Заседание № 79
О Федеральном законе "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота" (проект № 95058685-1; в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
4-й вопрос, Федеральный закон "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота". Докладывает Артём Александрович Кавинов. КАВИНОВ А. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками предлагает снять Федеральный закон "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота" с дальнейшего рассмотрения Государственной Думой в связи с его отклонением Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации ещё 25 октября 1995 года. Ну и хотел бы напомнить, что субъектами права данной законодательной инициативы были ещё депутаты первого созыва. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование: кто за то, чтобы снять с дальнейшего рассмотрения федеральный закон? Прошу включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 36 мин. 17 сек.) Проголосовало за 366 чел.81,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Снимается с дальнейшего рассмотрения федеральный закон. По ведению - Затулин Константин Фёдорович. ЗАТУЛИН К. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я прошу прощения, уважаемый Иван Иванович, я просил слова в связи с голосованием по этому закону - не потому, что я против снятия его с рассмотрения, просто, если можно, одну минуту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. ЗАТУЛИН К. Ф. Хочу привлечь ваше внимание вот к чему. Если бы за законы награждали аплодисментами, безусловно, имело бы смысл поприветствовать тех депутатов Государственной Думы первого созыва, которые приняли этот закон дважды. Между прочим, он был отклонён Советом Федерации - вето было преодолено, и Президент Российской Федерации - тогда был другой президент - просто его отправил в Думу без рассмотрения, нарушив закон. Почему это важно было тогда? Потому что, как вы знаете, тогда были времена, когда мы, проснувшись рано утром, думали, что сделать для Украины. Депутаты Государственной Думы, крымчане, моряки Черноморского флота боролись всё это время за возвращение Крыма и Севастополя и уж по крайней мере за прекращение бесконечной ретирады. В конце концов этот закон - он долгожитель, 21 год он пролежал в портфеле Государственной Думы - выполнил свою задачу и по этим основаниям, конечно, должен быть снят. Но я хотел бы, чтобы все понимали: хотя сейчас много героев возвращения Крыма, депутаты Государственной Думы и первого, и второго, и других созывов всегда боролись за Крым, Севастополь, Черноморский флот, на протяжении всех этих лет - не только в 2014-м, но и в 1994, 1995 годах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Фёдорович.
Заседание № 23
О Федеральном законе "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота" (проект № 95058685-1; в связи с отклонением закона Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
СЛУЦКИЙ Л. Э., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет по делам СНГ просил бы 6-й вопрос всё-таки перенести. Черноморский флот - это животрепещущая проблематика, и у нас ещё два законопроекта, по всей вероятности, идущие на отклонение, находятся на изучении в комитете. Мы продолжаем изучать это важнейшее досье, и я просил бы перенести 6-й вопрос. Плюс вопросы 36 и 37 в связи с сегодняшними консультациями в Евразийской экономической комиссии, если коллеги не будут возражать, доложит вместо меня заместитель председателя комитета Лебедев Олег Владимирович. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. У меня два предложения. Во-первых, мне непонятно, почему 6-й вопрос готовил комитет по СНГ: вроде как Черноморский флот должен у нас Министерством обороны и Комитетом по обороне курироваться. Более того, мне кажется, снимать этот закон нецелесообразно даже в связи с той информацией, что при подходе остатков нашего Черноморского флота к берегам Абхазии подавляющая часть кораблей имела ограничение до 50 процентов по применению имеющихся сил и средств.
Леонид Эдуардович Слуцкий предлагает перенести пункт 6, а по пунктам 36 и 37 заменить докладчика. Нет возражений? Спасибо. Принимается.
Заседание № 15
О проекте постановления Государственной Думы о некоторых федеральных законах, возвращенных Президентом Российской Федерации без рассмотрения.
