Заседание № 38
04.07.2012
Вопрос:
О проекте федерального закона № 9509-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части усиления ответственности за нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи световых и звуковых сигналов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5916 по 6241 из 6771
Пункт 19, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Я постараюсь коротко. Пустой зал - мигалки никого не интересуют, несмотря на то что этот вопрос ставился на самом высоком уровне благодаря давлению автомобильной общественности. В чём смысл законодательной инициативы фракции ЛДПР? Сегодня у нас за установку незаконных спецсигналов, то есть мигалок и стробоскопов, и за использование транспортных средств с незаконно установленными спецсигналами предполагается административная ответственность по категориям. Те незначительные штрафы, которые сегодня существуют, - это абсолютно недостаточная мера, и люди, которые имеют финансовые возможности, люди, которые приближены к власти, очень спокойно к этому относятся, устанавливают незаконно на свои транспортные средства мигалки, используют их, причём, как показала практика, практически во всех регионах до недавнего времени, пока не прошло сокращение спецсигналов, этим пользовались в том числе и высшие должностные лица исполнительной и законодательной власти. У нас в соответствии с постановлением № 737 от 2006 года все субъекты, кроме Москвы и Московской области, имели возможность использовать два транспортных средства, оборудованных спецсигналами. С 1 июля, как мы знаем, количество спецсигналов сокращено. Фракция ЛДПР предложила ввести уголовную ответственность, понимая, что сокращение спецсигналов по официальным документам приведёт к незаконному их использованию. Мы предлагаем ввести уголовную ответственность, повысив штраф до 200 тысяч рублей, или даже в зависимости от тяжести содеянного может подразумеваться и лишение свободы. Фракция ЛДПР в интересах большинства, в интересах автомобильной общественности и в рамках намеченной тенденции по сокращению количества спецсигналов и стробоскопов предлагает поддержать нашу инициативу, проголосовать за данный законопроект и таким образом создать реальные рычаги влияния на тех лиц, которые незаконно используют спецсигналы. Сразу скажу, по моему запросу было выявлено, что бывший губернатор Свердловской области Мишарин незаконно использовал на своём кортеже спецсигналы и стал участником аварии, в результате которой погиб человек. Кроме этого, сплошь и рядом используются так называемые фантомы - точные копии автомобилей, на которых по праву установлены спецсигналы, и эти фантомы незаконно используют спецсигналы. Такие автомобили-фантомы ездят по Москве, и только ряд из них был выявлен в ходе спецоперации. Нам красивые картинки показывают по телевизору, но реальная картина такова, что люди, которые имеют финансовые возможности, эти вопросы решают, и поэтому мы просто не имеем возможности получить из правоохранительных органов реальную статистику. Кроме этого, обращаю внимание, что лица, имеющие финансовые возможности, сажают за руль обычных водителей, которые и несут ответственность за использование незаконных спецсигналов, в результате чего, даже если не получилось вопрос решить, как говорится, на месте, водитель переводится в помощники, дворники, садовники, а спустя какое-то время опять возвращается на работу водителем. Для людей с финансовыми возможностями это не проблема сегодня, введение же уголовной ответственности за незаконную установку спецсигналов позволит навести порядок в этом вопросе. Фракция ЛДПР просит поддержат нашу инициативу. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект был внесён 18 января этого года и рассмотрен нашим комитетом 21 мая, рекомендован к отклонению. На проект поступили отрицательные отзывы Верховного Суда, Правительства Российской Федерации и Правового управления. В законопроекте предлагается ввести уголовную ответственность за установку спецсигналов на автомобили, дополнив Уголовный кодекс новой статьёй 264-1. Однако в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях за незаконную установку мигалок уже предусмотрена административная ответственность - это часть 2 статьи 12.4. Необходимость именно уголовной квалификации этих действий не очевидна. При всей значимости проблемы общественная опасность таких деяний с учётом их количества недостаточна для того, чтобы считать их преступлениями, как предлагают авторы законопроекта, а не правонарушениями, как сейчас. Аналогичную позицию заняли Верховный Суд и Правительство Российской Федерации. Да и передавать эти дела в сферу полномочий следственных органов не вполне целесообразно, ведь это простой состав, не требующий проведения уголовного расследования, а переведя это деяние в разряд уголовных дел, мы обяжем следственные органы проводить все необходимые процессуальные действия, которые для таких случаев, как правило, излишни. Сейчас это делается просто. В ходе рейда сотрудники ГИБДД останавливают и проверяют машины с мигалкой, и тех, кто не входит в утверждённый президентом перечень, штрафуют, а уголовная квалификация потребует ещё и возбуждения уголовного дела, его расследования и рассмотрения судом. Не думаю, что такое изменение будет эффективным. В конце концов, лучшим средством борьбы с так называемыми незаконными мигалками будет неотвратимость наказания, а не уголовная квалификация его тяжести. Стоит