Заседание № 271
О проекте федерального закона № 943498-6 "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (о формировании нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Докладывает Николай Фёдорович Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл юридико-лингвистическую экспертизу и подготовлен к рассмотрению в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли выступления по мотивам голосования? Нет. Выносим на "час голосования".
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Включите режим голосовния. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 46 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 270
О проекте федерального закона № 943498-6 "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (о формировании нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Докладывает Сергей Иванович Фургал. Включите микрофон на рабочем месте. ФУРГАЛ С. И., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, проект федерального закона был принят в первом чтении 15 декабря 2015 года. К законопроекту поступило семь поправок, которые были рассмотрены на заседании комитета и внесены в таблицу поправок № 1, рекомендуемых к принятию. Поправок, рекомендуемых к отклонению, нет. Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы получено. Комитет предлагает принять таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 31 мин. 28 сек.) Проголосовало за 313 чел.69,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 314 чел. Не голосовало 136 чел.30,2 % Результат: принято Принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
39-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 15 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 268
О проекте федерального закона № 943498-6 "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (о формировании нормированного страхового запаса территориального фонда ОМС).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Докладывает Наталья Николаевна Стадченко, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. СТАДЧЕНКО Н. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Предполагается внесение изменений в закон "Об обязательном медицинском страховании..." в целях совершенствования порядка формирования и расходования средств, полученных территориальными фондами ОМС и страховыми медицинскими организациями по результатам проведённых ими контрольных проверок качества, сроков, объёмов и условий оказания медицинской помощи. Предлагается направлять в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 50 процентов указанных средств, зачисляемых в настоящее время в страховые медицинские организации, и использовать их для устранения выявленных дефектов при организации медицинской помощи, на финансовое обеспечение мероприятий по дополнительному профессиональному образованию медицинских работников по программам повышения квалификации, по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования. Законопроектом предусматриваются источники формирования средств и конкретизируются направления расходования средств нормированного страхового запаса. Для обеспечения целевого использования средств планируется введение раздельного учёта. В целях усиления роли и ответственности страховых медицинских организаций законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 25 Закона "Об организации страхового дела в Российской Федерации": предлагается увеличить размер уставного капитала страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в области обязательного медицинского страхования, с 60 миллионов рублей до 120 миллионов рублей. Законопроектом предусматривается переходный период, полностью закон вступает в силу с 1 января 2017 года. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад сделает Сергей Иванович Фургал. Пожалуйста. ФУРГАЛ С. И., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция ЛДПР. Уважаемые депутаты, в своём докладе Наталья Николаевна представила концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Комитет по охране здоровья рассмотрел законопроект на своём заседании 10 декабря 2015 года - хотелось бы коротко остановиться на нескольких моментах. По мнению комитета, увеличение минимального размера уставного капитала страховщика, осуществляющего медицинское страхование, с 60 до 120 миллионов рублей повысит финансовую устойчивость системы обязательного медицинского страхования. Далее, данный законопроектом уточняются состав расходов и источники формирования нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования, а также источники финансирования и порядок расходования средств для финансирования мероприятий, направленных на устранение причин выявленных нарушений, а это значит, что в фонды дополнительно будут поступать деньги, которые в дальнейшем пойдут именно на устранение причин нарушений. Кроме того, представленным проектом федерального закона устанавливается право для медицинских организаций использовать средства для финансового обеспечения мероприятий по дополнительному образованию, по закупке и ремонту медицинского оборудования. На сегодняшний день, как мы знаем, из фонда больницы можно расходовать не более 100 тысяч рублей, а эти поправки позволят увеличить закупки, а также, самое главное, позволят главным врачам или лечебному учреждению обучать своих работников. На законопроект получено заключение Счётной палаты, и предложение Счётной палаты Российской Федерации о необходимости конкретизации полномочий Правительства Российской Федерации и Федерального фонда ОМС в части определения порядка расходования средств будет учтено ко второму чтению. Замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы о возможности двоякого толкования отдельных формулировок законопроекта также будут