Заседание № 271

22.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 956299-6 "О приостановлении Российской Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1281 по 1782 из 9740
2-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении Российской            
Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины".    
Докладывает Алексей Евгеньевич Лихачёв, первый заместитель министра             
экономического развития.                                                        
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Президента Российской Федерации,       
первый заместитель министра экономического развития Российской Федерации.       
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, депутаты Государственной Думы, доброе утро! В      
связи с исключительными обстоятельствами, затрагивающими интересы               
экономической безопасности Российской Федерации и требующими принятия           
безотлагательных мер, 16 декабря текущего года Президент Российской Федерации   
принял решение о приостановлении Российской Федерацией с 1 января 2016 года     
действия Договора о зоне свободной торговли СНГ в отношении Украины. В связи    
с этим вашему вниманию предлагается соответствующий законопроект, который       
президент внёс в Государственную Думу, руководствуясь пунктом 4 статьи 37       
Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".           
                                                                                
Договор о зоне свободной торговли был подписан 18 октября 2011 года в           
Санкт-Петербурге, вступил в силу 20 сентября 2012 года после его ратификации    
Россией, Белоруссией и Украиной. К настоящему времени участниками договора      
также являются Армения, Казахстан, Молдова, Киргизия, на особых условиях в      
мае 2013 года присоединился Узбекистан. Договор подразумевает свободу           
движения товаров путём устранения тарифных и нетарифных барьеров в части        
применения мер торговой защиты, технического регулирования, санитарных и        
фитосанитарных мер во взаимной торговле. Кроме того, в нём заложены основы      
для либерализации условий доступа к государственным закупкам и торговле         
услугами.                                                                       
                                                                                
Несмотря на участие в Договоре о зоне свободной торговли, Украина приступила    
к более тесной интеграции с Евросоюзом, подписав в прошлом году 21 марта        
политическую часть, а 27 июня торгово-экономическую часть Соглашения об         
ассоциации между Украиной и Европейским союзом, при этом Украина взяла на       
себя обязательства, несовместимые с обязательствами перед Россией в рамках      
практически всей договорной базы СНГ. В связи с этим ещё до подписания          
соглашения об ассоциации мы неоднократно заявляли о невозможности выполнения    
Украиной обязательств перед СНГ и ЕС одновременно. В то же время существует     
ряд вызовов и непосредственно для России. Наша обеспокоенность заключается в    
том, что, гармонизируя своё законодательство с нормами Европейского союза,      
Украина по ряду позиций выходит из договорённостей о проведении                 
скоординированной политики с Россией в сфере применения санитарных и            
фитосанитарных мер, технических барьеров в торговле и мер торговой политики,    
которые наряду с тарифной либерализацией и упроченным таможенным                
администрированием составляют преференциальный режим в торговле с Украиной.     
Такие шаги ухудшают правила конкуренции на рынке Украины для российских         
поставщиков в пользу экспортёров из ЕС. Так, в сферах технических барьеров и    
фитосанитарных мер российские поставщики будут вынуждены пройти повторные       
дорогостоящие, административно обременительные процедуры оценки соответствия    
поставляемой продукции новым правилам Украины, заимствованным у Европейского    
союза. Необходимо принять во внимание и то, что украинская продукция,           
выпускаемая по нормам и правилам СНГ, будет перенаправлена на российский        
рынок, нанося тем самым ущерб российским производителям.                        
                                                                                
В сфере таможенного администрирования мы идентифицировали риски реэкспорта      
товаров из Евросоюза под видом украинских, а также существенного роста          
экспорта украинских товаров, выдавливаемых с собственного рынка еэсовскими,     
обусловленные в том числе ослаблением взаимодействия наших таможенных служб в   
связи с переходом Украины на европейские правила ведения таможенного дела.      
Даже в существующей в настоящее время доверительной системе российской          
стороной выявлено значительное количество сертификатов, выданных в Украине с    
нарушениями в части определения страны происхождения товаров.                   
                                                                                
Мы указывали на необходимость поиска решений и касательно формата дальнейшего   
взаимодействия энергосистем Украины и России в связи с планируемым выходом      
Украины из параллельной работы с российской энергосистемой, а также в связи с   
вынужденным созданием новых распределительных мощностей в России.               
                                                                                
