Заседание № 122

19.10.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 94905-4 "О внесении изменений в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части, касающейся установления квоты представительства коренных малочисленных народов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации и в представительном органе местного самоуправления муниципального образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4116 по 4499 из 4644
Пункт 21, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 4           
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" и статью 35 Федерального закона "Об общих принципах       
организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад             
представителя Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры члена Совета     
Федерации Волостригова Петра Станиславовича.                                    
                                                                                
Пожалуйста, Пётр Станиславович.                                                 
                                                                                
ВОЛОСТРИГОВ П. С., представитель Думы Ханты-Мансийского автономного округа -    
Югры, член Совета Федерации.                                                    
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вот видите, я пришел с     
пустыми руками, у меня никаких записей нет. С одной стороны, мне будет легче    
выступать, потому что законопроект, который рассматривался сейчас, в принципе   
включает ту законодательную инициативу, с которой обратилась наша окружная      
Дума.                                                                           
                                                                                
Хотелось бы сказать вот о чем. Наверное, наступят когда-нибудь такие времена,   
когда я приду в Государственную Думу и не буду думать, что если какой-нибудь    
мужчина будет стоять после обсуждения вот с такими поднятыми руками, будто он   
сдается... Я-то обрадовался, что нормально проголосовали, а, оказывается, это   
наоборот у вас тут принято.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Редко ходите к нам из Совета Федерации, правил наших не   
знаете.                                                                         
                                                                                
ВОЛОСТРИГОВ П. С. Да.                                                           
                                                                                
Я бы хотел сказать вот о чем. Пришло очень много заключений от разных           
комитетов Государственной Думы, но аргументов против принятия нашей             
законодательной инициативы, серьезных аргументов, я не нашел. Вот с Виктором    
Ивановичем тоже можно спорить долго и настойчиво, но я хочу сказать немножко    
о другом. Уважаемые депутаты, мы с вами живем в федеративном государстве.       
Россия большая, очень много регионов, разные условия жизни, и унификация        
федерального законодательства, которой вы сейчас занимаетесь, нужная вещь, но   
надо учитывать то, что Россия многонациональная. Неучет вот этих особенностей   
как раз и является причиной тех негативных явлений, которые у нас постоянно     
происходят. Ну вот не будем далеко ходить: это видно на примере Чечни,          
Кабардино-Балкарии и так далее.                                                 
                                                                                
Законодательная инициатива по сути своей проста. Уважаемые депутаты, о чем      
она говорит? О том, что региональные органы государственной власти и органы     
местного самоуправления могут устанавливать квоту своими законами, уставами     
для коренных малочисленных народов Севера. Кому эта норма мешает, вот лично     
вам, на территориях избирания, скажем так, где нет коренных малочисленных       
народов? Никому это не мешает. Для правительства никакой нагрузки нет, потому   
что мы денег не просим. Остальным субъектам, где нет коренных народов Севера,   
тоже беспокоиться не о чем. Мы же хотим своим законом... А те, кто не хочет     
эти квоты устанавливать, да пускай, бог с вами, не хотите - не принимайте эти   
законы. Мы-то уже два созыва избираем ассамблеи коренных малочисленных          
народов Севера.                                                                 
                                                                                
С другой стороны, я хочу сказать о том, что вот эта квота никоим образом не     
затрагивает права и свободы других граждан, других национальностей. Они могут   
выбрать своим представителем и татарина, и чуваша, и ханты, и манси, и          
русского. Так оно у нас и бывает. Лишь бы действительно люди доверяли тому      
человеку, который идет в орган государственной власти и местного                
самоуправления представлять их интересы.                                        
                                                                                
Мы же не ради какой-то блажи это придумали! Нам тоже тяжело с ними работать,    
потому что они ставят свои проблемы, они упираются, отстаивают свои интересы.   
Вы думаете, мы просто так, что ли, это делаем, чтобы показаться перед вами      
какими-то оригинальными? Мы действительно хотим учитывать их интересы, их       
среду обитания, потому что территория Ханты-Мансийского округа - территория     
интенсивного освоения, там добывается 60 процентов российской нефти, и все у    
нас с этим согласны, никто не спорит, что они должны отстаивать свои права,     
во весь голос должны говорить с трибун, по телевидению, по радио, выступать в   
прессе как представители власти, а не как какие-нибудь уполномоченные, на       
которых никто не обращает внимания. Вот о чем мы говорим.                       
                                                                                
