Заседание № 98

05.06.2009
Вопрос:

О проекте федерального закона № 94894-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1505 по 2120 из 7817
Мы переходим к блоку "Ратификация международных договоров Российской            
Федерации". Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между          
Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о    
трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся            
гражданами Российской Федерации, в Республике Узбекистан и                      
трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами Республики Узбекистан, в            
Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства          
Российской Федерации директора Федеральной миграционной службы Ромодановского   
Константина Олеговича.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, Константин Олегович.                                                
                                                                                
РОМОДАНОВСКИЙ К. О., официальный представитель Правительства Российской         
Федерации, директор Федеральной миграционной службы.                            
                                                                                
Добрый день, уважаемые депутаты, уважаемая Любовь Константиновна! Целью         
указанного соглашения является создание международной правовой основы для       
регулирования порядка осуществления трудовой деятельности граждан Российской    
Федерации в Республике Узбекистан и граждан Республики Узбекистан в             
Российской Федерации. Реализация положений соглашения позволит упорядочить      
процесс привлечения и использования труда узбекских и российских граждан,       
осуществляющих трудовую деятельность в обоих государствах, усилить их           
социальную защиту и укрепить гарантии соблюдения их прав в процессе трудовой    
деятельности. Создаётся также правовая основа для привлечения рабочей силы из   
Узбекистана и её использования в Российской Федерации преимущественно на        
законных основаниях.                                                            
                                                                                
Соглашение подлежит ратификации в соответствии с законом "О международных       
договорах Российской Федерации". Предметом соглашения являются основные права   
и свободы человека и гражданина. Оно содержит правила иные, чем те, что         
предусмотрены российским законодательством. Речь в данном случае идёт о         
единственной норме, касающейся обязанности работодателя по отношению к          
погибшему иностранному работнику. Ратификация соглашения будет способствовать   
совместному решению и разрешению на государственном уровне имеющихся проблем    
в сфере миграции и созданию благоприятных условий для регулирования             
перемещения рабочей силы между обоими государствами.                            
                                                                                
Пакет документов для ратификации соглашения согласован с заинтересованными      
федеральными органами исполнительной власти: Минэкономразвития,                 
Минздравсоцразвития, Минфином, Минобрнауки, ФСБ. Получено положительное         
заключение Министерства юстиции Российской Федерации. Постановлением            
Правительства Российской Федерации от 22 августа 2008 года указанное            
соглашение одобрено и рекомендовано к внесению на ратификацию в                 
Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.                
                                                                                
Реализация соглашения не повлечёт дополнительных финансовых затрат из           
федерального бюджета. Прошу поддержать предложение Правительства Российской     
Федерации о ратификации российско-узбекского соглашения.                        
                                                                                
Более того, хочу добавить, что впервые Российская Федерация и Республика        
Узбекистан подписали документы, соглашения, которые касаются миграции, в        
пакетном варианте: это соглашение о реадмиссии, соглашение о борьбе с           
незаконной трудовой миграцией и соглашение о трудовой деятельности.             
Республика Узбекистан все процедуры, необходимые для вступления в силу, со      
своей стороны выполнила. Это хороший пример, после этого мы начали подобным     
образом работать и с другими странами, в частности с Вьетнамом также в          
пакетном варианте были подписаны соглашения.                                    
                                                                                
Прошу поддержать. Благодарю за внимание.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Олегович.                             
                                                                                
Содоклад от комитета сделает председатель Комитета по делам Содружества         
Независимых Государств и связям с соотечественниками Островский Алексей         
Владимирович. Пожалуйста, Алексей Владимирович.                                 
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В., председатель Комитета Государственной Думы по делам           
Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками, фракция       
ЛДПР.                                                                           
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые коллеги! В дополнение к докладу      
официального представителя правительства директора Федеральной миграционной     
службы Константина Олеговича Ромодановского позвольте изложить позицию          
Комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками по данному вопросу.         
                                                                                
