Заседание № 110

06.07.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 95050725-1 "О концессионных соглашениях".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1490 по 1515 из 9028
Пункт 3. Проект федерального закона "О концессионных соглашениях". Доклад       
председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и          
туризму Валерия Гавриловича Драганова. Пожалуйста.                              
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической     
политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия".               
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! 1 июля текущего года мы        
приняли во втором чтении проект федерального закона "О концессионных            
соглашениях". За прошедший период дополнительно были проведены правовая и       
лингвистическая экспертизы законопроекта. Замечаний у Правового управления      
Аппарата Государственной Думы нет. Законопроект полностью готов к принятию в    
третьем чтении. Прошу поддержать.                                               
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Гаврилович.                              
                                                                                
Нет замечаний по докладу? Нет.                                                  
                                                                                
Присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Выносим на "час голосования" данный проект федерального закона.                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1678 по 1694 из 9028
Ставится на голосование проект федерального закона "О концессионных             
соглашениях" в третьем чтении. Кто за? Прошу голосовать.                        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 06 мин. 24 сек.)                 
Проголосовало за              363 чел.80,7%                                     
Проголосовало против           48 чел.10,7%                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    411 чел.                                          
Не голосовало                  39 чел.8,7%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                

Заседание № 109

01.07.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 95050725-1 "О концессионных соглашениях" (принят в первом чтении 3 апреля 1996 года с названием "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2072 по 2363 из 6906
Пункт 5 у нас из сегодняшней повестки дня перенесен на 6-е число.               
Рассматриваем пункт 6 повестки дня. Проект федерального закона "О               
концессионных соглашениях" (второе чтение). Доклад председателя Комитета по     
экономической политике, предпринимательству и туризму Валерия Гавриловича       
Драганова. Пожалуйста, Валерий Гаврилович.                                      
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической     
политике, предпринимательству и туризму, фракция "Единая Россия".               
                                                                                
Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Повышение эффективности      
использования государственного имущества и привлечение инвестиций прежде        
всего в сферу коммунального обслуживания населения требуют совершенствования    
правовой базы. Мировая практика показывает, что многие развитые страны и        
страны с переходной экономикой, наиболее успешно привлекающие инвестиции,       
используют договорные отношения между государством, как владельцем              
собственности, и частным инвестором. В этих целях широко используются           
концессионные соглашения. В Российской Федерации необходимой правовой базы      
для использования концессионных соглашений до сих пор нет. Задачу создания      
такой правовой базы решает проект федерального закона, который представлен      
вам.                                                                            
                                                                                
Любые реформы в отраслях социальной и производственной инфраструктуры, а        
также в отдельных отраслях промышленности требуют увеличения текущих расходов   
и привлечения капиталовложений в объемах, существенно превосходящих             
возможности бюджетов соответствующих уровней. При этом использование            
механизма приватизации в данных отраслях неэффективно или невозможно.           
                                                                                
Механизмом решения указанной проблемы является концессия. Целью внедрения       
законодательства о концессионных соглашениях является создание необходимых      
условий для реконструкции, модернизации существующего или создания нового       
государственного и муниципального имущества, имеющего большое общественное и    
социально-экономическое значение, эксплуатация которого характеризуется         
средней или низкой доходностью. Механизм концессионных соглашений позволит      
минимизировать бюджетные расходы, улучшить качество предоставляемых населению   
услуг, а также обеспечить пополнение федерального и муниципальных бюджетов за   
счет налоговых и других выплат в ходе реализации концессионного соглашения.     
Законопроект не допускает приватизации государственного или муниципального      
имущества. Таким образом, концессионные соглашения могут стать дополнительным   
механизмом, обеспечивающим эффективное использование государственного и         
муниципального имущества без перехода прав собственности на это имущество.      
                                                                                
К наиболее важной сфере применения концессионных соглашений относится прежде    
всего коммунальный блок, а именно городское хозяйство, коммунальный             
транспорт, электро-, тепло- и газоснабжение и другие городские инженерные       
сети: водопровод, канализация, благоустройство и озеленение, очистка от         
мусора и его утилизация, ремонт и содержание общественных зданий, объектов      
культурно-исторического наследия. Именно эта сфера наиболее остро нуждается в   
инвестициях, направленных на ремонт, реконструкцию и перевооружение.            
                                                                                
Особую актуальность имеет применение концессионных соглашений в сфере           
дорожного строительства, требующего значительных инвестиционных вложений.       
Здесь концессионные соглашения являются практически единственным возможным      
механизмом привлечения инвестора, позволяющим окупить затраты инвестора на      
ремонт существующих или строительство новых дорог без потери государством       
контроля в этой области.                                                        
                                                                                
Как свидетельствуют статистические данные, ежегодно на основе концессионных     
механизмов в мировую экономику инвестируется более 80 миллиардов долларов. В    
России с ее высоким уровнем огосударствления экономики концессионный режим      
позволит, причем по самым скромным оценкам, привлекать как минимум 2,5-3        
миллиарда долларов в год. При этом сумма накопленных инвестиций, а значит, и    
поступления в бюджет будут с каждым годом увеличиваться.                        
                                                                                
Напомню, что законопроект "О концессионных договорах, заключаемых с             
российскими и иностранными инвесторами", был внесен в Государственную Думу      
еще 22 августа 1995 года и принят в первом чтении 3 апреля 1996 года.           
Законопроект рассматривался Государственной Думой во втором чтении 22 декабря   
2000 года, но был возвращен на доработку в комитет. Затем несколько раз в       
2003 году законопроект подготавливался для рассмотрения во втором чтении, но    
так и не был рассмотрен. В начале 2004 года было принято решение вернуться к    
доработке законопроекта, и с этой целью в комитете был сформирован экспертный   
совет по вопросам концессионного законодательства, куда вошли представители     
науки, государственных и муниципальных органов власти, бизнеса, депутаты всех   
уровней.                                                                        
                                                                                
В представленном сегодня на рассмотрение законопроекте о концессионных          
соглашениях содержатся следующие основные положения.                            
                                                                                
Первое. Под концессионным соглашением понимается соглашение, по которому        
концессионер обязан осуществить создание и (или) реконструкцию недвижимого      
имущества и осуществлять определенную деятельность, предусмотренную             
концессионным соглашением, а концедент обязан передать концессионеру право      
владения и пользования объектом концессионного соглашения.                      
                                                                                
Второе - введено понятие реконструкции объекта концессионного соглашения и      
установлено, что изменение целевого назначения реконструируемого объекта не     
допускается.                                                                    
                                                                                
Третье - дан закрытый перечень объектов концессионного соглашения.              
                                                                                
Четвертое - установлено, что передача концессионерам в залог и отчуждение       
объекта концессионного соглашения не допускаются.                               
                                                                                
Пятое - определены права и обязанности сторон концессионного соглашения,        
прежде всего в части обязанностей концессионеров в отношении потребителей       
производимых им товаров, работ и услуг. Специально оговариваются обязанности    
концессионера предоставлять потребителям льготы, если такие льготы              
установлены законодательством и концессионным соглашением.                      
                                                                                
