Заседание № 13

19.03.2004
Вопрос:

О Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (проект № 94700001-1; в связи с отклонением закона Советом Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного СФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 979 по 1138 из 6827
Вопрос 2 порядка работы, о Федеральном законе "О собраниях, митингах,           
демонстрациях, шествиях и пикетированиях". Доклад председателя Комитета по      
делам общественных объединений и религиозных организаций Сергея                 
Александровича Попова. Пожалуйста.                                              
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ, председатель Комитета Государственной Думы по делам     
общественных объединений и религиозных организаций, фракция "Единая Россия".    
                                                                                
Добрый день, уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Рассматриваемый   
Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и             
пикетированиях" имеет давнюю историю. Депутаты первого созыва помнят, что он    
был разработан и принят Государственной Думой в ноябре 1995 года, однако        
возвращен Президентом Российской Федерации без рассмотрения в Совет Федерации   
в связи с нарушением требований Конституции, допущенным при принятии данного    
федерального закона. Постановлением Совета Федерации от 7 февраля 1996 года №   
55-СФ было отменено ранее принятое по указанному федеральному закону решение    
и закон в ранее принятой редакции был отклонен, в силу чего данный              
федеральный закон следует считать отклоненным Советом Федерации.                
                                                                                
Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций еще раз     
внимательно проанализировал статьи закона и выявил в них целый ряд положений,   
которые не соответствуют ныне действующему законодательству, в частности        
Федеральному закону "О политических партиях", Закону Российской Федерации "О    
милиции", не учитывает особенностей проведения публичных мероприятий в          
крупных общественно-политических центрах, в частности в Москве, а главное,      
содержит существенное противоречие Конституции Российской Федерации: в законе   
необоснованно расширен круг субъектов, обладающих правом проведения публичных   
мероприятий, за счет иностранных граждан и лиц без гражданства, в то время      
как в соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации этим правом   
обладают только граждане Российской Федерации.                                  
                                                                                
Кроме того, исходя из названия закона, можно сделать вывод о том, что           
действие закона распространяется только на перечень публичных мероприятий,      
установленный статьей 31 Конституции Российской Федерации. Данный перечень в    
Конституции является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит,     
однако этой конституционной норме в законе дается другое толкование. Предмет    
регулирования в законе четко не определен в связи с юридической                 
неопределенностью понятия "иные публичные мероприятия", и данное положение не   
только не соответствует Конституции Российской Федерации, но и создает          
условия для нарушения прав граждан, способствуя возникновению конфликтных       
ситуаций при реализации закона.                                                 
                                                                                
Следует отметить, уважаемые коллеги, что за восемь лет "простоя"                
рассматриваемый закон морально устарел, потерял возможность интегрироваться в   
действующее законодательство, и, по мнению нашего комитета, почти две трети     
его статей нуждаются в кардинальной переработке, то есть, по существу, его      
надо переписывать заново. В то же время хочу вас проинформировать, что такая    
работа проведена. Сейчас в комитетах и депутатских объединениях находится       
законопроект с аналогичным названием, внесенный Правительством Российской       
Федерации, который подготовлен с учетом сегодняшних реалий и положений          
федеральных законов, вступивших в силу в последние два-три года, в том числе    
законов "О политических партиях" и "О противодействии экстремистской            
деятельности", Кодекса об административных правонарушениях. И вы, уважаемые     
коллеги, можете активно включиться в работу над новым проектом федерального     
закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".       
                                                                                
В этой связи Комитет по делам общественных объединений и религиозных            
организаций предлагает Государственной Думе в соответствии с пунктом "в"        
статьи 127 Регламента Государственной Думы снять указанный федеральный закон    
с повторного рассмотрения Государственной Думой, а также признать утратившими   
силу постановление Государственной Думы от 5 июня 1998 года о создании          
комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального    
закона "О собраниях, митингах...", а также постановление Государственной Думы   
от 9 февраля 2000 года, вносящее изменения в состав данной комиссии. Спасибо.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть    
вопросы.                                                                        
                                                                                
Пожалуйста, прошу включить режим записи на вопросы. Покажите записавшихся.      
Записались три депутата. Пожалуйста, включите микрофон депутату Жириновскому    
Владимиру Вольфовичу.                                                           
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В. Уважаемому докладчику вопрос.                                 
                                                                                
Вы так легко проанализировали состояние дел с этим законом, но не объяснили,    
почему он восемь лет провалялся в комитете. Конечно, теперь мы его в основном   
отклоняем, поскольку большинство норм устарело. И в то же время действующее     
законодательство не позволяет гражданам своевременно проявить свою              
политическую активность, вот по событиям в Косове, допустим. Вот если сегодня   
несколько тысяч граждан Москвы выйдут на митинг или пикетирование - они не      
имеют на это права. Это же относится и к событиям в Аджарии - если бы там всё   
превратилось в войну, тоже нужно было бы десять дней ждать. То есть закон       
сегодняшний не позволяет всё это делать. И комитет профильный до сих пор не     
внес даже элементарную поправку. А вы, так сказать, с чистой душой, несмотря    
на то, что обе палаты в свое время приняли закон, предлагаете нам его           
отклонить. Я просто спрашиваю об ответственности, не вашей лично, но            
предыдущих депутатов или руководителя комитета. Почему...                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос понятен, спасибо.                                  
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Понятен, да. Уважаемый Владимир Вольфович, наверное,    
вопрос абсолютно правомерный, поскольку за восемь лет комитет должен был        
какие-то действия произвести. Как вы помните, была создана комиссия, но, к      
сожалению, данная комиссия в соответствии с нашим Регламентом не могла быть     
согласительной, поскольку Совет Федерации отклонил этот закон без создания      
согласительной комиссии, поэтому сегодня, по большому счету, согласительные     
процедуры невозможны. И мы с вами имеем реально две возможности, как            
поступить с данным законом. Вот вы на Совете Думы предлагали преодолеть вето    
Совета Федерации - возможный вариант, но не логичный. Наше предложение:         
отклонить, снять с рассмотрения в целом, и заняться тем законопроектом,         
который сегодня есть в Государственной Думе, быстро его доработать, принять,    
Владимир Вольфович, чтобы он начал действовать.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон депутату Иванову Сергею     
Владимировичу.                                                                  
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Мой вопрос в принципе совпадает с поправкой Владимира Вольфовича, но я хотел    
бы уточнить. В новом законопроекте будет ли учтена возможность, чтобы мы        
могли оперативно собираться, а не ждать десять дней, подавать заявки и          
прочее, прочее? Спасибо.                                                        
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Проект закона у вас на руках, он разослан, там есть     
разные нормы. Давайте вместе обсуждать, смотреть, какие варианты наиболее       
оптимальны. Перейдем к тому проекту закона - и будем обсуждать его по           
существу.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Включите микрофон депутату Локтю Анатолию Евгеньевичу.                          
                                                                                
