Заседание № 42

17.05.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 945514-6 "О внесении изменения в статью 56 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части установления квоты выпускников образовательных организаций, расположенных в сельских населённых пунктах, в рамках общей квоты целевого приёма для получения высшего образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5439 по 5988 из 6223
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 56        
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации". Доклад Олега       
Анатольевича Нилова.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ещё одна идея,   
ещё одно предложение о том, как поддержать российское село, которое             
действительно в последние годы всё меньше и меньше получает внимания, денег,    
поддержки, законодательной поддержки. Идея заключается в следующем: сделать     
так, чтобы выпускники сельских школ, профессиональных учебных заведений,        
которые хотят получить высшее образование и вернуться на свою малую родину,     
чтобы продолжить там работу в первую очередь в таких отраслях, как              
здравоохранение, образование, сельское хозяйство, могли в пределах квоты        
поступать в высшие учебные заведения на бюджетные отделения.                    
                                                                                
Сегодня этот вопрос отдан, что называется, на откуп рынку, свободной            
конкуренции, ну а как конкурировать? Согласитесь, коллеги, для жителей          
столичных городов, больших городов созданы одни условия для получения знаний,   
для жителей села - совсем другие: там и последние библиотеки, как мы только     
что слышали, исчезают, там нужно работать, кроме того чтобы просто получать     
обязательные знания. И с учётом этих условий, конечно, я считаю, что            
конкуренция несправедливая. Это первый аргумент.                                
                                                                                
Второй. Когда мы сталкиваемся с проблемой, как заманить выпускников             
медицинских вузов, других специалистов обратно на село, мы создаём программы,   
говорим: давайте мы вам дом купим, дадим миллион или ещё какую-то сумму, вы     
только туда приезжайте, потому что у нас село оголено, нет профессионалов,      
нет выпускников вузов! Это вторая проблема, которая данным законопроектом,      
ну, если не решается, то минимизируется.                                        
                                                                                
Итак, моё предложение, коллеги: ввести такую новеллу, такую новацию и           
обеспечить квоту. Какой предполагается размер? Моё предложение: не более 5      
процентов бюджетных мест отдавать выпускникам сельских школ. Об этом можно      
спорить, можно дискутировать, я готов во втором чтении услышать ваши            
предложения, ваши поправки. Сейчас я предлагаю поговорить о главном - будем     
ли мы таким целевым образом поддерживать выпускников сельских школ?             
                                                                                
Ещё у меня была такая идея (но я думаю, что немногие откликнутся): я хотел      
предложить поднять руки тем, кто когда-то окончил сельскую школу, получил       
возможность бесплатно окончить вуз и таким образом стал тем, кем вы стали       
сегодня. Посмотрите сегодня на те сельские школы, выпускниками которых вы       
были: кого они выпускают, какие карьерные перспективы у ваших земляков и что    
вы лично сделали или готовы сделать для того, чтобы поддержать этих детей, на   
которых держится, должна будет держаться Россия?                                
                                                                                
Я много раз здесь выступал, говорил и буду говорить, что пока мы не вернём      
село хотя бы на те позиции, на которых оно было хотя бы пятьдесят лет назад,    
успеха в решении многих и многих задач нам не добиться. И возвращение           
специалистов на село - это один из небольших, но очень важных шагов.            
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Алёны Игоревны Аршиновой.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет       
Государственной Думы по образованию и науке не поддерживает аргументацию        
Олега Анатольевича Нилова, не поддерживает данный законопроект.                 
                                                                                
Авторы считают, что этот законопроект позволит обеспечить приток молодых        
специалистов на работу в сёла, но действующие нормы 56-й статьи 273-го закона   
уже позволяют обеспечивать подготовку кадров в соответствии с потребностями,    
то есть целевым образом. При этом я скажу, что возможно уже сегодня заключать   
договоры о целевом обучении по различным специальностям, в том числе и с        
организациями, которые расположены в сельской местности, и практика             
заключения таких договоров, повторю, существует.                                
                                                                                