Шестое - установлено, что заключение концессионного соглашения должно           
сопровождаться заключением договора аренды земельного участка, если такой       
участок необходим для осуществления концессионером деятельности. По смыслу      
этого положения земля не может быть объектом концессионного соглашения.         
                                                                                
Седьмое - исключена возможность одностороннего отказа от выполнения             
концессионного соглашения. При нарушении одной из сторон условий                
концессионного соглашения соглашение расторгается по решению суда.              
                                                                                
Восьмое - установлены последствия расторжения концессионного соглашения и       
ответственность концессионера за качество созданного или реконструируемого      
объекта концессионного соглашения. Введены нормы о правах концедента в          
отношении контроля за деятельностью концессионера.                              
                                                                                
Девятое - определены гарантии прав концессионера и предложены механизмы их      
защиты.                                                                         
                                                                                
Десятое - установлено, что заключение концессионного соглашения                 
осуществляется по результатам проведения конкурса, подробно прописаны           
процедуры проведения двухэтапного конкурса на право заключения концессионного   
соглашения, предварительного отбора и определения победителей конкурса.         
                                                                                
В законопроекте есть целый ряд других положений, позволяющих применять закон    
"О концессионных соглашениях" как закон прямого действия.                       
                                                                                
Еще раз подчеркну, что принятие законопроекта позволит создать правовую         
основу регулирования концессионных отношений, включая процедуры заключения,     
изменения, прекращения концессионных соглашений, уменьшить бюджетные затраты    
на создание, реконструкцию и эксплуатацию государственного и муниципального     
имущества, увеличить поступления от налоговых и других выплат в бюджеты всех    
уровней, предоставить дополнительные гарантии инвесторам, осуществляющим        
инвестиции в государственное и муниципальное имущество, наконец, повысить       
качество обслуживания населения, прежде всего в жилищно-коммунальной сфере.     
                                                                                
Уважаемые коллеги, заключение Правового управления Аппарата Государственной     
Думы положительное. Комитет по экономической политике, предпринимательству и    
туризму рекомендует принять законопроект "О концессионных соглашениях" во       
втором чтении.                                                                  
                                                                                
Благодарю вас.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое.                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, у нас к этому законопроекту есть таблица поправок,           
рекомендованных комитетом к принятию, и таблица поправок, рекомендованных       
комитетом к отклонению. Я прошу взять в руки приложение 1, это таблица          
поправок, рекомендованных к принятию.                                           
                                                                                
Правильно, Валерий Гаврилович? Правильно.                                       
                                                                                
Есть ли по таблице 1 у коллег вопросы? Нет вопросов. Тогда ставится на          
голосование: согласиться с предложением комитета в части принятия поправок,     
сведенных в первую таблицу. Прошу голосовать.                                   
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    2 чел.0,4%                                      
Голосовало                    326 чел.                                          
Не голосовало                 124 чел.27,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Приняли таблицу 1.                                                              
                                                                                
Возьмите, пожалуйста, таблицу 2. Это приложение 2, отклоненные поправки. Есть   
ли, уважаемые коллеги, по этой таблице вопросы? Нет вопросов. Тогда ставится    
на голосование предложение комитета в части отклонения поправок. Кто за то,     
чтобы принять предложение комитета и отклонить данные поправки? Прошу           
голосовать.                                                                     
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 37 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              324 чел.72,0%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Согласились с комитетом.                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, есть еще отдельно розданная поправка, которая основана на    
замечаниях Государственно-правового управления Президента Российской            
Федерации.                                                                      
                                                                                
Валерий Гаврилович, у вас не будет возражений, если мы ее будем                 
рассматривать?                                                                  
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. У меня нет возражений против рассмотрения. Если вас интересует   
мнение по содержанию, то я готов сейчас изложить.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала надо принять решение, что мы ее будем             
рассматривать. Уважаемые коллеги, не будет возражений против того, чтобы мы     
ее рассмотрели?                                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Нет!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, Валерий Гаврилович. Я так понимаю, что нет необходимости авторам    
давать слово, сразу могут от комитета сказать. Пожалуйста.                      
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. Если депутаты не считают необходимым, чтобы авторы доложили, я   
могу сказать для сведения депутатов, что эта поправка до того, как она была     
внесена, дискутировалась в разных, скажем так, вариациях, но потом всё было     
сведено в конце концов в предложение, которое было согласовано с                
правительством, а администрация президента усилила поправку. И я думаю, что     
коллеги Резник и Боос, именно в контексте этих договоренностей и внесли эту     
поправку. Я считаю, что ее нужно принять.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Владислав Матусович Резник, автор поправки.   
                                                                                
РЕЗНИК В. М., председатель Комитета Государственной Думы по кредитным           
организациям и финансовым рынкам, фракция "Единая Россия".                      
                                                                                
Не являюсь автором, являюсь как бы субъектом права законодательной              
инициативы, который ее вносит по просьбе правового управления. Там две          
поправки, это единственное, что я хотел уточнить, коллеги: именно две. В        
одной уточняется процедура проведения конкурса, конкретно описываются случаи,   
когда конкурс признается несостоявшимся. Вторая поправка - техническая. Там     
их на самом деле две.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну да, я имею в виду таблицу из двух поправок. Нет        
возражений? Проголосовать? Нет возражений. Можно проголосовать всю таблицу,     
состоящую из этих двух поправок, сразу? Можно. Ставится на голосование          
предложение принять данные две поправки.                                        
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 40 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              306 чел.68,0%                                     
Проголосовало против            2 чел.0,4%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    309 чел.                                          
Не голосовало                 141 чел.31,3%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимаются поправки.                                                           
                                                                                
Ставится на голосование: принять данный законопроект во втором чтении.          
                                                                                
Включите, пожалуйста, режим голосования.                                        
                                                                                
Кто без карточки или не успел проголосовать?                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 41 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    362 чел.                                          
Не голосовало                  88 чел.19,6%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении.                                                   
                                                                                
Валерий Гаврилович, поскольку мы две дополнительные поправки приняли, они в     
тексте еще не учтены, мы не можем, наверное, сегодня в третьем чтении           
рассматривать тогда этот текст. Я просто знаю, что было предложение комитета    
принять в третьем чтении.                                                       
                                                                                
Пожалуйста, микрофон на центральной трибуне включите.                           
                                                                                
Валерий Гаврилович, какая здесь у комитета позиция?                             
                                                                                
ДРАГАНОВ В. Г. У нас есть два основания, по которым мы не можем принять в       
третьем чтении. Дело в том, что если во втором чтении хотя бы одна из           
дополнительных поправок принята, то мы уже не можем принимать в третьем         
чтении, а по сути - есть необходимость согласовать окончательную редакцию с     
заинтересованными сторонами. И я бы хотел, если это возможно, Георгий           
Валентинович, уважаемые коллеги, определить дату рассмотрения в третьем         
чтении: 6 июля.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений? Не будет возражений. Тогда мы        
зафиксировали на 6 июля, Валерий Гаврилович. Вы уже на Совет Думы вносите       
текст. Спасибо.                                                                 
                                                                                

Заседание № 265

28.11.2003
Вопрос:

Проект федерального закона о концессионных соглашениях

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1407 по 1411 из 3628
Второй законопроект - о концессионных соглашениях - тоже подготовлен и ко       
второму чтению, и к третьему. Это тоже деньги в Россию: не тратить, а,          
наоборот, получать. Комитет заканчивает свою работу и исполняет свой план.      
Прошу поставить в повестку дня.                                                 
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1458 по 1474 из 3628
Кто за то, чтобы включить в порядок работы законопроект о концессиях? Прошу     
проголосовать.                                                                  
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 01 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за               48 чел.             10,7%                        
Проголосовало против            6 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                     54 чел.                                          
Не голосовало                 396 чел.             88,0%                        
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.                                                                     
                                                                                

Заседание № 69

22.12.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О договорах концессии с российскими и (или) иностранными инвесторами" (принят в первом чтении 3 апреля 1996 года с названием "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3575 по 3812 из 5447
Уважаемые депутаты, теперь мы с вами следуем по повестке, мы рассмотрели        
перенесенные законы, сейчас номер 6.                                            
                                                                                
Адриан Георгиевич, вы с места, да? Давайте на трибуну. Только побыстрее,        
потому что время идет.                                                          
                                                                                
Пункт 6: проект федерального закона "О договорах концессии с российскими и      
(или) иностранными инвесторами", второе чтение.                                 
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Комитет по        
экономической политике выносит на ваше рассмотрение во втором чтении            
законопроект о договорах концессии, заключаемых с российскими и иностранными    
инвесторами. У данного законопроекта очень длинная законотворческая история.    
Он в первом чтении был принят еще в 1996 году. Затяжка объясняется              
трудностями чисто юридического плана. Необходимо было решить проблему           
совмещения, скажем так, публичного права с гражданским оборотом в силу          
специфики отношений, которые включаются в договор концессии, где одной из       
сторон выступает государство как правообладатель в отношении имущества, а с     
другой стороны - юридические лица, выступающие как концессионеры.               
                                                                                
Была еще одна трудность. Она связана с тем, что в Гражданском кодексе есть      
глава 54. Я напомню, она называется "Коммерческая концессия". И статья 1027     
описывает содержание этой концессии. При беглом чтении и таком ассоциативном    
отношении к категориям возникает ощущение, что закон вступает в противоречие    
с этой главой. Но нужно обратить внимание на объект правоотношений, который     
является для коммерческой концессии основой построения этих отношений. Я        
цитирую: "По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель)     
обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на       
срок или без указания срока право использовать в предпринимательской            
деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащих           
правообладателю". К исключительному праву мы относим право на результаты        
интеллектуальной работы. И в частности, только в частности, мы регулируем эти   
отношения законом "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименования мест   
происхождения товаров" и иными законами в отношении интеллектуальной            
собственности и исключительных прав. Вот почему такого рода работа              
разъяснительная и правосодержательная потребовалась для того, чтобы развести    
отношения (и закрепить это в законе), связанные с коммерческой концессией, и    
концессии иного рода, о которых и говорится в данном законе.                    
                                                                                
В пакет документов мы приложили обращение Первого заместителя Председателя      
Правительства Российской Федерации господина Христенко. Я позволю себе          
процитировать это обращение. Господин Христенко обращается к Председателю       
Государственной Думы Федерального Собрания Геннадию Николаевичу Селезнёву 28    
июля 1999 года.                                                                 
                                                                                
"Комитетом Государственной Думы по экономической политике в марте 1999 года     
была создана рабочая группа для подготовки ко второму чтению проекта            
федерального закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и     
(или) иностранными инвесторами". В состав рабочей группы вошли депутаты         
Государственной Думы, уполномоченные представители Администрации Президента     
Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации,              
федеральных органов, исполнительной власти и научных организаций. В ходе        
своей деятельности группа смогла обеспечить высокий уровень готовности          
законопроекта, выполнив большой объем правовой корректировки и редакционной     
правки документа.                                                               
                                                                                
Концессионные договоры, заключаемые государством с иностранными инвесторами,    
являются одной из эффективных форм привлечения прямых иностранных инвестиций    
в Российскую Федерацию. Принятие федерального закона "О концессионных           
договорах, заключаемых с российскими и (или) иностранными инвесторами"          
является крайне актуальным, так как он направлен на увеличение притока          
отечественных и иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.             
Правительство Российской Федерации просит Государственную Думу ускорить         
рассмотрение и принятие указанного законопроекта и в этих целях возобновить     
деятельность рабочей группы по его подготовке к рассмотрению во втором          
чтении. Федеральным органам исполнительной власти, к компетенции которых        
относятся вопросы, связанные с заключением концессионных договоров, дано        
указание активизировать работу их представителей в вышеупомянутой группе".      
                                                                                
Группа в соответствии с этой рекомендацией продолжила свою работу, и            
представленный вам текст является отражением этой работы. Я понимаю, что,       
возможно, не все предложения были учтены, это и невозможно было сделать, ибо    
законопроект имеет свою логику. Тем не менее концепция сохранилась, и этот      
закон, уважаемые коллеги, будет чрезвычайно важным законодательным подспорьем   
в решении инвестиционных вопросов в России.                                     
                                                                                
В пакете документов имеются таблица принятых поправок, таблица отклоненных      
поправок, заключение Правового управления ко второму чтению. Комитет просит     
палату поддержать данный законопроект.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Адриан Георгиевич. Есть ли у фракций и           
депутатских групп вопросы по таблицам поправок? У депутатов? Есть вопрос.       
                                                                                
Депутат Бондарь. Пожалуйста, Вадим Николаевич.                                  
                                                                                
БОНДАРЬ В. Н., фракция "Союз Правых Сил".                                       
                                                                                
У меня вопрос. Я сдавал целый пакет поправок, и они не отражены ни тут, ни      
там.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Адриан Георгиевич. Что с поправками           
Бондаря?                                                                        
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Поправки были поданы далеко за пределами срока направления    
поправок, и поэтому они не были рассмотрены.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет не рассматривал, так?                             
                                                                                
У представителя Правительства есть замечание по таблице.                        
                                                                                
МАТЕРОВ И. С., первый заместитель министра экономического развития и торговли   
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
У меня не по таблице, а по закону как таковому.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По закону?                                                
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. Да, по законопроекту.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, давайте тогда выслушаем позицию Правительства.       
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. Большое спасибо.                                                  
                                                                                
Нам представляется, что законопроект, который сейчас был представлен,           
все-таки претерпел концептуальные изменения. Дело в том, что в том виде, в      
котором зафиксирована концессия в этом проекте, она неотличима от аренды.       
Очевидное, вернее, известное различие между концессией и арендой состоит в      
том, что инвестор должен инвестировать определенные средства, так сказать, в    
развитие концессии. Поэтому с точки зрения того законопроекта, который          
представлен, любое переписывание имущества с баланса на баланс в аренде как     
таковой может быть представлено как концессия. Это первое.                      
                                                                                
Второе. Есть противоречие в терминологии между Гражданским кодексом и законом   
о континентальном шельфе. Кроме того, закон вряд ли будет работать, потому      
что еще не функционирует статья 18 Налогового кодекса о специальных режимах.    
                                                                                