В целом анализ последствий для экономики России, сделанный по международной     
общепризнанной модели "Global Trade Analysis Project", показал, что в           
краткосрочной перспективе только от тарифной либерализации ущерб составит       
более 3,5 миллиарда долларов для российских предпринимателей. Указанных         
проблем могло бы и не быть, если бы в рамках зоны свободной торговли с ЕС       
Украина сохранила бы за собой право применения собственного, национального      
законодательства.                                                               
                                                                                
Необходимо отметить, что на первоначальном этапе украинское и европейское       
руководства прислушались к нашим опасениям: 12 сентября 2014 года в ходе        
встречи на уровне министров была достигнута договорённость о приостановлении    
применения торговой части соглашения об ассоциации и продолжении переговоров.   
Кроме того, в ходе встречи руководителей государств "нормандской четвёрки" 12   
февраля текущего года было принято решение о продолжении трёхсторонних          
переговоров Россия - ЕС - Украина в целях выработки, я цитирую,                 
"практического решения вопросов, вызывающих обеспокоенность России в связи с    
выполнением соглашения об ассоциации".                                          
                                                                                
За указанный период в целях нахождения практических решений было проведено      
шестнадцать раундов консультаций, из них шесть - на министерском уровне.        
Последняя встреча министра Алексея Валентиновича Улюкаева с министром           
иностранных дел Украины Климкиным и комиссаром ЕС по торговле Мальмстрём        
состоялась вчера в Брюсселе и, к сожалению, позитивным результатом не           
закончилась. С самого начала консультаций мы обозначили партнёрам два           
сценария развития событий: либо мы договариваемся о решениях, снимающих         
озабоченность России, и фиксируем их в юридически обязывающей форме, либо       
Россия будет защищать свои законные интересы в одностороннем порядке. В ходе    
консультаций мы предлагали партнёрам развязку, которая бы обеспечивала права    
России, зафиксированные в действующих между Россией и Украиной соглашениях,     
были готовы к гибкости. При соблюдении таких условий, зафиксированных в         
юридической форме, мы были готовы сохранить преференциальные условия в          
торговле с Украиной. Предложения российской стороны неоднократно направлялись   
в Брюссель и в Киев. Партнёрам было предложено в сфере применения мер           
технического регулирования закрепить на переходный период возможность для       
российских и украинских предпринимателей при подтверждении оценки               
соответствия продукции пользоваться как стандартами ЕС, так и ГОСТами,          
разработанными в последнее время в рамках СНГ, кстати при активном участии      
Украины. В сфере санитарного, фитосанитарного регулирования мы предлагали       
сохранить условия доступа на рынок сельхозпродукции, предусмотренные            
правилами СНГ, с признанием эквивалентности российской системы регулирования    
санитарных форм. Кроме того, мы добивались транспарентности в вопросах          
перевода на стандарты ЕС украинских органов по ветеринарному, санитарному и     
фитосанитарному контролю, чтобы нерешённые проблемы в наших отношениях с        
Брюсселем не сказались на наших отношениях с Украиной. В сфере таможенного      
администрирования мы предлагали организовать трёхсторонний обмен информацией    
о движении товаров и транспортных средств, а также внедрить электронную         
верификацию сертификатов о происхождении товаров в целях предотвращения         
реэкспорта и мошенничества с сертификатами о стране происхождения. В сфере      
энергетики предлагали определить порядок дальнейшей параллельной работы         
энергосетей России и Украины в связи с интеграцией украинских сетей в           
энергосети ЕС. Однако у нас сложилось впечатление, что ни Киев, ни Брюссель,    
игнорируя обязательства Украины перед Россией, ни о чём договариваться и не     
собирались, вместо этого партнёры тянули время, рассчитывая, видимо, что        
имитация консультаций позволит сохранить режим беспошлинной торговли с          
Россией. ЕС и Украина заявляли о невозможности принятия юридических             
обязательств, предлагая нам предоставлять бесконечное количество и так          
очевидных доказательств несовместимости обязательств Украины перед СНГ и        
перед ЕС и навязывая вместо конкретных решений бесконечные консультации в       
рамках рабочих групп. При этом нам постоянно предлагалось взять односторонние   
обязательства о сохранении преференциального режима в торговле с Украиной и     
неприменении в отношении её ограничительных мер. Параллельно с проведением      
консультаций Украина проводила... (Микрофон отключён.)                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. ...проводила активную имплементацию норм соглашения об            
ассоциации в нарушение взятых на себя обязательств в сентябре 2014 года.        
                                                                                
