Заседание № 84
04.03.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 95719-4 "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи" (об обязательном обеспечении абонентов телефонной связи приборами учета времени).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2905 по 3131 из 3882
Пункт 13 повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи". Волгоградская областная Дума доверила представлять законопроект Александру Александровичу Агееву. Нет докладчика. Поскольку у нас уже один раз был перенос рассмотрения законопроекта в связи с отсутствием докладчика, то во второй раз мы можем рассматривать данный законопроект без докладчика. Слово для содоклада предоставляется председателю Комитета по энергетике, транспорту и связи Валерию Афонасьевичу Язеву. Валерий Афонасьевич, просьба в содокладе сообщить в том числе, о чем данный законопроект. ЯЗЕВ В. А. Спасибо большое, Георгий Валентинович. Уважаемые депутаты Государственной Думы, вашему вниманию предлагается законопроект "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи". Авторы законопроекта предлагают дополнить статью 54 двумя положениями: первое - распространение на абонента - юридическое лицо права выбора абонентской или повременной системы оплаты местных телефонных соединений; второе - применение повременной системы оплаты при обязательном оборудовании оператором связи абонента прибором учета времени использования сети телефонной связи. Обоснование позиции комитета по законопроекту достаточно подробно представлено в его заключении. Я остановлюсь на некоторых существенных моментах, поскольку отсутствует докладчик. Согласно пункту 1 статьи 54 Федерального закона "О связи" порядок и форма оплаты услуг связи определяются договором об оказании услуг связи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Положение законопроекта о распространении права выбора системы оплаты на любого абонента, включая и коммерческие организации, противоречит нормам статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации о равенстве участников гражданских правоотношений. В рамках действующего законодательства не исключается возможность указанного выше выбора пользователем - юридическим лицом в процессе заключения вот такого договора на оказание услуг. В связи с этим мы считаем, что предлагаемая норма о предоставлении дополнительных прав абоненту - юридическому лицу является избыточной. В то же время законодательством о защите прав потребителей установлены меры по защите физических лиц, использующих товары, работы и услуги для целей, не связанных с предпринимательской деятельностью. Поэтому данный уровень защиты представляется совершенно оправданным и соответствует сложившейся мировой практике. Именно этим обстоятельством и объясняется появление в статье 54 Федерального закона "О связи" положения о праве гражданина-абонента на выбор системы оплаты местных телефонных соединений. В большинстве развитых стран мира применяется общий принцип оплаты услуг связи в зависимости от объема потребляемых услуг. Мы считаем, что в случае установления нормы о выборе системы оплаты местных телефонных соединений абонентами - юридическими лицами, в том числе и коммерческими организациями, будут ущемлены экономические права операторов связи. По второй норме. Предлагаемая авторами законопроекта норма об обязательном обеспечении абонентов приборами учета времени использования сети телефонной связи при введении повременной системы оплаты местных телефонных соединений также представляется необоснованной, так как в соответствии со статьей 54 одним из оснований для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных оператором услуг связи. Законодательство устанавливает условие обязательной сертификации оборудования связи, обеспечивающего повременный учет телефонных соединений, подтверждая при этом тот факт, что оператор связи не допускает нарушения прав абонентов в части учета совершенных абонентами телефонных соединений. Помимо этого, на операторов связи возлагаются дополнительные необоснованные финансовые затраты, связанные с обеспечением абонентов оборудованием, дублирующим показания сертифицированного оборудования, эксплуатация которого разрешена компетентными государственными органами. Этим оборудованием все операторы связи уже оснащены. В связи с вышеизложенным представляется, что обеспечение всех абонентов еще дополнительными приборами учета времени телефонных соединений не имеет практического смысла. Кроме того, предлагаемое законопроектом положение об использовании приборов