Поэтому мы считали бы целесообразным все-таки вернуть этот законопроект в       
первое чтение, потому что, мне кажется, в каком-то смысле данный законопроект   
дискредитирует нашу законодательную систему из-за этих несопряженностей. Есть   
смысл остановиться, осмотреться и вернуть его в первое чтение.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, пожалуйста, Адриан Георгиевич, ваше мнение.          
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г. Уважаемые депутаты и уважаемый Иван Сергеевич! Если           
говорить по существу ваших замечаний, как они прозвучали, я должен сказать о    
том, что они не соответствуют тексту законопроекта. Я не буду утомлять          
коллег, но я процитирую преамбулу закона: "Действие настоящего Федерального     
закона направлено на реализацию государственной политики привлечения            
инвестиций в экономику Российской Федерации". Мы рассматриваем договор          
концессии как инвестиционный договор концессии. И если это договор и одна из    
сторон - государство или уполномоченный орган (а у нас записано, что            
Правительство выступает в качестве правообладателя), то одним из первых         
пунктов обязательных условий, о чем говорится в законопроекте, является         
условие об инвестициях. И всё снимается. Аналогичным образом - в отношении      
других замечаний.                                                               
                                                                                
Иван Сергеевич, дискредитации мы подвергаем законодателя не этим                
законопроектом, а тем, что уже пять лет не можем его сдвинуть.                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что мы должны поднять процедуру рассмотрения        
этого законопроекта с уровня Правительства на уровень Президента. Пусть         
останавливает Президент и дает свои замечания, и мы затем будем их устранять.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Пожалуйста, еще раз представитель Правительства.                                
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. Адриан Георгиевич, все-таки закон, прописывающий положение о      
концессии, не дает различий между концессией и арендой. И нет критерия          
инвестирования средств, который отличал бы одно от другого. Вот если бы вы      
мне зачитали цитату из закона о том, что такое инвестиции, которые отличают     
аренду от концессии, то я бы успокоился.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Глазьев, председатель комитета.                                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну что же мы? Закон под нож, а мы уже...                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЛАЗЬЕВ С. Ю. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемый Иван Сергеевич! Меня     
вообще крайне удивляет позиция Правительства, которое в течение уже шести       
месяцев и даже больше не в состоянии представить свое заключение на те          
предложения, которые были внесены субъектами права законодательной инициативы   
и обобщены комитетом. Представители Правительства имели возможность             
участвовать в работе комитета. Мы дважды рассматривали этот законопроект.       
Правительство трижды просило Думу отложить его рассмотрение, потому что у       
Правительства как бы не была сформирована позиция, и она не сформирована до     
сих пор, потому что то, что сегодня уважаемый Иван Сергеевич говорит,           
свидетельствует о том, что в министерстве экономики, наверное, некогда читать   
законы, некогда их прорабатывать, и даже законодательные инициативы самого      
Правительства остаются беспризорными. Если вы помните, Президент и              
премьер-министр объявили о том, что долги по Парижскому клубу будут             
урегулированы, по всей видимости, совместными инвестициями. Для того чтобы      
этот механизм заработал, необходимы юридическое определение концессии и         
соответствующий правовой режим. Отсутствие этого закона сделает невозможным     
реализацию тех инициатив, которые сейчас исходят от наших партнеров по          
Парижскому клубу по нашей же просьбе в части альтернативных способов            
урегулирования долгов. Этот законопроект направлен на привлечение инвестиций    
как российских, так и зарубежных, он не делает в этом смысле различия, и он     
очень важен. Он уже много лет стоит в перечне приоритетных. И такое странное    
отношение Правительства, точнее, министерства экономики, которое не в           
состоянии определить свою собственную позицию, высказать конкретные             
замечания, у меня вызывает удивление. Я бы попросил все-таки поддержать         
предложение комитета по экономической политике, и мы могли бы провести дальше   
этот законопроект, который должны были принять еще пять лет назад.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Последний раз - представитель Правительства. (Шум в       
зале.)                                                                          
                                                                                
Коллеги, ну что это такое вообще?..                                             
                                                                                
МАТЕРОВ И. С. Сергей Юрьевич изложил здесь организационные моменты. Никто не    
подвергает сомнению актуальность такого законопроекта, он должен быть. Но       
законопроект пролежал в запасниках Думы четыре года. То, что работала рабочая   
группа... Она не устранила тех противоречий, о которых я говорил, к             
сожалению.                                                                      
                                                                                
Поэтому мы настаиваем на том, чтобы законопроект был возвращен в первое         
чтение, с тем чтобы он качественно преобразился и имел тот смысл, который он    
должен иметь.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. (Выкрики из зала.)                                  
                                                                                
Всё, не надо больше выступать. Голосуем по таблице 1. Кто за то, чтобы          
согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Пожалуйста,      
голосуйте. (Выкрики из зала.) Ну неужели вы не понимаете, что получится?        
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 48 мин. 36 сек.)                 
Проголосовало за              150 чел.             33,3%                        
Проголосовало против           91 чел.             20,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    241 чел.                                          
Не голосовало                 209 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Всё.                                                                            
                                                                                
Пожалуйста, комитет, определяйтесь по судьбе законопроекта. На сегодня          
обсуждение его закончено.                                                       
                                                                                

Заседание № 53

20.10.2000
Вопрос:

О проекте федерального закона "О договорах концессии с российскими и (или) иностранными инвесторами" (принят в первом чтении 3 апреля 1996 года с названием "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 333 по 384 из 6484
ЛОГИНОВ А. В., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я прошу перенести            
рассмотрение вопросов 5 и 6 повестки дня на ноябрь. Это согласовано с           
докладчиком, это согласовано с Комитетом по экономической политике и            
предпринимательству. Наша просьба вызвана тем, что поправки к этим двум         
законопроектам, которые были внесены Правительством, настолько объемные и       
серьезные, что Правительство просто не успело сформулировать свою позицию. У    
нас даны соответствующие поручения. В самое ближайшее время будут закончены и   
подготовлены официальные отзывы Правительства на эти законопроекты, и мы тут    
же представим их в Государственную Думу.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Пузановский - докладчик по этим законам.            
                                                                                
Пожалуйста, Адриан Георгиевич.                                                  
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А. Г., депутатская группа "Народный депутат".                       
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги, уважаемый представитель       
Правительства! Мы согласны с предложением Правительства, но хочу подчеркнуть,   
что это уже третье предложение о переносе. Мы бы хотели от имени комитета по    
экономической политике попросить, чтобы заключение ко второму чтению было       
представлено в ноябре, с тем чтобы мы могли рассмотреть эти законы не позже     
20 ноября.                                                                      
                                                                                
И напоминаю депутатам: поправки к данным законопроектам направлялись до 1       
сентября. И прошу не направлять их сейчас.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
По ведению - депутат Коломейцев. Пожалуйста.                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Геннадий Николаевич, в последнее время резко         
участились случаи снятия законопроектов, внесенных в повестку дня,              
представителем Правительства. Он присутствует на заседании Совета               
Государственной Думы. Мне кажется, что надо на очередном заседании Совета       
Государственной Думы все же рассмотреть вопрос о более тщательной подготовке    
законопроектов, внесенных в повестку дня, на стадии их внесения.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильное замечание.                                     
                                                                                
