Заседание № 247
О Федеральном законе "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами" (проект № 95700013-1; в связи с отклонением закона Президентом Российской Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Федеральный закон "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". Докладчик - Юрий Михайлович Конев. Предлагается снять с рассмотрения. Пожалуйста, Юрий Михайлович. КОНЕВ Ю. М., депутатская группа "Народный депутат". Закон был принят 13 июня 1997 года, одобрен Советом Федерации 3 июля 1997 года, отклонен Президентом 21 июля 1997 года. Была создана специальная комиссия. Последнее заседание комиссии состоялось 4 июля 2001 года. Протокол заседания комиссии и проект согласованного текста закона были подписаны сопредседателями комиссии от Госдумы и Совета Федерации и направлены полномочному представителю Президента в Госдуме Александру Алексеевичу Котенкову. В письме полномочного представителя Президента в Госдуме отмечалось, что в согласованной редакции проекта указанного федерального закона не в полной мере учтены замечания Президента. В повторном же письме полномочного представителя Президента Российской Федерации в Госдуме от 8 октября 2002 года в ответ на нашу просьбу сформулировать конкретно поправки в проект закона отмечалось, что формулирование поправок к данному проекту является излишним, поскольку высказанные замечания имеют не только частный, но и концептуальный характер. Кроме этого, мы с вами сегодня принимаем во втором чтении закон, в котором эти проблемы решаются. Поэтому мнение комитета - этот закон снять с дальнейшего рассмотрения.
Пункт 8: закон "Об основах отношений края или области..." и далее по тексту. Комитет предлагает снять с дальнейшего рассмотрения. Кто за это? Прошу голосовать. Это то, что Конев докладывал. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 59 мин. 18 сек.) Проголосовало за 362 чел. 80,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 363 чел. Не голосовало 87 чел. 19,3% Результат: принято Принимается.
Заседание № 123
О проекте постановления Государственной Думы "О создании комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами".
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
По пункту 8 - о согласительной комиссии по закону "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами" - есть вопрос, поэтому я просил бы кого-то из Комитета по делам Федерации и региональной политике... Лысенко Владимир Николаевич, пожалуйста, прокомментируйте. С места. ЛЫСЕНКО В.Н., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые коллеги! Этот закон был принят Государственной Думой и Советом Федерации, и после этого состоялось заседание Конституционного Суда, которое вынесло решение также по данному вопросу. Ссылаясь на это, Президент отклонил наш закон, поэтому наш комитет считает, что сейчас нужно создать трехстороннюю комиссию, с тем чтобы учесть решение Конституционного Суда в тексте закона и сразу же после этого снова вынести его на заседание Государственной Думы. Мы предлагаем состав согласительной комиссии от Думы практически тот же, в котором она работала и на предыдущем этапе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николаю Ивановичу Рыжкову, пожалуйста, включите микрофон. РЫЖКОВ Н.И. Мы не возражаем против создания подобной комиссии. Я также хочу напомнить депутатам, что этот очень серьезный вопрос много месяцев обсуждался, если не год или полтора года. И до тех пор, пока не была создана комиссия на паритетных началах между нами и Советом Федерации, мы не могли найти общего языка. В конце концов мы выработали общую позицию, но, к сожалению, этот закон постигла участь, о которой только что Владимир Николаевич здесь сказал. Я предлагаю пункт 2 изменить. У нас была создана комиссия - на мой взгляд, это очень квалифицированные люди, - которая работала над этим законом. Я предлагаю восстановить всех тех членов комиссии, которые были тогда утверждены палатой, а не выбирать из них восемь человек. Они работали, они знают прекрасно материю этого вопроса, пусть и работают сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У меня такое предложение, уважаемые депутаты. Я бы поддержал и Владимира Николаевича, и Николая Ивановича и предложил бы сделать так: сейчас не голосовать, просто отложить голосование по этому вопросу, а Владимиру Николаевичу подготовить поправку по пункту 2. И как только поправка будет готова, мы сразу, вне очереди, это постановление проголосуем. Это чисто технический вопрос. Нет возражений? Потому что там очевидный вопрос - надо добавить нескольких человек, которые уже работали над этим законом и нашли согласованную редакцию. Договорились. Вопрос мы этот прошли, обсудили, а потом без обсуждения просто проголосуем поправку.
Уважаемые депутаты, прежде чем мы приступим к "правительственному часу", я просил бы вас проголосовать проект постановления под номером 8. Мы отложили голосование по нему в связи с уточнением фамилий по согласительной комиссии. Речь идет о проекте постановления Государственной Думы "О создании комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". Николай Иванович Рыжков и Владимир Николаевич Лысенко уточнили список членов комиссии. Он у вас на руках имеется. Поправка роздана. Я прошу проголосовать: согласительная комиссия по закону об автономных округах и их отношениях с областями и краями. Ставлю на голосование. Проголосуйте, пожалуйста, вопрос о согласительной комиссии. (Выкрики из зала.) Согласительная комиссия, голосуем уточнение ее состава. Проект постановления под номером 8, о согласительной комиссии, мы договаривались утром, что проголосуем, когда будет уточнен состав. Кто не успел проголосовать? Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 02 мин. 19 сек.) Проголосовало за 308 чел. 68,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 105
О Федеральном законе "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
Переходим к пункту 6 повестки дня: о Федеральном законе "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". Доклад Леонида Андреевича Иванченко. Вариант согласительной комиссии с Советом Федерации. ИВАНЧЕНКО Л.А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги! Я хотел напомнить вам о том, что 18 декабря 1996 года Государственная Дума приняла закон "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". В целом работа над этим проектом закона длится уже полтора года. И вы помните, как много он вызвал конфликтных отношений в выяснении порядка и правила определения территории края, области и входящих округов или автономных округов. И второй вопрос. Процедура голосования за руководителей исполнительных, законодательных, представительных органов. Эти два момента стали предметом обсуждения согласительной комиссии, которая была создана после отклонения этого закона в Совете Федерации. В состав комиссии входило по 16 депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации (с каждой стороны). В работе согласительной комиссии приняли участие по 14 представителей обеих палат. Работа была достаточно напряженная. Голосования по тем формулировкам, которые были доработаны на рабочем уровне и окончательно приняты согласительной комиссией, выглядят таким образом: по узловым моментам 13 депутатов с одной и с другой стороны проголосовали за, 1 человек либо воздерживался, либо голосовал против - это представитель нашей Думы Медведев Николай Павлович, им было высказано свое мнение. В соответствии с этим наша согласительная комиссия вносит предложение о повторном рассмотрении Федерального закона "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами" - принять Федеральный закон "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами" в редакции, предложенной согласительной комиссией, направить указанный федеральный закон в Совет Федерации. Вот суть доклада по данному вопросу. Конфликт был прежде всего между руководством администраций Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов, и эти разногласия сняты с полного согласия обеих сторон. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Андреевич, вы как предлагаете, каждую поправку голосовать отдельно либо в целом... ИВАНЧЕНКО Л.