учета времени не может быть реализовано в связи с отсутствием в России в настоящее время подобных приборов. В проекте не определен источник финансирования разработки, установки и эксплуатации этих дополнительных приборов. Кроме того, в законопроекте не рассмотрен вопрос о праве собственности на указанный прибор учета: чей он будет - абонента или оператора связи? Хотелось бы еще сказать дополнительно, что Правительство Российской Федерации по вышеуказанным причинам также не поддерживает законопроект. В связи с вышеизложенным Комитет Госдумы по энергетике, транспорту и связи не поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи" и рекомендует Государственной Думе отклонить указанный законопроект в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов. Присаживайтесь, пожалуйста, Валерий Афонасьевич. Есть ли желающие выступить? Есть, единственный. Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Неправильная позиция представителя комитета, докладчика. Обязательно нужно устанавливать счетчики, ибо это позволит гражданам знать потенциальные расходы. Это касается не только телефона, но и теплой воды, холодной воды, потому что очень часто граждане платят за предоставленные услуги денег больше, чем ими пользуются. Тяжело наладить систему обслуживания и предоставления услуг населению и по телефонной связи, и по всему другому, например тому, что относится уже к сфере жилищно-коммунального хозяйства. Ссылки на то, что якобы нету счетчиков, полностью несостоятельны: дайте заказ оборонной отрасли - и необходимое количество счетчиков будет выпущено, поставлено. Стоимость этих счетчиков могла бы входить в стоимость установки телефонов. Это вот опять такая левая идеология - все платят одинаково, хотя один в день час говорит, другой - в неделю всего одну минуту. Естественно, это приводит к тому, что граждане оплачивают услуги, которыми пользуются другие. Я понимаю, может быть, с моральной точки зрения сегодня кому-то кажется, что это может привести к обострению обстановки, потому что в основном пользуются телефоном люди, которые сидят дома, - инвалиды, пенсионеры, но пока мы не научимся оплачивать только те расходы, которые несет гражданин... Это же как раз в его интересах, потому что очень часто он оплачивает чужой труд, чужое лечение, чужие услуги - то, чем он сам не пользуется. Это такой колхоз у нас в экономике в предоставлении льгот - все одинаково должны платить. Ну как можно одинаково платить?! Конечно, только по счетчику. Даже юридические лица, когда проверяют предоставленные услуги... Очень часто бывает, что они оплачивают в два-три раза больше, не пользуясь этими услугами. И естественно, тем организациям, в данном случае городским телефонным станциям, раз они получают постоянный доход, ни о чем не нужно думать, ибо они знают, сколько у них абонентов, сколько они получат. То есть нет стимула для развития, нет стимула для того, чтобы всё считать. Каждый человек должен быть себе бухгалтером и исходить из того, что и на чем он может сэкономить. Если бы у него был счетчик, он бы понял, что вот в 2004 году он наговорил на 2 тысячи рублей, и в этом году он, может быть, будет всего на 500 рублей разговаривать. И это же еще технические проблемы. Когда люди висят на телефонах в течение длительного времени, очень тяжело работать по соединению абонентов. За рубежом (когда мы там бываем, мы это видим) любой звонок - это деньги, и, естественно, это как бы дисциплинирует людей. Ведь вся телефонная сеть перегружена обычными сплетнями: сидят кумушки дома, нечего делать, врубили телефоны, и на них работает вся телефонная сеть страны. Это приносит ущерб. Поэтому надо обязательно в перспективе... Неоднократно этот вопрос поднимался. Если сегодня правительство говорит, что нет такой возможности, или в обосновании говорится, что нет стоимости... Ну мы же поднимали вопрос здесь, в этом зале, что это нужно решать именно в интересах новой экономики. Это же всё заблуждения социализма - якобы всё бесплатно, всем всё можно. Люди до сих пор ждут этих бесплатных услуг, а они никогда не были бесплатными. Поэтому считаю, что нужно поддерживать подобный закон, и непонятно, почему профильный комитет отвергает его, ибо это как раз и влияет на поступление доходов от предоставления услуг телефонной связи, и дает возможность гражданам соизмерять свои расходы, планировать свой собственный бюджет. Может быть, люди откажутся от телефонной связи, если посчитают, насколько это им дорого, а поскольку сегодня они платят все вместе понемножку, они