Заседание № 276

26.01.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 954119-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1713 по 1970 из 7031
Пункт 8, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между             
Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной         
Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения   
от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также    
Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской     
Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании           
двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в      
отношении налогов на доходы". Доклад заместителя министра финансов Российской   
Федерации Алексея Владимировича Моисеева.                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель    
министра финансов Российской Федерации.                                         
                                                                                
Спасибо большое, Александр Дмитриевич.                                          
                                                                                
Уважаемые депутаты, вашему вниманию представляется указанное соглашение - не    
буду второй раз зачитывать его длинное название. Законопроектом                 
предусматривается ратификация соглашения, которое было подписано в Москве 13    
октября 2014 года, и Протокола к нему, подписанного 8 мая 2015 года. Новое      
соглашение заменяет действующее российско-китайское соглашение, которое было    
подписано в 1994 году и уже устарело.                                           
                                                                                
Согласно официальной информации, полученной от российского Министерства         
иностранных дел, Китайская Народная Республика уже завершила все                
ратификационные процедуры, которые необходимы для вступления в силу данного     
соглашения. После ратификации российской стороной, в случае вашей поддержки,    
соглашение и протокол вступят в силу и будут применяться с начала нового        
налогового периода, то есть с 1 января 2017 года.                               
                                                                                
Соглашение содержит абсолютно стандартные для подобных договоров нормы о        
порядке налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности, доходов    
от недвижимого имущества, доходов от отчуждения имущества, доходов от работы    
по найму, гонораров директоров, доходов артистов, спортсменов и так далее.      
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Андрея Михайловича Макарова.                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и          
налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                               
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Буду предельно краток,       
хотя, может быть, и не так лапидарен, как представитель правительства.          
                                                                                
На самом деле соглашение, которое сегодня представлено на ратификацию, на мой   
взгляд, не просто важное - это историческое соглашение. Дело в том, что         
соглашение между Россией и Китайской Народной Республикой, которое было         
заключено в 94-м году - понимаете, сколько времени прошло: больше двадцати      
лет, - по сути является соглашением на базе других исторических реалий и то     
соглашение, которое сегодня предлагается ратифицировать, на самом деле не       
просто соглашение об избежании двойного налогообложения или о предотвращении    
уклонения от уплаты налогов, по существу оно устанавливает новые условия        
экономических взаимоотношений между нашими странами - вот в чём его значение.   
                                                                                
Сразу хочу отметить, что есть только одно замечание по данному соглашению:      
совершенно справедливо представитель правительства сказал, что Китайская        
Народная Республика закончила все ратификационные процедуры, а у нас, с         
учётом того что мы ратифицируем сегодня это соглашение, оно вступит в силу      
только с 1 января 2017 года. Неужели нельзя было чуть-чуть поторопиться с       
учётом возможности даты вступления соглашения в силу и ратифицировать его в     
декабре прошлого года?! Обе страны заинтересованы в том, чтобы это соглашение   
вступило в силу, но я думаю, что для нашей страны его значение достаточно       
велико и надо было всё-таки приложить какие-то усилия и немного поторопиться.   
                                                                                
Следующий вопрос. Очень часто спрашивают о том, что даст соглашение. Так вот    
оно даст нам не только прозрачность: те специальные условия для                 
взаимоотношений хозяйствующих субъектов, которые им устанавливаются, не         
позволят кому-то злоупотреблять, не позволят уводить доходы, - оно очень        
важно ещё и потому, что открывает доступ к реальным кредитным, финансовым       
ресурсам, которых сегодня наши оппоненты на Западе пытаются Россию лишить. В    
соглашении прямо прописаны те условия, которые позволяют нашим компаниям        
получить этот доступ.                                                           
                                                                                
Я немного забегаю вперед, но вслед за этим соглашением мы будем говорить уже    
о конкретной реализации договорённостей с Китайской Народной Республикой,       
поэтому, наверное, нет смысла объяснять подробно, как будут прописаны все       
элементы: доходы, резидентство и так далее, - с этим каждый депутат,            
наверное, уже ознакомился перед тем, как идти в зал судебного... извините, я    
сказал "судебного заседания" - это старое адвокатское прошлое, я хотел          
сказать "в зал заседаний Государственной Думы", конечно же! (Оживление в        
зале, смех.) Вот Владимир Иванович Бессонов считает, что это фрейдистская       
оговорка, - Владимир Иванович, вам виднее!                                      
                                                                                
Так вот, уважаемые коллеги, не буду больше тратить ваше время: комитет          
единогласно предлагает ратифицировать данное соглашение. Мне кажется, это       
очень важный шаг в преодолении экономического кризиса в нашей стране!           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, уважаемые коллеги? Есть.                                       
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Владимировичу.                                          
                                                                                
