Заседание № 271

22.12.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 953408-6 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части продления срока представления специальной декларации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5710 по 6255 из 9740
Следующий, 47-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении     
изменения в статью 5 Федерального закона "О добровольном декларировании         
физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений   
в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Сергей      
Дмитриевич Шаталов, заместитель министра финансов.                              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д., официальный представитель Правительства Российской Федерации,    
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! 31 декабря этого года          
заканчивается добровольное декларирование активов, более известное как          
амнистия капиталов. В своём послании Федеральному Собранию президент            
предложил продлить срок амнистии на полгода, законопроект решает ровно эту      
задачу, меняется только дата. Просим поддержать законопроект и принять его      
сегодня.                                                                        
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Дмитриевич.                               
                                                                                
Выступает Андрей Михайлович Макаров с содокладом.                               
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, нам предстоит много работать, просьба поддержать         
законопроект и принять его в первом чтении и в целом.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Решульский Сергей Николаевич.                                                   
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Да конечно, мы примем - а что, амнистия, президент сказал!..   
Вот только меня интересует: год прошёл - сколько граждан России обратились по   
этому закону о... ну извините, пусть не обижаются... об амнистировании, то      
есть задекларировали доходы? Сумм не надо даже - вообще сколько человек         
обратилось? Не надо сумм, фамилий, чтобы мне не сказали, что это банковская     
тайна за семью печатями. И что, вот за год столько-то обратилось, а если ещё    
на полгода продлим - а почему не на три года-то? - что, их число увеличится в   
пять, в шесть раз? Или они стоят возле стоек, уже заполняют декларации,         
просто не успевают? Наверное, Сергею Дмитриевичу вопрос.                        
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо, Сергей Николаевич.                                       
                                                                                
Уточню, амнистия продолжалась не год, а полгода. За это время действительно     
совсем немного обращений, порядка двух сотен человек обратились. Проблема       
состоит в том, что, к сожалению, есть вопросы, на которые закон, который        
сейчас действует, не отвечает, и президент в своём послании, если вы помните,   
обратил внимание, поставил задачу не только продлить срок амнистии, но и        
уточнить по результатам согласования с судебным сообществом, с силовыми         
ведомствами текст закона. Соответственно, мы готовим такие предложения и        
рассчитываем, что они будут приняты в январе, максимум в феврале следующего     
года.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Честно говоря, я не думал, что мы будем обсуждать содержание      
закона, предполагалось, что будем обсуждать только поручение президента         
продлить амнистию капиталов на полгода, но если уж мы начинаем обсуждать        
содержание, я не могу оставить без ответа то, что сказал Сергей Дмитриевич.     
Президент не говорил, что надо править закон, он сказал ровно следующее, я      
читаю: "Прошу правительство провести дополнительные консультации с деловым      
сообществом, с Верховным Судом, с правоохранительными органами и в короткие     
сроки внести соответствующие коррективы, а саму амнистию предлагаю продлить     
ещё на полгода". При этом он говорит: "...а значит, предложенная процедура      
сложна, гарантий недостаточно".                                                 
                                                                                
Каких гарантий? О чём идёт речь, о качестве закона? Если Министерство           
финансов вновь готовит такое же предложение, как в первый раз, когда            
предлагалось узаконить режим отъёма бизнеса, боюсь, это тоже вряд ли вызовет    
энтузиазм в обществе. Президент не случайно сказал: судебные,                   
правоохранительные органы - коррективы касаются вопроса о доверии               
налогоплательщиков к налоговой системе, к государственной системе. Доверие      
гораздо в меньшей степени зависит от закона, который принимается, чем от        
режима деятельности правоохранительных органов, и налогоплательщики просят      
гарантии именно от произвола правоохранительных органов, а это, к сожалению,    
в законе об амнистии капитала прописать невозможно. Поэтому нам и необходимо    
реализовывать не пожелания отдельных консультантов или чиновников, а именно     
указания президента, думать над тем, как повысить доверие налогоплательщиков    
к правоохранительной системе, - вот это нам предстоит сделать в кратчайшее      
время. А срок, безусловно, надо продлить.                                       
                                                                                
