Заседание № 310

24.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 954041-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения новых требований к застройщикам, направленных на повышение защиты прав граждан - участников долевого строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1024 по 1043 из 5974
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных          
объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты   
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".   
Докладывает Николай Николаевич Гончар.                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все         
необходимые экспертизы, замечаний правового, юридико-технического и             
лингвостилистического характера не имеется. Комитет просит принять данный       
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выступления по мотивам будут? Нет.                                              
                                                                                
Выносим на "час голосования".                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3692 по 3710 из 5974
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный       
закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных          
объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты   
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 54 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              291 чел.64,7 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    294 чел.                                          
Не голосовало                 156 чел.34,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 309

22.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 954041-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения новых требований к застройщикам, направленных на повышение защиты прав граждан - участников долевого строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3422 по 3475 из 9050
36-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных          
объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты   
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".   
Докладывает Николай Николаевич Гончар. Пожалуйста.                              
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект был       
внесён Правительством Российской Федерации 15 декабря прошлого года, принят в   
первом чтении Государственной Думой 19 февраля этого года. К законопроекту      
поступило девяносто девять поправок, из них в таблице поправок, рекомендуемых   
комитетом к принятию, - тридцать восемь поправок, в таблице поправок,           
рекомендуемых комитетом к отклонению, - шестьдесят одна поправка. Комитет       
просит принять законопроект во втором чтении.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу № 1 на голосование.                                              
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              281 чел.62,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    281 чел.                                          
Не голосовало                 169 чел.37,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 38 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              232 чел.51,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    232 чел.                                          
Не голосовало                 218 чел.48,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3895 по 3900 из 9050
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По 36-му вопросу       
повестки дня, таблицы поправок по которому голосовались при рассмотрении        
законопроекта во втором чтении: в случае принятия данного законопроекта         
сегодня во втором чтении комитет просит поставить его в повестку на пятницу,    
на 24-е число, для рассмотрения в третьем чтении.                               
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3910 по 3912 из 9050
Значит, 36-й и 37-й вопросы ставим в порядок работы на 24-е число, 38-й         
вопрос рассмотрим попозже.                                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7968 по 7987 из 9050
36-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных          
объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты   
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации",   
второе чтение.                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 39 мин. 57 сек.)                 
Проголосовало за              289 чел.64,2 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    290 чел.                                          
Не голосовало                 160 чел.35,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                

Заседание № 308

21.06.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 954041-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения новых требований к застройщикам, направленных на повышение защиты прав граждан - участников долевого строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1891 по 1899 из 9825
ГОНЧАР Н. Н., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому         
рынку, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Аналогичная просьба по 40-му    
вопросу повестки дня, 44-му и 45-му: мы просим перенести второе чтение по       
этим вопросам на завтра, 22 июня, и третье чтение - на 24-е.                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1936 по 1938 из 9825
Итак, предлагается перенести на завтра вопросы 50, 52, 40, 44, 45 и 34. Нет     
возражений? Нет.                                                                
                                                                                

Заседание № 281

19.02.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 954041-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части введения новых требований к застройщикам, направленных на повышение защиты прав граждан - участников долевого строительства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5386 по 5762 из 7528
20-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в    
Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и   
иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные   
акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской          
Федерации". Докладывает Наталья Николаевна Антипина, статс-секретарь -          
заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства.           
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
статс-секретарь - заместитель министра строительства и жилищно-коммунального    
хозяйства Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлен    
проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об        
участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов           
недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты            
Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".   
Законопроект разработан Минстроем России во исполнение решения Совета при       
Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности    
жилья. Целью законопроекта является усиление защиты прав граждан - участников   
долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов              
недвижимости, а также расширение перечня возможных форм защиты таких прав.      
                                                                                
Предлагается существенно повысить уровень информационной открытости и           
прозрачности деятельности застройщиков, привлекающих средства граждан для       
строительства жилья. В частности, законопроектом вводится обязанность для       
всех застройщиков вести собственный сайт в сети Интернет, а также размещать     
на этом сайте информацию, необходимую участнику долевого строительства для      
контроля за соблюдением застройщиком сроков строительства, а также за           
законностью деятельности застройщика.                                           
                                                                                
Проектом предусматривается расширение состава сведений в части описания         
проектных характеристик многоквартирного дома и общего имущества, которые       
застройщик обязан указывать в проектной декларации, с тем чтобы предупредить    
возможное введение в заблуждение участника долевого строительства рекламой      
застройщика.                                                                    
                                                                                
Другой блок изменений предусматривает ужесточение требований к застройщикам.    
Действующее законодательство не содержит требований, связанных с финансовой     
надёжностью застройщика на момент начала привлечения средств граждан.           
Законодательство позволяет начать привлечение средств граждан, например,        
застройщику, который имеет задолженность по налогам, находится в стадии         
банкротства и даже в стадии ликвидации, также допускается, чтобы застройщик     
не имел собственного капитала. Эту ситуацию предлагается исправить.             
Законопроект определяет, что привлекать средства дольщиков имеет право          
застройщик, собственный капитал которого составляет не менее 5 процентов от     
произведения совокупной площади строящихся объектов на среднюю цену продажи 1   
квадратного метра в регионе, определяемую Росстатом. То есть закладывается      
формула: чем больше площадь жилья в стройке, тем выше требования к              
собственному капиталу застройщика. Для групп компаний применён другой подход    
- собственный капитал группы должен составлять 1 миллиард рублей.               
                                                                                
Законопроект не вводит понятия "группа компаний", а определяет такую группу     
по признаку наличия нотариально заверенного договора поручительства             
юридических лиц по обязательствам застройщика, которым предусматривается        
солидарная или субсидиарная ответственность участников договора.                
                                                                                