Хочу сказать, что самый главный аргумент, в соответствии с которым мы не        
можем сегодня поддержать ваш законопроект, Олег Анатольевич (вижу, вас          
отвлекают), - это то, что вы фактически предлагаете снизить доступность         
обучения в образовательных организациях для сельских выпускников, потому что    
уже сегодня согласно статистике каждый четвёртый первокурсник - это выходец     
из села, то есть их 25 процентов, а вы закладываете вилку не менее 20           
процентов, то есть фактически это уже возможное ущемление прав.                 
                                                                                
Кроме того, ещё один момент. Вы знаете, что целевой приём, к сожалению,         
способствует снижению уровня качества приёма в вузы, - это то, над чем нам      
ещё нужно будет поработать совместно с минобром: средний балл за единый         
госэкзамен у абитуриентов по целевому приёму всегда ниже, чем у абитуриентов,   
поступающих на общих основаниях, то есть целевики, как правило, оказываются     
более слабыми студентами, это расхолаживает молодых людей. Сейчас и механизм    
целевого приёма тоже требует изменений, и мы как раз обсуждали инициативу об    
изменении именно этой статьи 273-го закона вместе с Минобрнауки, сейчас это     
одно из десяти приоритетных направлений работы нашего комитета - приглашаем     
вас присоединиться к этой работе.                                               
                                                                                
Хотелось бы также сказать, что не во всех вузах есть направления подготовки,    
выпускники которых востребованы в сельской местности. Можем даже назвать        
такие вузы, по которым, собственно, есть вопросы.                               
                                                                                
По поводу вилки я вам уже сказала: вы предлагаете квоту не менее 20             
процентов, а по факту уже 25 процентов, кроме того, в ваших материалах к        
законопроекту вообще отсутствуют обоснования этих цифр, то есть их нет, не      
существует.                                                                     
                                                                                
Далее, по поводу договора о целевом обучении. Я уже сказала, что он             
существует, но, единственно, сложно работает, вернее, он не работает. Вот на    
этом как раз нужно сконцентрироваться и решить эту проблему.                    
                                                                                
Дальше. Мне кажется, вполне жизнеспособной могла бы стать инициатива создания   
условий для дополнительной довузовской подготовки ребят - выходцев из           
сельских школ, потому что мы видим, что результаты ЕГЭ у них, как правило,      
ниже (как правило, но не факт, что всегда). Поэтому, я думаю, было бы здорово   
предложить им дополнительные возможности, тем более что, наверное, главная      
цель вашего законопроекта - это в том числе возврат ребят в сёла, например,     
врачами, которых не хватает: недокомплект фактически 50 процентов, и не         
только в сельской местности, но и в малых городах, не хватает фельдшеров, не    
хватает учителей, особенно тех, которые преподают по несколько дисциплин -      
географию, химию, биологию. Ну конечно, у сельских ребят при таких условиях     
количество баллов меньше, они менее конкурентоспособны. Я предлагаю             
сконцентрироваться на этом, а данный законопроект, к сожалению, отклонить.      
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Канаев Алексей Валерианович.                                                    
                                                                                
КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Олег Анатольевич, вам вопрос: какую проблему вы всё-таки хотите       
решить? Декларируется, что вы пытаетесь решить проблему возврата молодёжи на    
село специалистами, но квота не увеличивается, появляется квота в рамках уже    
существующей квоты, то есть увеличения не происходит, при этом риск того, что   
мы получим специалистов менее подготовленных, растёт как снежный ком.           
Складывается впечатление, что это не только не улучшит жизнь на селе, но и,     
наоборот, ухудшит: ну кто хочет получить неквалифицированного врача или         
плохо, слабо подготовленного учителя? Как вы считаете?                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон.                        
                                                                                
