Заседание № 289
О проекте федерального закона № 954176-6 "О внесении изменений в статьи 24 и 40-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части обеспечения сохранности создаваемых в электронном виде документов кредитных организаций; принят в первом чтении 17 февраля 2016 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 24 и 40-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Так, 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Докладывает Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект был принят в первом чтении 17 февраля. Срок подачи поправок закончился 17 марта. К законопроекту поступило четыре поправки, все они рекомендуются к принятию. Одна из поправок уточняет наименование законопроекта: в первом чтении он назывался "О внесении изменений в статьи 24 и 40-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Прошу поставить на голосование таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Сергей Владимирович, что-то не видно движения в ваших рядах. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 14 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 307 чел. Не голосовало 143 чел.31,8 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В случае принятия данного законопроекта во втором чтении комитет просит поставить его на голосование в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 08 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6 % Результат: принято Принят во втором чтении. Будут ли выступления по мотивам? Нет. Ставлю на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 01 мин. 33 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 280
О проекте федерального закона № 954176-6 "О внесении изменений в статьи 24 и 40-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части обеспечения сохранности создаваемых в электронном виде документов кредитных организаций).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Докладывает Юрий Иванович Зубарев. ЗУБАРЕВ Ю. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В целях обеспечения сохранности информации, отражаемой кредитными организациями, банками в электронных базах данных, предлагается расширить перечень оснований для направления Банком России требования о предоставлении ему резервных копий электронных баз данных, и указанный перечень оснований дополняется следующими случаями: введение ограничения или запрета на осуществление кредитной организацией отдельных операций; введение запрета на привлечение во вклады денежных средств физлиц или открытие банковских счетов физлиц; возникновение оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации; принятие решения о направлении в кредитную организацию представителей Банка России и Агентства по страхованию вкладов в целях проведения анализа финансового положения кредитной организации. В действующем законодательстве предусмотрено, что Банк России направляет в кредитную организацию такое требование только в случае возникновения оснований для отзыва лицензии, и нередко, когда направляется такое требование, банк воспринимает это как "чёрную метку" и зачищает все свои базы данных, и потом АСВ приходит туда уже на пустое место, как говорится. Для предотвращения таких ситуаций и предлагается расширить перечень оснований, при наличии которых в обязательном порядке будет направляться требование о создании резервных копий. Прошу поддержать. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Николаевич Гончар, пожалуйста. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Это тот законопроект, о необходимости внесения которого в Государственную Думу неоднократно говорили на заседаниях Комитета по финансовому рынку. Действительно, на сегодняшний день любое предписание, любой запрос воспринимаются - правильно сказал Юрий Иванович Зубарев - как сигнал, что нужно чистить электронные базы данных. По закону банки должны все совершаемые ими операции, сделки отражать в электронных базах данных. Законопроектом, который внесло Правительство Российской Федерации, предусматривается расширение перечня оснований для направления Центральным банком и Агентством по страхованию вкладов такого запроса, но мы считаем, что любое из перечисленных дополнительных оснований тоже может послужить поводом для того, чтобы базу данных начали усиленно чистить. При условии доработки данного законопроекта ко второму чтению комитет поддерживает его принятие в первом чтении. Мы готовы поработать над тем, чтобы ещё больше расширить перечень оснований для направления требования Центральным банком, а может быть, сделать систему такой, чтобы любая операция по занесению информации в электронные базы находила отражение в резервных копиях, которые с определённой периодичностью будут направляться в Центральный банк. Повторяю: этот закон не упростит деятельность банков, но в том положении, в котором мы сейчас находимся, знаете, как говорится, лучше перебдеть, и поэтому создавать ситуации, когда по любому возможному поводу... А мы недавно сталкивались с подобными ситуациями: потом не найдёшь концов, не найдёшь людей, которые эти процедуры осуществляли! Мы, конечно, проконсультируемся с Центральным банком и с Агентством по страхованию вкладов, но в принципе нам в комитете понятно, в каком направлении будет идти доработка законопроекта ко второму чтению. Просим принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Николаевич, присаживайтесь. Уважаемые коллеги, сегодня в 12 часов открывается выставка "Неделя здорового сердца" - я предлагаю прерваться, с тем чтобы вы все могли посмотреть выставку, а обсуждение законопроекта продолжим после второго перерыва. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Какие возражения с вашей стороны? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, будут вопросы, будет обсуждение, конечно.