Уважаемые депутаты, проект постановления Государственной Думы о некоторых федеральных законах, возвращенных Президентом Российской Федерации без рассмотрения - Анатолий Иванович Лукьянов. Найдите это постановление, пожалуйста. Здесь ситуация у нас возникла необычная, поэтому Совет Думы решил рекомендовать принять такое постановление. ЛУКЬЯНОВ А.И. Уважаемые депутаты! Совет Государственной Думы по поручению Думы, после того как Дума выяснила, что целый ряд законопроектов, поступивших на подпись Президенту, был возвращен без рассмотрения, поручил Александру Николаевичу Шохину и мне доложить вам обстоятельства и что можно решить по этому вопросу. У Александра Николаевича Шохина (он почему-то снял свою подпись под документом, который вам роздан) состоялось совещание с полномочным представителем Президента Котенковым Александром Алексеевичем и полномочным представителем Правительства Себенцовым Андреем Евгеньевичем. Мы выяснили, что вообще Президент без рассмотрения вернул в Государственную Думу восемь законопроектов. По двум из них решаются все вопросы, а шесть без рассмотрения, по различным причинам возвращены в Государственную Думу, но эти причины не называются. Мы все вместе тщательно изучили статью 107 Конституции и пришли к заключению, что статья 107 Конституции не дает Президенту права вернуть какой-то законопроект без рассмотрения. Он должен или подписать законопроект, то есть превратить его в закон, либо отклонить законопроект, наложить вето - только два решения. Просто без рассмотрения он вернуть законопроект не может. Таких законопроектов, о которых здесь говорили не раз депутаты, шесть: это закон "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах", закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", закон "О федеральном комплекте учебников для общеобразовательных учреждений", закон "О предоставлении Героям Социалистического Труда некоторых социальных гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации...", закон "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота" и, наконец, закон "О секретных изобретениях". Вот эти законы. Мы пришли к выводу о возможности предложить Государственной Думе принять постановление, которое состояло бы из трех пунктов. Пункт 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Анатолий Иванович! Постановление у всех есть, не зачитывайте... ЛУКЬЯНОВ А.И. У всех есть, я могу не зачитывать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Найдите этот документ, постановление. Оно короткое. ЛУКЬЯНОВ А.И. По крайней мере предусматривается в пункте 1 вежливая такая формула: отметить необходимость строгого соблюдения требований статьи 107 Конституции, устанавливающей, что Президент Российской Федерации подписывает и обнародует федеральный закон либо отклоняет его. Возвращение Президентом Российской Федерации без рассмотрения федеральных законов Конституцией Российской Федерации не предусмотрено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ЛУКЬЯНОВ А.И. В пункте 2 предлагается вернуть эти шесть законов, которые я назвал, Президенту, с тем чтобы он решил вопрос окончательно. И тут возникают, конечно, вопросы, потому что комитеты, которые рассматривают эти законопроекты, часто говорят о том, чтобы как-то ускорить процесс рассмотрения этих законопроектов. Мы пришли к такому выводу, другого я вам доложить не могу, Шохина здесь нет. ШОХИН А.Н. Как нет? Я здесь. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подошел Александр Николаевич Шохин. Вы вместе готовили... ЛУКЬЯНОВ А.И. Я просто не видел. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли вопросы к докладчику? Нет. Спасибо, Анатолий Иванович, присаживайтесь. Есть ли смысл открывать прения по данному постановлению? Был второй, как говорится, соавтор данного постановления - Александр Николаевич Шохин. Ему слово. Пожалуйста. ШОХИН А.Н. Уважаемые коллеги, я действительно участвовал во всех этих совещаниях, они проводились у меня в кабинете. Но потом я снял свою подпись под тем проектом постановления, который огласил Анатолий Иванович, по следующим причинам. Во-первых, есть прецедент, когда Дума направляла Президенту закон, в частности, имеется в виду закон "О науке и технической политике", в котором были зафиксированы (и нами это было признано) факты подлога, то есть Президенту направлялся закон, который не принимался Государственной Думой, поскольку несколько страниц было заменено. И в этой связи с формальной точки зрения Президент (на этом случае видно) может возвратить закон, формально принятый Государственной Думой, если нарушены регламентные и процедурные нормы. И в этой связи возможно такое толкование, как возвращение закона без рассмотрения, поскольку возникает такая версия, что некоторые законы не приняты Думой, поскольку не рассмотрены