Во-первых, на наш взгляд, данное соглашение впервые за период развития          
российско-узбекских отношений определяет параметры деятельности органов         
исполнительной власти двух стран, связанных с вопросами миграции. Сразу         
замечу: конечно, статистика по трудовым мигрантам из Республики Узбекистан и    
данные по трудящимся-мигрантам - гражданам России, безусловно, несопоставимы,   
если первые, как уже было сказано, исчисляются сотнями тысяч, то российских     
граждан, занятых на производстве в Республике Узбекистан, - единицы. Тем не     
менее необходимость принятия такого соглашения продиктована прежде всего        
целесообразностью нормативно-правового регулирования огромного комплекса        
проблем, которые связаны с пребыванием на территории России граждан             
Узбекистана, занятых на различных работах. Как известно, Республика             
Узбекистан является одним из основных экспортёров рабочей силы в Российскую     
Федерацию и занимает среди государств - участников СНГ первое место по числу    
граждан, прибывающих к нам с целью осуществления трудовой деятельности.         
Имеющийся опыт правового регулирования процессов внешней трудовой миграции, в   
том числе в отношениях с другими странами СНГ, имеет много слабых мест,         
прежде всего в вопросах защиты прав трудящихся-мигрантов, предотвращения        
злоупотреблений, нарушений как в области трудовой миграции, так и на            
социально-бытовом уровне. Не может не беспокоить факт, что, по некоторым        
данным, экономический ущерб, причинённый нашему государству в результате        
нарушений на рынке трудовой миграции, оценивается почти в 8 миллиардов          
долларов ежегодно, прежде всего из-за отсутствия налогового механизма,          
непрозрачности материального вознаграждения за трудовую деятельность,           
нелегальности пребывания десятков тысяч граждан Узбекистана. Данное             
соглашение впервые, уважаемые коллеги, прописывает весь комплекс вопросов -     
от регистрации приезжающих до решения ряда социальных, материальных и           
финансовых вопросов. При этом предусмотрено взаимное информирование стран -     
участниц данного соглашения.                                                    
                                                                                
Во-вторых, на наш взгляд, данное соглашение позволяет на новом уровне           
выстраивать межгосударственное взаимодействие по всему спектру вопросов,        
связанных с управлением миграционными процессами. Ратификация данного           
соглашения будет способствовать формированию новой цивилизованной системы       
правового регулирования процессов трудовой миграции и созданию благоприятных    
условий для свободного перемещения рабочей силы между Российской Федерацией и   
Республикой Узбекистан.                                                         
                                                                                
Комитет дважды рассматривал на своих заседаниях вопрос о ратификации            
настоящего соглашения. Высказывались разные мнения, в том числе и               
противоположного характера, однако все члены комитета сходились на том, что     
анализ, проведённый экспертами нашего комитета, а также экспертами Комитета     
Государственной Думы по труду и социальной политике и Комитета по делам         
Федерации и региональной политике, являющихся соисполнителями, позволяет        
сделать вывод о необходимости ратификации данного соглашения, так как оно не    
противоречит национальным интересам нашего государства. Ратификация             
настоящего соглашения будет в полной мере отвечать интересам обеспечения        
дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества России и Узбекистана,       
углублению деловых, культурных связей, укреплению дальнейшего взаимодействия    
между нашими государствами.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, просим вас поддержать позицию комитета и ратифицировать      
данное соглашение.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович, пока оставайтесь на        
трибуне.                                                                        
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов? Прошу вас записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы сейчас проголосуем.                                    
                                                                                
Покажите, пожалуйста, список записавшихся.                                      
                                                                                
Двенадцать человек.                                                             
                                                                                
Владимир Вольфович предложил десять секунд на вопрос и пятнадцать секунд на     
ответ.                                                                          
                                                                                
Владимир Вольфович, я думаю, мы сначала потренируемся, а потом проголосуем,     
хорошо? И начнём с вас.                                                         
                                                                                
Депутат Романов Валентин Степанович, пожалуйста.                                
                                                                                
РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вопрос Константину Олеговичу.                                                   
                                                                                
В своё время на мой вопрос замминистра внутренних дел в этом зале сказал, что   
газеты неверно говорят, что два миллиона граждан Узбекистана незаконно          
находятся в России, и прозвучала цифра "семьсот тысяч". Прошу уточнить всё      
же: о каком количестве представителей Узбекистана мы говорим? И второе:         
насколько в предлагаемом соглашении отрегулированы вопросы контроля за          
соблюдением общественного порядка со стороны таких граждан?                     
                                                                                
РОМОДАНОВСКИЙ К. О. Спасибо.                                                    
                                                                                