Нормы действующего законодательства о долевом строительстве в обязательном      
порядке распространяются лишь на многоквартирные дома, однако в последнее       
время широкое распространение получило строительство жилых домов так            
называемой блокированной застройки, и законопроектом предлагается норму о       
долевом строительстве в многоквартирных домах распространить в равной степени   
на жилые дома блокированной застройки.                                          
                                                                                
В законопроекте уточняются направления целевого использования денежных          
средств, уплачиваемых участниками долевого строительства, в том числе           
предусматривается расширение перечня таких целей. Основная часть жилищного      
строительства ведётся в рамках комплексного освоения территорий на земельных    
участках, находящихся как в государственной или муниципальной собственности,    
так и в собственности застройщиков. Закон уже признаёт целевыми отдельные       
расходы застройщиков при реализации таких проектов - это подготовка             
документации по планировке территорий, по строительству, по                     
инженерно-технической инфраструктуре. Также закон признаёт целевыми             
практически все расходы застройщиков при реализации проектов по развитию        
застроенных территорий, за исключением расходов на строительство социальной     
инфраструктуры. При этом на практике при строительстве жилья в рамках           
проектов комплексного освоения территорий, развития застроенных территорий      
застройщики строят на таких территориях объекты социальной инфраструктуры       
(детские сады, школы, поликлиники) в соответствии с нормативами                 
градостроительного проектирования, лишь в отдельных случаях строительство       
таких объектов берут на себя местные власти. Законопроектом предусмотрено       
расширение направлений целевого использования средств участников долевого       
строительства, в том числе на строительство социальной инфраструктуры. Сейчас   
закон не разрешает относить затраты на строительство социальной                 
инфраструктуры на себестоимость, поскольку такие затраты не признаются          
целевыми, а в законопроекте предлагается признать затраты на строительство      
социальной инфраструктуры целевыми, в случае если объекты социальной            
инфраструктуры безвозмездно передаются застройщиком в государственную или       
муниципальную собственность, что в основном и происходит на практике.           
                                                                                
Кроме того, предлагается обязать застройщика вести учёт целевого                
использования средств дольщиков отдельно по каждому объекту, чтобы денежные     
средства, которые граждане сдают на строительство конкретного дома, шли         
именно на этот дом, а не на другие объекты.                                     
                                                                                
Органы контроля за долевым строительством предлагается наделить целым рядом     
дополнительных полномочий для обеспечения эффективного контроля за целевым      
использованием средств участников долевого строительства.                       
                                                                                
Действующее законодательство предусматривает три способа обеспечения            
исполнения застройщиком обязательств перед участниками долевого                 
строительства: банковское поручительство, страхование и членство застройщика    
в обществе взаимного страхования. Параллельно с этими способами в правовое      
поле предлагается ввести альтернативный механизм привлечения средств граждан    
в долевое строительство. Суть модели заключается в создании механизма           
банковского проектного финансирования строительства объектов с применением      
пониженных ставок кредита за счёт привлечения средств граждан в банк            
застройщика на специальные счета эскроу. Предусматривается, что по указанной    
модели будут работать российские кредитные организации, величина собственных    
средств которых составляет не менее 20 миллиардов рублей.                       
                                                                                
Законопроект предполагает поэтапное, плавное введение новых требований, и в     
первую очередь, конечно, будут введены требования по повышению информационной   
открытости, а также требования в части собственного капитала компаний.          
Принятие закона позволит повысить прозрачность деятельности застройщиков,       
привлекающих денежные средства граждан, и защищённость участников долевого      
строительства.                                                                  
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Наталья Николаевна.                              
                                                                                
Николай Николаевич Гончар.                                                      
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Наталья            
Николаевна доложила обо всех основных позициях законопроекта, обозначила цели   
- обеспечение безопасности и открытости, - которые предполагается достичь, но   
сразу хочу сказать, что данный подход к решению этой проблемы можно             
охарактеризовать тезисом: безопасность - это очень дорого. Какое бы из семи     
основных положений законопроекта мы ни взяли, его исполнение неизбежно          
приведёт к удорожанию строительства. Удорожание строительства - это             
уменьшение, с нашей точки зрения, доступности жилья, а повышение доступности    
жилья упоминается в наименовании того самого совета при президенте, во          
исполнение решения которого данный законопроект и подготовлен.                  
                                                                                
За пять минут будет очень сложно проиллюстрировать все тезисы, поэтому обращу   
ваше внимание на следующее. Например, предлагается установить требование к      
размеру собственного капитала застройщика - не менее 5 процентов. Крайне мало   
организаций (наверное, в ходе прений этот тезис будет развит), которые          
сегодня соответствуют этому требованию. Что делать остальным? Они должны        
будут 1 миллиард набрать, заключив договор поручительства, предусматривающий    
солидарные либо субсидиарные обязательства. Ну субсидиарные ладно, но вот       
тезис про солидарные обязательства, вне всякого сомнения, требует               
коррупционной экспертизы, потому что то, что рынок этих обязательств            
появится, что называется, к гадалке не ходи, а дальше, таким образом, можно     
создавать упрощённые аналоги залоговых аукционов.                               
                                                                                
Итак, мы предлагаем данный законопроект в первом чтении принять и с учётом      
всех тех замечаний, что отражены в заключении нашего комитета и в заключении    
комитета по земельным отношениям, установить максимально возможный срок         
подготовки законопроекта ко второму чтению - это сорок пять дней. Также мы      
предлагаем разослать данный законопроект во все без исключения субъекты         
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Повторяю: предлагаем в первом чтении данный законопроект принять.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться.                                     
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Наталья Николаевна, посыл, с которым приходит в очередной раз   
министерство, нам абсолютно понятен, мы поддерживаем то, что необходимо         
защищать наших людей от недобросовестных участников рынка и необходимо найти    
такой механизм, который позволит в случае банкротства предприятий латать дыры   
небюджетными средствами. В этом направлении мы здесь уже приняли огромное       
количество законов, касающихся и АСВ, и страхования, и дольщиков, - каких       
только не было! Вот в очередной раз предлагаются достаточно масштабные,         
глобальные изменения.                                                           
                                                                                