Продолжаем обсуждение 8-го вопроса повестки дня. Напомню, мы заслушали доклад и содоклад. Будут ли вопросы у депутатов? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемый Юрий Иванович, я занимаюсь проблемой электронной России - сохранности электронных данных - уже давно, есть даже два законопроекта, которые, к сожалению, были отклонены. Могу привести официальные данные: Россия в последние годы стабильно находится в пятёрке стран, занимающих первые места по объёму снятия информации хакерами, и не только российскими, но и зарубежными; в последние годы с электронных счетов снимают по 10-15 миллиардов рублей. Поэтому закон-то будет, а вот где гарантии, что мы сможем сохранить и эти данные, и все другие, коль так легко в России их снимают? Не кажется ли вам, что, учитывая очень тревожную внешнюю ситуацию вокруг России и даже внутри России, может, лучше прекратить хождение каких-то данных в электронном виде, и оставить их в бумажном варианте, ну раз так легко к нам проникают в электронные базы и снимают любую информацию? Об этом вы, кстати, не хуже меня знаете. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Юрий Иванович. ЗУБАРЕВ Ю. И. Владимир Николаевич, спасибо за вопрос. Что касается сохранности данных на электронных носителях в банках, то чем надёжнее банк, тем надёжней служба безопасности и тем надёжней хранятся данные как в бумажном, так и в электронном виде. И чем надёжнее банк и служба безопасности, тем ниже проценты в банках, поэтому вкладчики, когда принимают решение о выборе кредитной организации, в которой будут храниться деньги, должны ориентироваться в том числе не только на проценты по вкладу, но и на надёжность банка. Это первое. Второе. Что касается в целом проблемы, которая в принципе выходит за рамки данного закона, проблемы надёжности и безопасности хранения информации в электронном виде в Российской Федерации, то я хочу сказать, что этому вопросу государство уделяет достаточно серьёзное внимание, - есть специальные подразделения и в МВД, и в ФСБ, и в других службах, которые этим занимаются на высокопрофессиональном уровне. Судя по публикациям в зарубежной прессе, эту работу наши стратегические партнёры оценивают, в общем, вполне с уважением. Возвращаясь к банковской теме в контексте данного закона, я хочу сказать, что есть ещё один аспект, на который я хотел бы обратить внимание. Хакерские атаки на кредитные организации накануне отзыва лицензии - это в целом, конечно, ситуация неприятная в принципе, но регулирующие органы совместно с правоохранительными органами рассматривают это и с той точки зрения, что, возможно, это как пожар на складе накануне проверки, поскольку это такое "удачное" стечение обстоятельств, что хакерская атака случается накануне отзыва лицензии, владелец банка знает о скелетах в шкафу и начинает предпринимать какие-то меры, - вот этим специально занимаются, на этот аспект как раз обращают внимание. Ещё раз спасибо за вопрос, вы привлекли внимание к достаточно важной проблеме, и это обсуждение, возможно, каким-то образом отвадит тех, у кого были намерения такими финтами заниматься, ну, по крайней мере сейчас, может быть, лишний раз подумают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Напомню, что мы ведём речь - а то уже четыре часа прошло - об электронной форме копий документов. Юрий Иванович, у меня вопрос следующий. Мы понимаем, насколько необходима эта копия, потому что те люди, которые приходят с определёнными задачами в эти организации, они вообще компьютеров там не находят, не то что бумажных копий, и поэтому говорить о дублировании, о том, где должна находиться копия, тем более вот об этих дополнительных случаях, когда хранится копия, - это, на мой взгляд, всё-таки промежуточный шаг. В чём проблема, почему нельзя для таких организаций, как банки, ввести обязательность наличия копий, определения им места, чтобы все были спокойны - и мы, как пользователи услуг этих банков, и контролирующие их структуры, и сами банки, которые будут понимать, что не нужно в ночь ничего тут с лопатой делать? Поясните, пожалуйста. ЗУБАРЕВ Ю. И. Действительно, справедлива постановка этого вопроса, он обсуждался, Сергей Михайлович, мы обсуждали эту проблему с Центральным банком, и было принято решение, что та норма, которая сейчас содержится в законе "О банках и банковской деятельности", достаточна: предписывается, что банки должны хранить информацию в электронном виде, а навязывание им в обязательном порядке ещё и резервирования данных посчитали излишней административной нагрузкой. Мы, возможно, вернёмся к этому вопросу - посмотрим, как будет работать механизм, который сейчас данным законопроектом предлагается, и при необходимости ещё раз вернёмся к