Заседание № 299

17.05.2016
Вопрос:

О проекте федерального закона № 945567-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом обеспечении дополнительного образования детей)" (внесён депутатами Государственной Думы С. М. Мироновым, В. Е. Шудеговым, О. Л. Михеевым, А. В. Казаковым, О. Н. Смолиным, а также Н. В. Левичевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5812 по 5985 из 6276
31-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в     
федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих          
принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных       
органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом    
обеспечении дополнительного образования детей). Доклад Виктора Евграфовича      
Шудегова.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШУДЕГОВ В. Е., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вашему вниманию              
представляется законопроект о финансовом обеспечении дополнительного            
образования школьников. Кстати, в следующем году мы будем отмечать столетие     
этого вида образования: впервые термин "дополнительное образование" появился    
в Законе "Об образовании" 92-го года, до этого, с 1917 года, существовал        
термин "внешкольное образование", а затем с 30-го по 92-й год - "внешкольное    
воспитание". Уважаемые коллеги, большинство наших депутатов - знаменитые        
олимпийские чемпионы, артисты, шахматисты и так далее, а также знаменитый       
математик Перельман, они все прошли систему дополнительного образования.        
                                                                                
Коллеги, в 43-й статье Конституции Российской Федерации наше образование не     
делится на основное и дополнительное, образование у нас является бесплатным,    
за исключением высшего образования, но статья 5 нового закона об образовании    
гласит, что бесплатной является только та часть нашего образования, которая     
входит в федеральные государственные образовательные стандарты.                 
Следовательно, дополнительное образование, которое, как правило, не входит в    
федеральные государственные образовательные стандарты, может не                 
финансироваться из бюджета, а следовательно, оно должно финансироваться из      
средств родителей или муниципалитетов, если там есть на это деньги.             
                                                                                
Уважаемые коллеги, не случайно эти вопросы находятся в сфере пристального       
внимания самого Президента Российской Федерации Владимира Владимировича         
Путина: в 2014 году о необходимости поддержки дополнительного образования он    
говорил в своём послании, а вчера, как вы видели по телевизору, в средствах     
массовой информации, проводился мониторинг исполнения майских указов            
президента, и Владимир Владимирович Путин в том числе остановился на            
необходимости поддержки дополнительного образования. Президент отметил, что     
со следующего года дополнительное образование в бюджетах субъектов Российской   
Федерации будет выделено отдельной строкой, - это, я считаю, очень важная       
поддержка системы дополнительного образования, - к этому президент добавил,     
что к 2020 году 70 процентов ребятишек должны быть охвачены системой            
дополнительного образования.                                                    
                                                                                
Коллеги, ваш покорный слуга подготовил данный законопроект практически          
полностью в соответствии с высказываниями нашего президента. Данным             
законопроектом предлагается внести в закон "Об образовании в Российской         
Федерации" изменения, которые возлагают на субъекты Российской Федерации        
обязанность по обеспечению дополнительного образования детей посредством        
предоставления субвенций местным бюджетам. Законопроектом устанавливается       
также, что субвенции субъектов Российской Федерации местным бюджетам для        
финансового обеспечения дополнительного образования детей устанавливаются в     
размерах, предоставляющих возможность каждому обучающемуся осваивать            
дополнительную общеобразовательную программу в объёме не менее ста двадцати     
часов в год. Следовательно, устанавливаются финансовые гарантии на получение    
дополнительного образования каждым ребёнком в возрасте от 5 до 18 лет в         
среднем в объёме не менее трёх часов в неделю. Также в статью 26-3              
Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных             
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации" вносятся изменения, аналогичные тем, о которых шла речь   
ранее, - изменениям в Федеральный закон "Об образовании в Российской            
Федерации".                                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, считаю, что принятие данного закона существенно расширит     
возможности ребятишек по получению дополнительного образования. Напомню, что    
за последние десять лет сеть организаций дополнительного образования детей      
сократилась более чем на 5 тысяч, это означает, что каждый год закрывается      
500 учреждений дополнительного образования. Коллеги, я считаю очень важным,     
чтобы дети не только получали бесплатное образование в школе, но и посещали     
всевозможные кружки: спортивные, художественные, познавательные, народного      
творчества, юннатов, юных техников и так далее. Всё это в конечном счёте        
формирует мировоззрение ребёнка, а зачастую и определяет его будущую            
профессию.                                                                      
                                                                                
