Заседание № 50
18.10.1996
Вопрос:
О проекте федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, мотоциклов и других самоходных машин.
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3894 по 4115 из 6453
Пункт 13.1 - о проекте федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности, далее - по тексту. Докладчик у нас (вместо того, кто был заявлен, пришла поправка) - директор Федеральной автомобильно-дорожной службы Насонов Анатолий Павлович. Пожалуйста. НАСОНОВ А.П., директор Федеральной автомобильно-дорожной службы России. Уважаемый Председатель! Уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительство Российской Федерации представило на ваше рассмотрение проект федерального закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, мотоциклов и других самоходных машин. Указанный проект имеет большое социальное значение и потенциально затрагивает интересы каждого. Эксплуатация автомототранспортных средств, являющихся источником повышенной опасности, сопряжена с рядом негативных явлений, и в первую очередь с аварийностью, приводящей к тяжелым последствиям. Достаточно сказать, что за прошлый год число погибших в авариях достигло более 30 тысяч человек и около 200 тысяч человек получили ранения. Материальный ущерб, причиненный имуществу от аварий, составляет триллионы рублей. Действующее законодательство, статья 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, устанавливает, что материальный ущерб, причиненный источником повышенной опасности, должен возмещаться владельцем этого источника. Однако наличие одной этой статьи не может быть признано достаточным. Последнее вызвано тем, что на практике во многих случаях потерпевший не может реализовать свое право на возмещение вреда даже при наличии судебных решений, поскольку этому препятствует материальное положение виновника аварии, его гибель и ряд других причин. Судебная процедура при взыскании материального ущерба, причиненного владельцами источников повышенной опасности, иногда тянется в течение длительных сроков. В результате сотни тысяч граждан, которые потеряли здоровье и имущество и которым был причинен серьезный ущерб, оказываются в тяжелейшем положении. Практически во всех зарубежных странах эта проблема решена путем введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев источников повышенной опасности. Законодательство по этому вопросу отсутствует только в ряде стран, входивших ранее в СССР, в том числе и в России. В проведении указанного страхования материальный ущерб, причиненный третьим лицам, будет возмещаться потерпевшим, а в случае их смерти - родственникам, страховыми организациями, образующими за счет страховых взносов соответствующие фонды. Введение обязательного страхования гражданской ответственности особенно актуально в настоящее время, когда имеет место значительный рост парка автомашин индивидуальных владельцев, а также частных предприятий и других организационных структур, свойственных рыночной экономике. Хотя обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств имеет главной целью защиту имущественных прав потерпевших, которым был причинен вред в процессе эксплуатации автомототранспортных средств, оно в известных пределах выгодно и владельцам этих средств, поскольку законодательство возлагает на них обязанность по возмещению материального ущерба не только в случаях, когда они виноваты, но и в других случаях, при отсутствии их вины. Согласно статье 1079 Гражданского кодекса владельцы источников повышенной опасности освобождаются от материальной ответственности только в случаях, когда они докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. При страховании гражданской ответственности предполагается, что материальная ответственность владельцев транспортных средств будет наступать только в случаях умышленного причинения вреда, управления автотранспортными средствами в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, управления автотранспортными средствами при отсутствии водительских прав. В остальных случаях страховые компании не будут вправе предъявлять регрессные иски владельцам автомототранспортных средств. Нельзя не отметить, что проект предусматривает экономический механизм, призванный оказывать серьезное влияние на снижение аварийности. Так, при взимании ежегодных страховых платежей страхователю будет предоставляться скидка за безаварийную эксплуатацию транспортных средств: в течение одного года - 10 процентов, в течение трех лет - 20 процентов, а в течение четырех и более лет - 30 процентов. В то же время за совершение в течение года по вине страхователя или другого лица, которому страхователь доверил управление принадлежащим ему автотранспортным средством, одного дорожно-транспортного происшествия, повлекшего выплату страхового возмещения вреда, страховой взнос на следующий год после дорожно-транспортного происшествия будет увеличен на 15 процентов, а в случае совершения двух и более дорожно-транспортных происшествий - на 25 процентов. Проект широко обсуждался на различных совещаниях, на заседаниях экспертного совета, Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам, по страхованию... Был предметом обсуждения на парламентских слушаниях. Многие замечания были учтены. Ряд замечаний принят не был. К проекту имеются замечания Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам. На одном замечании мне хотелось бы остановиться. Было высказано мнение о низком уровне размера страховых выплат пострадавшим. Действительно, на Западе размеры аналогичных выплат выше. К сожалению, этот вопрос не может быть решен без повышения размера страховых взносов, уплачиваемых владельцами транспортных средств при страховании. Законом охватывается 26 миллионов владельцев транспортных средств, подлежащих страхованию, материальное положение значительного количества которых не могло не учитываться при определении размера страховых взносов. По нашему мнению, повышение размера страховых взносов может вызвать социальную напряженность, ибо практически лишит многих владельцев возможности эксплуатировать принадлежащие им транспортные средства. Следует также иметь в виду, что в случае, когда размер причиненного материального вреда в соответствии с гражданским законодательством превышает размер выплат потерпевшему, в