ЛОКОТЬ А. Е., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемый Сергей Александрович, прозвучали оценки действующего                  
законодательства. Как человек, неоднократно занимавшийся организацией           
массовых мероприятий, хочу подтвердить: ниже всякой критики сегодняшнее         
законодательство, невозможно организовать на законных основаниях. Поэтому я     
по-другому вопрос сформулирую: те люди, те депутаты, которые сегодня в          
комитете работают над этим законодательством, над новым, участвовали ли они в   
организации массовых мероприятий, есть ли у них практический опыт, поскольку    
это крайне важно для разработки данного закона?                                 
                                                                                
ПОПОВ С. АЛЕКСАНДРОВИЧ. Значит, я могу говорить про себя лично: двадцать лет    
такого опыта.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Понятно. Хорошо, ответ есть. Вопросы заданы. Спасибо,     
Сергей Александрович, присаживайтесь.                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, объявляется "час голосования". Ставится на голосование      
предложение Комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и   
религиозных организаций о снятии Федерального закона "О собраниях, митингах,    
демонстрациях, шествиях и пикетированиях" с повторного рассмотрения             
Государственной Думой в связи с нецелесообразностью дальнейшего рассмотрения    
указанного федерального закона.                                                 
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              309 чел.68,7%                                     
Проголосовало против           61 чел.13,6%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    373 чел.                                          
Не голосовало                  77 чел.17,1%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается, закон снимается с дальнейшего рассмотрения.                        
                                                                                

Заседание № 180

05.06.1998
Вопрос:

О проекте постановления Государственной Думы "О создании комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2264 по 2279 из 6534
Уважаемые коллеги, пункт 8 повестки дня - о создании согласительной комиссии.   
Нужен ли доклад? Ставлю на голосование: принять данное постановление.           
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 32 сек.)                 
Проголосовало за              298 чел.             66,2%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    298 чел.                                          
Не голосовало                 152 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2822 по 2899 из 6534
МОИСЕЕВ Б.А. Геннадий Николаевич, при голосовании проекта постановления по      
пункту 8 повестки дня вами был нарушен Регламент (статья 94, часть 3), где      
говорится о том, что если выясняется, что у кого-то из депутатов в зале         
имеется желание подать письменную поправку, то такой проект постановления       
принимается за основу и голосуется после того, как поправки будут размножены.   
Более того, у вас в этот момент уже находился текст поправки, и вам было        
известно, что поправка к проекту постановления имеется...                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. О чем я и сказал.                                         
                                                                                
МОИСЕЕВ Б.А. Да. А в данный момент она уже роздана. Но вы поставили на          
голосование проект постановления не за основу, а в целом, несмотря на наличие   
поправки. Я прошу устранить допущенную вами ошибку и вновь проголосовать этот   
проект постановления с поправкой, которая представлена фракцией "ЯБЛОКО".       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, я ставлю на голосование: вернуться к   
пункту 8 повестки дня. Просто поправка была не распечатана. Она была, но не     
была распечатана. Вернуться к пункту 8.                                         
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 37 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              155 чел.             98,7%                        
Проголосовало против            2 чел.              1,3%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    157 чел.                                          
Не голосовало                   0 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Вернулись.                                                                      
                                                                                
Уважаемые депутаты, вам роздана поправка фракции "ЯБЛОКО". Здесь речь идет о    
том, чтобы включить еще члена комитета по законодательству Попова Сергея        
Алексеевича в состав согласительной комиссии, да? Тогда так: давайте сначала    
проголосуем проект постановления за основу, а потом рассмотрим поправку         
фракции "ЯБЛОКО". Пожалуйста. Пункт 8 за основу принять (по согласительной      
комиссии).                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надо было просто поправку в девять утра распечатать. Вы   
нарушили, а не я нарушил: вы в момент голосования вносите поправку.             
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 38 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за              211 чел.             46,9%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    2 чел.              0,4%                        
Голосовало                    213 чел.                                          
Не голосовало                 237 чел.                                          
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не проходит. Значит, старое решение остается в силе.                            
                                                                                
Пожалуйста, по мотивам - Рыжков.                                                
                                                                                
РЫЖКОВ В.А., Первый заместитель Председателя Государственной Думы.              
                                                                                
Я хотел бы здесь, Борис Александрович, вас призвать... Вы человек очень         
объективный и, как правило, правильно трактуете Регламент, но справедливости    
ради: ваши упреки в адрес Председателя абсолютно необоснованны. Были сроки      
для подачи поправок, вы эти сроки не выдержали, ваша поправка была мною         
подписана на размножение с утра, что нарушает все статьи Регламента, а не за    
три дня. Поэтому давайте здесь будем взаимовежливыми, и не надо обвинять        
Председателя в каких-то нарушениях. Вы нарушили первым, а Председатель ничего   
не нарушал.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, давайте пойдем дальше. Мы              
проголосовали уже, Борис Александрович, проголосовали.                          
                                                                                
МОИСЕЕВ Б.А. Вы же нарушаете Регламент!                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы проголосовали, проголосовала палата, а не я.           

