Заседание № 232

20.05.2011
Вопрос:

О проекте федерального закона № 95189-3 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой области".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 966 по 970 из 8554
ЛОКОТЬ А. Е., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемые депутаты, предлагаю снять сегодня с рассмотрения 12, 13 и 14-й        
вопросы повестки дня.                                                           
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1123 по 1154 из 8554
Локоть Анатолий Евгеньевич предлагает снять сегодня с рассмотрения пункты 12,   
13, 14, это вопросы ратификации. У нас здесь профильный комитет - Комитет по    
международным делам, докладчик - Стародубец. Пожалуйста, Анатолий Сергеевич.    
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
СТАРОДУБЕЦ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по международным делам детально рассмотрел пакет     
ратификационных законов и считает целесообразным сегодня оставить их в          
повестке дня.                                                                   
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование предложение снять пункты 12, 13, 14.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за               81 чел.18,0 %                                    
Проголосовало против            7 чел.1,6 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     88 чел.                                          
Не голосовало                 362 чел.80,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято, эти вопросы остаются в порядке работы.                              
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2484 по 2684 из 8554
Переходим к пунктам 12, 13 и 14. Коллеги, мы договорились о том, что у нас      
будет два доклада двух официальных представителей по трём пунктам               
одновременно и один содоклад. Пункт 12 - проект федерального закона "О          
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и              
Правительством Соединённых Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного   
как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращении с    
ним и сотрудничестве в этой области", пункт 13 - проект федерального закона     
"О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской           
Федерации и Правительством Соединённых Штатов Америки об утилизации плутония,   
заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны,    
обращении с ним и сотрудничестве в этой области" и пункт 14 - проект            
федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между                 
Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов         
Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более   
необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой          
области, подписанного в городе Вашингтоне 13 апреля 2010 года". Доклады         
официальных представителей Правительства Российской Федерации: сначала          
выступит заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Сергея       
Алексеевича Рябкова, потом - Иван Михайлович Каменских.                         
                                                                                
Пожалуйста, Сергей Алексеевич, на трибуну. Обращаю внимание, что у нас          
осталось тринадцать минут до перерыва.                                          
                                                                                
РЯБКОВ С. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра иностранных дел Российской Федерации.                      
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представлен      
пакет документов, касающийся трёх соглашений: собственно соглашения и двух      
протоколов к нему. Протоколом 2006 года был урегулирован важный вопрос о        
гражданской ответственности за ущерб. Протоколом 2010 года был урегулирован     
вопрос о финансировании программы утилизации избыточного оружейного плутония.   
В связи с этим я хотел бы выделить два существенных момента.                    
                                                                                
Первый. Эти документы носят абсолютно паритетный характер. Ими                  
предусматривается утилизация 34 метрических тонн ядерного материала в каждой    
стране. Никаких односторонних уступок или шагов навстречу Соединённым Штатам    
Америки Российская Федерация в рамках реализации этого соглашения не            
осуществляет и не будет осуществлять.                                           
                                                                                
Второй момент. Соглашение является важным вкладом в усилия по развитию мирной   
атомной энергетики в Российской Федерации. Соглашением и протоколами к нему     
предусмотрено, что утилизируемый плутоний не передаётся кому бы то ни было за   
пределы Российской Федерации, а перерабатывается путём разбавления урановой     
компоненты в так называемое смешанное уранплутониевое МОКС-топливо, которое в   
таблетках будет использоваться в строящемся новом реакторе на быстрых           
нейтронах БН-800, который должен быть введён в эксплуатацию в 2014 году.        
Таким образом, мы, с одной стороны, делаем важный шаг в направлении решения     
задач надёжного обеспечения топливом перспективных моделей атомных реакторов,   
создаём базу для развития нашей атомной энергетики, с другой стороны, мы        
решаем в значительной мере проблему более надёжного и безопасного хранения      
облучённого топлива, то есть отработавших ядерных материалов.                   
                                                                                
Следующий момент. Данное соглашение предусматривает соответствующие процедуры   
консультаций и контроля, это может осуществляться в рамках объединённой         
консультативной комиссии.                                                       
                                                                                