Коллеги, 5-й и 6-й пункты исключаем.                                            
                                                                                
Комитет считает, что эти законы нужно рассмотреть не позже 20 ноября, поэтому   
при составлении ноябрьской программы, Любовь Константиновна, обязательно        
нужно будет это учесть.                                                         
                                                                                
А к Правительству просьба - дать в срок все свои заключения.                    
                                                                                

Заседание № 17

03.04.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3192 по 3643 из 5942
Пожалуйста, по следующему вопросу повестки дня у нас есть официальный           
представитель Правительства Российской Федерации заместитель министра           
экономики Владимир Викторович Коссов. Содоклад - Виктора Леонидовича            
Машинского.                                                                     
                                                                                
КОССОВ В.В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,      
заместитель министра экономики Российской Федерации.                            
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Закон, который вносится на   
ваше рассмотрение, имеет очень простую задачу: привлечь средства частного       
инвестора для работы с собственностью, принадлежащей государству.               
                                                                                
Цена вопроса... Принят уже закон о концессионных договорах о разделе            
продукции от накопленной суммы, в 30 миллиардов долларов мы оцениваем. По       
этому закону наша оценка состоит в ежегодном потоке инвестиций порядка 2-3      
миллиардов долларов. Собственно, закон носит чисто технический, рамочный        
характер и определяет, как должна вестись эта работа.                           
                                                                                
Основные моменты закона состоят в следующем.                                    
                                                                                
Первое. По всем видам государственной собственности - будь то федеральная или   
муниципальная - составляются перечни того, что подлежит сдаче в договор о       
концессии. Соответственно по объектам федеральной собственности списки          
составляют федеральные власти, по объектам, находящимся в собственности         
субъектов Федерации, списки составляют органы власти субъектов Российской       
Федерации.                                                                      
                                                                                
Второе. Продолжительность действия договора - до 50 лет. Предусмотрено          
продление, но продление не может превышать 20 лет. Таким образом, предельный    
срок действия договора с учетом возможного продления - 70 лет.                  
                                                                                
Далее. После того как составлены перечни, для того чтобы заключить договор с    
конкретным концессионером, обязательна процедура открытого конкурса.            
Объявление о конкурсе должно быть опубликовано за 180 дней в случае, если       
речь идет о федеральной собственности, и за 120 дней в случае, если идет речь   
о собственности, находящейся в ведении субъекта Российской Федерации. Период    
сбора заявок - 90 дней в обоих случаях. Опубликование итогов конкурсов - не     
позднее 30 дней после его завершения. Победитель конкурса получает              
уведомление о том, что он победил. Договор вносится в реестр и с этого          
момента признается действующим. В случае, если предметом концессии являются     
недра, заключение договора дает право на получение лицензии, что определено     
действующим законодательством.                                                  
                                                                                
Следующие существенные моменты такие. Когда идет речь о субъектах Российской    
Федерации, процедурно предусмотрено участие местного самоуправления. Это        
записано в соответствующих статьях договора. Определен порядок, как             
образуется конкурсная комиссия, что она делает, все эти процедуры               
соответственно в договоре расписаны. В законе предусмотрены три статьи, смысл   
которых заключается в том, чтобы гарантировать инвестору его права, начиная     
от права, так сказать, на работу и кончая защитой его прав в случае, если       
законодатель внесет изменения. И поэтому предусмотрена процедура внесения       
дополнения в договор, с тем чтобы он сохранил для инвестора привлекательную     
силу.                                                                           
                                                                                
Следующим существенным моментом является режим проверки (кто делает),           
предусмотрена процедура проверки. В отношении проверки сказано, что проверкой   
занимаются в пределах своей компетенции федеральные власти и власти субъектов   
Российской Федерации, а также аудиторы. Предусмотрен порядок разрешения         
споров, какие могут в этом случае возникнуть, и порядок, в каком случае         
договор может быть расторгнут. Эти процедуры четко записаны: по истечении       
срока действия договора, по соглашению сторон, в случае наступления             
обстоятельств непреодолимой силы. Эти процедуры четко записаны. Такова          
структура договора.                                                             
                                                                                
В заключение хочу еще раз подчеркнуть, что он предназначен для работы с         
государственной собственностью, чтобы к этой государственной собственности      
можно было привлечь частные деньги, ну и, соответственно, увеличить             
инвестиционный поток в Россию.                                                  
                                                                                
И хочу обратиться с одной просьбой. На обсуждение Думы вынесен закон о          
свободных экономических зонах. У меня настоятельная просьба - отложить          
обсуждение на две недели для того, чтобы мы могли уточнить с депутатами целый   
ряд моментов, и после этого вынести на обсуждение.                              
                                                                                
Благодарю вас за внимание. Готов ответить на вопросы.                           
                                                                                
       Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы         
                                 С.П.Горячева                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть у депутатов вопросы? Так, давайте запишемся тогда,   
отведем, может быть, 15 минут и запишемся. Прошу записаться для вопросов к      
докладчику. Никто не записался.                                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Сбой в системе.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Повторите, пожалуйста, еще раз. Результаты высветите.     
                                                                                
Пожалуйста, Гудима Тамара Михайловна.                                           
                                                                                
ГУДИМА Т.М., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Будьте добры, ответьте, пожалуйста. Вот вы определили, что органы власти        
составляют списки и ведут всю процедуру. Не могли бы вы уточнить, какие         
именно органы власти?                                                           
                                                                                
Второй вопрос: является ли проверка предполагаемого инвестора обязательной и    
какое место в этой проверке принадлежит, скажем, теме источников                
происхождения данного капитала или эти вопросы не предусматриваются?            
                                                                                
КОССОВ В.В. Я начну с последнего. Видите ли, тема "источник происхождения       
капитала" - это вообще совершенно самостоятельные исследования, которые         
должны проводиться правовиками. Мы исходим из того, что капитал законен, что    
он легален и поэтому с ними ведется работа, потому что ничего другого           
предложить просто законодателю нельзя. Ведь это суд может установить: законен   
- не законен.                                                                   
                                                                                
Теперь об органах власти. Соответственно, видите, какая вещь, когда мы          
говорим о государственной собственности (а речь идет только о ней, это именно   
федеральная или муниципальная), есть конкретное юридическое лицо, кто           
является как бы пользователем этой собственности, будь то лес, будь то          
здание, будь то площадка, на которой надо возвести какое-то сооружение, будь    
то скважина, которую надо пробурить или отремонтировать. Всегда есть            
физический, совершенно определенный объект, который может быть предметом        
концессионного договора.                                                        
                                                                                
И наше видение такое, что тот, кто реально является сегодня пользователем       
этой конкретной государственной собственности, он и выходит с инициативой -     
заключать концессионный договор или не заключать. Здесь абсолютно нет никакой   
идеи навязывания кому-либо чего-нибудь. Мы исходили из прямо противоположной    
посылки - предоставить людям право делать это, если им это выгодно, и           
расписали механизм, как это делать. Вот, собственно, и все. А это будут они     
сами решать, те, кто реально пользуется: если это муниципальная                 
собственность, выгодно им - хорошо, не выгодно - какой уж тут вопрос.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, депутат Юрьев, ваш вопрос.                    
                                                                                