А. В новой редакции. Изменения касались двух статей закона - статей 3 и 7. Они отработаны именно с учетом согласительной процедуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопросы есть к докладчику? Депутат Вишняков, пожалуйста. Это от фракций вопросы. Только по этим статьям, не по концепции закона. ВИШНЯКОВ В.Г. У меня вопрос как у участника работы согласительной комиссии. Леонид Андреевич, вы дезинформировали Государственную Думу, когда говорили о том, что только депутат Медведев голосовал против. Я ведь тоже голосовал против статей 3 и 7. Уважаемые депутаты, все то, что произошло на согласительной комиссии, есть полное изменение позиций, изложенных в том варианте закона, который мы с вами здесь приняли. И я дополнительную информацию запросил из Ханты-Мансийского автономного округа. У меня волосы буквально дыбом встали от того, что там делается. Там всего 1 процент составляют ханты и 1 процент - манси, они сейчас загнаны в леса, голодают, и вообще о них там забыли абсолютно. Вершат дела крутые мафиозные группы - грузины, азербайджанцы, другие, они частным образом гонят нефть, воруют, разворовывают. Вы, Леонид Андреевич, побывали бы уж там, коль скоро тут так яростно отстаиваете позицию, которую в данном случае вы нам предлагаете... (Микрофон отключен.) ИВАНЧЕНКО Л.А. Виктор Григорьевич, к вашему сведению, я дважды был в Тюменской области и непосредственно в Ямало-Ненецком, Ханты-Мансийском округах. Вы ставите абсолютно обоснованные вопросы, которые требуют рассмотрения, - о судьбе тех народов, которые живут на данной территории, и в целом о проблемах Севера, вопросы, которые здесь ставят представители этих территорий. Но это не является предметом содержания данного закона. Я еще раз повторяю, статья 3 определяет параметры территориального понимания: что такое край, область с входящими в их состав автономными округами, и статья 7 определяет порядок голосования по выборам руководящих органов. А то, что вы говорите, это ближе к социально-экономическим проблемам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции "ЯБЛОКО" - депутат Митрохин. МИТРОХИН С.С., фракция "ЯБЛОКО". Уважаемый Леонид Андреевич, законопроект наделяет жителей автономных округов правом выбирать двух губернаторов, выбирать двух членов Совета Федерации. Не кажется ли вам, что это противоречит принципу равенства избирательных прав граждан? ИВАНЧЕНКО Л.А. Противоречия заложены в самой ныне действующей Конституции. Все участники согласительного процесса отмечали именно это - что противоречия сосредоточены там. Но выходить из этой правовой коллизии нашего основного закона надо через федеральный закон. И именно так определяет статья 66 Конституции, что характер взаимоотношений между краем, областью и автономным округом, входящим в их состав, регулируется федеральным законом. Поэтому и найдено вот такое компромиссное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Рыжков Николай Иванович. Группа "Народовластие". РЫЖКОВ Н.И., руководитель депутатской группы "Народовластие". Уважаемые депутаты! Мы внимательно рассмотрели этот закон, неоднократно комиссия собиралась. Были очень жаркие дискуссии. На мой взгляд, корень зла заключается в том, что авторы Конституции оставили белые пятна в этом вопросе. Вот в чем дело. Если бы Конституция ответила на эти вопросы, по-видимому, мы не принимали бы и не вносили сегодня этот закон. Второе. Вам известно, что было обращение в Конституционный Суд с просьбой дать толкование тех или иных статей. Конституционный Суд практически ушел от этого и вынес решение, что эти отношения регулируются федеральным законом. Я думаю, что комиссия после длительной и тяжелой работы нашла компромисс, когда достигла согласия между губернатором Тюменской области и руководителями двух автономных округов, которые входят в Тюменскую область. На мой взгляд, надо принимать этот закон. Он... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте депутату Рыжкову время. РЫЖКОВ Н.И. Он будет действовать до тех пор, пока мы не примем новую Конституцию и в Конституции четко не определим вот эти положения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракций и групп есть еще вопросы? Депутат Рыжков Владимир Александрович. РЫЖКОВ В.А., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые депутаты, у меня убедительная просьба - поддержать сегодня этот закон, потому что действительно в Конституции есть серьезные противоречия. И надо отдать должное Леониду Андреевичу и членам комитета: сделано все для того, чтобы урегулировать этот вопрос. Поэтому давайте проявим мудрость, здравый смысл, поддержим этот закон. Закон необходим и областям, и округам, и всем субъектам Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Морозов Олег Викторович, "Российские регионы". МОРОЗОВ О.В., председатель депутатской группы "Российские регионы". Уважаемые коллеги, я один из разработчиков согласительной версии этого закона и хочу сказать, что мы имеем дело с редчайшим случаем в истории законотворческой работы, когда практически представители всех фракций, все заинтересованные субъекты Федерации в течение полутора лет конфликтовали, но в итоге выработали очень хрупкий правовой и политический баланс. Еще раз подчеркиваю, он действительно очень хрупкий. Там есть к чему придраться, если формально подойти к этому вопросу. Но, увы, мы имеем дело с ловушкой, которая выставлена ныне действующей Конституцией, с тем противоречием, которое там реально заложено: с одной стороны, равенство субъектов Федерации, с другой стороны, один входит в другой. И вот эта хрупкая система выстроена. У нас нет никакого иного шанса, если мы хотим, чтобы все-таки отношения строились, кроме как проголосовать и поддержать согласованную версию. Это, кстати, солидарная позиция нашей депутатской группы, исключая мнение Николая Павловича Медведева. Он его особо высказал в том числе на согласительной комиссии. В целом же мы поддерживаем эту согласованную версию и просим коллег проголосовать сегодня за нее. Она имеет право на жизнь, будет поддержана Советом Федерации и Президентом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, все желающие представители фракций и депутатских групп высказались? Я предлагаю не переходить к индивидуальным выступлениям и поставлю вопрос на голосование. Депутат Иваненко... (Шум в зале.) Митрохин уже выступил. Депутат Митрохин - от фракции "ЯБЛОКО". МИТРОХИН С.С. Уважаемые депутаты, фракция "ЯБЛОКО" поддержит этот закон, но при этом все-таки мы вынуждены сделать одно замечание: нельзя идти бесконечно путем улучшения Конституции через федеральные законы. Как правило, это приводит к ухудшению общей ситуации в государстве. Что мы делаем? Мы должны четко отдавать себе отчет в том, что мы делаем под давлением обстоятельств. Мы выстраиваем иерархическую Федерацию. У нас уже в Федерации выстроены иерархические отношения. У нас Татарстан и Башкортостан имеют больше прав, чем все остальные. У нас национальные республики также имеют больше прав, чем все прочие субъекты Федерации. Теперь мы выстраиваем еще одно звено иерархии. Мы выстраиваем автономные округа, которые будут иметь меньше прав, чем субъекты, на территории которых они находятся. По большому счету все-таки нам нужно прийти к выводу, что такие вопросы должны решаться внесением поправок в Конституцию. И мы не должны этого бояться. Если мы будем бесконечно идти по этому пути, пути якобы улучшения Конституции через федеральные законы, мы так или иначе будем наносить ущерб нашему государству. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это депутат Митрохин не вопрос задавал, а высказывал мнение фракции. Ставлю на голосование: принять Федеральный закон "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами", отклоненный Советом Федерации, в редакции согласительной комиссии. Прошу голосовать. Покажите результаты, пожалуйста. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 58 мин. 17 сек.) Проголосовало за 363 чел. 80,7% Проголосовало против 5 чел. 1,1% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 369 чел. Не голосовало 81 чел. Результат: принято Принимается. Я, естественно, проголосовал за вас, Артур Николаевич.