С американской стороны ратификации не требуется, соглашение вступает в силу     
после передачи уведомления о завершении внутригосударственных процедур нами.    
В целом оно полностью соответствует интересам нашей безопасности,               
обязательствам Российской Федерации в сфере нераспространения оружия            
массового уничтожения и, как я уже сказал, обеспечивает важную основу для       
дальнейшего развития нашей атомной энергетики. Самое главное, даже после        
реализации в полном объёме данного соглашения российский ядерный комплекс       
будет обладать всеми возможностями для решения любых задач в сфере              
обеспечения нашей обороноспособности, в том числе и в случае если нам           
придётся в какой-то момент рассмотреть необходимость, так скажем, выхода из     
ограничений, введённых Договором между Российской Федераций и США о мерах по    
дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных              
вооружений, который вступил в силу 5 февраля текущего года.                     
                                                                                
Просил бы поддержать.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Второй доклад - заместителя генерального директора Государственной корпорации   
"Росатом" Ивана Михайловича Каменских.                                          
                                                                                
КАМЕНСКИХ И. М., заместитель генерального директора Государственной             
корпорации по атомной энергии "Росатом".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые депутаты! Политическую, так скажем,        
окраску Сергей Алексеевич представил, я же хотел бы коснуться технического      
аспекта данных документов.                                                      
                                                                                
Масштабный процесс разоружения после окончания холодной войны привёл к          
появлению избыточного плутония, который поступал из двух источников: это        
снятие ядерных боеприпасов с эксплуатации и их утилизация и плюс наработка      
плутония в двух наших центрах, в Железногорске и Северске, на реакторах -       
наработчиках плутония в силу того, что реакторы обеспечивали теплом и           
электроэнергией сами города.                                                    
                                                                                
Соотношение в этих 34 метрических тоннах, о которых уже было сказано,           
следующее: 25 тонн металлического плутония и 9 тонн диоксида плутония,          
наработанного на тех реакторах-наработчиках, о которых я сказал.                
                                                                                
Использование плутония в виде МОКС-топлива, так называемого смешанного          
топлива для реактора БН-800 позволит нам на сегодняшний день в безопасной       
форме провести его утилизацию с темпом примерно 1,3 тонны в год после пуска     
этого реактора в эксплуатацию, который намечен на 2013-2014 годы.               
                                                                                
Что касается обращения плутония, то те процедуры контроля, которые были         
отработаны во время переговоров, позволяют нам спокойно проводить эту работу    
без вовлечения в неё сведений, составляющих государственную тайну.              
                                                                                
Я хотел бы отметить, что с момента подписания соглашение о мирном               
использовании атомной энергии в Соединённых Штатах Америки и Российской         
Федерации позволяет нам работать по многим совместным проектам. Ратификация     
рассматриваемых документов позволит нам также внести весомый вклад в развитие   
этого сотрудничества.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Общий содоклад по трём законопроектам от комитета сделает член Комитета по      
международным делам Анатолий Сергеевич Стародубец. Пожалуйста.                  
                                                                                
СТАРОДУБЕЦ А. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Соглашение       
между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов   
Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более   
необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой          
области подписано 29 августа 2000 года в Москве и 1 сентября 2000 года в        
Вашингтоне. Соглашение направлено на сотрудничество в области утилизации        
плутония и в целом способствует укреплению сотрудничества Российской            
Федерации и Соединённых Штатов Америки в области ядерного разоружения. В        
рамках реализации соглашения стороны должны утилизировать до 34 тонн плутония   
оружейного качества. Соглашением предусматривается паритетность как в общем     
количестве утилизированного плутония, так и в количестве в виде чистого         
металла, изъятого из ядерных боеприпасов, - по 25 тонн с каждой стороны.        
                                                                                
Поскольку в соглашении отсутствует статья о гражданской ответственности за      
причинённый ущерб, сторонами был разработан и 15 сентября 2006 года подписан    
протокол к соглашению, который был внесён на ратификацию в Государственную      
Думу в 2008 году. Протокол 2006 года создаёт правовой стандарт по вопросам      
гражданской ответственности за ущерб в рамках российско-американского           
сотрудничества при утилизации плутония оружейного качества.                     
                                                                                
13 апреля 2010 года после завершения интенсивных консультаций с американской    
стороной в Вашингтоне был подписан протокол, разрешающий вопросы                
недостаточности финансирования программы утилизации плутония. Протоколом 2010   
года предусмотрено, что свои программы утилизации избыточного оружейного        
плутония стороны начнут не позднее 2018 года, условия и параметры утилизации    
синхронизированы с планами ввода в эксплуатацию соответствующего российского    
оборудования и программами НИОКР.                                               
                                                                                
