Заседание № 75

19.01.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 94364-4 "О внесении изменения в статью 32 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (о признании утратившей силу части восьмой статьи 32 закона, предусматривающей оборудование служебного автотранспорта, предоставляемого члену Совета Федерации, депутату Государственной Думы, либо личного автотранспорта, используемого ими для осуществления своих полномочий, особыми государственными регистрационными знаками).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2635 по 2956 из 3161
Уважаемые коллеги, пункт 10, о проекте федерального закона "О внесении          
изменения в статью 32 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и   
статусе депутата Государственной Думы...". Доклад депутата Государственной      
Думы Виктора Валерьевича Похмелкина.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В., депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском       
объединении.                                                                    
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Исторический опыт показывает,    
что горе тем государствам, в основу деятельности которых положен                
номенклатурно-бюрократический принцип. По моему глубокому убеждению,            
Советский Союз в значительной степени рухнул из-за того, что сформировалась и   
все решения власти принимала номенклатурная бюрократия. Увы, и сейчас мы        
близки к государственному кризису, потому что номенклатура жива и процветает.   
И если театр, как известно, начинается с вешалки, то театр абсурда -            
номенклатурно-бюрократическое управление, которое чревато и коррупцией, и       
произволом, и полным отчуждением власти от общества, - такой театр начинается   
с номенклатурных привилегий.                                                    
                                                                                
Вопрос, который я выношу на ваше рассмотрение, не стоял бы сегодня, если бы     
два месяца назад депутаты проголосовали во втором чтении, а не за отклонение    
закона, который наводил порядок в сфере так называемых мигалок, то есть         
спецсигналов, и особых регистрационных знаков, так называемых спецномеров с     
флагами, которые предоставляются как раз-таки в первую очередь представителям   
отечественной номенклатуры. Но увы, с удивительной последовательностью те же    
самые депутаты, которые в третьем созыве проголосовали четырьмястами голосами   
за этот законопроект в первом чтении, затем отклонили его, посчитав,            
по-видимому, нецелесообразным его принятие, опираясь на позицию президента и    
правительства.                                                                  
                                                                                
С учетом того, что в общем и в целом этот вопрос отклонен (а я там предлагал    
вообще отказаться от института особого регистрационного знака для всех          
категорий должностных лиц), теперь приходится решать этот вопрос по частям. И   
на ваше рассмотрение выносится поправка к закону "О статусе члена Совета        
Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", касающаяся уже нас с     
вами, слуг народных, но здесь есть одна существенная особенность, потому что    
именно в отношении этих представителей власти особый регистрационный знак,      
спецномер, так его будем называть, предусмотрен федеральным законом. И кроме    
того, именно для депутатов Государственной Думы и для членов Совета Федерации   
предусмотрена возможность установки особого регистрационного знака не только    
на служебный автотранспорт, но и на личный.                                     
                                                                                
В этих условиях, естественно, мы не свободны от злоупотреблений: особые         
регистрационные знаки становятся предметом купли-продажи, они передаются        
различного рода коммерческим структурам. У меня есть факты и доказательства     
того, что, собственно говоря, это имело место и в отношении прежних             
депутатов, и в отношении депутатов нынешнего созыва. Чтобы не быть              
голословным, хочу привести некоторые фактические данные на основании            
официальных ответов на мои запросы в различные органы.                          
                                                                                
Итак, по данным ГИБДД города Москвы, по состоянию на 6 декабря 2004 года        
зарегистрировано следующее количество автотранспортных средств,                 
предназначенных для обслуживания депутатов Госдумы и членов Совета Федерации    
и отмеченных особыми регистрационными знаками. Государственная Дума             
Федерального Собрания Российской Федерации: триста тридцать - на личный         
автотранспорт, шестьдесят - на служебный. Совет Федерации Федерального          
Собрания Российской Федерации: девяносто шесть - на личный автотранспорт,       
тридцать два - на служебный. Далеко не все пользуются этими депутатскими        
знаками. В частности, могу заверить, что за все четыре созыва я ни разу не      
прикреплял к своему автомобилю особый регистрационный знак и, честно говоря,    
никаких особых проблем не испытывал, будучи добросовестным участником           
дорожного движения, чего и всем желаю.                                          
                                                                                
Вместе с тем недавно в средствах массовой информации были опубликованы данные   
о том, что особыми регистрационными знаками пользуются отдельные                
представители коммерческих структур, которые на самом деле такого права не      
имеют ни по закону, ни в соответствии со специальным постановлением             
Правительства Российской Федерации, в частности представители фирмы             
"Интеррос", фирмы "Комис-трейд" и так далее.                                    
                                                                                