отметить, что сами мигалки не запрещены и не выведены из гражданского оборота, лишь регламентировано их использование и ограничен круг субъектов, которым они положены, а вводить уголовную ответственность за использование не запрещённых к обороту товаров, пусть и в отсутствие такого права, не совсем правильно - всё-таки это не то, что использование поддельных денег или документов, которые запрещены в гражданском обороте. Кроме того, установка спецсигналов - разновидность нарушений Правил дорожного движения и правил эксплуатации автомобилей. При наличии в Уголовном кодексе общего состава данного преступления вводить отдельный состав для отдельного вида таких нарушений нецелесообразно - мы же не выделяем в отдельный состав, например, кражи на транспорте, отдельно кражи на улице и отдельно кражи из квартиры. С другой стороны, можно согласиться с авторами проекта, что такие нарушения требуют адекватной реакции и усиления ответственности за них. Я думаю, что эффективным способом борьбы с незаконной установкой спецсигналов может быть ужесточение ответственности за совершение ДТП лицом, на транспортном средстве которого установлен спецсигнал, то есть надо сделать наличие такого незаконного спецсигнала квалифицирующим признаком, который усиливает ответственность. Над этим наш комитет как раз сейчас и работает. В статье 12.4 Кодекса об административных правонарушениях, безусловно, необходимо усилить наказание, и мы в комитете предварительно обсудили три меры: увеличение штрафа по этой статье, увеличение срока лишения прав и введение ответственности за повторное такое нарушение, чтобы каждый следующий выезд с мигалкой сильнее бил по кошельку и водительским правам нарушителя. Но это концептуально будут уже другие законы, поэтому в рамках концепции данного законопроекта их принимать нельзя. В силу этого поддержать данный законопроект не представляется возможным, и Комитет по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе его отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по докладу и содокладу? Есть. Николай Васильевич, вы один, пожалуйста, задавайте. Микрофон, пожалуйста, включите. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Спасибо большое. Уважаемый Виктор Витальевич, вот вы так легко сказали, что там, мол, сотрудники милиции... Но в машинах-дублёрах, о которых говорил Нилов, ездят преступники, понимаете? Вы предлагаете их останавливать, а, может, их и не остановят, потому что есть машины с хорошими номерами, которые сотрудники милиции боятся останавливать, понимаете, особенно если они со спецсигналами, поэтому мне кажется, что здесь ваши обоснования не очень корректны. И второй вопрос - Нилову. Ярослав Евгеньевич, вы понимаете, если у машины номер серии ЕКХ, даже без спецсигнала, - это круче, чем спецсигнал, особенно ЕКХ от 001 до 100, её никто не останавливает. И вы видите, что больше всего ДТП совершается водителями машин не со спецсигналами, а с номером ЕКХ, они могут где угодно выехать, кого угодно подрезать, кому угодно в лицо дать, если вдруг им дорогу пересекут. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Уважаемый Николай Васильевич, я думаю, что привлекать к уголовной ответственности лицо, которое установило незаконно спецсигнал, нельзя. Наш комитет предлагает учитывать это как квалифицирующий признак при совершении дорожно-транспортного происшествия. Незаконно у нас и оружие носят, и так далее, и так далее. Это уже вопросы, не касающиеся данного законопроекта. Мы сейчас говорим о мигалках, и степень общественной опасности данного преступления, как считает комитет (и мы приняли такое решение), не соответствует тому, чтобы за него человек привлекался к уголовной ответственности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Дмитрий Иванович Савельев. Включите микрофон. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо. Вообще, необходимость принятия этого закона назрела давно: автомобили, на которых незаконно установлены мигалки и спецсигналы, стали настоящим бичом для наших дорог, а аварии с их участием всякий раз вызывают негодование наших граждан. Люди хотят справедливости, однако ныне действующие законы не позволяют применять к нарушителям юридически адекватные меры воздействия. Получается, что мы можем только грозить пальчиком тем, кто сознательно ставит себя выше закона, для кого собственные амбиции важнее, чем здоровье и жизнь наших граждан. Такое положение, конечно же, недопустимо. С принятием нового закона те, кто незаконно устанавливает на своих автомобилях мигалки, раз и навсегда поймут, что теперь они уже не отделаются минимальными штрафами, что им теперь за это придётся нести в том числе и уголовную ответственность, а если это будет штраф, то очень серьёзный, нешуточный. И дело тут не только в борьбе с незаконными привилегиями как таковыми, перед нами, как законодателями, стоит куда более важная социальная задача - защитить граждан нашей страны, как автомобилистов, так и пешеходов, от произвола, который сейчас практически безнаказанно творят те, кто почему-то считает себя выше других. Однако профильный комитет Госдумы рекомендовал отклонить законопроект по той причине, что нет данных об увеличении количества ДТП с участием автомобилей с незаконными мигалками и бесконтрольно используемыми спецсигналами. Якобы нет и доказательств того, что нормы, которые действуют, в настоящее время неэффективны, что нарушения носят повсеместный характер, а простые граждане страдают в результате нарушения данной статьи. Вот вы говорите, что нет доказательств, что нарушения носят повсеместный характер, а для чего тогда ФСО и МВД проводят регулярные проверки на дорогах с целью выявления фальшивых мигалок? Мы же понимаем, для чего это делается. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ремезков Александр Александрович. Включите микрофон. РЕМЕЗКОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Данное проектное предложение, на наш взгляд, нуждается в доработке, например в соотнесении с положением статьи 6 Уголовного кодекса Российской Федерации, которая провозглашает принцип справедливости, в соответствии с которым наказание и иные меры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. Полагаем, что криминализация указанного деяния и помещение предлагаемой к внесению в Уголовный кодекс Российской Федерации статьи в главу 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта" кодекса представляются спорными, поскольку преступления, предусмотренные данной главой, имеют материальный состав, то есть предполагают наступление вредных последствий: причинение тяжкого вреда здоровью, наступление смерти человека, причинение крупного ущерба. При ненаступлении последствий или при причинении лёгкого или средней тяжести вреда здоровью, а также материального ущерба, который не является крупным, наступает административная ответственность (глава 12 КоАП Российской Федерации). Кроме того, по нашему мнению, необходимо соотнести наименование проектной статьи "Нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов" и её диспозицию, поскольку КоАП Российской Федерации содержит статью 12.4 с таким же наименованием, тогда как законопроектом предлагается признать утратившей силу лишь часть 2 данной статьи. Требует также дополнительного обоснования исключение административной ответственности за незаконную установку на транспортном средстве опознавательного фонаря легкового такси, предусмотренной частью 2 статьи 12.4 КоАП Российской Федерации. Фракция считает, что, безусловно, нужно ужесточать наказание за незаконное использование мигалок, увеличивать штрафы и сроки лишения прав, причём за каждое повторное такое нарушение - кратно. Кроме того, материальная ответственность должна быть предусмотрена не только для водителя, но и для владельца автомобиля или для чиновника, за которым он закреплён. И конечно же, нужно на порядок увеличить уголовное наказание за ДТП, совершённые по вине водителей и владельцев автомобилей с мигалками, как незаконными, так и законными. Однако вводить эти меры в рамках предложенного законопроекта считаем невозможным, поэтому фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" предлагает поблагодарить коллег за инициативу и, отклонив данный проект, коллегиально подготовить новый законопроект по внесению изменений в уголовное и административное законодательство. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ярослав Евгеньевич, вы будете выступать? Пожалуйста, Ярослав Евгеньевич Нилов. НИЛОВ Я. Е. Сначала я отвечу на вопросы депутата. Вы спросили по поводу номеров серии ЕКХ - понимаю ли я? Да, понимаю, и знаю, и считаю, что это - порочные пережитки советской системы: тогда ездили чёрные "Волги" с номерами серий ММО, ААМ и прочими, и, видя эти "Волги", милиция выстраивалась по стойке "смирно" и отдавала честь. Всё это перешло от великого Советского Союза. Что касается использования незаконных спецсигналов, мы должны все понимать, что такая машина обладает неким иммунитетом и её можно использовать для транспортировки нелегальных грузов, денежных средств, боеприпасов, оружия, криминальных элементов, наркотиков и прочего, и прочего. Кроме этого, я сталкивался с тем, что так называемые золотые детки просто играются, устанавливая себе такие незаконные спецсигналы, а некоторые уже обнаглели до того, что ставят не только синие, но и красные фонарные лампы. Учитывая, что на данную проблему обратило внимание высшее руководство страны и было сокращено количество спецсигналов для органов госвласти, мы должны понимать актуальность этой темы и понимать, что незаконное использование так и будет продолжаться. Если вы отвергаете мой законопроект, я готов к тому, чтобы мы совместно поработали, но ответственность должен нести именно собственник транспортного средства либо автопредприятие, которое выпускает на линию транспортное средство с незаконно установленными спецсигналами. Кстати, когда благодаря блогерам было установлено, что администрация Мишарина незаконно использовала спецсигналы, именно тогда автопредприятие было оштрафовано всего на 20 тысяч рублей, хотя водителей должны были привлечь к административной ответственности и лишить права управления транспортными средствами, чего сделано не было. Прокуратура молчала, а администрация тихо этому содействовала. Я благодарю коллег за обсуждение данного законопроекта. Предлагаю свою помощь в дальнейшей проработке этого вопроса и хочу всех сориентировать на то, что спецсигналы, которые дают приоритет на дороге определённым лицам, раздражающе влияют на автомобилистов. Давайте это учитывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Ставлю на голосование данный проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 53 мин. 23 сек.) Проголосовало за 199 чел.44,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 199 чел. Не голосовало 251 чел.55,8 % Результат: не принято Законопроект отклонён.