НИЛОВ О. А. Я ещё раз говорю, что сейчас нет никакой квоты, никакой             
обязанности ни у одного вуза принимать ребят из села. То, что Алёна Аршинова    
сказала, - это статистика, причём несколько лукавая, и вот почему, уважаемые    
коллеги: да, возможно, каждый четвёртый студент в России из села, это           
статистика, но где они учатся? Разве в медицинском вузе каждый четвёртый        
студент из села? Нет. А нам нужно, чтобы именно в медицинском вузе был из       
села каждый четвёртый студент, да ещё желательно, чтобы география была          
расширенная. Вот о чём я говорю, понимаете? То же самое учителя, работники      
культуры, агрономы и так далее, и так далее. Вот эту работу я и предлагаю       
сделать плановой и обязательной. Да, сегодня так получилось, может быть,        
такая вот статистика удачная, хотя ещё раз говорю, что по основным профессиям   
нет этой практики, если бы она была, то мы сегодня не обсуждали бы этот         
вопрос, поэтому давайте зафиксируем хотя бы на этом уровне - если будет мало,   
я готов обсудить и другие цифры во втором чтении.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ламейкин Дмитрий Викторович.                                                    
                                                                                
ЛАМЕЙКИН Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Анатольевич, в выступлении Алёны Игоревны очень верно было       
подмечено, что сейчас эффективно реализуется система заключения договоров с     
муниципалитетами - ребята из сельской местности едут по целевым направлениям    
получать образование, и здесь статистика, по крайней мере у нас... Я, как       
депутат, представляющий одномандатный округ, могу официально заявить, что эта   
практика набирает обороты.                                                      
                                                                                
Но вернёмся к вопросу. Вы проводите водораздел между городскими и сельскими     
жителями, но и сельские жители представляют абсолютно разные населённые         
пункты - по уровню образования, по уровню школ и так далее, - может быть, вы    
дальше в законопроекте вообще начнёте прописывать по количеству жителей         
поселения квоты? Предусматривается ли это в перспективе?                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон.                        
                                                                                
НИЛОВ О. А. Нет, пока нет такой идеи - по количеству жителей, по другим         
принципам. Если это житель села, я ещё раз говорю, если он готов вернуться -    
не просто получить бесплатно образование, а вернуться и отработать, заключает   
договор как следует... Давайте учитывать, что моё предложение заключается в     
том, чтобы сделать действующей вот эту идею, пока нет массового возвращения,    
всех 25 процентов студентов в России; вы знаете, если бы все они вернулись в    
свои сёла, какой был бы эффект! Так вот я говорю, что это является              
обязательным условием: заключил договор - обязательно вернёшься и отработаешь   
три года. Может быть, конечно, за это время создашь семью, останешься - это     
скрытый такой замысел, и в этом эффект положительный, причём абсолютно для      
всех, в том числе для тех ребят, которые, получив образование, станут здесь     
людьми, а без образования неизвестно, кем они вообще станут и куда потом        
уедут.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Водолацкий Виктор Петрович.                                                     
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Олег Анатольевич, я как раз заканчивал сельскую школу, поэтому проблем с этим   
нет, но у меня следующее пожелание разработчикам закона: надо понимать, что     
сегодня существуют квоты. Вот передо мной выступал представитель Кубани - в     
Ростовской области районные газеты пестрят объявлениями: подходите, мол,        
пожалуйста, давайте по квотам приходите учиться на врачей, учителей. То есть    
здесь проблемы нет, проблема в другом: молодёжь будет возвращаться в село,      
когда там будут созданы условия. Поэтому, когда мы будем принимать бюджет на    
2018-2019 годы, давайте увеличим средства по программам социального развития    
села на несколько миллиардов рублей, чтобы там были дороги, чтобы там были      
клубы, чтобы были центры досуга, школы новые, - тогда молодёжь будет туда       
возвращаться.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Но вопроса не было, это просто мнение было       
высказано.                                                                      
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня два вопроса.                                              
                                                                                
Первый вопрос - Олегу Анатольевичу, по поводу цифр: 5 и 20 - откуда эти цифры   
взялись, чем обоснованы? Особенно с учётом статистики, которую привела в        
итоге Алёна Игоревна.                                                           
                                                                                
А второй вопрос - Алёне Игоревне: каков сегодня процент возвращения целевиков   
в целом по России в те места, откуда они по целевому набору пошли?              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сначала депутату Нилову включите микрофон.                                      
                                                                                