Заседание № 71
О проекте постановления Государственной Думы о создании согласительной комиссии по Федеральному закону "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Переходим к пункту 5 нашей повестки дня. О проекте постановления Государственной Думы о создании согласительной комиссии по Федеральному закону "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". Слово для доклада - председателю Комитета по делам Федерации и региональной политике Леониду Андреевичу Иванченко. ИВАНЧЕНКО Л.А. Уважаемые коллеги! 18 декабря 1996 года Государственной Думой был принят закон "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". Вы помните, как непросто рассматривался этот закон, но за него проголосовало большинство депутатов, и он был направлен в Совет Федерации. 26 декабря 1996 года Совет Федерации рассмотрел представленный Государственной Думой закон и принял следующее постановление: отклонить Федеральный закон "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами" и предложить Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, избрав в ее состав 17 членов Совета Федерации. Поименный список состава согласительной комиссии от Совета Федерации представлен в постановлении. Я присутствовал при рассмотрении этого вопроса в Совете Федерации. К сожалению, ни одного принципиального положения на уровне поправок в принятый закон не было высказано. Суть противоречий заключалась примерно в том же, о чем шел разговор в рамках обсуждения в Государственной Думе. Поэтому мы предлагаем принять такое постановление по данному вопросу. В связи с отклонением Советом Федерации Федерального закона "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами" внести на рассмотрение Государственной Думы предложения по составу комиссии от Государственной Думы. И второе, предложить Государственной Думе обратиться в Совет Федерации с просьбой сформулировать высказанные в ходе обсуждения на заседании Совета Федерации замечания в виде поправок. Я еще раз повторяю, на сегодняшний день эти поправки пока не представлены. Если эти поправки не будут представлены, мы будем вправе уже в рамках обсуждения проблемы в составе согласительной комиссии внести соответствующее предложение на рассмотрение Государственной Думы. В этом предложении (оно было представлено, проект был вам роздан еще во вторник-среду) вносились кандидатуры в состав комиссии: депутаты Иванченко, Аринин, Морозов, Решульский, Сычев, Шишлов и Лысенко. Совет Думы, рассматривая этот вопрос и учитывая мнение представителей фракций и депутатских групп, рекомендовал расширить состав комиссии, потому что высказывались такие предложения. Мы обратились во фракции и в комитеты и получили следующие предложения по дополнению состава комиссии. Предлагается дополнительно ввести в состав комиссии Медведева Николая Павловича, Ойнвида Григория Михайловича, Пискуна Николая Леонидовича, Рыжкова Николая Ивановича, Сергиенко Валерия Ивановича, Нестеренко Татьяну Геннадьевну, Гонжарова Олега Павловича и Вишнякова Виктора Григорьевича. Итого получается: часть комиссии от Государственной Думы в составе 15 человек. Комитет по делам Федерации и региональной политике просит проголосовать за предложенный вам проект постановления. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет вопросов? Медведев Владимир Сергеевич. МЕДВЕДЕВ В.С. По техническим причинам в этот список не попала кандидатура Лопатина Владимира Николаевича. Депутатская группа "Российские регионы" ходатайствовала за него. Он занимался этими вопросами несколько лет. Поэтому просим включить... Это не по военной реформе? Извините, я снимаю этот вопрос. ИВАНЧЕНКО Л.А. Все, нет вопросов. Лопатин - это по другому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, больше нет предложений и замечаний? Тогда я ставлю на голосование проект постановления по этому вопросу. Прошу определиться. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 02 сек.) Проголосовало за 319 чел. 70,9% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел. Результат: принято
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какой пункт, какой пункт? Вы скажите. МЕДВЕДЕВ В.С. Пункт 5. Федеральный закон "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами". Прошу проголосовать о включении Геннадия Ивановича Райкова, он активно работал над этим законом. Группа мне поручила внести этот вопрос, я просто в личном плане не сработал так, как нужно. Прошу просто проголосовать дополнительно за включение в состав комиссии Райкова Геннадия Ивановича. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, могу я поставить на голосование этот вопрос? ИЗ ЗАЛА. Да! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто за то, чтобы включить Райкова в состав согласительной комиссии, работающей по пункту 5 порядка работы? Прошу проголосовать. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 18 мин. 44 сек.) Проголосовало за 252 чел. 56,0% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 253 чел. Не голосовало 197 чел. Результат: принято
Заседание № 65
О проекте федерального закона об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами.
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 4 повестки дня - о проекте федерального закона об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. Леонид Андреевич Иванченко, пожалуйста. ИВАНЧЕНКО Л.А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги! 11-го числа состоялось рассмотрение этого законопроекта во втором чтении. Вы помните, насколько напряженными были дебаты вокруг этого законопроекта. В соответствии с регламентной процедурой выполнено все, что необходимо для подготовки закона в третьем чтении, проведены все экспертизы, закон выверен по тексту. Но я должен проинформировать вас о тех событиях, которые имели место в период рассмотрения законопроекта между вторым и третьим чтениями. Практически всем - от Председателя нашей палаты и его заместителей до депутатов - направлен текст (вы его получили здесь), который подписан руководителями двух округов - Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского, о том, что они категорически возражают против принятия подобного закона. В тексте звучат такие аргументы: проект закона насильственно включает в территории областей и краев автономные округа. Это явно противоречит Конституции. Посмотрите, пожалуйста, любую карту Российской Федерации, которая в настоящее время является официальным документом. Внизу обозначены все субъекты Федерации. Там написано: Тюменская область и два округа, которые входят в территорию. В статье 66 Конституции определено понятие округа, входящего в состав края или области. Дальше. Здесь есть такие слова: проект закона, делая попытку решения текущей политической конъюнктуры, по сути, разрушает основы конституционного строя, правовую основу жизнедеятельности нашего государства. Девять территорий у нас являются так называемыми сложными территориями, которые имеют в своем составе по одному или несколько автономных округов. И поэтому те действия, которые предлагаются представителями этих двух округов, фактически приводят к тому, что в девяти территориях начнется очередной территориальный передел и все остальные виды переделов, что можно характеризовать как принцип "внутреннего сепаратизма", который, естественно, вряд ли будет способствовать укреплению единства Федерации и нашего государства. В тексте звучит просьба обратить самое пристальное внимание на данный беспрецедентный проект закона, касающийся судьбы 15 субъектов Российской Федерации. Это как дополнение к тому, что я сказал. Сегодня "Российская газета" на первой странице опубликовала материал "Тюмень - Ямал: губернаторский развод", в котором сказано, что 16 декабря в Салехард прилетели Казаков - первый заместитель руководителя Администрации Президента, Вяхирев - председатель правления РАО "Газпром" и другие официальные лица. Вначале был длительный разговор за закрытыми дверями с депутатами Думы Ямало-Ненецкого автономного округа, затем состоялось голосование, и в конце концов, как следует из статьи, выборы проводить не планируется. Выборы губернатора Тюменской области не планируют проводить на территории Ямало-Ненецкого округа. Таким образом, субъект Федерации, его представительный и законодательный орган, фактически выражает свое отношение к той проблеме, которая сейчас рассматривается. Поэтому вашему вниманию предлагается законопроект в третьем чтении. Комитет вносит предложение проголосовать за ту редакцию, которая вам представлена. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Чилингаров - по мотивам. ЧИЛИНГАРОВ А.Н., заместитель Председателя Государственной Думы. Уважаемые коллеги! Я бы хотел сказать, что к этому письму, которое размножено, присоединился еще глава администрации Ненецкого автономного округа и Собрание депутатов Ненецкого автономного округа. Я бы хотел сказать, что возражений нет. Вы говорите, что округа возражают против того, чтобы входить в территории областей. Никто не возражает. Возражают против того, что их этим законопроектом насильно заставляют голосовать за область. В Архангельской области 22-го - выборы. Ненецкий округ не участвует в выборах главы администрации. Поэтому я думаю, что есть вопрос, который надо очень серьезно еще раз рассмотреть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но вообще тут, по-моему, вопрос для прокурора: кто имеет право лишить гражданина избирательного права, права участвовать в выборах, если он находится на территории области? Ну кто имеет право, скажите мне?! Пожалуйста. ИВАНЧЕНКО Л.А. Можно добавить еще. Я читаю второй абзац этого обращения. "Проектом закона предпринимается попытка территориального передела Российской Федерации. Территория автономных округов девяти равноправных субъектов Российской Федерации насильственно включается в территории областей, краев, что явно противоречит действующей Конституции Российской Федерации". Я прочитал так, как есть на самом деле, а не относительно голосования здесь ведется разговор. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, законопроект обсуждается в третьем чтении. Достаточно. Ставлю на голосование: принять. По третьему чтению вопросы не предусмотрены. И так мы, по сути дела, приступили к обсуждению законопроекта, на что мы не имеем права. Ставлю на голосование. ЧИЛИНГАРОВ А.Н. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Артур Николаевич, прекратите. Ставлю на голосование. По мотивам здесь тоже неуместно... Это мы сами придумали норму - по мотивам третьего чтения. (Шум в зале.) Пожалуйста, голосуйте. Третье чтение - только лингвистическая правка, ничего больше. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Если они нарушили конструкцию закона - это второй вопрос. Это пожалуйста, можно его будет тогда обжаловать. Пожалуйста, кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 59 мин. 07 сек.) Проголосовало за 254 чел. 56,4% Проголосовало против 23 чел. 5,1% Воздержалось 5 чел. 1,1% Голосовало 282 чел. Не голосовало 168 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 63
Проект федерального закона "Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Далее у нас Жириновский. Мы разобрались, Владимир Вольфович. Пожалуйста, Жириновскому включите еще микрофон. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Мы как раз не разобрались. Это закон актуальный. Выборы в Тюмени 22-го числа, через неделю практически. Ряд законов здесь, может быть, сегодня будет снят, они действительно уже неактуальны. Кончается финансовый год. Зачем же принимать законы? Когда будут взимать налоги по этим законам? А вот этот закон нужно рассмотреть срочно. И мы не должны ждать Совета Думы, а должны внести в повестку дня на сегодня. Комитет готов, закон готов - все нормально, надо рассмотреть. Мы же... Вот сейчас в Астрахани снова нарушение законодательства о выборах. Я думаю там депутаты поднимут вопрос. Кругом фальсификация идет, а там, в Тюмени, уже начинается национал-сепаратизм. Нам хватит этого на Кавказе, а здесь ямалы и ханты, манси пытаются отказаться от участия в выборах губернатора. Это будет 22-го. Это самое актуальное. Мы должны быстрее это сделать. И тем более, что комитет готов, закон готов. Давайте сегодня рассмотрим это. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, Владимир Сергеевич Медведев - по мотивам, пожалуйста. МЕДВЕДЕВ В.С. Уважаемые коллеги! Не так прост этот закон, как представляет Владимир Вольфович. В этом законе грубейшим образом нарушается Конституция Российской Федерации. Подчиненность одного субъекта Федерации другому субъекту Федерации противоречит Конституции, статье 5 Конституции. Поэтому здесь нужно серьезно рассматривать этот закон, а не брать его вот так, с налета. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мнение комитета давайте послушаем. Депутату Иванченко включите микрофон. ИВАНЧЕНКО Л.А. Уважаемые коллеги! Вокруг этого закона разгораются страсти в течение всего 1996 года. Я вам докладываю: комитет примерно восемь раз с участием субъектов Федерации рассматривал все положения, проведены все консультации с Правовым управлением (у нас есть документ), закон отработан для того, чтобы его представить во втором чтении. И комитет готов это сделать сегодня. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Тогда я ставлю на голосование предложение Владимира Вольфовича Жириновского: включить в повестку дня на сегодня рассмотрение законопроекта, связанного со взаимоотношениями национальных округов и областей. Как он правильно называется? ИЗ ЗАЛА. Об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да. Пожалуйста, голосуйте. Как вы решите, так и будет. (Шум в зале, выкрики.) Уважаемые депутаты, очень шумно в зале. Пожалуйста, оставьте свои эмоции. Давайте путем голосования решать все проблемы. Владимир Сергеевич, присядьте, пожалуйста, ну что вы, присядьте. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 35 мин. 45 сек.) Проголосовало за 249 чел. 55,3% Проголосовало против 9 чел. 2,0% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 259 чел. Не голосовало 191 чел. Результат: принято Принято. Этот проект закона о включается в сегодняшнюю повестку дня. Соответствующий блок у нас здесь есть.
БАБУРИН С.Н., заместитель Председателя Государственной Думы. Уважаемые коллеги, нами включен в повестку дня проект закона об основах отношений края или области с входящими в их состав автономными округами. Проблема не простая, закон рассматривается во втором чтении. Я прошу сейчас рассмотреть этот вопрос. И кроме того, рассмотреть вопрос о направлении депутатов в качестве наблюдателей на выборы глав администраций Челябинской области и Краснодарского края. Если мы эти вопросы не рассмотрим сегодня, в последние дни перед голосованием делать это будет уже бессмысленно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Задорнов. ЗАДОРНОВ М.М. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Николаевич! Мы определились голосованием после, так сказать, многоминутной дискуссии. Следующий закон не менее важен: он касается финансирования Федерального закона "О ветеранах" из федерального бюджета. И я не понимаю, почему мы вдруг ломаем договоренность? Мы вошли в нормальный ритм работы, голосуем блок законов. Я категорически против данного предложения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Медведев Владимир Сергеевич, по ведению. МЕДВЕДЕВ В.С. Уважаемая Светлана Петровна, уважаемые коллеги! Мы же уже неоднократно говорили о том, что вопросы, внесенные в повестку дня дополнительно, рассматриваются после вопросов основной утвержденной повестки дня. Поэтому давайте не будем ломать порядок работы и рассмотрим все законопроекты, которые обозначены в основной повестке дня, а потом приступим к законопроектам, дополнительно включенным в повестку дня. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я должна поставить на голосование предложение депутата Бабурина, а вы определяйтесь. Пожалуйста, кто за то, чтобы рассмотреть проект закона... Депутат Гонжаров, пожалуйста. Включите микрофон. ГОНЖАРОВ О.П., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые коллеги, я обращаю внимание, что законопроект, о котором сейчас только что сказал Сергей Николаевич и который был внесен в повестку с легкой руки фракции ЛДПР, затрагивает интересы многочисленных субъектов Российской Федерации. И рассматривать его в отсутствие представителей субъектов Российской Федерации я считаю недостойным Государственной Думы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, пожалуйста, определитесь голосованием. Вы выслушали разные точки зрения. Я ставлю на голосование возможность рассмотрения сейчас во внеочередном порядке проекта закона об основах отношений края или области с входящими с их состав автономными округами. Пожалуйста, голосуйте. Как вы решите, так и будет. Кто без карточки? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 40 мин. 39 сек.) Проголосовало за 207 чел. 66,8% Проголосовало против 102 чел. 32,9% Воздержалось 1 чел. 0,3% Голосовало 310 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принято. Кто у нас будет докладывать? Слово для доклада предоставляется председателю Комитета по делам Федерации и региональной политике Иванченко Леониду Андреевичу. ИВАНЧЕНКО Л.А. Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты Государственной Думы! 17 ноября 1995 года был принят законопроект данного названия: "Об основах отношений края, области и автономного округа, находящегося в их составе". Законопроект был принят в первом чтении. В соответствии с регламентной процедурой он был направлен во все субъекты Федерации, во все те структуры, которым положено заниматься подготовкой проекта закона во втором чтении. В ходе изучения содержания законопроекта, принятого в первом чтении, в комитет поступило всего 153 поправки. Он достаточно долго обсуждался в Комитете по делам Федерации и региональной политике. Это, пожалуй, один из самых спорных законов, которыми комитету пришлось заниматься в течение всего этого года. Суть проблемы заключается в содержании этого законопроекта, это взаимоотношения края или области с автономными округами, входящими в их состав. Если привести к короткому заключению, есть две принципиальные позиции. Первая - считать ли единой территорию края или области, в которые входит один или более автономных округов. И вторая - каким способом проводить голосование и референдумы на территориях краев или областей, в состав которых входят автономные округа. Здесь есть соответствующие положения, которые определяются статьей 5 Конституции, статьями 11, 65, 66, 72 и 76 Конституции. В первоначальной редакции, или в редакции, в которой законопроект был принят в первом чтении, он был достаточно объемным, состоял из 35 статей. И поэтому все поступившие поправки рассмотрены. 112 поправок приняты комитетом, и они сведены в отдельную таблицу. В таблице 2 - 41 поправка, которые поступили, отклонены. Комитет рассмотрел с самым активным участием представителей особенно конфликтной зоны (Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский округа) последний вариант проекта закона, который представлен вам для рассмотрения, и принял такое решение: эти две таблицы представить вашему вниманию; за первую таблицу проголосовать и согласиться с принятыми поправками; по второй таблице 41 поправку считать отклоненной; вынести на рассмотрение проект закона, который теперь состоит всего-навсего из 10 статей. Этот закон определяет сейчас два главных, основных положения. Я хочу обратить внимание на них особенно. Статья 3. "Край или область, автономные округа, входящие в их состав, обладает своей территорией, непосредственно включенной в состав территории Российской Федерации. Территория края или области, если в состав края или области входит автономный округ или автономные округа, включает территории автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации, входящих в состав данного края или области". (Все географические карты у нас (эти края и области), все положения по сегодняшний день включают или имеют территории в том былом восприятии, которое, так сказать, было всегда.) И следующее положение, которое вызвало наиболее конфликтную реакцию. Это статья 7 закона, в которой определяется, что "выборы в законодательные (представительные) и исполнительные органы края или области, в состав которых входят автономные округа, проводятся на всей территории края или области, включая территории автономных округов, входящих в состав края или области в соответствии с федеральными законами, законами указанных края или области и законами автономных округов, входящих в состав края или области, если законы данных автономных округов не противоречат федеральным законам, законам края или области. Референдум края или области, в состав которых входят автономные округа, может проводиться на территории края или области, включая территории автономных округов, входящих в их состав, только по вопросам и в порядке, которые предусмотрены договорами и соглашениями между органами государственной власти края или области и органами государственной власти автономных округов, входящих в состав края или области". В чем необходимость, еще раз подтверждаем, принятия данного федерального закона? Она определяется статьей 66 Конституции, часть 4, которая гласит, что "отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области". Таким образом, право депутатов сегодня (законопроект представляется во втором чтении) определить два принципиальных и главных вопроса: будет ли дальше считаться территория края или области с входящими в них автономными округами единой целостной территорией, либо мы, приняв другое решение, создаем прецедент и в девяти сложно подчиненных территориях начинается внутренний сепаратизм. Каждый округ выходит, как говорят, на свои собственные хлеба, со своей собственной территорией, границей и становится полноправным... вернее, реализует полноправное право субъекта Федерации как такового уже как самостоятельный субъект Федерации, не имея никакой связи с краем или областью, в состав которых он входит. И второе положение. Если соглашаемся с тем, что территория эта выступает единым целым, значит, соответственно определяется этим законом порядок проведения голосования на данных сложно подчиненных территориях. Поэтому вместе с принятием постановления по данному вопросу вам предлагается рассмотреть две таблицы, о которых я здесь сказал. И в соответствии с решением комитета предлагается также вариант части первой статьи 7, предложенный председателем Думы Ханты-Мансийского автономного округа Собяниным, который в общей сложности корреспондируется со статьей 7 в несколько иной редакции, которая представлена в проекте закона. Вот все то, что можно доложить по данному вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, спасибо. Депутат Кулик - по ведению. КУЛИК Г.В. Уважаемые коллеги, не могли бы вы поддержать такое предложение: перенести голосование по этому вопросу на время после возвращения нас с зимних каникул в январе. Подумайте, почему я вношу это предложение! ИЗ ЗАЛА. По ведению! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Лукин. ЛУКИН В.П. Уважаемые коллеги! Мы (наша фракция) находимся в очень трудном положении. С одной стороны, многие из нас по первому впечатлению могли бы поддержать этот законопроект. Например, я по первому впечатлению, исходя из изложения, могу сказать, что там есть много такого, что вполне согласуется с моими позициями. С другой стороны, уважаемое большинство, нельзя так навязывать и втаскивать законопроекты в демократическое учреждение - в Государственную Думу. У нас был план, принятый, одобренный. Наша фракция не обсудила этот законопроект во втором чтении: он не был внесен. Поэтому нельзя так делать. Нельзя опять возвращаться к порочной практике: в трех чтениях принимать один закон за другим. Куда мы спешим? Зачем? Чтобы потом их отвергли, потому что мы неправильно, не по процедуре, принимали их? Поэтому наша фракция не может просто по формальным соображениям голосовать за законопроект, который мы не знаем во втором чтении, не просмотрели, не увидели. Вы же сами делаете хуже для закона и для себя. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты! Подождите, давайте сделаем так. По Регламенту, коль скоро доклад был сделан, я должна сейчас предоставить право выступить представителям фракций, депутатских групп, представителям Президента и Правительства. (Шум в зале.) Предложение о том, чтобы голосовать во втором чтении после каникул, никаким Регламентом не предусмотрено. Я не могу ставить на голосование такой вопрос. (Шум в зале.) Так, Леонид Андреевич, вы, пожалуйста, присядьте пока. Уважаемые депутаты! Я понимаю, что... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Леонид Андреевич. ИВАНЧЕНКО Л.А. Уважаемые коллеги, я вам докладываю, что в соответствии с Регламентом все сроки соблюдены. Законопроект этот своевременно был представлен Совету Думы, многократно обсуждался там, направлен в комитеты и фракции. Поэтому упрек, который был высказан, не имеет оснований. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, присядьте, Леонид Андреевич. Есть ли замечания, предложения, возражения у представителя Президента? (Шум в зале, выкрики.) Подождите, ну подождите, я предоставлю вам слово. Ну подождите одну минутку. (Шум в зале.) У представителя Правительства есть замечания? Нет. Пожалуйста, по ведению - депутат Медведев Владимир Сергеевич. МЕДВЕДЕВ В.С. Уважаемые коллеги! Во-первых, Совет Думы принял решение рассмотреть вопрос 14-го числа на Совете, поэтому не было решения Совета Думы о внесении его в повестку дня. Во-вторых, мы так экстренно вталкиваем этот законопроект, что я хочу спросить: у кого на руках есть этот законопроект с толстой папкой поправок к нему, чтобы мы могли разобраться? Вот у одной я вижу, вот и все, но у остальных-то нет, ну два-три... Что ж мы так?.. Ну там можно что угодно поднимать. Ведь не раздавали же этот проект закона! Ну зачем мы так, "на слух", со слов, сейчас будем принимать поправки и рассматривать это? Ну зачем так откровенно давить? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я хочу сказать следующее, как председательствующий. Да, вчера на Совете Думы вопрос о проекте закона не был включен в порядок работы, но сегодня депутат Жириновский внес его в сегодняшнюю повестку. Мы проголосовали за то, чтобы рассмотреть его сегодня. Поэтому все претензии ко мне, как к председательствующему, я не принимаю. В соответствии с Регламентом я должна спросить: есть ли предложения, возражения против поправок у представителей фракций, депутатских групп? Они розданы вам всем. Пожалуйста, возьмите их из дополнительной папки. (Шум в зале, выкрики.) Сейчас, одну минутку, я этот вопрос уточню, он, конечно, существенный. Уважаемые депутаты, я этот вопрос уточнила. 9 декабря всем вам эти поправки были розданы, положены в ящики. Поэтому у вас они должны иметься на руках. (Шум в зале.) Все, я попрошу... Не надо кричать, уважаемые депутаты! Понимаете, самое опасное - это то, что мы вбрасываем спорные законопроекты, а потом здесь вот так ломаем копья. Поэтому в этой ситуации я обязана в соответствии с Регламентом предоставить слово всем представителям фракций и депутатских групп. Фракция Компартии Российской Федерации, у вас есть предложения, замечания, возражения? Иванченко выступил. Фракция либеральных демократов. Пожалуйста, депутат Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Я прошу поддержать этот закон, и вот почему. Именно сейчас нужно, а не как предлагает Геннадий Васильевич: после каникул, в следующем году... Выборы в Тюмени - 22 декабря. Этот закон обусловлен именно тем, что там происходит развал Российской Федерации, когда Ямал или Ханты-Мансийский округ пытаются воспротивиться проведению выборов губернаторов на территории всей области. Нарушили два указа Президента. Меня волнует, почему ушел представитель Президента. Видимо, он случайно ушел, торопится. Президент дважды издал указ провести выборы на всей территории, и все избиратели должны участвовать. Это уже прямое нарушение Конституции и указов Президента. Почему волнуется депутат Медведев? Он от Ханты-Мансийского избирательного округа. Ему нужно поддержать тех, кто ему дал этот мандат. Но эта, так сказать, позиция не годится для общегосударственного решения. Это идет уже промышленный лоббизм. За нефтяную скважину или за газовый краник готовы всем всё раздать по национальному признаку, лишь бы иметь источник обогащения. А мы должны подумать (потому что мы - Государственная Дума всей России), чтобы спасти территории, Это нефть и газ, их добывают, их разведывала вся страна. Вся страна помогала осваивать богатства Сибири, и эти богатства должны использоваться в интересах всего нашего народа. Мы уже потеряли в Туркмении разведанные богатства, в Казахстане, в Чечне. Это последний кусочек русской земли, где есть это "черное золото". Посмотрите, что происходит. Ирак блокирован, Ливия, Ближний Восток - везде из-за нефти война, кровь и насилие. И сейчас лоббируют именно эти промышленные группы. Им хочется. Пусть вся Россия валится, но они присосались к этому источнику, и пусть он будет автономный, и ради этого рушат государство, чтобы они обладали этим краником, они решали, куда направить деньги. Вот в чем беспокойство депутата Медведева. Хотя он русский человек из Самары, но уже обработан определенными кругами и готов Ханты-Мансийскую республику провозгласить и стать там президентом, новый Кувейт там создать, в Сибири. Поэтому нельзя допускать, чтобы национальные регионы в округах, в областях мешали проведению выборов губернаторов областей. Эта русская область пока еще, Тюменская. И там населения коренного - 2 процента. Два! Вы представляете? 98 процентов русских сегодня унижены и должны ходить под ямальским президентом, ханты-мансийским, и скоро в Тюмени не будет нашей администрации. Там уже хотят провозгласить какую-то там татарскую автономию. Мы дойдем до абсурда. Поэтому я предлагаю депутатам поддержать. Это нормальный закон, он не требует материальных затрат, он имеет только одну функцию - сохранить нормальное господство территорий всей России, чтобы области функционировали нормально, иначе мы все наше государство развалим на мелкие сто кусочков. Я прошу поддержать, принять его во втором чтении и в третьем, чтобы 22 декабря все жители Тюменской области спокойно проголосовали за любого из кандидатов на пост главы областной администрации, а иначе это будет губернатор города Тюмени, ибо две трети области уходит под национальные регионы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция "Наш дом - Россия". Кто-то будет выступать? Нет. Фракция "ЯБЛОКО". Я так поняла, что вы выступили, высказались. "Российские регионы", пожалуйста. Депутат Медведев Владимир Сергеевич. (Выкрики из зала.) МЕДВЕДЕВ В.С. Все высказанное Владимиром Вольфовичем я оставлю на его совести, поскольку думаю, что в нем говорит не дважды юрист, а эмоции лоббиста именно администрации Тюменской области. 60 процентов всех валовых денежных средств из Ханты-Мансийского округа уходят в федеральный бюджет. Это во-первых. Во-вторых, 90 процентов жителей Ханты-Мансийского округа - это русские. И в-третьих, Ханты-Мансийский округ по Федеративному договору и по действующей Конституции (нравится это или не нравится) - равноправный субъект Федерации. А посему: в соответствии с Конституцией (у вас на руках есть записка по этому поводу, подписанная мной и коллегами) статья 3 законопроекта, который предлагается принять, категорически противоречит части 3 статьи 67 Конституции. А статья 7 этого же закона прямо нарушает положения статьи 77 Конституции. Кстати, с этим соглашаются и юристы. Если не брать эмоциональную часть этого вопроса, то в соответствии с Конституцией здесь есть прямые нарушения. Поэтому я всегда призывал (не потому, что я депутат от Ханты-Мансийского округа) к чистоте наших законов. И если в законопроекте заложены противоречие и нарушение Конституции, значит, он будет обязательно заблокирован, он не будет принят. Даже если мы сейчас его примем, то Совет Федерации его должен рассмотреть, потом Президент, естественно, должен в соответствии с Конституцией его посмотреть и он будет подписан не раньше чем в будущем году. Но этот закон никак не повлияет на ход выборов 22 декабря. И кроме сегодняшних эмоций, которые Владимир Вольфович накачивает только из-за того, что кому-то пообещал пробить этот закон, это ни к чему доброму не приведет. Я призываю, уважаемые коллеги депутаты, прочитать внимательно нашу записку и поддержать отклонение законопроекта. Нужно сесть за стол переговоров и нормально рассмотреть все эти проблемы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Аграрная группа, будут желающие выступить? Нет. "Народовластие"? Бабурин Сергей Николаевич. БАБУРИН С.