Заседание № 331

16.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 954048-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за оскорбление и клевету).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1133 по 1325 из 6534
Переходим к рассмотрению следующего вопроса - вопроса под пунктом 5, о          
проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской           
Федерации об административных правонарушениях".                                 
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Витальевич Пинский.                                          
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что    
данный проект закона разрабатывался в связи с поручением президента.            
Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Просьба поддержать.   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по мотивам есть желание выступить?     
Есть.                                                                           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим записи.                                              
                                                                                
Спасибо, Виктор Витальевич.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Будуев Николай Робертович.                                          
                                                                                
БУДУЕВ Н. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Ошибка.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фракция должна определиться, кто будет выступать.         
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович от фракции КПРФ. Хинштейн Александр Евсеевич от   
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, данный законопроект позиционируется как некое наказание      
чиновников и вроде бы как по указанию или по поручению президента               
разрабатывался. На самом деле чиновников здесь касаются только 4-я и 5-я        
части, а больше этот законопроект направлен на наказание недовольных граждан,   
недовольных как раз работой этих самых чиновников, которых мы обсуждаем.        
                                                                                
Что скрывает данный законопроект? Ну, абсолютно размытые формулировки! Они и    
до этого были не особенно чёткие, а теперь абсолютно размытые: оскорбление -    
это унижение чести и достоинства, выраженное в неприличной форме или иной       
противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме. Нигде, ни в   
одном нормативном акте вот эти общепринятые нормы морали и нравственности не    
закреплены. Даже если ссылаться, скажем, на какие-то религиозные труды... в     
любом случае на них ссылаться будет нельзя. А предусмотрен штраф (это           
административная ответственность), причём приличный, штрафы возрастают сразу    
в 2 раза - никакого обоснования, никакой чёткости понимания нет. Это            
противоречит в том числе и решениям Конституционного Суда, в которых            
говорится об однозначности и о непротиворечивости соответствующих               
формулировок. Штрафы увеличиваются в 2 раза, как я сказал, без всякого          
обоснования. До этого такая формулировка не работала, и зачем надо              
увеличивать штрафы, совершенно непонятно.                                       
                                                                                
Когда мы пытаемся внести изменения, Верховный Суд всегда требует статистику,    
подтверждающую, что количество правонарушений, скажем так, растёт и поэтому     
необходимо принимать меры, - никаких результатов, никакой статистики на         
сегодня нет.                                                                    
                                                                                
Часть 2: оскорбления, совершённые с использованием сети Интернет или в          
отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определённых. Что        
такое "индивидуально не определённые лица"? То есть нельзя будет ругать         
чиновников в целом, администрацию какого-нибудь города, за это будет та же      
самая ответственность, причём гораздо более жёсткая - до 700 тысяч для          
юридического лица.                                                              
                                                                                
Часть 3 ещё интереснее. То есть даже если вы на своём сайте не отследили        
вовремя комментарий, это будет попадать под часть 3: "Непринятие мер к          
недопущению оскорбления...". Соответственно, если не удалили комментарий,       
который будет признан оскорблением, получите соответствующий штраф.             
                                                                                
Вносится новое, скажем так, понятие клеветы, причём клеветы в отношении         
юридического лица, только в отношении его ответственность будет применяться.    
Тогда совершенно непоследовательно и разорванно воспринимается вообще сам       
состав - то ли это уголовное преступление, то ли это, ещё раз повторю,          
административное правонарушение. Так что придётся либо убирать это из           
Уголовного кодекса, либо каким-то образом регулировать.                         
                                                                                
Ну и самое главное: кто оценивает? Оценивает прокурор - он возбуждает дело,     
он, соответственно, запускает этот самый маховик.                               
                                                                                
Есть такой закон Мерфи: если соответствующий закон может быть применён в        
репрессивном смысле, он будет применён в самом репрессивном смысле, я           
абсолютно в этом не сомневаюсь. И в данном случае этот законопроект, вернее,    
принятый закон будет использоваться для борьбы с инакомыслием, для борьбы с     
недовольными.                                                                   
                                                                                
Я напомню, что практика Суда по правам человека допускает критику, в том        
числе и до уровня оскорблений, в отношении чиновников, которые выполняют        
публичные функции. Эта практика распространяется не только на Россию, она       
распространяется на все европейские страны, поэтому нельзя говорить о           
какой-то избирательности применения. В этой части мы не будем поддерживать      
данный законопроект.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Хинштейн Александр Евсеевич, фракция          
"ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                                
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., председатель Комитета Государственной Думы по информационной    
политике, информационным технологиям и связи, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".          
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы с вами вводим сегодня      
ответственность для должностных лиц, государственных и муниципальных служащих   
за оскорбление граждан, расширяем само понятие "оскорбление" и совершенствуем   
существующую норму.                                                             
                                                                                
Слушая предыдущего докладчика, я подумал о том, что нам, наверное, уже пришла   
пора вводить и ответственность за введение в заблуждение, потому что то, о      
чём говорилось здесь, с текстом законопроекта не имеет ничего общего. Но моё    
выступление не в том, чтобы дискутировать с предыдущими ораторами и             
представителями оппозиции, которые видят во всех шагах исключительно            
негативную сторону.                                                             
                                                                                
