Заседание № 57
05.07.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 94339-8 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части корректировки мер ответственности за нарушения валютного законодательства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6049 по 6120 из 10402
47-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемый Иван Иванович, коллеги! Эта инициатива направлена на либерализацию административной ответственности в сфере валютного регулирования. Ко второму чтению поступило семь поправок, они в том числе призваны способствовать финансовой стабильности российских компаний в условиях применённых к ним санкций, и вот эти семь поправок на это в том числе и направлены. Просим поддержать таблицу № 1 (таблицы № 2 нет) и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 14 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 386 чел. Не голосовало 64 чел.14,2 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 37 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Пожалуйста, Даниил Владимирович Бессарабов. БЕССАРАБОВ Д. В. Уважаемые коллеги, просим сегодня рассмотреть законопроект в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 12 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 39
19.04.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 94339-8 "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части корректировки мер ответственности за нарушения валютного законодательства).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3313 по 3687 из 6875
19-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает официальный представитель правительства заместитель министра финансов Алексей Владимирович Моисеев. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который подготовлен во исполнение плана первоочередных действий по противодействию недружественным действиям со стороны ряда иностранных государств. В частности, в результате этих самых недружественных действий участились случаи несвоевременной оплаты поставок российских товаров, а также задержек с поставкой импортных товаров, которые российскими резидентами уже были оплачены. Законопроектом предлагается значительное снижение штрафов за нарушение сроков по операциям, о которых я только что сказал. В частности, предлагается снижение штрафов за осуществление незаконных валютных операций, в том числе с учётом сроков, о которых я говорил, с 75-100 процентов объёма валютной операции, как сейчас, до 20-40 процентов размера операции. Также снижается размер штрафа за нерепатриацию денежных средств в валюте Российской Федерации: он снижается с ныне действующего размера 3-10 процентов до размера 3-5 процентов. При этом делается исключение для экспортёров леса: для них штрафы остаются на том же уровне, на котором они сейчас зафиксированы. Также мы не меняем штрафы за невозврат авансов по импорту. Таким образом, предлагаем реализовать максимально комфортный режим для экспортёров, которые в текущих условиях действительно сталкиваются с серьёзным противодействием. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович. Присаживайтесь. С содокладом выступает Николай Гаврилович Брыкин. БРЫКИН Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Алексей Владимирович достаточно подробно объяснил суть и концепцию предлагаемой законодательной инициативы. В целом комитет поддерживает, вместе с тем мы предлагаем дополнительно обсудить - кто внимательно смотрел справку и обоснование - целесообразность подхода к исчислению штрафов для должностных лиц в процентном отношении, в нефиксированном размере. Это концепция. Во-первых, необходимо учитывать, что во всех статьях кодекса, связанных с правонарушениями в области предпринимательства и финансов, предусматривается наложение на должностных лиц штрафов именно в твёрдой денежной сумме, при этом законопроектом предлагается изменить порядок только по некоторым частям одной статьи КоАП - ну, как бы не совсем понятно. Во-вторых, применение процентного подхода может на практике привести к увеличению размера налагаемых штрафов, а целью законопроекта, напомню, является смягчение административной ответственности. Я думаю, все вы читали и подробно с этим ознакомились. Данные рекомендации, на наш взгляд, могут быть учтены при подготовке проекта к рассмотрению во втором чтении. И вот с учётом этих замечаний, с учётом изложенного комитет просит поддержать принятие данного проекта федерального закона в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Нилов Олег Анатольевич, пожалуйста. НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Алексей Владимирович, если возможно, если это небольшой перечень нарушений валютного законодательства, ещё раз чётко назовите, за что предлагается смягчить штрафные санкции. И если у вас есть аргументация, обоснование, не считаете ли целесообразным тогда вообще отказаться от наказания, если есть какие-то уважительные причины, которые не зависят от участников этих валютных операций? Конкретизируйте, пожалуйста, за что смягчается и почему тогда всё-таки штраф остаётся, если есть уважительные причины. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо за вопрос. Первое, снижается с 75-100 процентов (сейчас действует вилка 75-100 процентов) до 20-40 процентов за осуществление юридическими лицами или ИП незаконных валютных операций. Второе, снижаются с действующей вилки 3-10 процентов до 3-5 процентов штрафы за нерепатриацию средств экспортёрами на счета уполномоченных банков. Вот это два правонарушения, наказание за которые мы сейчас предлагаем смягчить. С чем это связано? Это связано в первую очередь, как мы уже сказали, и я, и председатель комитета, с тем, что экспортёры испытывают значительные сложности со своевременным получением своих средств на свои счета в связи с задержками оплаты из-за рубежа. Вот что касается первой части данного законопроекта, конечно, 75-100 процентов - слишком большое наказание. И даже если вина есть, то, конечно, конфисковывать всю сумму валютной операции, наверное, в целом несправедливо, поэтому мы считаем, что, даже независимо от того, были или не были эти недружественные действия, имело бы смысл смягчить. Почему мы говорим, уважительные причины или нет? Уважительные причины могут быть, или их может не быть. Если они есть, то суд в рамках действующего КоАП может принять решение о том, чтобы вообще не применять наказание, потому что есть принцип наличия вины, то есть если есть вина, то наказание применяется, если нет вины и ответчик по данному вопросу доказывает отсутствие вины, то наказание не применяется. Это и так уже есть, это норма, просто мы говорим о том, что наказание должно быть соразмерно его общественной опасности, особенно с учётом теперешней внешнеэкономической ситуации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Иван Иванович. Олег Анатольевич правильный в принципе вопрос задал. Наверное, это нужно как-то сформулировать в нескольких таких вот моментах. Я бы что дополнил? Значит, что предлагается? Первое, снизить размеры штрафов за осуществление незаконных валютных операций и за нерепатриацию экспортёром выручки в валюте Российской Федерации. Второе, также исключаются специальные административные составы для таких субъектов, как профессиональные участники внешнеэкономической деятельности. И кроме того, предлагаются штрафные санкции в отношении должностных лиц, в шестидесятипроцентном соотношении к сумме... ну, в общем, тут в принципе понятно. И ваш вопрос тоже понятен, он совершенно правильный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вассерман Анатолий Александрович. ВАССЕРМАН А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Я хотел бы понять, в какой момент наступает эта самая нерепатриация валютной выручки. Вы говорите о том, что зарубежные партнёры наших участников внешнеэкономической деятельности задерживают выплаты, - очевидно, что, пока такая выплата не произведена, её невозможно и репатриировать. Учтено ли это в проекте закона? И если да, то как сформулировано? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Алексей Владимирович. МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Данные нормы введены ещё в закон "О валютном регулировании и валютном контроле", а здесь уже, как вы правильно сказали, фиксируется наказание за факт нарушения закона "О валютном регулировании и валютном контроле". В законе, о котором я сейчас сказал, - "О валютном регулировании и валютном контроле" - указывается, что репатриация должна произойти в контрактные сроки, но даётся льготный период 45 дней, после истечения сроков по контракту, то есть уже и так даётся льготный период 45 дней. Это первое. Второе. Если компания указывает и доказывает на основании принятых против неё решений иностранных государств, что она находится под санкциями, которые препятствуют получению ею денег от иностранных контрагентов, то такая компания вообще освобождается от ответственности за нерепатриацию денежных средств. В соответствии с действующей нормой закона такой перечень ведётся Министерством финансов и формируется по согласованию с Центральным банком. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Микрофон на трибуне включите, пожалуйста. БРЫКИН Н. Г. Я хотел бы дополнить ответ на ваш вопрос. Согласно действующему законодательству пониженные штрафы за нерепатриацию предусматриваются для компаний, входящих в перечень профессиональных участников ВЭД, об этом сказал представитель правительства. Изначально, в 2019 году, этот перечень задумывался для смягчения административных штрафов для компаний, подпавших под санкции, однако в итоге перечень компаний так и не был опубликован - ну, если мы к источникам вернёмся, мы это увидим. Внесённый законопроект убирает упоминание института профессиональных участников внешнеэкономической деятельности из КоАП. Таким образом, согласно законопроекту теперь штрафы для всех экспортёров за невозврат рублёвой выручки, то есть за нерепатриацию, будут составлять 3-5 процентов. В то же время избранные участники внешнеэкономической торговли лишатся возможности претендовать на аналогичные понижающие штрафы в части валюты - сейчас