НИЛОВ О. А. Ну, цифры предложены специалистами комитета ещё прошлого созыва     
(я являюсь только одним из авторов этого законопроекта) на основе той           
статистики, которая вот в том числе представлена сегодня. Но ещё раз говорю:    
мои предложения касаются каждого вуза и цифры являются показателем, не менее    
какого процента должна быть доля представителей селян. А статистика Алёны       
Игоревны, насколько я понимаю, касается всех вузов, то есть вот такой процент   
в среднем по России, а какие это вузы, нужны ли эти специалисты сегодня селу    
- это большой вопрос. Поэтому вот здесь такая разница в подходах.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Депутату Аршиновой Алёне Игоревне включите микрофон.                            
                                                                                
АРШИНОВА А. И. Спасибо за вопрос, это как раз, наверное, ключевой вопрос в      
обсуждении данного законопроекта. Почему? Потому что как раз предложенный       
законопроект никак не решает задачи возвращения целевиков в сёла. Отвечаю на    
ваш вопрос по статистике - наверное, сотые или десятые доли процента, то есть   
практически никто не возвращается. И я скажу почему: потому что те, кто         
направляет, не востребуют этого специалиста, он им как будто не нужен.          
Поэтому больше года назад, 2 марта 2016 года, я предложила на совещании         
Дмитрию Анатольевичу Медведеву рассмотреть ещё раз эффективность этой           
системы, он посмотрел и сказал, что она действительно неэффективная. Сегодня    
мы с Минобрнауки прорабатываем внесение новой законодательной инициативы - и    
чтобы договор был, отвечал всем требованиям, и чтобы выпускник имел рабочее     
место, и чтобы работодатель и жители были удовлетворены.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Марченко Евгений Евгеньевич.                                                    
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Олег Анатольевич, о каких квотах вообще может идти речь, если у нас   
в стране специально введена система ЕГЭ, чтобы у всех были равные права при     
поступлении? Вот Алёна Игоревна сказала, что каждый четвёртый поступающий       
учиться - из сельской местности. А вы знаете, как бывает? Бывает, что в         
сельской местности контроль за сдачей ЕГЭ намного ниже, чем, например, в        
родном нам с вами Петербурге, и они сдают ЕГЭ в сельской местности, получают    
там высокий балл, потом приезжают в крупный город, в Петербург, в Москву,       
поступают, а после первого курса их отчисляют. Поэтому о каких квотах сейчас    
вообще может идти речь?                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Нилову включите микрофон.                        
                                                                                
НИЛОВ О. А. Ну, во-первых, Евгений Евгеньевич, я считаю, что ЕГЭ - это          
всё-таки временная мера, такой эксперимент, который рано или поздно (лучше      
рано, конечно), но закончится. А во-вторых, ведь мы ставим задачу не просто     
обеспечить наличие какой-то статистики, да? Вот сейчас признают все, и Алёна    
Игоревна признаёт, что да, не возвращаются в сёла выпускники, их много, пусть   
даже очень много, но не возвращаются. Так давайте сделаем так, чтобы они        
возвращались, и возвращались те, кто нам нужен! А для этого давайте             
поменяем... Да, что-то не работает сегодняшняя модель, и с ЕГЭ, и с             
возможностью поступить не работает - на село не возвращаются, и государство     
ломает голову, как заманить, как профинансировать и затратить усилия и время    
на то, чтобы в сёла всё-таки возвращались специалисты. Я и предлагаю менять     
сегодняшнее положение, жёстким договором всё это фиксировать: получил           
образование и не вернулся - верни все потраченные на тебя деньги. Вот таким     
образом я предлагаю всё-таки наполнить сёла теми специалистами, которые там     
нужны, а не теми, которыми они становятся по своему желанию. Да, с баллами по   
ЕГЭ поступят, закончат какой-нибудь коммерческий, экономический, не знаю,       
туристический, ещё какой-нибудь факультет какого-нибудь частного вуза - без     
особых знаний и без особых возможностей потом работать по специальности. То     
есть статистику не надо смотреть - нужно добиваться конкретного результата.     
Сегодня мы имеем на селе печальную картину со специалистами, и я предлагаю её   
менять вот таким образом, а если надо, давайте улучшим, углубим, расширим       
предложенную концепцию во втором чтении.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы заданы, время - 17 часов 52 минуты.                            
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить?                          
                                                                                