Я не выступаю против этого законопроекта, но хочу, чтобы вы уточнили.           
Наверняка, когда вы его разрабатывали, вносили в Госдуму, вы какой-то расчёт    
экономический делали: что получит наша страна (если это возможно - в рублях),   
хотя бы примерно, в этом году или в следующем? Ради чего этот закон? Это        
первое.                                                                         
                                                                                
И второй момент. Мы в этом зале очень часто говорим о том, что Центральный      
банк, другие наши банки устанавливают кредитную ставку, которая недоступна      
для предприятий: на Западе 1-2 процента - у нас от 17 до 40 процентов. А        
Китай, по своей традиции, под какие проценты даёт эти кредитные ресурсы -       
насколько эти условия выгоднее наших? Может, хотя бы ориентируясь на Китай,     
ещё раз вернуться к кредитной политике нашего ЦБ и привести её в                
соответствие?                                                                   
                                                                                
Вот два вопроса - ответьте, пожалуйста.                                         
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. По первому вопросу. Вы знаете, в рублях я мог бы назвать любую    
цифру, но это будет гадание, поэтому не буду вас вводить в заблуждение.         
                                                                                
Данный договор, естественно, обеспечит значительно более удобные для            
российских и китайских промышленников и инвесторов взаимные условия. В          
частности, сейчас мы говорим о том, что может начаться взаимная торговля        
российскими ценными бумагами на китайских биржах и китайскими - на российских   
биржах, и вопрос налогообложения в части обложения дивидендов и купонов по      
данным бумагам для нас очень важен. Подходя к вашему второму вопросу, скажу,    
что это в том числе открывает китайский рынок для наших инвесторов, там         
большой ряд проблем, одну из которых мы снимаем.                                
                                                                                
Что касается второго вопроса, то, извините, пожалуйста, отвечать не буду. В     
соответствии со статьёй 75 Конституции Российской Федерации Банк России         
является независимым при определении денежно-кредитной политики. Когда у вас    
будет Эльвира Сахипзадовна, пожалуйста, задайте ей этот вопрос.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич, пожалуйста.              
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                
                                                                                
Вопрос Алексею Владимировичу.                                                   
                                                                                
Хочу сказать, что при всей своей важности этот документ непростой, крупный, и   
по нему есть много вопросов. Алексей Владимирович, буквально с ходу прошу       
ответить на вопрос, который совершенно справедливо поставил Андрей              
Михайлович. Если бы мы в декабре ратифицировали это соглашение, оно вступило    
бы в силу с 1 января 2016 года. Почему мы на год сдвигаем вступление            
соглашения в силу, говоря при этом, что оно очень важное? И что будет           
происходить с аналогичным соглашением, которое мы подписали с Гонконгом, - та   
же будет картина или какая-то иная?                                             
                                                                                
Далее, почему мы не использовали типовое соглашение и не поставили вопрос о     
помощи во взыскании налогов обеими сторонами?                                   
                                                                                
И наконец, что касается коммерческой тайны. На заседании комитета говорили о    
том, что в китайском законодательстве коммерческая тайна защищена лучше,        
поэтому мы полагаем, что китайцы не будут давать нам информацию, а мы обязаны   
будем давать им больше информации. Почему получился такой диспаритет?           
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Что касается первого вопроса, то мне, в общем-то, и трудно, и     
легко отвечать на него, потому что я должен сказать: да, действительно, могли   
бы постараться, но вот так получилось. Знаете, как в том анекдоте: "не          
смогла".                                                                        
                                                                                
Что касается Гонконга, то это соглашение было подписано 16 января, если я не    
ошибаюсь, соответственно, у нас впереди ещё целый год до начала нового          
налогового периода, и я думаю, что мы, конечно, напряжёмся и всё-таки до        
истечения срока полномочий Государственной Думы этого созыва вам это            
соглашение представим. Я думаю, в этом случае будет побыстрее.                  
                                                                                
