Заседание № 69

15.12.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации " (проект № 95161-4), третье чтение

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 810 по 857 из 5142
Мокрый Владимир Семёнович, пожалуйста, обоснование включения в порядок работы   
проекта закона о внесении изменений в закон "Об общих принципах организации     
местного самоуправления...".                                                    
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! Я прошу        
проект закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах     
организации местного самоуправления в Российской Федерации" включить в          
повестку сегодняшнего заседания Государственной Думы. Законопроект направлен    
на решение проблем по формированию территорий и установлению границ             
муниципальных образований. В проекте закона субъектам Российской Федерации      
предоставляется право завершить установление границ муниципальных образований   
не 1 января 2005 года, а 1 марта 2005 года. Последнее совещание, проведенное    
Председателем Государственной Думы Борисом Вячеславовичем Грызловым с           
руководителями законодательных собраний регионов в Ватутинках, показало, что    
субъекты Российской Федерации ждут этот закон. Чтобы закон был принят в         
декабре и подписан президентом, я прошу включить его проект в сегодняшнюю       
повестку.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли другая точка зрения? Нет. Александр Сергеевич     
Косопкин, пожалуйста.                                                           
                                                                                
КОСОПКИН А. С., полномочный представитель Президента Российской Федерации в     
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна.                                                 
                                                                                
Уважаемые депутаты, мы, со своей стороны, тоже обращаемся к вам с тем, чтобы    
данный законопроект был включен сегодня в повестку дня. Вчера весь день шли     
согласования по тексту, и вечером на совещании в администрации президента       
было принято решение поддержать комитет по всем тем пунктам, которые будут      
сегодня обсуждаться. Мы на данный момент не видим никаких препятствий, чтобы    
не обсудить сегодня данный законопроект. Прошу поддержать. Спасибо.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто за предложение депутата Мокрого? Прошу       
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 33 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              386 чел.85,8%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    386 чел.                                          
Не голосовало                  64 чел.14,2%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Предложение принято.                                                            
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3295 по 3487 из 5142
Коллеги, мы с вами решили рассмотреть сейчас вопрос, который сегодня включен    
дополнительно в порядок работы, - проект федерального закона "О внесении        
изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного          
самоуправления в Российской Федерации". Докладывает председатель Комитета по    
вопросам местного самоуправления Владимир Семёнович Мокрый. Пожалуйста,         
Владимир Семёнович.                                                             
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Спасибо большое.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемая Любовь Константиновна! Представленный на ваше      
рассмотрение во втором чтении законопроект направлен прежде всего на решение    
проблем, связанных с формированием территорий и установлением границ            
муниципальных образований, а также проведением выборов в органы местного        
самоуправления и возникших при реализации положений закона "Об общих            
принципах организации местного самоуправления..." № 131, принятого 8 октября    
2003 года.                                                                      
                                                                                
Надо сказать, что содержательное обсуждение данного законопроекта идет          
достаточно интенсивно и уже достаточно давно. В сентябре в Государственной      
Думе состоялись парламентские слушания на эту тему. Несколько раз заседала      
межведомственная рабочая группа по вопросам федеративных отношений и местного   
самоуправления Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам         
совершенствования государственного управления под руководством Шувалова Игоря   
Ивановича, помощника Президента Российской Федерации. Одно из заседаний у       
Шувалова Игоря Ивановича проходило с участием руководителей федеральных         
округов и представителей некоторых регионов, субъектов Российской Федерации.    
Поправки, которые поступили после первого чтения в комитет, обсуждались на      
заседании рабочей группы, сформированной в комитете, с участием                 
представителей Главного правового управления Президента Российской Федерации,   
Правового управления Аппарата Государственной Думы, Центризбиркома, депутатов   
Государственной Думы и членов Совета Федерации.                                 
                                                                                
Надо сказать, что из восьмидесяти шести поправок, которые поступили, Комитет    
Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рекомендует к          
принятию двадцать девять, а к отклонению рекомендует пятьдесят семь. Те         
поправки, которые мы рекомендуем к принятию, развивают концептуальные           
положения закона, то есть уточняют переходные положения и нормы, отвечающие     
за формирование территорий муниципальных образований и установление границ      
муниципальных образований. Так, например, поправка, которую мы рекомендуем к    
принятию, выдвинутая Республикой Татарстан, некоторыми депутатами               
Государственной Думы и членами Совета Федерации, дает право субъектам           
Российской Федерации завершить установление границ, формирование территорий     
муниципальных образований не до 1 января 2005 года, как предусмотрено ныне      
действующим федеральным законом № 131, а до 1 марта 2005 года. Это вопрос       
принципиальный, потому что, по анализу министерства экономики Российской        
Федерации, еще сорок субъектов не завершили работу по установлению границ       
муниципальных образований, установлению территорий муниципальных образований.   
                                                                                