Кстати, я очень надеюсь, что, если не будут в Министерстве финансов говорить,   
сколько людей подало декларации... Вот это тоже очень важно: чтобы никто не     
знал ни кто, ни сколько - ничего... (Микрофон отключён.)                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Полминуты добавьте.                                       
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Коллеги, когда задаются вопросы, а сколько было, а на какую       
сумму, мне кажется, самое главное - чтобы закон был сформулирован так, что      
это никто не должен знать: ни кто, ни как, ни что, и только сам человек может   
воспользоваться декларацией, которую он подал. А вот когда мы начинаем          
обсуждать и оказывается, что в Министерстве финансов знают, сколько подано      
деклараций, я боюсь, это не способствует повышению уровня доверия.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Я-то, грешным делом, думал, что амнистия капитала нужна для остановки их        
утечки и улучшения социально-экономического состояния, но, читая                
пояснительную записку, был шокирован: "Положения законопроекта не               
противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным    
договорам... а также не окажут влияния на достижение целей государственных      
программ Российской Федерации".                                                 
                                                                                
Поясните, пожалуйста, какова цель законопроекта, всё-таки внятно, Сергей        
Дмитриевич.                                                                     
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Цель простая - продлить амнистию на полгода.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Федоткин Владимир Николаевич.                                                   
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н. Сергей Дмитриевич, не первый раз президент об этом говорит, и,   
вообще, я думаю, что слово президента должно многого стоить: если что-то не     
выполнили, то он какие-то меры должен принять. Вот президент говорит:           
перенести срок, - хорошо, мы проголосовали, перенесли срок на полгода. А если   
ситуация мало изменится, мы что, будем в третий раз, в четвёртый раз            
переносить сроки или есть какие-то альтернативные меры, которые подтолкнули     
бы всё-таки предпринимателей добровольно продекларировать свои доходы и         
имущество? Ведь бегут капиталы от нас, 153 миллиарда долларов в том году        
ушло! Наверное, палкой эту проблему не решишь. Кроме этого закона, есть         
какие-то ещё меры стимулирования?                                               
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Спасибо за вопрос. Второго продления амнистии, я полагаю, не      
будет, скорее всего, 30 июня следующего года - это последний день проведения    
амнистии. Какие-то корректировки этой амнистии предполагаются, президент        
жёстко не обозначил, каким образом это должно быть сделано, консультации        
сейчас ведутся. На наш взгляд, это уточнение закона, у Андрея Михайловича       
другое мнение, и я думаю, что обсуждение этого вопроса ещё будет продолжено.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, задан очень важный вопрос. На мой взгляд,      
очень важно, что сегодня принимаются одновременно два законопроекта, один из    
них - поправки в антиофшорный закон (они схожие, просто мы их разнесли по       
процедуре, в результате получилось два законопроекта), мы одновременно          
уточняем антиофшорное законодательство, то есть это касается обязанностей       
налогоплательщиков, обязанностей, порождающих ответственность. В данном         
случае ответственность, которая, безусловно, будет наступать, в значительной    
степени будет стимулировать людей воспользоваться той амнистией капитала,       
которая предложена. Это первое.                                                 
                                                                                
Второе. Уже буквально через год наши налоговые органы будут получать            
информацию о зарубежных счетах и имуществе в режиме онлайн. Мы подключились     
ко всем договорам, и теперь скрывать что-то за границей практически             
невозможно. Амнистия капитала даёт людям, которые допустили какие-то            
налоговые, валютные нарушения и так далее, возможность задекларировать          
имущество - и через год они уже не окажутся преступниками или как минимум       
правонарушителями.                                                              
                                                                                