Вносятся изменения в процедуры мониторинга и инспекции, предусмотренные         
соглашением 2000 года, увеличены размеры американской донорской помощи с 200    
до 400 миллионов долларов, ещё 450 миллионов долларов планируется определить    
за счёт других стран - участниц "Большой восьмёрки". Положения протокола 2010   
года позволят Российской Федерации выполнить политическое обязательство,        
содержащееся в соглашении 2000 года, по утилизации 34 тонн избыточного          
плутония оружейного качества в рамках реализации российской программы           
развития ядерных технологий и энергетики.                                       
                                                                                
Протокол 2010 года снимает основные препятствия для ратификации соглашения      
2000 года, заключающиеся в недостатке финансовых средств на утилизацию          
российского оружейного плутония. Кроме этого, протоколом 2010 года              
предусматривается, что исполнительные органы - госкорпорация "Росатом" и        
минэнергетики США - предпримут совместные усилия по поиску дополнительного      
донорского финансирования, которое может быть использовано для поддержки        
программы утилизации.                                                           
                                                                                
Реализация соглашения 2000 года с поправками, содержащимися в протоколе 2010    
года, не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.      
Одновременно в протоколе 2010 года содержится положение, дающее право           
российской стороне приостановить, изменить или прекратить, как это будет для    
неё приемлемым, деятельность в рамках соглашения 2000 года в отношении          
программы утилизации, если правительство Соединённых Штатов Америки примет      
решение не начинать или прекратить оказание технического содействия.            
                                                                                
Реализация соглашения с поправками, содержащимися в протоколе 2006 года и       
протоколе 2010 года, соответствует интересам развития международного            
сотрудничества в области атомной энергетики, при этом не потребует              
дополнительного финансирования из федерального бюджета. Соглашение 2000 года,   
изменённое и дополненное протоколами 2006 и 2010 годов, обеспечивает полную     
паритетность России и США как в количестве и формах утилизируемого плутония,    
так и во всех аспектах, связанных с реализацией и подтверждением выполнения     
условий этого соглашения.                                                       
                                                                                
На рассматриваемые законопроекты были даны положительные заключения             
комитетами Государственной Думы по промышленности, по обороне, по               
международным делам, комитетами Совета Федерации по промышленной политике, по   
международным делам.                                                            
                                                                                
В связи с изложенным Комитет Государственной Думы по международным делам        
рекомендует Государственной Думе ратифицировать Соглашение между                
Правительством Российской Федерации и Правительством Соединённых Штатов         
Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более   
необходимым для целей обороны, обращении с ним и сотрудничестве в этой          
области, а также два протокола к указанному соглашению, подписанные в 2006 и    
2010 годах.                                                                     
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы? Раз, два, три, четыре, пять, шесть,      
семь, восемь. Ну, коллеги, объявляется перерыв до 12.30.                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7517 по 7927 из 8554
Теперь возвращаемся к пунктам 12, 13 и 14. Будут ли вопросы по этим трём        
пунктам?                                                                        
                                                                                
Включите запись на вопросы.                                                     
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Депутат Кармазина внесла предложение: по одному вопросу от фракции. Ставлю на   
голосование... Уточните позицию...                                              
                                                                                
Пожалуйста, Гайнуллина, сформулируйте предложение.                              
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вношу            
предложение: по одному вопросу от фракции, по одному выступлению от фракции     
до пяти минут.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть другое предложение, депутата Коломейцева.            
                                                                                
Пожалуйста, депутат Коломейцев.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы не возражаем, но по каждому законопроекту. Три            
законопроекта - три вопроса, три выступления. Вот как раз всё будет...          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но мы на Совете приняли решение, что рассматриваем их     
вместе. Ставлю на голосование предложение депутата Гайнуллиной: по одному       
вопросу от фракции и по одному выступлению от фракции до пяти минут.            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это понятно, мы их вместе обсуждаем.                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 50 мин. 01 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.86,3 %                                    
Проголосовало против           49 чел.13,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.0,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Кто задаёт вопрос? Пожалуйста, Кашин Владимир Иванович.                         
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо.                                                            
                                                                                