В 2008 году - и эта цифра абсолютно точная, мы имеем электронное досье на       
каждого иностранного гражданина, - в Российской Федерации пребывало порядка     
двух миллионов граждан Узбекистана. И я могу вас заверить, что количество       
нелегальных мигрантов ничтожно по сравнению с общей цифрой, которую мы имеем,   
по въезду в Российскую Федерацию - всего в прошлом году к нам въехало 14,5      
миллиона человек, многие неоднократно въезжали и выезжали, но ситуацию мы       
контролируем. То, что иностранные граждане, в том числе граждане Узбекистана,   
осуществляют незаконную трудовую деятельность, - это вопрос, который мы         
должны вместе с вами решать, и именно на решение этого вопроса направлено       
данное соглашение. Могу вас заверить, что чем больше будет легально             
трудящихся, легально находящихся в России мигрантов, тем ниже будет уровень     
преступности. Это закономерность, это закон, и никуда мы от этого не денемся.   
И именно на решение этих вопросов направлены документы типа соглашений о        
борьбе с незаконной миграцией, о реадмиссии, и в том числе то соглашение,       
которое рассматривается сейчас. И оно для нас представляется актуальным - я     
повторю, - тем более что мы впервые подписали его в пакете.                     
                                                                                
Что касается регулирования общественного порядка, ситуация с миграционным       
порядком, конечно, повлияет на общественный порядок, будет меньше эксцессов     
типа того, о котором мы услышали недавно из сообщений средств массовой          
информации, - о драке граждан Узбекистана с ножевыми ранениями, ну, это было,   
скажем так, их внутреннее разрешение конфликта в бытовой ситуации. Уверяю       
вас, чем больше будет порядка в cфере миграции, тем меньше будет подобных       
эксцессов.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лебедев Игорь Владимирович.                                                     
                                                                                
ЛЕБЕДЕВ И. В., руководитель фракции ЛДПР.                                       
                                                                                
Уважаемый Константин Олегович, как только что сказал председатель комитета,     
разница в количестве россиян, работающих в Узбекистане, и узбеков, работающих   
в России, составляет сотни тысяч раз. Поэтому, на взгляд фракции ЛДПР, данное   
соглашение является абсолютно односторонним - будет работать в пользу одной     
стороны, в данном случае узбекской.                                             
                                                                                
В развитие предыдущего вопроса. Вот мы запросили криминальную хронику за        
последние пять дней, то есть за первую неделю июня. И что мы видим? 2 июня      
гастарбайтер из Узбекистана признал себя виновным в совершении преступлений,    
предусмотренных статьями "Убийство" и "Изнасилование". 4 июня трое граждан      
Узбекистана задержаны по подозрению в разбойном нападении и убийстве. Также 4   
июня, как вы только что сказали, произошла массовая драка уроженцев             
Узбекистана на территории Москвы. Скажите, для кого мы принимаем это            
соглашение и каким национальным интересам России оно отвечает?                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Олегович.                          
                                                                                
РОМОДАНОВСКИЙ К. О. Спасибо за вопрос.                                          
                                                                                
Первостепенным. Мы проанализировали соотношение количества иностранных          
граждан и количества преступлений, совершаемых гражданами этих стран. В         
абсолютных цифрах количество преступлений, которые совершили граждане           
Узбекистана, - это порядка тринадцати с половиной тысяч за 2008 год. Но если    
быть объективными, то нужно смотреть на относительный показатель -              
соотношение количества въехавших граждан и количества совершённых ими           
преступлений. Так вот, судя по этому показателю, Узбекистан далеко не на        
первом месте. Выступая в Совете Федерации, я уже называл цифры, которые         
касаются преступности иностранных граждан. На первом месте здесь граждане       
Грузии - преступление совершает каждый пятнадцатый человек из числа             
въехавших. Я не знаю, насколько можно подобный подход считать объективным, но   
цифры показывают такую ситуацию. Узбекистан находится на пятом месте и,         
скажем так, не лидирует даже в тройке по показателю преступности.               
                                                                                
Что касается вопроса "что это нам даёт?". Не случайно мы это соглашение         
ратифицируем, оно предусматривает правила иные, чем предусмотренные             
законодательством Российской Федерации. В данном случае гражданин               
Узбекистана, у которого аннулировано разрешение на работу, в течение            
пятнадцати дней должен покинуть Российскую Федерацию. Это нашим                 
законодательством не предусмотрено, это более жёсткая мера, и я думаю, что      
это положительно повлияет воздействию на ситуацию и в трудовой сфере, и с       
криминальной составляющей.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Жириновский Владимир Вольфович.                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Вопрос к представителю комитета.                              
                                                                                