Я хочу сказать, уважаемые коллеги, тем, кто голосует по уму и по совести, что   
законопроект, предлагаемый вашему вниманию, сегодня очень нужен нашему          
обществу, потому что примеры хамства, чванства со стороны чиновников,           
госслужащих, недопустимого поведения, конечно, возмущают общество. То, как      
прописана сегодня действующая редакция КоАП, не позволяет наказывать            
подавляющее большинство. Самый красноречивый и памятный, наверное, многим       
пример - это история с бывшим главой Республики Чувашия, который заставил       
прыгать старшего офицера МЧС за ключами, это закончилось для него отставкой в   
связи с утратой доверия. Но с точки зрения формально-правовой привлечь его к    
ответственности было невозможно, точно так же как невозможно привлечь к         
ответственности и большинство других чиновников, считающих себя первыми после   
Бога и поднявшимися над народом.                                                
                                                                                
С принятием этого закона, хочу отметить, мы устанавливаем совершенно иную       
меру ответственности для простых граждан, о которых предыдущий выступающий -    
уважаемый оратор, специалист в юриспруденции - говорил, дескать, наоборот,      
это будет работать как наказание за неуважение к власти. Так вот, если          
сегодня санкция за оскорбление для гражданина составляет от 1 тысячи до 3       
тысяч рублей, то мы предлагаем поднять, сделать от 3 тысяч до 5 тысяч рублей,   
и нам кажется, что это вполне соразмерная сумма. А вот для чиновников эта       
сумма будет составлять на первый случай 100 тысяч, а на второй - 150 тысяч и    
дисквалификация, то есть лишение права на работу, в первом случае - до года,    
а во втором случае - до двух лет.                                               
                                                                                
Поручение президента, в рамках которого готовился этот законопроект, было       
направлено на то, чтобы защитить честь и достоинство граждан, в том числе в     
сети Интернет, потому что сегодня наша жизнь всё сильнее переходит из офлайна   
в онлайн. И если сегодня нельзя материться, оскорблять, унижать других людей    
в общественном пространстве, то тем более нельзя этого делать в Интернете с     
многомиллионной аудиторией. Ну, о том, что неудаление комментария не влечёт     
за собой ответственности, потому что премодерация у нас не установлена          
законом, я не буду говорить, это тема отдельного разговора.                     
                                                                                
Тем не менее, коллеги, совершенно очевидно, что никто никого не должен          
оскорблять, ни чиновники граждан, ни граждане друг друга, ни депутаты друг      
друга, даже когда иногда очень хочется, потому что спорить с популистами, не    
понимающими предмет законопроекта, и держать себя в рамках всегда очень         
сложно.                                                                         
                                                                                
Спасибо за поддержку.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы сегодня принимаем действительно очень важные              
законопроекты, и здесь нужно подчеркнуть ещё раз следующее: с хамством          
необходимо бороться, от кого бы оно ни исходило, но если говорить о             
чиновниках, о тех, кто представляет власть, им больше дано и с них больше       
спрос. Тем не менее нам надо принимать решения и законы, которые и хамство, и   
оскорбления свели бы к минимуму. Сейчас хамства и оскорблений очень много,      
причём они звучат и в социальных сетях, и в диалогах. Это плохой пример для     
подрастающего поколения, мы можем далеко зайти с этим, поэтому давайте будем    
спрашивать с себя и покажем пример в этом всем. И конечно, принимая такое       
решение, о чём наш коллега Хинштейн говорил, мы с вами в первую очередь         
повышаем спрос с тех, кто работает во власти, с тех, кто её представляет, об    
этом нужно сказать, поэтому здесь и штрафы другие. Но вместе с этим мы          
говорим о том, что оскорбление, клевета недопустимы в социальных сетях. У нас   
сейчас социальные сети стали фактически теми же средствами массовой             
информации, и некоторые из них намного популярнее как раз за счёт хайпа, за     
счёт матерщины. Чего греха таить, и некоторые из нас используют эти словечки.   
А дальше что? А дальше дети будут так же себя вести, а дальше перейдём на       
этот язык все вместе. Что хотим продемонстрировать?                             
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 5-й вопрос    
нашей повестки, третье чтение.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 25 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              359 чел.79,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    380 чел.                                          
Не голосовало                  70 чел.15,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят. Поздравляю, коллеги.                                  
                                                                                

Заседание № 330

15.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 954048-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения административной ответственности за оскорбление и клевету; принят в первом чтении 7 июля 2020 года с наименованием "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования законодательства в сфере защиты чести и достоинства граждан").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1906 по 2051 из 8142
10-й вопрос нашей повестки, проект федерального закона "О внесении изменений    
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад      
Виктора Витальевича Пинского.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Виктор Витальевич.                                                  
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный проект    
закона был у нас разработан во исполнение поручения президента об усилении      
борьбы с оскорблениями. В первом чтении концепция проекта была одобрена. Были   
замечания, они отражены в таблицах поправок. Поступило 19 поправок, из них 12   
поправок комитет рекомендует принять, семь - отклонить.                         
                                                                                