Вопрос следующего порядка. Наработка 34 тонн оружейного плутония обходится      
государству в сотни миллиардов долларов. В данном случае речь идёт о том,       
чтобы эти сотни миллиардов долларов, по существу, выбросить на ветер. Но мы и   
сегодня нарабатываем этот оружейный плутоний. В этой связи вопрос: или          
экономический расчёт, о котором говорили докладчики, просто неверен, или не     
всё учитывается.                                                                
                                                                                
И вторая часть вопроса касается наших радиационных хранилищ, которые также      
переполнены. Как это учитывается в плане утилизации в случае принятия этого     
соглашения?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, отвечайте.                                    
                                                                                
КАМЕНСКИХ И. М. Спасибо за вопрос.                                              
                                                                                
Я хочу пояснить, что наработка плутония нами давно не производится. Это всё     
наработано было до 92-го года. 34 метрических тонны - это как раз тот           
материал, который был снят с вооружения при утилизации боеприпасов, а 9 тонн,   
о которых я говорил, наработаны реакторами-наработчиками в Северске и           
Железногорске, поскольку они продолжали работать, вырабатывая тепло и           
электроэнергию.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто от фракции ЛДПР? Не настаивают. Фракция "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ"? Не настаивает. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ"?                          
                                                                                
Пожалуйста, Лекарева.                                                           
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
У меня к Ивану Михайловичу вопрос. В своём докладе вы сообщили, что             
соглашения соответствуют интересам международного сотрудничества. Хотелось бы   
услышать ещё и об интересах России. Ведь, обратите внимание, соглашение и       
протоколы не содержат обязательств американской стороны о полном и              
долгосрочном финансировании даже уже согласованных проектов, упоминается о      
200 миллионах долларов, которые будут выделены для проектирования и             
строительства объектов. Скажите, а какие расходы понесёт российская сторона?    
                                                                                
КАМЕНСКИХ И. М. Спасибо за вопрос.                                              
                                                                                
Изначально было поставлено жёсткое условие, что российская сторона не несёт     
финансовых потерь. Поэтому мы говорим о том, что, когда договорились о          
выделении с американской стороны 400 миллионов долларов на проблему             
утилизации, вот эта цифра была как бы базовой. Мы перешли с ВВР-1000 на         
БН-800 именно из-за этого, это вписывается в реальную программу деятельности    
"Росатома" и в политику строительства генерирующих мощностей.                   
                                                                                
Что касается обязательств, мы уже... В выступлении Сергея Алексеевича было      
сказано, что в любом варианте идёт паритетное сокращение. Они утилизируют 34    
тонны метрические - и мы точно также 34 метрические тонны утилизируем.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Так, теперь мы переходим к выступлениям. Пожалуйста, депутат Калашников от      
фракции КПРФ.                                                                   
                                                                                
Дайте мне сигнал, кто потом будет выступать.                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, по ведению, секундочку. Извините, пожалуйста. По      
ведению - Гайнуллина.                                                           
                                                                                
ГАЙНУЛЛИНА Ф. И. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Вношу            
предложение продлить сегодняшнюю работу до завершения рассмотрения вопросов,    
обозначенных в повестке под пунктами 26 и 27. Памятуя о том, что                
представитель правительства замминистра здравоохранения и соцразвития здесь     
есть, мы могли бы квалифицированно рассмотреть и тот, и другой вопрос.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставлю на голосование данное предложение: продлить        
работу для обсуждения вопросов 26 и 27.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 54 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           33 чел.7,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    332 чел.                                          
Не голосовало                 118 чел.26,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Я прошу прощения, приношу извинения депутату Калашникову.                       
                                                                                
Пожалуйста, ваше выступление.                                                   
                                                                                
КАЛАШНИКОВ Л. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо, Олег Викторович.                                                       
                                                                                
Вот мы так бодро сегодня обсуждали вопросы радиоэлектронной борьбы совместной   
с Белоруссией, так бодро убеждали в агрессивных намерениях США и так хорошо     
проголосовали, что меня это настроило на такой лад, убедило, что и данный       
вопрос, который как раз относится к этому ряду, будет также бодро всеми         
фракциями поддержан. Оказывается, вот ещё и решили ограничить пятью минутами    
три серьёзнейших законопроекта. А это соглашение именно из этого ряда.          
                                                                                
