскольку предыдущие выступления были краткими, и я отказываюсь от заключительного слова. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5236 по 5253 из 6674
10-й вопрос повестки, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 75 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 29 сек.) Проголосовало за 207 чел.46,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 207 чел. Не голосовало 243 чел.54,0 % Результат: не принято Законопроект отклонён.