Заседание № 122

21.07.1995
Вопрос:

О Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3541 по 3608 из 7429
О Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и          
пикетированиях". Доклад официального представителя Президента Российской        
Федерации. Содоклад председателя подкомитета Комитета по делам общественных     
объединений и религиозных организаций Алевтины Викторовны Апариной. Прошу       
вас.                                                                            
                                                                                
АПАРИНА А.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, речь идет о законе "О собраниях, митингах, демонстрациях,    
шествиях и пикетированиях". Мы с вами его дружно принимали, учли все            
поправки, все замечания Президента. Но произошло какое-то недоразумение. Я      
напоминаю, что мы с вами приняли этот закон и еще четыре вытекающие из него.    
Президент подписал все четыре закона, кроме основного.                          
                                                                                
Конкретных замечаний по данному закону нет. Я думаю, что этот закон             
внепартийный, он касается нас с вами всех. И как важно принять законы           
избирательного блока, так же важно принять и закон о собраниях, потому что      
наступает осень, как раз тот период, когда активно проводятся собрания,         
пикетирования, и это относится и к "Выбору России", и к коммунистам, и к        
аграриям - ко всем.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, я обращаюсь с просьбой проголосовать, поддержать нас,        
комитет, и преодолеть вето Президента.                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Алевтина Викторовна, можно вас спросить: а в письме       
Президента хоть какое-то замечание имеется?                                     
                                                                                
АПАРИНА А.В. Читаю...                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Может, принять в редакции, предложенной Президентом?      
                                                                                
АПАРИНА А.В. А нет никакой редакции.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. С учетом.                                                 
                                                                                
АПАРИНА А.В. Читаю: "Данный федеральный закон не в полной мере соответствует    
Конституции Российской Федерации и не учитывает особенности проведения          
публичных мероприятий в г. Москве - столице Российской Федерации". Обращаю      
внимание, уважаемые коллеги: в то же время Президент подписывает Федеральный    
закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе столицы     
Российской Федерации". Вот такое несоответствие. Поэтому я обращаюсь с          
просьбой преодолеть вето Президента.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Получается: четыре закона, сопровождающих, - приняты,     
сам закон - не принят. Это, наверное, в Государствеенно-правовом управлении     
Президента, у Орехова, что-то случилось.                                        
                                                                                
Позвольте поставить на голосование: принять закон в прежней редакции. Прошу     
вас, коллеги, будьте внимательны. Тут придется быть активными, конечно, уже     
не вдвойне, а втройне. (Шум в зале.) Совет Федерации может и не                 
рассматривать. (Шум в зале.)                                                    
                                                                                
Кто без карточек, коллеги? Депутат Босхолов - за. Все проголосовали?            
                                                                                
Прошу вас, покажите результаты.                                                 
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              311 чел.             69,1%                        
Проголосовало против            3 чел.              0,7%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    314 чел.                                          
Не голосовало                 136 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
311 плюс 1 - 312. (Аплодисменты.)                                               
                                                                                
АПАРИНА А.В. Спасибо.                                                           
                                                                                

Заседание № 87

17.02.1995
Вопрос:

О Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4248 по 4517 из 5759
О Федеральном законе "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и          
пикетированиях" (в связи с отклонением Президентом Российской Федерации).       
Доклад полномочного представителя Президента Российской Федерации в             
Федеральном Собрании Александра Максимовича Яковлева. Содоклад члена Комитета   
по делам общественных объединений и религиозных организаций Алевтины            
Викторовны Апариной.                                                            
                                                                                
Прошу вас, Александр Максимович.                                                
                                                                                
ЯКОВЛЕВ А.М. Уважаемые депутаты! Президент Российской Федерации отклонил        
Закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях",        
поскольку ряд положений не вполне обеспечивает как безопасность самих           
публичных мероприятий, так и правовую свободу граждан, не участвующих в этих    
мероприятиях.                                                                   
                                                                                
Начнем с первого замечания. Президент предлагает отнести территории,            
непосредственно прилегающие к зданиям, занимаемым органами власти и органами    
местного самоуправления, к местам, запрещенным для проведения публичных         
мероприятий. Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и   
религиозных организаций не счел возможным согласиться с этим замечанием         
Президента и указал, что проведение публичных мероприятий вблизи зданий, где    
располагаются органы госвласти и местного самоуправления, вполне                
целесообразно, поскольку (шум в зале)... Минуточку, давайте я уж докончу,       
послушайте, пожалуйста... Поскольку публичные мероприятия проводятся для        
того, чтобы довести мнения граждан до сведения органов госвласти или для        
предъявления к ним определенных требований. Должен заметить, что обе позиции    
достаточно обоснованы. Однако комитет, не соглашаясь с президентской            
позицией, изложил ее не вполне корректно.                                       
                                                                                
О чем речь-то идет? В письме Президента говорится о территории,                 
непосредственно прилегающей к зданию. Комитет говорит о территории,             
находящейся вблизи здания, что все-таки не вполне одно и то же.                 
                                                                                
Что же предлагается в качестве компромисса? Определить в законе минимальное     
расстояние от здания до места проведения публичных... Например, не ближе 100    
метров, что позволило бы обеспечить проход, проезд, безопасность служащих и     
лиц, имеющих доступ в здание. Это ведь исторически сложившееся положение, вот   
послушайте-ка: в дореволюционном законодательстве было указано, что публичное   
мероприятие на открытом воздухе должно проводиться не ближе одной версты от     
здания государственных органов. Мы же предлагаем 100 метров. (Шум в зале.)      
Ну, давайте мы по очереди, если можно.                                          
                                                                                
Все изложенное относится к зданиям, занимаемым федеральными органами            
госвласти. Что же касается зданий, занимаемых органами госвласти субъектов      
Федерации или органами местного самоуправления, предлагают в законе             
предоставить им право решать этот вопрос по своему усмотрению. То есть          
стометровая зона, по предложению Президента, может быть установлена в           
отношении федеральных органов, если вы согласитесь.                             
                                                                                