ЮРЬЕВ М.З., заместитель Председателя Государственной Думы.                      
                                                                                
У меня вопрос такой: скажите, пожалуйста, как вы предполагаете, есть            
принципиальное отличие между концессионным договором и сдачей государственной   
собственности в аренду? И насколько вообще целесообразно введение этого типа    
договора как отдельного вида правового договора по сравнению с договорами       
аренды государственной собственности, которая, в общем, достаточно              
проработана с точки зрения практики и так далее?                                
                                                                                
КОССОВ В.В. Совершенно верно. Есть в части второй Гражданского кодекса          
соответствующие главы, где описан договор аренды. Но, понимаете, те положения   
настолько общи, что когда мы коснулись реальной практики, допустим,             
финансового лизинга, то мы вынуждены были разработать специальный закон о       
финансовом лизинге, который сегодня находится в Правительстве.                  
                                                                                
Точно таков же и смысл этого закона. Он не содержит каких-либо норм, больших,   
чем есть в Гражданском кодексе. Этот закон описывает только процедуры, как      
это делать. Но, в конце концов, концессия - это тоже вид аренды. Просто она     
имеет очень долгий срок: 50 лет по договору и 20 лет сверх того. А формально    
и то и это - аренда, чего же тут, с формальной точки зрения это аренда.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Викторович, больше вопросов нет.        
Слово для содоклада предоставляется заместителю председателя Комитета по        
экономической политике Виктору Леонидовичу Машинскому. Пожалуйста.              
                                                                                
МАШИНСКИЙ В.Л., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! "Концессия" в переводе с     
латинского означает "разрешение, уступка", или, другими словами, это договор    
на сдачу в эксплуатацию на определенных условиях природных богатств,            
предприятий и других хозяйственных объектов.                                    
                                                                                
Впервые право концессионных договоров было введено декретом Совета народных     
комиссаров 23 ноября 1920 года и в 1937 году было отменено. В годы той          
разрухи концессионные договоры позволили привлечь к управлению производством    
наиболее талантливых организаторов как в России, так и из-за рубежа. А вместе   
с ними пришли деньги. Темпы прироста валового национального продукта в те       
годы составляли 12-35 процентов ежегодно. И во многом это благодаря именно      
декрету о концессионных договорах.                                              
                                                                                
Сейчас в России вновь разруха. Последние 10 лет практически ничего не           
строится. Энергоемкость нашего производства увеличилась и сейчас в 1,5-3 раза   
выше, чем на аналогичных производствах на Западе. Отсюда проблемы               
конкурентоспособности нашей продукции. Разрушена управляемость базовыми         
отраслями промышленности, отсутствует опыт современного менеджмента.            
                                                                                
Комитет по экономической политике рассмотрел на своем заседании внесенный       
Правительством проект федерального закона о концессионных договорах,            
заключаемых с российскими и иностранными инвесторами, и предлагает его          
принять в первом чтении. И в комитете, и при обсуждении с отдельными            
депутатами высказывается много замечаний, много предложений по данному          
законопроекту. Только что вы услышали из доклада представителя Правительства,   
что предлагается относить сферу действия данного законопроекта только на        
предприятия с государственной формой собственности. Вы понимаете, что сегодня   
после трех лет интенсивной приватизации таких предприятий просто не осталось,   
в основном смешанная форма собственности. Поэтому нам представляется            
необходимым внести серьезные изменения в законопроект, расширив сферу           
деятельности данного законопроекта. В противном случае он попадает в какую-то   
не очень хорошую ситуацию.                                                      
                                                                                
Второе. Отсутствуют критерии целесообразности заключения концессионных          
договоров. Мы считаем, что там должны быть четко изложенные критерии, по        
которым на основании конкретных мероприятий можно передавать предприятие в      
концессию, и цели, ради которых это предприятие передается в концессию.         
Такими целями могут быть увеличение доходности бюджета, улучшение               
экологической ситуации, повышение конкурентоспособности наших товаров.          
                                                                                
Делается упор в проекте закона на разрешительный характер. Есть различные       
точки зрения, в том числе и такая, что необходимо составить перечень            
предприятий, которые просто запрещается передавать в концессию, а все           
остальные предприятия - разрешить, в том числе разрешить на правах инициативы   
самому инвестору выходить с такими предложениями. В противном случае            
получается ситуация не очень хорошая, когда Правительство определяет списки и   
любой человек, который желает внести свои деньги, любая фирма из-за рубежа      
вынуждены будут идти к чиновникам в Правительство и опять порождать             
коррупцию.                                                                      
                                                                                
Есть ряд других замечаний и предложений, которые следует обсудить при           
обсуждении поправок ко второму чтению. Я предлагаю поддержать данный            
законопроект, поскольку это дает возможность поработать над хорошим             
документом и создать один из шагов к выходу из того экономического кризиса, в   
котором мы оказались.                                                           
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                 Г.Н.Селезнев                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Виктору Леонидовичу? Нет вопросов,      
да? Есть вопросы. Сейчас, Виктор Леонидович, минуточку. Много будет желающих    
задать вопросы, чтобы нам время определить для ответов? Пока только один        
депутат.                                                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Тотиев!                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Тотиев, пожалуйста.                               
                                                                                
ТОТИЕВ С.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.              
                                                                                
Скажите, пожалуйста... У нас работает комиссия Госдумы по проверке итогов       
приватизации, поскольку там очень сложная картина. Месяц назад выступал         
представитель Госкомимущества и признался, что они не в состоянии               
контролировать этот процесс в России, потому что Россия несет большие убытки.   
Зачем вы своим законом пытаетесь создать еще одни ворота для вывоза из страны   
того, что осталось?                                                             
                                                                                
МАШИНСКИЙ В.Л. Вы знаете, я не могу согласиться с тем, что создается канал      
для вывоза из страны того, что осталось, потому что в данном случае речь идет   
о предприятиях и месторождениях. Они не вывозятся.                              
                                                                                
Я не случайно начал свое выступление с того, что Совет Народных Комиссаров в    
1920 году пошел по этому пути под руководством Ленина. И я считаю, что          
сегодня данный законопроект как раз является как бы... Когда мы разрушили       
систему управления собственностью в России... Особенно эта разруха              
почувствовалась, когда многие предприятия стали смешанной формой                
собственности, при которой 38, 49 или 51 процент принадлежат государству,       
остальное - различным акционерам, и потеряна практически управляемость этими    
предприятиями. Мне представляется, что должен быть наконец хозяин у таких       
предприятий. У Правительства, у государства появляется возможность на           
основании толкового, хорошего законопроекта передать данное предприятие в       
управление тому, кто может эффективно управлять при наличии критериев, о чем    
я сказал: должны быть критерии, ради чего мы передаем. В случае неисполнения    
этих критериев договор может быть расторгнут.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Больше вопросов нет. Еще есть вопрос? Депутат    
Зотиков.                                                                        
                                                                                
ЗОТИКОВ А.А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Будьте любезны, ответьте на такой вопрос. Скажите, пожалуйста, где Россия       
имеет концессии? Я имею в виду: в Англии, во Франции или в каких-то других      
странах? И какие результаты мы там имеем?                                       
                                                                                