Н. Уважаемые коллеги! Я тоже хочу, чтобы вы вдумались в то, что происходит. Нормально ли, когда Президент Венгрии, минуя Москву и Тюмень, едет в Ханты-Мансийск или Салехард? ИЗ ЗАЛА. Нормально. БАБУРИН С.Н. Это ненормально, потому что это попирает все международные нормы. Нормально ли, когда указы Президента Российской Федерации (я могу по-разному относиться к Ельцину Борису Николаевичу, но это Президент Российской Федерации) объявляются рекомендательными на территории автономных округов? (Выкрики из зала.) Нормально ли, когда у нас закон в течение года футболится и господин Медведев уже год говорит: давайте отложим этот закон? И когда господа Медведев, Гонжаров, Лукин и некоторые другие говорят, что это все несвоевременно? Из месяца в месяц это повторять нельзя! Хочу сказать, уважаемые коллеги, что большей дезинформации, чем та справка с анализом закона, которая распространена уважаемыми коллегами, я давно не встречал. В этом законе нет противоречий Конституции. И я хотел бы обратить ваше внимание на решение Конституционного Суда, который настоятельно требует, чтобы мы немедленно приняли закон. Вы посмотрите текст от 17 июля 1996 года. Пункт 1 четко фиксирует, что автономные округа на момент принятия Конституции 1993 года входили в состав Тюменской области. Вы можете привести доказательства, что они оттуда вышли? Нет таких решений. А значит, автономные округа - это часть территории области. Да, им не нравится и быть частью территории области, и они не хотят из области выходить. Округа хотят сохранить это некое междуцарствие, чтобы можно было в этом смешении правовых актов ловить какую-то свою рыбку. Уважаемые коллеги! У нас есть призыв Совета Федерации за подписью Председателя Совета Федерации Егора Семеновича Строева. Он обращает внимание на то, что Государственная дума Ямало-Ненецкого автономного округа в нарушение указа Президента исключила участие избирателей округа в выборах главы исполнительной власти Тюменской области. И он просит принять закон. Без нашего решения все органы государства не могут реагировать на попрание прав избирателей. Я вчера прилетел из Тюмени, где по радио руководители Ханты-Мансийского округа говорят, что приняли, конечно, решение о проведении, так и быть, выборов, но одновременно призывают не ходить на выборы, не работать в избирательных комиссиях. ИЗ ЗАЛА. Ну чего вы врете?! БАБУРИН С.Н. Я говорю то, чему являюсь свидетелем. Я вчера (специально говорю) прилетел сюда из Тюменской области, где встречался не только с губернатором. Поэтому когда в адрес Жириновского говорится, что он лоббирует... Господин Медведев, те ходоки, которые у вас регулярно бывали, у меня они тоже были. Но я им сказал: "Не могу я поддержать ваш сепаратизм. Не могу!" (Аплодисменты.) Уважаемые коллеги! Я прошу очень серьезно отнестись к этому решению и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты! Прежде всего мы обсуждаем законопроект... Я вижу, Геннадий Васильевич, вашу руку. Давайте определимся. Сейчас 18 часов 03 минуты. Тогда я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы продлить работу на 15 минут и все же рассмотреть законопроект? (Сильный шум в зале. Выкрики.) Кто за то, чтобы продлить на 15 минут работу? Пожалуйста, определяйтесь. Кто без карточки? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 03 мин. 41 сек.) Проголосовало за 264 чел. 58,7% Проголосовало против 37 чел. 8,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 301 чел. Не голосовало 149 чел. Результат: принято Принимается. Я предоставляю слово Геннадию Васильевичу Кулику от Аграрной депутатской группы. КУЛИК Г.В. Уважаемые коллеги! Я не меньше государственник, чем господин Жириновский и господин Бабурин. Более того, всю свою сознательную жизнь отдал на то, чтобы крепить государство Российское. Я не являюсь депутатом... (Выкрики из зала.) Да, господин Жириновский, я не являюсь депутатом от этого округа, не состою при кране нефтяном. Но настолько сложная проблема, которую мы хотим сегодня решить за две минуты, что я бы этого не делал. Поэтому я вношу предложение: перенести голосование по этому вопросу. На какую дату? Это другое. (Сильный шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты! Я смотрю: накаляются страсти. Ну давайте все же успокоимся. Давайте успокоимся! Я должна спросить у вас в соответствии с Регламентом: есть ли предложения, замечания у конкретных депутатов? Если прекратить прения, обсуждение, то вносите предложения. Я не могу сама. Вносите конкретные предложения. (Выкрики из зала.) Депутат Жириновский, какое у вас предложение? ЖИРИНОВСКИЙ В.В. Я вношу предложение: все прения прекратить (все точки зрения высказаны - "за", "против") и перейти к голосованию. Если законопроект не пройдет, значит, как сказал Геннадий Васильевич, в следующем году к нему вернемся. А пройдет - будет второе чтение. В третьем чтении можно будет еще что-то добавить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я еще раз акцентирую ваше внимание на том, что я должна была об этом спросить, потому что депутаты также имеют право участвовать в обсуждении законопроекта во втором чтении. Коль скоро поступило предложение депутата Жириновского, я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы прекратить дальнейшее обсуждение? Определяйтесь голосованием, пожалуйста. (Шум в зале, выкрики.) Сейчас я поставлю, я все поставлю, не волнуйтесь, ради Бога. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 06 мин. 00 сек.) Проголосовало за 261 чел. 89,7% Проголосовало против 30 чел. 10,3% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 291 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: принято Принято. (Шум в зале.) Уважаемые депутаты, я прошу вас, присядьте. Депутат Задорнов - по ведению. ЗАДОРНОВ М.М. Уважаемые коллеги, я имею право высказаться по ведению. Во-первых, я прошу Сергея Николаевича Бабурина извиниться перед теми приглашенными представителями, которых мы пригласили точно в срок рассмотреть те законы, которые стоят сегодня в повестке дня. Во-вторых, я должен сказать, что Государственная Дума не уважает сама себя, если вот в таком порядке принимает решения такого масштаба. Поскольку за 15 минут в конце дня вне повестки мы принимаем решения, касающиеся, между прочим, судьбы территорий. (Шум в зале.) Я, депутат от территории, где есть автономный округ, не имею на сегодняшний день позиции, поскольку я не смог, так сказать, благодаря Сергею Николаевичу Бабурину, обсудить взаимоотношения Камчатской области и Корякского автономного округа, который входит в эту территорию. Я хочу иметь право сформулировать свою позицию по данному вопросу, а мне он не дает это сделать. И я считаю, что этим самым он ущемляет не только мои права, но и права избирателей. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты-мужчины! Я прошу вас всех присесть. Мне стыдно на вас смотреть, вы меня простите. Присядьте, пожалуйста, утихомирьте свои страсти. Сейчас я должна поставить на голосование предложение депутата Кулика. Он предложил отложить сегодня голосование по этому вопросу. Пожалуйста, определитесь голосованием. Кто за то, чтобы отложить сегодня голосование? Голосуйте, ради Бога. Кто без карточки? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 59 сек.) Проголосовало за 87 чел. 19,3% Проголосовало против 227 чел. 50,4% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел. Результат: не принято Не принято. Уважаемые депутаты, возьмите в руки таблицу поправок под номером 1. То есть это те поправки, которые рекомендованы комитетом к принятию. (Шум в зале.) Возьмите, пожалуйста, таблицу поправок. Я прошу вас определиться. Мы же проголосовали, что не будем дальше обсуждать вопрос. (Шум в зале, выкрики.) Успокойтесь же. Я прошу вас успокоиться. Успокойтесь, пожалуйста. Депутат Лопатин, что вы хотели сказать? ЛОПАТИН В.