Нам предлагается ратифицировать соглашение об утилизации оружейного плутония,   
причём такой способ устанавливает это соглашение, который я сравнил бы с        
топкой печей скрипками Страдивари, предварительно порубленными в щепки и        
смешанными с углём. Оружейный плутоний - одно из самых дорогих веществ на       
Земле, это полностью искусственное вещество, созданное человеческим разумом и   
трудом, это плод огромных интеллектуальных и трудовых усилий нескольких         
поколений наших отцов и дедов. И всё это колоссальное богатство нам             
предлагается разбазарить. Утилизация оружейного плутония тем способом,          
который установлен соглашением, вопиюще экономически невыгодна. Берётся         
крайне дорогое искусственное вещество - оружейный плутоний, с ним проводятся    
сложные и дорогостоящие манипуляции, а затем это вещество лишь частично         
сжигается в ядерном реакторе АЭС, сжигается вместо обычного низкообогащённого   
урана, который стоит в несколько десятков раз меньше. В результате не           
прибыль, а колоссальные убытки.                                                 
                                                                                
Предлагаемая утилизация оружейного плутония крайне ущербна и с экологической    
точки зрения, ведь в ходе облучения оружейного плутония в реакторе в основном   
происходит лишь преобразование одного плутония, 239-го, в другие изотопы,       
обладающие ещё большей радиоактивностью, но зато эти изотопы малопригодны для   
изготовления ядерных боеприпасов. Из оружейного плутония получается так         
называемый реакторный плутоний, в этом и заключается весь смысл операции.       
Фактически правильнее было бы назвать этот процесс не утилизацией, а порчей     
оружейного плутония. Но в ходе такой порчи получается ещё больше                
радиоактивных материалов, чем мы имеем в начале процесса. О том, насколько      
опасен реакторный плутоний, говорит такой факт: всего 1 грамм оксида            
реакторного плутония соответствует годовому пределу поступления радиоактивных   
веществ через органы дыхания для сорока миллионов человек. То есть, выполняя    
предлагаемое сегодня соглашение, мы из опасного вещества получаем чрезвычайно   
опасное и несём ещё при этом чрезвычайно большие экономические потери.          
                                                                                
Все обоснования необходимости для России уничтожить свои запасы оружейного      
плутония не выдерживают никакой критики. Нам говорят, что России не нужно       
столько материалов для изготовления ядерного оружия. Но возьмутся ли господа,   
твердящие о том, что Россия должна и дальше разоружаться, точно предсказать,    
сколько нам нужно ядерного оружия, если мир чреват столькими угрозами? На       
наших глазах США вместе со своими союзниками по НАТО накапливают запасы         
новейших вооружений, я имею в виду и "быстрый глобальный удар", и крылатые      
ракеты, которые используются сегодня в военных действиях в той же Ливии. У      
нас и с обычными вооружениями дела плачевны.                                    
                                                                                
Таким образом, в военном плане США только выигрывают от взаимного сокращения    
ядерных потенциалов, каждый шаг на этом пути увеличивает американское военное   
превосходство над Россией. А вот для нашей страны ядерное оружие становится,    
по сути, последней надёжной гарантией суверенитета, тем более что под           
давлением США производство оружейного плутония, как уже говорилось здесь, в     
России прекращено.                                                              
                                                                                
Нам говорят, что сохранение в России и США запасов оружейного плутония мешает   
режиму нераспространения. Оно не мешает, он сегодня лежит на надёжных           
складах, ждёт своего часа, ждёт, когда заработают ториевые реакторы, на         
которых можно обрабатывать вот именно этот плутоний. Наконец, даже если         
считать, что России всё же надо сократить свои запасы оружейного плутония,      
нет никаких причин с этим торопиться. Расчёты учёных показывают, что плутоний   
может быть гораздо более эффективно использован на тех самых реакторах, о       
которых я сказал, но они до сих пор ещё не созданы, говорится о 2014 годе, у    
американцев - 2016 год. Зачем мы торопимся? Естественно, для того чтобы         
сократить оружейный плутоний. Далее подчеркну, что протокол соглашения          
устанавливает не вполне симметричные сроки для начала утилизации оружейного     
плутония в США и в России.                                                      
                                                                                
Подводя итог, хочу сказать, что соглашение по утилизации оружейного плутония    
и протоколы к нему не соответствуют национальным интересам России. Данное       
соглашение несёт нам большие экономические издержки и, что ещё более            
существенно, подрывает безопасность страны. Это соглашение не нужно нам ни в    
порядке политическом, ни в порядке экономическом, ни в порядке                  
разоруженческом. Мы с вами недавно ратифицировали Договор СНВ-3 и теперь не     
знаем, как выпрыгнуть из ПРО в Европе. (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Климов, пожалуйста, от "ЕДИНОЙ РОССИИ".                   
                                                                                
КЛИМОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Я восхищаюсь нашей оппозицией,    
которая умеет запутать достаточно простые вопросы. Вот утром прозвучала         
фамилия одного из премьер-министров, который якобы придумал эту тему. На        
самом деле ещё во времена Примакова, которого поддерживала, как мы помним,      
КПРФ, начались переговоры по этому сложному вопросу (это был 98-й год), и на    
протяжении почти двенадцати лет идёт сверка часов, идёт проверка всех           
вариантов, идут очень сложные расчёты, переговоры, с тем чтобы не допустить     
никаких ошибок. Поэтому говорить о том, что мы куда-то торопимся, ну, по        
меньшей мере, странно: двенадцать лет - это достаточно серьёзный срок.          
                                                                                
Мы говорим действительно об очень опасных материалах, которые имеем в           
количестве, не нужном ни для нашей обороноспособности, ни для, в общем-то,      
нашей экономики. Вот давайте подумаем, сколько раз можно взорвать планету       
Земля: пять, пятьдесят пять, пятьсот пятьдесят пять? По-моему, достаточно       
одного раза. Вот плутоний, который у нас остаётся после этого, способен         
сделать это неоднократно. Поэтому о чём мы, собственно, говорим? Куда ещё       
дальше вооружаться? Даже во времена КПСС понимали, что необходимо уровень       
угроз сокращать и излишки вот эти надо устранять таким образом, чтобы это       
было безопасно для окружающей среды, и безопасно в том числе с точки зрения     
нераспространения ядерных технологий и ядерных материалов.                      
                                                                                
Одновременно мы развиваем международную кооперацию. И кстати сказать, в         
данном случае решаются ещё и вопросы модернизации, потому что сделать это,      
используя старые технологии, невозможно, поэтому у нас появятся стимулы         
развивать новые технологии, причём вместе с передовыми странами. Это            
обсуждалось и на встречах "восьмёрки", и более конкретно - с Соединёнными       
Штатами Америки, то есть доступ к новым технологиям и доступ к определённым     
финансовым ресурсам в связи с этим тоже появляется.                             
                                                                                
Насчёт каких-то сбоев при выполнении обязательств. В любой момент в случае      
нарушения обязательств со стороны наших партнёров мы можем выйти из этих        
соглашений, это предусмотрено в самом тексте.                                   
                                                                                
Если оставить за скобками политический пафос, то могу сказать, что это надо     
прежде всего не "Росатому" или МИДу - это надо России, уважаемые коллеги,       
поэтому наша фракция будет голосовать за.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лекарева - фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
ЛЕКАРЕВА В. А. Спасибо, Олег Викторович.                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, всё-таки при обсуждении таких серьёзных вопросов нужно,      
чтобы мы услышали, чтобы докладчики нам сообщили о реализации уже принятых      
соглашений. И хотелось бы, конечно, услышать о тех 200 миллионах долларов,      
которые в 2000 году нам обещали, и о выполнении всех социальных обязательств,   
которые были взяты на себя, о создании рабочих мест и так далее.                
                                                                                
Но вернёмся к соглашениям. "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против этой   
ратификации вот по каким основаниям. Соглашение предусматривает утилизацию      
оружейного плутония, заявленного излишним для военных целей, а экологи          
выражают тревогу относительно способа утилизации, так как этот способ вовсе     
не гарантирует безопасности. Они предрекают России очень большое количество     
проблем, и странно, что авторы предложенного документа не посоветовались ни с   
независимыми экспертами, ни с научным сообществом. А учёные-атомщики -          
обращаю ваше внимание, уважаемые депутаты, - не считают, что для России         
проблема утилизации оружейного плутония является первоочередной, они называют   
ряд других первоочередных проблем. Наша страна на много лет обеспечена          
урановым топливом, атомная энергетика прибыльная и конкурентоспособная, а на    
апрельском международном форуме в Вашингтоне Россия была названа одной из       
самых безопасных стран в отношении ядерной безопасности.                        
                                                                                
