Заседание № 128
О проекте федерального закона № 949326-6 "О внесении изменений в статью 18-1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Переходим к 4-му вопросу нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 18-1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Доклад Дмитрия Фёдоровича Вяткина. Пожалуйста, Дмитрий Фёдорович. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. Все необходимые экспертизы проведены, комитет получил необходимые согласования и просит принять данный законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18-1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", 4-й вопрос повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 23 мин. 14 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 126
О проекте федерального закона № 949326-6 "О внесении изменений в статью 18-1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" (принят в первом чтении 26 января 2016 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
25-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 18-1 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило 16 поправок, 4 из них мы рекомендуем к принятию, 12 поправок - к отклонению. Комитет просит утвердить таблицы поправок и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 05 сек.) Проголосовало за 340 чел.75,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 340 чел. Не голосовало 110 чел.24,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 31 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 330 чел. Не голосовало 120 чел.26,7 % Результат: принято Принимается. Ставлю на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 27 мин. 55 сек.) Проголосовало за 378 чел.84,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принимается.
Заседание № 276
О проекте федерального закона № 949326-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания", рассматривается одновременно с 19-м. Доклад официального представителя правительства Юрия Сергеевича Любимова. Пожалуйста. ЛЮБИМОВ Ю. С., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра юстиции Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Указанным законопроектом предусматривается внесение изменений в Федеральный закон "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", а также в Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Одним из оснований для разработки проекта закона является поручение президента по итогам заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека о подготовке предложений по внесению изменений в законодательство в этой сфере. Законопроектом предлагается расширить перечень разрешённых для посещения членами общественных наблюдательных комиссий (ОНК) мест принудительного содержания, включив в него судебно-психиатрические экспертные медицинские организации и медицинские организации, оказывающие психиатрическую помощь в стационарных условиях, общего типа, специализированного типа и специализированного типа с интенсивным наблюдением. Соответственно, к лицам, находящимся в местах принудительного содержания, предлагается отнести лиц, к которым применены принудительные меры медицинского характера, и лиц, госпитализированных в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке и на психиатрическое освидетельствование в недобровольном порядке. Проектом закона предусмотрена законодательная регламентация осуществления членами ОНК кино-, фото- и видеосъёмки лиц, находящихся в местах принудительного содержания, при этом предусмотрены особенности съёмки несовершеннолетних и лиц, признанных недееспособными, а также объектов, обеспечивающих безопасность и охрану мест принудительного содержания. При посещении мест принудительного содержания члены ОНК наделяются правом использовать приборы для контроля за микроклиматом в жилых и производственных помещениях. Вместе с тем законопроектом предусматривается возможность прекращения беседы в случае обсуждения членами ОНК вопросов, не относящихся к обеспечению прав подозреваемых и обвиняемых, находящихся в месте содержания под стражей, либо нарушения правил внутреннего распорядка. Также законопроектом предусматривается, что общественная палата субъекта и уполномоченный по правам человека в субъекте направляют в совет общественной палаты рекомендации по формированию состава общественной наблюдательной комиссии. Одновременно усиливаются требования, критерии оценки кандидатов в члены ОНК, в частности предлагается дополнить перечень общественных объединений, которые не могут быть допущены к выдвижению кандидатур в состав ОНК, общественными объединениями, включёнными в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента, а также установить, что членами ОНК не могут быть лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость, и лица, имеющие близких родственников, отбывающих наказание в местах лишения свободы. Предлагается определить в качестве одного из оснований для прекращения полномочий члена ОНК, допустившего нарушение законодательства при посещении места принудительного содержания, решение совета общественной палаты, принятое по результатам рассмотрения обращения общественного совета при федеральном органе исполнительной власти по вопросу о прекращении полномочий члена ОНК. По законопроекту был высказан ряд замечаний, которые, с нашей точки зрения, могут быть учтены при его подготовке ко второму чтению. Прошу вас, уважаемые коллеги, поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, содоклад будет сразу по двум вопросам, поэтому я зачитаю название законопроекта из 19-го пункта - это проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Содоклад по обоим законопроектам сделает Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций, фракция ЛДПР. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Сначала доложу по пункту 18. Комитет внимательно рассмотрел предложенный проект закона. У нас есть определённые замечания, вопросы. Первое: каковы критерии, в соответствии с которыми можно приостанавливать беседу между заключённым и членом ОНК? Второе: почему предлагается ограничивать в работе в ОНК тех, у кого есть родственники-осуждённые, если и сегодня есть ограничения, связанные с посещением конкретных мест принудительного содержания? Ну и ряд других замечаний, в том числе юридико-технического характера. Комитет по безопасности, как комитет-соисполнитель, концептуально поддержал данную инициативу, но тоже высказал ряд замечаний. В ходе работы над законопроектом в комитет приглашались представители и уполномоченного по правам человека, и СПЧ, и Общественной палаты, и члены действующих общественных наблюдательных комиссий. В целом по итогам обсуждения было принято решение концептуально поддержать законопроект, а затем не спеша в рамках созданной рабочей группы доработать этот текст, тем более что позиция правительства была заявлена: правительство готово идти на определённые корректировки внесённого текста. Поэтому законопроект под пунктом 18 комитет просит концептуально поддержать, те замечания, которые высказаны в нашем заключении, будут учтены при доработке законопроекта в ходе подготовки ко второму чтению. Что касается законопроекта под пунктом 19, внесённого фракцией ЛДПР по результатам взаимодействия с различными общественными правозащитными организациями, - это поправки в действующее законодательство, которыми предполагается дать право на фото- и видеофиксацию в случае проверки членами ОНК мест принудительного содержания. В 2013 году, когда вносился этот законопроект, правительство выступало категорически против этих предложений, но, как мы видим, они наконец созрели и сами внесли законодательную инициативу, которой предлагается наделить членов ОНК правом использовать фото- и видеофиксацию. В качестве вывода могу сказать, что проект закона из пункта 19 сыграл свою роль импульса, катализатора, и слава богу, что сегодня есть проект закона, который поддерживается и правительством, и комитетом, вероятно, Государственная Дума его также поддержит, и который позволит более качественно и более наглядно осуществлять контроль за соблюдением прав наших граждан и иностранных граждан, находящихся в местах принудительного содержания. Комитет просит законопроект под пунктом 18 поддержать; позиция комитета по нашему законопроекту не определена, поэтому просьба определиться с голосованием самостоятельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы сразу по 18-му и 19-му пунктам? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Иванов Валерий Викторович, пожалуйста. ИВАНОВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к представителю правительства. Уважаемый Юрий Сергеевич, теперь что, кандидату в члены ОНК нужны рекомендательные письма от региональной общественной палаты и от уполномоченного по правам человека - это так? ЛЮБИМОВ Ю. С. Это вопрос-уточнение? Там две новеллы. Действующий порядок состоит в том, что членов ОНК назначает федеральная Общественная палата, а сейчас вводится рекомендация, которую даёт региональная палата, - это первое изменение, второе - самостоятельным правом на внесение кандидатур наделяются уполномоченные. Это два правила, две отдельные нормы; одна рекомендация обязательная, вторая - опциональная, они могут вносить кандидатуры. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Юрий Сергеевич, два вопроса. Вот по закону не разрешается, чтобы в комиссиях общественного контроля участвовали люди, у которых родственники находятся в местах принудительного содержания. А мне кажется, наоборот, эти люди больше других заинтересованы в том, чтобы в тюрьмах были нормальные условия: на них не надавишь, потому что у них родственник, их не подкупишь, потому что у них родственник, они более объективно будут оценивать эти условия. Мы - или вы - по этому закону предлагаем их не допускать, а по-моему, наоборот, им надо в первую очередь разрешить участвовать в этих комиссиях. Это первое. И второе. В документах написано о дополнительных требованиях к общественным объединениям, при невыполнении которых они не имеют права выдвигать кандидатов в состав комиссий. Что это за дополнительные требования? Не будет ли так: общественная организация поддержала КПРФ на выборах - ей нельзя, поддержала "ЕДИНУЮ РОССИЮ" - ей можно? Раскройте, что это за дополнительные требования. ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопросы. Начну со второго. Может быть, я неточно выразился, но никаких дополнительных требований не устанавливается, кроме требования не быть иностранным агентом, это единственное требование. Мы, конечно, уточним, посмотрим текст, но вот сейчас здесь со мной коллеги-разработчики, они таких требований тоже не припомнят. По первому вопросу - здесь идеология разработчиков проекта состоит в том, что как раз при наличии родственников в местах заключения член ОНК едва ли может быть объективен, потому что у него по определению предвзятое отношение, он в этом смысле заинтересованное лицо. Поэтому было принято такое решение, и оно согласовано с исполнителями. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хинштейн Александр Евсеевич, пожалуйста. ХИНШТЕЙН А. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". У меня вопрос к Юрию Сергеевичу. Уважаемый Юрий Сергеевич, законопроект важный, нужный и резонансный, правда, он вызывает сильные эмоции у правозащитного сообщества и ОНК, в связи с этим в заключении комитета по безопасности, как соисполнителя, высказаны определённые соображения, и у меня к вам совершенно конкретные вопросы по двум принципиальным позициям, хотелось бы понять, готовы ли вы пойти навстречу правозащитному сообществу и депутатам. Первое - это то, что касается ограничения на ведение бесед между членами ОНК и осуждёнными, содержащимися под стражей, на темы, не относящиеся к вопросам соблюдения их прав, ведь элементарный вопрос, веришь ли ты в Бога, уже не относится к соблюдению прав. Второе - то, что касается запрета на вхождение в ОНК лиц, имеющих родственников, отбывающих наказание: напомню, такие ограничения не установлены для сотрудников правоохранительных органов, а вопрос, может ли член ОНК прийти проверить колонию, где находится его родственник, уже решён действующим законодательством, поскольку это запрещено... (Микрофон отключён.) ЛЮБИМОВ Ю. С. Спасибо большое за вопросы. Эти вопросы поднимались на заседании комитета, на котором мы с вами присутствовали, и я повторю то, что сказал тогда. Сформирована рабочая группа по доработке этого текста, и у нас есть конструктивная позиция по его доработке. Министерство юстиции не настаивало ни на той, ни на другой поправке, понятно, что этот текст - результат сложного межведомственного компромисса; он был разработан именно в таком виде, в каком сейчас представлен вниманию уважаемых депутатов, и мы готовы обсуждать оба изменения на заседании рабочей группы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Ольга Михайловна Казакова, пожалуйста. КАЗАКОВА О. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в целом поддерживает правительственный законопроект, но абсолютно понятно, что ко второму чтению он будет существенно доработан - об этом говорит довольно бурное обсуждение его в рамках нулевого чтения в Общественной палате и на заседании Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций. У общественных организаций и других структур действительно много справедливых замечаний к законопроекту, в том числе о необходимости введения более чётких критериев прекращения беседы с осуждёнными и установления технических стандартов приборов для контроля микросреды в местах принудительного содержания, о правомерности дальнейшего использования фото- и видеосъёмки, о которой идёт речь в законопроекте. При этом есть понимание того, что указанные нормы часто страдают правовой неопределённостью не из-за нежелания их уточнить, а из-за того, что оценка беседы сугубо субъективна, поэтому разные стороны по-разному на неё смотрят. В связи с этим представители ОНК и судебно-правовой системы ищут выход, дабы действовать и в интересах прав человека, и, естественно, в рамках закона. В разработке данного документа активно участвовали сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний, поскольку их мнение исключительно важно, ведь им придётся сталкиваться с правоприменением данного закона на практике. Хочется сказать, что все эти споры, все эти дебаты должны сложиться в систему, которая позволит исключить нарушения прав человека в местах принудительного содержания, к тому же есть уверенность, что все общественные институты, вовлечённые в работу над данным законопроектом, придут к единому пониманию и к единой логике в отношении предлагаемых новелл. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" примет активное участие в деятельности образованной рабочей группы по подготовке законопроекта ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства желают выступить? Нет. От комитета, пожалуйста. Вы не будете выступать? Нет. Хорошо, тогда выносим законопроекты на "час голосования".
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 18 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принимается в первом чтении. 19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 52 сек.) Проголосовало за 107 чел.23,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 109 чел. Не голосовало 341 чел.75,8 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.