Далее. Президент предлагает не проводить публичные мероприятия с 23 часов до    
семи по местному времени, то есть ночью. Комитет полагает, что временных        
ограничений прав и свобод человека Конституция не предусматривает.              
                                                                                
Но у нас есть, правда, часть 3 статьи 55 Конституции, по которой возможно       
ограничение федеральным законом прав и свобод человека уже в той мере, в        
какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.       
Проведение этих мероприятий в ночное время все-таки создает угрозу праву на     
отдых, влечет опасность совершения противоправных действий. (Вы представьте     
себе все-таки ночную обстановку.) В связи с этим внесение данного ограничения   
в федеральный закон представляется правомерным. А довод комитета о том, что     
права и интересы других лиц учтены в части второй статьи 10 закона, не          
обоснован, так как тут говорится только о запрещении шума, в то время как       
проведение публичных мероприятий неминуемо будет сопровождаться                 
дополнительным освещением прожекторами, факелами, кострами. Кроме того, из-за   
темноты будет затруднено обеспечение общественного порядка и безопасности.      
                                                                                
Наконец, пункт 6 части второй статьи 20 закона предлагается исключить.          
Почему? Потому, что он расширяет полномочия сотрудников органов внутренних      
дел, которые, на самом-то деле, могут лишь помогать в пределах                  
предоставленных им прав должностным лицам в осуществлении их полномочий, если   
им окажут противодействие. Об этом говорится в Законе "О милиции", пункт 23     
статьи 10. Здесь есть некоторое расширение, как нам представляется,             
полномочий именно милиционеров.                                                 
                                                                                
И последнее, четвертое, замечание Президента. Оно касается только, так          
сказать, системы принципов кодификации. По этим принципам, как вы знаете,       
изменения и дополнения Уголовного кодекса, Уголовно-процессуального, Кодекса    
об административной ответственности могут вноситься только путем принятия       
отдельных законов. Эти законы должны иметь соответствующее название,            
указывающее, в какой конкретно кодекс вносятся изменения и дополнения, а не     
такой общей формулировкой.                                                      
                                                                                
В связи с изложенным прошу вас поддержать эти предложения Президента.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы к Александру Максимовичу? Есть.           
Пожалуйста, Анатолий Иванович Ярошенко, прошу вас.                              
                                                                                
ЯРОШЕНКО А.И. Господин представитель Президента, скажите, а где в Москве        
найти такую площадь, где бы было менее 100 метров до здания? Одна была, но ее   
сегодня застраивают, вы видите. А где еще есть?                                 
                                                                                
ЯКОВЛЕВ А.М. Я думаю, что если определенная часть площади прилегает к           
центральному зданию, то митинг может быть проведен на второй половине этой      
площади. Все-таки две сотни метров - это нормальная величина для площади. Я     
так полагаю.                                                                    
                                                                                
Ну и потом вопрос о количестве метров в принципе не отрицается. Просто          
выдвигается тезис, что, может быть, сто метров - много. Давайте прикинем.       
Может быть, 75 будет достаточно. Важно все-таки в принципе - будут у нас        
ограничения или прямо под окнами можно это делать? (Шум в зале.) Вот об этом    
и речь.                                                                         
                                                                                
Значит, раз не под окнами, значит, нужен коридор.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не отвлекайтесь, Александр Максимович.                    
                                                                                
Депутат Таланов, прошу вас.                                                     
                                                                                
ТАЛАНОВ В.Л. Я прошу прощения, у меня вопрос по второму замечанию Президента,   
касающемуся времени проведения публичных мероприятий. Правильно ли я понимаю,   
что если данное замечание Президента будет учтено, то ночные бдения, подобные   
тем, которые в 1991 году были перед Белым домом в августовские дни, кстати,     
как и ночные бдения "Выбора России" в октябре 1993 года перед зданием           
Моссовета (если меня память не обманывает), становятся абсолютно незаконными    
мероприятиями, и, соответственно, ночью граждане, которые собрались возле       
некоего государственного учреждения, чтобы, в частности, защитить его, могут    
быть на вполне законных основаниях разогнаны органами Министерства внутренних   
дел.                                                                            
                                                                                
ЯКОВЛЕВ А.М. Здесь два замечания. Во-первых, закон не имеет обратной силы.      
Поэтому, если он будет принят, он будет действовать впредь на события,          
которые могут произойти. Это первое.                                            
                                                                                
Второе. Я думаю, что митинг или публичное шествие - это одно, а, так сказать,   
присутствие вблизи какого-то здания, не имеющее таких целей, - несколько        
другое. Хотя понимаю ваш вопрос, что впредь, так сказать, возможности ночных    
мероприятий такого митингового характера, естественно, ограничиваются. Они      
считаются незаконными, если вы с этим согласитесь. Если не согласитесь, такая   
возможность будет продолжать существовать.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Гудима Тамара Михайловна.                         
                                                                                
ГУДИМА Т.М. Вот ведь какая вещь-то... Во многих населенных пунктах сложилось    
так, что единственная площадь находится именно около таких зданий.              
Единственное место. Там раньше были трибуны, там проходили демонстрации. Это    
место для людей, понимаете, приобретает характер определенного ритуала... И     
если взять реальную практику, реальную жизнь, то все местные органы власти      
скопируют наш закон. Мы, кстати, их этому учим. Чтобы они не отличались...      
                                                                                
И еще один вопрос. Сейчас очень расширилось число федеральных органов власти.   
Это относится ко всем органам власти.                                           
                                                                                
Наконец, последнее. Не большая ли опасность для органов власти, когда в этих    
зданиях располагаются коммерческие структуры?                                   
                                                                                
