Заседание № 350
О проекте федерального закона № 953586-7 "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации" (об установлении особенностей регулирования труда работников в сфере электроэнергетики, сфере теплоснабжения, в области промышленной безопасности, области безопасности гидротехнических сооружений).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект вносит изменение в 55-ю главу Трудового кодекса, корректируя вопросы, связанные с безопасностью труда, аттестацией и независимой оценкой квалификации работников из сфер электроэнергетики, теплоснабжения, эксплуатации гидротехнических сооружений. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Комитет просит поддержать принятие законопроекта в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 57 мин. 24 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 400 чел. Не голосовало 50 чел.11,1 % Результат: принято Принимается единогласно.
Заседание № 349
О проекте федерального закона № 953586-7 "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации" (об установлении особенностей регулирования труда работников в сфере электроэнергетики, сфере теплоснабжения, в области промышленной безопасности, области безопасности гидротехнических сооружений; принят в первом чтении 8 июля 2020 года с наименованием "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменения в главу 55 Трудового кодекса Российской Федерации". Михаил Васильевич Тарасенко, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, принятый в первом чтении 8 июля 2020 года, направлен на учёт особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения. Предложенные изменения в 55-ю главу Трудового кодекса направлены на систематизацию работы по аттестации, подтверждению квалификации работников, а также по независимой оценке их квалификации. Поступившие 18 поправок были сведены комитетом в две таблицы: таблица поправок № 1, рекомендованных комитетом к принятию, - в ней 10 поправок, и таблица поправок № 2, предлагаемых комитетом к отклонению, - в ней 8 поправок. Законопроект прошёл правовую, лингвистическую и юридико-техническую экспертизы. Комитет предлагает его принять во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 08 мин. 34 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по второй таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 01 сек.) Проголосовало за 303 чел.67,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 304 чел. Не голосовало 146 чел.32,4 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 09 мин. 24 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается единогласно. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. ТАРАСЕНКО М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении - просьба поставить его в проект повестки на завтра, 7 апреля. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, не будет возражений? Включаем в завтрашнюю повестку. Спасибо.
Заседание № 304
О проекте федерального закона № 953586-7 "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления особенностей регулирования труда работников в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики и в сфере теплоснабжения". Докладывает официальный представитель Правительства Российской Федерации статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации Анастасия Борисовна Бондаренко. Пожалуйста, Анастасия Борисовна. БОНДАРЕНКО А. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра энергетики Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона о внесении изменения в Трудовой кодекс. Этот законопроект разработан во исполнение плана законопроектной деятельности правительства, направлен он на создание возможности установления в отраслевых законах ранее сложившихся для энергетики и теплоснабжения форм работы с персоналом. Мы с вами закон-спутник рассматривали в первом чтении в эту сессию, и вот сейчас подошло время для Трудового кодекса. Согласно Правилам технологического функционирования электроэнергетических систем владельцами объектов электроэнергетики, субъектами оперативно-диспетчерского управления должна проводиться постоянная работа, направленная на обеспечение готовности работников отдельных категорий к выполнению профессиональных функций на конкретном оборудовании. Проведение этих обязательных форм работы с персоналом, постоянное поддержание уровня готовности персонала, его умений, знаний и навыков - это обязанность работодателя, которая и в настоящий момент также исполняется. Для организаций электро- и теплоэнергетики это критически важно, это залог бесперебойного, надёжного, безаварийного функционирования электроэнергетических и теплоснабжающих объектов. Законопроект предусматривает, что в системе этих правоотношений будут сохранены все формы проверки и поддержания знаний и навыков: и независимая оценка квалификации, которая проводится независимыми центрами оценки, и аттестация по вопросам безопасности, которую осуществляет Ростехнадзор, и подготовка и подтверждение готовности работника к работе на конкретном оборудовании, которые возложены на работодателя. В своей совокупности эти формы работы с персоналом не исключают друг друга, а взаимно дополняют, формируя многоуровневую систему. Кроме того, законопроектом в целях избежания двойной нагрузки на работников и работодателей предусмотрена возможность совмещения процедуры проверки знаний и правил охраны труда, которая проводится в комиссиях организаций, и аттестации по вопросам безопасности и охраны труда, которая проводится Ростехнадзором в рамках федерального государственного энергетического надзора. Я хочу поблагодарить Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов, его председателя Нилова Ярослава Евгеньевича и первого заместителя председателя комитета Михаила Васильевича Тарасенко. У нас идёт диалог, идёт большая работа, в том числе по подготовке поправок ко второму чтению. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анастасия Борисовна, присаживайтесь. С содокладом выступает Михаил Васильевич Тарасенко. ТАРАСЕНКО М. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Подробный доклад официального представителя правительства избавляет меня от необходимости детального изложения сути новых положений, предлагаемых в Трудовой кодекс, которые касаются вопросов охраны и безопасности труда персонала в сфере электроэнергетики и теплоснабжения. Безусловно, представленный законопроект является отраслевой реакцией на положения принятого четыре года назад закона "О независимой оценке квалификации", который исключил иной порядок оценки подготовленности работников, кроме оговорённого в этом документе, то есть если в Трудовом кодексе не будут определены особенности регулирования труда для отдельных категорий. Именно это и реализуется в представленном законопроекте. Конечно, у комитета есть масса замечаний по тексту, в котором многие положения, являющиеся прерогативой отраслевого законодательства, включаются в Трудовой кодекс, но всё это возможно поправить ко второму чтению. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: 12 субъектов Федерации поддерживают, а мнение остальных не выражено. Правовое управление Аппарата Государственной Думы не имеет замечаний. Комитет Государственной Думы по энергетике с рядом оговорок поддерживает законопроект, точно так же поддерживают и два комитета Совета Федерации. Стороны Российской трёхсторонней комиссии, представляющие объединение профсоюзов и объединение работодателей, поддерживают законопроект, но у них тоже есть замечания, которые также могут быть учтены ко второму чтению. Безусловно, ко второму чтению предстоит большая работа, к которой, как уже было сказано в докладе официального представителя, готовы и представители правительства, социальные партнёры и комитет Государственной Думы. Да, и закон "О независимой оценке квалификации" необходимо в рамках подготовки законопроекта ко второму чтению по энергетике проанализировать с точки зрения сохранения актуальности многих положений, которые четыре года назад были приняты. С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию представленного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Васильевич. Коллеги, будут ли вопросы? Есть. Боева Наталья Дмитриевна. Включите режим записи. Записывайтесь, пожалуйста, коллеги. Покажите список. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Благодарю. У меня вопрос к представителю Правительства России. Уважаемая Анастасия Борисовна, учитывая особенности регулирования труда в данной сфере, скажите, пожалуйста, обсуждался ли при подготовке данного проекта федерального закона вопрос стандартизации как профессиональных, так и национальных, и если да, то какова перспектива и каковы результаты? БОНДАРЕНКО А. Б. Анатолий Борисович, если можно, уточните: стандартизация чего? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Выборному включите микрофон. ВЫБОРНЫЙ А. Б. О проработке профессиональных стандартов работников в данной сфере, о которой мы говорим, соответственно, и национальных стандартов. И каковы перспективы? БОНДАРЕНКО А. Б. Всё, спасибо, я поняла. Извините за уточнение. Прорабатывался, потому что у нас есть эффективно действующий СПК в энергетике. Надо сказать, что вообще в части энергетики достаточно большой объём работ закрыт профессиональными стандартами: и сетевой комплекс, и диспетчерское управление. У нас немножечко отстаёт теплогенерация, но мы намереваемся подтянуть её в этом году - подготовили план, "дорожную карту" (министром она одобрена) по подходам к разработке профессиональных стандартов в электроэнергетике и в теплоснабжении. Кроме того, надо сказать, что у нас наработана достаточно положительная практика по функционированию независимых центров оценки квалификации. И мы находимся, если правильно статистику приводят нам коллеги, на четвёртом месте среди всех отраслей, которые провели экзамены по независимой оценке квалификации; лидируют там, насколько известно, те профессии, которые очень опасны, в отношении лифтов. Ну вот надо сказать, что мы тоже на хорошем месте в этом плане. С профессиональными стандартами работаем, и работа будет продолжена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Боева Наталья Дмитриевна. БОЕВА Н. Д. Спасибо, Иван Иванович. У меня к Анастасии Борисовне вопрос. Скажите, зачем мы вообще эти требования вносим в Трудовой кодекс, утяжеляем, так сказать, Трудовой кодекс? Есть правила, все они не меняются, они исполняются предприятиями. Мало того, если это вносится в Трудовой кодекс, значит, и в коллективный договор придётся тоже это вносить - не слишком ли много бумаг мы делаем, несмотря на то что правила не меняются? БОНДАРЕНКО А. Б. Наталья Дмитриевна, спасибо. Вы вопрос задали, что называется, совершенно в точку, потому что система существует с советских времён и совершенно спокойно существовала до принятия закона "О независимой оценке квалификации", статьёй 1 и статьёй 11 "Переходные положения" которого предусмотрено, что иные формы работы с персоналом, если не предусмотрены возможности в Трудовом кодексе, невозможно внести в отраслевые законы. И мы, чтобы сохранить нашу систему, прошли длинный круг, вносим и в отраслевой закон, ну и вот сопутствующие, коррелирующие изменения в Трудовой кодекс. В коллективные договоры, да, возможно, потребуется вносить изменения, но это будет в рамках отраслевого тарифного соглашения, стандартная форма которого у нас уже выработана и подготовлена. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Михаил Васильевич, присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Ставлю законопроект на голосование в первом чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 27 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 350 чел. Не голосовало 100 чел.22,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.