Заседание № 81
16.02.2005
Вопрос:
О проекте федерального закона № 94541-4 "О порядке учета и ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4116 по 4313 из 5741
Пункт 16, о проекте федерального закона "О порядке учета и ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации". Доклад представителя Законодательного Собрания Омской области члена Совета Федерации Валентина Семёновича Чернявского. Пожалуйста. ЧЕРНЯВСКИЙ В. С., представитель Законодательного Собрания Омской области, член Совета Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О порядке учета и ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации" внесен на рассмотрение Государственной Думы в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Омской области. У вас на руках имеются материалы по этому вопросу. Необходимость принятия вышеназванного федерального закона вызвана актуальностью и абсолютной неурегулированностью вопросов, связанных с порядком и организацией учета государственной собственности субъектов Российской Федерации. Настоящий проект федерального закона подготовлен в целях реализации пункта 4 статьи 26-11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года с последующими изменениями и дополнениями. Указанная статья федерального закона закрепила то, что порядок учета имущества субъекта Российской Федерации устанавливается федеральным законом. Данным законопроектом, уважаемые коллеги, осуществляется правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении учета и ведения Единого реестра государственной собственности каждого отдельно взятого субъекта Российской Федерации. Проект федерального закона носит рамочный характер и направлен на установление правовых основ организации специализированного учета и ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации, а также на создание системной базы данных о состоянии собственности субъектов России и более действенного механизма контроля за ее состоянием. Законопроектом, который находится у вас в папке, четко определяются основные принципы учета объектов собственности субъектов Федерации. В соответствии с настоящим проектом, который предлагается вашему вниманию, органам государственной власти субъектов Федерации предоставляется право самостоятельно определять свои полномочия в области осуществления деятельности по учету и ведению реестра собственности субъекта России в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим федеральным законом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В свою очередь, принимая во внимание заключение Комитета Государственной Думы по собственности, в полной мере нельзя согласиться с замечаниями в связи со следующими позициями. Согласно концепции предметом правового регулирования представленного проекта закона является регламентирование отношений в сфере учета и ведения реестра собственности отдельно взятого субъекта, а не всех субъектов Российской Федерации, вместе взятых. Это не предполагает необходимости создания единой общероссийской системы записи объектов государственной собственности на территории страны и тем более не вступает в противоречие с пунктом 4 статьи 26-11 федерального закона, который я уже называл, в части регламентации особенностей возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации, так как разработчиками не ставилась задача правового регулирования отношений, связанных с особенностями возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъектов Российской Федерации, в связи с тем что они достаточно подробно урегулированы главами 13, 14 и 15 Гражданского кодекса России. Законопроект носит рамочный характер и в соответствии со статьями 72 и 76 Конституции Российской Федерации предоставляет субъектам России необходимую и достаточную самостоятельность в сфере правового регулирования и учета государственной собственности. Ценность настоящего законопроекта заключается еще и в том, что он не ограничивает, а, наоборот, стимулирует развитие и федерального законодательства, в том числе административного, трудового, уголовного, бюджетного и налогового, и законодательства субъектов Российской Федерации в сфере правового регулирования учета государственной собственности, что необходимо в новых условиях реформирования экономики не только для России в целом, но и для каждого субъекта нашей страны. Проект федерального закона "О порядке учета и ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации" поддержан представительными органами государственной власти двадцати пяти субъектов Российской Федерации. Принятие его не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, и не повлечет необходимости признания утратившими силу, а также приостановления действия, изменения или дополнения актов федерального законодательства. На основании изложенного от имени Законодательного Собрания Омской области прошу вас, уважаемые депутаты Государственной Думы, поддержать проект федерального закона "О порядке учета и ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации", принять его в первом чтении. Благодарю вас за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Семёнович, присаживайтесь. Содоклад члена Комитета по собственности Лианы Витальевны Пепеляевой. Пожалуйста. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по собственности не поддерживает концепцию проекта федерального закона "О порядке учета и ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении. В пояснительной записке к проекту закона указано, что он разработан на основании пункта 4 статьи 26-11 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Названной законодательной нормой предусмотрена необходимость регулирования федеральным законом двух групп отношений. Первая группа отношений - особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации. Вторая группа отношений - порядок учета имущества субъекта Российской Федерации. Законопроект изначально не ставил своей целью регулирование первой группы отношений. Что касается регулирования второй группы отношений, порядка учета имущества субъекта Российской Федерации, по мнению комитета, несмотря на декларируемую наименованием и пояснительной запиской цель, проект закона поставленной цели не достигает, поскольку не содержит требуемых норм о порядке учета имущества. Так, в законопроекте не определены существенные элементы порядка и учета имущества субъекта Российской Федерации, которые обязательно должны содержаться в федеральном законе, а именно: субъекты, являющиеся участниками отношений по поводу учета имущества, полномочия субъектов, порядок осуществления субъектами своих прав, мероприятия и сроки их осуществления при регистрации учета имущества субъекта Российской Федерации. Также не определены последствия неисполнения участниками отношений предъявляемых к ним требований. По мнению комитета, большая часть норм законопроекта носит общий характер. Они могут быть урегулированы нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а не федеральным законом. И также, по мнению комитета, так как законопроект содержит значительное количество бланкетных норм и носит декларативный характер, необходимо его дорабатывать. С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по собственности рекомендует Государственной Думе отклонить законопроект при рассмотрении в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Лиана Витальевна. Присаживайтесь. Уважаемые коллеги, будут ли вопросы к докладчику и содокладчику? Нет вопросов. Есть вопрос. Кравец Александр Алексеевич, пожалуйста. КРАВЕЦ А. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. У меня вопрос к Лиане Витальевне. Лиана Витальевна, я тоже представляю Омскую область. Несколько лет назад, когда попытались навести порядок с собственностью субъектов Федерации, выяснилось, что порой даже забора не осталось от тех предприятий, которые когда-то были достаточно серьезными субъектами экономических отношений. С вашей точки зрения, возможно ли с учетом замечаний, высказанных комитетом и вами, дополнить законопроект, который выдвигает Законодательное Собрание Омской области, не меняя концепции? Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне, пожалуйста. ПЕПЕЛЯЕВА Л. В. Боюсь, что, не меняя концепции, невозможно, потому что, как я уже сказала, в проекте федерального закона не определены существенные элементы. Мы уже обсуждали этот вопрос в комитете. Мне кажется, можно переработать его, но в рамках нового законопроекта. На самом деле законодательным органом проделана, на мой взгляд, огромная работа. И если дополнить законопроект, по нашему мнению, процентов на 30 определением базовых элементов, о которых я уже говорила, то его можно рассматривать. Но сейчас, не меняя концепции, это сделать невозможно. Дело в том, что здесь регламентированы вопросы порядка ведения реестра, в основном это технические вопросы. А нам необходимо определить содержательные вопросы - как, какими лицами и в какие сроки осуществляется регистрация и ведение реестра имущества. Я предполагаю, что такую работу можно сделать в течение, скажем, месяца, и можно вносить проект на рассмотрение. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть еще вопросы? Нет. Спасибо, присаживайтесь. Есть ли желающие выступить? Нет. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю президента, полномочному представителю правительства? Нет. Ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О порядке учета и ведения Единого реестра государственной собственности субъекта Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 29 мин. 25 сек.) Проголосовало за 63 чел.14,0% Проголосовало против 6 чел.1,3% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 69 чел. Не голосовало 381 чел.84,7% Результат: не принято Не принято.