Заседание № 352

14.04.2021
Вопрос:

О проекте федерального закона № 943007-7 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" (в части установления суммы оплаты труда, освобождаемой от обложения налогом на доходы физических лиц).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3548 по 3796 из 4311
Пункт 27, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 217         
Налогового кодекса Российской Федерации". И 28-й пункт, проект федерального     
закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О минимальном      
размере оплаты труда".                                                          
                                                                                
Ярослав Евгеньевич Нилов, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Сразу, чтобы    
поставить точку по поводу второго проекта закона, скажу: он является            
законопроектом-спутником - для того чтобы править налоговое законодательство,   
необходимо изменить, а точнее, позволить, изменив закон "О минимальном          
размере оплаты труда", внести соответствующие изменения в налоговое             
законодательство. Так как у нас налоговое законодательство правится             
отдельными законами, был внесён пакет из двух законопроектов. Комитет второй    
законопроект не поддержал исходя из того, что основной законопроект поддержан   
не был и в законе "О минимальном размере оплаты труда" установлен прямой        
запрет на применение МРОТ для иных целей, кроме тех, которые указаны в          
законе.                                                                         
                                                                                
Теперь возвращаюсь к первому законопроекту, внесённому депутатами фракции       
ЛДПР. Когда мы вносим проекты социально ориентированных, да и иных законов,     
требующих дополнительных расходов из федерального бюджета, нам всё время        
правительство говорит о том, что нет денег: индексировать пенсии работающих     
пенсионеров - нет денег; повысить пособия для тех, кто ухаживает за             
инвалидами первой группы, - нет денег; пособия для детей - нет денег;           
увеличить стипендии - нет денег. И возникает вопрос: если денег нет, ведь их    
можно где-то взять? И в качестве одного из источников фракция ЛДПР              
неоднократно предлагала, постоянно предлагает введение прогрессивной шкалы      
налогообложения, как это у нас было до 2001 года. Правительство неоднократно    
подобные инициативы отклоняло, но концепция данного законопроекта содержит      
норму, в соответствии с которой те граждане, которые получают небольшую         
заработную плату, меньше двух МРОТ в месяц, освобождаются от подоходного        
налога.                                                                         
                                                                                
Мы считаем, что прогрессивная шкала налогообложения уже начала                  
реализовываться в нашей стране: я напомню, что у нас для тех, кто получает      
свыше 5 миллионов в год, ставка НДФЛ не 13, а 15 процентов и средства из этой   
дельты имеют целевое назначение - для лечения орфанных заболеваний. Это было    
решение президента, и, таким образом, можно сделать вывод, что лёд тронулся и   
мы постепенно начали движение к переходу на прогрессивную шкалу                 
налогообложения. Но прогрессивная шкала налогообложения - это не только         
увеличение налогов для тех, кто получает много, но и снижение налогов для       
тех, кто получает мало. Если взять опыт развитых стран - давайте посмотрим на   
те же европейские страны, - на примере Германии мы видим, что для тех, кто      
получает относительно небольшую заработную плату, ставка налога ноль, а для     
тех, кто получает больше, ставка больше, это и есть прогрессивный принцип       
взимания налога.                                                                
                                                                                
Фракция ЛДПР подготовила соответствующий проект закона. На сегодня порядка 4    
миллионов наших граждан получают доход на уровне МРОТ и - задумайтесь! - с      
них ещё взыскивают подоходный налог в размере 13 процентов. Ну разве это        
справедливо?! Мы считаем это несправедливым, мы считаем несправедливым и тот    
уровень МРОТ, который зафиксирован законом сегодня. Поэтому мы предложили       
установить норму, в соответствии с которой граждане, получающие меньше двух     
минимальных размеров оплаты труда в месяц, могут воспользоваться ставкой ноль   
и не платить подоходный налог.                                                  
                                                                                