ЯКОВЛЕВ А.М. На последний вопрос мне трудно ответить. Я думаю, что он не        
совсем в плане нашего закона. И понимаю ваш вопрос и вашу заботу. Но мы не      
случайно здесь выделяем только федеральные органы государственной власти.       
Следовательно, органы самоуправления и субъектов Российской Федерации могут     
устанавливать свои правила. И, в конце концов, вопрос ведь заключается в том,   
что мы все согласны с тем, что какая-то территориальная граница должна быть     
определена. Президент предлагает сто метров. Может быть, это много. Может       
быть, доработать этот законопроект, вместо того чтобы ставить его на            
голосование по преодолению вето. Можно будет найти и, так сказать,              
удовлетворяющую нас всех границу, если мы согласны, что эта граница в законе    
должна быть. Если вы считаете, что не должно быть, опровергайте вето            
Президента. Это ваше право.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутат Семаго Владимир Владимирович.                     
                                                                                
СЕМАГО В.В. Большое спасибо.                                                    
                                                                                
Уважаемый выступающий, я хотел бы задать вам вот какой вопрос. Скажите,         
пожалуйста: есть ли какие-то ограничения в части организации митинга теми       
людьми, которые не проживают на территории данного города? Я имею в виду,       
например, условно предстоящие, так сказать, выступления шахтеров, которые       
организуют митинг в Москве. Может ли состояться такой санкционированный или     
несанкционированный митинг? Я понимаю, что к замечаниям, которые вы сейчас      
рассматриваете, это напрямую не относится, но тем не менее...                   
                                                                                
ЯКОВЛЕВ А.М. Я выскажу мое личное мнение. Я бы никогда не ставил вопрос об      
осуществлении гражданских прав и свобод в зависимости от места проживания или   
от прописки. Это мое глубокое убеждение. Я считаю, что вообще ограничения,      
связанные с пропиской, антиконституционны.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Максимович.                            
                                                                                
Слово предоставляется Алевтине Викторовне Апариной, члену Комитета              
Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных            
организаций. Прошу вас, Алевтина Викторовна.                                    
                                                                                
АПАРИНА А.В. Уважаемые товарищи, уважаемые коллеги! Александр Максимович в      
качестве доказательств правоты тех претензий, которые предъявил Президент,      
привел пример, что до революции за версту нельзя было проводить митинги и       
собрания... Так вот наш закон и подготовлен с той целью, чтобы мирным путем     
все разрешать, не доводить до революции, до насильственных методов. Как вы      
понимаете, главным пунктом из тех четырех претензий, которые высказал           
Президент, конечно, заглавным является пункт по поводу того, чтобы не           
проводить публичные мероприятия вблизи зданий, где расположены органы           
государственной власти и органы местного самоуправления. Вы меня извините, а    
для чего ж тогда и проводятся митинги и собрания? Именно для того, чтобы        
привлечь внимание властей. Что ж мы так уж заботимся о них, оберегаем их?       
                                                                                
Здесь говорилось в подтверждение мнения Президента по поводу того, что по       
причине их проведения ухудшаются условия труда граждан, работающих вблизи, и    
так далее. А почему мы заботимся только о гражданах, которые в этих зданиях     
находятся? А в других как же? Любое проведение публичного мероприятия,          
конечно, создает определенные условия, которые не всем нравятся.                
                                                                                
Поэтому по поводу этого главного замечания мы считаем, что это должно           
остаться в нашем законе. Я напоминаю, уважаемые коллеги, что, когда мы          
докладывали здесь проект закона, мы акцентировали ваше внимание на этом         
пункте, говорили, что существуют и другие мнения. Мы с вами проголосовали и     
сошлись, так сказать, очень принципиально на том, чтобы оставить это            
положение.                                                                      
                                                                                
По поводу того, что Президентом Российской Федерации предлагается ограничить    
проведение публичных мероприятий с 7 до 23 часов по местному времени. Кроме     
всего прочего, реализацией этого предложения будет нарушена статья 17           
Конституции Российской Федерации. Я уж не говорю о том (коллега задавал         
вопрос), что если проводятся пикетирование, голодание и так далее, тогда        
должны на ночь уходить, то есть здесь нарушаются права граждан.                 
                                                                                
То, что касается третьего предложения. Президент Российской Федерации           
предлагает отдать право принятия решения о прекращении публичного мероприятия   
уполномоченному представителю главы администрации, а не уполномоченному         
органов внутренних дел. А если публичное мероприятие запрещено, не разрешено    
главой администрации, стало быть, и уполномоченного не будет. Кому же там       
прекращать? А если будет создана реальная угроза жизни и здоровью граждан, а    
также имуществу юридических и физических лиц, то это функция органов            
внутренних дел, проистекающая из их обязанностей в соответствии с Законом "О    
милиции". Мы считаем, что надо оставить так, как это определено в законе. Мы    
считаем, что вариант статьи 20 в тексте федерального закона, который            
обязывает уполномоченного представителя органов внутренних дел принимать        
решение о прекращении публичного мероприятия, является более                    
предпочтительным.                                                               
                                                                                
И наконец, последнее. Президентом Российской Федерации предлагается вносить     
изменения в существующее законодательство отдельными законами. У нас же здесь   
отдельная статья по изменению и дополнению в существующие законы. Данное        
предложение, уважаемые коллеги, вступает в противоречие со статьей 97           
Регламента Государственной Думы. Да и с другой стороны, полагаем весьма         
удобным размещение санкций за нарушение данного закона в самом тексте закона,   
так как это позволяет всем участвующим сторонам заранее знать меру              
ответственности за нарушение закона, что, в свою очередь, должно снизить        
количество возможных нарушений.                                                 
                                                                                
Учитывая вышеизложенное, Комитет по делам общественных объединений и            
религиозных организаций рекомендует одобрить Федеральный закон "О собраниях,    
митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в ранее принятой            
редакции. Мы обращаемся к вам, коллеги, с просьбой поддержать. Тем более, что   
в третьем чтении за предложенный проект закона голосовали 300 с лишним          
депутатов. Сегодня обращались к мужчинам: "Будьте мужчинами!" Я обращаюсь к     
депутатам: будьте принципиальными до конца, мы с вами голосовали за этот        
закон. Я прошу поддержать закон в том варианте, в котором он был проголосован   
нами в третьем чтении.                                                          
                                                                                