И есть третий аргумент, который тоже очень важен. Сегодня под самыми разными    
предлогами начинают задерживать, останавливать попытки нашего бизнеса           
возвращать деньги в страну, не дают переводить свой бизнес из иностранной       
юрисдикции в российскую юрисдикцию, причём объясняют это, как правило, тем,     
что необходимо проверить происхождение этих капиталов. Пока эти миллионы,       
миллиарды лежали там, происхождение никого не волновало, а как только           
возникло желание вернуть их в Россию, тут же ставится блок. Вот для того        
чтобы защитить налогоплательщиков, здесь необходимы усилия государства, и       
наша налоговая служба сможет это сделать только в том случае, если она будет    
иметь эту информацию.                                                           
                                                                                
Поэтому, ещё раз говорю, это абсолютно комплексная проблема. Я просто не        
хотел бы, чтобы мы говорили как обычно: "Для того чтобы решить сложнейшую       
задачу, давайте просто так изменим закон" - и делали это в угоду                
консультантам.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ищенко Антон Анатольевич.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Сергей Дмитриевич, в продолжение предыдущих вопросов. Когда в июне    
2015 года правительство вносило законопроект на рассмотрение Государственной    
Думы, какие всё-таки у него были цели и задачи? Желательно в рублях, в          
количестве, может быть, деклараций, которые, как предполагалось, будут поданы   
предпринимателями для амнистии капитала. Достигнуты ли эти целевые показатели   
или не достигнуты спустя полгода? Удалось ли "перевернуть офшорную страницу",   
как того требовал президент в своём послании, или не удалось? Какие планы на    
2016 год, удастся ли за полгода достичь тех целей, которые президент в своём    
послании обозначил?                                                             
                                                                                
И скажите, пожалуйста, позволила ли информационная кампания, которая вокруг     
этого закона была в 2015 году, донести до широкого круга предпринимателей те    
возможности, которые правительство закладывало в концепцию этого закона?        
                                                                                
ШАТАЛОВ С. Д. Никаких целей по достижению цифровых показателей правительство    
не ставило - ни по количеству деклараций, ни по количеству средств, которые     
будут задекларированы, не ставилась и задача перевода средств в Россию.         
Главная задача была - открытость, чтобы бизнес стал открытым, чтобы не          
применялись теневые схемы, чтобы в будущем была возможность честно и            
правильно платить налоги, чтобы в условиях, когда одновременно вводились и      
законы по контролируемым иностранным компаниям, не было бы вопросов к           
прошлому, которое далеко не всегда безупречно.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Андрей Михайлович Макаров.                                          
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Вопрос Антона Анатольевича включал в себя несколько моментов,     
которые, мне кажется, требуют ответа. В первой части я хотел бы согласиться с   
Сергеем Дмитриевичем и просто напомнить слова президента, который говорил о     
том, что этот закон не носит фискального характера, то есть задачи получить     
какие-то дополнительные доходы в бюджет непосредственно от реализации данного   
закона не стоят. Но вопрос абсолютно справедлив. Безусловно, если будет         
большая открытость, то в перспективе возможно и расширение налоговой базы -     
в перспективе! Поэтому говорить о том, что этот закон должен измеряться в       
рублях, абсолютно некорректно.                                                  
                                                                                
Второй вопрос, который поднимал Антон Анатольевич, очень важный. На самом       
деле закон вообще никак не был информационно обеспечен. Вот выступил            
президент, а после принятия закона - в отличие от этих массовых ток-шоу на      
телевидении, где обсуждается всё что угодно, - никаких обсуждений,              
информационного обеспечения не было. Зато кампания была устроена                
консультантами, которые говорили о том, что ни в коем случае нельзя доверять    
государству, нельзя пользоваться этим законом, - и это понятно, потому что      
консультанты утрачивают огромный кусок своего пирога, поскольку механизм        
закона позволяет задекларировать и больше не бояться, а у нас консультанты      
строят свою деятельность, простите, на том, чтобы закошмарить клиента, а        
потом благополучно, при помощи связей в отдельных министерствах и ведомствах,   
его из этой ситуации вытащить.                                                  
                                                                                