Отмечаем, что действующий на сегодняшний день между нашими странами             
преференциальный режим делает прогнозируемый ущерб для России более             
значительным, обостряет риски для российских предпринимателей и лишает Россию   
возможности быстро и адекватно реагировать на вызовы, которые последуют с 1     
января 2016 года. В таких условиях в целях защиты экономических интересов       
Российской Федерации Президент России принял решение о приостановлении          
действия в отношении Украины Договора о зоне свободной торговли.                
                                                                                
Хочу подчеркнуть, что принятие указанных мер не означает введение торговых      
ограничений в отношении Украины - мы переходим с Украиной на торговлю в         
режиме Всемирной торговой организации, который у нас распространяется           
практически на все страны Евросоюза. Мы не закрываем двери, готовы и дальше     
искать с Украиной пути снятия проблем, вызывающих обеспокоенность, но только    
в том случае, если партнёры подтвердят готовность к принятию практических       
взаимоприемлемых решений.                                                       
                                                                                
Также хочу подчеркнуть, что законопроект предусматривает возможность...         
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алексей Евгеньевич, большое спасибо.                      
                                                                                
Леонид Эдуардович Слуцкий.                                                      
                                                                                
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам              
Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с           
соотечественниками, фракция ЛДПР.                                               
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! После столь всеобъемлющего      
доклада Алексея Евгеньевича Лихачёва буду краток.                               
                                                                                
Тарифная либерализация и имплементация Украиной в своё законодательство норм    
и правил Европейского союза, предусмотренные Соглашением об ассоциации с        
Европейским союзом, нанесут безусловный ущерб экономике России. Кроме того,     
нормы, содержащиеся в Соглашении об ассоциации между Украиной и Европейским     
союзом в части торговли, не дают возможности Украине - да она этого и не        
хочет - выполнять в соответствии с Договором о зоне свободной торговли          
обязательства, которые касаются беспошлинной торговли, а также препятствуют     
выполнению ряда многосторонних соглашений, действующих на пространстве СНГ.     
                                                                                
В связи с этим и с учётом сегодняшней хорошо знакомой нам ситуации на Украине   
президент принял обоснованное решение о приостановлении действия Договора о     
зоне свободной торговли в отношении Украины. И конечно, мы верим, мы            
надеемся, я бы даже сказал, мы уверены в том, что в ближайшие годы - и это не   
утопия - ситуация на Украине нормализуется, хотя сегодня предсказывать очень    
непросто. То, что происходит сегодня, по сути дела, угрожает территориальной    
целостности Украины - она может перестать существовать как единое               
государство, и тем не менее мы верим в то, что ситуация нормализуется и одним   
из первых договоров, которые возобновят своё действие, может стать Договор о    
зоне свободной торговли. Но сейчас я прошу коллег поддержать решение            
президента о приостановлении Договора о зоне свободной торговли в отношении     
Украины.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли у кого-нибудь вопросы? Прошу записаться.                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Николаевич Решульский, пожалуйста.                                       
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Евгеньевичу, он подробно докладывал: ведь речь идёт о   
пространстве Содружества Независимых Государств, и я бы хотел услышать о        
реакции государств - членов СНГ на принимаемый нами законопроект о              
приостановлении Россией действия этого договора в отношении Украины. И каким    
образом это будет реализовываться, если все остальные государства - участники   
СНГ не примут подобное решение в отношении Украины, и не возникнут ли здесь,    
так сказать, обходные пути, через другие государства, реализации того, что      
заложено сегодня в существующем договоре? Какова реакция Белоруссии,            
Казахстана, Киргизии и так далее?                                               
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо, уважаемый Сергей Николаевич.                             
                                                                                