Надо сказать, что есть поправка, которая также рекомендуется к принятию и       
дает право депутатам представительных органов и выборным должностным лицам,     
избранным во вновь образованных муниципальных образованиях, не слагать с себя   
полномочия, несовместимые со статусом депутата представительного органа         
местного самоуправления, выборного должностного лица, до 1 января 2006 года     
или до даты, начиная с которой они приступают в соответствии с федеральным      
законом к исполнению своих полномочий в полном объеме. По этой проблеме очень   
много было и обращений, она затрагивалась, как я уже говорил сегодня при        
обсуждении повестки, в том числе на совещании руководителей законодательных     
собраний регионов в Ватутинках.                                                 
                                                                                
Вводится норма, позволяющая субъектам Российской Федерации урегулировать        
своими законами вопросы подготовки и организации выборов в органы местного      
самоуправления вновь образованных муниципальных образований,                    
неурегулированные законодательством о выборах и референдумах. Надо сказать,     
что, несмотря на то, что эта поправка подана за авторством депутатов            
Государственной Думы, она сформулирована вместе с Центризбиркомом России.       
                                                                                
Одной из поправок решается проблема формирования муниципальных образований на   
островных территориях. Это касается, в частности, Архангельской и Камчатской    
областей. Такую поправку внесли депутаты Крупчак, Мальчихин, Богомолов и        
другие, и она действительно устраняет противоречия в законе, в переходных       
положениях этого закона.                                                        
                                                                                
Я хотел бы сказать еще о той проблеме, которая была практически на протяжении   
месяца достаточно дискуссионной, - это о возможности разрешить некоторым        
субъектам Российской Федерации начать реализацию закона "Об общих принципах     
организации местного самоуправления..." не с 1 января 2006 года, а с 1 января   
2005 года. К этому готовы пока два субъекта Российской Федерации:               
Ставропольский край и Новосибирская область. Было много дискуссий на эту        
тему, было очень много поправок от Государственной Думы Ставропольского края,   
от депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, они, к             
сожалению, в большинстве своем оказались в числе отклоненных, но вместе с тем   
комитет и разработчики поддерживают идею дать субъектам Российской Федерации,   
готовым к реализации этого закона с 1 января 2005 года, такое право. Эта        
поправка сформулирована депутатами Государственной Думы и согласована с         
Главным правовым управлением президента, с Правовым управлением Аппарата        
Государственной Думы, среди ее авторов достаточно много депутатов из            
различных фракций: и Косоуров, и Леонтьев, и Кузнецов, и Максимова, и           
Пепеляева, и Кармазина, и Соломатин, и Воронин, и Баринов и многие-многие       
другие. Но этот вопрос был достаточно спорным и дискуссионным.                  
                                                                                
В заключение я хотел бы сказать о том, что законопроект прошел правовую и       
лингвистическую экспертизы. Правовое управление Аппарата Государственной Думы   
не имеет замечаний по законопроекту.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 1? Кто за то, чтобы согласиться    
с комитетом и принять таблицу 1 поправок? Прошу проголосовать.                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 17 сек.)                 
Проголосовало за              345 чел.76,7%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    345 чел.                                          
Не голосовало                 105 чел.23,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок 2? Нет. Кто за то, чтобы принять   
таблицу 2, таблицу отклоненных поправок? Прошу проголосовать.                   
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              346 чел.76,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    346 чел.                                          
Не голосовало                 104 чел.23,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть дополнительно розданный в зале материал: одна таблица поправок принятых,   
состоящая из двух поправок, и таблица отклоненных, состоящая из пятнадцати.     
Есть ли вопросы по дополнительно розданным материалам, таблице поправок 1?      
Нет? Кто за то, чтобы принять эту таблицу? Прошу проголосовать.                 
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 30 мин. 42 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.24,9%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по дополнительной таблице поправок, рекомендованных к           
отклонению? Нет. Кто за то, чтобы принять данную таблицу? Прошу                 
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 16 сек.)                 
Проголосовало за              337 чел.74,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    337 чел.                                          
Не голосовало                 113 чел.25,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять законопроект во втором чтении? Прошу          
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 31 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              410 чел.91,1%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Коллеги, есть проект постановления о принятии данного закона в третьем          
чтении. Есть ли возражения у представителей президента, правительства,          
депутатских объединений? Нет. Коллеги, в рамках "часа голосования" прошу        
проголосовать за принятие данного закона в третьем чтении.                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              411 чел.91,3%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 58