Оппоненты нам говорят, что якобы за этих граждан платит подоходный налог        
работодатель. На самом деле это долгая, вечная дискуссия, чьи это деньги,       
работника или работодателя, но если в трудовом контракте прописана сумма, с     
которой взыскивался подоходный налог 13 процентов, а теперь его взыскивать не   
будут, то, очевидно, эти деньги останутся тогда у работника. Если же            
работодателю не нужно будет платить эти 13 процентов, то это снижает            
налоговую нагрузку на бизнес, что тоже хорошо. Мы соответствующий проект        
закона подготовили, внесли и просим его поддержать.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Айрата Закиевича Фаррахова.                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по    
бюджету и налогам рассмотрел представленный проект федерального закона.         
Концепция не поддерживается по следующим причинам.                              
                                                                                
В материалах, прилагаемых к законопроекту, нет обоснования выбранной            
необлагаемой суммы, которая составляет примерно 25 тысяч рублей. При этом из    
текста законопроекта можно сделать вывод, что если заработная плата работника   
превысит даже на 1 рубль двукратный размер МРОТ, то полная сумма заработной     
платы будет облагаться налогом, что, на наш взгляд, несправедливо. По мнению    
комитета, предлагаемые норма и подход ставят в неравные условия граждан,        
находящихся в схожем социально-экономическом положении, и, что самое главное,   
это противоречит принципам налогообложения, которые закреплены в статье 3       
Налогового кодекса Российской Федерации "Основные начала законодательства о     
налогах и сборах".                                                              
                                                                                
Очень важный момент: именно такой подход может послужить фактором, который      
стимулирует работодателей минимизировать зарплаты с целью снижения налоговой    
нагрузки.                                                                       
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам отмечает в своём заключении, что это повлечёт за   
собой выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации. В              
финансово-экономическом обосновании к данному проекту федерального закона       
указано, что источником покрытия является профицит федерального бюджета,        
поскольку этот законопроект был внесён как раз в то время, когда мы принимали   
бюджет на 2020 год, тогда он прогнозировался профицитным, а на сегодня          
источников покрытия выпадающих доходов мы не находим.                           
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам также отмечает, что современная редакция           
Налогового кодекса ориентирована на снижение налогового бремени                 
налогоплательщиков за счёт применения различных вариантов: стандартных,         
социальных, инвестиционных, имущественных, налоговых вычетов, каждый из         
которых направлен на поддержку отдельных категорий граждан. Необлагаемый        
минимум дохода как форма предоставления вычета, как форма предоставления        
поддержки гражданам не имеет адресного подхода, который сегодня всё больше      
превалирует в борьбе с бедностью, в том числе в принимаемых нами решениях.      
                                                                                
Правительство в своём заключении отмечает, что существующая система обложения   
подоходным налогом, механизм предоставления налоговых вычетов, установление     
доходов, не подлежащих обложению НДФЛ, - всё это позволяет говорить в целом о   
сбалансированном подходе, который учитывает интересы как налогоплательщиков,    
так и бюджетной системы. Счётная палата, правительство не поддерживают          
принятие данного проекта федерального закона.                                   
                                                                                
На законопроект поступило 8 положительных отзывов представительных органов, 2   
положительных отзыва высших исполнительных органов государственной власти,      
при этом 12 представительных и 38 исполнительных органов государственной        
власти высказались против принятия данного проекта федерального закона.         
                                                                                
Комитет по бюджету и налогам предлагает отклонить данный проект федерального    
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Моляков Игорь Юрьевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. Уважаемый Айрат Закиевич, вот в верном направлении принято        
решение о сохранении ежемесячного дохода должника в размере не ниже величины    
прожиточного минимума, а теперь депутат Нилов предлагает, как мне кажется,      
законопроект из того же логического ряда. Он говорит: давайте мы не будем       
брать налог с тех, кто имеет крайне маленький доход. Да даже вот на этот        
двойной прожиточный минимум выжить очень трудно. То есть получается так, что,   
с одной стороны, мы поддерживаем должника-гражданина, а с другой -              
отказываемся. Мне кажется, это законопроекты одного порядка и их надо           
принимать один за другим, ну, грубо говоря, паровозиком. Или вы так не          
считаете?                                                                       
                                                                                
ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Игорь Юрьевич, ну, я готов ещё раз кратко изложить     
все аргументы, которые высказаны в заключении Комитета по бюджету и налогам.    
Первое, мы считаем, что это не будет реализацией адресного подхода к            
социальной помощи, а государство старается развивать сейчас формат              
социального казначейства, именно оказывать адресную помощь. Второе, в           
документах к законопроекту отсутствуют источники компенсации выпадающих         
доходов бюджетам субъектов Российской Федерации. И третье, данный               
законопроект ставит в неравное положение находящихся в одинаковом положении     
граждан. Именно по этим признакам и, самое главное, потому, что законопроект    
открывает возможность для оптимизации налогообложения недобросовестным лицам,   
мы против данного законопроекта.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить? Есть.                         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Иванов Сергей Владимирович.                                                     
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, я хочу, чтобы вы немножко отвлеклись от своих   
дел и задумались над одной очевидной вещью. Скажите, пожалуйста, откуда         
вообще берутся зарплаты бюджетников? Наверное, ни для кого не секрет, что       
зарплаты бюджетников формируются за счёт налоговых поступлений в                
государственную казну, ну, я думаю, это очевидно.                               
                                                                                
Теперь смотрите. Для того чтобы выплатить 100 рублей зарплаты бюджетнику        
бухгалтерия должна ещё начислить 13 процентов, то есть 13 рублей. У нас в       
стране 33 миллиона человек работают в бюджетной сфере, это больше трети         
трудоспособного населения, и всем этим людям начисляется подоходный налог.      
Откуда он берётся? Из тех же налоговых поступлений. Вот если мы прекратим       
впустую гонять эти деньги: брать из бюджета, передавать в бухгалтерию,          
которая начисляет бюджетникам, а потом эти же деньги обратно возвращает (на     
них навариваются только банковские структуры), то мы просто-напросто            
высвободим огромные деньги, порядка, там, я не знаю, нескольких сотен           
миллиардов рублей. Это же элементарно, коллеги, посчитайте! Да, я понимаю,      
должна быть справедливость, то есть не важно, сколько ты получаешь, 100 тысяч   
- платишь 13 процентов с этого, получаешь миллион, значит, платишь 130 тысяч,   
это правильно, согласен. Но вот вы спрашиваете: откуда взять деньги? Да вот     
отсюда давайте и возьмём эти деньги. Вы впустую миллиарды рублей гоняете!       
                                                                                
Вы нам сейчас говорите о выпадающих доходах и так далее. Но все деньги,         
которые получают бюджетники, идут из налоговых поступлений, из нашей сырьевой   
базы и так далее. Это элементарно можно сделать! Да, два прожиточных минимума   
- это, может быть, неправильно, как вы считаете. Действительно, кто-то          
работает и получает примерно столько, он не попадёт в эту категорию, но хотя    
бы 4 миллиона человек, которые живут на вот этот прожиточный минимум, на        
минимальный размер оплаты труда, 12 с лишним тысяч, вот их-то мы можем          
совершенно спокойно освободить от этого подоходного налога, если примем вот     
такие меры!                                                                     
                                                                                
Я считаю, говорить о том, что неоткуда взять деньги, неправильно. Предлагаю     
поддержать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ооржак Мерген Дадар-оолович, пожалуйста.                  
                                                                                
ООРЖАК М. Д. Многоуважаемый Александр Дмитриевич, данный законопроект также     
очень подробно рассматривался Комитетом по бюджету и налогам, и Айрат           
Закиевич дал очень подробные и чёткие разъяснения по данному законопроекту.     
Хотел бы отметить, что освобождение от уплаты налога на доходы физлиц в         
размере, не превышающем двукратной суммы минимального размера оплаты труда,     
приведёт к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации и         
местных бюджетов, размер и источник компенсации которых в законопроекте не      
определены. В связи с этим и с учётом изложенного фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ"       
будет голосовать против данного законопроекта.                                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик? Содокладчик? Нет.      
                                                                                
Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении         
изменения в статью 217 Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 27.      
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     92 чел.                                          
Не голосовало                 358 чел.79,6 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принимается.                                                                 
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 3 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", пункт 28.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 55 мин. 59 сек.)                 
Проголосовало за               96 чел.21,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.