В пояснительной записке (комплект документов вы нам дали) написано: в 2005      
году количество гастарбайтеров - сорок девять тысяч, в 2006 году - свыше ста    
пяти тысяч человек, в 2007 году - около двухсот тысяч, а сейчас нам говорят -   
два миллиона. Какие цифры соответствуют действительности? Что вы нам            
говорите? Вы говорите, что в 2008 году два миллиона человек прибыли из          
Узбекистана, а согласно пояснительной записке их у нас в десять раз меньше.     
Сколько всего их прибыло и сколько их будет прибывать каждый месяц? К вам,      
депутат Островский, вопрос: что не соответствует действительности - то, что     
говорит представитель миграционной службы, или ваш комитет нам даёт ложную      
статистику? Дайте честную статистику.                                           
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Глубокоуважаемый Владимир Вольфович, и Константин Олегович,    
и я как представитель комитета дали абсолютно достоверную информацию. Дело в    
том, что речь идёт о регистрируемых мигрантах и нерегистрируемых. В тех         
материалах, которые представлены вам, речь идёт о тех, кто зарегистрировался    
в те годы на территории Российской Федерации. Константин Олегович привёл вам    
цифру, соответствующую текущему году.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Решульский Сергей Николаевич, ваш вопрос.                 
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо, Любовь Константиновна. Депутаты уже задали этот вопрос. Я его          
снимаю.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Уважаемый Константин Олегович, у меня тоже к этому соглашению    
двоякое отношение. С одной стороны, я понимаю, что мы не можем быть закрытым    
государством, и это даёт нам большие возможности для общения. С другой          
стороны, я понимаю, что сегодня мигрантов из стран СНГ действительно только в   
нашей стране очень много. Вот скажите, пожалуйста... И жаль этих людей, что     
они сегодня превращены в рабов и вынуждены искать себе работу не потому, что    
это свобода выбора. Вот как вы относитесь к частным агентствам занятости,       
которые сегодня наживаются на этом у нас в стране, кстати? И будут ли           
предприняты со стороны МИДа, государства все возможные усилия для того, чтобы   
это была нормальная регистрация и нормальная уплата налогов теми                
организациями, которые этим делом занимаются?                                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
РОМОДАНОВСКИЙ К. О. Спасибо за вопрос. Он действительно крайне важный для       
нас.                                                                            
                                                                                
Очень сильно беспокоит ситуация, связанная с институтом, скажем так, в          
кавычках, посредничества, который наживается на этой категории лиц. Мы со       
своей стороны делаем определённые шаги, готовим в правительство предложение о   
создании ФГУП при ФМС, которое постарается ликвидировать вот этот институт      
посредников, чтобы полностью ситуация находилась под контролем государства, а   
не частных лиц и представляемых ими структур типа вот этих частных агентств     
занятости. Да, государство и бизнес должны работать вместе, но тем не менее     
процесс управления должен находиться в руках государства. Это наша твёрдая      
позиция, и мы в этом направлении и идём. Как дальше ситуация сложится, я        
предполагать не могу.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Багдасаров Семён Аркадьевич, ваш вопрос.                  
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А., фракция "Справедливая Россия".                                
                                                                                
Константин Олегович, скажите, пожалуйста, а с какими ещё государствами          
предполагаются пакетные соглашения, в том числе и соглашения по реадмиссии,     
кроме Узбекистана? Соглашение по реадмиссии с Узбекистаном мы уже               
ратифицировали или ещё нет? И как будут определяться квоты для государств,      
которые подпишут с нами такие пакетные соглашения? Это будет как-то влиять на   
квоты для этих государств или нет?                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Олегович.                          
                                                                                
РОМОДАНОВСКИЙ К. О. Спасибо.                                                    
                                                                                
Соглашение с Узбекистаном не требует ратификации, так как здесь действует       
закон "О международных договорах Российской Федерации", и подобная процедура,   
скажем так, де-юре уже проведена. Узбекистан со своей стороны подобный          
документ подписал. Соглашения о реадмиссии... Успешно и эффективно идёт         
процесс подписания соглашений со странами Евросоюза и очень тяжело - со         
странами СНГ, и поэтому тот факт, что Узбекистан подписал и ратифицировал       
соглашение, - это важный и, так сказать, резонансный момент. Мы интенсивно      
работаем в этом направлении. Сейчас большие подвижки по Казахстану и Украине    
в плане подписания соглашений о реадмиссии и дальнейшей работы в этом           
направлении. У нас целое управление этой работой занимается, и я думаю,         
постепенно мы все эти вопросы решим, работаем мы очень интенсивно.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Васильевич Коломейцев, ваш вопрос.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Константин Олегович, мне кажется, ну, циничным       
ваше относительное определение преступности, потому что Китай может нам         
делегировать столько преступников, что у нас и жителей столько нет.             
                                                                                