Скажите, каково мнение экспертного сообщества? На мой взгляд, профильным        
комитетом по законопроекту должен быть комитет по строительству, а какой там    
размер гарантии прописать - с этим мы разберёмся. А самое главное, какова       
цена вопроса, то есть насколько произойдёт удорожание квадратного метра?        
Платить-то за это будут граждане?!                                              
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н. Спасибо за вопрос, Сергей Михайлович. Действительно,             
законопроект очень непростой, сложный. Во исполнение поручений совета при       
президенте по жилищной политике мы постарались проанализировать все детали,     
пробелы, которые сегодня существуют, изучили все теневые схемы, которые         
сегодня применяются. Это обсуждение шло в рамках рабочей группы, которая была   
создана при Минстрое России, в её работе принимали участие и депутаты           
Государственной Думы, и представители застройщиков и органов по контролю за     
долевым строительством. По сути, данный законопроект представляет собой итог    
этого детального анализа. Действительно, мы видим, что некоторые нормы надо     
дорабатывать, мы это признаём, и об этом говорили в том числе и на заседаниях   
комитетов. Мы согласны с теми вопросами, которые были обоснованно и             
справедливо поставлены в комитетах, но полагаем, что принятие закона позволит   
существенно защитить права граждан.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михаил Иванович Сердюк.                                                         
                                                                                
СЕРДЮК М. И. Наталья Николаевна, вы всё-таки не дали ответа на вопрос моего     
коллеги Катасонова, и я имею право просить, чтобы вы уточнили. Мы принимали     
изменения, касающиеся страхования, но механизм оказался не проработан, и        
перед Новым годом наша действительно совершенно искренняя, оправданная забота   
о дольщиках, желание сделать так, чтобы не было обманутых дольщиков, чтобы не   
разваливались предприятия и чтобы потом люди не выходили на митинги, вылились   
в то, что практически несколько месяцев всё было парализовано: оказалось, что   
такие страховые компании по пальцам одной руки можно пересчитать, и всё это     
привело к удорожанию, потому что появилась монополия страховых компаний, они    
стали брать втридорога. То же самое может произойти и сейчас. Дайте,            
пожалуйста, ответ: в процентном соотношении, в абсолютных величинах,            
насколько вы прогнозируете увеличение стоимости жилья? Николай Николаевич       
только что подтвердил, что оно действительно произойдёт, и существенное.        
                                                                                
И позвольте, пожалуйста, ещё короткую ремарку по срокам вступления закона в     
силу: у вас март стоит, а у нас пять рабочих дней до начала марта осталось.     
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н. Спасибо за вопрос, Михаил Иванович. Почему не работает           
страхование? Мы это проанализировали, поговорили со страховщиками - они не      
понимают, как быть с рисками, они говорят, что эта отрасль непрозрачна и там    
невозможно ничего просчитать. В связи с этим мы как раз и вносим изменения,     
максимально открываем деятельность застройщиков.                                
                                                                                
Что касается увеличения цены строительства. Если вы прочитали законопроект,     
то, наверное, видели, что там написано: эскроу-счета - это альтернатива иным    
способам обеспечения исполнения обязательств. По эскроу-счетам действительно,   
может быть, и будет увеличение стоимости квадратного метра, но ненамного - по   
оценкам экспертов, в пределах 10-20 процентов, не более. По иным действующим    
способам обеспечения исполнения обязательств никакого увеличения цены мы не     
ожидаем.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Наталья Николаевна, конечно, защитить дольщиков - благое            
намерение. Я постараюсь и в выступлении напомнить вам, правительству, как       
можно защитить дольщиков. Но если я правильно понял законопроект - и ваше       
выступление, так скажем, внедрило в меня эту мысль, - то вы собираетесь за      
счёт дольщиков строить ещё и объекты социального назначения? Скажем, квартал    
застраивается, там нужно построить подстанцию, детский садик, возможно,         
детскую площадку, и вы хотите включить это всё в стоимость квадратного метра    
жилья - правильно я вас понял или нет?                                          
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н. Нет, уважаемые коллеги, законопроект не решает вопрос о том,     
кто должен строить эти объекты, - этот вопрос решён в рамках                    
Градостроительного кодекса, такая возможность уже предусмотрена действующим     
законодательством. Мы решаем вопрос о том, что эти средства будут целевыми и    
будут относиться на себестоимость, всё.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вера Анатольевна Ганзя.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемая Наталья Николаевна, нецелевое использование средств дольщиков - это   
большая беда. Безусловно, меры, которые предлагаются в этом законопроекте,      
некоторым образом ситуацию поправляют. Ну вот застройщик использует средства    
на другие цели: средства дольщиков вроде нельзя использовать, а он использует   
и потом обоснуется где-нибудь в Южной Африке. В связи с этим у меня к вам       
вопрос: скажите, пожалуйста, вы считаете, что вот этих мер, которые прописаны   
в сегодняшнем законопроекте, будет достаточно или всё-таки нужно как-то         
по-другому, более жёстко подойти и, может быть, ужесточить ответственность      
застройщиков - уголовную, административную - за нецелевое использование         
именно средств дольщиков?                                                       
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н. Вера Анатольевна, спасибо за вопрос. Действительно, мы           
полагаем, что этих мер на сегодняшний день будет достаточно, поскольку они      
проработаны в деталях. Но в части уголовной ответственности нам дано Игорем     
Ивановичем Шуваловым поручение, и мы дополнительно прорабатываем этот вопрос.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Леонидовна Николаева.                                                     
                                                                                
НИКОЛАЕВА Е. Л. Спасибо большое.                                                
                                                                                
Уважаемая Наталья Николаевна, вчера закончил свою работу Российский             
инвестиционно-строительный форум, в нём приняло участие более десяти тысяч      
застройщиков со всей территории Российской Федерации, и одним из ключевых       
вопросов, который там обсуждался, был вопрос о новых изменениях в 214-й         
федеральный закон.                                                              
                                                                                