В данном случае закон, который мы рассматриваем (на самом деле предмет          
рассмотрения - надо его править или не надо), в первую очередь должен быть      
направлен на то, чтобы исключить вот эти попытки лоббистов действующей          
системы, содержащие угрозу бизнесу, и чтобы они не были перенесены этим         
законом.                                                                        
                                                                                
Ещё раз говорю: вопрос доверия не решается только принятием закона. К           
сожалению, здесь требуется очень серьёзная системная работа, которой,           
вынужден констатировать, к сожалению, не было, и это упрёк в том числе и нам    
с вами.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна, все помнят, что у нас ещё десять        
законопроектов первого чтения.                                                  
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
Владимир Романович Родин не на ту кнопку нажал? Понятно.                        
                                                                                
Пожалуйста, выступление от фракции.                                             
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вот из-за того у   
нас и кризис, что мы бегом-бегом, по 80 законов голосуем, а потом: ох, ах,      
как же так произошло? А так и произошло! Я, в отличие от Андрея Дмитриевича,    
не считаю, что закон должен просто так приниматься, ради исполнения             
поручения, то есть поручение ради поручения, понимаете? А на самом деле...      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. (Не слышно.)                                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Минуточку! А, извините, Андрей Михайлович. Да, Андрей          
Михайлович, извините, не Андрей Дмитриевич.                                     
                                                                                
Вопрос заключается в следующем. Указ № 537 от 12 мая 2009 года подписан         
президентом, и я вообще считал, что этот закон принят в целях реализации        
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Но наша-то проблема   
в чём? Мы стратегии принимаем, как только приняли - сразу же и забыли, хотя     
эта стратегия, Андрей Михайлович, была уточнена и переутверждена в 2015 году,   
понимаете? А если посмотреть дальше, то у нас за пятнадцать лет, в течение      
которых по большей части была хорошая нефтяная конъюнктура, из России, по       
данным Центробанка, утекло 760 миллиардов долларов. Я-то по глупости или по     
недомыслию думал, что закон принимается для того, чтобы хотя бы часть           
вывезенных ресурсов вернулась в экономику России, точнее, думал, что закон      
принимается для того, чтобы вот тем, вокруг кого сгущаются тучи, облегчить      
возможность возврата этих ресурсов, понимаете? Оказывается, это не так! И       
именно поэтому, наверное, этот закон написан таким образом, чтобы никто и не    
собирался возвращать эти капиталы, - зачем тогда мы тратим время?! У нас с      
вами, скажу на всякий случай, по сравнению с 2008 годом государственный долг    
увеличился в 3,8 раза: если в 2009 году долг составлял 3,2 триллиона, то        
сейчас он составляет уже более 11 триллионов, и мы с вами на обслуживание       
долга уже заложили 649 миллиардов, а это больше, чем и на образование, и на     
здравоохранение!                                                                
                                                                                
Я не согласен с тем, что мы принимаем закон ради закона. В данной ситуации,     
мне кажется, недосказанность и решение келейно, подковёрно вопросов, о          
которых даже депутатам Государственной Думы знать не суждено, как раз и         
порождают такую ситуацию, что закон принят, полгода прошло, а эффект            
минусовой, пройдёт ещё полгода - он будет ещё более минусовой!                  
                                                                                