В рамках очень жёсткого вашего Регламента - коротко. Мы с первых дней наших     
консультаций информировали на своём уровне и на уровне правительств наших       
партнёров о проведении работы с Украиной. Вчера Президент Российской            
Федерации предметнейшим образом обсудил эту проблему с лидерами Евразийского    
союза, рассказал им о том, что происходило в последние месяцы и дни. Мы         
ознакомили президентов с документами, которые обсуждались в Брюсселе, эта       
часть совещания проходила в узком формате. Реакцию Александра Григорьевича      
Лукашенко вы, наверное, видели вчера: на открытии заседания Высшего совета      
Евразийского союза он говорил фактически о тех же самых рисках, которые мы      
идентифицировали. Вывод: наши партнёры понимают нашу работу, во многом          
разделяют нашу точку зрения и на уровне соответствующих органов - таможенных,   
фитосанитарных, роспотребнадзора - мы должны сделать всё, чтобы не допустить    
перетока украинских товаров или европейских товаров, что тоже вероятно, через   
территории наших торговых партнёров по Евразийскому союзу.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич Федоткин.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, экономическая ситуация вокруг России непрерывно   
ухудшается, да и в России тоже: и объёмы производства падают, и поддержка       
государством экономики сокращается. И вот ещё один удар: вы сказали, около      
200 миллиардов рублей - это минимальный ущерб, который получит Россия в         
результате замораживания отношений. Скажите, насколько этот документ            
серьёзен, тревожен для Украины, каковы возможные потери украинской стороны?     
Это первый вопрос.                                                              
                                                                                
И второе. Вот 3,5 миллиарда долларов - наши минимальные убытки. Что             
правительство предлагает сделать, чтобы компенсировать потерянные               
возможности? Вместе с этим документом есть какие-то предложения правительства   
или нет?                                                                        
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Конечно есть. Уважаемый Владимир Николаевич, я хотел бы           
подчеркнуть, что три с половиной миллиарда - это прогнозируемые потери          
российских деловых кругов, предпринимателей в случае, если бы мы никоим         
образом не реагировали на запуск зоны свободной торговли Украины с ЕС. В        
данном случае, прерывая режим преференций, начиная работать по жёстким          
стандартам таможенной службы, фитосанитарных норм, мы уже и так, на мой         
взгляд, заметно, можно сказать в разы, минимизируем потери. Это первый          
момент. Второй момент. Ущерб для украинских предпринимателей от потери рынка    
можно оценить следующим образом. В самый тучный год в нашей взаимной торговле   
- это был 2011 год - объём поставок с Украины в Россию достиг 20 миллиардов     
долларов. В этом году, по нашим прогнозам, он упадёт до 5,5 миллиарда           
долларов - таким образом, кратное, в разы, сокращение поставок с Украины в      
Россию уже состоялось. Думаю, что можно говорить ещё о 1,5-2 миллиардах         
долларов потерь для украинских предпринимателей, предпринимательских кругов.    
И главное, что мы предлагаем и с чем активно работаем по линии нашего           
бизнеса, - это выход на новые экспортные рынки, осваивание рынков               
юго-восточных партнёров, открывающихся рынков в Латинской Америке, Африке,      
мощная система поддержки экспорта, которая запущена и становится на крыло в     
Российской Федерации. Всё это реальные элементы поддержки наших экспортёров,    
наших операторов внешнеэкономической деятельности.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Юрьевич Маркелов.                                                        
                                                                                
МАРКЕЛОВ М. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Алексей Евгеньевич, я знаю, что у правительства есть и определённый   
план действий, и программы, но какие ещё меры экономического воздействия на     
Украину рассматриваются в Правительстве Российской Федерации, с учётом того     
что сегодня идёт пробуксовка по минским соглашениям со стороны Украины,         
Украина не собирается выплачивать внешний долг, возрастают риски прохождения    
контрабандных товаров через Украину? И главное, как всё-таки эти меры будут     
сказываться на жителях Восточной Украины, Донбасса, которые, так или иначе,     
всё равно нуждаются в нашей экономической поддержке?                            
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Михаил Юрьевич, вопрос тоже требует обстоятельного ответа. Без    
сомнения, предлагаемое решение далеко не единственное в российско-украинской    
повестке - она по большой части, конечно, сейчас негативна, это факт. Мы        
будем действовать в установленном порядке через судебные органы в вопросе о     
возврате кредиторской задолженности перед Российской Федерацией; в связи с      
антироссийскими санкциями председатель правительства принял решение о           
введении ответных ограничительных мер в отношении Украины; по целому ряду       
направлений ведомственного взаимодействия, в первую очередь в таможенной        
службе, будем наращивать жёсткость и строгость администрирования. То есть       
комплекс мер существует.                                                        
                                                                                