И почему так дружно Государственная Дума голосует против принятия этого         
законопроекта в первом чтении? Ну, понятно, может быть, технически процедура    
чуть-чуть нарушена. Мы предлагаем принять сейчас изменения в эти два закона.    
Потом, когда будут приняты эти изменения, внести изменения в избирательный      
закон. Здесь нет никакого противоречия с Конституцией, с действующей нормой     
Конституции, ее статьей 69, которая, наоборот, говорит о том, что               
гарантируются права коренных малочисленных народов Севера. Ну, не можем мы      
сложные проблемы решать простым путем, просто взять и отклонить. Нельзя         
прятать голову в песок, необходимо решать национальные проблемы. Я прошу        
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Иванович Гришин сделает доклад по данному законопроекту от комитета.     
                                                                                
ГРИШИН В. И. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги, уважаемый      
Пётр Станиславович! Не хочется, откровенно говоря, вступать в дискуссию из-за   
тех слов, которые Пётр Станиславович сказал об унификации законодательства:     
что эта работа как бы зряшная и ничего не приносящая. Пётр Станиславович, я с   
вами абсолютно не согласен. Вы помните, каким было законодательство             
пять-шесть лет назад. Вы знаете, что в законодательствах республик были         
нормы, которые позволяли отклонять законы Российской Федерации. Вы знаете, до   
чего мы дошли, каким было правовое пространство, насколько оно было             
разорванным и так далее. Мы выступаем не за то, чтобы унифицировать             
законодательство в полной мере. Мы сегодня ведем четкое разграничение           
полномочий и в рамках этих полномочий или в рамках этого разграничения          
считаем, что каждый уровень власти должен, в том числе законодательно,          
регулировать эти полномочия. В этой части, мне кажется, мы находимся на         
правильном пути, потому что это ведет к унификации не только                    
законодательства, но и к унификации власти, к повышению ее ответственности.     
По-другому нельзя.                                                              
                                                                                
Что касается законопроекта, то, наверное, вы все-таки услышите, что я не        
против содержания инициативы. В ней есть на самом деле зерно, и мы должны       
действительно в этом плане внимательно и много поработать, чтобы учесть         
интересы всех национальностей Российской Федерации. Эта норма, существовавшая   
до принятия 122-го закона в 88-м законе и предоставлявшая возможность иметь     
квоты, не всегда работала четко и понятно, что привело к тому, что эта норма    
была отменена. Почему она не работала? В том числе и потому, что не было, я     
еще раз повторяю, достаточно четкой и детальной процедуры формирования этих     
квот.                                                                           
                                                                                
В стране сто шестьдесят национальностей, в том числе сорок пять малочисленных   
народов, вернее, их не сорок пять, а шестьдесят восемь, сорок пять тех,         
которые зарегистрированы правительством. И внесение каких-то поправок для       
отдельных народов, как у нас это бывает, - отдельные налоги для отдельных       
народов, отдельные субвенции для отдельных республик и так далее - приведет     
только к одному - увеличению напряженности в стране. В этой части я выступаю    
за то, чтобы мы с вами проработали эти законопроекты достаточно четко и         
внесли изменения в те законы, которые действительно регулируют эти правовые     
отношения. А это, я сказал, закон "Об основных гарантиях избирательных          
прав...".                                                                       
                                                                                
Поэтому позиция комитета по данному законопроекту, как и по законопроекту,      
внесенному Государственной Думой Ямало-Ненецкого автономного округа,            
отрицательная, мы не поддерживаем данный законопроект.                          
                                                                                
На законопроект поступило сорок девять отзывов от субъектов права               
законодательной инициативы, из них двенадцать поддерживают законопроект,        
двадцать не поддерживают, семнадцать не имеют по нему замечаний и               
предложений. Правительство Российской Федерации дало отрицательный отзыв на     
законопроект. Комитет по вопросам местного самоуправления, Комитет по делам     
национальностей и соисполнители по данному законопроекту также представили      
отрицательные заключения по законопроекту.                                      
                                                                                