Просьба проголосовать за таблицы и проголосовать за законопроект во втором      
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, по таблице поправок № 1,               
рекомендованных комитетом к принятию, есть замечания? Есть.                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пожалуйста, Казанков Сергей Иванович.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можете по карточке рядом. (Шум в зале.)                   
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Я прошу вынести на отдельное голосование поправку 3, которая изменила           
принципиально формулировку оскорбления как такового, размыв критерии.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование таблица        
поправок № 1, за исключением поправки 3, вынесенной на отдельное голосование.   
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования по таблице поправок № 1.                 
                                                                                
Комитет предлагает поддержать.                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              300 чел.66,7 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    301 чел.                                          
Не голосовало                 149 чел.33,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 1, за исключением поправки 3.                    
                                                                                
По 3-й поправке - пожалуйста, Алексей Владимирович.                             
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, противоречие в чём заключается? Если раньше   
оскорблением было только выражение там определённых вещей в неприличной         
форме, то теперь предлагается дополнить его определение словами "или иной       
противоречащей общепризнанным нормам морали и нравственности". К сожалению,     
общепризнанные нормы морали и нравственности нигде не закреплены нормативно,    
соответственно, это создаёт весьма широкие, скажем так, возможности для         
усмотрения при применении в административной практике данной статьи.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Виктор Витальевич Пинский.                    
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемые коллеги, действительно, поправкой 3 устраняется         
некорректная формулировка, которая была предложена комитетом в первом чтении,   
она звучала: "или иной унизительной, оскорбляющей общественную                  
нравственность". Это заменяется на более корректную формулировку: "или иной     
противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности". Комитет счёл       
возможным не делать закрытый перечень оскорблений, о котором мы говорили в      
первом чтении, чтобы не сужать те основания, по которым чиновника-хама можно    
привлечь к ответственности.                                                     
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, ставится на голосование поправка 3.    
                                                                                
Комитет предлагает её принять.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против           30 чел.6,7 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается поправка 3 из таблицы поправок № 1.                                 
                                                                                
По таблице поправок № 2 есть замечания? Нет.                                    
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Комитет предлагает отклонить поправки в этой таблице.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 31 сек.)                 
Проголосовало за              296 чел.65,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    296 чел.                                          
Не голосовало                 154 чел.34,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок № 2 единогласно.                                   
                                                                                
Переходим к голосованию по вопросу 10.                                          
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 10 во втором чтении.           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 48 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              357 чел.79,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                   21 чел.4,7 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении законопроект под пунктом 10.                       
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Виктору Витальевичу Пинскому.                     
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект, о       
котором я докладывал, подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет      
просит рассмотреть его завтра, 16-го числа.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Принимается.           

Заседание № 303

07.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 954048-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части совершенствования законодательства в сфере защиты чести и достоинства граждан".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5073 по 5625 из 5949
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях в части                
совершенствования законодательства в сфере защиты чести и достоинства           
граждан". Докладывает Александр Евсеевич Хинштейн.                              
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Уважаемые коллеги, пять месяцев назад, стоя на этой трибуне, я   
анонсировал работу "ЕДИНОЙ РОССИИ", направленную на выработку инициативы,       
которая поможет положить конец явлению, именуемому хамством чиновников. Ни      
для кого из нас не секрет, что в последнее время проявления чванства,           
хамства, нетерпимости со стороны представителей власти вызывают особенно        
ожесточённую и негативную реакцию нашего общества, и, увы, в подавляющем        
большинстве случаев с правовой точки зрения как-либо наказать нерадивых         
представителей власти не представляется возможным.                              
                                                                                
Во исполнение наших обязательств мы разработали законопроект, который           
предлагаем сегодня вашему вниманию. После долгих обсуждений мы пришли к         
пониманию, что нет необходимости разрабатывать отдельную норму для этой         
категории, поэтому в законопроекте предлагается в рамках существующей нормы     
Кодекса об административных правонарушениях, статьи 5.61 "Оскорбление",         
предусмотреть дополнительный пункт, который устанавливает ответственность за    
оскорбление, совершённое лицом, замещающим государственную или муниципальную    
должность либо должность государственной или муниципальной службы, в связи с    
осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей). По нашему           
предложению в случае первого правонарушения такое лицо будет наказываться       
административным штрафом в размере от 50 тысяч до 100 тысяч рублей либо         
дисквалификацией на срок до одного года, при повторном правонарушении штраф     
составит уже от 100 тысяч до 150 тысяч рублей, а дисквалификация - до двух      
лет.                                                                            
                                                                                
Кроме того, в законопроекте мы предлагаем ужесточить ответственность для всех   
остальных категорий за допущенное правонарушение - оскорбление - и в этом       
смысле выполняем поручение президента о необходимости ужесточения               
ответственности и совершенствования законодательства в части защиты прав и      
интересов граждан. Сегодня установлен штраф в размере 1 тысячи, и очевидно,     
что этот штраф никакого серьёзного профилактирующего фактора не несёт.          
                                                                                