этому вопросу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Юрий Иванович, спасибо за этот законопроект, вопрос поставлен правительством, мне кажется, правильно. Единственное скажу, и я полностью тут согласен с комитетом, с тем, о чём говорил Николай Николаевич Гончар: то, что вы предложили дополнительно, проблему не решает. Мне кажется, что вообще ЦБ должен в каком-то режиме эти электронные материалы запрашивать - например, раз в неделю, раз в месяц, - чтобы это, так сказать, не напрягало банки, и тогда в нужный момент в ЦБ будет необходимая информация. Наша фракция поддерживает предложение, которое высказано комитетом. А мой вопрос связан с другим. Написано, что руководитель кредитной организации также несёт ответственность в соответствии с федеральным законом, - а какая это ответственность, может, мы её существенно усилим, вплоть до уголовной, если не предоставляется эта информация руководителем кредитной организации? ЗУБАРЕВ Ю. И. В данном случае это административная ответственность, но мы с вами согласны, считаем, что нужно посмотреть, как будет применяться данный закон с учётом новых оснований, которые мы вводим, и мне кажется, что острота проблемы с принятием этого закона будет снята. А что касается расширения обмена данными между регулятором и банками, кредитными организациями, то опять же скажу, что такая постановка вопроса правомерна, но я просто хочу отметить, что в настоящее время отчётность представляется банками в огромных объёмах и Центральному банку как регулятору, и службе по финансовому мониторингу. Так что эта работа в принципе отлажена, и она ведётся, но объём информации, повторяю, колоссальный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит данный законопроект. Мне кажется, он совершенно верный, особенно в нынешних условиях, когда наши банки, извините, валятся как по объективным, так и по субъективным причинам, я даже полагаю, что они валятся именно по субъективным причинам, потому что уровень корпоративного управления в этих банках не лезет ни в какие ворота. Если банковская деятельность является бизнесом и если вы ведёте бизнес, то есть осуществляете предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, но не зарабатываете при этом банковскую маржу, то перед вами встаёт угроза разорения либо вы разоряетесь, и это совершенно нормальная ситуация. В связи с этим я хочу заметить: хотя Юрий Иванович и говорит, что банк представляет массу информации, но, к сожалению, мы сейчас и из прессы узнаём, и на встречах с банкирами, и не только с банкирами, а также и с регулятором слышим, что в одном банке дыра в 20 миллиардов рублей, в другом банке дыра в 50 миллиардов рублей, и, как говорят профессионалы, не увидеть такую дыру невозможно - значит, либо не та информация представляется, либо в Центральном банке её не хотят анализировать. Вывод здесь простой, вывод следующий: если Центральный банк хочет получить необходимую информацию, видя и понимая, что есть дыра и банк не справится, а акционеры банка не помогут ему выправить положение, то надо сохранить всю информацию, запросив её надлежащим образом, ведь то, о чём говорил Николай Николаевич Гончар и о чём, видимо, говорилось на заседании комитета, совершенно верно. Значит, полный объём информации с какой-то периодичностью Центральный банк должен получать, и это должно делаться для того, чтобы руководство банка не напрягал вопрос, для чего запрашивается информация, чтобы это не было каким-то сигналом, что, мол, раз ЦБ запрашивает эту информацию, значит, у него есть какие-то подозрения, и, может быть, не просто подозрения, а наработки, с тем чтобы банк лишить лицензии, санировать либо сделать с ним что-то иное. И в связи с этим, Юрий Иванович, мне кажется, что председатель правления банка не должен отделаться административной ответственностью, мне кажется, несмотря на то что мы декриминализируем многие статьи Уголовного кодекса, для председателей правлений банков стоит ввести очень жёсткую ответственность вплоть до уголовной, поскольку банки, как правило, распоряжаются не своими деньгами, а деньгами, во-первых, акционеров, а во-вторых, государственными, и за это надо отвечать, а не так, что человек уехал за рубеж, а нам, точнее, правоохранительным органам, как говорится, придётся искать банковские активы в разных странах, по всей Европе. А так законопроект в первом чтении мы однозначно поддержим, предлагаю его доработать и быстро принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов. КАТАСОНОВ С. М. Я перед приходом в зал смотрел телевизор, и там показывали Мантурова, который вешал чипы на носки, шубы и другую атрибутику, - как я понимаю, задача такая: всё пересчитать и в результате понять, где вообще