соответствии с рассматриваемым законом последний имеет право дополнительно предъявить причинителю вреда иск о полном возмещении вреда. Таким образом, проект не ухудшает положение потерпевшего, а позволяет ему гарантированно получить возмещение в пределах, предусмотренных рассматриваемым законом. Принятие указанного закона потребует большой работы, связанной с реализацией предусмотренных там мер (в частности, выдача лицензий страховщикам, допущенным к этому виду страхования, подготовка документации, и в том числе формы страхового полиса, и многое другое), в связи с чем мы полностью согласны с замечанием Комитета по бюджету, налогам, банкам и финансам, что настоящий закон не может быть введен в действие с момента опубликования. По нашему мнению, в процессе доработки проекта в Госдуме может быть подготовлено решение о введении в действие федерального закона Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, мотоциклов и других самоходных машин. И там же предусмотрена для Правительства возможность внесения по итогам двухлетнего применения закона об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, мотоциклов и других самоходных машин в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложений об уточнении предусмотренных указанным законом размеров годовых страховых взносов, предельных размеров возмещения вреда, а также размеров резерва финансирования мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий. Имеется ряд других замечаний, которые, по нашему мнению, могут быть приняты и внесены в проект в виде исправлений в процессе рассмотрения его в Государственной Думе между первым и вторым чтениями. Законопроект о страховании гражданской ответственности имеет и свою историю. Подготовленный в начале 90-х годов проект после его одобрения Правительством был рассмотрен Президиумом Верховного Совета РСФСР (постановление от 8 июля 1991 года), направлен в палаты и комитеты Верховного Совета РСФСР. Отсутствие данного закона в Российской Федерации вынуждает международных перевозчиков покупать "зеленую карту" за рубежом, как правило, в Германии и Великобритании. В связи с этим ежегодные потери для Российской Федерации составляют 10 миллионов долларов. Комитеты Верховного Совета по вопросам законности, правопорядка и борьбы с преступностью, по вопросам экологии и рационального использования природных ресурсов, подкомитет по международному праву Комитета по международным делам и внешнеэкономическим связям признали, что в целом законопроект достаточно полно определяет правовые основы обязательного государственного страхования гражданской ответственности владельцев автомототранспортных средств, поддержали его. Однако были высказаны отдельные замечания по ряду статей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Павлович. Отдельные замечания при втором чтении будем рассматривать. Присядьте, пожалуйста. Содоклад - заместителя председателя Комитета Государственной Думы по бюджету, налогам, банкам и финансам Алексея Леонардовича Головкова. Пожалуйста. ГОЛОВКОВ А.Л., фракция "Наш дом - Россия". Уважаемые депутаты, уважаемый председательствующий! Законопроект действительно очень широко обсуждался в Государственной Думе. Были проведены парламентские слушания, он обсуждался в комитете по бюджету. И ни у кого не было никаких сомнений в том, что такой закон нужно принимать. В странах, где подобные законы действуют, автовладельцы вообще не могут сесть за руль без всех этих карт. Они не могут жить без такого закона. Есть, правда, одно маленькое "но". На наш взгляд (это единогласное мнение комитета, это мнение, высказанное на парламентских слушаниях), в том виде, в котором проект закона внесен, его принимать, к сожалению, нельзя. В нем есть много мелких и средних недостатков, о которых уже было сказано. Некоторые вещи сильно удивляют. Например, страховой взнос, ставки страховых взносов для владельцев "Мерседеса" и "Запорожца" одинаковы. В нем ни в коей мере не учтена дифференциация между регионами, и эксплуатация машины в Москве и эксплуатация машины где-то в псковском селе, так сказать, будет предусматривать одну и ту же величину взноса. Но это можно было бы, наверное, устранить и во втором чтении, если бы закон не предлагал собственно самого механизма проведения всех этих выплат. Есть гарантийный фонд. Кто, как, в каком виде, как этот фонд формируется, каков порядок обращения за выплатами, каковы величины выплат, разные внештатные ситуации - куча вопросов, которые в законе никак не рассмотрены. И поэтому общее мнение: этот законопроект сейчас в первом чтении не принимать, чтобы не попасть в ту ситуацию, которая сложилась на прошлом заседании, когда мы слушали законопроект, который докладывал депутат Сулакшин. Это не означает, что мы не ведем работу над законом. Рабочая группа есть. Более или менее понятно, как его изменять, но, к сожалению, представители Правительства не могли включиться в работу этой группы. Работать над проектом закона тогда, когда этот вопрос еще вроде бы Думой не рассматривался, для них было не вполне корректно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. ГОЛОВКОВ А.Л. Поэтому мнение комитета единогласное: законопроект в первом чтении не принимать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы или согласимся с мнением комитета, тем более, как я понял, новый закон на подходе? Голосовать, да? (Шум в зале.) Давайте проголосуем. Обратите внимание, естественно, комитет... Сергей Георгиевич, отклоняется закон, что же мы тянем время. Нам надо бы еще один закон... (Шум в зале.) Депутат Нигкоев настаивает на вопросе. Пожалуйста. НИГКОЕВ С.Г. Ведь будет готовиться подобный закон. Меня, честно говоря, очень смущает само название: об обязательном... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будет в другом законе другое название. НИГКОЕВ С.Г. Если другое, тогда снимаю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, здесь запись такая: принять в первом чтении. Мнение комитета вы слышали. (Шум в зале.) Да, но я просто говорю, что у вас на руках. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 26 сек.) Проголосовало за 5 чел. 1,1% Проголосовало против 236 чел. 52,4% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 244 чел. Не голосовало 206 чел. Результат: не принято