МАШИНСКИЙ В.Л. Я не знаю таких фактов, чтобы Россия имела за пределами своих    
границ какие-то концессии.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше не вижу ни одной руки. Спасибо, Виктор             
Леонидович. Есть ли замечания у фракций, депутатских групп? От фракции?         
Пожалуйста. Депутат Савельев Николай Николаевич.                                
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемые депутаты, сегодня мы обсуждаем концепцию законопроекта о              
концессиях, договорах, которые являются важным элементом рыночной системы       
хозяйствования. У нашей фракции именно по концепции законопроекта есть пять     
конкретных замечаний и предложений, которые я готов сейчас высказать.           
                                                                                
Первое. Необходимо предусмотреть, что перечни объектов концессий, их            
содержание, порядок составления и утверждение таких перечней должны             
определяться данным законом, а не Правительством Российской Федерации, и        
такие перечни должны представляться парламенту и органам законодательной        
власти до рассмотрения бюджета на очередной год.                                
                                                                                
Второе. Необходимо снять оговорку, что действие данного закона не               
распространяется на концессии по добыче драгоценных металлов, камней,           
радиоактивных материалов, а данный закон применяется ко всем этим видам         
добычи в той мере, в которой он не противоречит иным законам, регулирующим      
данную сферу деятельности.                                                      
                                                                                
Третье. Ввести в закон положение об обязательных гарантиях и страховках,        
представляемых инвесторами до начала конкурсов. В законе есть только гарантии   
со стороны государства Российского.                                             
                                                                                
Четвертое. Дать конкретный и исключительный перечень случаев, когда             
исполнительная власть вправе привлекать единственного инвестора без             
проведения конкурса. Вы понимаете, что эти случаи есть основа коррупции.        
                                                                                
И пятое. Дать обязательный минимум требований, включаемых в условия             
конкурсов, и дать перечень конкретных экономических критериев, по которым       
участники конкурса могут быть признаны победителями.                            
                                                                                
С учетом этих пяти высказанных предложений мы предлагаем принять законопроект   
в первом чтении. С учетом данных предложений.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На это потом докладчик ответит.                           
                                                                                
Кто от фракций еще хотел бы высказаться? Фракции и депутатские группы,          
пожалуйста. Есть еще желающие выступить от фракций и депутатских групп? У       
депутатов есть замечания по данному закону?                                     
                                                                                
Тогда докладчику... Пожалуйста, Виктор Леонидович, с учетом замечания фракции   
КПРФ. Включите микрофон депутату Машинскому.                                    
                                                                                
МАШИНСКИЙ В.Л. Я считаю, что постановка совершенно обоснованная. И,             
действительно, я тоже ведь не случайно добавлял к концепции, предложенной       
Правительством, некоторые замечания. Поэтому я считаю, что мы из стенограммы    
возьмем эти замечания и вместе с проектом, предложенным Правительством,         
возьмем за основу для подготовки материала ко второму чтению. Я предлагаю       
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Викторович Коссов, у вас как? Пожалуйста,        
мнение.                                                                         
                                                                                
КОССОВ В.В. Я прошу извинить, я записал на слух, поэтому, может быть, что-то    
не совсем точно помню.                                                          
                                                                                
По первому вопросу. Мне кажется, что это просто все усложняет. Вы               
представляете: это конкретные участки, конкретные территории, конкретные цеха   
- и что же это все с мест подымать, нести в Думу, в Думе утверждать? (Шум в     
зале.) Ну надо - так, пожалуйста. Только я, честно говоря, никакого смысла не   
вижу. Не надо расширять сферу действия закона на все и вся. Речь идет о         
совершенно конкретных объектах. И причем, я еще раз подчеркиваю, инициатива     
исходит снизу, от существующего пользователя, а не сверху кто-то кому-то        
что-то приказывает.                                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КОССОВ В.В. Конечно. Ну, если у вас есть участок, который вы хотите сдать в     
концессию, построить гостиницу... Ну, конкретный пример: у вас есть участок     
городской земли; вы хотите сдать в концессию, чтобы вам построили гостиницу;    
ваш вклад - земля; после истечения концессионного договора гостиница ваша на    
100 процентов. Вот простой случай. (Шум в зале, выкрики.) Нет. Я сказал...      
(Шум в зале.) Стоп-стоп-стоп. Я сказал: предельный срок концессионного          
договора не может превышать 50 лет. (Это вопрос, на сколько вы заключите.) Вы   
не имеете права заключить больше чем на 50 лет. И не имеете права продлить      
больше чем на 20 лет. Поэтому 70 лет - это предел. В случае разработки          
какого-то месторождения это, очевидно, разумно. (Шум в зале, выкрики.) Стоп.    
Я еще раз говорю...                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не надо устраивать такую перекличку.                      
                                                                                
КОССОВ В.В. Я еще раз говорю, что, если вы заключили концессионный договор, в   
случае строительства гостиницы (если мы возьмем конкретно этот пример) - 10     
лет. Она строится около двух лет, эксплуатируется не больше... Договор не       
будет больше чем на 10 лет. После этого - она ваша. И в конце концов - как вы   
сторгуетесь. Ни Правительство, никто за вас торговаться с инвестором не         
будет. Как вы с ним сторгуетесь. Закон дает вам рамки, в которых вы можете      
действовать. И всё.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно.                                                  
                                                                                
КОССОВ В.В. Поэтому, мне кажется, не надо все переусложнять и тянуть наверх.    
Мы просто запутаем все на свете.                                                
                                                                                
Второй вопрос - оговорка. Это не оговорка Правительства, а это так в законе     
"О недрах" написано. Потому что в специальную, так сказать, тему выведен        
вопрос о драгоценностях. Это особая тема. Поэтому, мне кажется... Тогда надо    
менять закон "О недрах". Но если сюда записать - там менять. Мне думается, не   
стоит этого делать.                                                             
                                                                                
Следующее - ввести положение об обязательном страховании. Вот здесь я сюжет     
не понял. Что имеется в виду: внесет ли инвестор деньги? Но это                 
предусматривается процедурой конкурса. Конкурс может состояться тогда, когда    
на счете соответствующего банка депонированы означенные суммы. Ну просто если   
он сумму не депонировал, он не участвует в конкурсе. Что он у нас...            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Не об этом речь!                                                       
                                                                                
КОССОВ В.В. А о чем?                                                            
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. О будущем!                                                             
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Речь пойдет о работе с международными договорами.                      
                                                                                
КОССОВ В.В. Нет, о будущем, если он... Ведь понимаете, он же деньги-то          
потратит. Он же потратит немалые деньги на то, чтобы составить ТЭУ, без этого   
ничего не будет. (Выкрики из зала.) Хорошо. Это вопрос, как вы заключите        
договор: если у вас в договоре будет... (Выкрики из зала.) Ну, в договоре, в    
законе...                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, давайте прекратим это всё!            
                                                                                
КОССОВ В.В. ...а этим законом предусмотрены так называемые специальные          
условия. И специальные условия должен заключать тот, кто является стороной,     
так сказать, притягивающей инвестора. Если человек - враг сам себе, он          
невыгодные условия напишет, и тут, я считаю, государство просто ни при чем.     
Мы оговорили просто: некий джентльменский набор требований, строгое             
выполнение которого по крайней мере защищает от крупных проколов. Он может      
сверх того добавить.                                                            
                                                                                