Что касается остальных вопросов. Вы знаете, действительно очень долго шла       
подготовка. Прежнее соглашение было подписано в 94-м году. По этому             
соглашению, кстати говоря, нетипичная ситуация: дважды подписывались            
протоколы к соглашению - в октябре 2014 года и в мае 2015 года. Переговоры      
продолжались до самого последнего момента, договорились максимально учесть      
интересы Российской Федерации, принимая во внимание, как вы знаете,             
специфическую позицию китайцев как переговорщиков, но важные для нас вопросы,   
на наш взгляд, там отрегулированы таким образом, что интересы Российской        
Федерации не страдают.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Единственно, коллеги, хотел бы дополнить. Абсолютно согласен с    
тем, что сказал Алексей Владимирович, есть только одно "но": вопросы            
коммерческой тайны не имеют к этому абсолютно никакого отношения. В данном      
случае мы говорим о получении информации, имеющей значение для избежания        
двойного налогообложения и для предотвращения уклонения от уплаты налогов.      
Коммерческая тайна и в Китае, и у нас охраняется совершенно одинаково, и в      
данном случае посягательства на коммерческую тайну нет. Налоговая тайна и       
коммерческая тайна - это абсолютно разные вопросы, так что здесь, безусловно,   
в полном объёме учтены интересы Российской Федерации как субъекта по данному    
договору. Мы заинтересованы в том, чтобы получать любую информацию абсолютно    
прозрачно, и эти обязательства здесь прописаны для обеих сторон.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ищенко Антон Анатольевич, пожалуйста.                     
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Алексей Владимирович, в сопроводительных документах к    
соглашению указано, что его действие не распространяется на Гонконг - будет     
подписано отдельное соглашение. Скажите, пожалуйста, какой в связи с этим вы    
видите перспективу наших взаимоотношений с Тайванем и предусматривается ли      
подписание отдельного соглашения или это всё-таки должно быть указано в         
рамках данного соглашения?                                                      
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Антон Анатольевич, по поводу Гонконга я вам отвечу:     
такое соглашение было подписано во время визита в Гонконг заместителя           
председателя правительства Дворковича, который проходил с 16 по 18 января.      
Соответственно, ратификационные документы готовятся, и, как только они будут    
готовы - как я уже сказал, отвечая на предыдущий вопрос, надеюсь, что это       
произойдёт ещё в течение срока полномочий Государственной Думы этого созыва,    
- мы их вам представим.                                                         
                                                                                
Что касается Тайваня - прошу прощения, не могу ответить, я не являюсь           
специалистом в международных отношениях. Когда у вас будет министр              
иностранных дел, я думаю, стоит спросить его о том, как будут выстраиваться     
эти взаимоотношения.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич, пожалуйста.                     
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Андрей Михайлович, у меня к вам будет вопрос, потому что Алексей                
Владимирович, к сожалению, не ответил, почему у нас, собственно говоря, так     
растянулись сроки по этому соглашению. Он тут допустил очень интересный         
речевой оборот - "не смогла". Хотелось бы узнать, кто "не смогла" и почему?     
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, вот честное слово, традиционно в нашей стране ставится   
два вопроса - "кто виноват?" и "что делать?", причём, как правило, мы           
начинаем отвечать на вопрос "кто виноват?", а на вопрос "что делать?" просто    
не остаётся времени!                                                            
                                                                                
Очень важное соглашение, очень сложное, потому что на самом деле - абсолютно    
справедливо Алексей Владимирович заметил - Китайская Народная Республика        
совсем непростой переговорщик. Вот всё это, все детали должно было быть         
согласовано, вы знаете о том, что, как справедливо сказал докладчик, до         
последнего момента шли дополнительные переговоры, - ну вот так получилось!      
Когда я выражаю сожаление, что мы не рассмотрели документ в декабре, это        
действительно сожаление о том, что это соглашение не вступает в силу с 1        
января этого года. Да, наверное, можно пожалеть, но поверьте, это далеко не     
самая страшная проблема. А вот перспективы по этому соглашению, то, как мы      
будем получать информацию, - это всё определится, когда мы ратифицируем это     
соглашение, и отныне те, кто уже сегодня выстраивает свой бизнес с Китаем,      
будут знать, что они получат любую информацию. Вы же понимаете, что с 1         
января следующего года мы получим не только ту информацию, которая будет        
актуальна на 1 января следующего года, мы получим всю информацию, в том числе   
и сегодняшнюю информацию. Мне кажется, это колоссальный позитивный импульс!     
                                                                                
Ну а по поводу того, кто виноват, это не ко мне. С учётом оговорки, которую я   
допустил, всё-таки пока по духу я адвокат, а с этим вопросом - в прокуратуру.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Нет. Представители           
президента, правительства? Нет.                                                 
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2700 по 2722 из 7031
8-й пункт, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между           
Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной         
Республики об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения   
от налогообложения в отношении налогов на доходы и Протокола к нему, а также    
Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской     
Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об избежании           
двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в      
отношении налогов на доходы".                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 49 мин. 30 сек.)                 
Проголосовало за              435 чел.96,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    435 чел.                                          
Не голосовало                  15 чел.3,3 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.