Н. Уважаемые депутаты, криком и кавалерийской атакой (как предлагают здесь решать эту проблему) эту сложнейшую проблему федеративных отношений не решить. Поэтому я просил (и эта просьба была уже высказана) поднять руки тех депутатов, у кого есть данный законопроект с таблицами. Нет ни одного депутата, у кого есть этот законопроект. Нет. (Выкрики из зала.) Уважаемые представители ЛДПР, я уже подходил к вам. Оказалось, не те бумаги. Обманывать хватит. Ввязываться во всевозможные авантюры - вот на что мы идем сейчас. Нельзя так. Это сложнейший вопрос федеративных отношений, поэтому надо его решать спокойно. А не таким путем, как сейчас пытаются это делать. (Шум в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, я еще раз прошу всех сесть и успокоиться. Еще раз говорю, что 9 декабря всем были розданы таблицы поправок. Вы должны были с ними ознакомиться, они у вас есть. Поэтому формальных оснований не рассматривать сейчас законопроект я не имею. Я ставлю на голосование таблицу поправок номер 1. Я прошу вас определиться. Я прошу вас голосовать. (Шум в зале, выкрики.) Ну неужели мне вас еще выдворять из зала за нарушение Регламента. Вы меня простите, пожалуйста. Кто без карточки и хотел бы проголосовать? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 10 мин. 21 сек.) Проголосовало за 242 чел. 53,8% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел. Результат: принято Принято. Так, таблица номер 2, таблица отклоненных поправок. Уважаемые депутаты, ставлю ее на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с комитетом и отклонить поправки? Прошу голосовать. Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 11 мин. 08 сек.) Проголосовало за 242 чел. 53,8% Проголосовало против 4 чел. 0,9% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 249 чел. Не голосовало 201 чел. Результат: принято Уважаемые депутаты, я хочу сказать вам следующее. (Шум в зале.) Депутат Нестеренко, я прошу вас сесть. (Шум в зале.) Уважаемые депутаты, послушайте меня внимательно. Я точно следовала Регламенту, я предоставила слово всем руководителям фракций и депутатских групп. (Выкрики из зала.) Уважаемые депутаты, я спросила: есть ли замечания и предложения у конкретных депутатов? После этого я поставила на голосование вопрос о прекращении прений. Мы решили прекратить прения и не рассматривать... Какие претензии ко мне? Поэтому сейчас я ставлю на голосование: принять проект закона во втором чтении. Определяйтесь, пожалуйста. (Шум в зале, выкрики.) Приостановите голосование. Включите микрофон депутату. ИВАНЧЕНКО Л.А. Уважаемые товарищи, в соответствии с постановлением нашего комитета было принято решение внести на отдельное рассмотрение поправку председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа Собянина. Она здесь представлена на последнем листе вместе с решением комитета. Ее содержание касается части первой статьи 7. В принципе она по содержанию совпадает с той редакцией части первой статьи 7, которая представлена. Суть ее заключается в том, что выборы должны проходить с учетом законов края (области) и входящего в его состав автономного округа. Только уже в редакции комитета по согласованию с Правовым управлением здесь было добавлено несколько слов: если эти законы не противоречат федеральному, областному и краевому законам. То есть учитываются законы автономного округа, если они не входят в противоречие с другими. Это решение комитета, и поэтому я прошу решить вопрос: то ли оставить статью 7 в той редакции, в которой она представлена, то ли проголосовать за поправку Собянина. Это принципиальный вопрос. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие ваши предложения? ИВАНЧЕНКО Л.А. Предложение комитета: согласиться с той редакцией, которая представлена в проекте закона. То есть законы автономного округа не должны противоречить федеральному, областному, краевому законам, но они будут учитываться при организации проведения выборов на территории автономного округа. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. То есть вы предлагаете отклонить поправку Собянина? ИВАНЧЕНКО Л.А. Да, предложение комитета - отклонить поправку Собянина. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Нестеренко. (Шум в зале.) НЕСТЕРЕНКО Т.Г. Светлана Петровна, я обвиняю вас в нарушении Регламента. По таблице номер 2 у меня были конкретные предложения о том, чтобы проголосовать отдельно поправки. Я просила у вас слова по этой таблице. Вы, видя это, не дали его мне принципиально. Теперь говорят: поезд ушел. Нет, не ушел! А именно произошло то, что принято сейчас решение в нарушение Регламента. Поэтому я прошу вернуться к таблице номер 2. Это первое. Второе. Вам абсолютно понятно, что мы рассматриваем конституционный закон в отсутствие представителей Правительства и Президента. Я считаю, что вообще этот вопрос не может рассматриваться таким образом. Но - это решение палаты. Тем не менее я считаю, что вы должны извиниться, вот вы лично, потому что такого позора, чтобы я стояла здесь и просила вас, умоляла дать слово, я просто еще не испытывала. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я, конечно, сейчас поставлю на голосование ваше предложение, депутат Нестеренко. Но только я не знаю, за что мне извиняться, если вся палата проголосовала за то, чтобы обсуждение не проводить, чтобы не давать слова конкретным депутатам. (Шум в зале, выкрики.) Хорошо. Уважаемые депутаты, я ставлю на голосование предложение депутата Нестеренко вернуться к таблице номер 2. Пожалуйста, определитесь сами, будем мы возвращаться или нет. Кто за то, чтобы возвратиться... (Шум в зале.) Это отклоненные поправки! (Выкрики из зала.) Нет. Давайте пока возвратимся к таблице. (Выкрики из зала.) Совершенно верно. Будем мы возвращаться? ИЗ ЗАЛА. Чьи поправки?! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутата Нестеренко! ИЗ ЗАЛА. Нет там поправки Нестеренко! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Нестеренко, ваша личная поправка там есть? НЕСТЕРЕНКО Т.Г. У меня нет поправки личной. Я хочу присоединиться... (Сильный шум в зале.) Извините, одну минуточку! Что за шум такой?! Ну что вы делаете, дорогие мужчины?! Мы все устали! Я считаю, что есть поправки (между прочим, законодательных органов власти), которые мы предлагаем внести и проголосовать отдельно. Это право любого депутата - присоединиться к поправке, исключить ее. Конкретно: поправки 3 и 30 нужно голосовать отдельно. (Шум в зале, выкрики.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты! Давайте я поставлю предложение депутата Нестеренко... (Выкрики из зала.) Ну проголосуйте, пожалуйста! Ну не кричите! Кто за то, чтобы возвратиться к таблице поправок номер 2? Кто без карточки? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 16 мин. 53 сек.) Проголосовало за 71 чел. 25,1% Проголосовало против 211 чел. 74,6% Воздержалось 1 чел. 0,4% Голосовало 283 чел. Не голосовало 0 чел. Результат: не принято Не принято. Сейчас я ставлю на голосование поправку председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа Собянина. Комитет возражает против поправки. Как вы решите - так и будет! Кто за то, чтобы принять вот эту поправку - Думы Ханты-Мансийского автономного округа? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Прошу показать результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 17 мин. 42 сек.) Проголосовало за 18 чел. 4,0% Проголосовало против 223 чел. 49,6% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 242 чел. Не голосовало 208 чел. Результат: не принято Поправка не проходит. Я ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении. Пожалуйста, определяйтесь голосованием. Кто без карточки? Прошу показать результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 18 мин. 18 сек.) Проголосовало за 251 чел. 55,8% Проголосовало против 13 чел. 2,9% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел. Результат: принято Принято. (Аплодисменты.)