Прошу принять решение, уважаемые коллеги.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к докладчику и содокладчику? Валентина    
Ивановна Пивненко, Малышкин - два вопроса.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Валентина Николаевна Пивненко.                                      
                                                                                
ПИВНЕНКО В. Н. Уважаемый Виктор Иванович, я бы хотела задать вопрос,            
связанный вот с тем зерном, о котором вы говорили.                              
                                                                                
Действительно, по реестру в Российской Федерации сорок пять малочисленных       
народов. Их численность - до пятидесяти тысяч человек населения в целом по      
Российской Федерации. Я представляю Карелию, у нас есть вепсы, которых в        
России вообще восемь тысяч, а в Карелии - шесть тысяч. Нужно учитывать их       
пространственную разбросанность, сферу деятельности. ООН уже второй раз         
объявила Международное десятилетие коренных малочисленных народов, уделяет      
этому большое внимание и так далее. В этой Государственной Думе ни один из      
народов не представлен и вряд ли будет представлен в следующей                  
Государственной Думе. Они все активно участвуют в выборах, но возможности       
быть, иметь... (Микрофон отключен.)                                             
                                                                                
ГРИШИН В. И. Валентина Николаевна, я могу только повторить то, что уже          
говорил: действительно, мы должны думать, каким образом нам это учитывать.      
                                                                                
Другая сторона этого дела. Вы знаете, что мы формируем новое избирательное      
законодательство. Мы уходим от одномандатных округов, формируем систему         
пропорциональных выборов. И в этой части, мне кажется, партии, которые будут    
формировать списки, в полной мере могут учитывать и то, о чем мы говорим. И,    
наверное, здесь надо говорить об уставах партий - что действительно             
региональные отделения партий, скажем, в Карелии или в Тюменской области с ее   
округами должны учитывать эту проблему. Ибо, если ее не учитывать, мы           
действительно можем создать противоречия, которые приведут к достаточно         
большому напряжению.                                                            
                                                                                
Но есть другая сторона дела, Валентина Николаевна. Сегодня вы не смотрели,      
скажем, - я не хотел бы каким-то образом обострять ситуацию - списки            
депутатов в парламенте Чеченской Республики? А интересно посмотреть, сколько    
там представлено русских! Есть вопросы и по другим республикам, мы тоже         
должны думать: как, каким образом нам действительно их защищать?! У нас ведь    
незащищенными остаются не только малочисленные народы, но и народ, который      
является как бы основополагающим для нашего государства. Поэтому вопрос-то      
остается!                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Иванович.                                 
                                                                                
Малышкин Олег Александрович, ваш вопрос.                                        
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. У меня вопрос к Петру Станиславовичу.                            
                                                                                
Пётр Станиславович, ну, вы уже делаете это всё! Решения принимаете, прокурор    
не пишет представление на отклонение! Ну, ради бога, действуйте, делайте всё    
это! А то сейчас приедете сюда, вам такое тут нарасскажут! Что вы сами тогда    
будете делать?! Может, чего не так делаем. Ну получается, и делайте.            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Это комментарий или вопрос?                               
                                                                                
ВОЛОСТРИГОВ П. С. Если бы всё было так просто! Прокурор как раз и обращает на   
это внимание. Мы хотим быть законопослушными и работать в правовом поле,        
поэтому мне непонятно, почему Государственная Дума так сильно упирается в       
этом вопросе. Никаких аргументов, Виктор Иванович, я не услышал. Вы почему-то   
делаете различия между республиками, округами, областями, мы же все             
равноправные субъекты Российской Федерации, вы-то это знаете, вы же у нас       
самый главный федералист.                                                       
                                                                                