Просьба включить режим записи на выступления.                                   
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, мы не можем посягать на права          
депутата. Это через самоорганизацию, Андрей Константинович, всё иное            
противоречит законам Российской Федерации. Вот что касается, допустим,          
внесения законопроектов, уведомлять фракцию можно, но это не значит             
согласовывать.                                                                  
                                                                                
Коллеги, у нас осталось десять желающих выступить.                              
                                                                                
По ведению - Коломейцев Николай Васильевич.                                     
                                                                                
Пожалуйста, Николай Васильевич.                                                 
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, у меня радикальное              
предложение. Я не понимаю, зачем по законопроекту на отклонение задавать        
пятнадцать вопросов и тринадцать раз выступать? (Аплодисменты.) Дать слово      
только тем, кто голосует за, и на этом завершить!                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, вот что значит человек, воспитанный   
на принципах демократического централизма! (Оживление в зале, смех.) А вдруг    
комитет не прав? Вот мы проголосовали за решение комитета в отношении           
месячного срока подачи поправок - оказалось, что бумага-то не была              
подготовлена!                                                                   
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну так вот я об этом и говорю.                            
                                                                                
Коллеги, осталось девять желающих выступить. (Оживление в зале, смех.)          
                                                                                
Пожалуйста, по ведению - Шерин Александр Николаевич.                            
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Я просто хотел прокомментировать: если мы будем по такому           
принципу выступать, то, судя по проценту отклоняемых инициатив депутатов        
оппозиционных фракций, мы, наверное, тут вообще выступать тогда не будем,       
потому что у нас инициативы депутатов оппозиционных фракций практически все     
идут на отклонение - ну что нам теперь, не выступать и вопросы не задавать?     
(Шум в зале.)                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Николай Васильевич, я призываю вас помнить о парламентской культуре, а то вы    
с места кричите.                                                                
                                                                                
Осталось семь желающих выступить. (Оживление в зале, смех.)                     
                                                                                
Пожалуйста, Харитонов Николай Михайлович по ведению.                            
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Вячеслав Викторович, законопроект чуть-чуть затрагивает кадровую проблему на    
селе - даже трёх пятиминутных выступлений не хватит, даже если десять человек   
выступит, не дойдём мы до того, что необходимо делать на селе, чтобы люди,      
как в кинофильме Иван Бровкин, на село ездили с песней, с баяном и с            
гармошкой. Это серьёзнейший вопрос!.. Поэтому я думаю, что надо на часы         
смотреть и соблюдать Регламент.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Михайлович.                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М. Я снимаю.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы говорите, как Николай Бровкин, но это персонаж         
художественного фильма.                                                         
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот и я про это говорю. Так вы снимаете предложение по    
выступлению, да?                                                                
                                                                                
Пожалуйста, по ведению - Иванов Сергей Владимирович.                            
                                                                                
ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, я обращаю ваше внимание на то, что,              
предоставляя время для выступлений предыдущим депутатам, вы как раз нарушали    
Регламент. Вот я сейчас говорю по ведению: не надо предоставлять время для      
выступлений вот по этим делам; я вас прошу либо поставить на голосование        
вопрос о продлении времени заседания, либо кто успеет, тот успеет - всё.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Владимирович, вы же у нас человек, который знает   
наизусть Регламент, вы знаете, что по регламентной норме, если мы начали        
рассматривать вопрос, мы его обязаны завершить. Нам не нужно принимать          
решения о продлении, этого не нужно делать.                                     
                                                                                
Вот сейчас мы должны предоставить слово для выступления Шеину Олегу             
Васильевичу, и, коллеги, у нас осталось всего шесть выступающих - три от        
фракции КПРФ и по одному от фракций "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", ЛДПР и "ЕДИНАЯ       
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
Олег Васильевич Шеин от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                          
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ШЕИН О. В. Я один выступающий от нашей фракции, и я постараюсь быть             
лаконичным.                                                                     
                                                                                
