Заседание № 86

11.03.2005
Вопрос:

О проекте федерального закона № 94268-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (об исключении из числа видов муниципальных образований муниципальных районов и городских округов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4502 по 4838 из 5553
Пункт 22, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской      
Федерации". Государственное Собрание - Курултай - Республики Башкортостан       
доверило представлять законопроект депутату Госдумы Михаилу Евгеньевичу         
Бугере.                                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
БУГЕРА М. Е., фракция "Единая Россия".                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Артур Николаевич! В данном законопроекте речь      
идет о следующем.                                                               
                                                                                
К сожалению, по нашему мнению, концепция основного закона - "Об общих           
принципах организации местного самоуправления..." - противоречит тем реалиям,   
которые существуют в настоящее время в Российской Федерации. К сожалению,       
принята концепция так называемого двухуровневого местного самоуправления, то    
есть мы имеем местное самоуправление на уровне поселений и выше - на уровне     
районов, на уровне городов. На наш взгляд, это неправильно. Дело в том, что в   
той концепции, которая предложена в данном законе, местное самоуправление       
никогда в Российской Федерации не развивалось и не имеет никакого опыта         
своего существования. То есть при переходе на данные основы мы будем иметь      
определенные социальные, экономические и политические потрясения. В             
частности, вы помните, что пятнадцать лет назад мы перешли к выборности         
руководителей субъектов Федерации, и этот опыт мы испытывали на протяжении      
пятнадцати лет, но сейчас от этого опыта нам пришлось отказаться и вернуться    
к их назначению.                                                                
                                                                                
То же самое, по нашему мнению, может произойти и в случае полного отделения     
местного самоуправления от государственной власти, как это предложено и         
прописано в действующем законе. Речь идет о том, что на уровне поселения, на    
уровне внутригородского муниципального образования местное самоуправление       
должно и может существовать. Кстати, опыта осуществления такого местного        
самоуправления до сих пор нет. Мы говорим о нем чисто теоретически. Поэтому     
предложение Государственного Собрания Республики Башкортостан состоит в том,    
чтобы ограничить число уровней местного самоуправления одним: поселок и         
внутригородское образование. На уровне района и на уровне города предлагается   
сохранить вертикаль власти, как это сейчас мы сделали на уровне субъектов       
Федерации, то есть мы с вами, все вместе, пришли к выводу, что на уровне        
субъектов Федерации выборность противоречит устоям нашего государства.          
                                                                                
В России всегда существовала централизация государственной власти, и это было   
объективно. Сейчас, одномоментно, отказаться от этого - а мы с вами имеем       
опыт последних пятнадцати лет - очень вредно для целостности нашего             
государства. Конечно, здесь затронуты интересы очень многих групп, очень        
многих влиятельных лиц. Но тем не менее Государственное Собрание Республики     
Башкортостан предлагает ограничить в пределах Конституции Российской            
Федерации местное самоуправление только нижним уровнем - уровнем поселений и    
внутригородских образований. Потому что если это продолжать и дальше -          
отделять так называемое местное самоуправление от государства, - то на          
местном уровне мы будем иметь анархию, мы будем иметь развал социальных и       
экономических отношений, не говоря уже о политическом противоборстве,           
совершенно ненужном, не говоря уже о том, что будут многие негативные           
последствия, которые мы с вами уже на протяжении последних десяти -             
пятнадцати лет очень часто наблюдали в различных регионах Российской            
Федерации. Самый яркий пример - это город Владивосток, где до сих пор не        
существует нормального местного самоуправления по причине блокировки на         
выборах различных местных сил по отношению друг к другу.                        
                                                                                
Возражения комитета, Правового управления и Правительства Российской            
Федерации о том, что предложенный законопроект противоречит концепции           
существующего закона, по нашему мнению, несостоятельны, поскольку наш           
законопроект направлен именно на изменение концепции подхода к местному         
самоуправлению в Российской Федерации. На наш взгляд, та концепция местного     
самоуправления, которая принята и которая проводится законодательно в           
настоящий момент, наносит ощутимый вред целостности Российского государства.    
                                                                                