учтены ко второму чтению. Государственно-правовое управление Президента Российской Федерации концептуальных замечаний по законопроекту не имеет. Учитывая изложенное, комитет рекомендует Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Анатолий Сергеевич Сикорский. СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Наталье Николаевне. Наталья Николаевна, бывая постоянно в регионах, общаясь с руководителями районных лечебных учреждений, главврачами, мы постоянно слышим одно, буквально рыдания: господа депутаты, уберите ФОМС, он ничего не даёт, кроме того что перекладывает деньги из кармана правительства в карман медицинского учреждения. В связи с этим вопрос: то, что вы делаете в данной ситуации по укрупнению страховых капиталов, - это хорошее дело, но вы мне скажите, сколько сейчас фонд обязательного медицинского страхования из государственного бюджета потребляет на внутренние нужды? Каков внутренний бюджет, назовите, пожалуйста, цифры, какие средства и в каком процентном отношении расходуются фондом и что в итоге достаётся лечебным учреждениям? СТАДЧЕНКО Н. Н. Уважаемые депутаты, мы не так давно приняли бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, и расходы бюджета фонда составили 1 триллион 688 миллиардов рублей, средства на содержание федерального фонда в этом бюджете также предусмотрены и составляют 700 миллионов рублей. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Наталья Николаевна, насколько велико количество действующих страховщиков, которые вынуждены будут увеличивать уставный фонд либо прекращать деятельность? СТАДЧЕНКО Н. Н. На территории Российской Федерации функционирует шестьдесят три страховые медицинские организации. По результатам анализа, который мы провели совместно с Центробанком, после введения требований об увеличении уставного капитала с 1 января 2017 года останется порядка сорока. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемая Наталья Николаевна, принимая бюджет этого года, правительство предложило, и мы сняли с раздела "Здравоохранение" 27 миллиардов рублей. В апреле этого года - данные у меня с собой - сняли со здравоохранения ещё 34,7 миллиарда рублей, потом - ещё 160. На будущий год здравоохранение лишается ещё 41 миллиарда рублей - в соответствии с бюджетом, который только что приняли. Итого больше 100 миллиардов рублей. В этом году из ФОМСа забрали 140 миллиардов рублей на обеспечение сбалансированности бюджетов регионов, поэтому суммарный бюджет ФОМСа - федеральный и консолидированные бюджеты регионов - был отрицательный. Скажите, как будет выглядеть суммарный бюджет на будущий год? И второй вопрос: когда прекратится закрытие медицинских учреждений? В прошлом году - 359, в этом году 472 больницы будут оптимизированы, 41 будет ликвидирована. Закончится это в следующем году или же закрытие больниц будет продолжаться и после внесения правительством такого законопроекта? СТАДЧЕНКО Н. Н. Уважаемые депутаты, первоначально в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2015 год было предусмотрено 140 миллиардов рублей на сбалансированность бюджета. В рамках внесения изменений в апреле, которые мы с вами делали, на сбалансированность федерального бюджета в бюджете федерального фонда осталось 116 миллиардов рублей. На сегодняшний день Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ещё не перечислил ни одного рубля в федеральный бюджет. Что касается закрытия лечебных учреждений. В рамках компетенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования мы финансируем их в объёме подушевого норматива финансирования в соответствии с количеством застрахованных на этой территории Российской Федерации и коэффициентом дифференциации. Министерство здравоохранения жёстко контролирует работу в регионах Российской Федерации и категорически запрещает закрывать медицинские организации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ильдар Ирекович Гильмутдинов. ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Наталья Николаевна, скажите, пожалуйста, не приведёт ли укрупнение уставного фонда к закрытию региональных страховых компаний в области медицинских услуг? Всё-таки эта работа почти на 90 процентов монополизирована на федеральном уровне, и я боюсь, что мы существенно уменьшим количество медицинских организаций именно в региональном аспекте. И не могу не спросить ещё об одном, может быть, это не имеет прямого отношения к законопроекту, но все-таки: у нас большое количество трудоспособного населения, миллионы граждан, вообще не платит никаких налогов - что всё-таки будем делать с этим, какие решения вы будете предлагать? СТАДЧЕНКО Н. Н. Вопрос важный и правильный. Что касается страховых медицинских организаций в субъектах Федерации, то те медицинские организации, которые качественно выполняют свои функции по страховому обеспечению, полностью в состоянии увеличить уставный капитал. Что касается второго вопроса, он злободневный, правильный и своевременный. Правительство Российской Федерации сейчас рассматривает возможность изменения законодательства, всё упирается в 41-ю статью Конституции, в которой сказано, что гражданам Российской Федерации гарантирована бесплатная медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях. Поэтому мы сейчас совместно с юристами Министерства финансов и Министерства здравоохранения прорабатываем законодательство таким образом, чтобы не нарушить Конституцию Российской Федерации, но чтобы граждане трудоспособного возраста, неработающие, не имеющие многодетной семьи и не подпадающие под определённую льготную категорию, могли на законодательном уровне платить сборы, взносы или осуществлять какие-то другие выплаты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, я не случайно задал