Вот Сергей Дмитриевич - это, наверное, самый опытный заместитель министра       
финансов, он, так скажем, пережил уже, наверное, шесть министров финансов,      
некоторые из них уже и председателями правительства побывали, некоторые -       
первыми вице-премьерами, а он всё здесь, в ложе, докладывает                    
квалифицированно: то туда, то сюда закон, понимаете? Я уверен, что если бы      
вот его, Сергея Дмитриевича, назначили министром финансов, поручили решить      
ряд вопросов, спросили, какие надо внести поправки в Налоговый кодекс, в        
Бюджетный кодекс, и хотя бы лет пять не мешали, чтобы стабилизировать финансы   
в стране, то больше этого человека... У нас в стране мало людей, которые        
знают, что делать. Но он-то, если он рыбка на посылках, может вам и отнять, и   
умножить, и прибавить, но никогда не скажет, что надо делать, потому что        
чиновник потому и чиновник, что он, особенно если это заместитель, выполняет    
поручения: сказали туда - пошёл туда, сказали сюда - пошёл сюда. А нам надо     
бы государственный подход вернуть! Поэтому я Андрею Михайловичу и предлагаю     
(у него прекрасные речи, ему даже президент подсказал, что Дмитрия Ивановича    
Менделеева надо читать) в данной ситуации - поскольку он обещал, но не          
выполнил - в этом зале собрать представителей Центробанка, Минфина,             
Минэкономразвития и подумать, что мы собираемся делать со страной и каким       
образом мы собираемся оздоравливать финансы, потому что разрушенные финансы     
всегда приводили к разрушению всех ведущих империй мира. И мне кажется, что     
мы сейчас, к сожалению, находимся в крайне сложной ситуации, но мы опять        
говорим птичьим языком, не хотим ответить на вопрос о том, что делать.          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                С. Е. Нарышкин                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Михайлович Харитонов. Три минуты.                                       
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Уважаемые депутаты, вопрос, закон серьёзный, и очень жаль, что мало в зале      
людей... вот восемнадцать человек, которые все шесть созывов были в             
Государственной Думе. Прежде чем говорить, что делать дальше, мы сами должны    
понять причину, почему и отчего деньги убежали из страны. Нам сегодня           
говорят, что знают, что 700 миллиардов (по статистике) утекло, а сколько        
придёт, никто не должен знать.                                                  
                                                                                
В этом зале, после известных событий 1 сентября 2004 года в Беслане на          
Северном Кавказе я говорил, выступая, что будем долго ещё бегать, стрелять и    
искать разные причины - давайте посмотрим итоги приватизации! И Степашин        
тогда был согласен прийти и доложить, отчего и почему, и зал, кстати,           
проголосовал за, но потом парламентское большинство решило: вначале - на        
ноябрь, потом - на декабрь (Грызлов, я помню, вёл заседание), а потом чуть ли   
не с подачи Андрея Михайловича внесли поправочку в Уголовный кодекс: прошло     
десять лет после приватизации - шито-крыто!                                     
                                                                                
По Земельному кодексу тоже в этом зале принимали решение, говорили, что         
необходим эффективный собственник как можно быстрее, Греф стоял под рёв, крик   
и свалку в этом зале - приняли, пропихнули! Мы с Зюгановым ходили звонили по    
секретной связи Путину: не делайте этого, беда будет! Чем кончилось? 41         
миллион гектаров земли не пахано!                                               
                                                                                
Прав Коломейцев: по ВТО за пятнадцать лет нам не дали прочитать ни одной        
страницы, говорили, мол, не надо, без вас есть умные люди, советуются - и чем   
закончилось? Про импортозамещение с утра до вечера языком мелем!                
                                                                                
Законопроект "О детях войны" - это о наших отцах и дедах. Несколько раз         
фракция КПРФ говорила: ну надо принять, пусть даже денег сейчас нет, но хотя    
бы - ведь Дума первого и второго созывов принимала закон "О ветеранах" -        
дадим надежду, многие ещё живы! Нет, принимать не надо.                         
                                                                                