Мы также предлагаем изменить саму диспозицию состава, предусмотренного          
статьёй "Оскорбление", потому что действующая редакция Кодекса об               
административных правонарушениях очень резко сужает эту норму. Сегодня к        
ответственности привлекаются только те, кто унижает честь и достоинство         
другого лица обязательно в неприличной форме, проще говоря, с использованием    
матерной, ненормативной лексики, однако русский язык богат, и поэтому           
оскорбить другого человека можно и не прибегая к матерным выражениям.           
                                                                                
Также мы считаем необходимым установить ответственность за оскорбление,         
содержащееся не только в публичном выступлении или в средствах массовой         
информации, как это записано сегодня, но и в                                    
информационно-телекоммуникационных сетях, включая сеть Интернет. В условиях     
цифровой реальности, в которой мы живём, мы считаем, все люди должны быть       
взаимовежливы и в общественной жизни, и в публичных выступлениях, и, конечно    
же, в Интернете, где счёт пользователям идёт на миллионы и десятки миллионов.   
                                                                                
Правительство нашу инициативу поддерживает при условии доработки, которую мы    
несомненно готовы провести ко второму чтению. Коллеги, надеюсь на поддержку     
всех фракций.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич, присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом от комитета выступает Виктор Витальевич Пинский.                   
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Александр Евсеевич    
довольно подробно доложил о сути данного законопроекта, поэтому в целях         
экономии времени я перейду сразу к замечаниям, к тому, на что комитет обратил   
внимание.                                                                       
                                                                                
Первое. Представляется необходимым исключить возможности расширительного        
толкования такого понятия, как "иные унизительные формы" оскорблений, в         
проектируемой части 1 статьи 5.61 и предусмотреть закрытый перечень форм        
оскорблений.                                                                    
                                                                                
Второе. С учётом расширения понятия оскорбления и его применения в отношении    
группы лиц может возникнуть конкуренция норм, и на это тоже надо обратить       
внимание.                                                                       
                                                                                
И третье. Необходимо уточнить, что оскорбления в                                
информационно-телекоммуникационных сетях могут быть отнесены только к           
открытым сетям, доступ к которым не ограничен определённым кругом лиц, то       
есть чтобы оскорбления в Интернете относились только к открытым перепискам,     
так как часть 2 статьи посвящена публичным оскорблениям.                        
                                                                                
Комитеты-соисполнители данный проект закона поддерживают. Наш комитет также     
поддерживает концепцию законопроекта. Все комитеты-соисполнители и наш          
комитет высказали определённые замечания по данному проекту закона, но все      
эти замечания могут быть нами совместно учтены в рамках подготовки данного      
проекта закона ко второму чтению.                                               
                                                                                
Поэтому комитет просит концепцию данного проекта закона поддержать и принять    
данный проект закона в первом чтении.                                           
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич.                               
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тетерин Иван Михайлович.                                                        
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Виктор Витальевич, вопрос вам: там прописана дисквалификация, это отстранение   
от должности с последующим возвращением али как?                                
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Дисквалификация прописана на один год, при повторном совершении   
данного правонарушения - на два года, да, с возможным возвращением.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Спасибо, Иван Иванович. У меня к двум докладчикам вопросы.       
                                                                                
Вот что касается того, что должен быть сформирован закрытый перечень            
оскорблений: он в природе существует хотя бы в прикидках? Потому что от этого   
зависит возможность вообще реализации закона. Мы сами понимаем, что             
ответственность должна наступать за чёткие, предусмотренные законом             
нарушения, а сейчас записано так: "иная унизительная форма" - непонятно что.    
Но точно так же непонятно, что такое "закрытый перечень форм оскорблений", о    
котором только что сказал содокладчик от комитета.                              
                                                                                
И второй момент, что касается должностных лиц, когда они оскорбляют "в связи    
с осуществлением своих полномочий", - как это будет определяться? То есть мэр   
города, который оскорбил на рабочем месте, скажем так, горожанина, - это одно   
оскорбление, а если он копает на огороде картошку и оскорбил точно так же -     
это другое? Как это будет соотноситься?                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич, кто ответит, вы или автор              
законопроекта?                                                                  
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Хочу попросить автора в первую очередь.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Евсеевич, пожалуйста.                           
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Ну, по первой части вопроса Виктору Витальевичу проще   
ответить, поскольку инициатива в отношении закрытого перечня исходит от         
комитета.                                                                       
                                                                                