Мы предлагаем изменить концепцию - взгляд на местное самоуправление - и         
принять представленный нами законопроект.                                       
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Владимира    
Семёновича Мокрого. Пожалуйста.                                                 
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый Артур Николаевич, уважаемые коллеги! Я начну с последнего             
заключения, которое высказал от имени Государственного Собрания Республики      
Башкортостан Михаил Евгеньевич Бугера. Действительно, настоящий законопроект    
дает нам практически новую редакцию Федерального закона "Об общих принципах     
организации местного самоуправления..." и вводит новые понятия, касающиеся и    
формирования органов местного самоуправления, и территориальных принципов       
организации местного самоуправления, несмотря на то что реализуется 131-й       
закон и реализация его находится уже как бы на серединном пути переходных       
положений. Два слова о тех понятиях, которые вводятся новым законом. Кстати,    
надо отметить, что это один из самых больших законопроектов по объему, по       
содержанию и фактически это переписанный закон "Об общих принципах              
организации местного самоуправления...".                                        
                                                                                
Вводится понятие административно-территориальной единицы - именно так           
называется теперь территория, непосредственно входящая в состав территории      
субъекта Российской Федерации. Определение данных единиц будет осуществляться   
в порядке административно-территориального устройства субъекта Российской       
Федерации, которое является предметом его ведения. Таким образом,               
предложенный законопроектом подход создает возможность исключить                
осуществление местного самоуправления на любой части территории Российской      
Федерации, что противоречит не только концепции, как было сказано,              
Федерального закона "Об общих принципах организации местного                    
самоуправления...", но и Конституции. Есть многие другие нормы, включенные в    
этот законопроект, которые предполагают установление органов местного           
самоуправления законом субъекта Российской Федерации на части территории        
субъекта по его усмотрению.                                                     
                                                                                
Заключение правительства, заключение комитета по данному законопроекту          
отрицательные, и хотел бы еще отметить, что сорок три субъекта Российской       
Федерации также высказались против его принятия.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, первое чтение. Вопросы есть к докладчикам? Нет. Есть ли      
желающие выступить? Один. Пожалуйста, Буренин.                                  
                                                                                
Включите микрофон Буренину.                                                     
                                                                                
БУРЕНИН А. В., фракция "Единая Россия".                                         
                                                                                
Я тоже считаю, что законопроект, безусловно, нужно отклонять, наверное, уже     
точка невозврата по реформе пройдена, но мы должны обратить внимание на         
данную законодательную инициативу и на подобную инициативу других               
заинтересованных сторон по той простой причине, что если применять реформу      
местного самоуправления в том виде, в котором она утверждена, то страну с 1     
января ждет достаточно серьезный кризис на самом деле. Это касается многих      
непроработанных вопросов, например вопросов становления финансовой системы.     
                                                                                
По сути дела, если не изменить сейчас ни организационных основ, ни основ        
действующего законодательства о местном самоуправлении, у нас с 1 января в      
большинстве новых муниципальных образований просто не запустится бюджетный      
процесс, и мы уже в январе будем иметь и социальные проблемы, и связанные с     
этим политические проблемы. Я думаю, что то, что произошло после принятия       
122-го закона, - это на самом деле меньшие отрицательные последствия, чем те,   
что будут после реализации 131-го, если мы ничего не изменим, и сейчас мысли    
о том, что всё это рассосется само по себе, регионы справятся, а задача         
правительства - контролировать, по-моему, абсолютно необоснованны. Поэтому,     
отвергая данный законопроект, мы как минимум должны думать о том, что,          
наверное, уже пора прекращать рассматривать реформу местного самоуправления     
как текущий вопрос исключительно профильного комитета, поднимать уровень        
рассмотрения этого вопроса и по меньшей мере признавать, что существуют         
объективные причины для пересмотра самих основ реформы местного                 
самоуправления, иначе нам в новом году придется делить все политические         
последствия, и это будет значительно серьезнее, еще раз повторю, чем то, что    
было после принятия 122-го закона.                                              
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, депутат Кулик.                                                      
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я бы просил комитет по местному самоуправлению... Я не готов        
категорически сказать, что нужно поддержать башкирский вариант законопроекта,   
но совершенно очевидно, что то, что мы приняли по местному самоуправлению,      
нуждается в серьезной доработке и осмыслении.                                   
                                                                                
Бесспорно, всех беспокоит тот факт, что мы сегодня вернулись к ситуации,        
когда у нас в районном центре существовало два органа, допустим, были           
когда-то исполком сельский и горисполком. Мы знаем, к чему это привело и как    
мы из этой ситуации выходили. У нас в стране огромный, богатый опыт.            
                                                                                