Мы говорим о доступности образования и высшей школы, и в этом смысле,           
наверное, рационально оттолкнуться от цифр, показывающих, что происходит с      
высшей школой в последние годы. В 2000 году у нас в общей сложности в высшей    
школе училось 4,7 миллиона человек и в 2015 году тоже 4,7 миллиона, то есть     
количество студентов не изменилось, поскольку были разные демографические       
волны, которые накладывались друг на друга и переплетались. Но при этом, если   
в 2000 году из этих 4,7 миллиона на бюджетной основе училось 2,8 миллиона, то   
в 2015 году - 1,9 миллиона, если в 2000 году доля бюджетных мест составляла     
60 процентов, то в 2015 году - 40 процентов. Идёт очень динамичное сжатие       
количества бюджетных мест, особенно сильно меняется их качественная             
характеристика. Мы помним переход на болонскую систему: магистратура,           
бакалавриат. В 2000 году неоконченное высшее образование, бакалавриат, -        
порядка 10 процентов всех мест, в 2010 году тоже 10 процентов, а сегодня - 46   
процентов. Количество бюджетных мест в принципе динамично сокращается, и если   
в 2010 году в общей сложности на бакалавров поступало порядка полумиллиона      
человек, то на 2015 год утверждена цифра 326 тысяч - мы имеем сжимающееся       
пространство.                                                                   
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" предлагает данный законопроект не только с        
целью насыщения кадрами сёл, но и с целью в том числе расширения                
государственных гарантий по предоставлению доступного образования, в том        
числе высшего, вот в этом смысл. А цифры, которые я привёл, мне кажется,        
достаточно характерны и показательны, они помогают понять одну простую вещь:    
по сравнению с 90-ми годами и с 2000 годом возможности получить образование у   
нас в стране сужаются до качественно иного уровня, что означает в том числе     
невозможность для страны обрести квалифицированные кадры для национальной       
экономики. Предложение коллеги Нилова не случайно направлено на поддержку       
селян: на селе ниже заработная плата, ниже доходы и, соответственно, гораздо    
сложнее дать ребёнку возможность получить доступное платное качественное        
высшее образование.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич от фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".   
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. Олег Анатольевич, ваше беспокойство относительно привлечения     
молодых специалистов на село понятно, но вернусь к тому, о чём я говорил,       
когда задавал вопрос. Сейчас введена система ЕГЭ. Вот, в частности, в           
Петербурге, в Москве, в крупных городах сдача ЕГЭ происходит очень жёстко:      
дети приходят в класс, руки на стол, всё забрали, не выйти - они сидят и        
пишут. Но в каждом регионе - я не говорю конкретно о сёлах - эта система        
построена по-разному, есть регионы, где сдача ЕГЭ проходит мягче, и, хотя там   
уровень подготовки ниже, чем, например, у нас в Петербурге, балл ЕГЭ будет      
выше, и абитуриенты приезжают с этим баллом и спокойненько поступают в лучшие   
вузы Москвы и Санкт-Петербурга. Здесь, как вы понимаете, кроется одна из        
основных проблем. Потом они учатся полгода, и после первой сессии их            
отчисляют, в том числе и тех, о ком вы беспокоитесь, - ребят из села. Поэтому   
когда вы говорите о каком-то квотировании... Понимаете, в данной ситуации это   
вообще ровным счётом ничего не решает. Сейчас, знаете, в чём проблема? Я уже    
слышал, например, от родителей в Петербурге, они говорят: у нас в городе ЕГЭ    
сдавать очень тяжело, давайте мы отправим своего ребёнка на полгода на село,    
пусть он там поучится перед сдачей ЕГЭ, потом он сдаст ЕГЭ, получит высокий     
балл, приедет в Петербург и поступит в лучший вуз - это же будет ребёнок из     
села!                                                                           
                                                                                
Олег Анатольевич, ваша забота о молодых специалистах понятна, но вот это        
квотирование, которое вы пытаетесь, так сказать, извлечь из советской           
системы, в нынешних условиях абсолютно неприемлемо, не подходит.                
                                                                                