Что касается второго вопроса, о том, будет ли относиться этот состав            
специальный - оскорбление - к мэру, копающему на огороде картошку. Отвечаю:     
да, будет относиться. Именно поэтому в законопроекте и применена формулировка   
"в связи с осуществлением своих полномочий (должностных обязанностей)", а не    
"при исполнении". Если бы в законопроекте было написано "при исполнении",       
тогда только в кабинете, а "в связи с осуществлением" - это значит 24 на 7: в   
огороде, в очереди и в социальных сетях.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите, пожалуйста.                                       
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Что касается унизительной формы. Действительно, формулировка      
неопределённая, поэтому комитет обратил на это внимание, под закрытым           
перечнем оскорблений как раз и подразумевается, что будут изложены конкретные   
виды. Работаем над этим.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста.                     
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
У меня вопрос к докладчику и к содокладчику.                                    
                                                                                
Александр Евсеевич, вы в своём выступлении сказали, что пять месяцев назад вы   
начали подготовку законопроекта, но четыре месяца назад вы не поддержали        
подобную инициативу, которую внесли депутаты фракции КПРФ. Чем всё-таки было    
вызвано то, что вы предпочли вынести аналогичный проект?                        
                                                                                
И вопрос к содокладчику. Я вот хочу здесь зачитать из вашего отзыва на тот      
законопроект, который обсуждался в марте: разграничение должностных лиц для     
привлечения к административной ответственности считаем нецелесообразным - и     
заключение было отрицательное. А здесь заключение прямо противоположное. Что    
так повлияло на позицию комитета, почему она изменилась на явно                 
противоположную, хотя прошло всего четыре месяца, - пандемия?                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала Александр Евсеевич, пожалуйста.                   
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо. Я ждал такого вопроса от представителей КПРФ.           
                                                                                
Ольга Николаевна, я должен вам возразить и сказать, что ваши коллеги вносили    
не аналогичный законопроект, и я на этом настаиваю. Ни о каком эпигонстве       
речи идти не может, просто тот законопроект, над которым работали ваши          
коллеги, требовал более серьёзной и глубокой проработки. Прежде чем наш         
законопроект поступил в комитет, который дал на него соответствующий отзыв,     
мы детально прорабатывали его с правительством, поскольку любые изменения в     
Кодекс об административных правонарушениях требуют официального отзыва          
правительства, мы прорабатывали его с соответствующими ведомствами. И если вы   
посмотрите и прочитаете текст законопроекта, который вносился вашими            
коллегами, и наш законопроект, вы увидите, что это, как говорят в Одессе, две   
большие разницы. Дьявол, как известно, в деталях.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Ну, я думаю, Александр Евсеевич ответил на часть вопроса. Хочу    
сказать, что этот законопроект более проработан, он согласован с                
правительством, и мы считаем, что именно он должен приниматься. Но ещё раз      
хочу повторить, что есть замечания и по данному законопроекту, мы будем         
дорабатывать его ко второму чтению.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Скриванов Дмитрий Станиславович.                                                
                                                                                
СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Виктор Витальевич, вопрос следующий. Ну, безусловно поддерживая       
данный законопроект, хотелось бы вот про такую коллизию поговорить. Часто       
встречаюсь с избирателями, и люди задают один и тот же вопрос. Они обращаются   
к какому-то достаточно высокопоставленному должностному лицу, по крайней мере   
к тому, от которого, как они считают, зависит решение того или иного вопроса,   
но ответ получают от лица, которое значительно ниже по статусу. То есть,        
условно говоря, обращаясь к председателю регионального правительства, они       
получают ответ, допустим, от главы территории, либо от замминистра, либо от     
начальника управления, и они считают это, по сути дела, оскорблением, потому    
что впоследствии сослаться на такой ответ, в том числе и перед высшим           
должностным лицом либо перед председателем правительства, довольно-таки         
затруднительно.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич, понятен вопрос?                        
                                                                                
ПИНСКИЙ В. В. Да, мне понятен вопрос, но ещё раз говорю: это предмет второго    
чтения, мы будем этот закрытый перечень оскорблений дорабатывать ко второму     
чтению. В данном случае, я думаю, нет смысла комментировать эти вещи.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Евсеевич, вот представьте себе на секунду, что вы           
являетесь тем человеком, который выносит решение, вот в случае принятия         
вашего законопроекта. Скажите, пожалуйста, какое наказание понесёт известная    
чиновница, которая заявила, что, мол, "государство... не просило вас рожать"?   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Евсеевичу включите микрофон, пожалуйста.       
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Спасибо, Сергей Владимирович за вопрос. Мне трудно представить   
себя в качестве судьи, мирового судьи, а именно они будут выносить решение по   
первой инстанции, тем не менее, в случае если будет принята редакция нашего     
законопроекта, который предусматривает как изменение, расширение диспозиции     
состава, так и ответственность за унижение достоинства не только конкретного    
лица, как сегодня, но и группы лиц, - в этом случае конкретная упомянутая       
вами чиновница может быть привлечена по проектируемой части 4 нашего            
законопроекта, которой предлагается дополнить статью 5.61, с наказанием в       
виде штрафа в размере от 50 до 100 тысяч рублей. Но, как известно, закон        
обратной силы не имеет, поэтому конкретно упоминавшаяся вами чиновница по       
фамилии Глацких под эту норму, увы, не попадёт. А вот если она сделает что-то   
вновь, повторно и сохранится наша редакция - да, она будет отвечать уже по      
новому составу.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ионин Дмитрий Александрович.                                                    
                                                                                