Мы, законодатели, во многом виноваты, только признать не хотим. Фракция КПРФ    
всё время подсказывает и говорит почему. Здесь очень много                      
производственников, и мы зачастую просим, умоляем: не делайте этого. Да,        
сегодня принимаем законопроект - шапку снимает президент, но у президента       
сегодня столько власти, что... Все министерства собрать, Николай Васильевич,    
надо, но ещё и прокуратуру со Следственным комитетом: почему из нашей страны    
уехали и продолжают уезжать финансы? А мы кричим караул, как быть и как жить!   
Надо принять закон, надо ещё раз попросить: люди добрые, верните!.. Уверен,     
никто с деньгами сюда не приедет, пока мы не пойдём по другому пути и не        
заставим банки, которые хранят тайну российских денег, эти деньги вернуть.      
Законопроект можно принять, я проголосую за него, но, поверьте мне, деньги      
мало кто вернёт.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антон Анатольевич Ищенко.                                                       
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! ЛДПР поддержит     
предлагаемый закон, но с учётом сегодняшних вопросов и ответов на них,          
конечно, мы можем сделать вывод, что фактически закон не ставит перед собой     
никаких целей. А когда не ставишь цель, эту цель и достичь невозможно. Вот вы   
говорите: основной целью этого закона была открытость. Но и открытость можно    
измерить в цифрах: если за полгода подано всего двести деклараций, а в стране   
пять миллионов предприятий, это эффективно или нет? Если они все и до этого     
были открыты, а всего двести неоткрытых, тогда зачем продлевать этот закон?     
Ну скажите, сколько закрытых предприятий и кого нужно задекларировать, какие    
суммы мы ждём, вернутся они в страну, не вернутся они в страну, - ну какое-то   
должно быть обоснование, зачем мы это делаем! Это же не процесс ради            
процесса. Давайте всё-таки определяться, зачем нужно наше сегодняшнее           
обсуждение. Может быть, вообще нужно было снять законопроект с повестки дня и   
не обсуждать его? Закон бесполезный, деньги в страну не вернутся, никаких       
эффектов для экономики в течение ещё полугода, в 2016 году, достичь не          
удастся - ну или скажите тогда, чего ожидаем?                                   
                                                                                
Вот если бы назначили Сергея Дмитриевича ответственным за реализацию этого      
закона, поставили бы перед ним конкретные задачи (тут я поддержу Николая        
Васильевича) и сказали бы: "Вы должны вернуть в страну 100 миллиардов рублей    
(ну или долларов, пусть будет долларов), скажите, сколько вам нужно времени и   
какие нужны изменения в законодательство?" - Сергей Дмитриевич наверняка        
ответил бы: "Мне нужно сделать вот это, вот это и вот это". И эти полгода или   
год он не вылезал бы из этих компаний - из крупных, из коммерческих: он бы      
разговаривал со всеми чубайсами и со всеми остальными предпринимателями и       
руководителями крупных компаний, которые имеют недвижимость и счета за          
границей. Я же прав, Сергей Дмитриевич? А такая задача перед вами не            
ставится. И каждый год, из года в год, в декабре президент говорит:             
переворачиваем страницу - 105-я страница деофшоризации, 106-я страница          
деофшоризации... Так можно их каждый год переворачивать, Сергей Дмитриевич.     
Поэтому какой смысл? Я всё-таки не понял из вашего ответа, я не понимаю,        
зачем мы это сегодня здесь делаем?                                              
                                                                                
Основная-то проблема в чём? В том, что в стране предпринимательский климат на   
нуле и всё ухудшается: мы каждую неделю вносим два-три изменения в Налоговый    
кодекс, мы уже дали полномочия Следственному комитету возбуждать дела в         
налоговой сфере - всё это не в плюс идёт. Предприниматели не вернут деньги,     
которые вывезли из страны за двадцать - двадцать пять лет, потому что           
понимают, что по любому основанию на них возбудят уголовное дело, и президент   
об этом говорит. И где 170 тысяч в год предпринимателей, на которых             
необоснованно были возбуждены эти уголовные дела? Да они уже все уехали. И      
каждый...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте две минуты.                                      
                                                                                