Между тем, Иван Петрович, я все-таки выражаю сомнение: есть ли здесь 300        
депутатов? Очень большие сомнения. Я, может быть, и в нарушение Регламента,     
но все-таки это же закон... Может быть, мы проведем еще раз регистрацию?        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, проводить ничего не будем.                           
                                                                                
АПАРИНА А.В. Нет - значит нет.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Мы проводить ничего не будем...                      
                                                                                
АПАРИНА А.В. Я очень сомневаюсь, что здесь присутствует...                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Перенести на среду - это дело другое.                     
                                                                                
АПАРИНА А.В. ...недостаточное количество депутатов и просила бы в связи с       
этим перенести голосование.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Комитет просит перенести голосование на среду, на         
первые утренние часы. Нет возражений, коллеги? Никто не настаивает? Не          
настаивают.                                                                     
                                                                                
АПАРИНА А.В. Спасибо.                                                           
                                                                                

Заседание № 55

12.10.1994
Вопрос:

О проекте федерального закона о собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и пикетировании.

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3476 по 3771 из 5510
Следующий вопрос повестки дня - о проекте федерального закона о собраниях,      
митингах и демонстрациях, шествиях и пикетировании. Доклад члена Комитета по    
делам общественных объединений и религиозных организаций Апариной Алевтины      
Викторовны. Прошу Вас, Алевтина Викторовна.                                     
                                                                                
АПАРИНА А.В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.             
                                                                                
Уважаемые депутаты, проект закона о собраниях, митингах и демонстрациях...      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поближе к микрофону, Алевтина Викторовна, прошу Вас.      
                                                                                
АПАРИНА А.В. ...шествиях и пикетировании подготовлен Комитетом по делам         
общественных объединений и религиозных организаций и представляется сегодня     
на ваше рассмотрение. Его разработка вызвана следующими обстоятельствами:       
необходимостью привести действующее законодательство в соответствие с           
процессами демократизации и развития политического плюрализма в обществе,       
вступлением России в мировое сообщество и принятием ею в связи с этим           
обязательств по обеспечению международно-правового стандарта в области          
реализации и гарантий прав и свобод граждан. И, несомненно, одним их важных     
обстоятельств является принятие Конституции Российской Федерации, в которой     
закреплены права на проведение собраний и митингов. В связи с этим требуется    
принятие нормативного акта, регулирующего этот процесс.                         
                                                                                
Целью настоящего законопроекта является создание системы правовых норм,         
которые обеспечат оптимальные условия организации и проведения публичных        
мероприятий. В нем закреплены принципы единства прав и обязанностей             
организаторов публичных мероприятий, его участников, а также глав               
исполнительной власти и органов местного самоуправления. Наряду с этим проект   
закона содержит государственные гарантии права граждан на свободу публичных     
мероприятий, не подлежащего ограничению иначе, как Конституцией или             
федеральным законом. Представленный законопроект разработан с учетом            
замечаний и предложений, которые были высказаны в свое время еще в Верховном    
Совете Российской Федерации (во втором чтении рассматривался законопроект       
подобного плана), а также содержатся в положениях, закрепленных в новой         
Конституции, и в тех замечаниях, которые высказал в свое время Президент по     
законопроекту, разработанному Верховным Советом Российской Федерации.           
                                                                                
Я докладываю вам, уважаемые депутаты, что в начале разработки закона было два   
альтернативных проекта: подготовленный комитетом и подготовленный группой       
ученых-специалистов МВД. В ходе совместной работы появился один законопроект,   
который и представляется вам на рассмотрение. Кроме того, при разработке        
законопроекта учтены законодательство развитых зарубежных стран (к слову        
сказать, в большинстве из них такие законы уже приняты и действуют), а также    
нормы международного права и система законодательства Российской Федерации и    
ее субъектов.                                                                   
                                                                                
Хочу сказать, что несмотря на то, что мы в Государственной Думе еще не          
приняли такие законы, как закон о политических партиях, о праве граждан на      
объединение, основные положения этих законопроектов согласованы и учтены нами   
при разработке данного законопроекта. Это было удобно и легко сделать,          
поскольку они разрабатывались нашим комитетом.                                  
                                                                                
В основе концепции представленного вам законопроекта заложены следующие         
принципы. Прежде всего - это то, что заявление о праве граждан на проведение    
публичных мероприятий носит уведомительный характер. Заложены также положение   
о том, что местные власти не могут отказать в праве принятия этого заявления,   
и принцип о том, что все субъекты данного правоотношения равны перед законом    
и судом. Этот принцип реализован путем подробной регламентации прав и           
обязанностей участников публичных мероприятий, всех его организаторов,          
представителей органов власти. В законопроекте дана классификация, точное       
определение видов публичных мероприятий. Представлена подробная регламентация   
процедурных моментов проведения мероприятий, что обусловлено необходимостью     
отграничить публичные мероприятия от иных форм политической деятельности        
граждан. Кроме того, предложена подробная классификация территорий,             
помещений, используемых для проведения публичных мероприятий.                   
                                                                                
Обращаю ваше внимание на статьи 19 и 20, где мы специально ввели положения об   
обязанностях и правах уполномоченных представителей органов власти и органов    
внутренних дел. Кроме того, учтены трагические уроки октября прошлого года: в   
данном законопроекте записано, что в обязанности уполномоченного                
представителя органов внутренних дел входит защита участников публичного        
мероприятия, проводимого в соответствии с настоящим законом, от любых форм      
насилия или угрозы насилия. А также в статье 23 имеется положение о том, что    
неповиновение или сопротивление законным требованиям представителей органов     
внутренних дел отдельных участников публичного мероприятия не может служить     
основанием для запрещения этого публичного мероприятия.                         
                                                                                