Наверное, абсолютно правильная постановка вопроса. К украинским                 
предпринимателям, к украинским представителям малого и среднего бизнеса у       
России нет никакого негативного отношения, мы не сворачиваем свою обычную       
торговую повестку и готовы развивать сотрудничество практически по всем         
отраслевым направлениям, в этом смысле и юго-восточные области Украины не       
являются исключением, и для более активной работы мы соответствующие планы      
готовим.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                                       
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Список покажите.                                                                
                                                                                
Владимир Вольфович Жириновский, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Меня удивляют вопросы к докладчику. Почему вопросы не задавали, когда в этом    
зале требовали ратификации договора о дружбе, ратификации Харьковских           
соглашений? Во всех случаях фракция ЛДПР выступала против. Теперь начинаем      
обратный отсчёт, теперь начинаем эти отношения отменять. Когда заключали        
договоры, надо было думать и вопросы задавать, а теперь, когда неправильные     
договоры заключили, те же люди говорят: а вот как быть? Почему, когда СССР      
создавали, те, кто создавал, вопросы не задали? У тех, кто ратифицировал        
беловежские соглашения, тоже вопросов не было, сто одиннадцать членов КПРФ      
(тогда это ещё была не КПРФ) проголосовали за - и вопросов не было! А сейчас,   
через двадцать лет, вопрос возникает: а что будет?                              
                                                                                
Позиция правильная, мы поддержим отмену договора, потому что Украина            
постоянно ворует наш газ, всё, что идёт через её территорию, там идёт захват    
нашего имущества, захват церквей. То, что сейчас с голоду могут умереть         
двенадцать прихожан в Ровенской области, вас тоже не волнует?! Милиция стоит    
и ничего не делает, потому что все милиционеры - атеисты, сто процентов, им     
наплевать на то, какой храм, какой крест, и на всё остальное!                   
                                                                                
Тоже можно вопрос задать: кто воспитал такое население на Украине, что          
сегодня они к нам относятся хуже, чем в некоторых государствах, с которыми мы   
никогда не дружили и никаких договоров не заключали? Почему так происходит?     
Потому что слишком сближаемся, а хуже всего себя ведут в семье. Вот сейчас      
несколько семей - бегают, друг у друга детей воруют, мешают встречаться, а      
всё потому, что бывшие муж и жена, родственники, слишком тёплые были            
отношения. Так и страны: всё ликовали, фестивали, дружба, дружба - ну нельзя    
так! Есть в западном мире понятие "дружба народов"? Нет, это мы изобрели.       
Никто не может дружить, должны быть отношения, связанные с реальностью, с       
прагматикой, и это должно выражаться, так сказать, в стоимости - а мы всё       
раздаривали. Я понимаю почему - думали: ну, вот будем дарить, помогать          
бесплатно, и они будут с нами. Есть сегодня результат? Ноль, и даже не только   
ноль, а в минус пошло, хуже стало, но выводы не делаются, никто не хочет даже   
провести "круглые столы", чтобы как-то осудить эту линию. Это же Ленин начал    
русофобскую линию: Сталин за русских - Ленин против русских. Ну и что мы        
получили? Так же нельзя! Ведь украинизация русских самым оголтелым образом      
велась с 1920 по 1939 год, война остановила, а хотели всех русских сделать      
украинцами, хотели, чтобы говорили по-украински. Сейчас до чего дошло? В        
школах Украины раздали памятки, как скорее забыть русский язык. Во всём мире    
очередь на факультеты и кафедры русского языка - во всём мире! - не хватает     
учителей, профессоров, не хватает учебников, а на Украине выдают памятку, как   
скорее забыть русский язык! Вот эта животная антирусская, так сказать,          
направленность выражается и через экономику. Мы их содержали, а теперь их       
премьер-министр внаглую говорит: "Платить не будем". Он определил статус        
долга: мы, оказывается, взятку дали Януковичу, хотя в открытую одно             
государство другому предоставило кредит! Тогда все кредиты в мире - взятки!     
Человек не понимает, плохо образован, где он учился - мы не знаем. Это вот      
проблема.                                                                       
                                                                                