деньги, - ну, наверное, в конечном итоге нам всем станет лучше. Я думаю, что носков в нашей стране выпускают ненамного больше, чем имеется банков, вместе с тем мы их хотим зачиповать, хотя, наверное, понятно, что это дело недешёвое, но тут, как говорится, вопрос приоритетов. Я думаю, Юрий Иванович, вы по роду своей деятельности знаете, что у нас есть, скажем так, и другие виды операционной деятельности, информация по которым достаточно адекватно и спокойно хранится. Для того чтобы какой-то оператор связи пришёл и начал действовать, он сначала идёт в другую организацию, где ему говорят, куда поставить сервер и что всё идёт через этот сервер и хранится там бесконечно долгое время, хотя это вообще информация бытовая, но она может понадобиться. Кстати, фракция ЛДПР неоднократно говорила, что это хорошо, и тем более, если это касается депутатов Госдумы, - мы вообще должны быть прозрачными, так сказать, просветными, понятными. Самое главное, эти структуры всегда позовут и подскажут, чтобы мы не сделали неверный шаг, мы же все ради этого и живём, и работаем, и надеемся, что это будет касаться и простых избирателей. Так вот, повторю, это вопрос приоритетов, и если для нас банковская тема является актуальной, то мне непонятно, почему мы не можем иметь соответствующие защищённые серверы для хранения этой информации, чтобы не нужны были никакие запросы Центробанка или депутата Катасонова. Мы же с вами понимаем, что это хозяйствующий субъект, и в час икс происходят определённые события, и базы вычищают не только после того, как пришёл запрос, но и в тот момент, когда собственник или акционеры принимают какие-то конкретные решения, - так что мне ситуация вообще непонятна! У нас Набиуллина второй год эти банки, так сказать, уничтожает, ну, в хорошем смысле слова, подчищает ситуацию, а бывает так, что мы приходим в банк и вообще не находим серверов, не находим бумажных носителей, договоров... приходят люди, а мы не можем, как с "Мособлбанком", информацию получить: были такие договора, не были. Поэтому я считаю, что позиция, о которой доложил Юрий Иванович сегодня с трибуны, очень скромная, - надо более жёстко, более понятно, самое главное, что в этом депутаты вас поддержат. Мы считаем, что нам скрывать нечего, гражданам скрывать нечего, - если так, тогда почему мы не можем иметь необходимые серверы и копии?! Вперёд, ЛДПР вас благословляет, мы поддержим, но надо жёстче! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Юрий Иванович Зубарев. ЗУБАРЕВ Ю. И. Одну минуту буквально. Мы благодарим за поддержку законопроекта - считаем, что этот шаг поможет разрядить ситуацию. Мы понимаем, что сейчас мы не можем выполнить ваши пожелания и полностью всех очиповать, полностью оцифровать все данные, чтобы их запрашивать в постоянном режиме, для этого надо будет создавать параллельную банковскую систему, но механизм, который предусматривается данным законопроектом, позволит работать по наиболее уязвимым банкам, по наиболее опасным, рисковым банкам, позволит работать системно. Таким образом, здесь мы работаем в одном направлении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Николаевич Гончар. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Дискуссия была широкая. К сожалению, мы не можем с полной ясностью сказать, в каком состоянии находится банк, до тех пор пока туда не приходит комиссия с проверкой, а после того, как она приходит туда, ситуация становится предельно ясной. Предложение, с которым ко второму чтению выйдет комитет, - я говорю это для того, чтобы присутствующие здесь представители и Центрального банка, и Минфина, представляющего правительство, эту возможность проработали, - поправка, которую буквально на следующем заседании комитета мы внесём, будет предусматривать возможность предоставления руководству Центрального банка, руководству его территориальных подразделений права запрашивать информацию и для этой цели запрашивать резервные носители. Эта формулировка будет простая, потому что исходя из вот того перечня, который даётся - со ссылками на закон о банкротстве и так далее, - банку, особенно банку, не очень уверенно чувствующему себя, любой такой запрос сразу становится понятен, и тогда появляются и атаки хакеров, и пропадает информация, поэтому запишем просто и ясно, что в любой момент соответствующее подразделение Центрального банка может запрашивать такую информацию. Дальше может возникнуть вопрос: почему они запрашивают? - а это уже вопрос, с которым будет разбираться руководство Центрального банка, но мы такую норму внесём. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 24 и 40-1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 07 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.