При разработке законопроекта наибольшие споры вызвали следующие положения.      
Во-первых, само название. Первоначально законопроект назывался "О публичных     
мероприятиях". Затем мы посоветовались и, учитывая положение статьи 15          
Конституции о том, что законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской    
Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации, на         
основании статьи 31 Конституции и в точном соответствии с этой статьей          
назвали закон "О собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и                
пикетировании".                                                                 
                                                                                
Кроме того, спор вызывало положение о том (и, в частности, это было в           
законопроекте, подготовленном МВД), что запрещается проведение публичных        
мероприятий на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям, в которых    
расположены органы государственной власти Российской Федерации, субъектов       
Федерации. Мы исключили это положение, так как считаем его недемократичным.     
                                                                                
В законопроекте осталось положение, предложенное работниками Министерства       
внутренних дел, о том, что участники демонстраций не имеют права носить         
одежду, которая идентична форме сотрудников органов внутренних дел. Наше        
предложение - не согласиться с этим мнением, так как это нарушает права         
человека, и нам думается, что в данном случае это положение можно исключить     
из данного законопроекта.                                                       
                                                                                
На данный законопроект получены заключения многих комитетов, некоторых          
правозащитных организаций, они также обсуждались в ряде городов. В основном     
это заключения одобрительного характера. Но вместе с тем высказан ряд           
замечаний и предложений. В частности, есть сомнение, что права участников,      
как считают некоторые, сужены, организаторов - чрезмерно расширены.             
Заместитель Председателя Государственной Думы Венгеровский внес предложение -   
более конкретно определить место расположения суда, куда могут обратиться       
участники, организаторы публичного мероприятия при нарушении данного закона.    
Аграрная партия вносит предложение - усилить положения, касающиеся              
ответственности органов местного самоуправления за необоснованное запрещение    
публичных мероприятий.                                                          
                                                                                
Кроме того, был высказан и ряд других замечаний, которые справедливы. Мы        
думаем, что они значительно обогатят закон и во втором чтении, несомненно,      
будут учтены.                                                                   
                                                                                
Концепция законопроекта и первичный текст разработаны группой авторов под       
руководством Анохина Владимира Михайловича, секретаря Судебной палаты по        
информационным спорам при Президенте Российской Федерации. В разработке         
законопроекта принимали участие представители Министерства юстиции, МВД,        
Генеральной прокуратуры, ФСК Российской Федерации.                              
                                                                                
Хотелось бы особо подчеркнуть, что реализация данного законопроекта не          
потребует каких-либо дополнительных материальных затрат. Вместе с тем           
принятие разработанного проекта закона, на наш взгляд, будет способствовать     
совершенствованию правопорядка и обеспечит реализацию конституционного права    
граждан на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования,   
а также других публичных мероприятий, будет способствовать ослаблению           
социальной напряженности в обществе.                                            
                                                                                
Если данную концепцию представленного законопроекта депутаты поддержат, мы      
вносим предложение принять данный законопроект в первом чтении.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу - ваши вопросы к докладчику. Первый микрофон.       
                                                                                
МАРТЕМЬЯНОВ В.С. Уважаемая Алевтина Викторовна, известно, что большая часть     
мероприятий такого характера касается социальных и политических требований.     
Известно также, что в нашей Конституции сказано, что запрещаются мероприятия,   
проповедующие социальную вражду. Не считаете ли Вы, что в этих условиях         
необходимо продумать, как заложить такие идеи, которые не позволили бы любые    
социальные выступления и даже политические выступления квалифицировать как      
пропаганду социальной вражды?                                                   
                                                                                
АПАРИНА А.В. Этот вопрос поднимался на заседании комитета, на заседании         
рабочей группы. Если коротко ответить на него, то да, считаю и думаю, что в     
дальнейшем (это высказал ряд комитетов) надо более подробно это проработать.    
Я думаю, что с помощью юристов, депутатов мы этот вопрос еще раз внимательно    
рассмотрим, чтобы была подстраховка гарантии, чтобы не злоупотребляли           
положениями этого закона недобросовестные люди.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Второй микрофон. Прошу Вас.                               
                                                                                
НИКОНОВ В.А. Алевтина Викторовна, мой вопрос навеян некоторой неясностью        
статьи 3. Здесь сказано: "Действие настоящего закона не распространяется на     
организацию и проведение публичных мероприятий в пределах территории и          
помещения, находящихся в собственности, аренде или ином законном                
пользовании..." То есть, исходя из этой формулировки, получается, что           
действие закона вообще ни на что не распространяется, поскольку у нас все       
находится в собственности, аренде или ином законном пользовании. В связи с      
этим остальные статьи вызывают очень много вопросов. Два маленьких конкретных   
примера - и Вы попробуйте мне пояснить. Скажем, какая-то партия - партия        
любителей пива - по соседству, в Колонном зале Дома союзов, хочет               
организовать свое мероприятие, собрание. Должна ли она получать от              
администрации разрешение? Или крестный ход на Пасху. Нужно ли получать          
разрешение в связи с этим, исходя из трактовки статьи 3?                        
                                                                                
Второй вопрос. Там, где речь идет об обязанностях органов внутренних дел по     
обеспечению правопрорядка во время проведения массовых мероприятий, в           
обязанности им вменяется защита участников публичного мероприятия от любых      
форм насилия или угрозы насилия. Нет ли необходимости предусмотреть в числе     
обязанностей органов внутренних дел и защиту граждан от участников этих         
мероприятий?                                                                    
                                                                                
АПАРИНА А.В. Это вопросы скорее для дискуссии. Так можно рассматривать эти      
вопросы. Ни один закон детально не распишет все мероприятия, жизнь              
значительно богаче.                                                             
                                                                                
По поводу первого Вашего вопроса. Мы имели в виду прежде всего, что есть        
собрания общественных организаций, есть наши встречи с избирателями - это       
тоже собрания, есть торжественные собрания, есть собрания учредительных         
каких-то организаций. Прежде всего это имелось в виду, так как надо было        
разграничить.                                                                   
                                                                                