Для того чтобы проверить эту информацию, я сделал соответствующий запрос в      
Генеральную прокуратуру, вот какие интересные данные получил (опускаю сейчас    
то, что не касается депутатов Государственной Думы и членов Совета              
Федерации). Выяснилось, что в отношении одного из таких автомобилей, а именно   
мерседес Е 600 Л (мерседес-бенц-брабус), стоимость которого от 300 тысяч        
долларов, так, для сведения, знак А-591 с флагом выдан в установленном          
порядке на автомобиль, принадлежащий депутату Государственной Думы госпоже      
Останиной. При этом на выборах, которые состоялись совсем недавно, этот         
автомобиль не был заявлен в декларации. Как вы знаете, все кандидаты в          
депутаты обязаны были представить соответствующие сведения. Значит, одно из     
двух: либо этот автомобиль был приобретен на депутатскую зарплату (а госпожа    
Останина вот уже в третьем созыве депутат и, следовательно, не имеет права      
заниматься никакой коммерческой деятельностью, а только научной и               
педагогической), либо, извините, спецномер был продан соответствующей           
коммерческой структуре. Факты, повторяю, доказаны. У меня есть письмо за        
подписью господина Бирюкова, первого заместителя Генерального прокурора         
Российской Федерации. Есть еще и другие сведения и данные, их можно и нужно     
проверять. Я не могу ручаться за их достоверность, но уверен, что, к            
сожалению, не только названный мною депутат замечен в подобного рода            
ситуациях.                                                                      
                                                                                
Теперь - официальный отзыв Правительства Российской Федерации, розданный        
сегодня. Я, вообще, с глубоким уважением отношусь к Александру Дмитриевичу      
Жукову, моему давнему коллеге по Государственной Думе, и очень сожалею, что     
он подписал столь противоречивый логически документ, фактически филькину        
грамоту. Посмотрите, что здесь написано, в первых строках: предусмотренные      
особые регистрационные знаки являются одной из гарантий деятельности члена      
Совета Федерации и депутата Государственной Думы. То есть это некая             
привилегия, позволяющая нам с вами лучше выполнять полномочия. Но что           
написано в предпоследнем абзаце? Что эти особые регистрационные знаки не        
предоставляют автомобилям с такими знаками преимуществ перед другими            
участниками дорожного движения, что формально правильно. Действительно, ни      
один закон, ни одно постановление никаких преимуществ этим автомобилям не       
предоставляют.                                                                  
                                                                                
Тогда в чем же гарантия, спрашивается? В том, что обозначена принадлежность к   
определенной касте номенклатурной, в том, что на самом деле любой имеющий       
такой номер может поставить сверху мигалку, и никто проверять эту машину не     
будет, и не проверяет. Мы с вами отлично знаем, что никто из сотрудников ГАИ    
не возьмет на себя смелость остановить автомобиль со спецномером, который       
несется по разделительной полосе и грубо нарушает правила дорожного движения.   
Я это наблюдаю постоянно, соблюдая эти правила при езде в автомобиле, не        
снабженном таким номером. Вот какая реальная ситуация. К сожалению, по данным   
того же ГИБДД, большое количество случаев нарушения правил дорожного движения   
связано с использованием вот этих спецномеров, спецсигналов и так далее, и      
тому подобное. Проблема существует. И уж коль скоро вы отказались решать ее в   
комплексе, давайте начинать, что называется, с себя и постепенно, поэтапно      
все-таки проводить деноменклатуризацию страны, потому что до добра это всё,     
увы, не доведет.                                                                
                                                                                
Еще одно соображение. Вот в ходе дискуссии по этому поводу не раз приходилось   
слышать такого рода аргумент: ну как же, это просто облегчает нашу работу,      
вот, например, даже возле Думы припарковаться, и то... Причем уважаемый мной    
депутат высказал такого рода контрдовод на страницах средств массовой           
информации. Минуточку, давайте не будем лукавить: право парковки возле Думы     
предоставляется не федеральным номером, а спецпропуском, который выдается на    
машину каждого депутата. А если, извините, вы этот свой спецпропуск отдали      
кому-то другому, кому не положено, то это проблема отдельного парламентария.    
Всё же остальное никаких преимуществ не дает формально, но на деле... В         
России, как известно, есть писаные и неписаные правила и часто по этим          
неписаным правилам живут многие.                                                
                                                                                