в соответствии с Конституцией. Во-вторых, если мы будем возвращать законы Президенту, он будет налагать вето на законы, которые мы приняли с нарушением конституционных процедур (ну, например, принимаем бюджетные или налоговые законы без заключения Правительства), значит, мы нарушим Конституцию, если после вето Президента преодолеем это вето и тем самым вынудим Президента нарушать Конституцию, подписывая этот закон. В этой связи я предлагал другую формулу (и вчера на Совете Государственной Думы настаивал на ней), а именно: рассмотреть каждый закон, который возвращен нам Президентом без рассмотрения, отдельно и попытаться урегулировать процедурные нарушения, которые были в процессе принятия этого законопроекта, с тем чтобы как можно быстрее эти законопроекты довести до подписи Президента. В частности, в случаях, когда нет заключения Правительства, обратиться за этим заключением. Вот классический пример: по закону о предоставлении Героям Социалистического Труда гарантий Правительство уже дало добро на то, что, если закон вступит в силу с 1 января 1997 года, то есть закон о бюджете не будет никоим образом затронут этим законом, тогда можно было бы заключение Правительства очень быстро подготовить, и закон принять в трех чтениях сразу, и направить в установленном порядке через Совет Федерации на подпись Президенту. Это более быстрая процедура, чем возвращение закона после вето и так далее. Одним словом, возникают и другие возможности урегулирования этих спорных ситуаций, но при этом, я считаю, нам прежде всего нужно принять ряд постановлений, в том числе, может быть, поправки к Регламенту, которые бы не допускали в будущем такого рода нарушений, в частности, нам нужно четко урегулировать порядок предоставления заключений Правительства, их учета или неучета, с тем чтобы у Президента не возникало такой мотивации и возвращения законов без рассмотрения. А вот эти восемь законопроектов я предложил бы на индивидуальной основе рассмотреть и найти кратчайшие пути их принятия с учетом вот этих обстоятельств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Регламентная группа. Семаго, пожалуйста. СЕМАГО В.В. Уважаемые коллеги! Дело в том, что подход концептуальный, который предложил Анатолий Иванович Лукьянов, соответствует Регламенту. Президент должен и обязан отклонить закон и указать мотивацию: либо это нарушение Регламента, либо это нарушение Конституции, но невежливого отношения к Государственной Думе, когда можно просто, знаете как, документ положить, ничего не сказав... Так нельзя делать. Поэтому я считаю, что мы должны поддержать выступление Лукьянова и принять вот такой порядок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Точки зрения "за" и "против" высказаны. Поэтому я могу поставить на голосование предложение: принять за основу то постановление, которое у вас на руках имеется. Пожалуйста, уважаемые депутаты, голосуйте. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 31 сек.) Проголосовало за 286 чел. 63,6% Проголосовало против 7 чел. 1,6% Воздержалось 4 чел. 0,9% Голосовало 297 чел. Не голосовало 153 чел. Результат: принято Какие будут дополнения к данному постановлению? Какие есть замечания к постановлению? И можно ли его принять в целом? ИЗ ЗАЛА. В целом! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Постановление состоит из трех пунктов. Нет возражений? Нет. Депутат Аничкин. АНИЧКИН И.С. Уважаемые депутаты! Я просил бы исключить из этого перечня проект закона о порядке исчисления и увеличения государственных пенсий. Мы приняли во внимание возврат этого проекта закона, создали рабочую группу, и в течение месяца проведена огромнейшая работа. И я думаю, что максимум через две недели мы представим на заседание Государственной Думы уже практически новый вариант. Он будет согласован и с Правительством, и с Администрацией Президента... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но он пойдет уже на первое чтение, да? АНИЧКИН И.С. Да, он пойдет на первое чтение, и нам бы не хотелось, чтобы именно тот старый закон либо отклонял, либо принимал Президент. Работа вся, которую мы провели... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я думаю, у депутатов не будет возражений, если авторы просят исключить из перечня указанный закон? АНИЧКИН И.С. Да, исключить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исключаем. Какие еще есть замечания? Нет больше замечаний. Ставится на голосование постановление в целом. Пожалуйста, голосуйте. Кроме вот этого закона. Кто без карточки и желал бы проголосовать? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 47 мин. 19 сек.) Проголосовало за 299 чел. 66,4% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 3 чел. 0,7% Голосовало 302 чел. Не голосовало 148 чел. Результат: принято Принимается.