Волнуют такие вопросы. Насколько вы готовы снять норму, связанную с             
требованием иметь собственный капитал в 1 миллиард рублей? Это первый. И        
второй - готовы ли вы поддержать наши расчёты: мы совместно подсчитали, что     
возможность отнесения на себестоимость тех затрат, которые несёт инвестор по    
обеспечению инженерной и социальной инфраструктуры в том случае, если он        
бесплатно их отдаёт муниципальному образованию и ресурсоснабжающей              
организации, приведёт примерно к десятипроцентному снижению стоимости           
квадратного метра в связи с тем, что таким образом застройщику не придётся      
оплачивать дополнительно налог на прибыль и НДС, согласны ли вы с нашими        
расчётами?                                                                      
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н. Мы смотрели эти расчёты. Действительно, по второму вопросу мы    
подтверждаем, что, возможно, будет снижение, мы как бы этого ожидаем, но мы     
не застройщики - знаете, как наши застройщики снизить могут!                    
                                                                                
По первому вопросу, по холдинговым группам компаний - мы этот вопрос            
действительно поставили в повестку обсуждения ко второму чтению, готовы         
обсудить, но для городов такого уровня, как Москва и Санкт-Петербург, мы        
считаем, всё-таки должен быть капитал в 1 миллиард.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Наталья Николаевна, у законопроекта благая цель - защитить     
дольщиков, и те меры, которые предлагаются (я согласен с Николаем               
Николаевичем Гончаром), важны, их надо отрабатывать. Есть, конечно, опасность   
со стороны застройщиков, но деньги, полученные в том числе от дольщиков,        
застройщики держат в банках. И с одной стороны, мы видим ваше предложение о     
том, что эскроу-счета надо открывать в тех банках, у которых величина           
собственных средств капитала не менее 20 миллиардов рублей, но с другой         
стороны, мы сейчас уже все - и общественность, и депутаты - прекрасно знаем,    
в каком состоянии находятся наши банки. Может быть, хотя бы на какой-то         
короткий период, на три-пять лет, нам всё-таки принять решение о том, чтобы     
эти счета открывали в банках с госучастием или даже в Сбербанке, в "ВТБ",       
потому что застройщикам, людям без разницы... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н. Мы обсудим вашу инициативу - я считаю, что она действительно     
заслуживает внимания, - совместно с Банком России, который также будет          
участвовать в этой работе.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Петрович Пешков.                                                         
                                                                                
ПЕШКОВ В. П., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
У меня вопрос к Николаю Николаевичу.                                            
                                                                                
Николай Николаевич, относительно того суждения, что вы высказали о будущем      
удорожании строительства жилья: по вашей оценке, если в современном             
политическом поле застройщики несут определённые затраты из-за существующей     
системы, то, когда будет введена вот эта новая система, затраты застройщиков    
будут больше нынешних или меньше?                                               
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Строители работают не на политическом поле, а на строительных      
площадках. Такая неожиданная постановка вопроса...                              
                                                                                
Затраты, связанные с обеспечением инфраструктуры строительного производства,    
институционально, если хотите, возрастут, по нашим оценкам, если не на 10-20    
процентов, то на 10-12 процентов уж точно. Конечно, законопроект содержит       
альтернативное решение, и это необязательно миллиард, там есть другая схема,    
и цифра - 5 процентов от величины обязательств - может быть пересмотрена.       
Коллеги, должны быть уточнены практически все основные количественные           
позиции, предлагаемые в данном законопроекте, поэтому и попросили сорок пять    
дней на обсуждение, в том числе в каждом субъекте. Удорожание по сегодняшнему   
варианту законопроекта будет.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Иванович Бессонов.                                                     
                                                                                
БЕССОНОВ В. И. Уважаемая Наталья Николаевна, я глубоко убеждён: чтобы реально   
обезопасить дольщиков и сформировать нормальный климат в этой сфере,            
необходим комплексный подход. У нас в Ростовской области до сих пор не решён    
вопрос обманутых дольщиков при строительстве домов Главным управлением          
внутренних дел по Ростовской области. И вот я, слушая вас, начинаю понимать,    
что данный закон отразится на конечном потребителе. Вот вы сказали, что         
удорожание произойдёт на 10-20 процентов. Получается, чтобы защитить самих      
себя, сами же дольщики должны страдать: сначала они страдали, будучи            
обманутыми, а теперь будут страдать, защищая свои интересы через участие        
банков.                                                                         
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н. Я могу ответить. Банк обеспечивает контроль всех средств этих    
граждан. Сейчас этот вопрос не контролируется: застройщик забрал деньги и       
ушёл, а мы предлагаем в эту схему ввести третье лицо, эскроу-агента, - это      
банк, который имеет право контролировать все средства, и все средства будут     
сохранены. Если вдруг будет проблема с застройщиком, эти деньги банк должен     
будет вернуть гражданину. Так что это как посмотреть на данный вопрос!          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Все вопросы заданы. Давайте, прежде чем перейти к выступлениям, проголосуем.    
Но сначала, уважаемые коллеги...                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6487 по 6493 из 7528
Мы продолжаем обсуждение 20-го пункта повестки дня. Были заданы все вопросы и   
получены ответы. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6501 по 6907 из 7528
Переходим к выступлениям.                                                       
                                                                                
Александр Евсеевич Хинштейн, пожалуйста.                                        
                                                                                
ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, понимаю, что близко завершение работы, но тем не менее       
отвлеку вас на несколько минут, потому что законопроект, который мы             
рассматриваем, на самом деле крайне важен и крайне важно погружение в этот      
законопроект. Я был членом рабочей группы, которая готовила этот документ, и    
с полной ответственностью могу сказать, что, к моему глубокому сожалению, тот   
законопроект, который мы сейчас рассматриваем, является - не хочу обижать       
Наталью Николаевну - полуфабрикатом. Более того, целый ряд положений этого      
законопроекта вызывает самые серьёзные опасения, потому что цели и задачи,      
продекларированные правительством, в данном случае не соответствуют тому, что   
написано на бумаге. О части из них сказал Николай Николаевич Гончар, и я хочу   
поблагодарить профильный комитет за глубокую и вдумчивую проработку этого       
законопроекта - перечень замечаний по нему составляет двенадцать страниц.       
                                                                                
Итак, ключевые вопросы, вызывающие сомнение.                                    
                                                                                
Первое - расширение круга целей назначения средств дольщиков. Сегодня этот      
перечень исчерпывающий - ни на что, кроме как на строительство самого объекта   
и объектов, непосредственно связанных с инфраструктурой, деньги идти не         
могут. Наталья Николаевна сказала, что действующее законодательство это и так   
предусматривает, - это лукавство, не предусматривает. Принятие этой нормы,      
несомненно, приведёт к увеличению стоимости 1 квадратного метра, потому что     
эти затраты застройщик возложит на дольщика. Если застройщик хочет за свои      
деньги строить детский сад, поликлинику - пусть строит, но почему граждане,     
которые уже заплатили налоги, должны платить за это повторно?!                  
                                                                                
Второе - это установление требований финансовой устойчивости к строительным     
организациям. Однако норма о сумме капитала в 1 миллиард рублей для группы      
компаний, которая вносится данным законопроектом, не может быть поддержана:     
мною получен официальный ответ Минстроя о том, что ни одна группа               
строительных компаний в России не соответствует этому критерию.                 
                                                                                
Третье - это введение счетов эскроу. Хорошая и правильная идея, но я очень      
опасаюсь того, что на практике это приведёт к обратным последствиям:            
во-первых, к росту стоимости 1 квадратного метра - когда мы обсуждали эту       
норму, эксперты говорили о том, что она приведёт к сорокапроцентному            
увеличению; во-вторых, есть опасения, что эта норма повлечёт за собой           
невозможность для застройщиков вообще получать какие-либо средства в банке.     
                                                                                
Тем не менее законопроект содержит целый ряд нормальных, позитивных             
предложений, и даже те замечания, о которых я сейчас говорю с определённой      
резкостью, могут быть учтены ко второму чтению при условии, что между нами и    
правительством в лице Минстроя будет полный взаимоконтакт, тогда мы             
действительно - не бегом, не торопясь, не так, как готовился этот               
законопроект, - сумеем всё это сделать.                                         
                                                                                
Ну и последнее. Коллеги и уважаемая Наталья Николаевна, законопроект был        
разработан во исполнение поручения президента страны о защите прав дольщиков,   
а не о защите прав застройщиков. Принимая этот законопроект в первом чтении,    
мы берём на себя обязательства, мы должны его ко второму чтению поправить       
так, чтобы он работал не в интересах застройщиков, а в интересах людей!         
Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект только на этих условиях.      
(Аплодисменты.)                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Евсеевич, так и сделаем.               
                                                                                
Николай Фёдорович Рябов.                                                        
                                                                                
РЯБОВ Н. Ф. Наталья Николаевна, я ещё раз обращаю ваше внимание, вы немножко    
слукавили, отвечая на вопрос, в отношении того, что дольщики не будут           
участвовать в строительстве социальных объектов, - будут, волей-неволей с них   
эти денежки получат, поэтому и явное удорожание стоимости 1 квадратного метра   
будет после того, как закон заработает. Застройщики сделают всё, чтобы          
выкачать из дольщиков денежки! Здесь действительно требуются доработка,         
изменения; дай бог, если ко второму чтению мы пропишем эти нормы более чётко    
и принятие закона не повлечёт дополнительных сборов с дольщиков.                
                                                                                
Самое же главное - я не просто не уверен в работе нашей банковской системы, я   
уверен, что, какие бы мы счета специальные ни открывали по долевому             
строительству... Ведь мы прекрасно знаем, что в случае развала банка - вот      
Пушкин украл 1 миллиард 800 тысяч во "Внешторгбанке", и мы никак его            
выловить-то не можем, не то что деньги возвратить - денежки-то уплывают!.. Мы   
же прекрасно знаем, что первые платежи - это обязательные платежи: заработная   
плата и депозитные вклады, но это же будет не депозитный вклад, я так           
понимаю, а всего-навсего спецсчёт долевого строительства. А если это не         
депозитный вклад - когда они деньги получат? Маловероятно, что до них дойдёт    
очередь, если деньги украдут, то есть дольщики останутся без денежек в случае   
распада и прекращения деятельности банка.                                       
                                                                                
Я уже говорил и буду говорить: что бы в капиталистическом мире ни               
придумывали, какие бы подпорки ни пытались поставить под эту тему, всё равно    
как были обкраденные дольщики, как в системе долевого строительства были        
большие негативные явления, так и будут! Единственный выход из этой ситуации    
даже в вашем "прекрасном" капиталистическом обществе - чтобы государство        
взяло на себя строительство жилья. То есть, пожалуйста, нет вопросов, вложите   
денежки, а потом продавайте это жильё. Хотите быстро возвратить, получить с     
покупателя денежки - выдавайте ипотечный кредит на приобретаемую квартиру:      
пусть он сразу вносит стопроцентный вклад, но далее денежки опять               
концентрируются в государственном кармане и происходит дальнейшее               
строительство. Тогда государство будет понимать, кого привлекать к              
генподрядным работам с целью строительства жилья и объектов соцкультбыта, и     
будет с ними разбираться чётко и ясно. А дольщики, они разрозненные, их         
объединить в единое целое, даже для контроля за тем, как идёт строительство,    
как расходуются средства, очень сложно, поэтому так было, есть и будет:         
дольщики обижены и это будет продолжаться. На сегодняшний день их количество    
такое огромное по стране, что непонятно, как мы из этой ситуации с обманутыми   
дольщиками будем выходить. А правительство даже и не думает и не собирается     
решать эту проблему, в первую очередь в части ипотечных кредитов, хоть это и    
не обманутые застройщиками дольщики, а те, кто обманут самим государством и     
банкирами. Есть также обманутые дольщики, например развалившейся компании       
"СУ-155", - вы там в правительстве всё-таки эту тему поднимите, по телевизору   
много показывают, что "СУ-155" санируется, но кем санируется, зачем             
санируется - дольщики ничего не понимают! Надо в правительстве провести         
специальное заседание на эту тему и найти возможность оказать содействие в      
достройке домов, квартир, деньги на которые непонятно кто украл.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Фёдорович, вот слово "имплементация" вам не понравилось, а "санация"    
нравится!                                                                       
                                                                                