12.11.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 95161-4 "О внесении изменений в статьи 2, 11, 83, 84 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся порядка формирования территорий муниципальных образований).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3000 по 3183 из 7189
Уважаемые коллеги, пункт 18, о проекте федерального закона "О внесении          
изменений в статьи 2, 11, 83, 84 и 85 Федерального закона "Об общих принципах   
организации местного самоуправления в Российской Федерации". Докладывает        
депутат Государственной Думы Александр Викторович Сарычев. Пожалуйста.          
                                                                                
САРЫЧЕВ А. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение            
выносится проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 2, 11,      
83, 84 и 85 Федерального закона "Об общих принципах организации местного        
самоуправления в Российской Федерации" (поправки в закон № 131-ФЗ от 6          
октября 2003 года). Данный законопроект подготовлен с целью разрешения          
проблем, выявившихся в процессе реализации переходных положений федерального    
закона в части формирования территорий и установления границ муниципальных      
образований, а также подготовки и проведения выборов в органы местного          
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Как показывает практика, в большинстве случаев исторически сложившиеся в        
соответствии с административно-территориальным делением субъектов Федерации     
территории городов, поселков городского типа, районов, сельских округов,        
волостей, сельсоветов, как правило, удовлетворяют критериям федерального        
закона и могут служить основой для установления территорий муниципальных        
образований. Однако многие субъекты Федерации испытывают затруднения при        
применении нормы федерального закона о пешеходной доступности. Так, например,   
в одном субъекте Федерации установили порядок расчета пешеходной доступности    
исходя из средней скорости пешехода 3,5 километра в час, а расчет пешеходной    
доступности постановили осуществлять исходя из наличия дорог между              
населенными пунктами и состояния дорог в неблагоприятные                        
природно-климатические периоды между населенными пунктами. Полагаем, что не     
стоит доводить до абсурда нормы закона, а надо просто придерживаться            
рационального подхода. Поэтому в законопроекте предлагается поправка,           
позволяющая учитывать пешеходную доступность, а в исключительных случаях и на   
территориях с низкой плотностью населения допускается эту норму не применять.   
                                                                                
Еще одна проблема связана с тем, что в федеральном законе не делается           
различий между поселками различного типа. В соответствии с действующим          
законодательством к городским поселкам относятся рабочие поселки, дачные и      
курортные поселки. Таких поселков довольно много. Это поселки при домах         
отдыха и санаториях, отдельных хозяйствующих субъектах, некоторые из которых    
прекратили свою деятельность, а население фактически живет за счет              
натурального хозяйства. Во многих случаях наделять их статусом городского       
поселения не имеет смысла как в силу малочисленности населения в них, так и в   
силу отсутствия перспектив развития. Вместе с тем изменять их статус,           
преобразовывая в деревни или села, как это пытаются делать в некоторых          
субъектах Федерации, или превращать в городские микрорайоны нецелесообразно:    
это потребует внесения изменений в огромное число документов, создаст           
множество неудобств для населения. Для решения проблем такого рода в            
законопроекте вводятся нормы, допускающие вхождение поселков как в состав       
сельских муниципальных образований, так и в состав городских муниципальных      
образований.                                                                    
                                                                                
Пожалуй, наиболее острый характер принимают проблемы формирования территорий    
городских поселений. В ряде субъектов Федерации готовятся проекты законов или   
уже приняты законы, устанавливающие территории городских округов в масштабе     
муниципального или административно-территориального района. Такой подход не     
соответствует как положениям федерального закона, так и концепции               
разграничения полномочий между уровнями публичной власти, реализующейся в       
настоящее время в Российской Федерации. Эта проблема касается не только         
городских округов, но и всех городских поселений. По нашему мнению, в состав    
территорий городских поселений должны включаться только те территории,          
которые в будущем будут использоваться для развития города и городской          
застройки и станут жилыми, промышленными, рекреационными и иными зонами.        
                                                                                
Авторы законопроекта поправками в федеральный закон номер 131 уточняют, что     
территории городских поселений, и в том числе городских округов, должны         
формироваться в соответствии с генеральным планом, утверждаемым согласно        
положениям Градостроительного кодекса. При этом в состав территорий городских   
поселений могут входить и территории сельских населенных пунктов и поселков,    
которые в перспективе станут городскими микрорайонами. В случае отсутствия      
утвержденного генерального плана города (или когда его территория выходит за    
пределы городской черты) устанавливать границы городского поселения следует     
по границам исторически сложившихся городских территорий, земельных участков,   
выделенных для городской застройки территорий, предназначенных для развития     
социальной, транспортной и иной инфраструктуры города.                          
                                                                                