Спасибо за внимание. Извините, что задержал, дорогие друзья, как говорится,     
вот уже шесть часов, а хочется ещё работать. (Оживление, смех в зале.)          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Плетнёва Тамара Васильевна, фракция КПРФ.     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи,   
женщин и детей, фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Тема сегодня поднята          
действительно очень серьёзная, на протяжении тех лет, что Дума существует,      
все эти вопросы звучат. Другое дело, что, конечно, не очень совершенный сам     
законопроект - не идея.                                                         
                                                                                
А если говорить серьёзно, после тех вопросов, которые я услышала сегодня по     
этой теме, после выступлений, самых разных реплик, мне стало очень обидно.      
Вот я заканчивала сельскую школу, причём там, куда, ну, высылали всех, это      
было очень далеко от цивилизации, там не было ни дорог нормальных тогда,        
ничего, но были специалисты. И я всю свою жизнь благодарю своих учителей,       
которые учили меня в селе и у которых почти у всех было высшее образование.     
Но, уважаемый Олег Анатольевич, если мы пропишем, как вы предлагаете, только    
квоту... На самом деле квоты есть во всех вузах, даже в медицинских есть - по   
направлениям, но при этом сам вуз определяет, сколько человек может принять,    
сколько ему будет не очень накладно, что обещают регионы, которые присылают     
своих детей.                                                                    
                                                                                
Самое обидное то, что вы говорите: подготовка не очень хорошая. И даже          
депутат Аршинова пыталась доказать, что подготовка слабая. А вы не задавались   
вопросом почему? Я, например, после школы могла поступить в любой вуз страны,   
в любой, и в московский тоже! Просто денег не было поехать, поэтому поступала   
туда, где ближе к дому, Новосибирск был ближе всего. А сегодня ребят учат       
плохо, потому что у нас специалистов в сёлах всё меньше, меньше и меньше. Мы    
дошли до того, что даже уже президенту, наверное, внушили мысль, что            
необязательно брать в преподаватели специалистов с педагогическим               
образованием, но это совсем не так, это неправильно! Сельские дети, они         
совестливее, они ответственнее, они учатся старательнее, но не всегда могут     
получить то образование, которое дают в городах.                                
                                                                                
Эта квота, конечно же, должна быть, но дальше в законе должно быть прописано,   
что эти ребята обязательно должны вернуться в село, иначе ради чего мы это      
пишем? Ведь что было раньше? Раньше не давали сразу квартиру - человек просто   
обязан был три года отработать. Он приезжал, устраивался к какой-нибудь         
бабушке на квартиру, квартирную плату за него платил колхоз, ну, или смотря     
куда он приезжал... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте одну минуту.                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. То есть человек должен был там отработать три года.              
                                                                                
Вы говорите: давайте мы сделаем для всех равные условия, вот у нас сейчас       
ЕГЭ... Но тогда никто не поедет в село, там должно быть... Раньше что было?     
Подъёмные, чтобы было жильё.                                                    
                                                                                
Я уже не говорю о том, сколько раз мы рассматривали вопрос по поводу только     
сельскохозяйственных вузов, но в селе нужны и учителя, и работники культуры,    
и врачи, и библиотекари, всевозможные работники села, поэтому нужно было в      
законопроекте и это прописать, то есть законопроект должен быть подготовлен     
более тщательно.                                                                
                                                                                
Наша фракция всё равно проголосует за саму идею, что вуз должен устанавливать   
квоту 5 процентов. Однако, ещё раз говорю, не может сегодня быть введена        
довузовская переподготовка или подготовка сельских детей. Зачем вы их хотите    
унизить? Во-первых, они поехать не смогут на эту подготовку - нужны деньги,     
во-вторых, кто и где это будет делать? (Микрофон отключён.)                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Тамара Васильевна.                               
                                                                                
Полномочный представитель президента? Нет. Представитель правительства? Нет.    
Заключительное слово докладчика? Нет. Заключительное слово содокладчика? Нет.   
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 16 повестки дня.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 07 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     91 чел.                                          
Не голосовало                 359 чел.79,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.