у них размер штрафов 3-5 процентов по всем контрактам, вне зависимости от валюты. Если мы обратимся к части 4.2 КоАП... здесь вот преференции написаны для участников ВЭД - ну, там всё понятно. Исключаются штрафы при контрактах в валюте по договорам займа, которые составляют - тут уже больший диапазон - от 5 до 30 процентов. Также профучастники ВЭД лишатся возможности претендовать на аналогичное понижение штрафа за невозврат авансов по импорту в рублях или иностранной валюте. Ну, ещё часть 5.3 - исключить штрафы, которые для резидентов в случае... Ну, в общем, это вот так широко. То, что предлагает Минфин, как бы понятно и будет, я считаю, работать эффективно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дёмин Александр Вячеславович. ДЁМИН А. В., председатель Комитета Государственной Думы по малому и среднему предпринимательству, фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" поддерживает законопроект, но считает, что нужно идти дальше. Многие компании уже вынужденно нарушили требования валютного законодательства - для них нужно предусмотреть освобождение от ответственности задним числом. В частности, предприниматели предлагают данным законопроектом дополнить статью 15.25 КоАП пунктом о том, что резиденты освобождаются от ответственности за непоступление валютной выручки, если контракт был заключён до 24 февраля 2022 года, контрагент под недружественной юрисдикцией и нарушает свои обязательства, а российский резидент никак не может на это повлиять. Планирует ли правительство освободить от ответственности предпринимателей за уже совершённые нарушения, например внести соответствующие поправки ко второму чтению? МОИСЕЕВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Ровно такие поправки мы сейчас обсуждаем с РСПП. Я надеюсь, что мы ко второму чтению их сформулируем и поработаем с комитетом, посмотрим, что можно будет учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К., председатель Комитета Государственной Думы по защите конкуренции, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Алексей Владимирович, вы правильно сказали, отвечая на вопрос: прежде чем наступит наказание, должна быть определена степень вины. А у вас есть судебная практика? Вы анализ проводили, сколько споров в судах рассматривается или не рассматривается, какие решения выносятся - в пользу участников внешнеэкономической деятельности или в пользу органов, которые налагают такие штрафы? МОИСЕЕВ А. В. Ну, вы знаете, у меня вот прямо цифр нет с собой, но, конечно, надо признать, что, поскольку нормы закона "О валютном регулировании и валютном контроле" носят достаточно формализованный характер, суды, как правило, применяют нормы прямого действия и, как правило, выигрывают в судах органы валютного контроля, то есть ФНС и ФТС. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, желающие выступить есть? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. Три минуты поставьте. ГАРТУНГ В. К. Я от фракции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Поставьте семь минут. ГАРТУНГ В. К. Постараюсь быть кратким. На самом деле вопрос очень серьёзный, но в то же время простой. Уважаемые коллеги, вот сейчас минуточку внимания. Вот смотрите, внешнеэкономическая деятельность: в нынешних условиях, когда в отношении России фактически ведётся торговая война как по импорту, так и по экспорту, наши экспортёры, ну, просто в тяжелейшей ситуации. И в этих, скажем так, боевых условиях мы, наверное, должны для них создать такие условия... ну, хотя бы самим не надо вредить, ну, как минимум, да? Согласитесь, что если хотя бы Российское государство не будет им вредить, не ставить их в заведомо неравные условия... Пока это не так. Вот на пальцах объясню вам сейчас, как это было до 24 февраля и как сейчас это происходит. До 24 февраля: у вас, например, заключён контракт с какой-то иностранной компанией, вы поставили товар, а вам вовремя не заплатили - и вы платите штраф, причём там бешеные штрафы. Нам тут говорят: ну, вины же вашей нет - вы пойдёте в суд. Я спросил: "Статистика какая?" - "Как правило, выигрывают органы валютного контроля". То есть вы ничего не выиграете. И все участники внешнеэкономической деятельности знают, что, если пойдут в суд и будут доказывать, что их вины нет, всё равно проиграют. Как же участники внешнеэкономической деятельности в этой ситуации поступают? Они понимают, что родное государство их всё равно обует, и идут и подписывают на любых условиях продление этих контрактов. То есть они фактически идут на поводу у недобросовестных контрагентов, им деваться некуда, иначе у них вообще всё заберут - от 75 до 100 процентов. Сейчас им говорят: "Нет, у вас не от 75 до 100 процентов валютной выручки заберут, а только 20-30 процентов". Подождите, но у них рентабельность 10 процентов, если у них 20-30 процентов заберут, это всё равно минус, да даже 3 или 5 процентов. За что мы их наказываем? Если уж мы понимаем, в какой ситуации наши экспортёры оказались, так давайте уберём эти штрафы. Нам говорят: "Доказывать вину..." Да послушайте, ну