А то, что остальные малые народы будут каким-то образом у нас обижены... Так    
пускай выходят с законодательной инициативой. Речь-то идет не обо всей          
России, речь идет о коренных малочисленных народах Севера, они - это уже        
другая категория. Давайте конкретно говорить, а не в общем за весь мир и за     
всю вселенную.                                                                  
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы мы задали. По ведению - депутат          
Островский.                                                                     
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Уважаемая Любовь Константиновна, моя просьба не имеет          
отношения к данному законопроекту. По следующим двум вопросам повестки дня я    
являюсь автором и докладчиком. Поскольку меня в пятницу не будет в              
Государственной Думе, я уезжаю в командировку, прошу перенести их               
рассмотрение на первое заседание в ноябре. Спасибо.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть. Три человека. По три минуты устроит? Сергей   
Николаевич Решульский - первый.                                                 
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон Решульскому.                                     
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, позицию нашей фракции по двум этим законопроектам Борис      
Григорьевич Кибирев более чем убедительно уже высказал. Я взял слово для        
выступления исходя из следующих соображений. Мне кажется, в выступлениях        
прослеживается неосознанное непонимание цели и задачи предложенных              
законопроектов, заложенной в них идеи. На этом я и хотел бы акцентировать       
ваше внимание.                                                                  
                                                                                
Прежде всего, обратите внимание, что речь идет только о законодательных         
собраниях субъектов Российской Федерации, не в целом о Федерации, не о          
Государственной Думе или других каких-то органах, а о законодательных           
собраниях субъектов Российской Федерации. Как же определяется это               
квотирование, что предлагается? Определяется законом субъекта Российской        
Федерации. А теперь ответьте себе: в каком субъекте у нас представителей        
коренных малочисленных народов большинство? Да нигде такого нет! Неужели вы     
не понимаете, когда выражаете озабоченность, что другие народы будут ущемлены   
там, в частности русский народ или еще какие-то народы, неужели вы не           
понимаете, что большинство всегда определит ту норму квотирования и тот         
механизм выдвижения и избрания представителей коренной малочисленной            
народности в законодательный орган, который устроит всех, в том числе и сами    
коренные малочисленные народы. Есть такие формы, и есть такие примеры           
квотирования, в частности нам здесь приводили пример по Чеченской Республике,   
но это не характерно. Неужели мы не понимаем, что там исключительная            
ситуация. Где же, Виктор Иванович, какие русские могут выдвигаться в тех        
списках на тех выборах?                                                         
                                                                                
Другой пример я вам привожу: Дагестан. Возьмите Дагестан, там есть              
квотирование для русских. Если этого не делать, то представителей русской       
национальности вы вряд ли получите в Народном Собрании Республики Дагестан.     
Вместе с тем там есть квотирование, по крайней мере, так должно быть в          
соответствии с принятым здесь на ходу в 2003 году перед выборами законом,       
принятым, чтобы обеспечить это представительство и для титульных, скажем так,   
коренных малочисленных народностей Дагестана, которые входят в перечень,        
утвержденный постановлением правительства и включающий сорок пять               
народностей.                                                                    
                                                                                
Поэтому я еще раз просто призываю (ну, наверное, и этот законопроект будет      
отклонен) не уходить от этой проблемы, не ждать, когда обострится ситуация в    
том или другом субъекте Российской Федерации, а заранее подумать и другим ли    
законом, этим ли законом постараться все-таки снять напряжение. Мы сегодня      
полдня говорили о ситуации на Северном Кавказе. Вроде бы, все озабочены...      
(Микрофон отключен.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутат Романов. И потом депутат Овсянников.                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, я поддерживаю проект федерального закона.     
Аргументация частично прозвучала, хотел бы подчеркнуть два-три других           
момента.                                                                        
                                                                                
Первое: грех нам - мы не первый раз об этом говорим - любые предложения         
регионов торпедировать, касаются ли они экономики или национальных проблем,     
мы, Государственная Дума, торпедируем то, что предлагают регионы. Это весьма    
грустно - говорим о федерализме, говорим о равенстве граждан, а на самом деле   
считаем, что только мы способны "печь пироги". Вы понимаете, о чем я говорю.    
                                                                                
Второе. Есть историческая практика, ее жизнь подсказала. Не случайно в          
Верховном Совете СССР было две палаты - Совет Союза и Совет Национальностей.    
В такой громадной стране, как наша, с таким большим числом больших и малых      
народов, конечно, нынешняя Конституция не на все вопросы отвечает.              
                                                                                