Что касается второго вопроса - по поводу защиты работников милиции от           
участников тех или иных манифестаций, политических мероприятий... Если речь о   
милиции, то есть закон о милиции. Если речь о защите граждан, о том, что,       
сами себя изобьют участники демонстрации, то для этого и будут уполномоченные   
представители милиции, которые должны следить за тем, чтобы обе стороны         
выполняли те положения закона, которые заложены в данном законопроекте.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первый микрофон. По процедуре.                            
                                                                                
ЧУРКИН С.А., фракция Либерально-демократической партии России.                  
                                                                                
Я предлагаю прекратить обсуждение и перейти к голосованию.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги у микрофонов, настаиваете на своих вопросах?      
Третий микрофон.                                                                
                                                                                
МАРЫЧЕВ В.А. Алевтина Викторовна, я обращаюсь к Вам как участник митингов,      
так сказать, походов по городу Москве. Я люблю ходить по Москве: погода         
хорошая, так сказать, осенняя... Вот статья 31. Здесь сказано, что право на     
проведение публичных мероприятий ограничивается в случае введения               
чрезвычайного положения. Как мы помним, Егор Тимурович Гайдар в октябре, как    
раз во время чрезвычайного положения, призвал всех выйти на улицы. Исключает    
ли статья 31 вакханалию, которая устраивается на Красной площади без всякой     
заявки? Маша Распутина там без колготок выступает: поет, понимаете ли, песни.   
На Красной площади, у Мавзолея В.И.Ленина, какие-то рок-группы с цепями.        
                                                                                
Вопрос стоит таким образом. Постановление своевременное. Я призываю всех        
депутатов проголосовать за него, а затем привлечь к уголовной ответственности   
Егора Тимуровича Гайдара за то, что он нарушил это постановление... И           
гарантирует ли в дальнейшем статья 31 (если мы принимаем это постановление)     
невозможность обращения к людям с призывом проводить подобные мероприятия во    
время чрезвычайного положения?                                                  
                                                                                
АПАРИНА А.В. Я отвечаю коротко, несмотря на иронический характер вопроса. Ну,   
во-первых, законы, которые мы принимаем, в том числе и этот проект закона,      
пишутся не для одного Гайдара, извините, а для всех, и мы все обязаны их        
выполнять. И я думаю, гарантией того, что этот закон будет выполняться (как и   
другие, между прочим), явится разговор, который нам предстоит, по поводу        
того, что нынче не выполняются законы, которые мы принимаем. Это общая          
проблема, и мы должны работать над ее разрешением.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Четвертый микрофон. Прошу Вас, Сергей Александрович.      
                                                                                
ГЛОТОВ С.А., депутат Государственной Думы.                                      
                                                                                
Алевтина Викторовна, безусловно, группой разработчиков проделана большая        
работа. Представлен добротный проект закона, разработанный при участии          
юристов и других специалистов. Наша депутатская группа "Российский путь"        
будет голосовать, безусловно, за принятие этого документа в первом чтении.      
Однако хотелось бы обратить ваше внимание на статью 4 "Распространение          
действия настоящего Закона на иностранных граждан и лиц без гражданства".       
Дайте, пожалуйста, пояснение: не слишком ли упрощен доступ иностранных          
граждан и лиц без гражданства к проведению публичных мероприятий в Российской   
Федерации? А в целом мы одобряем этот документ и будем, безусловно,             
голосовать за принятие его в первом чтении.                                     
                                                                                
АПАРИНА А.В. Эта статья вызвала споры также среди разработчиков и в нашем       
комитете. Мы решили следовать Конституции, тому, что записано в Конституции,    
что положено в отношении иностранных граждан. Руководствуясь этим, мы и         
сформулировали эту статью.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пятый микрофон. Прошу Вас.                                
                                                                                
АНИЧКИН И.С., депутат Государственной Думы.                                     
                                                                                
Уважаемая Алевтина Викторовна, меня беспокоит вопрос: как согласуется этот      
проект закона с нашим уголовным законодательством? В некоторых статьях          
оговаривается, что те или иные действия влекут за собой ответственность в       
соответствии с настоящим законом, как-то: принуждение к участию в публичных     
мероприятиях; нарушение настоящего закона; отказ в допуске на публичное         
мероприятие. Как мне представляется, у нас в уголовном законодательстве пока    
не предусмотрена такая ответственность. Поэтому меня беспокоит, как этот        
проект закона согласуется с нашим уголовным законодательством.                  
                                                                                
АПАРИНА А.В. Юристы, участвовавшие в разработке данного закона, этот вопрос     
прорабатывали, но Ваше замечание побуждает нас еще раз, при подготовке ко       
второму чтению, тщательно поработать над проектом закона в этой части.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Первый микрофон.                                          
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н.М. Уважаемые депутаты, я предлагаю прения прекратить, а             
представленный Алевтиной Викторовной законопроект поддержать голосованием.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алевтина Викторовна. Прошу Вас:                  
присаживайтесь.                                                                 
                                                                                
Коллеги, никто не настаивает на проведении прений?.. Принимается.               
                                                                                
Позвольте поставить на голосование постановление Государственной Думы о         
проекте федерального закона "О собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях    
и пикетировании", в пункте 1 которого записано: "Принять в первом чтении        
проект федерального закона "О собраниях, митингах и демонстрациях, шествиях и   
пикетировании" и далее по тексту (у вас он имеется на руках). Ставится на       
голосование постановление Государственной Думы. Прошу голосовать. Включите      
режим голосования. Идет голосование.                                            
                                                                                
Без карточек? Коллеги, прошу вас. Первый микрофон.                              
                                                                                
ЧУРКИН С.А. "За".                                                               
                                                                                
МОИСЕЕВ А.С. "За".                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу показать результаты голосования.                    
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 35 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              318 чел.             70,7%                        
Проголосовало против            2 чел.              0,4%                        
Воздержалось                    1 чел.              0,2%                        
Голосовало                    321 чел.                                          
Не голосовало                 129 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
318 плюс два - 320. Принимается. Спасибо.