Многие другие нормы, которые сегодня прописаны в этом законе, нуждаются в       
серьезном уточнении, поскольку применение их вызывает серьезные нарекания у     
местных органов, и мы не можем к этому не прислушиваться. Если можно было бы    
принять такое решение, то нужно все-таки поручить комитету на основе тех        
многочисленных обращений в Государственную Думу, тех замечаний, которые         
высказывают при встречах все буквально, кто работает в этой сфере и проживает   
в сельской местности, подготовить какой-то вариант предложений по уточнению     
этого законопроекта. Если для этого, вы считаете, нужно создать какую-то        
группу, как мы это обычно делаем, из заинтересованных комитетов и               
заинтересованных депутатов Государственной Думы, можно пойти по этому пути,     
но совершенно очевидно, что не замечать проблем, которые связаны с              
практической реализацией этого закона, - значит просто отвернуться от той       
реальной действительности, ситуации, которая сегодня существует в России.       
                                                                                
Мое предложение: одновременно с отклонением предложить профильному комитету     
подготовить, если хотите, постановление Государственной Думы, создать такую     
комиссию, еще раз повторяю, из заинтересованных депутатов и комитетов,          
которые хотели бы войти в ее состав, для того чтобы поработать над законом,     
который сегодня начал действовать, с точки зрения его уточнения, если нужно,    
модернизации, а если нужно, то и с точки зрения изменения концепции отдельных   
статей и его толкования.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, коллега Багишаев.                             
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
БАГИШАЕВ З. А., фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что предложенный Республикой Башкортостан           
законопроект очень интересный и с точки зрения законодательных норм, и с        
точки зрения практического его исполнения. Ведь дело касается не просто той     
или иной формы избрания органов местного самоуправления, по существу, речь      
идет о системе управления государством, о системе управления на низших          
ступенях органов власти. Здесь несколько лет тому назад часто говорили о        
феномене Татарстана и Республики Башкортостан. В чем тут дело было? А дело      
как раз заключалось в том, что сейчас предлагает Курултай Республики            
Башкортостан, - в системе управления. Там, на тех уровнях, о которых мы         
сейчас ведем речь, управление всегда было назначаемым, и только в силу того,    
что оно было управляемым, оно могло решать те задачи, которые есть на           
сегодняшний день. Если внимательно посмотреть всю новейшую историю              
государств, то мы можем сказать, что все великие государства стали такими       
именно потому, что была налажена унитарная система государства. А вот те,       
которые потом снизошли, пропали, как мы видим сегодня, только в силу того,      
что следовали демократическим принципам в ущерб управляемости государства. Я    
думаю, что нельзя здесь... Вы смотрите, мы уже практически пришли на            
региональном уровне к назначению региональных руководителей, а вот на местном   
уровне мы считаем, что только выборная система.                                 
                                                                                
Я не считаю, что мы тут нарушаем Конституцию, я согласен с депутатом Куликом    
в том, что есть проблема, и мы с этой проблемой столкнемся в самое ближайшее    
время. Я не думаю, что это вопрос безнадежный, всё равно мы к этому придем      
рано или поздно, и поэтому я согласен с депутатом Куликом в том, что            
необходимо решить тот вопрос, который он предложил. Я думаю, что проблема       
имеет место и, как говорится, должна быть рассмотрена всесторонне и глубоко.    
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Бугера Михаил Евгеньевич, заключительно слово, пожалуйста.                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
БУГЕРА М. Е. Уважаемые коллеги, Артур Николаевич! Дискуссия показала, что тот   
подход, который предлагается к внедрению в настоящее время, порочен.            
Республика Башкортостан в лице своего Госсобрания предложила вариант решения    
тех проблем, с которыми мы столкнемся в ближайшее время. Может быть, в этом     
подходе есть какие-то недостатки, но при подготовке ко второму чтению они       
могут быть устранены. Просьба принять данный законопроект в первом чтении,      
ибо именно это подтолкнет и Комитет по вопросам местного самоуправления, и      
все соответствующие структуры, которые связаны с данной проблемой, к решению    
вопроса. Если мы сейчас просто отбросим данную инициативу, то ничего и не       
будет. Предлагаю принять законопроект во втором чтении.                         
                                                                                