ИЩЕНКО А. А. И каждый год будет уезжать по 170 тысяч, а это самые активные,     
самые эффективные предприниматели, которые должны зарабатывать и платить        
налоги для поддержки отечественной экономики. Вот говорят, что в следующем      
году на триллион рублей или больше сократятся налоговые поступления. А почему   
они сократятся? Потому что вы не предоставляете возможности для работы здесь,   
на территории страны. О каких структурных изменениях можно говорить? Их не      
будет, этих структурных изменений. Нефть упала в цене, мы можем только          
констатировать: тридцать шесть, тридцать пять, тридцать четыре, тридцать два    
- а условий не создаётся. Вот об этом надо думать в первую очередь, а уже       
потом принимать законы. Давайте сначала всё обсудим, поставим цели, поставим    
задачи, назначим ответственных, что чрезвычайно важно, - нет сейчас             
ответственных за реализацию этих законов, - и только после этого будем          
изменять законы.                                                                
                                                                                
Кстати, в порядке восстановления исторической справедливости (мы на прошлой     
неделе очень много про это говорили): ЛДПР с 1998 года говорит про налоговую    
амнистию. Вот говорили про деофшоризацию, что президент ставит задачу по        
деофшоризации: мы поддерживаем все положения, которые в послание президента     
были включены, но хочу напомнить, что фракция ЛДПР ещё в июне 2013 года         
внесла законопроект о деофшоризации экономики, и на всякий случай скажу, что    
в своём законопроекте мы специально пишем две буквы "ф" - "деоффшоризация",     
"оффшорные компании" с двумя "ф"; обратите внимание, это лето 2013 года, а в    
декабре 2015 года в послание президента попадают слова с двумя буквами "ф" -    
"оффшоры" и "деоффшоризация". Ну это так, для исторической справедливости,      
чтобы знали, кто вносит законопроекты и к кому прислушивается президент.        
                                                                                
Мы поддержим этот законопроект, но давайте всё-таки осмысленно делать           
предложения по изменению нашего налогового, уголовного, административного       
законодательства. (Аплодисменты.)                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Дмитриевич? Нет. Андрей Михайлович? Да, пожалуйста.                      
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров.                                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич!                             
                                                                                
Я всегда считал, что слово "офшор" английского происхождения (off shore - вне   
берега), а официальный язык фракции ЛДПР - русский, но в принципе, если         
фракция работает на двух языках, это нормально.                                 
                                                                                
О чём бы всё-таки хотелось сказать: я так понимаю, что главная проблема этого   
законопроекта, судя по тому, о чём говорили выступавшие, - это назначить        
ответственных. Вот с этим у нас в стране всегда всё было в порядке, можно       
абсолютно точно сказать: вот с ответственными всё было в порядке, причём не     
важно в принципе, за что отвечаешь... В итоге сейчас на бедного Сергея          
Дмитриевича напали, что он отвечать должен за содержание этого законопроекта.   
Вот я с этой трибуны вам ответственно заявляю: за содержание этого              
законопроекта Сергей Дмитриевич не отвечает, он против него боролся до конца    
- за него отвечаю я! Это первое.                                                
                                                                                
Второе, на что хотелось бы обратить ваше внимание, уважаемые коллеги: вот       
говорят, надо дать полномочия прокуратуре, Следственному комитету - и деньги    
вернутся в страну. Какие полномочия, в отношении каких иностранных банков, в    
отношении каких иностранных компаний, вы о чём?! Вам нужен лозунг или вам       
нужно, чтобы люди, которые уходили со своими капиталами, уходили с              
управлением компаний, уводили управление компаний в другие страны просто        
потому, что они считали, что там лучше юрисдикция, действительно вернулись?     
Тогда создавайте здесь лучшую юрисдикцию, создавайте здесь лучший               
инвестиционный климат, создавайте ситуацию, в которой они не будут испытывать   
каждодневную угрозу существованию бизнеса! И это касается не только и не        
столько крупного бизнеса - крупный бизнес уже научился защищаться, мы с вами    
прекрасно знаем, что крупный бизнес предпочитает договариваться: пришёл в       
министерство или куда-нибудь ещё, договорился, а дальше закон вносится и        
проводится. А вот средний, мелкий бизнес - они не могут защититься, это         
проблема. Когда к ним приходят санинспектор, пожарник и говорят: "Плати", они   
вынуждены платить, потому что иначе не будут существовать. Может быть,          
сначала вы с этим что-то решите или мы кого-то ещё ответственным назначим за    
это?                                                                            
                                                                                