Юрий Алексеевич Селиванов, пожалуйста.                                          
                                                                                
СЕЛИВАНОВ Ю. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Я всю жизнь проработал в       
строительном комплексе, поэтому обсуждаемые вопросы мне очень понятны: всё      
испытал на себе, видел, знаю и всё понимаю. Поддержка строительного комплекса   
любым законопроектом, связанным с улучшением деятельности строителей,           
конечно, пойдёт на пользу строителям, поэтому наша фракция поддерживает этот    
законопроект.                                                                   
                                                                                
На прошлой неделе я был в приёмной у министра Меня, встречался с ним, и вот у   
него там написаны слова Петра I: "Ежели кто впредь будет чинить какую помеху    
строительному делу, вешать того без рассмотрения персоны", то есть без          
оглядки на сословия. Наша страна сейчас в таком положении находится, что,       
наверное, все должны вспомнить, что такое строительный комплекс. Строительный   
комплекс - это огромный мультипликатор экономики, ведь не зря говорят:          
паровоз экономики - строительство; 1 рубль или 1 триллион, вложенный в          
строительство, вовлекает соответственно 10 рублей или 10 триллионов в           
смежные, так или иначе связанные с ним отрасли. Меня всегда удивляет, почему    
Министерство финансов берётся верстать бюджет, а министерство экономики и       
министерства, которые работают в экономическом секторе, этим не занимаются.     
Например, если бы, как сказал недавно Рябов Николай Фёдорович, мы вложили 1     
триллион в строительство жилья, то десять смежных отраслей ввели бы ещё 10      
триллионов рублей. И чтобы вы знали: налоги от строительства в                  
консолидированные бюджеты составляют где-то 25-30 процентов, то есть 1          
триллион введи в строительство и 2,5 триллиона получит бюджет, - этих денег     
вполне хватит и на то, чтобы социальную сферу подкрепить гораздо большими       
деньгами, и на то, чтобы поддержать строительство, и на решение всех            
остальных вопросов, в том числе, как я когда-то говорил, проблемы с ремонтом    
в ЖКХ.                                                                          
                                                                                
Конечно, работа застройщика - это всегда риск, и эти риски надо                 
предусматривать и учитывать, но я хотел бы напомнить о том, что, когда был      
принят закон № 214-ФЗ, о долевом строительстве, одновременно был принят и       
закон "О жилищных накопительных кооперативах", но вот эти жилищные              
накопительные кооперативы почему-то забыты, несмотря на то что было указание    
президента о создании в России до тысячи вот этих жилищных накопительных        
кооперативов. Я - один из тех, кто этот закон принимал, с 2009 года он          
успешно работает в Белгородской области. В чём его главное преимущество? Его    
главное преимущество в том, что нет риска недостройки объектов, все квартиры    
выкупаются пайщиками в готовых домах, это квартиры, которые уже построены.      
Это как раз то, о чём говорил Николай Фёдорович. То есть пайщик такого          
кооператива ежемесячно вносит взносы, и, как только накапливается сумма для     
того, чтобы можно было купить квартиру, квартира выкупается. Эту квартиру       
заселяет очередной пайщик, и дальше он рассчитывается за невыкупленные          
квадратные метры по рыночной цене, что ставит всех пайщиков кооператива в       
одинаковые условия. Я выступил с этим предложением и направил записку           
президенту. Уже проведено одно рабочее совещание у министра строительства, в    
ближайшее время будет проведено второе - об этом знает Шувалов Игорь            
Иванович.                                                                       
                                                                                
Поскольку заканчивается время, я, единственное, хотел бы добавить, что,         
прежде чем отвергать вот этот законопроект и те, которые будут в связи с ним,   
необходимо глубоко вникнуть в суть закона "О жилищных накопительных             
кооперативах". Предлагаю всем профильным комитетам, тем, кого это интересует,   
задать мне вопросы - отвечу на них как человек, который прошёл это и очень      
хорошо это знает. Всё отработано на практике в течение... (Микрофон             
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте полминуты.                                       
                                                                                
СЕЛИВАНОВ Ю. А. ...выдано на сумму 4,5 миллиарда рублей. То есть кооператив     
работает, великолепно осуществляет свои функции и вовлекает весь строительный   
комплекс и смежные отрасли в развитие экономики России.                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Алексеевич.                                 
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Уважаемые коллеги, вот предыдущий выступавший, Юрий             
Алексеевич, немножко увёл нас в другую сторону - почему-то мы завели речь о     
строителях и о поддержке. Я хочу сказать, что данный законопроект, конечно,     
никакого отношения к этой теме не имеет, мы тут вообще говорим об обманутых     
дольщиках, а строителей не будет после принятия этого закона - вы зря за них    
так переживаете! Как только мы введём ту категорию, которая есть...             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Вы удивляетесь, Наталья Николаевна? Вот я могу сказать, что у   
нас в Оренбурге вашим критериям только три компании будут соответствовать.      
Вчера на форуме (Елена Леонидовна из скромности молчит, я думаю, что она        
должна стоять здесь, на трибуне, но она мне поручила, так как мы депутаты из    
одного региона) был задан вопрос в присутствии всех наших министров: "Есть ли   
в зале хоть один строитель, кто удовлетворяет требованиям?" - ни один не        
поднял руки! Поэтому я не знаю, Юрий Алексеевич, про что вы тут говорите, о     
какой поддержке строительного рынка, - не будет строителей, не будет малого     
бизнеса в этой сфере! Может быть, будет лишь такое спокойное почивание на       
лаврах в связи с тем, что, ну, наверное, не будет привлечения государственных   
средств.                                                                        
                                                                                
