Заседание № 362
02.06.2021
Вопрос:
О проекте федерального закона № 955885-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в части обеспечения беспрепятственного пользования инвалидами информационными и телекоммуникационными ресурсами, используемыми для оказания услуг посредством информационно-коммуникационной сети).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2705 по 2833 из 5075
Коллеги, мы сейчас переходим к рассмотрению законопроектов в первом чтении в особом порядке. И, как договорились при обсуждении повестки, сначала рассматриваем пункт 40. Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Доклад Андрея Альбертовича Кузьмина. КУЗЬМИН А. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами живём в эпоху тотального научно-технического прогресса. Ещё 20 лет назад мы себе и представить не могли, что мобильная телефонная связь станет способом общения сотен миллионов людей, а рождаемый на основе этих мобильных технологий доступ к ресурсам Интернета обеспечит возможность участия человека в социальных и экономических процессах вне зависимости от места его нахождения. Но всё, что я сказал, касается в основе своей людей, не имеющих каких-либо ограничений по здоровью. Настоящим законопроектом предлагаются изменения, направленные на обеспечение доступности контента, размещённого в сети Интернет, для людей с разного рода расстройствами функций организма, в том числе для инвалидов разных категорий: слепых, слабовидящих, глухонемых, а также людей с нарушениями интеллекта и статодинамических функций. Информация в Интернете, размещённая на сайтах и в приложениях, зачастую представлена так, что такие люди даже с помощью специальных аппаратно-программных средств и вспомогательных технологий не могут ею воспользоваться. Однако сегодня тенденция к увеличению электронного документооборота, развитию электронных форм торговли, оказанию информационных и иных услуг повышает актуальность обеспечения доступности интернет-ресурсов для указанной категории граждан. Изменения необходимо внести именно в статью 15, а не в статью 14, так как сайт, размещённый в сети Интернет для оказания посредством его услуг, используется как интерактивный портал, а не только в качестве источника информации. Конституционный принцип свободы распространения и получения информации налагает дополнительные ограничения на практические способы правового регулирования в сфере информации. Судебная практика по спорам об обеспечении доступности для инвалидов, в частности по зрению, сайтов различных учреждений и организаций показывает, что при разрешении дел часто используются аргументы о необходимости обеспечения доступности средств связи и информации согласно положениям части второй статьи 15. В таких странах, как США, государства Европейского союза, существуют законодательные требования к обеспечению доступности сайтов и приложений не только государственных и муниципальных учреждений. Предлагаемое мною изменение - это конкретный правовой инструмент обеспечения для всех категорий инвалидов доступности сайтов не только государственных и муниципальных учреждений, но и других организаций, являющихся элементами социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, это интернет-магазины, банки, управляющие компании, частные больницы, поликлиники, поставщики коммунальных услуг. Наряду с уже имеющимся оказанием государственных и муниципальных услуг можно обеспечить дистанционное обучение, электронный документооборот. А что говорить о таких ныне актуальных и недоступных для этой категории людей услугах, как приобретение товаров, доставка их на дом, покупка авиабилетов, заказ такси и другие услуги! Использование этих современных возможностей для инвалидов часто затруднено или практически невозможно по причине недоступности для них интернет-ресурсов, а также документов в электронно-цифровой форме, интерфейсов, собственных контентов. Коллеги, сегодня такие услуги оказывают промышленные предприятия, небюджетные организации, они развивают функцию голосового помощника, создают приложения на основе тактильного контакта, поэтому, чтобы нам с вами не плестись в хвосте научно-технического прогресса, давайте ускорим этот процесс, поддержав наши изменения в этот закон. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Михаила Борисовича Терентьева, пожалуйста. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, на заседании комитета мы рассмотрели проект федерального закона. Считаем несомненно значимым обеспечение доступности информационных ресурсов. Вместе с тем предметом регулирования статьи 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов..." является обеспечение условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, при этом информация об этих объектах должна быть представлена в доступном формате. Также обращаю внимание, что информация, представленная на сайтах, должна соответствовать национальному стандарту Российской Федерации "Интернет-ресурсы и другая информация, представленная в электронно-цифровой форме. Приложения для стационарных и мобильных устройств, иные пользовательские интерфейсы. Требования доступности для людей с инвалидностью и других лиц с ограничениями жизнедеятельности" - данный стандарт утверждён приказом федерального агентства 29 августа 2019 года. Указанный стандарт содержит все требования к доступности информации, представляемой в электронно-цифровом формате. Требования стандарта распространяются на доступность человекоориентированных интерфейсов информационных ресурсов и программного обеспечения на стационарных и переносных компьютерах. В рамках контрольно-надзорной деятельности у органов надзора также есть полномочия по контролю за соблюдением этих требований. По данному законопроекту у Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются замечания. Комитет Совета Федерации по социальной политике отмечает необходимость существенной доработки данного текста. Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает, указывая, в частности, на невозможность оценить объём дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Счётная палата также не поддерживает законопроект и объективно не может оценить финансовые последствия принятия закона ввиду отсутствия информации о механизме реализации предложенных изменений, а также каких-либо расчётов. Тем более непонятно, какие мероприятия можно включить в государственную программу "Доступная среда" и сколько это будет стоить. По результатам рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов были получены положительные отзывы из четырёх субъектов, отрицательные - из девяти субъектов. С учётом детального обсуждения на заседании комитета Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов предлагает отклонить данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 05 мин. 21 сек.) Проголосовало за 92 чел.20,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 93 чел. Не голосовало 357 чел.79,3 % Результат: не принято Отклоняется.