Заседание № 8
О Федеральном законе "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
СТОЛЯРОВ Н.С., депутатская группа "Российские регионы". Уважаемые депутаты! На наших глазах умирает Черноморский флот. Делится, разрушается, уничтожается все, что составляло или пока еще составляет боевой потенциал флота, защищающего геополитические интересы не только России. Предлагаю пригласить на очередное заседание Государственной Думы главнокомандующего Военно-Морским Флотом Российской Федерации адмирала Громова и заслушать его квалифицированную точку зрения, информацию о дальнейшей судьбе флота. Это... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. У нас этот вопрос будет рассматриваться, с приглашением Громова.
СТОЛЯРОВ Н.С. Я хотел привлечь внимание к проблеме Черноморского флота и предложил пригласить главнокомандующего для информирования о его оценке ситуации и рассмотрения перспектив флота. Думаю, что уместно это было бы сделать сегодня в 13 часов, когда будет рассматриваться вопрос об обеспечении содержания флота. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Сергеевич, по крайней мере я подписывал такое письмо с просьбой, чтобы командующий был. Вы об этом, да? Хорошо.
Следующий вопрос о Федеральном законе "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота". У нас на рассмотрение этого вопроса приглашены гости. У нас присутствуют главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации адмирал Феликс Николаевич Громов, заместитель начальника Оперативного управления ВМФ Российской Федерации контр-адмирал Иван Александрович Семенов, старший офицер Главного управления международного военного сотрудничества Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации полковник Альберт Иванович Дружинин. Слово предоставляется председателю комитета Георгию Ивановичу Тихонову. ТИХОНОВ Г.И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, депутатская группа "Народовластие". Уважаемые депутаты, первая попытка приостановить развал Черноморского флота была предпринята Государственной Думой еще 7 апреля 1995 года. Я имею в виду закон о моратории на одностороннее сокращение Черноморского флота. Но он был отклонен Советом Федерации 4 мая 1995 года. (Это хоть и техническая деталь, но на ней надо остановиться.) На Совете Федерации не присутствовал ни один депутат Думы, вопрос обсуждался практически в одностороннем порядке, а если сказать прямо, то он и не обсуждался (стенограмма есть полностью). Вопрос был поставлен так: коль Думу не интересует представленный закон, так и голосовать-то, мол, не будем. Так оно и получилось. Преодолеть вето в прошлом году не получилось из-за недостатка шести голосов. Весь вопрос заключается в том, что потерян почти год. За этот год на Черноморском флоте произошли многие, уже даже и необратимые процессы. Прежде чем обсуждать этот вопрос здесь еще раз, мы собрали депутатов от четырех фракций и группой в семь человек на прошлой неделе выезжали в Севастополь. Картина нам открылась катастрофическая. То, что творится сегодня в Севастополе... Ну, я не знаю, как для военных, но даже для нас, гражданских людей, это просто нечто не постижимое умом. Севастополь и севастопольская военно-морская база превратились в какой-то непонятный, вавилонский базар. Делится непонятно что и непонятно как. Если, например, сказать обывателю, что при дележе флота с Украиной мы режем крейсер пополам, то он это еще, наверное, поймет. Но для специалистов понятно, что боевой корабль может существовать один, когда все его сопровождение, все базы обеспечения передаются другой стороне. Кто это делает? Какими это делается указами или законами? Если это ошибка, то это, наверное, самое меньшее, что можно сказать в данном случае. В большинстве же случаев, если, как мне кажется, разберутся соответствующие органы, то они назовут все это подлинными своими словами. Поэтому-то, товарищи, мы сегодня