ИОНИН Д. А. Александр Евсеевич, сейчас разгорается скандал вокруг фельдшера     
из Орловской области Дмитрия Серёгина, который в прямом эфире с лидером нашей   
партии Сергеем Михайловичем Мироновым не побоялся рассказать о состоянии        
медицины в Орловской области, в частности о фактах принуждения больных          
коронавирусом врачей продолжать свою деятельность в качестве врачей и ездить    
на вызовы скорой помощи. В ответ советник губернатора Орловской области         
Лежнёв назвал Серёгина в соцсетях балаболом и пустобрёхом. В Орловской          
области это никого не удивило, потому что предыдущих своих критиков он          
называл "упырями", "лошарами", "навозными жуками" и употреблял другие           
подобные выражения. Скажите, пожалуйста, если мы поддержим и примем этот        
законопроект, мы сможем остановить вот подобную "лежнёвщину", чтобы чиновники   
не позволяли себе оскорблять людей, которые сегодня находятся на передовой      
борьбы с коронавирусом?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Евсеевичу включите микрофон.                   
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Дмитрий Александрович, ну, как я уже сказал, закон не будет      
иметь обратной силы, поэтому конкретно упомянутого вами помощника губернатора   
Орловской области Сергея Лежнёва это не коснётся, поскольку деяния были         
совершены до принятия и вступления закона в силу. Но если говорить в целом о    
профилактирующем факторе, то я убеждён, что да, наш законопроект станет         
серьёзным сдерживающим центром, чтобы чиновники десять раз, а может быть, и     
двадцать раз подумали, прежде чем позволить себе подобные выпады, заявления и   
оскорбления. Считаю, что слова "балабол", "пустобрёх" и им подобные из уст      
должностного лица, советника или помощника губернатора, абсолютно               
недопустимы. Если бы это был губернатор от "ЕДИНОЙ РОССИИ", я понимал бы, как   
мы на это отреагируем. Здесь, к сожалению, наши полномочия ограниченны, так     
как это представитель другой политической партии.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Александр Евсеевич, бесспорно, инициатива хорошая, но тем не менее хотелось     
бы уточнить один аспект. Для СМИ введены ограничения, чтобы в эфире и на        
интернет-страничках не было нецензурной брани, то есть ненормативной лексики.   
Но в законопроекте прописываем, что оскорбление может быть выражено не только   
в неприличной, но и в унизительной форме. Как вы считаете, необходимо ли в      
связи с этим вводить какие-то дополнительные ограничения для СМИ, чтобы они     
не тиражировали эти высказывания, унизительные высказывания чиновников, в       
которых нет бранных слов? Выскажите, пожалуйста, ваше мнение.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Евсеевичу включите микрофон.                   
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е. Андрей Геннадьевич, ну, если вы о том, нужно ли СМИ цитировать   
и оправданно ли их цитирование нерадивых чиновников, то я считаю, что нужно и   
оправданно, в противном случае мы с вами не будем узнавать о подобного рода     
вещах.                                                                          
                                                                                
А что касается такого списка, я сомневаюсь, что его можно сделать. Да, запрет   
на использование обсценной лексики, ненормативной брани существует, и очень     
хорошо, здесь же речь идёт именно о расширении толкования. И, пользуясь         
случаем, хочу сказать, что мы, безусловно, будем плотно с комитетом работать,   
но формулировка, которую мы предлагаем, - "или иной унизительной,               
оскорбляющей общественную нравственность" форме, - уже присутствует сегодня в   
законодательстве: если мы с вами посмотрим состав по хулиганству, то там мы     
эту норму увидим. Мы готовы к доработке законопроекта, несомненно, но главное   
- не выплеснуть с водой младенца. Иначе все звучавшие сегодня примеры (про      
"балабола" и "пустобрёха", про то, что, дескать, "государство... не просило     
вас рожать") и масса других, увы, известных нам примеров не станут предметом    
преследования в рамках этого нового состава, поскольку не содержат              
ненормативной лексики.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Есть желающие.                            
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Ну, наверное, просьба всё-таки такая, как и прежде, придерживаться порядка:     
одно выступление от фракции, до трёх минут.                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Так, фракция КПРФ, просьба определиться. Юрий Петрович Синельщиков, да?         
Хорошо.                                                                         
                                                                                
Юрий Петрович, готовьтесь, следующий вы. И "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", я прошу       
определиться, кто будет выступать.                                              
                                                                                
Брыкин Николай Гаврилович, пожалуйста.                                          
                                                                                
БРЫКИН Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ        
РОССИЯ" поддерживает введение ответственности для чиновников за оскорбление     
граждан.                                                                        
                                                                                