посмотрите судебную практику: кто где что будет доказывать?! Я вот объяснил, как это было до 24 февраля. А после 24-го, вообще никто ничего не отвечает, просто никаких ответов, деньги не идут и всё. И не получишь никаких документов, вообще никаких, не с чем в суд идти. А здесь тебя нахлобучит родное государство! И доказательную базу ты никогда не соберёшь, потому что там, с той стороны, тебе никто, ну, за тебя никто... Вы поймите, где мы сейчас находимся! То есть мы вынуждаем наших экспортёров бороться и там, и здесь - на двух фронтах. Может быть, мы не тем занимаемся? Конечно, направление правильное - снижать штрафы, но надо-то их не снижать, надо их убирать, понимаете? Если компания оказалась в тяжелейшей ситуации - убирайте штрафы. Да, есть процедура второго чтения, я согласен, можно во втором чтении пойти дальше. Но чтобы мы пошли дальше, мы должны сначала осознать, где мы вообще находимся, что мы должны сделать - не гнать вот так бегом, как сейчас, мы сейчас... Мы проголосуем за это, но во втором чтении дайте возможность шаг дальше сделать. Надо убирать эти штрафы. Вы участников внешнеэкономической деятельности спросите - они вам всё расскажут, вот то, что я вам рассказываю. Я не придумал ничего, я просто перед тем, как изучить законопроект, набираю номер телефона и спрашиваю у участников: "А как вообще на практике?" Вот я вам сейчас с трибуны рассказал, как на практике. И замминистра финансов подтвердил: да, действительно, в суде никто ни у кого ничего не выиграет, валютный контроль наложил - всё, штрафники, по полной программе. Ну а теперь я возвращаюсь к тому, с чего начал. Понимая, что их ждёт в суде, они правдами и неправдами со своими контрагентами договариваются, даже с Белоруссией, понимаете? Вот такая практика. Дальше. Нет репатриации валютной выручки. Хорошо, а если ты заплатил, а тебе товар не дошёл? Посмотрите, какие сейчас логистические проблемы: товар по договору в течение 30 дней должен прийти, а он тебе в течение года может не поступить, тогда совсем другие издержки будут. И всё равно ты под гнётом, под угрозой нарушения валютного законодательства, за которое тебя могут оштрафовать. Что в этой ситуации российский получатель товаров должен сделать? Он подписывает любые условия с иностранным контрагентом, чтобы только не произошло факта нарушения условий контракта, чтобы у него не пошла просрочка поставки товара. Вот она, реальность! И вот президент дал поручение, все понимают, что надо экспортёров поддерживать. Конечно, можно теперь отчитаться, сказать: вот, посмотрите, мы же теперь их не совсем убиваем - мы им только руки-ноги обрезаем, но мы же их не убиваем. Вот этот законопроект примерно об этом: раньше мы их совсем убивали, а теперь мы только будем отрезать конечности. Поэтому, коллеги, прошу вас, отнеситесь к этому серьёзно, ведь сегодня реально за каждый контракт нужно биться, нужно менять логистические цепочки, нужно менять, скажем так, пути получения валютной выручки. И если мы хотим, чтобы наша экономика выстояла, то давайте мы сделаем для этого хотя бы всё, что от нас зависит. Им и так тяжело будет, но давайте мы хотя бы свой путь пройдём. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Алексей Владимирович, заключительное слово? Нет необходимости. Николаю Гавриловичу Брыкину включите микрофон, содокладчику. БРЫКИН Н. Г. Спасибо, Иван Иванович. Я хочу отреагировать на выступление Валерия Карловича, это действительно имеет место, но то, что сегодня предлагается... Давайте всё-таки вернёмся к истории вопроса. За незаконные валютные операции граждане, ИП и юрлица могут быть оштрафованы в настоящий момент на 75-100 процентов суммы такой операции, фактически мы говорим о практически полном изъятии. Но внесённым законопроектом планка штрафов за незаконные валютные операции снижается до 20-40 процентов, а максимальный предел штрафа за нерепатриацию денежных средств - 5 процентов. Ну давайте согласимся, что эти предложения имеют позитивное значение. Предлагаемые меры по смягчению ответственности за нарушение валютного законодательства поддерживаются, так как они наиболее полно отвечают требованиям соразмерности наказания совершённому правонарушению. Понятно, что, может быть, в какой-то момент, когда это будет проанализировано, это и отменить придётся, если ситуация будет усугубляться. В условиях введённых Западом широкомасштабных санкций сбои при осуществлении внешнеэкономической деятельности неизбежны, и мы их видим повсеместно, поэтому снижение чрезмерно высоких штрафов актуально. И наверное, ко второму чтению нам - и в своих докладах и я, и докладчик от правительства говорили об этом - надо будет посмотреть всё-таки и какие-то предложения сформулировать, как мы участников ВЭД более сбалансированно могли бы поддерживать. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Гаврилович. Коллеги, обсуждение завершено. Ставится на голосование законопроект, пункт 19 порядка работы. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 27 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении. Спасибо.