Так вот, уважаемые коллеги, к сожалению, нет простых решений очень сложных      
вопросов, поэтому одновременно с нескольких, я подчёркиваю, с нескольких        
сторон решается одна очень важная проблема. Решение проблемы деоффшоризации     
(с двумя "ф") в данном случае состоит в создании системы учёта, в создании      
системы ответственности, надо было сделать так, чтобы компании и бизнес,        
которые выводили эти средства за границу, поняли, что на самом деле скрывать    
их там больше не удастся, и сегодня мы заканчиваем создание системы, которая    
позволит это сделать.                                                           
                                                                                
Третье. Сегодня люди ощутили, что угроза для их капиталов там уже становится    
больше, чем здесь. К сожалению, это происходит не потому, что у нас стал        
лучше бизнес-климат, а просто потому, что там на самом деле возникли реальные   
политические угрозы по отношению к нашей стране.                                
                                                                                
Но давайте не будем и сами себя бичевать: какой скачок благодаря работе         
налоговой службы мы сделали по соответствующему показателю в рейтинге "Doing    
Business" - ведь колоссальный! Сегодня все признали, что у нас налоговое        
администрирование если не лучшее, то по крайней мере одно из лучших в мире. И   
кстати, мы говорим о том, что в период падения, кризиса у нас с вами            
увеличивается поступление налогов, это происходит именно благодаря              
администрированию. Но мы должны понять и другое: нельзя постоянно надеяться     
только на администрирование. У нас, к сожалению, уже уровень налоговой          
нагрузки стал неконкурентоспособным, и президент говорит: необходимо            
прекратить изменения, прекратить рост налоговой нагрузки. Мы это выполняем? К   
сожалению, нет. Тогда при чём здесь предложение собраться в этом зале, как      
было сказано, с прокурором или со Следственным комитетом - я уж не знаю, с      
кем ещё, - вместе? Наверное, удобно, когда все вместе соберутся, но ещё раз     
говорю, коллеги: к решению экономических проблем это не имеет никакого          
отношения.                                                                      
                                                                                
А предсказуемость государства... Я вам напомню, Николай Васильевич, о деле      
Рокотова и Файбишенко - были такие фальшивомонетчики, не заслуживающие          
никакой жалости, - но тогда по этой статье мера наказания была не больше 10     
лет, Хрущёв же, генеральный секретарь, сказал: мало! Дали 15 лет - он сказал:   
мало, расстрелять негодяев! Расстреляли и установили смертную казнь задним      
числом. Вот так выстраивалось недоверие людей к государству, и именно эту       
тенденцию нам и предстоит ломать. Но можно это сделать только с помощью         
серьёзной, кропотливой работы, а не призывая бизнес к генеральному прокурору    
или в Следственный комитет.                                                     
                                                                                
Мы будем поддерживать этот законопроект.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Михайлович.                               
                                                                                
Законопроект выносим на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 8437 по 8471 из 9740
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 5        
Федерального закона "О добровольном декларировании физическими лицами активов   
и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные                  
законодательные акты Российской Федерации", первое чтение.                      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 29 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              433 чел.96,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    434 чел.                                          
Не голосовало                  16 чел.3,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят в первом чтении.                                            
                                                                                
Ставлю на голосование законопроект в целом.                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 06 сек.)                 
Проголосовало за              429 чел.95,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    430 чел.                                          
Не голосовало                  20 чел.4,4 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.