Спасибо, Артур Николаевич.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Владимир Семёнович Мокрый, пожалуйста.                                          
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Уважаемые коллеги, дискуссия не такая длительная и не такая        
большая, откровенно говоря, а вопрос достаточно сложный и серьезный. И я,       
первое, хотел бы отметить, что принятие 131-го закона "Об общих принципах       
организации местного самоуправления..." не имело целью дать новую редакцию      
закона "Об общих принципах организации местного самоуправления...". Мы с вами   
принимали 131-й закон вместе с 95-м законом, об органах госвласти в субъектах   
Российской Федерации, вместе с концепцией государственного развития,            
разграничения полномочий, и все последующие федеральные законы, которые мы с    
вами приняли уже в новом созыве, четвертом созыве Государственной Думы,         
свидетельствует о развитии государственного законодательства в этой области.    
Сегодня попытка не просто уточнить, исправить какие-то моменты в законе, а      
подменить этот закон является, на мой взгляд и на взгляд моих коллег, не        
просто неправильной, а даже опасной тенденцией.                                 
                                                                                
Еще один момент хотел бы отметить. В последнее время очень часто в прессе в     
дискуссиях и в публичных выступлениях, в том числе и наших коллег-депутатов,    
звучит то, что всё равно всё будет изменено - всех мы будем назначать, всех     
мы будем выстраивать в вертикаль и так далее. Это, к сожалению, лишний раз      
дает повод на местах не спешить с реализацией закона. И в некоторых субъектах   
Российской Федерации, действительно надо отметить, наблюдается такая пауза,     
ожидание того, что все-таки приостановят реализацию этого закона.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Я хотел бы отметить - Артур Николаевич, прошу прощения - одну      
фразу по предложению Геннадия Васильевича Кулика.                               
                                                                                
Действительно, закон требует уточнения отдельных норм и положений, но           
концептуально он поменяться сегодня уже не может, поскольку он соответствует    
духу и букве Конституции. Это первое.                                           
                                                                                
Второе. Чтобы совершенствовать этот закон, действительно необходимо             
отслеживать изменения и вносить поправки. Для этого создана комиссия при        
Президенте Российской Федерации по развитию федеративных отношений и местного   
самоуправления, ее возглавляет Медведев Дмитрий Анатольевич. А рабочую группу   
по совершенствованию законодательства в области местного самоуправления         
возглавляет помощник президента Игорь Иванович Шувалов. И практически           
еженедельно идет анализ. Я приглашаю сегодня всех депутатов принять участие в   
работе этой комиссии, мы график заседаний рабочей группы сообщим фракциям       
Государственной Думы, чтобы все могли принимать участие в обсуждении.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          
                                                                                
По ведению - Курьянович. Пожалуйста. И Кулик потом.                             
                                                                                
КУРЬЯНОВИЧ Н. В. Я просто не успел записаться на выступление. Я буквально       
коротко.                                                                        
                                                                                
Ни в коем случае нельзя за данный законопроект голосовать! Почему Татария,      
Башкирия, Чечня всё время требуют каких-то особых преференций, особого          
внимания к себе?! Проголосовав за этот законопроект, мы создадим тем самым      
опаснейший прецедент. Почему они всё время из общей колеи хотят выбиться?! И    
вот Зайнулла Абдулгалимович сказал, что мы за унитарное государство. И мы       
тоже за унитарное государство: чтобы не было ни Башкирии, ни Татарии, ни        
Чечни, а была Уфимская, Казанская губернии! И чтобы всё приводить в             
соответствие. Поэтому нельзя голосовать за этот законопроект.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно.                                                     
                                                                                
Кулик Геннадий Васильевич. По ведению только, прошу вас.                        
                                                                                
КУЛИК Г. В. Я по ведению. Я только хочу сказать, что если уже создана и         
работает такая группа, то мое предложение кажется не очень убедительным.        
Почему же у нас в Государственной Думе, где разработан, принят этот закон, мы   
этого не делаем? Это тем более тогда надо сделать. И я как раз не свожу всё     
только к тому, как назначать, меня многие другие проблемы беспокоят. Я вам      
привел один из вопросов. Я сам не знаю пока, как будет в итоге, когда           
районный центр будет самостоятельным муниципалитетом, где сосредоточено 90      
процентов доходной базы. А как будут развиваться остальные муниципалитеты -     
пока никто ответа не дал. Поэтому я как раз предлагаю этот вопрос рассмотреть   
не только с определенных позиций, но и с позиции того, как он будет работать    
практически.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемый, Геннадий Васильевич, голосуем.                 
                                                                                
Кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении?                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 45 мин. 50 сек.)                 
Проголосовало за               14 чел.3,1%                                      
Проголосовало против           26 чел.5,8%                                      
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                     41 чел.                                          
Не голосовало                 409 чел.90,9%                                     
Результат: не принято