Вопрос, по сути, лежит в политической плоскости, и научное сообщество,          
которое выступает против утилизации оружейного плутония, как раз называет эту   
проблему. Учёные говорят о том, что на Соединённые Штаты Америки, скорее        
всего, оказывает психологическое давление тот факт, что Россия сохраняет в      
большом количество плутоний в такой форме, который в любое время позволяет      
превратить его в ядерное оружие. Поэтому проблема долговременного хранения      
плутония сегодня до крайности обострена. Принцип российских учёных и            
независимых экологов: хранить, чтобы использовать.                              
                                                                                
Сомнительное предложение со стороны Соединённых Штатов Америки, которые не      
берут на себя обязательства по долговременному финансированию, тоже вызывает    
сомнения. Сложный во всех смыслах процесс утилизации плутония опасен - физики   
это хорошо знают - от момента изготовления плутониевого топлива до момента      
обращения с радиоактивным отходами, но в России, к сожалению, не принято        
прислушиваться к мнению независимых экспертов, общественности, защищающих       
интересы российского населения и российских территорий.                         
                                                                                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" будет голосовать против предложенного законопроекта.      
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вот в той же, так сказать, последовательности, в какой мы эти три               
законопроекта обсуждали, по всем трём законопроектам могут, если захотят,       
выступить с заключительным словом докладчики.                                   
                                                                                
Сергей Алексеевич, есть необходимость?..                                        
                                                                                
РЯБКОВ С. А. Спасибо большое, Олег Викторович.                                  
                                                                                
Я просто два слова хотел бы сказать по поводу идеологии этого документа. Я      
призываю всех уважаемых депутатов обратить внимание на то, что в процессе его   
реализации в Соединённых Штатах Америки станет меньше плутония оружейного       
качества на 34 тонны. Я не знаю, наверное, это не имеет значения в той          
системе координат, в которой рассуждают некоторые, так скажем, наши оппоненты   
в отношении этих законопроектов, но для нас это представляется немаловажным     
результатом, который... не буду приводить оценки, просто скажу, что это в       
принципе идёт на пользу нам.                                                    
                                                                                
Что касается энергетики, то неоспоримо обстоятельство, которое общеизвестно и   
зависимым, и независимым экспертам: реакторы на быстрых нейтронах - это         
будущее атомной энергетики. Запасы природного урана объективно ограничены,      
реакторы-бридеры позволяют существенно расширить ресурсную базу. Если мы не     
пойдём по пути практической отработки таких технологий, то мы столкнёмся на     
каком-то этапе с эффектом бутылочного горлышка. В том, что уранплутониевое      
МОКС-топливо позволяет этот путь пройти быстрее и эффективнее, тоже сомнений    
нет.                                                                            
                                                                                
Что касается экологических аспектов. Да, технологические процедуры,             
необходимые для разбавления плутония, достаточно сложны. Но есть ещё и          
экологический аспект хранения плутония до бесконечности с вытекающими из        
этого рисками, в том числе и экологическими. Он лежит мёртвым грузом, он не     
может быть востребован в оружейных программах, потому что на эти программы      
есть другой расщепляющийся материал, поэтому наиболее оправданный,              
оптимальный путь с научно-технической точки зрения, с экологической точки       
зрения, с экономической точки зрения - это тот путь, который прокладывается     
этими соглашениями.                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Настаивает Иван Михайлович на заключительном слове?                             
                                                                                
КАМЕНСКИХ И. М. Олег Викторович, я одно только могу сказать: при всех           
расчётах перед подписанием этого соглашения и протоколов мы исходили из того,   
что достаточность запасов плутония и урана для военных целей гарантирована. И   
мы всегда, докладывая президенту, а этот доклад мы делаем ежегодно, говорим о   
том, что мы обеспечены делящимися материалами в достаточно хорошем состоянии.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Анатолий Сергеевич не настаивает? Нет.                                          
                                                                                
Ставится на голосование вопрос под пунктом 12 повестки дня, который был         
объявлен. Все готовы?                                                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 21 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против           92 чел.20,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование пункт 13 повестки дня.                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 08 мин. 47 сек.)                 
Проголосовало за              312 чел.69,3 %                                    
Проголосовало против           93 чел.20,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    405 чел.                                          
Не голосовало                  45 чел.10,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 14 нашей повестки дня. Он      
был объявлен.                                                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 09 мин. 12 сек.)                 
Проголосовало за              314 чел.69,8 %                                    
Проголосовало против           87 чел.19,3 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    401 чел.                                          
Не голосовало                  49 чел.10,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.