Заседание № 304

08.07.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 952017-7 "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования конкурсной и аттестационной комиссий государственного органа).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3805 по 3972 из 4949
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 22 и 48   
Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской            
Федерации". Доклад официального представителя правительства первого             
заместителя министра труда и социальной защиты Алексея Витальевича Вовченко.    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ВОВЧЕНКО А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
первый заместитель министра труда и социальной защиты Российской Федерации.     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Проект федерального         
закона "О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона "О            
государственной гражданской службе Российской Федерации" направлен на           
реализацию утверждённых Президентом Российской Федерации основных направлений   
развития государственной гражданской службы до 2021 года. Мы последовательно    
эти направления реализуем в проектах законов и нормативных правовых актах       
правительства.                                                                  
                                                                                
Проектом закона в рамках мероприятий по совершенствованию отбора на             
гражданскую службу предлагается уточнить состав лиц, включённых в конкурсные    
и аттестационные комиссии государственных органов. В частности, в число         
независимых экспертов, которые в настоящее время представлены специалистами     
по гражданской службе, будут дополнительно включаться специалисты в сфере       
кадровых технологий, а также специалисты в областях и видах профессиональной    
служебной деятельности гражданских служащих именно того органа, в котором они   
проходят государственную гражданскую службу. В результате в число независимых   
экспертов смогут войти специалисты из отраслей экономики, относящихся к         
направлению деятельности соответствующего государственного органа,              
представляющие научные, образовательные и другие организации. Кроме того,       
законопроектом устанавливается срок нахождения в составе этих комиссий таких    
специалистов - он не может превышать три года.                                  
                                                                                
Принятие данного закона обеспечит единую правоприменительную практику при       
проведении всех конкурсов на замещение вакантных должностей и аттестаций        
государственных гражданских служащих не только федерального уровня, но и, что   
самое важное, государственных органов субъектов Российской Федерации, то есть   
обеспечит единство применения.                                                  
                                                                                
В установленном порядке законопроект со всеми согласован. Просьба поддержать    
в первом чтении.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Алексея Николаевич Диденко, пожалуйста.                                
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Докладчик      
предельно ясно и лаконично изложил суть законопроекта, в котором реализуется    
план развития системы государственной гражданской службы в Российской           
Федерации. Основные тезисы были озвучены: у нас корректируется состав           
аттестационных, конкурсных комиссий, в него теперь не будут входить             
руководители структурных подразделений правовых отделов администраций, кроме    
тех случаев, когда это действительно необходимо, туда вводятся эксперты по      
кадровым технологиям. Также устанавливается предельный срок нахождения          
экспертов в составах соответствующих комиссий - не более трёх лет. Повторно     
эксперт может быть включён в конкурсную, аттестационную комиссию по             
прошествии трёх лет после занятия соответствующей должности, то есть повторно   
на три года через три года.                                                     
                                                                                
В целом мы отмечаем, что в законопроекте отражаются довольно прогрессивные      
кадровые технологии, которые в систему государственного управления и            
государственной муниципальной службы приходят из сферы корпоративного           
управления. Как правило, такие технологии получают широкое развитие в           
западных странах, в развитых странах, но тем не менее в последние годы          
отдельные механизмы применяются в том числе и на государственной гражданской    
службе, чаще на федеральном уровне, а сейчас они опускаются и до                
регионального уровня.                                                           
                                                                                
Комитет в ходе рассмотрения данной инициативы на своём заседании отметил, что   
исходя из принципов единства государственной гражданской службы и               
муниципальной службы было бы неплохо также не забывать о наших муниципальных    
служащих, которые тоже нуждаются в повышении квалификации, нуждаются в          
повышении уровня общей подготовки. В том числе, возможно, передовые             
технологии с регионального и федерального уровней нам надо переносить на        
уровень наших самых массовых служащих - муниципальных служащих, которым         
приходится, поверьте, нелегко, поскольку они каждый день, каждый час работают   
непосредственно с населением и, можно так сказать, собственной кожей            
чувствуют все тяготы и все минусы жизни населения, в первую очередь в           
сельской местности, ну и также в наших муниципалитетах, в больших и малых       
городах, районах, населённых пунктах.                                           
                                                                                