Что хочется здесь отметить? Напомню, что основным принципом государственной     
гражданской и муниципальной службы является приоритет прав и свобод человека    
и гражданина. И конечно, у всех на слуху случаи неподобающего поведения лиц,    
облечённых властью, которые, не стесняясь в выражениях, позволяют себе          
оскорблять тех, кому служат и кого должны охранять, защищать, то есть простых   
граждан. Появление настоящего законопроекта как раз обусловлено увеличением     
количества случаев оскорбительных действий, унижающих честь и достоинство       
граждан, совершённых лицами, замещающими государственные и муниципальные        
должности.                                                                      
                                                                                
Данным законопроектом устанавливается в том числе дисквалификация для           
государственных и муниципальных служащих за оскорбление граждан, при этом       
необходимо учитывать, что применение дисквалификации повлечёт за собой          
прекращение служебного контракта с увольнением с гражданской (муниципальной)    
службы. И будет создана реальная возможность для установления запрета           
занимать определённые должности лицам, позволяющим себе подобные, мягко         
говоря, неподобающие действия. Так что прежде чем совершать какие-то            
действия, нужно хорошо подумать: а что будет потом?                             
                                                                                
Я хотел бы с этой трибуны вспомнить и процитировать слова Президента            
Российской Федерации по поводу подобного поведения чиновников. Дословно:        
"Если человек пришёл на работу в органы власти, да ещё хамит и людей            
оскорбляет, то ему там не место". Я думаю, вы все с этим согласитесь, и         
настоящий законопроект как раз и направлен на достижение этих целей. Также      
необходимо согласиться с мнением, что возможность применения дисквалификации    
будет носить превентивный характер, то есть вы все прекрасно понимаете, что     
это как бы и профилактика, это будет служить примером для тех, кто находится    
рядом, занимает должности, чтобы понимали, что так делать нельзя.               
                                                                                
Таким образом, законопроект направлен на совершенствование существующего        
механизма защиты чести и достоинства граждан от оскорблений со стороны лиц,     
наделённых властными полномочиями. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает и       
будет голосовать за в первом чтении. Прошу вас поддержать.                      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович, пожалуйста.                                          
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Уважаемые коллеги, фракция приняла решение не поддерживать этот законопроект.   
                                                                                
Ну вот существует в нём пять позиций, пять новшеств, о которых, собственно,     
здесь уже говорили, и все эти пять позиций были раскритикованы в тех            
материалах, которые у нас есть, - это прежде всего официальный отзыв            
правительства, заключение профильного комитета и заключение Правового           
управления. От концепции и от законопроекта ничего не останется, если учесть    
вот эти замечания, поэтому мы не можем его поддержать. Полагаем, что в этих     
условиях надо принципиально новый законопроект готовить, если он нужен. Ну а    
нужен ли? Мы не уверены, ибо на сегодняшний день дело, видимо, не в том, что    
плох имеющийся, а в том, что правоохранители не используют имеющийся закон      
должным образом.                                                                
                                                                                
Вот представьте себе, по статистике (она указана в пояснительной записке), в    
2018 году 16 должностных лиц привлечено в целом по стране, а в 2019 году,       
видимо, порядка 90 должностных лиц, то есть по одному делу на субъект, не       
более того. Конечно, никакого профилактического воздействия такая практика не   
имеет.                                                                          
                                                                                
Мы будем воздерживаться от голосования.                                         
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич.                                    
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Первый заместитель Председателя Государственной    
Думы! Вопрос, в общем-то, достаточно интересный и важный, несмотря на,          
казалось бы, такой проходной характер. Почему? Потому что мы вот этим законом   
- сразу хочу сказать, что в основном наша фракция поддерживает данный           
законопроект, - всё-таки бьём по вершкам. А в чём же корни того, что сейчас     
взрывным образом увеличивается количество хамливых чиновников? Дело здесь,      
видимо, в том, что даже здесь, в Государственной Думе, когда мы рассматриваем   
законы, мы говорим только о цифрах, мы говорим только о материальных            
последствиях принятия того или иного закона, а надо отметить, что сегодня,      
может быть, даже более важной является сфера организации общественного          
сознания, но об этом мы не говорим.                                             
                                                                                
Вот сегодня мы обсуждали вопрос о том, как направить молодых предпринимателей   
на Север, для того чтобы они осваивали его, или, например, мы сегодня           
говорили о сельской кооперации. Посмотрите, ведь раньше, допустим при           
советской власти, когда принимался закон, принималось решение, всегда вопрос    
организации общественного сознания стоял на первом месте. Мы все помним         
прекрасный фильм "Семеро смелых", где Пётр Алейников играл Молибога, Петю       
Молибога. О чём этот фильм? Всё общество, все его смотрели и понимали, что      
надо идти на Север и надо его осваивать, кстати, это понимали и на Западе -     
вы помните, что в 1937 году этот фильм получил Большую золотую медаль на        
Всемирной выставке в Париже. Или вот мы говорим о кооперации - фильм            
"Трактористы". Таким образом, любое решение, связанное с экономическими         
вопросами, обеспечивалось мировоззренческими посылами, а сейчас у нас этого     
нет, к сожалению.                                                               
                                                                                