У меня вопрос вот какой: скажите, пожалуйста, каким образом ваша служба         
согласовывает свою работу с работодателями и налоговой инспекцией? Потому что   
непонятно: если у нас, по разным оценкам, пятнадцать - восемнадцать миллионов   
мигрантов, а здесь у нас дают цифры - двести и сто тысяч, то где остальные и    
кто на них наживается?                                                          
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Олегович.                          
                                                                                
РОМОДАНОВСКИЙ К. О. Спасибо за вопрос.                                          
                                                                                
У нас тесные отношения и с налоговой службой, и с другими структурами. Мы       
запустили в конце прошлого года информационную систему, пользователи которой,   
в том числе и налоговая служба, получают данные по иностранным гражданам.       
                                                                                
Я ещё раз хочу уточнить, что не восемнадцать, не пятнадцать, а именно           
четырнадцать с половиной миллионов иностранных граждан было в прошлом году.     
Это конкретная цифра. Мы уходим от оценочных показателей и говорим о            
конкретных цифровых показателях. Да, миграционная тематика новая. Практически   
миграцией, в том числе трудовой, мы занимаемся активно на протяжении четырёх    
- пяти лет, и за этот срок добиться того, чтобы были прозрачные данные по       
каждому иностранному работнику, - это, наверное, нереально.                     
                                                                                
Что касается механизма квотирования. Механизм квотирования, я считаю,           
несовершенен. Невозможно работодателю вперёд на полтора года знать свои         
потребности, прогнозировать ситуацию и заявлять необходимое количество          
сейчас, чтобы получить их через полтора года. Это жёсткая система, а она        
должна быть более гибкой. Мы сейчас сталкиваемся с тем, что люди приходят и     
просят: я открываю производство, несмотря на то что кризис, мне нужно           
столько-то иностранной рабочей силы. Мы его отправляем в органы занятости, но   
он не может найти работников такой квалификации, которая ему требуется.         
Поэтому мы идём в этом направлении, но тем не менее в ближайшее время           
стопроцентного эффекта я не гарантирую.                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Локоть Анатолий Евгеньевич, ваш вопрос.                                         
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е. Уважаемый Константин Олегович, в своём докладе вы сказали, что     
работа здесь, у нас этих групп мигрантов и предприятий ведётся, в основном,     
на законных основаниях. Либо вы оговорились, либо это фактическое признание     
неблагополучного положения в этой сфере.                                        
                                                                                
И второе. Сегодня во время кризиса происходит спад строительной отрасли, где    
в основном задействована эта рабочая сила. Что происходит с вот этими           
рабочими: они уезжают из нашей страны или остаются здесь, как-то пытаясь        
ассимилироваться, растворяясь и пополняя криминальную среду? Что, по вашим      
данным, происходит?                                                             
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
РОМОДАНОВСКИЙ К. О. Я не оговорился, я специально подчеркнул, что говорил о     
законном пребывании, а не о законной трудовой деятельности. Более того, я       
подчеркнул, что в отношении законной трудовой деятельности большие-большие      
вопросы. Я акцентировал на этом внимание.                                       
                                                                                
Мы мониторим ситуацию с иностранной рабочей силой, мониторим в еженедельном     
режиме. Еженедельно мне поступает информация о ситуации с иностранной рабочей   
силой, о передвижении трудящихся-мигрантов. Появились отдельные                 
положительные, с нашей точки зрения, симптомы, когда иностранные трудящиеся     
начинают переезжать в трудонедостаточные регионы Дальнего Востока. В            
абсолютных показателях цифра небольшая, а если брать относительно, то в два     
раза больше иностранных граждан переехало, например, из Центрального            
федерального округа, Приволжского федерального округа на Дальний Восток. То     
есть элементы регулирования трудовой миграции имеют место, их нужно             
развивать, и нужно это всё стимулировать. Для этого в том числе и необходимо    
наше взаимодействие со странами исхода, в том числе с Республикой Узбекистан.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы закончились. Алексей Владимирович, присаживайтесь.                      
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Жириновский Владимир Вольфович и Багдасаров Семён       
Аркадьевич. До пяти минут, потому что мало записавшихся, двое выступят по       
пять минут.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста, Владимир Вольфович Жириновский.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Почему мы возражали против сокращения времени на              
обсуждение? Это важнейший вопрос, особенно по миграции, это угроза нашему       
государству, а мы говорим: поменьше. Я хочу посмотреть на депутатов, которые    
здесь будут сидеть через сорок лет. Вот они будут обсуждать эти вопросы по      
четыре часа, но всё уже будет бесполезно, и они будут нас с вами проклинать,    
и правильно будут делать. Мы им оставим политическое завещание: вы правы,       
депутаты российского парламента 2050 года, в том, что здесь сидели депутаты в   
2009 году, в 2008 году или в 2015-м и не понимали, что делают. Время            
сокращают - стадион устраивают: быстрее, быстрее, побежали скорее...            
                                                                                