снова вынуждены вынести этот вопрос на ваше обсуждение. Почему именно сегодня он еще раз возник перед нами? О той ситуации, которая сложилась сегодня на Черноморском флоте, я думаю, конечно, скажет в своем выступлении адмирал Громов. Он, видимо, расскажет о том, что там есть сегодня. Правда, к сожалению, когда я разговаривал с ним вчера, он сказал: я полтора года не был там, на Черноморском флоте. Это очень плохо, надо было слетать и посмотреть тоже. До нас ли или может быть после нас. Нужна картина именно сегодняшнего дня. По всему чувствуется явное усиление Турции, турецкого флота на Черном море. Я, наверное, не открою никакой военной тайны, если скажу, что сегодня из всех тех подводных лодок, что были на Черноморском флоте, в боевой готовности всего лишь одна. А было их лет пять тому назад, по-моему, что-то около 60. С турецкой же стороны, по сообщению наших товарищей, уже барражируют 17 подводных лодок. Резкое сокращение Черноморского флота привело к изменению соотношений сил ВМС Турции и Черноморского флота - два к одному. В 1992 году пропорция была обратной - один к двум. Только в 1995 году корабли НАТО совершили 36 заходов в Черное море. Наращивание сотрудничества Украины с НАТО осуществляется уже, можно сказать, открыто. Вы знаете, что в 1995 году были проведены совместные американо-украинские учения. Буквально же 6 февраля этого года Юрий Сергеев (это МИД Украины) заявил следующее. Я просто повторю его слова: "По мнению Украины, новая структура безопасности может базироваться на существующей структуре НАТО". Если сегодня будет продолжаться этот процесс передачи флота, то у нас вообще не будет охраны южных границ, не будет флота ни российского, ни украинского. Буквально сегодня утром радио "Свобода" передало информацию своего корреспондента о том, что, учитывая такую нашу большую уступчивость, в этот раздел опять уже просится Грузия. Вы знаете (даже сравнивать не хочу) чем это нам грозит, дальнейшее тоже понятно. Сочинским соглашением предусматривалась передача 18,3 процента корабельного состава, а на 1 февраля сего года уже передано 25,7 процента. Украине уже переданы все объекты флота в Одессе, Очакове, Измаиле, Балаклаве, Веселом, Евпатории. Идет ускоренная передача в Новоозерском, Симферополе, Мирном и Керчи. Практически сегодня уже не существует авиации флота. Наверное, адмирал скажет и объяснит вам, что сегодняшний флот без авиации - это, понимаете ли, мишень. Как это делается, наверное, тоже объяснят военные. Ну и последнее, что я могу сказать. То положение, в котором сегодня находятся наши корабли, согнанные буквально в две небольшие бухты, - это совершенно... Вы извините меня, но, наверное, достаточно одного ракетного удара, чтобы вообще ничего не было. Даже эти корабли, которые стоят у причала до восьми часов в сутки, без всякого предупреждения отключаются от энергоснабжения с берега. Мы встречались с офицерами флота. Было собрано офицерское собрание вечером. Правда, пришли и представители города. Вы знаете, с большим возмущением в отношении нас с вами (в смысле России), потому что мы бросили там флот, бросили наших людей, я еще ни в одном регионе никогда не сталкивался. Поэтому мы бы очень хотели, чтобы сегодня Феликс Николаевич все-таки объяснил свою точку зрения. Почему творятся эти беззакония, граничащие с безобразием? Почему мы уничтожаем свой Военно-Морской Флот? Но хочу сказать одно: что бы ни говорили украинские экстремистские, националистские силы, украинский народ и русский народ, наоборот, будут жить в большей дружбе, если они будут иметь нормальную, хорошую охрану своих границ с юга. Никто клина нам не должен вбивать. Мы должны окончательно решить этот вопрос. Наше предложение - немедленно прекратить дальнейший развал Черноморского флота. Каким документом это будет оформлено - Президентом ли, или министром обороны... Но я прошу вас сегодня всех, я даже думаю, что сегодня в зале нет людей, которые проголосовали бы против этого предложения. Прошу поддержать нас. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, вы не будете возражать, если Феликс Николаевич выступит в течение десяти минут, главнокомандующий? А потом - вопросы. Феликс Николаевич Громов, пожалуйста, десять минут. ГРОМОВ Ф.Н., главнокомандующий Военно-Морским Флотом Российской Федерации. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Прежде чем начать свое выступление, я хотел бы сказать уважаемому Георгию Ивановичу: когда обсуждается вопрос Черноморского флота, то, по-видимому, надо приглашать не только представителей Черноморского флота. Надо было, по-видимому, пригласить и представителей Главного командования Военно-Морского Флота, которые, по существующим законам, несут всю ответственность за весь Военно-Морской Флот. Это так, для начала. Проблема Черноморского флота существует с 1992 года, с тех пор, как флот был включен в стратегические силы и решение проблемы принадлежности и базирования флота было поручено главам стран СНГ, конкретно России и Украины. Черноморский флот получил статус флота под управлением двух президентов, и это сейчас пока не Черноморский флот России, я прошу это иметь в виду. При этом было решено, что финансирование флота будет проводиться Россией и Украиной в соотношении 50 на 50, однако это условие было выдержано только в 1992 году. Затем - в 1993, 1994, 1995 годах - флот полностью финансировался Россией. При этом украинской стороной часть этих средств изымалась в виде налогов и изымается до сих пор. Практически это около 40 процентов. В то же время значительно снизилось качество контроля и эффективность управления со стороны Главного штаба ВМФ, как следствие особой позиции Украины. Вот Георгий Иванович доложил, что я давно не был на флоте. Восемь месяцев только, я был там в мае прошлого года. Но каждый мой пролет над территорией Украины возможен только после того, как я выхожу на МИД, ставлю вопрос перед МИДом Украины, и только после этого меня пропускают на эту территорию. 9 июня 1995 года было подписано Сочинское соглашение, в котором определено, что основная база Российского флота будет находиться в Севастополе. Кроме этого, оговорено, что флотом будет использоваться и еще ряд объектов в Крыму. В то же время с 1992 по 1995 год проходил процесс реформирования Вооруженных Сил Российской Федерации. Во исполнение закона, принятого Верховным Советом Российской Федерации, - о том, что численность Вооруженных Сил не должна превышать 1 процента численности населения, - Военно-Морской Флот России сократился по численности на 47 процентов. Все это время надеялись на решение проблемы Черноморского флота путем переговоров, и структуры Черноморского флота не сокращались с 1992 по 1995 год. Естественно, дальнейшее сокращение только за счет других флотов - Северного (имеющего морские стратегические ядерные силы), Тихоокеанского (также имеющего морские стратегические ядерные силы), Балтийского, - по-видимому, становилось невозможным. В то же время шел и естественный процесс старения и выхода из строя кораблей Черноморского флота. Примеры. Было на Черноморском флоте два противолодочных крейсера - "Ленинград" и "Москва". По истечении срока службы - около 28 лет - они были выведены из боевого состава флота в 1990 и 1994 годах соответственно. Палубная авиация этих крейсеров состояла из противолодочных вертолетов "К-25", которые также выслужили свой срок. Вертолеты базировались на аэродроме Донузлав. В связи с тем что исчезла палуба для этих вертолетов, этот полк был расформирован, оставшаяся структура была передана Украине. Это один из тех фактов, о которых идет речь и которые изображаются катастрофической потерей боевой готовности флота. Второй пример. У нас в свое время в Советском Союзе была бригада речных кораблей в Измаиле. Спрашивается: есть ли российский берег на Дунае и что