Заседание № 101
О проекте федерального закона № 953096-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в части рассмотрения обращений с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства; принят в первом чтении 19 февраля 2016 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Докладывает Галина Петровна Хованская. ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект, который был внесён и принят в первом чтении в шестом созыве, к сожалению, страдал множеством недостатков. Он был посвящён праву физических лиц и иных пользователей информации направлять обязательные для рассмотрения обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям с применением системы ГИС ЖКХ. Даже подготовленный к первому чтению документ страдал недостатками: его положения противоречили действующим нормам закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (в этом законе не предусматривается рассмотрение обращений юридическими и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями), не уточнялся круг вопросов, содержащихся в обращениях граждан и иных пользователей, который должен быть рассмотрен. Я не буду подробно останавливаться на том, кто должен эту информацию размещать, скажу коротко, что это все органы публичной власти, органы надзора и контроля, ресурсоснабжающие и управляющие организации. Представленные при подготовке ко второму чтению поправки к законопроекту только создали дополнительные проблемы, так как в них предлагалось внести изменения не только в закон о ГИС ЖКХ, но и в целый ряд других законодательных актов, таких как Жилищный кодекс, закон "О концессионных соглашениях" и даже Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, что сейчас не допускается. Кроме того, была предложена дублирующая норма о заочном голосовании собственников помещений. Самое тяжёлое нарушение, с моей точки зрения, связано с предложением об использовании в системе персональных данных без согласия собственников - это уже входит в противоречие с определением Конституционного Суда от 28 января 2016 года № 100-О, так что с этим мы согласиться никак не можем. Предложенные изменения в законодательство о концессионных соглашениях требуют согласования с частью четвёртой Гражданского кодекса, но внесение туда соответствующих изменений мы считаем преждевременным, к тому же все изменения в Гражданский кодекс также должны вноситься отдельными законами. Имеется отрицательное заключение Государственно-правового управления президента. Мы предлагаем этот законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Галина Петровна. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам от фракций? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Кто за то, чтобы отклонить проект федерального закона? Включите режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 48 мин. 01 сек.) Проголосовало за 316 чел.70,2 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 317 чел. Не голосовало 133 чел.29,6 % Результат: принято Уважаемые коллеги, законопроект отклоняется.
Заседание № 281
О проекте федерального закона № 953096-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (в части рассмотрения обращений с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Докладывает Елена Леонидовна Николаева. НИКОЛАЕВА Е. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В весеннюю сессию 2014 года Государственной Думой был принят Федеральный закон № 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", который полностью заработает на территории Российской Федерации с 1 января 2017 года. В настоящее время Минкомсвязью России совместно с Минстроем России ведётся работа по созданию и внедрению на территории Российской Федерации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ), которая позволит гражданам получать полную и актуальную информацию об управляющих и о ресурсоснабжающих организациях, о выполняемых работах по дому, в том числе по капитальному ремонту, и об оказываемых услугах, о начислениях за жилищно-коммунальные услуги. Одновременно с этим, как мы знаем по сложившейся практике, процесс подачи жителями разного рода обращений в управляющие и ресурсоснабжающие организации нередко приводит к тому, что жалобы и просьбы жителей попросту игнорируются, а сам процесс взаимодействия намеренно усложняется. Подобная ситуация крайне неблагоприятно сказывается на общественном мнении об отрасли жилищно-коммунального хозяйства, например, согласно данным социологических опросов, в последние несколько лет проблемы ЖКХ вызывают у населения серьёзную озабоченность. В целях внедрения механизмов общественного контроля в ГИС ЖКХ мною был разработан и внесён в Государственную Думу законопроект № 953096-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", которым предусматривается обязательное размещение в ГИС ЖКХ ответов на обращения граждан в управляющие организации, в ресурсоснабжающие организации и в органы власти. На мой взгляд, это позволит создать эффективный механизм защиты гражданами своих прав и законных интересов, а также сделает взаимодействие с органами власти более открытым и доступным. Принятие федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о ГИС ЖКХ не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета. На данный законопроект получено положительное заключение Правительства Российской Федерации. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает принятие законопроекта в первом чтении. Уважаемые коллеги, прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Елена Леонидовна, посмотрите: вот мощный финансовый институт - Сбербанк. Греф - он всех оскорбил, всю страну! - два обещания давал и ещё не реализовал: нет пока сбербанковской карты, которая была бы равна "MasterCard", хотя ресурсы у них значительно больше, чем в системе ЖКХ, и также Греф с компанией пытался контролировать ликёроводочное производство - как вы знаете, система до сих пор не работает. Откуда у вас уверенность в том, что в ЖКХ - бедном, нищем, имеющем массу нареканий по поводу дороговизны своих услуг - эта система даст положительный эффект? НИКОЛАЕВА Е. Л. Спасибо большое за вопрос, Николай Васильевич. Понимаете, деятельность Германа Оскаровича в отношении ликёроводочных заводов представляет большую важность, допустим, исключительно для меня, но к государственной информационной системе ЖКХ это не имеет никакого отношения. На мой взгляд, плюс в том, что у граждан появится возможность задать вопросы через государственную информационную систему и получить в обязательном порядке ото всех ответы, причём по существу, а не отписки, и всё это будет в открытом доступе, что позволит всем гражданам увидеть уже заданные вопросы, потому что чаще всего эти вопросы и ответы на них однотипные. Это даёт принципиальную возможность для организации контроля в сфере ЖКХ самими потребителями, то бишь гражданами Российской Федерации, потому что отсутствие информации не даёт возможности организовать этот контроль. Мы понимаем, что только ответственный собственник может организовать нормальное управление и навести порядок в своём многоквартирном доме, в том числе во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями и с управляющими организациями, и, на мой взгляд, государственная информационная система через "личные кабинеты" даёт такую возможность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Николай Васильевич Коломейцев. Присаживайтесь, Елена Леонидовна, следующий вопрос мы не успеем рассмотреть. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Есть мудрое изречение: благими намерениями вымощена дорога в ад, а если перейти конкретно к законопроекту, то я вообще не видел, чтобы где-то даже программное обеспечение было бесплатное, не говоря уже обо всей системе, поэтому мне непонятно, почему в обосновании говорится, что денег не потребуется. Ну как минимум компьютер надо поставить, сервер надо купить, программное обеспечение нужно - это уже немалые деньги, если брать в масштабах всей страны! Следующий аргумент, на который я не получил ответа. У нас сегодня в системе ЖКХ колоссальные непорядки из-за ряда вопросов. Вот вы приняли здесь закон о капитальном ремонте, и теперь как бог на душу положит, так и определяют тариф: в одном месте это 15 рублей за 1 квадратный метр, в другом - 2 рубля, в третьем - 5, в четвёртом - 6 рублей. Как эти средства будут расходоваться, нам тоже рассказывали: вот как примем закон, как начнём ремонтировать... А оказалось, что всё не так просто, как хотелось бы! Дальше. У нас идёт монополизация рынка на периферии питерскими и московскими компаниями, имеющими колоссальные возможности для защиты благодаря своим юридическим фирмам и не имеющими ограничений - так сказать, потолка платежей на общедомовые нужды по закону нет, и в результате даже в таких крупных городах, как Ростов-на-Дону, - тысячи обращений! Ко мне приходят бедные бабушки и дедушки, приносят счета и говорят: "Николай Васильевич, вы нам объясните! Сначала нас заставили за свои деньги поставить счётчики на воду, газ, отопление, электроэнергию, а потом пришли и говорят, что у нас показания по электроэнергии неправильные - надо, чтобы были тарифы дневные и ночные. Мы опять заплатили, а после этого приносят счёт за электроэнергию, где указана сумма, которую надо заплатить, в два раза больше, чем сумма, которая получается исходя из показаний счётчика, и мы ни от кого не можем добиться почему". Да потому, что всё кроется в деталях, понимаете? Вот министр строительства и ЖКХ - здесь сидел позавчера - 924-м приказом утвердил методические рекомендации, а приказа, который говорил бы о том, что тариф хотя бы не может быть выше, чем инфляция, нет. Поэтому мне в юридической службе отвечают, что показания общедомовых приборов учёта поделили на всех - и всё. Ну и каким образом "личный кабинет" позволит этой бабушке отстоять свои права в суде? Да никаким! И ещё. У вас же возле компьютера должны Маша, Петя или Ваня сидеть, а бесплатно они там сидеть не будут - в результате оплата их труда за чей счёт будет? Опять за счёт бабушек! Мне кажется, что у вас тут немножко такой поверхностный подход, и я хотел бы в заключительном слове услышать, за счёт чего будет создана система и за счёт чего будет содержаться аппарат. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Елена Леонидовна Николаева - заключительное слово. Вот ваша система уже не работает. Пожалуйста, включите микрофон на рабочем месте Валентины Николаевны Пивненко. НИКОЛАЕВА Е. Л. Уважаемые коллеги, уважаемый Николай Васильевич! Спасибо вам за те замечания, которые прозвучали, но созданием государственной информационной системы занимается Минкомсвязь. Здесь присутствует профильный замминистра Михаил Евраев, и я думаю, что он официально может подтвердить, что дополнительных средств для налаживания этой системы, для поддержания и обеспечения работы по размещению всех жалоб, вопросов и обязательно ответов, причём содержательных, - Минкомсвязь подтверждает - не потребуется. Что касается вашего замечания о том, что начисляются, по вашему мнению, неправильные суммы по ОДН. Вы можете, воспользовавшись информационной системой, задать этот вопрос и в установленный законом срок получить официальный ответ с расчётами, обратите внимание - с расчётами того, почему вам начислена такая сумма по ОДН. Кроме того, напоминаю вам, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 354 коммунальные услуги на общедомовые нужды оплачиваются, Николай Васильевич, в пределах нормативов и выше этого начислить не могут, а вот сверхнормативное потребление оплачивает управляющая компания. Если ваша управляющая компания неправильно начислила плату за коммунальные услуги на ОДН, вы имеете право обратиться с жалобой и виновные будут обязаны уплатить штраф - я напоминаю, что с 1 января у нас вступил в силу соответствующий федеральный закон. Мне кажется, что у нас сейчас есть уже достаточно много инструментов для наведения порядка в ЖКХ, но в чём я с вами соглашусь, так это в том, что до конца нам этого сделать пока не удалось. У меня тоже есть очень много вопросов к нашему профильному министерству в связи с противоречивостью многих нормативных актов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
24-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 20 мин. 32 сек.) Проголосовало за 442 чел.98,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 442 чел. Не голосовало 8 чел.1,8 % Результат: принято Принят в первом чтении.