В чём здесь угроза? Когда мы жили в рамках Советского Союза, проблемы не        
было, но советская власть запрещала переезжать - в этом была ошибка. Пусть бы   
тогда население нормально передвигалось по стране. А сегодня это иностранные    
государства. Я же не зря обратил внимание на статистику. И депутат Островский   
не прав. Вы нам дайте реальную статистику: сколько их находится в нашей         
стране. Вы нам говорите, что зарегистрировано двести тысяч, а реально           
находится два миллиона человек. Мы же обсуждаем судьбу двух миллионов, а не     
эту ложную статистику. Это неумение этого правительства работать, если у него   
зарегистрированных в десять раз меньше, чем находящихся. У нас что, депутаты    
тоже на улице находятся? Здесь четыреста пятьдесят, а четыре с половиной        
тысячи на улице находятся? Все же понимают, что это абсурд. Нужно давать в      
пояснительной записке реальные цифры. Два миллиона их. А теперь посмотрите,     
как эта цифра увеличивается, и население этой страны будет увеличиваться. Всё   
население Средней Азии - уже пятьдесят миллионов, через двадцать лет их будет   
сто миллионов, и Афганистан сомкнётся с ними, и Иран, и Пакистан. Что вы        
будете делать? Триста миллионов будут наседать с Юга на наш Урал и Сибирь. Вы   
это потом поймёте, как сербы, которые сегодня потеряли всё: у них нет Сербии    
- от всех закрытая, несчастная страна, в два раза меньше населения, и           
полностью блокирована.                                                          
                                                                                
Опасность в том, что теперь это иностранные государства. Братскую дружбу        
забудьте. И количество преступлений - представитель ФМС прав - на тысячу        
населения, может быть, даже меньше, чем у нас, может быть, русские их больше    
совершают, но это всё равно лишние преступления. Нам зачем нужны эти            
преступления? Они же к нам сюда приезжают, совершают здесь преступления, а      
уезжают отдыхать туда, к себе. И где миллионы русских? Если бы туда же ехали    
на работу миллионы русских, на равных, - пожалуйста: вы к нам, мы к вам, но     
никто не едет туда работать, никто, там даже наши бизнесмены не занимаются      
бизнесом. Причина в том, что ворота в одну сторону, мы открываем свои ворота.   
Из вас там никто никогда не жил, вы не знаете ситуации. Барак Обама говорит:    
мы уйдём. Вы подумайте, о чём он говорит. Вот как только они уйдут,             
американцы из Афганистана, начнётся движение афганцев, пакистанцев в Среднюю    
Азию, и вы ничем не остановите - ни Сибирским военным округом, ни               
Приволжско-Уральским, ничем эту волну не остановите. Из Африки они плывут на    
лодках, тонут, их в лагеря сажают и обратно в Африку отправляют. А у нас        
сухопутная граница 7 тысяч километров, ничем не закрытая. Они просто имеют      
право идти, в рамках СНГ им не нужна виза, ничего не нужно. Вот такую           
опасность надо предотвратить. Мы их не обвиняем, потому что они голодные и      
бедные. Тогда спрашивается: какова цена СНГ, почему государство не может        
обеспечить работой у себя в стране? Там нет работы для них, значит, нет         
государства как такового.                                                       
                                                                                
Что мы пишем в этом ратифицируемом соглашении? Создать одинаковые условия, те   
же, что и у наших граждан. Слушайте, тогда при такой коррупции работу будут     
иметь только они, потому что мы им этим соглашением даём такую же зарплату,     
те же условия, а получить работу... они её получат, заплатив соответствующие    
деньги. Мало того, все наркотики оттуда будут идти сюда, по одному грамму они   
принесут в кармане, по одному грамму, а их десять миллионов, вот только         
узбеков уже два миллиона, таджиков ещё больше. Десять миллионов из Азии будут   
нам привозить по одному грамму - посчитайте, сколько ещё русских умрёт. Мы      
оттуда забрали почти шесть миллионов русских, и ещё здесь они уничтожат         
сколько. Вот цена такой ратификации! Поэтому СНГ - это всё Советский Союз,      
это всё огромный для нас с вами вред и ущерб. И бесполезно в Петербурге         
сидеть - форум экономический нужно в Ташкенте проводить, чтобы там остановить   
этот вал, а то потом останется один город - Петербург, вот там они будут        
сидеть... (Микрофон отключён.)                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Багдасаров Семён Аркадьевич.                                                    
                                                                                