Прошу поддержать данный законопроект, подготовленный депутатами фракции         
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад члена Комитета по образованию Оксаны Владимировны Хоронжук.            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОРОНЖУК О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет Государственной      
Думы по образованию рассмотрел указанный проект федерального закона. В          
законопроекте предлагается расширить полномочия субъектов Российской            
Федерации, отнеся к их компетенции финансирование реализации программ           
дополнительного образования детей не только в муниципальных                     
общеобразовательных организациях, но и в других муниципальных образовательных   
организациях. Кроме того, авторы законопроекта предлагают установить            
минимальный гарантированный объём финансирования дополнительного образования    
детей субъектами Российской Федерации в муниципальных образовательных           
организациях из расчёта не менее ста двадцати часов в год, или трёх часов в     
неделю на одного обучающегося в возрасте от 5 до 18 лет.                        
                                                                                
Предлагаемые авторами законопроекта изменения не являются новыми, они уже       
закреплены нормами действующей редакции Федерального закона № 273-ФЗ "Об        
образовании в Российской Федерации". В частности, проектируемая норма об        
отнесении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской     
Федерации в сфере образования предоставления дополнительного образования        
детей в муниципальных дошкольных, общеобразовательных организациях,             
организациях профессионального образования отражена в части 2 статьи 8          
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".                    
                                                                                
Предложение об отнесении к полномочиям указанных органов государственной        
власти субъектов Российской Федерации предоставления дополнительного            
образования детей в государственных образовательных организациях субъектов      
Российской Федерации уже установлено пунктом 8 части 1 статьи 8 названного      
федерального закона № 273-ФЗ, а также подпунктом 14-1 пункта 2 статьи 26-3      
Федерального закона № 184-ФЗ "Об общих принципах организации                    
законодательных... и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Предложение авторов законопроекта о введении гарантированного объёма            
финансирования сто двадцати часов в год на каждого обучающегося не является     
обоснованным. Формулировка о ста двадцати часах в проекте закона порождает      
правовую неопределённость: идёт ли речь об одной дополнительной                 
общеобразовательной программе продолжительностью сто двадцать часов либо о      
количестве часов, в целом отводимых на освоение программ различной              
направленности: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной и     
так далее. Ни в самом тексте проекта федерального закона, ни в пояснительной    
записке к нему не сказано, относится указанное положение к возможности          
каждого обучающегося осваивать дополнительную общеобразовательную программу в   
объёме ста двадцати часов каждый год до достижения им возраста 18 лет либо в    
целом к возрастному периоду от 5 до 18 лет.                                     
                                                                                
Кроме того, комитет полагает, что введение указанной нормы повлечёт за собой    
необходимость увеличения расходных обязательств субъектов Российской            
Федерации. Комитет отмечает, что в настоящее время Государственной Думой        
принят в первом чтении проект федерального закона № 984375-6 "О внесении        
изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в        
части организации предоставления дополнительного образования детей в            
федеральных государственных образовательных организациях и частных              
организациях, реализующих дополнительные образовательные программы),            
внесённый Правительством Российской Федерации. Законопроект направлен на        
создание равных условий доступа к финансированию за счёт бюджетных              
ассигнований как государственных, муниципальных, так и частных организаций,     
реализующих программы дополнительного образования детей.                        
                                                                                
Профильный комитет Совета Федерации по науке и образованию, а также Счётная     
палата не поддерживают концепцию рассматриваемого сейчас проекта федерального   
закона, Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение на     
данный законопроект.                                                            
                                                                                
С учётом изложенного Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует    
Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона №     
945567-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в           
Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных         
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в Государственной Думе также     
не поддерживает законопроект.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли вопросы, уважаемые коллеги? Нет. Есть ли желающие выступить? Нет.      
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 43 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              191 чел.42,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    191 чел.                                          
Не голосовало                 259 чел.57,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.