там должна защищать российская бригада кораблей? Сейчас эти корабли находятся в Темрюке на Таманском полуострове и, соответственно, решают задачи охраны в Азовском море. И я вам могу по тому перечню, плану-графику передачи по каждому объекту конкретно и аргументированно доложить вот такие же факты. Есть, я знаю, в материалах, которые у вас здесь распространены, обращение военного совета Черноморского флота. Я должен сказать, что это, к сожалению, элементарный местнический подход. Правильно, положение дел на Черноморском флоте тяжелое. Но положение дел в Военно-Морском Флоте в целом не менее, а даже более тяжелое, и я об этом тоже скажу. Я должен сказать, что люди на этом флоте не брошены. Они все имеют зарплату, все имеют жилье и при сокращении отдельных структур обеспечиваются при желании работой и службой на других объектах Военно-Морского Флота, в других районах. Я должен доложить, что Главный штаб Военно-Морского Флота ответственно подходит к основным проблемам флота. Это прежде всего морские стратегические ядерные силы, поддержание боеготовности, определение оптимального наряда сил. Поддержание технической готовности всего корабельного и авиационного состава. Осуществление программы кораблестроения, которая направлена как на сохранение боевых возможностей флота, так и на сохранение в нашей стране уникальных технологий строительства, поддержание судостроительных и судоремонтных заводов и всего комплекса, обеспечивающего рабочие места тысячам людей. Обустройство выведенных из Прибалтики, Грузии и Азербайджана частей ВМФ. В Прибалтике мы ушли из трех баз - в Таллине, Риге и Лиепае, - которые обустраивались еще Александром I, были куплены на его деньги (конкретно в Лиепае). Решение всех вопросов, связанных с утилизацией выведенных из боевого состава атомных подводных лодок, выгрузкой реакторов из активных зон, обеспечение безопасного отстоя этих подводных лодок, а также решение проблемы утилизации жидких и твердых радиоактивных отходов. Я еще раз повторяю: общее положение флота тяжелое. Бюджет нам должен за 1995 год, 1994 год и 1993 год более 3 миллионов рублей, которыми мы не расплатились соответственно с промышленностью, с коммунальщиками, электроводоснабжением и так далее. За продовольствие и все остальное... (Шум в зале.) ИЗ ЗАЛА. Триллионов! ГРОМОВ Ф.Н. Триллионов. Миллионы - это, извините... Я прошу извинения, если я сказал "миллионов". В этих делах проблема создания Черноморского флота занимает у нас не последнее место. В Военно-Морском Флоте разработана структура Черноморского флота России, который должен размещаться как в Крыму, так и на Черноморском побережье России, которое до 1992 года никаким образом не было обеспечено системой базирования. Начиная от Адлера и кончая Таганрогом было три-четыре поста наблюдения и не было ни одной структуры, которая могла бы заниматься обеспечением охраны и обороны с моря этого российского побережья. Поэтому этим вопросом мы сейчас и занимаемся. Главное, что должно быть решено сейчас: России нужен Черноморский флот под российским флагом, подчиняющийся российскому командованию и работающий на интересы России. Поэтому освобождение от всего лишнего (это то, что я перечислял) - это насущная проблема и никак не попытка развала флота, потому что главная наша задача - сохранить корабельный состав, что мы и делаем. России нужен Черноморский флот, о чем я уже сказал. В свете этого планируется ускорить переговоры по определению статуса Черноморского флота на территории России и условий его пребывания. Наша позиция: силы флота, морской пехоты, авиации должны находиться в Севастополе, в Феодосии, на аэродроме "Кача-Гвардейское" и в нескольких других пунктах Крыма. Мы признательны за заботу о Военно-Морском Флоте, имея в виду, что Черноморский флот - это один из четырех флотов России. И если говорить об угрозе или потенциальной угрозе... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще добавьте две минуты. Пожалуйста, Феликс Николаевич. ГРОМОВ Ф.Н. Прошу извинения. Но количество учений со стороны стран НАТО не уменьшилось в Атлантике. Сейчас только проводятся учения в Северной Норвегии, в которых участвуют все страны НАТО: высаживается морская пехота Великобритании, Голландии (Нидерландов) в районе от Вест-Фьорда до Тромсё (это Северная Норвегия). Та же самая картина на Дальнем Востоке. Поэтому у нас не только регион Черного моря. Должен доложить, что офицеры, мичманы и рядовой состав Военно-Морского Флота делают в этих сложных экономических условиях все возможное для поддержания сил флота в должной боевой готовности, выполнения патрулирования и дежурства стратегических ядерных сил. Конкретно по Черноморскому флоту, с учетом того, что переговоры государственных делегаций должны быть продолжены и, без сомнения, проблема флота должна быть решена, предлагается: 1) поддержать ведущиеся переговоры государственных делегаций встречами на депутатском уровне с депутатами парламента Украины, вернее, Верховной Рады Украины для прояснения и, может быть, содействия прогрессу в этом вопросе; 2) поддержать создание целевой федеральной программы по созданию инфраструктуры Военно-Морского Флота на Черноморском побережье России (имеется в виду в Краснодарском крае); 3) ввиду отсутствия факта одностороннего сокращения Черноморского флота отказаться от рассмотрения поставленного здесь вопроса. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Феликс Николаевич. Присаживайтесь, пожалуйста. Нет, уважаемые депутаты, процедура обсуждения закона, отклоненного Советом Федерации, никаких вопросов не предусматривает. Дело в том, что Совет Федерации не прислал нам никаких заключений на наш закон. У вас все материалы есть. Есть, по сути дела, решение Совета Федерации, состоящее из двух пунктов: 1) отклонить наш закон, который мы ранее принимали; 2) настоящее постановление вступает в силу... Больше ничего нет. Поэтому не было даже предмета для создания, как я понимаю, согласительной комиссии, поскольку никаких протокольных записей Совет Федерации нам не передал и предложений по согласительной комиссии не внес. Поэтому согласно нашему регламенту мы сегодня должны поставить на голосование постановление, которое есть. То есть речь идет о том, чтобы мы голосовали двумя третями и после этого закон наш был направлен Президенту Российской Федерации. Другие процедуры не предусмотрены. Ставится на голосование, постановление у вас на руках есть, проект. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну, пожалуйста, поименное голосование. Включайте режим. Кто не успел проголосовать или кто без карточек? Старовойтова - против? "За". Есть ответ "за" или "против". "За". Кто еще? Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 31 сек.) Проголосовало за 314 чел. 69,8% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 1 чел. 0,2% Голосовало 316 чел. Не голосовало 134 чел. Результат: принято Закон принимается. Нужно быстрее все оформить, Георгий Иванович, и направить, как положено, Президенту.
Заседание № 141
О Федеральном законе "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота" (в связи с отклонением Советом Федерации).
Рассмотрение закона, отклоненного СФ
О Федеральном законе "О приостановлении одностороннего сокращения и об обеспечении содержания Черноморского флота" (в связи с отклонением Советом Федерации). Ставится на голосование с целью преодоления отклонения. Кворум для принятия решения - 300. Прошу голосовать. Все коллеги должны быть в зале заседаний в урочный час. Кто без карточек, коллеги? Депутат Селезнев - за. Прошу вас, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 05 мин. 43 сек.) Проголосовало за 234 чел. 52,0% Проголосовало против 1 чел. 0,2% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 235 чел. Не голосовало 215 чел. Результат: не принято 234.