БАГДАСАРОВ С. А. Я в принципе являюсь сторонником вообще отмены безвизового     
режима. Действительно, ситуация с мигрантами на нашей территории крайне         
опасная. Что такое четырнадцать с половиной миллионов мигрантов? Это больше     
10 процентов населения страны. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. У     
нас действительно проблема с наркотиками. Узбекистан через своих граждан        
поставляет в Россию достаточно большое количество наркотиков, хотя              
афгано-узбекская граница - это всего 170 километров.                            
                                                                                
У нас есть более страшные вещи, чем криминал из Узбекистана. На территории      
Российской Федерации существуют радикальные группы, которые сформировались на   
территории Узбекистана и которые тесно связаны с Афганистаном, с                
международными террористическими организациями. Кстати, об этом неоднократно    
говорили как бывший директор Федеральный службы безопасности, так и нынешний.   
Периодические аресты этих представителей ведутся, такие организации рано или    
поздно дадут о себе знать на нашей территории. Вне всякого сомнения, это        
глубоко негативный момент.                                                      
                                                                                
В то же время я хотел бы сказать, уважаемые депутаты, что Узбекистан - это      
почти двадцать восемь миллионов человек, это самое большое государство в        
Центральной Азии. Там проживает более одного миллиона русских, не               
русскоязычных, а русских. Вне всякого сомнения, если бы мы приняли более        
активные меры и переселенческой политике и нам удалось бы этот один миллион     
пересилить в Россию, тогда это был бы, наверное, другой вопрос, но мы           
почему-то больше всё-таки решаем вопросы по созданию миграционных условий в     
целом для Узбекистана. Естественно, этими возможностями больше пользуются       
лица коренной национальности по одной простой причине - они более динамичны в   
этом плане, а самое главное, у них больше есть ресурсов. На сегодняшний день    
русскоязычное население в Узбекистане находится в достаточно тяжёлом            
положении. Хотел бы напомнить, что в подавляющем большинстве это городское      
население, при переезде в Россию им предоставляют почему-то возможность         
селиться в сельской местности. Они не приспособлены к сельскому хозяйству,      
поэтому достаточно неуютно себя чувствуют, и некоторые даже вынуждены           
возвращаться в Узбекистан.                                                      
                                                                                
В то же время я должен сказать, что это соглашение как некий временный          
документ нам нужно. Пока мы никак не осознаем, что нам нужен визовый режим с    
этими государствами, естественно, нужны пакетные соглашения. Я не просто так    
спросил Константина Олеговича о соглашении о реадмиссии. Если такое             
соглашение есть, надо голосовать за него. Потому что данное соглашение о        
реадмиссии, которое мы, оказывается, не будем ратифицировать по понятным        
причинам, создаёт, наоборот, благоприятные условия для выдворения с             
территории России граждан Узбекистана в случае такой необходимости. Как         
правило, в таких соглашениях (я надеюсь, что и в этом соглашении так)           
предусматривается возможность сделать это за счёт другой стороны. Сейчас,       
если мы вдруг вздумаем пятьдесят тысяч узбеков депортировать, мы будем          
депортировать их за свой счёт. А такое соглашение даёт право депортировать за   
их счёт. Это первое.                                                            
                                                                                
Второе. Давайте называть вещи своими именами. Сама по себе миграционная         
политика не может существовать, она может существовать только в общем           
контексте нашей внешней политики на постсоветском пространстве. На              
сегодняшний день, к сожалению, в наших соответствующих ведомствах нет           
комплексного подхода к этому вопросу. У нас как бы миграция отдельно, внешняя   
политика отдельно, оборонная политика отдельно - в общем, Лебедь, Рак и Щука.   
И мы должны признать, что на сегодняшний день для нас Узбекистан с точки        
зрения геополитического расположения в Центральной Азии крайне важен: это       
самое большое государство, оно обладает достаточно большим потенциалом.         
                                                                                