В чём была ошибка? Создали СССР - это была главная ошибка. Нужно было           
остановиться на Февральской революции: без царя, но война до победного конца,   
и взять Константинополь - тогда сегодня никто не сбивал бы самолёты. Взяли      
часть Польши, посчитали её Западной Украиной и отдали советской Украине - это   
тоже была ошибка. Мы не понимали, что там было очень враждебное нам             
население. В советской Украине все хорошо относились к русским, они и были      
русскими, а когда включили туда Западную Украину, эта зараза пошла по всей      
Украине. Нужно было назвать эту территорию Республикой Галицией, и была бы      
шестнадцатая советская республика или семнадцатая - у нас тогда уже было        
шестнадцать республик, а стало бы семнадцать. Нет, опять не подумали:           
специалистов не хватает - решают чиновники. Сперва Донбасс отдали, потом        
Крым, потом Галицию - вот такого монстра пятидесятимиллионного соорудили, а     
теперь Крым обратно вернули, Донбасс в крови, договора разрушаем... Вот кто     
так делает? Неумёхи! Ребёнок из конструктора что-то собирает - у него дом       
валится, а тут целую страну подняли на западных границах! На юге Турцию         
подняли - ведь это мы построили ей заводы, дали газ. Мы что, думали, что        
турки будут с нами дружить, что ли? Вы что, не понимаете этого? Сколько у нас   
тюркологов, где они работают, тюркологи? Нигде, по специальности ни один        
тюрколог не работает. Значит, готовим специалистов, но работы им не даём, а     
потом люди, не знающие Турцию, принимают решения, люди, не знающие Украину,     
принимают решения. До сих пор там сидит Зурабов, такой провал на Украине -      
его выгнать надо, чтобы его и близко не было на дипломатической работе, а он    
до сих пор сидит! Мне советовал: давай с Кличко, с партией "УДАР" отношения     
устанавливай, - с фашистами устанавливать отношения?! Значит, ничего не         
понимает посол - чего же вы хотите, - значит, МИД плохо разбирается в этих      
вопросах, то есть докладывают президенту неправильную позицию.                  
                                                                                
Как в том случае: доложили президенту, что надо изымать земли, принимать        
закон, - и Госдума в мае 2013 года приняла закон об изъятии земель. Белоусов,   
помощник президента, плохо соображает, по кооперативам ничего не соображает,    
мешает депутатам вступать в кооперативы. Что это за помощник?! Это              
антиэкономика, его выгнать нужно, этого Белоусова! Представителю президента     
об этом говорю. Причём он выступает против депутатского корпуса - это что,      
помощник президента?                                                            
                                                                                
Вот так же по Украине напортачили, по Турции напортачили помощники - с ними     
надо разбираться, они плохо подготовлены, они плохо соображают, специалистов    
мало! Когда будут специалисты, тогда будет успех, пока специалистов мало...     
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Татьяна Николаевна Москалькова.                           
                                                                                
МОСКАЛЬКОВА Т. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                               
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"   
поддержит этот ратификационный закон, но мы выражаем огромное сожаление, что    
приходится приостанавливать наши договорённости, в том числе с Украиной, по     
поводу зоны свободной торговли, и очень надеемся, что это не денонсация, а      
действительно приостановление, которое позволит вернуться к взаимовыгодным      
товарным отношениям. Это соглашение не ответ на недружественные шаги со         
стороны Украины, а абсолютно прагматическое решение, имеющее прагматические     
цели, потому что входить в ЕС за счёт России аморально, незаконно и             
необоснованно. Ещё в 2014 году Владимир Владимирович Путин абсолютно чётко      
определил последствия вхождения Украины в ЕС на тех условиях, которые она       
выбрала, и сегодня мы делаем логичные шаги в рамках существующих                
договорённостей и сделанных Украине предупреждений. По предварительным          
подсчётам, только от либерализации тарифов Россия терпит ущерб в размере 3,5    
миллиарда долларов, и мы не можем на это пойти при условиях, которые Украина    
установила при вступлении в ЕС. Если бы Украина, как, например, Вьетнам,        
заключая с нами договор о свободной торговле, оговорила, что сохраняет за       
собой право на применение собственного национального законодательства, тогда    
не нужно было бы делать эти шаги по приостановлению. Но сейчас мы вынуждены     
защищать свой рынок, свою конкурентоспособную среду и идти на                   
приостановление. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" считает, что нельзя давать       
Украине возможность входить в ЕС за счёт нашего государства, она должна была    
взвесить все риски и последствия, и мы поддерживаем это решение и этот          
законопроект.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Кашин.                                                        
                                                                                
КАШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным            
ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ.                          
                                                                                
Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич.                                           
                                                                                
Уважаемые товарищи, фракция Компартии Российской Федерации также поддерживает   
это решение, и в первую очередь мы исходим из требований безопасности нашей     
страны. Экономический хаос, политическая неразбериха на Украине приводят к      
тому, что самые неблагонадёжные западные фирмы прихватывают украинские          
плодородные земли, начинают процветать самые грязные технологии, в том числе    
всё, что связано с производством генно-модифицированных сельскохозяйственных    
культур. Вот на этом направлении, безусловно, нам надо усиливать защитные       
мероприятия, в том числе таможенную составляющую: надо укреплять всю систему    
таможенного контроля и оградить сограждан от опасности, ведь ни для кого не     
секрет, что эти товары могут пойти через другие страны, в том числе через       
братскую Белоруссию.                                                            
                                                                                
Конечно, если говорить о братском народе Украины, мы с сожалением               
воспринимаем подобный шаг. Понятно, что это временно, что этот режим долго не   
удержится, но в ситуации, когда взрываются линии электропередачи и жители       
Крыма - старики, дети - неделями остаются без света, когда творится беспредел   
с неуплатой долгов Украины перед Россией, необходимость принятия данного        
закона очевидна.                                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, я ещё раз хотел бы от имени фракции сказать, об этом         
говорил и Владимир Вольфович: уникальная национальная политика СССР,            
братство, которое было во всех республиках Советского Союза, извращены за эти   
годы, и снова бросать камень в наше великое братство, которое, по существу,     
воспитало всех, кто присутствует в зале, в общем-то, неправильная позиция.      
Давайте будем уходить от этого, давайте будем реалистами, а не извращенцами в   
этом вопросе. Это наша великая история, это наши победы, и, когда мы говорим,   
что тогда в феврале не дошли до Константинополя, давайте вспомним, что в        
1945-м дошли и везде танковые армии поставили, но потеряли это... (Микрофон     
отключён.)                                                                      
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четыре минуты добавьте.                                   
                                                                                
КАШИН В. И. Мы поддерживаем данное постановление.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лебедев Олег Владимирович, с места.                                             
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Владимир Вольфович в своём          
выступлении сказал, что договор заканчивает своё действие, - я думаю, что он    
оговорился и на самом деле действие договора приостанавливается, потому что     
наши взаимоотношения с Украиной не заканчиваются. Я уверен, что ещё придёт      
время, когда на Украине возобладает разум и договор снова будет работать,       
ведь украинский народ, несмотря на позицию официальных властей Украины, на      
самом деле был, есть и остаётся для нас братским народом.                       
                                                                                
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает закон.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Владимирович.                               
                                                                                
Алексей Евгеньевич, есть необходимость ещё раз выступить? Пожалуйста.           
                                                                                
ЛИХАЧЁВ А. Е. Уважаемые Иван Иванович, Александр Дмитриевич, депутаты!          
Огромное спасибо за обсуждение, огромное спасибо за всю совместную работу в     
этом году. С наступающим Новым годом!                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7337 по 7353 из 9740
2-й вопрос, проект федерального закона "О приостановлении Российской            
Федерацией действия Договора о зоне свободной торговли в отношении Украины".    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 02 мин. 56 сек.)                 
Проголосовало за              428 чел.95,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    428 чел.                                          
Не голосовало                  22 чел.4,9 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8882 по 8889 из 9740
МОСКАЛЬКОВА Т. Н. Уважаемый Иван Иванович, по пункту 2 голосовали за            
законопроект: Ванчугов, Епифанова, Москалькова, Петров, Сердюк, Тарнавский,     
Финько, Харлов, Шеин.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.