Я вспоминаю, как года два назад мы с Александром Евсеевичем (ну вот, он         
выступил - и убежал) спорили здесь об обманутых дольщиках - как раз я           
выступал и говорил... Вот тезис, с которым выходили сюда, на трибуну: мол, мы   
примем вот это - и всё, не будет у нас больше обманутых дольщиков. Я тогда      
приводил один простой аргумент: обманутые дольщики - это же результат           
воровства, преступления, их не будет тогда, когда у нас в стране не будет       
преступлений, ну, понимаете, это какой-то коммунизм, что ли.                    
                                                                                
Я вспоминаю, как мы в Законодательном Собрании тоже принимали и выделяли. К     
нам приезжала комиссия во главе с Александром Евсеевичем, и нам говорили:       
ребята, закройте этот вопрос, - и мы из бюджета Оренбургской области выделяли   
150 миллионов. Выходил председатель комитета и нам говорил, что, мол, вот эти   
деньги выделим - и всё, не будет больше обманутых дольщиков.                    
                                                                                
У вас другой пример, Наталья Николаевна, - а что у нас с "Су-155", сколько у    
них уставный капитал? Они что, не попадают в ту категорию, которой вы           
ограничитесь, что ли? Да они первые будут там стоять! А они тоже хлопнулись.    
То есть то, что вы предлагаете, никакого отношения не имеет... Вот не зря же    
у вас Центробанк является профильным по данному вопросу - у нас банки, вот те   
банки, которые у нас есть, я вам докладываю, все рискованные кредиты страхуют   
на сумму 100 процентов - и что, у нас нет обманутых вкладчиков, что ли?! Но у   
них по рискованным вкладам - я вам отвечаю - 100 процентов резервирование! И    
тем строителям, мелким, которые придут брать кредит, они скажут: любезный, мы   
тебе не можем дать, мы должны будем составить резерв 100 процентов...           
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Где бизнес?.. И так вот жизнь идёт.                             
                                                                                
Я вообще не понимаю: вот вы вводите с 1 марта, с 1 июня, но цель-то не          
достигается, и никогда она не будет достигнута. Мы с этой трибуны говорим:      
"Ура, да здравствует малый бизнес!" - вы, принимая этот закон, уничтожаете      
малый бизнес в сфере строительства. Худо-бедно, но процентов тридцать их было   
на рынке - теперь не будет.                                                     
                                                                                
Есть очень много мелких вопросов - ну, допустим, поручительство закончилось,    
а дом ещё не сдан, - там есть детали, но вопрос-то концептуальный! Я даже не    
хочу сейчас спорить с комитетами и со строителями, потому что законопроект      
настолько, скажем так, концептуально не соответствует... Вот помните, как       
было с АСВ, как мы здесь кричали и хлопали в ладоши, топали и говорили, мол,    
создадим - и всё? 400 миллионов собрали - 350 на себя потратили. Ребята, ну     
что мы делаем?! Мы опять на эти же грабли наступаем!                            
                                                                                
Вообще, Сергей Евгеньевич, мне кажется, что нам надо зайти с другой стороны.    
Вот пришёл представитель правительства по соглашению с ВТО, протокол нам        
показывает, мы его спрашиваем, где сальдо для России, а он нам говорит про      
энергетиков, которые вообще к ВТО не имеют отношения! Нам надо, как говорил     
Жванецкий, что-то в консерватории поправить, иначе мы так и будем заниматься    
лечением последствий. Нам с причинами нужно разбираться, а причина - это        
некомпетенция правительства. Я считаю, что надо начинать с этого, вот давайте   
прямо после праздников и начнём! А этот законопроект поддерживать нельзя.       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Елена Леонидовна Николаева, пожалуйста.                                         
                                                                                
НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Ну раз уж       
Сергей Катасонов как депутат от Оренбургской области и в то же время как        
представитель отрасли, которая сегодня испытывает достаточно серьёзные          
проблемы, - в послании Владимир Владимирович Путин говорил в том числе об       
этом и о том, что строительная отрасль требует нашего особого внимания, - дал   
мне такой пас, я не могу не сказать о чаяниях тех людей, которые вчера          
собрались в Гостином Дворе. Я ещё раз напомню: более десяти тысяч человек       
практически из всех регионов Российской Федерации приехали, чтобы рассказать    
о том, что на самом деле происходит в строительной отрасли.                     
                                                                                
Принимая закон о защите прав дольщиков, давайте зададимся вопросом: являются    
ли интересы дольщиков противоположными интересам добросовестных застройщиков?   
Отвечаю: нет, потому что добросовестный застройщик заинтересован в том, чтобы   
дольщик не просто поучаствовал на ранней стадии в соответствующем проекте, но   
и получил завершённое качественное жильё в качественной среде обитания.         
Обращаю ваше внимание на то, что мы с вами приняли такие градостроительные      
нормы, которые вместе с жильём требуют соответствующего обеспечения -           
инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры. Необходимо это строить     
или мы с вами будем строить хрущобы без социалки, без дорог и без всего         
остального? Конечно же, мы будем строить новое, современное, комфортное         
жильё.                                                                          
                                                                                