Сейчас мы рассматриваем важнейший вопрос - о взаимоотношениях между людьми, и   
опять всё сводится к тому, какой заплатить штраф, в каком размере. Я думаю,     
что, даже если мы примем данный закон, ситуация в принципе мало изменится, и    
даже станет хуже: сегодня хамливый чиновник возьмёт и обругает посетителя, а    
завтра он промолчит, помня об этом законе, но в итоге сделает ему ещё хуже -    
накажет его в материальном плане. Почему? Потому что на сегодняшний день        
требуется особая организация общественного сознания, а если мы этим не          
занимаемся - а мы этим сегодня не занимаемся, - тогда этим займутся другие.     
На примере Украины мы это видим: сформировали общественное сознание таким       
образом, что наши братья во многом становятся нашими врагами... (Микрофон       
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемые коллеги, у меня всё-таки предложение: если наши         
министры, те, кто представляет законопроекты, хоть одним словом, хоть           
двумя-тремя фразами будут обозначать, какое влияние на сознание закон будет     
иметь, вот тогда действительно истинная ценность законов будет выявлена.        
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Старовойтов Александр Сергеевич, фракция ЛДПР.                      
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Александр Дмитриевич, я нажимал на кнопку для записи на выступление, но         
почему-то в системе это не отразилось. Позволите тоже выступить?                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сказав     
об актуальности и важности данного законопроекта, Александр Евсеевич, по сути   
дела, упростил мне задачу: не придётся рассказывать, что этот законопроект      
является ответом на запрос общества. Честно говоря, меня немножко удивила       
позиция коллег из КПРФ, и я так и не понял позицию коллег из фракции            
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - будут они поддерживать или не будут, - но мне           
кажется, что если мы говорим в целом о законе, об ответственности власти        
перед населением и об усилении ответственности за оскорбления, тогда то, в      
какой степени это предусмотрено в законопроекте, в большей или в меньшей, чем   
предлагали, например, коллеги из КПРФ, роли не играет. Главное - это сделать    
шаг в этом направлении и показать, что мы по крайней мере пытаемся              
уравновесить то, что предложено в Конституции, а в Конституции у нас            
достаточно однозначно говорится о том, что все равны перед законом вне          
зависимости от занимаемых должностей, вне зависимости от социального статуса    
и так далее, и тому подобное, и от вероисповедания в том числе.                 
                                                                                
Коллеги, вы уже поняли, что фракция ЛДПР этот законопроект поддержит, но        
почему я хотел выйти на трибуну и сказать несколько слов по данному             
законопроекту? Ещё в апреле 2019 года фракция ЛДПР внесла законопроект об       
оскорблении людей представителями власти. Коллеги из КПРФ тогда предлагали      
внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях, мы же            
предложили ввести уголовную ответственность. К настоящему времени прошло уже    
практически полтора года, но данный законопроект не рассматривался              
Государственной Думой, хотя, ещё раз подчёркиваю, актуальность его принятия     
назрела ещё тогда, когда мы здесь, в Государственной Думе, приняли законы об    
оскорблении властей и общество справедливо задало нам вопрос: а почему только   
по отношению к нам такие законы принимаются? Это первое.                        
                                                                                
И второй момент, который хотелось бы отметить. Скажите, пожалуйста, после       
принятия этого закона, может быть с какими-то корректировками, которые будут    
ко второму чтению, скажет ли нам общество спасибо и скажет ли, что теперь       
действительно наши права уравновешены - права чиновников и права граждан?       
Коллеги, я уверен, что общество, которое умеет читать - а у нас в большинстве   
своём общество читать умеет и хорошо разбирается в том, что мы здесь            
принимаем, - скажет: нет, уважаемые друзья из Государственной Думы, эти         
отношения до сих пор не уравновешены! А почему? А потому, что есть 319-я        
статья Уголовного кодекса, и за оскорбление представителей власти людей могут   
преследовать не только по статье КоАП, но и по уголовной статье. Однако мы во   
фракции ЛДПР, понимая важность и актуальность этого вопроса, недавно внесли     
соответствующий законопроект в Государственную Думу. Потребовались,             
естественно, отзыв Верховного Суда и отзыв правительства: отзыв Верховного      
Суда пришёл, в ближайшей перспективе ожидаем отзыв правительства. Если мы       
действительно хотим говорить о справедливости, то, коллеги, готовьтесь к        
тому, что в ближайшей перспективе всё-таки надо отменять 319-ю статью           
Уголовного кодекса, и вот тогда слово "справедливость" действительно будет на   
пьедестале почёта на первом месте. В противном случае, я думаю, граждане и      
этот законопроект, который мы сейчас рассматриваем, воспримут как некое         
лукавство. Ведь, поверьте, даже отдельные законы, которые мы здесь принимаем,   
они считают оскорблением граждан.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, все желающие выступили.                                                
                                                                                
Есть ли желание выступить у представителей президента и правительства? Нет.     
Докладчик? Содокладчик? Тоже нет.                                               
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в   
части совершенствования законодательства в сфере защиты чести и достоинства     
граждан" в первом чтении, пункт 47.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              335 чел.74,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   26 чел.5,8 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.