продолжают настаивать на установке телефонов. Только через денежный инструмент можно добиться того, чтобы желающих пользоваться телефоном было как можно меньше. И надо просто о вреде говорить. Это очень вредно для человека - длительные разговоры в течение дня, и это длится годами. И если бы люди еще знали, что им придется платить большие деньги за это, то они сами бы себя регулировали. А когда мы предлагаем очень дешевую услугу, а государство в целом несет огромные расходы на ее предоставление (связь - это ведь очень дорогая вещь во всем мире), то мы тем самым, собственно, наносим вред и экономике, и личной жизни граждан. Когда им говорят, что по счетчику отдельные категории могут платить, может быть, в несколько раз больше, у них это, естественно, вызывает озлобление. Тем самым тормозится предоставление телефонных услуг, которые нужны в основном для служебных переговоров или же для какой-то экстренной связи. А у нас, если проанализировать все телефонные разговоры, 70 процентов - это ненужные разговоры, это от скуки, от безделья - потому что бесплатно. Я в детстве постоянно ездил на трамваях бесплатно, потому что не брал билеты. А если бы меня заставляли брать билет, то я бы не был тем лишним пассажиром, из-за которого люди висели на подножках. Полтрамвая едут никуда, просто так катаются. То же самое телефон. Все звонят, потому что это всё бесплатно. А на самом деле всё это очень платно, и создается неправильное представление об услугах. Поэтому надо обязательно вводить счетчики и на телефон, и на все виды услуг, и пусть гражданин платит лишь столько, сколько он считает для себя возможным. Таким образом мы решим экономические проблемы. А когда мы отвергаем принятие подобных законов, мы мешаем просчитать желающих пользоваться телефонной связью и решить, каким образом развивать эту телефонную связь. Видите, по мобильным телефонам обогнали нас, их за рубежом изобрели, потому что мы даем бесплатный телефон кому угодно. Особенно злоупотребляют этим на работе - все используют служебные телефоны для частных переговоров, а оплачиваются они из бюджета этой организации. А бюджет дают из... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Есть ли необходимость для заключительного слова? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, я сразу спросил о желающих выступить. Один Владимир Вольфович Жириновский захотел выступить и сказал об этом. Мы заранее составляем весь список. Надо было раньше думать. Есть ли необходимость для заключительного слова? Есть. Пожалуйста, Валерий Афонасьевич, только, если можно, покороче. Хорошо? ЯЗЕВ В. А. Уважаемый Владимир Вольфович, уважаемые коллеги! Может быть, я невнятно изложил суть этого законопроекта. Право выбирать повременную систему оплаты сегодня в законодательстве существует и учет всех разговоров ведется на серверах операторов, предоставляющих услуги телефонной связи. Этим же законопроектом предлагается людям, желающим перейти на повременную оплату, запретить это сделать, пока они у себя на телефоне в квартире не установят счетчик. Так вот мы считаем, что эта норма избыточная, это возврат к каменному веку. Не надо путать регистрацию учета времени разговора по телефону с расходом воды, газа или электроэнергии. Поэтому и я, и комитет считаем, что предлагаемая норма избыточна: человек имеет право сегодня перейти на повременную систему оплаты. Сегодня на АТС смонтировано современное телефонное оборудование, есть органы надзора за тем, чтобы операторы, предоставляющие услуги связи, не обманывали, - этого достаточно, и никакие новые счетчики ставить на телефоны не нужно. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи". Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 16 мин. 15 сек.) Проголосовало за 48 чел.10,7% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 55 чел. Не голосовало 395 чел.87,8% Результат: не принято Не принимается.
Заседание № 82
18.02.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 95719-4 "О внесении изменений в статью 54 Федерального закона "О связи" (об обязательном обеспечении абонентов телефонной связи приборами учета времени).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3936 по 3941 из 5405
СЛИСКА Л. К. Уважаемые депутаты, уважаемый Борис Вячеславович! Есть информация, что докладчик по пункту 20 Агеев Александр Александрович болен. Сегодня мы не сможем рассмотреть этот законопроект. Для стенограммы прошу зафиксировать, чтобы на следующем пленарном заседании мы смогли рассмотреть законопроект без участия представителя. Всё. Спасибо.