Я знаю позицию комитета, знаю позицию правительства, знаю позицию большинства   
депутатских объединений - в общем, иллюзий у меня на этот счет, по поводу       
сегодняшнего голосования, нет, но, вы знаете, капля камень точит. И я уверен,   
что в конце концов, рано или поздно ответственное, нравственное государство     
вынуждено будет принять решение об отмене этих и многих других привилегий,      
которыми сегодня пользуется номенклатура.                                       
                                                                                
А совсем недавно я услышал абсолютно вопиющие, так сказать, соображения по      
этому поводу. Мне сказал один из представителей исполнительной власти,          
высокопоставленный: ну что вы нас загоняете... мы сверхлюди, мы должны          
выделяться на фоне этого быдла. Понимаете, вот честно...                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто это вам сказал?                                       
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Честно, это сказано было по этому поводу, понимаете...          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Фамилия?                                                  
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Назову, назову фамилию, не волнуйтесь. Он отопрется, к          
сожалению, а в суде не ответит. Я вот его приглашу сюда, пусть он отвечает за   
это, за все эти безобразия. Но что же вы так на него-то обиделись? Он-то ведь   
честно сказал как раз о том, почему исполнительная власть не собирается         
нисколько...                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. А, значит, время, да? Про время вспомнили.                      
                                                                                
Вот почему они не собираются ничего делать. Скажите и вы честно: и мы           
сверхлюди, и мы хотим выделяться на фоне нашего народа. И спросите еще своих    
избирателей, как они относятся к вашим особым привилегиям, а после этого        
голосуйте. Впрочем, это уже и не столь важно, потому что, если это и            
подобного рода голосования не состоятся, то, я убежден, несмотря на все         
ухищрения власти, в конце концов в следующей Думе будут сидеть совсем другие    
люди.                                                                           
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Виктор Валерьевич, спасибо за прогноз.                    
                                                                                
Александр Петрович Москалец, первый заместитель председателя Комитета по        
конституционному законодательству и государственному строительству,             
пожалуйста, ваш содоклад.                                                       
                                                                                
МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые депутаты! Ни по форме, ни по содержанию   
рассматриваемый законопроект не представляет какой-то повышенной, особой        
сложности. Однако в мотивах автора законопроекта и комитета, представляющего    
к тому же иную, чем у автора, точку зрения (с учетом, так сказать, глубины      
данного вопроса для этого имеются основания), полагаю, следует разобраться      
достаточно подробно.                                                            
                                                                                
Мы считаем неверным подход автора, обосновывающего свою позицию только лишь     
анализом части восьмой статьи 32 закона "О статусе члена Совета Федерации и     
статусе депутата Государственной Думы...". Вполне очевидно, и мы все это        
знаем, что оспариваемая норма закона существует во взаимосвязи как с другими    
нормами закона о статусе, так и с нормами других федеральных законов. В         
законе о статусе корреспондирующих норм, так или иначе касающихся               
обсуждаемого вопроса, свыше десяти, это статьи 2, 5, 42, 43 и другие. Так,      
скажем, в статьях 42 и 43 закона о статусе говорится об уголовной или           
административной ответственности за неправомерное воздействие на члена Совета   
Федерации и депутата Государственной Думы или проявление неуважения к ним. А    
в части третьей статьи 19 вообще говорится о том, что неприкосновенность        
члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы распространяется как на   
занимаемое им помещение, так и на личный и служебный транспорт, средства        
связи, документы, багаж и на переписку. И для того, чтобы эти нормы не были     
декларативными, а имели еще и гарантии их выполнения, в законе, мы полагаем,    
вполне логично и уместно существует норма об особых государственных             
регистрационных знаках, при этом закон указывает и условия применения этой      
нормы. В обсуждаемой сегодня части восьмой статьи 32 закона о статусе прямо     
ставится условие, что особыми государственными регистрационными знаками         
оборудуется служебный автотранспорт, предоставляемый члену Совета Федерации,    
депутату Государственной Думы, либо личный транспорт, но используемый ими для   
осуществления своих полномочий. Вот оно, условие получения особого              
государственного регистрационного знака, и оно вполне оправданно.               
                                                                                
И нам не совсем понятен тезис автора законопроекта о том, что (я тут читаю      
дословно) "наличие специального номера на депутатском автомобиле...             
дискредитирует законодательную власть в глазах миллионов участников дорожного   
движения". Полагаю, что здесь мы столкнулись с деформированным подходом к       
оценке исполнения закона. В целях обеспечения гарантий депутатской              
деятельности должен обеспечиваться и принцип неприкосновенности, и для этого    
существуют удостоверения, нагрудные знаки, особые знаки на автомобильном        
транспорте, дипломатические паспорта и другое. А по логике пояснительной        
записки, тезис из которой я вам зачитал, чтобы не дискредитировать              
законодательную власть, нужно вообще обезличить депутатов, изъять не только     
номера с автомобилей, а и удостоверения, и нагрудные знаки, и всё-всё           
остальное.                                                                      
                                                                                