Итак, внимание, вопрос: как мы это будем строить? Откуда застройщику взять      
деньги, если у него есть только небольшой первоначальный капитал, а все         
остальные средства он привлекает со стороны дольщиков? Что происходит на        
данный момент? Давайте не будем лукавить, сегодня застройщик всё равно          
прокладывает инженерные коммуникации, строит детский садик, только он это       
делает за счёт прибыли и включает это в стоимость квадратного метра. Именно     
из-за этого у нас сейчас неподъёмная цена жилья экономкласса и граждане в       
большинстве своём не могут позволить себе купить комфортное жильё. Если мы      
тем добросовестным застройщикам, которые передают бесплатно, то есть даром,     
эти инженерные коммуникации и детские садики муниципалитетам,                   
ресурсоснабжающим организациям, не позволим включить это в состав затрат на     
себестоимость, то всё просто останется как есть, цена квадратного метра будет   
такой же высокой. Как только мы позволим включить это в себестоимость, цена     
снизится минимум на 10 процентов - это официальная экспертная оценка            
профессионалов отрасли. Итак, в плюс это дольщикам? Да, конечно, они дешевле    
жильё купят. В плюс это застройщикам? Конечно, в плюс, потому что заёмных       
средств, как правильно сказал Сергей Катасонов, сейчас практически нет, у нас   
запретительное заёмное финансирование для строительной отрасли, и мы должны     
это честно признать.                                                            
                                                                                
Я считаю, что данный законопроект является крайне своевременным и               
необходимым, его нужно принимать, и об этом в том числе говорилось вчера на     
Российском инвестиционно-строительном форуме. Вместе с тем законопроект         
требует небольшой доработки - Наталья Николаевна, мы официально обращаемся к    
вам, - в частности, действительно, 1 миллиард - это чрезмерное требование для   
застройщиков. На сегодняшний день всего три компании в Российской Федерации,    
три холдинга удовлетворяют этим требованиям, поэтому давайте эту норму ко       
второму чтению мы пока снимем (но мы будем стремиться к ней, чтобы у нас были   
добросовестные и ответственные застройщики), и мы предлагаем снизить норму с    
5 процентов от собственного капитала до 3 процентов.                            
                                                                                
Вместе с тем я считаю, что открытость, которой требует сейчас законопроект от   
всех застройщиков, является исключительно важной нормой, это позволит и         
дольщикам, и страховым организациям, и банковским структурам очень чётко        
понимать, что собой представляет тот или иной застройщик: является он           
добросовестным или пришёл просто собрать деньги и, извините, обмануть           
граждан.                                                                        
                                                                                
Данный законопроект нужно принимать в первом чтении, но его нужно               
дорабатывать, и мы готовы войти в соответствующую рабочую группу. Наш           
комитет, безусловно, поддерживает данный законопроект. Свои предложения о       
соответствующей доработке мы в виде официального заключения передали в          
профильный комитет.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Наталья Николаевна, пожалуйста, вам слово.                                      
                                                                                
АНТИПИНА Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Спасибо за      
все замечания, они справедливы, и, по сути, вот то, о чём сказал Александр      
Евсеевич, уже содержится в заключении комитета. Мы ведём работу в открытом      
режиме, приглашаем всех заинтересованных депутатов к этой работе и будем по     
сути прорабатывать все вопросы, в том числе с участием регионов.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Николаевич Гончар, пожалуйста.                                          
                                                                                
ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Нам предстоит в    
данном вопросе пройти между Сциллой и Харибдой: мы должны обеспечить            
прозрачное функционирование строительного комплекса (я, правда, сомневаюсь,     
что хоть один застройщик на своём сайте сделает пометку "я недобросовестный     
застройщик", особенно если у него уже есть обещания и недостроенные объекты)    
и защитить дольщиков - это безусловно, это прямое поручение президента, во      
исполнение которого разработан данный законопроект. Вместе с тем мы ни в коем   
случае не должны допустить уменьшения объёмов жилищного строительства, ни в     
коем случае! И те аргументы, которые прозвучали, не нужно повторять.            
                                                                                
Мы уже сказали, что целый ряд позиций законопроекта, особенно что касается 5    
процентов, 1 миллиарда, нереалистичны. Мы предлагаем принять данный             
законопроект в первом чтении с открытыми глазами, сформулировав те вопросы,     
которые нам предстоит решить, и предварительно согласовав дальнейшую            
доработку этих вопросов с профильным министерством (Минстрой очень              
конструктивно с нами работал).                                                  
                                                                                
При этом, понимая всю сложность положения застройщиков, мы не можем принять     
тот аргумент, который прозвучал на слушаниях в комитете по земельной            
политике: если вы хотите навести порядок, мы так работать не сможем; если вы    
будете заставлять тратить деньги только так, как это положено, мы работать не   
сможем. Тогда части застройщиков действительно придётся уйти в субподрядчики,   
малый предприниматель не будет брать заказы, которые не сможет выполнить.       
Если у него есть два бульдозера и один кран "Кировец", он будет работать на     
субподряде у крупной организации. Так делали и в советское время, так и         
сейчас делают, и это можно и нужно делать. Конечно, доходы этого                
предпринимателя будут существенно ниже доходов, получаемых от жилищного         
строительства, особенно массового, вне всякого сомнения.                        
                                                                                
И последнее. Очень важно получить заключения от регионов. В каждом регионе      
есть своя специфика, и эту специфику нужно учесть, в том числе при пересмотре   
тех количественных показателей, которые заложены в законопроекте. Мы должны     
найти возможность законодательного закрепления права субъекта Федерации         
принимать те или иные решения с учётом своей специфики. Возможности и           
специфика, скажем, Амурской области, отличаются от того, что происходит в       
Московской области. Мы сейчас получаем заключения и замечания разных            
субъектов - это небо и земля: люди говорят на разных языках! Мы всё это         
должны учесть, а сейчас предлагаем всем присутствующим поддержать данный        
законопроект в первом чтении. Это позволит нам продолжить очень важную          
работу.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              374 чел.83,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    374 чел.                                          
Не голосовало                  76 чел.16,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.