Третий момент. Сегодня у нас присутствуют представители двух весьма             
уникальных регионов, они не так велики по численности населения, но они для     
экономики страны, для будущего России имеют значение гигантское: газонефтяной   
комплекс пока спасает страну от еще больших потрясений, хотя это не вечная      
мера. И вот парадокс: маленькие, очень маленькие группы коренного               
малочисленного населения попали под пресс цивилизации, под пресс                
технократического наступления, под рывки во имя сегодняшнего обогащения и       
распродажи на экспорт нефти, о чем недавно мы говорили здесь с министром        
финансов, и в этой обстановке ни экологические, ни национально-культурные       
интересы не учитываются, что на это закрывать глаза. Я очень понимаю боль, с    
которой выступают представители двух Дум, хотя сам я, тут уже задавали          
вопрос, представитель великой русской нации. Ясно одно: если сама               
Государственная Дума, ее базовые комитеты не дают предложений, то жизнь         
стучится к нам через обращения региональных Дум. Очень сожалею, что "Единая     
Россия" сегодня явно похоронит и этот законопроект. Просил бы еще раз           
подумать, ведь авторы правы по сути.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Овсянников, пожалуйста.                           
                                                                                
ОВСЯННИКОВ В. А., фракция ЛДПР.                                                 
                                                                                
Спасибо, уважаемая Любовь Константиновна.                                       
                                                                                
Я позволю себе буквально два слова, по-моему, коллеги уже всё сказали.          
Бояться-то, собственно, нечего: население территорий, представители которых     
сегодня предлагают законопроекты, на 70-80 процентов русское. В чем             
проблема-то? Ну давайте дадим квоту - два-три человека - на представительство   
местного коренного населения. ЛДПР поддержит и, по-моему, будет права.          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли необходимость выступить с заключительным словом? Пожалуйста.            
                                                                                
ВОЛОСТРИГОВ П. С. Да, действительно, я хотел бы высказаться. Я хочу             
выразить...                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Махмуд Гаджулаевич, было ровно три руки. Всё, опоздали.   
Слово теперь предоставили автору. Две руки поднимайте в следующий раз.          
                                                                                
ВОЛОСТРИГОВ П. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, я благодарен вам     
за то, что вы действительно очень близко к сердцу восприняли наши проблемы,     
наши законодательные инициативы. Я думаю, что, как правильно сказали,           
когда-нибудь мы достучимся до ваших сердец и законодательные инициативы         
регионов будут рассматриваться внимательно, с пониманием, а может быть, и       
сегодня произойдет чудо.                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Виктор Иванович, вы хотели бы что-то сказать? Пожалуйста.                       
                                                                                
ГРИШИН В. И. Уважаемые коллеги, я бы хотел отметить еще раз только два          
положения. По существу, по смыслу действительно надо рассматривать эти          
законопроекты, но для Петра Станиславовича скажу, что ведь после нас закон      
пойдет в Совет Федерации. Я думаю, что Совет Федерации тоже не заинтересован    
в том, чтобы "размывать" нынешнее законодательство. Если бы вот эту поправку    
вы включили, скажем, не в закон об общих принципах организации власти, а в      
закон, который регулирует промышленность, - это было бы нормально? Я считаю,    
что ненормально. Поэтому наши замечания вполне понятны: мы, вообще-то говоря,   
вносим изменения не в тот закон, который регулирует эти правоотношения. Это     
первое.                                                                         
                                                                                
И второе. Ведь, по сути дела, все, от Правового управления до правительства,    
говорят о том, что все-таки эти изменения проработаны нечетко. Просто нам       
надо сесть и проработать их совместно. Мы постоянно призываем друг друга не     
отклонять инициативы регионов. Вот сколько я здесь - уже, по сути дела,         
шестой год, - мы всё говорим об установлении какого-то взаимодействия, но не    
получается почему-то взаимодействия. Прислали законопроекты уже готовые.        
Почему бы не прийти на этапе нулевого чтения, как это делается сейчас,          
скажем, с бюджетом, когда мы с правительством работаем? Почему бы не            
проработать их заранее? Поэтому я считаю, что здесь есть замечания и к нам, и   
к регионам. Просто мы должны научиться работать более тесно.                    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желание у представителей правительства и          
президента высказаться по данному законопроекту? Нет. Коллеги, кто за то,       
чтобы принять законопроект в первом чтении? Прошу проголосовать.                
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 05 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за               94 чел.20,9%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     94 чел.                                          
Не голосовало                 356 чел.79,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.