В целом подготовлено положительное заключение комитета. Комитет просил бы       
уважаемых депутатов поддержать инициативу в первом чтении.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                           
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Тетерин Иван Михайлович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТЕТЕРИН И. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
У меня, Алексей Николаевич, наверное, к вам вопрос или к докладчику: с          
конкурсными комиссиями все понятно, включить специалистов такого профиля -      
это целесообразно и логично, а как с аттестационными комиссиями? Здесь вопрос   
очень такой по жизни непростой.                                                 
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Ну, простых вопросов не бывает, потому что все эти социальные и   
государственные явления в принципе с точки зрения системы управления,           
системного подхода... Все социальные системы рыхлые, их тяжело                  
прогнозировать, тяжело просчитать, поэтому простых решений здесь быть не        
может. Ну, в том числе с точки зрения экономических процессов.                  
                                                                                
Здесь зеркальная норма, то есть она повторяется и для составов аттестационных   
комиссий: и конкурсные комиссии по отбору, и аттестационные комиссии            
формируются исходя из одних и тех же принципов, мы зеркально, меняя подходы     
при формировании комиссий по отбору, таким же образом меняем и составы          
аттестационных комиссий. Современные методы оценки действительно должны         
применяться в том числе в государственной гражданской службе на федеральном и   
региональном уровнях. Что это будет, что это такое - современные технологии?    
В первую очередь оценка - оценка, тестирование не только профессиональных       
качеств, деловых качеств, но и личностных качеств государственных гражданских   
служащих.                                                                       
                                                                                
Эта дискуссия очень серьёзная и глубокая. Некоторые считают отчасти             
нарушением прав гражданских служащих то, что их тестируют вдоль и поперек,      
однако повторю, что корпоративные системы подготовки и отбора кадров,           
аттестации кадров, то есть их переквалификации и в последующем подтверждения    
их профессиональных качеств, очень хорошо себя зарекомендовали. О том, что      
наша система государственного управления нуждается в реформировании, только     
ленивый не говорит. На всех площадках мы говорим о том, что необходимо          
внедрять и цифровые методы управления, это приведёт к сокращению числа          
государственных гражданских служащих. И вот ситуация с пандемией показала,      
что требует дальнейшего совершенствования система работы на удалёнке, потому    
что кто-то оказался готов - сфера бизнеса, - а государственная гражданская      
служба... Она, конечно, тоже среагировала, многие ушли на удалёнку, применяют   
её, но появилось очень много вопросов. Где отечественный продукт,               
отечественный софт для работы на удалёнке? Таких программ нет сегодня, все      
они практически иностранные - там и "Zoom", там всякие твичи и прочие системы   
видео-конференц-связи. Пока качественного отечественного продукта нет,          
возможности проведения заседаний и совещаний также нет. Появились вопросы по    
документам, которые составляют предмет особой работы: с государственной         
тайной, для служебного пользования, то есть ограниченного доступа - как с       
ними быть? Сегодня у нас пока качественного, эффективно работающего продукта    
для работы с документами ограниченного доступа также нет. Появилось много,      
много и других вопросов, которые современные методы, современные механизмы      
управления, в первую очередь корпоративного, призваны решить.                   
                                                                                
Вопрос совершенно справедливый, нужно совершенствовать в том числе систему      
аттестации, но поверьте, что представитель кадровой службы, специалист,         
эксперт по кадровым технологиям только позволит более эффективно аттестовать    
государственного гражданского служащего.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать?      
Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.                                               
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статьи 22 и 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе        
Российской Федерации", пункт 13.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 21 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              373 чел.82,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.