Но нам вполне понятно, что законодательную власть может дискредитировать не     
наличие специального номера на автомобиле, а то, как депутат соблюдает,         
скажем, правила дорожного движения. И вот тут я абсолютно согласен с тем, что   
депутат вообще должен быть образцом отношения к принципам правового             
государства. И если депутат носит нагрудный знак, предъявляет где-то свое       
удостоверение или получает особый государственный номер на автомобиль, он       
должен иметь безукоризненное личное поведение, заботясь об авторитете           
законодателя. Мы полагаем, что нужно идти не путем ликвидации особых            
государственных регистрационных знаков, а путем резкого повышения требований    
к точному и неуклонному соблюдению законов и правил, правил дорожного           
движения в данном случае.                                                       
                                                                                
Конечно, чтобы обсудить практику применения части восьмой статьи 32 закона о    
статусе, неплохо было бы иметь анализ этой практики, который нам могла бы       
представить комиссия по депутатской этике. Но для этого нам, видимо, следует    
развивать далее статью 9 закона о статусе, требующую от нас всех соблюдать      
этические нормы. Однако это тема уже другого разговора.                         
                                                                                
Подводя итог обсуждения данного вопроса, должен еще отметить, что нормативное   
регулирование вопросов установки особых государственных регистрационных         
знаков не ограничивается только законом о статусе. Основным нормативным         
регулятором в этой сфере является постановление правительства № 482, принятое   
в прошлом году. У нас имеются вопросы по этому документу, особенно в части      
оборудования специальными сигналами автомобилей тех лиц, которые не тушат       
пожары, не оказывают медицинскую или другую помощь и даже в случае какой-либо   
самой крайней чрезвычайной ситуации никуда не обязаны спешить. Но при этом мы   
считаем обоснованным, учитывая особый статус, выделение особых                  
государственных регистрационных знаков для автомобилей членов Совета            
Федерации и депутатов Государственной Думы. Мы все-таки полагаем, что особый    
государственный регистрационный знак - это не столько символ высокой            
принадлежности к системе органов государственной власти, сколько знак           
высочайшей ответственности за взятые на себя обязательства, постоянной          
требовательности как лично к себе, так и к другим лицам в соблюдении норм и     
правил поведения. И вообще, идти по пути припрятывания своего статуса членами   
публичных органов, публичной властью, мы полагаем, неверно.                     
                                                                                
Представив только часть доводов, с учетом изложенного Комитет по                
конституционному законодательству и государственному строительству              
рекомендует Государственной Думе данный законопроект отклонить.                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Петрович.                              
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Вопросы к докладчикам есть? Есть.             
                                                                                
Пожалуйста, коллега Малышкин. Кому вопрос?                                      
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос докладчику. Вот чего-то я смотрю, мы, депутаты, как-то подвержены        
каким-то обострениям. Осенью говорили: давайте депутатскую неприкосновенность   
уберем. Сейчас у нас уважаемый Виктор Васильевич говорит: давайте мы уберем     
знаки.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Валерьевич.                                               
                                                                                
МАЛЫШКИН О. А. Валерьевич.                                                      
                                                                                
Ну давайте мы сейчас так сделаем, в следующих моментах таким образом            
поступим: пусть они начинают, показывают личный пример, а мы последуем. И не    
надо ничего рассматривать.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, я думаю, что понятно. Виктор Валерьевич, есть        
необходимость отвечать? Пожалуйста.                                             
                                                                                
Включите микрофон коллеге Похмелкину, пожалуйста.                               
                                                                                
ПОХМЕЛКИН В. В. Очень интересно, что про обострения говорит представитель       
фракции Жириновского (вот опытные депутаты понимают, о чем я говорю). А что     
касается личного примера, я еще раз хочу сказать, что я никогда не              
пользовался и не собираюсь пользоваться никаким особым регистрационным          
знаком. И моему примеру предлагаю последовать всем остальным.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие выступить?    
Нет. Заключительное слово, Виктор Валерьевич? Нет.                              
                                                                                
Я ставлю на голосование. Кто за то, чтобы принять данный законопроект в         
первом чтении?                                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 33 мин. 11 сек.)                 
Проголосовало за               74 чел.16,4%                                     
Проголосовало против           13 чел.2,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                     87 чел.                                          
Не голосовало                 363 чел.80,7%                                     
Результат: не принято