Соединённые Штаты, НАТО, Евросоюз начали активное перераспределение             
постсоветского пространства. Мы должны выработать какую-то новую политику. Её   
пока нет. Вот господин Обама вчера в Каире объявил о новой эпохальной           
политике в отношении мусульманских государств. Надо ждать, может,               
когда-нибудь и нам объявят о новых эпохальных отношениях с государствами СНГ.   
Пока такого нет. Значит, мы должны создавать условия, показывать, что           
Узбекистан нам нужен. Хотел бы сказать, что Узбекистан, Туркмения и Казахстан   
не подписали в Праге известное соглашение, на что их толкал Евросоюз и что      
привело бы к огромному геополитическому поражению нашему на постсоветском       
пространстве. На саммите "Южный коридор - новый Шёлковый путь" Узбекистан не    
подписал!                                                                       
                                                                                
Мы должны использовать такие моменты, с тем чтобы такое государство,            
влиятельное и большое, всё-таки было нашим союзником, и поэтому нам нужны       
соглашения с другими государствами. Если таких соглашений с Таджикистаном не    
будет, мы должны ужесточить, и в том числе пойти, возможно, на введение         
визового режима. Если не будет такого соглашения с Украиной, мы должны будем    
также принять ряд серьёзных мер. Мы не можем уже одинаково ко всем              
относиться, мы должны относиться так, как эти государства относятся к нам,      
давая понять, например тому же Узбекистану, что это должно быть тесно связано   
с нашими интересами в этом государстве, и в том числе в вопросах военного и     
политического характера. Если этого не будет, тогда... (Микрофон отключён.)     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь.                                  
                                                                                
Есть ли желание выступить у Константина Олеговича?                              
                                                                                
Коллеги-депутаты, вы мешаете нам общаться с представителем правительства.       
Можно нам теперь разговаривать, да? Спасибо.                                    
                                                                                
Константин Олегович, есть ли желание выступить с заключительным словом по       
данному вопросу?                                                                
                                                                                
РОМОДАНОВСКИЙ К. О. Я буквально два слова скажу. Хотел бы добавить в ответ на   
слова Владимира Вольфовича. Вот то, что говорил коллега Островский, - это       
количество работающих законно, а я называл количество пребывающих,              
находящихся в Российской Федерации. Кстати, по сравнению с другими              
государствами приличное количество мигрантов из Узбекистана получают            
разрешение на работу, где-то, наверное, один к трём: на одного работающего -    
три незаконно работающих.                                                       
                                                                                
И ещё момент, на который хотел бы обратить ваше внимание, наверное, я вот это   
упустил, об этом не сказал: данное соглашение позволяет Российской Федерации    
по линии миграции открыть своё представительство в Узбекистане. Этот            
инструмент тоже позволит нам более активно и более оперативно решать вопросы    
взаимодействия в плане миграции.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, есть желание сказать что-то?                              
                                                                                
Включите микрофон депутату Островскому.                                         
                                                                                
ОСТРОВСКИЙ А. В. Спасибо, Любовь Константиновна. Очень коротко.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, понимаю озабоченность некоторых депутатов, вместе с тем      
комитет убеждён в необходимости ратификации данного соглашения, поскольку       
вопросы двустороннего сотрудничества не ограничиваются вопросами миграции, а    
есть более серьёзные военно-политические вопросы, по которым Российская         
Федерация крайне заинтересована в эффективном сотрудничестве с Республикой      
Узбекистан. И я уверен, что в этих вопросах после данной ратификации            
Узбекистан пойдёт на встречные шаги в интересах Российской Федерации.           
                                                                                
И хотелось бы сказать, коллеги, что, безусловно, вопросы, связанные с           
преступностью, не могут не беспокоить нас, хотелось бы отметить только одно:    
большинство квадратных метров жилья в Российской Федерации для граждан нашей    
страны построено руками именно тех узбеков, в интересах которых сейчас          
ратифицируется данное соглашение.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желание высказаться у представителя президента? Нет.                    
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2419 по 2441 из 7817
Проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством       
Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о трудовой          
деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами          
Российской Федерации, в Республике Узбекистан и трудящихся-мигрантов,           
являющихся гражданами Республики Узбекистан, в Российской Федерации".           
                                                                                
Уважаемые коллеги, прошу вас проголосовать за данный закон о ратификации        
соглашения.                                                                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 29 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4%                                     
Проголосовало против            1 чел.0,2%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    408 чел.                                          
Не голосовало                  42 чел.9,3%                                      
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принято.                                                                        
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2538 по 2544 из 7817
КУЩЁВ В. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Прошу зафиксировать для протокола: по 11-му вопросу Степанова и Фёдоров         
голосовали за.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.