В ряде городов, являющихся муниципальными образованиями, имеются                
внутригородские муниципальные образования - это городские районы, поселки. В    
связи с тем что федеральным законом предусмотрено осуществление местного        
самоуправления только на городском уровне, а порядок упразднения существующих   
внутригородских муниципальных образований при этом не определен, в              
законопроекте также предусматривается поправка, предписывающая в императивном   
порядке упразднение указанных муниципальных образований.                        
                                                                                
В правоприменительной практике зачастую вызывает затруднение определение        
административного центра муниципального района. При наделении городов,          
являющихся административными центрами районов, статусом городского округа,      
которые в результате не входят в состав муниципального района, в ряде случаев   
полагают, что город, не входящий в состав района, не может считаться            
административным центром района, хотя федеральный закон не содержит такого      
ограничения. В соответствии с абзацем восемнадцатым части 1 статьи 2            
федерального закона административным центром района считается населенный        
пункт, в котором располагается представительный орган муниципального района.    
В связи с изложенным предлагается пункт 10 части 1 статьи 11 изложить в         
редакции, допускающей возможность определения в качестве административного      
центра муниципального района расположенного в границах муниципального района    
города или поселка, имеющего статус городского округа.                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, законопроект содержит еще ряд поправок для реализации        
переходных положений федерального закона, на которых я не буду                  
останавливаться, поскольку они подробно обоснованы в пояснительной записке к    
законопроекту.                                                                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать принятие данного законопроекта в первом    
чтении. Его ждут в регионах. Спасибо за внимание.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Викторович.                            
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Владимира    
Семёновича Мокрого. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я постараюсь достаточно лаконично выступить.                 
                                                                                
Хочу сказать, что данный законопроект предполагает уточнение норм и положений   
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления..." № 131-ФЗ,    
который мы приняли в октябре 2003 года, с целью более точной реализации         
переходных положений этого закона, с целью более точной реализации положений,   
регулирующих порядок формирования территорий муниципальных образований,         
границ муниципальных образований и формирования органов местного                
самоуправления.                                                                 
                                                                                
Данный законопроект обсуждался на парламентских слушаниях 30 сентября у нас,    
и данная законодательная инициатива обсуждалась также на заседании              
межведомственной рабочей группы в Комиссии при Президенте Российской            
Федерации по вопросам совершенствования государственного управления под         
председательством помощника президента Шувалова Игоря Ивановича и               
концептуально была поддержана.                                                  
                                                                                
Мнение регионов - поддержать данный законопроект в первом чтении. Правовое      
управление замечаний не имеет. Правительство также рекомендовало поддержать     
данный законопроект в первом чтении. Комитет по вопросам местного               
самоуправления просит поддержать данный законопроект в первом чтении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Два докладчика выступили. Есть ли вопросы?    
Нет. А желающие выступить? Тоже нет? Кузнецов? Вам слово, коллега Кузнецов.     
Пожалуйста, Виктор Егорович.                                                    
                                                                                
КУЗНЕЦОВ В. Е. Спасибо.                                                         
                                                                                
На самом деле в России настолько многообразное                                  
административно-территориальное деление, которое находится в ведении            
субъектов Российской Федерации, - так уже исторически сложилось, - что          
описать формулами закона об общих принципах организации местного                
самоуправления многое не удалось. И встречи с депутатами, которые приезжают     
из регионов, и особенно посещение нами Республики Дагестан показали, что, к     
сожалению, эта проблема до конца законом не решена. И, я так понимаю, комитет   
дает возможность сегодня субъектам Российской Федерации включиться напрямую в   
обсуждение этих проблем и вносить поправки конкретно именно к этим статьям. И   
по итогам этой работы, я думаю, мы должны получить более выверенные,            
наверное, более правильные подходы к решению вопросов территориального          
устройства муниципальных образований в регионах.                                
                                                                                
Я считаю, что надо закон поддерживать, потому что это просто требование         
субъектов Российской Федерации, потому что слишком много различных нюансов,     
ситуаций в решении проблем территориального устройства муниципальных            
образований.                                                                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Егорович.                                 
                                                                                
Я так понимаю, общее мнение - голосовать, и есть предложение поддержать         
законопроект. Кто за то, чтобы принять этот законопроект в первом чтении?       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 49 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              424 чел.94,2%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    424 чел.                                          
Не голосовало                  26 чел.5,8%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принят.