вопрос о финансировании здравоохранения. Вот у нас в Рязани есть Рязанский медицинский институт, очень старый, там хорошая научная школа, хорошая подготовка, туда многие приезжают из-за рубежа обмениваться опытом, правда, не из Соединённых Штатов и не из стран Западной Европы, из развивающихся стран. И вот мне рассказывали врачи, что медики из этих развивающихся стран, когда приходят в наши больницы и видят оборудование, на котором работают наши врачи, с изумлением говорят: "Вы на чём работаете? Мы о таком оборудовании уже забыли". А наши врачи в ответ шутят: "Ну, зато мы лучше знаем медицину - у нас всё в голове". Конечно, шутка хороша, но больным-то от этого не легче, и вот я задал вопрос: а каков будет бюджет? Да, 140 миллиардов рублей тогда сняла Государственная Дума с общего суммарного бюджета Федерации, регионов и так далее. Вы говорите, что не будете допускать закрытия медицинских учреждений, но что вы сделаете, если в прошлом году долг субъектов Федерации был 1 триллион 900 миллиардов, в этом году он составляет уже 2 триллиона 400 миллиардов, а в будущем году, по вашим данным, правительства, он будет 2 триллиона 900 миллиардов?! Да вы хоть сто постановлений принимайте, но они всё равно будут закрываться, причём закрывают новые учреждения, что бы вы ни говорили! И вы всё-таки не ответили на мой вопрос: каков же будет баланс бюджета здравоохранения на будущий год? А он будет отрицательный, и вы это знаете, потому вы об этом и не сказали! Посмотрите, в апреле этого года мы с вами, Государственная Дума (хотя фракция КПРФ голосовала против), сняли с развития первичной медицинской помощи 150 миллионов, с высокотехнологичной - 3,8 миллиарда рублей, с инновационных методов диагностики - 4,5 миллиарда, с реабилитации - почти 2 миллиарда рублей! Вот, наверное, в этом самое-то главное, а в не остальных каких-то разговорах: не будет денег - ничего не будет! А я вам напомню, что по уровню финансирования здравоохранения мы находимся рядом с Перу и Гондурасом, - простите, куда ещё дальше-то?! Это тоже не мои данные, это тоже данные правительства вашего. В связи с этим я думаю, что в данном случае законопроект не решает самую главную проблему - проблему финансирования здравоохранения, начиная от подготовки врачей (их готовят за деньги - можно за деньги получить тройку и четвёрку, а потом идти лечить людей!) и заканчивая отсутствием современного оборудования и практически нулевой заработной платой. Вот пока эти проблемы мы не решим, - а я думаю, едва ли в этом зале кто-то с этим будет спорить, - все остальные законы неактуальны, они не решат проблему. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Владимир Николаевич, проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования мы обсуждали во втором чтении 2 декабря, в третьем - 4 декабря, а вы сегодня говорите о вещах, которые не связаны напрямую с концепцией обсуждаемого законопроекта. Я обращаю ваше внимание на это, вы часто используете это. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Фёдорович Герасименко. ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Извините, не сработала кнопка записи на выступление. Действительно, работа страховых медицинских организаций вызывает много нареканий и с точки зрения качества защиты пациентов, и с точки зрения вопросов финансирования медицинских учреждений. Наш президент - Владимир Владимирович Путин - неоднократно говорил об усилении страховых принципов в работе системы обязательного медицинского страхования, и в данном случае этим законопроектом решаются определённые проблемы, связанные с необходимостью усиления страховых принципов и усиления как раз защиты пациентов. Также необходимо отметить, что много вопросов вызывали санкции, которые накладывают страховые медицинские организации на медицинские учреждения: нет серьёзных критериев, непонятен, допустим, процент, и очень важен вопрос отработки методики наложения санкций на лечебные учреждения - за что, в каком объёме, какие на это пойдут ресурсы. Но все эти вопросы можно решить уже ко второму чтению. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что данный законопроект необходимо поддержать в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Наталья Николаевна, пожалуйста, вам слово. СТАДЧЕНКО Н. Н. Я хотела бы сказать, что проблему оснащения медицинским оборудованием медицинских организаций данный законопроект как раз и решает, потому что в соответствии с действующим законом "Об обязательном медицинском страховании...", статья 35, до сегодняшнего дня медицинские организации могли покупать оборудование на сумму только до 100 тысяч рублей за единицу, а благодаря вот этому сформированному резерву они могут приобретать медицинское оборудование вне зависимости от его стоимости и заниматься оснащением в соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Иванович Фургал. ФУРГАЛ С. И. Ну, я ещё раз хотел бы повторить, что действительно этот законопроект никоим образом не направлен на снижение качества услуг или на закрытие больниц, этот законопроект направлен только на регулирование деятельности страховых организаций. Если говорить вообще уж очень упрощённо, то наши страховщики берут штрафы с больниц за оказание лечебной помощи и получают за это 30 процентов в свой фонд. Этим законопроектом регулируются и снижаются премиальные взносы для страховых компаний, поэтому это является благоприятным фактором для здравоохранения. Комитет рекомендует поддержать законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
27-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 25 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 36 мин. 58 сек.) Проголосовало за 435 чел.96,7 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.