Далее. Я не понял тему об исполнительной власти. У нас содержится перечень,     
кто проверяет, что нужно еще, что здесь делать. Ну, это можно в рабочем         
порядке, мне думается, решить. Кто предъявляется победителем? Ну я же           
сказал... То есть это же стандартная процедура! Мы как, на каждый случай        
будем расписывать? (Выкрики из зала.) Не надо! Ну так естественно! Если мы      
определили условия конкурса, если мы их за 180 дней опубликовали, если мы       
приняли на депозит деньги и победитель тот, кто даст нам лучшие условия, -      
что ж другое-то? (Выкрики из зала.) Хорошо. Я думаю, что мы на самом деле в     
рабочем порядке найдем решение. Я вот просто хочу обратить внимание на          
первое, с тем чтобы себя не обременять излишним...                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Буквально 30 секунд - депутат Юрьев еще.         
Сейчас будем голосовать.                                                        
                                                                                
ЮРЬЕВ М.З. Я хотел бы в данном случае выступить в поддержку того, что           
предлагала фракция КПРФ, со следующим обоснованием. Дело в том, что когда       
докладчик от Правительства говорит: дело конкретных органов исполнительной      
власти - как они заключат договоры и как будут торговаться с инвестором...      
Ну, мы знаем как раз из опыта приватизации, что они не очень хорошо это         
делают - защищают интересы государства, а зачастую привносят в это другие       
интересы, не связанные с интересами государства. (Микрофон отключен.)           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте, пожалуйста, время.                              
                                                                                
ЮРЬЕВ М.З. Мне кажется как раз, что наша здесь задача как можно больше          
регламентировать действия органов исполнительной власти при заключении          
концессионных договоров, потому что известно, что государственные служащие -    
плохие коммерсанты, это не их функция.                                          
                                                                                
И второе - по поводу того, что это утяжелит закон, если давать исчерпывающий    
перечень объектов. Не могу согласиться, потому что когда мы принимали           
госпрограммы приватизации, то к ним давались исчерпывающие перечни, и, хотя     
это действительно утяжеляло, тем не менее ничего в этом Правительство тогда     
не находило особенного.                                                         
                                                                                
Поэтому, исходя из того что я только что сказал, предлагаю принять проект       
закона в первом чтении с теми предложениями, которые дала фракция КПРФ.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я понял так, что докладчики согласны учесть предложения   
фракции. Поэтому ставится на голосование: принять проект закона в первом        
чтении. Пожалуйста. (Шум в зале.) Конечно, с учетом предложений фракции.        
Машинский сказал. Он же сегодня разработчик. (Выкрики из зала.) Нет, только в   
первом чтении. Дальше будут поправки, и все пойдет.                             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Пожалуйста, покажите результаты.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 39 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.             64,9%                        
Проголосовало против            7 чел.              1,6%                        
Воздержалось                    4 чел.              0,9%                        
Голосовало                    303 чел.                                          
Не голосовало                 147 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                

Заседание № 16

22.03.1996
Вопрос:

О проекте федерального закона о концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами.

Стадия рассмотрения:

Фрагмент стенограммы:
Строки с 6021 по 6109 из 6791
Уважаемые депутаты! Депутат Машинский просил, поскольку мы время продлили,      
успеть рассмотреть проект федерального закона о концессионных договорах,        
заключаемых с российскими и иностранными инвесторами. (Выкрики из зала.) По     
мотивам?                                                                        
                                                                                
Депутат Савельев Николай Николаевич.                                            
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Н.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Уважаемый Председатель, уважаемые депутаты! Закон о концессионных договорах     
очень серьезный закон, связанный с законом о соглашениях о разделе продукции.   
И в связи с тем, что он требует довольно серьезного обсуждения и во фракциях,   
и здесь, на Думе, у меня есть предложение не спешить с тем, чтобы его           
впрессовать в сегодняшнюю повестку дня, а перенести на период, скажем, сразу    
после наших парламентских выездов в округа.                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат... Уже заработались. Депутат Пузановский. Пожалуйста, Адриан            
Георгиевич.                                                                     
                                                                                
ПУЗАНОВСКИЙ А.Г. Уважаемый Геннадий Николаевич! Я поддерживаю предложение       
депутата Савельева Николая Николаевича. Это очень сложный, содержательный       
законопроект, очень ответственный, чрезвычайной важности и его впопыхах         
проводить нельзя. Поэтому предлагаю включить его в повестку дня первого         
апрельского заседания и поставить его первым в повестке.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Леонидович, автор законопроекта, наверное,         
сейчас тоже что-то предложит. Второй микрофон.                                  
                                                                                
МАШИНСКИЙ В.Л., депутатская группа "Народовластие".                             
                                                                                
Я не автор законопроекта, его внесло Правительство. Я просто хочу напомнить     
коллегам депутатам, в том числе и Адриану Георгиевичу Пузановскому, что в       
комитетах данный законопроект детально был рассмотрен и во все фракции он был   
разослан. В тех фракциях, которые приглашали, даже я выступал - приходил и      
объяснял. Поэтому я считаю, что надо законопроект смотреть (тем более что       
есть обращение Правительства), поскольку это единственный из ближайших          
законопроектов, который может дать толчок нашей экономике. Переносом на         
две-три недели рассмотрения законопроекта мы соответственно усугубляем          
ситуацию в нашей экономике.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Значит, голосуется предложение депутата          
Савельева, чтобы отложить рассмотрение проекта закона. Предложение депутатов    
Савельева и Пузановского. Пожалуйста, ставлю на голосование: отложить           
рассмотрение законопроекта.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 09 мин. 25 сек.)                 
Проголосовало за              171 чел.             38,0%                        
Проголосовало против           55 чел.             12,2%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    226 чел.                                          
Не голосовало                 224 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается. Значит, законопроект принимаем к рассмотрению.                  
                                                                                
Пожалуйста, приглашается докладчик по данному вопросу.                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. Не поняли! Повторить голосование.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не поняли? Вот депутаты считают... Нет, депутат           
Пузановский уже говорил. Депутат Решульский сейчас что-то другое скажет.        
                                                                                
Сергей Николаевич, пожалуйста.                                                  
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С.Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.          
                                                                                
Нам, коллеги, конечно, необходимо рассматривать этот законопроект. Но к         
сожалению, у нас осталось семь минут продленного нами времени. Сейчас           
произойдет просто сбой: выступит коллега, представит законопроект, и я          
уверен, что мы еще не продлим работу нашего заседания. Мы уйдем, не завершим    
наши дела. Давайте на первое следующее заседание вынесем законопроект и         
разумно рассмотрим его.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я очень попросил бы Владимира Викторовича Коссова,        
официального представителя Правительства, согласиться с тем, чтобы перенести    
рассмотрение вопроса на первое заседание апреля. За семь минут мы               
законопроект не рассмотрим, это ясно.                                           
                                                                                
КОССОВ В.В., заместитель министра экономики Российской Федерации.               
                                                                                
Автор согласился.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.